Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
10.08.2020
18:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1286]
Суздаль [393]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [130]
Гусь [151]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [110]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [56]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [103]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [111]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе в 1881 г.

Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе

1. Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии
2. Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе в 1881 г.
3. Публичные народные чтения в гор. Вязниках в 1882 г.
4. Публичные чтения в Суздале в 1882 г.

В воскресенье, 29-го ноября 1881 года, с разрешения и по благословению нашего деятельнейшего и доброго, всю жизнь свою посвятившего благу своей паствы, Архипастыря, Преосвященнейшего Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского, открыты в Шуе публичные, бесплатные чтения для народа в зале шуйского земства, которую любезно уступил для чтений достопочтенный председатель земской управы Димитрий Константинович Бальмонт. В этой же зале обыкновенно происходят заседания окружного суда, съезда мировых судей и уездного земского собрания. Зала роскошная, но необширная; мест для сиденья в ней не более ста.
Заранее напечатаны были и разосланы гражданам печатные объявления об открытии чтений. Имея в виду только сто мест для сиденья, решено было пускать в залу посетителей по билетам, которые и были напечатаны в количестве ста. Но это количество оказалось слишком ограниченным. Ими была удовлетворена разве только десятая часть желавших быть на чтениях. Все билеты были разобраны еще дня за три до чтений. Открытие было назначено в 6 часов вечера вышеозначенного дня. Но много ранее этого времени коридор был переполнен народом, не имевшим входных билетов. Теснота в коридоре сделалась страшная, и имевшие входные билеты с большим трудом пробирались в залу, а многие из них принуждены были удалиться. В задней стороне залы оставлено было свободное место для стоянья, и вот туда-то были впущены не имевшие билетов. Зала быстро наполнилась народом из всех классов общества. Свободное место пред публикой, назначенное для священников, имевших читать и для экрана с фонарем, было битком набито стоявшими посетителями; коридор был также переполнен, а к дому подходили все новые и новые толпы, которых положительно не возможно было впустить, потому что каждый свободный шаг быль уже занят. В зале и коридоре поместилось не менее 500 человек. Тут были: и духовенство, и дворянство, и представители науки и власти, и купечество, и мещане, и крестьяне, лица обоего пола.
Ровно в 6 часов вечера певчие стройно запели нотное: «Царю небесный»... Все сидевшие быстро, как один человек, благоговейно поднялись с своих мест, осеняя себя крестным знамением, и с величайшим внутренним наслаждением выслушали молитву Святому Духу. Когда пение окончилось, священник Правдин Евлампий обратился к присутствовавшим с следующею речью:
«Весьма отрадно для служителей Христовых видеть такое многочисленное и разнообразное общество христиан, собравшихся сюда не на спектакль какой-нибудь, не на представление цирка, не на музыкальный вечер, — а для того, чтобы послушать здесь из уст пастырей церкви живое и назидательное слово о Боге и Господе нашем Иисусе Христе, о святой вере в Него и о том, как мы должны жить здесь по вере Христовой и по заповедям Господним.
Здесь, в этой зале, с благословения Преосвященнейшего Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского, по воскресным и праздничным дням будут неопустительно производиться городскими священниками бесплатные чтения, предметом которых будут служить: священная история ветхого и нового завета, жития святых, объяснение Евангелия и Богослужения православной церкви, рассказы о том, как началась и распространялась на всей земле и в частности — в нашем отечестве святая Христова церковь, объяснение символа веры, молитвы Господней и десяти заповедей закона Божия и другие статьи духовно нравственного содержания, равно как и рассказы из русской гражданской истории. Чтения, как видите, имеют возвышенную, святую и спасительную цель. В самом деле: христианин, сомневающийся в каких-нибудь истинах веры, слушая здесь также, как и в храме Божием слово Божие с хорошим, понятным объяснением его, может укреплять свою веру в Господа и сделать ее разумною и живою. Слушая рассказы о святой жизни угодников Божиих, об их терпении в несчастиях, об их преданности воле Божией, об их любви к бедным и несчастным, о довольстве их своим состоянием, каково бы оно ни было, об их смирении, незлобии и прочих добродетелях, мы сами невольно заглянем в свою душу и, увидя ее пустоту и нравственную испорченность, будем, невозможности, стараться исправить испорченность души своей и украсить ее добрыми свойствами и делами. Слушая здесь и в храме Божием Евангельские рассказы о земной жизни Спасителя, рассказы о том, так Господь любил здесь всех людей, как Он добр был ко всем и милостив, — кто из нас не постарается избегать жестокости к ближним своим? Чье сердце не смягчится и кто не научится любит меньших братий своих? Смотря на священную картину, изображающую распятие Господа, Святейшего святых, ни в чем неповинного, — видя Его на кресте изъязвленного, поруганного, осмеянного, окровавленного, в терновом венце, и в тоже время молящегося Богу Отцу за своих распинателей, — кто не прольет умилительной, покаянной слезы? Кто не даст обещания избегать вражды и мщения? Кто не будет стараться прощать обиды и оскорбления врагам своим? Кто не научится кротости и терпению? А если бы все означенные добродетели упрочились в душе нашей, то как мы были бы счастливы и блаженны еще здесь на земле? Не было бы тогда между нами ни зависти, ни ссор, ни вражды; правда, мир и любовь царствовали бы между нами; сладкая отрада чувствовалась бы постоянно в душе нашей, и был бы тогда рай на земле. Несчастия и житейские скорби не подавляли бы нас своею тяжестью; нужда и бедность не казались бы нам слишком тяжким бременем, потому что мы знали бы тогда, что Промысл Божий разными путями ведет нас к будущей вечной, блаженной жизни, и что не в богатой жизни счастье человека, ибо и через золото слезы льются, а в чистой совести и душевном покое, которым Господь награждает людей, хотя и бедных, но добродетельных и довольных своей участью. Достигнуть, хотя частью, такого состояния души своей мы можем тогда, когда и в храме Божием, и здесь будем поучаться в законе Господнем, внимательно слушать слово Божие и жить сообразно с учением его. Если одна десятая часть добра и пользы из открывающихся чтений укоренится в сердце нашем, то и тогда мы много приобретем в деле своего нравственного усовершенствования.
Но особенно чтения будут полезны для простого рабочего люда. До сих пор, имея по воскресным и праздничным дням много свободного времени, многие из народа не знали, как распорядиться своим досугом. Утром они сделают доброе и спасительное дело: сходят к Божественным службам — к утрени и литургии; после обеда отдохнут от недельных, очень не легких, телесных трудов своих, а вечер девать им уже некуда. И вот — многие из них идут от скуки в кабак или в трактир. И это бы еще — ничего. Ну побыли в трактире, напились чаю с знакомыми, поговорили с ними о полезных житейских, хозяйственных делах, послушали газетных новостей и отправились домой. Но не так бывает на деле; беда в том, что простой, рабочий русский человек, пришедши в трактир или кабак, выпьет он рюмку, но не остановится на ней, а большею частью напивается уж пьян. А тут, как из земли, вырастают пред ним приятели, друзья, которых он прежде нигде не видывал да в трезвом виде и видеть-то никогда бы не пожелал; это — завсегдатаи питейных и подобных заведений, живущие изо дня в день на счет других. Сошедшись с этими лицами — с этой общественной язвой, простой и добрый по природе рабочий русский человек кончает вечер с ними тем, что, под звуки гармоники и безобразного пения столь же безобразных песен, пропивает весь свой недельный заработок; только глухая полночь загоняет его домой, вдобавок, пожалуй, без сапог и верхней одежды, которую снимут с него его новые друзья и приятели в благодарность за его же угощение. А дома жена и дети давно уже спят и спят полуголодные. Встав на другой день с больной головой, такой человек не идет уже на обычную работу, за что хозяин записывает ему значительный штраф и таким образом и следующий день у него потерян. А между тем жена и маленькие дети просят у него хлеба, обуви, одежды... Грустная, но верная картина! Но вот он отрезвился; снова принимается за работу; усердно трудится неделю. Но пришел праздник; вечер посвятить ему не на что, и он от скуки снова отправляется в веселые места; его уж тянет туда по привычке. И опять — та же печальная история; опять — те же гибельные последствия.
Согласитесь: разве это неправда? Разве сами вы не знаете тому множества примеров? — Не величайшим ли из благодеяний будут для таких лиц публичные, бесплатные чтения о душеспасительных предметах? Здесь 1 ½ - 2 часа они проведут и весьма приятно и весьма полезно даже для телесного своего здоровья, не портя его пьяной и бессонной ночью. А сколько пользы для души! Вместо гармоники и безнравственных песен он будет слушать здесь стройное пение умилительных духовных псалмов и песнопений. Вместо зрения на грубный порок, в его безобразной наготе, взор его будет услаждаться картинами священного содержания. Выслушает здесь чтения о священных предметах, рабочий человек едва ли уже пойдет в места пьянства и безобразия: совесть проснется здесь в нем и не пустит его туда. Скорее всего он отправится домой; расскажет семье своей все, что выслушал на чтениях, и с спокойным духом ляжет спать. Утром встанет он свежим, бодрым, здоровым и готовым на обычный труд свой, который будет у него успешнее и благодарнее. Заработок всегда будет у него цел; семья будет сыта, одета, обута, да и на черный день он скопит что-нибудь. Так как пример родителей сильно действует на детей, то правильною своею жизнью и честным трудом он и в детях своих возбудит любовь к такой жизни и к честному труду и со временем сделает из них прекрасных, трудолюбивых, честных работников и добрых христиан. Рассказывая детям все, выслушанное на чтениях, он посеет в них первые семена веры и благочестия, которые впоследствии принесут обильный плод. Если 10, 5, даже 2 христианина, сбившиеся с прямого жизненного пути, будут направлены чтениями на путь правый — путь истины, добра и правды, если 3, 2 грешника будут обращены ими на путь добродетели, то и тогда совершено будет ими дело великое, святое и угодное Господу. Если на небе, между Ангелами, бывает великая радость и об одном грешнике кающемся, то какая радость будет там, если не один, а несколько грешников сознают свою греховность и обратятся к Богу? И что может быть угоднее Богу, что может быть приличнее воскресным и праздничным дням, как не провождение их во храме и в местах душеполезных, общественных чтений? А как истинно таким провождением воскресных и праздничных дней будем мы прославлять святейшее имя Божие!
Посещайте же, слушатели, открывающиеся чтения с полным усердием, внимательно выслушивайте их и еще внимательнее проводите их в свою жизнь, и особенно — вы, меньшие братья наши, простой рабочий люд! Для вас будет от них неоценимая польза. Да и для самих хозяев ваших будет от них польза немалая. Религиозный, честный, трезвый, трудолюбивый работник для них — клад. Он один сделает для них более, чем пять или более работников нетрезвых, невнимательных, делающих дело небрежно, кое как, лишь бы протянуть как-нибудь условные рабочие часы и получить условную заработную плату. Дайте же и вы, хозяева их и вообще все люди состоятельные, дайте им возможность сделаться добрыми христианами и хорошими работниками. Служители церкви, ваши отцы духовные, готовы с полным усердием потрудиться на пользу народа; и вне храма, в этих стенах они с любовью и бескорыстием будут учить народ истинам святой веры и христианской нравственности. Но и общество, в лице состоятельных членов своих, не должно оставаться холодным зрителем их святого дела, а должно своими денежными средствами всячески споспешествовать его развитию и процветанию. Без их сочувствия предпринимаемое весьма полезное, святое дело может остановиться за недостатком средств на расходы по чтениям, особенно на певчих, присутствие которых на чтениях для всех так желательно. Мы желали бы из добровольных приношений составить такой капитал, одних процентов с которого было бы достаточно на все расходы по чтениям. Тогда святое дело духовного просвещения народа продолжалось бы не 3, не 5 лет, а во веки. Мы отойдем в вечность; наше поколение сменится новым; то в свою очередь сменится другим, но все будущие поколения с благодарностью будут вспоминать своих предков, не жалевших на добрые дела ни трудов своих, ни средств. Представляя себе прекрасный пример их, они сами будут подражать им; сами будут любить народ и заботиться об его благе. Еще более желали бы мы, чтобы на средства города и земства было построено новое, не дорогое, но обширное помещение специально для народных чтений. Питаем приятную, хотя и смелую надежду, что город и земство со временем осуществят наше доброе желание. Некоторые добрые и почтенные граждане оказали нам на расходы по чтениям значительные пожертвования, за что мы приносим им искреннюю благодарность. Дай Бог, чтобы благому примеру их последовали и многие другие.
В заключение обратимся мысленно с пламенною молитвою к Господу Богу о том, чтобы благословение Его, Всесвятого пребывало на чтениях от ныне и до века, чтобы Он — Премудрый научил нас учить темный народ святым истинам веры и нравственности, чтобы помог нам Своею благодатью сеять в народе все святое, все разумное, доброе, вечное, — чтобы семена эти возросли в роскошную жатву и принесли обильный плод.
Господи! пошли мир и свет людям Твоим»!

По окончании речи, певчие пропели: «Хвалите Господа с небес». Затем начались самые чтения. Первым читал о. протоиерей Ф. Дунаев. Предметом его чтений были первые четыре дни творения Богом мира. Когда он кончил довольно продолжительное чтение, певчие пропели: «яко елень на источники водныя». После этого о. протоиерей М. Миловский объяснил воскресное Евангелие, а священник В. Покровский сказал назидательную речь.
Когда о. протоиерей М. Миловский объяснил воскресное Евангелие, тогда священник В. Покровский сказал следующую речь:
«Благочестивые сограждане! Первые воскресные внебогослужебные чтения начаты ныне и продолжаться будут впредь. Быть может, на первый раз религиозно-нравственные чтения заинтересовали вас немного, потому что большая часть из вас достаточно знают историю сотворения мира. Другие скажут, пожалуй, что и объяснение воскресного Евангелия для них — не новость. Но, ведь, с первого раза обнять и объяснить все интересное невозможно. Будем следить за ходом начатых чтений, будем слушать их внимательнее, и тогда наши духовные вечера принесут нам несомненную пользу. В особенности они будут полезны для людей малограмотных, которых в нашем городе не малая половина. В свое время все вообще иереи нашего города будут продолжать чтения исторические, объяснять воскресные и праздничные Евангелия, будут рассказывать вам и избранные жития святых, ублажаемых православною церковью и прочее. Цель чтений — оказать народу посильную помощь в деле его религиозно-нравственного образования; приучить народ проводить внебогослужебное, праздничное время в благочестивых размышлениях и богомыслии и вместе с тем отклонять праздных от разных пороков, как-то: пьянства, сквернословия, разгула, воровства и наконец с целью искоренять в народе разные суеверия и предрассудки. Лучшие Шуйские граждане всегда с любовью и усердием принимались за дела, угодные Богу и полезные для церкви и отечества. Так: когда по нашему городу пронеслась весть об открытии в Шуе бесплатных чтений для народа, один из добрейших граждан приобретает для чтений волшебный фонарь для туманных картин, устрояет экран. Многие граждане помогли открытию чтений своими жертвами. Теперь можно надеяться, что начатое дело, при помощи Божией, с успехом пойдет вперед, и «блажени будут слышащии слово Божие, и хранящие его».
Господь наш Иисус Христос Божественным словом своим обращал ко спасению многих грешников. Таковы: Матфей мытарь, Мария Магдалина, Закхей и многие другие. Что же теперь? Продолжает ли слово Божие столь же спасительно действовать на каждого из нас и доселе? Пребывает ли в слове Божием та сила, которая была, когда оно выходило из уст Спасителя? Несомненно. Это видно из того, что «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки», — также из примеров, которые указывают на необыкновенно-благотворное действие слова Божия на сердце человеческое, и на вознесении Спасителя на небо. В прологе, в 22-й день февраля месяца говорится: «В городе Тарсе Киликийском жил беззаконный муж с двумя беззаконными женами. Но делам своим он был сосуд диавола. Ему однажды совершенно случайно пришлось выслушать из Евангелия слова: покайтеся, приближибося царствие небесное (Матф. IY, 17). Слова эти произвели необыкновенное действие на грешника. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал упрекать себя за свою прошлую жизнь и тотчас дал обещание исправиться. Пришедши домой, он призвал обеих жен и сказал им: «Вы знаете, как я скверно жил с вами. Теперь я хочу загладить свои грехи, оставить мир и идти по гласу Господа, призывающего каждого к покаянию. Вот и имение мое вам; возьмите его и разделите между собою поровну, а я пойду в монастырь». Что же жены его? Они как бы одними устами ответили ему: «при беззаконной жизни ты не гнал нас; зачем же теперь гонишь? Или один спастися хочешь? Нет. Как были мы тебе общницами в беззаконии, так сейчас хотим быть общницами и в спасении. Не отвергай же нас и сделай участницами твоих добрых дел». После этого прежний грешник ушел из дома и затворился в столпе. Жены его, раздавши все имение бедным, также постриглись и также затворились в одной келлии. И вот, говорит повествование, бывший прежде великим грешником, стал муж умилен, полн страха Божия, смирен и кроток, мнозем на пользу быв, и Богови угодник, в вечную преставися жизнь о Христе Иисусе Господе нашем.
Нужно ли после сего доказывать, что проповедывание слова Божия, где бы оно ни совершалось, имеет и теперь ту же силу, какую имело, когда выходило из уст Спасителя? Не ясно ли, что благодатный свет Его и доселе светит всем и всех озаряет в православной Христовой церкви, и что слушание слова Божия возвышает душу, возносит ее к Богу и что наконец блаженны будете и вы, если с благоговением будете слушать оное, если будете соблюдать его в мыслях и желаниях, словах и делах ваших.
И так, кто желает быть с Господом, кто желает проводить в честь Его вечера воскресные и праздничные, приходите сюда все — и бедные и богатые, и славные и уничиженные. Пир вечери Господней открыт равно для всех».

По окончании речи, певчие пропели: «сей день, его же сотвори Господь». В заключение были показаны две туманные картины, изображающие: первая — нагорную проповедь Спасителя, вторая — осмотр Авраамом земли обетованной. Содержание картин вкоротке объяснил священник И. Воинов. В то время, как посетители с чистейшим душевным наслаждением смотрели на картины, певчие тихо и стройно пели: «Слава в вышних Богу... Господи, устне мои отверзеши»...
В 8 часов вечера благодарный и вполне довольный народ разошелся по своим домам.
Так началось в Шуе святое дело духовного просвещения народа. Стройное пение умилительных псалмов и песнопений, одушевленные речи и чтения о святых предметах, священные картины, — все это произвело сильное и в высшей степени благотворное впечатление на посетителей. Все слушали чтения с напряженным вниманием. Несмотря на громадное стечение народа, тишина в зале и коридоре была невозмутимая; неслышно было ни разговоров, ни малейшего шума.
Второе чтение происходило при такой же обстановке, как и первое. Оно состоялось 6-го декабря. Народа собралось такое же множество, как и на первое чтение, и такое же множество принуждено было удалиться за недостатком мест. Мы надеемся, даже уверены, что и на все последующие чтения народ пойдет с такою же охотою и любовью. Жаль, что Земская зала не может вмещать в себе даже половины желающих быть на чтениях. На втором чтении г. председатель Земской Управы объявил, что он не может дозволить пускать в залу на чтения более 150, много 200 человек, так как опасается, чтобы от сильного давления народной массы не обрушился пол и не случилась слишком печальная катастрофа с посетителями, с чем, пожалуй, и мы согласны. Но так как 200 человек составляют не более, как пятую часть желающих слушать чтения, то в настоящее время известнейший Шуе своею любовью и сочувствием ко всякому доброму делу и благому начинанию, потомственный почетный гражданин Алексей Александрович Посылин, принявший горячее участие в устройстве чтений, приспособил для чтений манеж, в котором может поместиться не одна тысяча человек. На свои средства он устроил сиденья для посетителей, кафедру для чтецов и возвышенное место для экрана и фонаря; снабдил манеж лампами и фонарями. Вообще он очень много сделал для чтений: приобрел для них волшебный фонарь, устроил экран; служащие его приносят их в место чтений и уносят. Постановкой фонаря занимался сначала учитель физики в здешней прогимназии А. А. Любвин, а теперь уставляет фонарь сам Алексей Александрович или один из его служащих. Без содействия А. А. мы не видали бы ни туманных картин, ни обширного, освещенного и отопленного помещения. Искреннюю и глубокую благодарность приносим ему от лица всего Шуйского народа за его живое участие в добром и чрезвычайно полезном для народа деле публичных, бесплатных чтений религиозно-нравственного содержания. Дай Бог, чтобы на Руси православной было по более таких добрых людей! Тогда каждое доброе начинание имело бы всегда полный и желанный успех. Чтения будут происходить неопустительно по воскресным и праздничным дням, исключая летнего времени. Они будут ведены по заранее составленной и утвержденной Советом Владимирского Александроневского Братства программе. Предметами чтений будут на первое время: священная история ветхого завета, объяснение воскресных и праздничных Евангелий и жития святых. В последующие годы ими будут служить: священная история нового завета, история христианской церкви, объяснение Евангелия и Богослужения православной церкви, объяснение символа Веры, десяти заповедей закона Божия и молитвы Господней, жития святых и русская гражданская история. Чтения будут вести по очереди все городские протоиереи и иереи. Главным распорядителем чтений Советом Братства назначен Шуйской Крестовоздвиженской церкви священник Владимир Покровский, а сотрудником его Воскресенского собора священник Правдин Евлампий. Так как чтения требовали на расходы денег, а у распорядителей их не было, то священник Правдин для этой цели обратился к богатым и добрым шуйским гражданам с просьбою помочь святому делу чтений добровольными пожертвованиями. Многие граждане сочувственно отнеслись к его предложению и с охотою жертвовали ему посильные суммы, за каковые приносим им искреннюю благодарность, в особенности: Стефану Михайловичу Посылину, Ивану Михайловичу Терентьеву, Ивану Ивановичу Попову, Ивану Васильевичу Небурчилову, Андрею Антоновичу Листратову, Ивану Мартьяновичу Турушину, Николаю Алексеевичу Закорюкину и всем прочим.
Всего собрано пожертвований четыреста тридцать два рубля пятьдесят копеек серебром (432 р. 50 к.). Мы желали бы собрать такой капитал, одних процентов с которого было бы достаточно на все расходы по чтениям, а самый капитал положить в Банк на вечное время. Тогда чтения с денежной стороны были бы обеспечены не на год, не на пять лет, а навсегда. Мы имеем некоторую надежду, что богатые граждане помогут нам составить такой капитал. — Почти все присутствовавшие на чтениях просили нас завести кружку, куда бы желающие могли вносить свои лепты. Об этом желании народа дано знать в Совет Александроневского Братства. Если кружка будет дозволена, тогда кружечный сбор пойдет на вознаграждение певчих, которые будут присутствовать на каждом чтении, что весьма желательно для всего народа, да и мы считаем пение на чтениях необходимым; так как стройное пение различных духовных песнопений производит на народ глубокое, благотворное действие, возбуждая в сердцах их сладостные, благоговейные чувства ко Господу Богу и святым Его. А тогда на проценты с пожертвованного капитала можно будет постепенно приобретать собственные туманные картины, которые теперь высылаются нам из Владимирского Александроневского Братства через деятельного члена Братства действительного статского советника Андрея Николаевича Шишкова. Если же найдутся в городе добрые люди, которые и картины приобретут на свои средства, тогда из процентов могла бы скопляться сумма, которая, хотя и не в близком будущем, пошла бы на устройство нероскошного и недорогого, но обширного помещения специально для народных чтений. Такое помещение вполне соответствовало бы и приличествовало высокому и святому назначению чтений религиозно-нравственного содержания. Будем ждать и надеяться на устройство такого помещения. В заключение приносим глубокую благодарность шуйскому исправнику Сергею Павловичу Гессе за его содействие устройству чтений.

В воскресенье, 13-го декабря, состоялось третье чтение уже в новом помещении — манеже. Народа собралось сюда более тысячи человек. Пред началом чтений священник Е. Правдин взошел на кафедру и обратился к присутствующим с следующею речью:
«После первого религиозно-нравственного нашего чтения, бывшего 29-го ноября в зале шуйского земства, в одной из газет (Русския Ведомости) появилась корреспонденция из Шуи, в которой говорилось, что на чтения попали не те, кому бы следовало быть на них, т. е., было более посетителей из других классов общества, а не из простого народа, для которого чтения собственно и устраиваются. Во первых, это — неправда: и из простого народа была на чтениях чуть ли не половина. Если же большинство желавших быть на чтениях, и не из одного простого народа, а и из всех других классов общества, не могло попасть на них, так в этом не наша вина. Если бы город дал нам помещение не на одну тысячу человек, то мы были бы этому очень рады, потому что вполне искренно и бескорыстно желаем служить великому, святому делу — делу учения всего народа святой вере Христовой и доброй нравственности. Согласитесь сами: что же было нам делать, когда отведенное нам помещение, хотя и в роскошной Земской зале, могло вместить в себе не более 500 человек, да и те принуждены были завоевывать каждый свободный шаг чуть не с бою? И на втором чтении повторилось тоже самое, что было и на первом. Теснота в зале и коридоре была страшная, а все таки более половины желавших быть на чтениях не могло попасть на них. Тогда же добрый и почтенный председатель шуйской земской управы заявил, что он опасается за безопасность слушателей, собирающихся на чтения в таком большом количестве, опасается того, как бы не обрушился пол в зале, находящейся во втором этаже здания, и не похоронил бы под своими развалинами многих из них. Опасение вполне естественное и справедливое. Почему г. председатель форменно объявил, что он на будущее время дозволяет пускать в залу на чтения никак не более 200 человек. Между тем в народе слышался ропот, что их на чтения не пускают. Недовольство доходило до того, что хоть бросай дело и закрывай чтения, в величайшей пользе которых никто теперь не сомневается, что доказывается таким громадным наплывом на чтения лиц из всех классов общества. Не найдись в городе доброго и со средствами человека, который бы нашел и приспособил для чтений новое помещение, могущее вместить в себе всех желающих, тогда нам пришлось бы одной рукой строить здание, а другой разрушать его: с одной стороны слышать «спасибо» за чтения, а с другой — брань и укор и — укор справедливый, потому что каждый, и простой рабочий, человек имеет одинаковое право слушать слово Божие. И небесный Учитель наш Иисус Христос предлагал свое Божественное учение всем людям без различия, с одинаковою любовью относился ко всем: к богатым и бедным, знатным и незнатным. — Но добрый человек, слава Богу, нашелся. Человек этот хорошо известен всем вам своею добротой и сочувствием ко всякому благому делу и начинанию. Единственно на свои средства он приспособил для чтений и, как видите, приспособил отлично этот обширный манеж, в котором могут поместиться все, желающие слушать чтения. На свои же средства он освещает и отопляет его руками своей же прислуги. Искренно и глубоко благодарим этого доброго человека. Ничем иным мы можем отплатить ему за все добро, какое он сделал и делает для народа, как только общею, единодушною благодарностью и теплой молитвой за него ко Господу Богу, молитвой о том, чтобы Он — Милосердый хранил жизнь его, на пользу нашего города в добром здравии и благополучии еще многие и многие годы. Не забывай же его в своих молитвах благодарный шуйский народ!
Слушатели! Сейчас начнутся чтения в этом новом помещении. Встаньте же и помолимся Царю небесному, Утешителю, Духу истины, чтобы Он своею благодатью помог нам вести и здесь чтения с полным и желанным успехом и вселил в наше городское общество мысль, желание и решимость построить со временем, или приобрести покупкой готовое, обширное помещение единственно для духовно-нравственных чтений, которых все так жаждут».

После речи певчие пропели: «Царю небесный». Затем начались чтения. Читали: о. протоиерей Дунаев — о грехе прародителей и его последствиях; о. протоиерей Миловский — объяснение воскресного Евангелии; о. Правдин — рассказал про реку Волгу, после чего были показаны 14 туманных картин, из коих одна священного содержания: «Ной проклинает Хама», а все прочие относились к р. Волге. Содержание их рассказывал о. Правдин. Во время осмотра картин певчие пели гимны: «Богом Царь благословенный» и «Боже, Царя храни»! Этим закончилось третье чтение.
Четвертое чтение назначено на воскресенье 20-го декабря. Вышеозначенный добрый человек согласился опять приспособить в манеже все к чтениям. Много ему хлопот и забот! После каждого чтения нужно разбирать эстрады для священников, певчих и для экрана с фонарем и все части их выносить из манежа, в котором учатся солдаты квартирующего у нас полка. А потом к воскресенью все это опять нужно собирать и уставлять. Дай Бог ему здоровья!
Священник Евлампий Правдин.

/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 3 (1 февраля 1882 года)/
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Статистические сведения о количестве проповедей за 1873 г. во Владимирской епархии
Город Шуя
Публичные чтения в Гавриловском посаде 23-го февраля 1892 года

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (21.03.2017)
Просмотров: 675 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика