Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.03.2019
17:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 594

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1020]
Суздаль [323]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [64]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [86]
Гусь [110]
Вязники [221]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [173]
Переславль [97]
Кольчугино [43]
История [17]
Киржач [48]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Крестовоздвиженская и Георгиевская церкви гор. Шуи

Крестовоздвиженская и Георгиевская церкви гор. Шуи

В Крестовоздвиженском приходе — две каменные церкви: холодная пятиглавая — Крестовоздвиженская и теплая — Георгиевская. Колокольня и ограда — каменные же.
С древним историческим бытом этого храма соединен и исторический быт города Шуи; прежде Шуя называлась Борисоглебской слободой, по находящемуся храму во имя св. мучеников Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковь эта была еще до времен самозванцев, деревянная двухэтажная и при ней, находился женский монастырь; об уничтожении этого монастыря к сожалению актов также никаких не уцелело. Церковь эту, существовавшую в то время от города отдельно, клеврет самозванца Федор Плещеев, во время своего набега сжег.
Вскоре после этого церковь была выстроена вновь деревянная, наименованная уже Крестовоздвиженской, с приделом св. мучеников Бориса и Глеба.
Известный составитель писцовых книг, Афанасий Веков, говорит, что церковь сия в 1629 году была деревянная с приделом во имя св. мучеников Благоверных Князей Бориса и Глеба. Церковь эта в 1662 году от бывшего в Шуе сильного пожара сгорела. Каменной же сделана она в 1693 году, в котором 25 сентября и была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. Борисоглебский придел был перенесен в каменную Крестовоздвиженскую церковь.

«По прошению священника Воздвиженской города Шуи церкви Иоанна Павлова, с жалобой на отлучение его от церкви епископом Суздальским Иоакимом, 3 мая 1731 г.—18 февраля 1736 г.
Священник Павлов жаловался, что в июне 1729 г. епископ Суздальский Иоаким без всякой причины отрешил его, Павлова, от священно-служения, в декабре 1730 года бил его плетьми замертво, отказал от места и на его место произвел другого, а он, Павлов, жив и здоров и никакой вины за собой не знает, а было дело в Суздальском Духовном Приказе по затейным доношениям товарища его, вдового Воздвиженского попа Андрея Иванова с причетники и прихожаны (наприм. Ив. Челышев), о непристойной падучей скорби его, Павлова, каковой от рождения за ним не бывало, но то дело до сих пор не решено; он, Павлов, подавал многие доношения о важных и подозрительных делах, и о раскольнических обхождениях того вдового попа, его товарищей и всех города Шуи посадских людей мужеска и женска пола до сущих младенцев, и просил в едино-православие утвердить всех их присягою и причащением Св. Таин, но по его доношениям даже и следствия не учинено, а от такого похлебствия и нерешения тех дел в народе множится раскол, а доносителям разорение.
7 мая Св. Синодом определено: переведенному в Ростов епископу Иоакиму, по жалобе на него священника Павлова, прислать ответствие, а из Суздальского архиерейского дома потребовать выписку из производившихся там о священнике Павлове и по его доношениям дел.
Архиепископ Ростовский Иоаким 12 июля доносил, что ответствовать по жалобе священника Павлова он не может, понеже дело о том имеется в Суздальском Духовном Приказе.
Из присланной же выписки из дел, производившихся в Суздальском Духовном Приказе, видно следующее:
По доносу Воздвиженской Шуйской церкви попа Андрея Иванова, дьячка ГригорияИванова и пономаря Игнатия Степанова, поп Павлов обвинялся в том, во 1-х, что 6 апреля 1729 г., в день Св. Пасхи, на литургии во время чтения апостола, упал, лежал и бился об землю, а перед чтением Евангелия вторично было тоже, oт чего в службе произошла остановка. Евангелие читал в беспамятстве неисправно и много мялся, а с того времени в той скорби лежал 6 недель; во 2-х, что поп Павлов с дьяконом Василием Саввиным во время литургии ссорились в облачении: поп дважды разоблачался во время проскомидии и уходил из алтаря, оставляя священные сосуды непокровенными, называл диакона дьяволом окаянным и врагом Божиим проклятым, а продолжая служить литургию, во время входа с Евангелием сам нес Евангелие и читал вход (дьякон шел пред ним с кадилом), к чтению Евангелия дьякона не благословил, кричал на пономаря за поставление налоя на амвон, когда же дьякон сам взял Евангелие для чтения, то он, Павлов, возгласа — «премудрость прости» не говорил и закричал на дьякона, зачем взял Евангелие без благословения, не говорил возгласа — «мир всем» и на клиросе не было пения — «и духов» твоему» и «слава Тебе, Господи», а вовремя чтения Евангелия народ, видя то их несогласие, стал выходить из церкви; дьякон сам отнес Евангелие на престол; когда приспело время идти «с выносом», Павлов сам понес дискос (дьякон шел пред ним с кадилом), прочитал «благочестивейшаго» и стал читать о Государыне Царице Евдокии Феодоровне, а дьякон с кадилом стал возглашать «Святейший Правительствующий Синод», поп же стал кричать, что дьякон не дает ему читать возгласа о Государыне и к служению с ним непотребен; после остановки, поп читал возгласы о Государыне и Святейшем Синоде вторично; до причащенья дьякон допущен не был, а сам причащался, не простясь с дьяконом; сам возглашал «со страхом Божиим», а по заамвонной молитве св. дары потреблял диакон; в 3-х, что в марте 1729 г. поп Павлов потерял в приходе церковный требник и дароносицу с пречистыми тайнами, а из церковного большого требника выдрал родильные молитвы, исповедь и из крестильного действа многие листы, с которыми и ходил в приход.
На допросе поп Павлов падучую болезнь свою отрицал, а случай с ним в Св. Пасху объяснял лихорадкой, жаром, позывом к рвоте; утверждал, что остановки в службе не было и Евангелие читал он исправно, токмо «сминал» его поп Андрей, указывая, где оканчивать; о ссоре с дьяконом во время литургии говорил, что на проскомидии диакон рассердил его непотребными словами о попе Андрее, укравшем синодик и обиравшем воровски сорокоусты, и он запретил диакону служить литургию, но тот самовластно и насильно отправлял не токмо диаконская, но и священническая действа, да еще был и пьян; подтверждая о служении литургии показанное в доносе, Павлов говорил, что остановки в службе не было и замечания диакону он делал тихо, а не с криком; причащался он, поп, с прощением от диакона, которого к причащению не допустил, но за то диакон без благословения и исполнительной молитвы потребил св. дары; о потере требника и дароносицы сказал, что у него украли, листов из большого требника не вырывал, — они сами выпали.
Диакон подтвердил донос попа Андрея и добавил, что поп Павлов во время литургии на некоторые действия ему, диакону, давал благословение, а на другие не давал; когда поп кричал на диакона во время великого выхода, то посадский человек Никита Голитин закричал на попа: «помнишь-ли де ты, что в руках-те держишь? ты-бы де нас учил, а ты-де что сам делаешь!»
Поп Андрей в доказательство своего доноса представил многих свидетелей, которые были допрошены архимандритом Троицкого под Шуей монастыря Леонтием и Воскресенского собора протопопом Петром Андреевым. Свидетели подтвердили донос.
21 июня 1729 г. поп Иван Павлов подал доношение на дьякона Василия Саввина в том, во 1-х, что в 1728 г. в утреннее пение на день Рождества Христова он, диакон, прочитав по 6-й песне эктению, пришел на клирос и необыкновенным великим гласом закричал на шуянина посадского человека Афанасия Голятина и называл его великим раскольником, да и прочие-де в Шуе есть такие-ж многие раскольники, и о том он, дьякон, на оного Голятина и прочих раскольников хотел немедленно доносить Его Императорскому Величеству; во 2-х, что дьякон сломал в алтаре копие (священник проскомидию совершал ножом) и на другой день на свои деньги купил новое копие; в 3-х, что в соборе в алтаре необычно кричал и говорил бешенством непотребные и нелепые слова, за что держан был немалое время под колокольней.
Диакон отрицал все вышеизложенное.
Все прихожане Воздвиженской церкви (109 человек) подали заявление о нежелании иметь у себя попа Павлова за его падучую болезнь, ссоры и обиды. Поп Павлов заявил, что челобитная прихожан составлена воровски дьячком той церкви Григорием Ивановым в сообществе с Голятиным, Челышевым, Ковериным и другими пьяницами из кабака и с площади. На допрос дьячок не пошел и явился ослушен.
До решения дела поп, по случаю падучей болезни, был запрещен в священно-служении.
При следовании дела, выписано было для руководства из Кормчей — Св. Апостол гл. 1, прав. 8, 31, 42, 56, 72, 79 и 18; Гангрского помест. собора гл. VIII, прав. 7 и 8; Лаодик. поместн. соб. гл. X, прав. 20; нов. запов. царя Юстиниана гл. 42, зап. 39 и 74; Номоканона ст. 121 и 124; правило, какохранити Божеств. тайны больн. ради; Соборн. Улож. гл. I, ст. 3; гл. VII, ст. 31; гл. X, ст. 167; гл. XXII, ст. 12 и 13.
10 марта 1731 г. в Суздальском Духовном Приказе, постановлено все дело для решения доложить епископу Иоакиму в Москве, а о подложной челобитной, поданной прихожанами на попа Павлова, следовать.
Прихожане подали вторую челобитную о том, что поп Павлов угрожает им ябедами и разорением и уже подал на них челобитную в воеводской Канцелярии о воровской их, прихожан, челобитной на него. Прихожане повторили свою просьбу об оставлении у них попа Андрея и об отрешении попа Ивана.
17 января 1730 г. поп Иван Павлов в доношении своем излагал, что служитель посадника Каверина Исай Федоров за расколом у исповеди и Св. Причастия не был и бусурмански умре, а товарищи-де его — поп Андрей, дьякон Василий Саввин, дьячок Григорий Иванов и пономарь Игнатий Степанов, не спросясь его, попа Ивана, самовластном и утайкой, знатно, с оного Каверина получа немалые взятки, лакомством и фальшивым прикрывательством и угождением, по их раскольническому обхождению, оного мертвеца с отпеванием при церкви Божией в ограде погребли; а о расколе Каверина, жены его, служителей и прочих неоднократно донесено было им, попом, и сказано было попу Андрею о нехождении в те раскольнические дома, но поп Андрей не слушал его; 12 января поп Андрей и дьякон Василий на обеде в доме Волошниковых дрались и ссорились; за угождения раскольникам поп Андрей любим и одобряем, а он, поп Иван, за обличения изгоняем и запрещен девятый месяц.
Поп Андрей на допросе сказал, что Федоров — не раскольник, пред смертью был исповедан и приобщен им, попом Андреем, при свидетелях; о расколе, Каверина не слыхал; драки и ссоры у него с дьяконом не было; сам он расколу никакого не имел и раскольникам не угождал.
В доношении попа Ивана 14 июля 1729 г. было изложено, что прихожане желают иметь у себя фальшивого попа Андрея Иванова для своих раскольнических угождениев, так как поп Андрей в домах у них пo-чacтy бывает во всенощных бдениях, называемых банкетами, в которых во всю нощь, от вечера до утреннего свету, бывают крики, и вопли, и пляски неудобные, ибо суеверцы от вина, пива и прочих питей напиваются безмерно и валяются пьяные, яко свиние в блате, и оные неудобственные крики и пляски чинят в беспамятстве, и за такими их раскольническими и пьянственными обхождении в чреду попа Андрея церковь Божия многие дни стоит без пения; не только среди их прихожан, но и во всем граде, во всяком доме раскол имеется, в церковь ходят мало, к кресту и благословению не приходят, об исповеди и причащении и слышать не хотят, все охуждают, говорят, что служба в церкви ныне по новому идет, а не по старому, все крестятся двумя перстами, творят молитву - «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» и проч.; в неделю православия он, поп Иван, читал в церкви проклинание раскольникам и они, раскольники, закричали на него многими гласы, яко хотели разорвать по клоку, яко лютые звери,— но Божиим защищением он, не дочитав указа, конец учинил и многих к хождению в церковь и к исповеди принудил. Описывая приверженность к расколу, Павлов доносил, что когда в Шуе умирает кто из записных раскольников, то все раскольники провожают умершего со свечами и воплем за город в лес и там, дождавшись торгового дня и большого стечения народа, погребают без отпевания.
Поп Андрей и многие прихожане, обвиняемые в расколе, отрицали все, изложенное в доношении.
В Суздальском Духовном Приказе было выписано на справку о раскольниках: Дух. Реглам. лист 70-й, пункт 2; указы 5 мая и 24 сентября 1722 года, 21 января 1724 г., 17 февраля 1718 года.
29 марта 1731 года все дело было отправлено для решения епископу Суздальскому Иоакиму, но определения от епископа не получено.
31 мая 1732 г. священник Павлов вновь подал прошение в Святейший Синод в Москве, в котором жаловался на такое долгое нерешение его дела и на свое безвыходное положение без места и без доходов.
Суздале сменились один за другим архиереи: Иоаким, Гавриил и Афанасий, но дело священника Павлова все еще ждало своего решения.
9 февраля 1736 г. встречаем новое прошение Павлова о решении его дела, поданное в Московскую Канцелярию Святейшего Синода.
Правящий дела в Московской Синодальной Канцелярии епископ Коломенский Вениамин, руководствуясь данной ему инструкцией в дела епаршеские не вступать, 18 февраля 1736 г. определил все дело для решения отправить к епископу Суздальскому Афанасию, если же он почему-либо решения учинить не может, то отослать ему то дело для решения в Святейший Синод».
До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывает старая церковная опись и приходорасходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших на жительство в Шую из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, бедная церковная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским.
В церкви три престола: главный — в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные: 1-й по правую сторону св. алтаря, в честь Св. Благоверных Князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 году) и 2-й по левую сторону св. алтаря, в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 году).
Оба придела освящены в следующие дни по освящении храма, преосвященным Парфением. При торжестве освящения присутствовали Владимирский гражданский губернатор, Граф Петр Иванович Апраксин и многие военные и гражданские чиновники и граждане города Шуи всех сословий. Стечение народа из округи в день освящения было многочисленное.
Престол в главном алтаре — бронзовый, с отлитыми бронзовыми же барельефами, на которых изображены: с западной стороны — Тайная Вечеря, с южной — Рождество Христово, с восточной — Снятие со Креста и с северной — Благовещение Божией Матери, с отлитыми херувимами вокруг, по углам, и избранными святителями. На верхней гладкой доске выгравировано положение во гроб Спасителя. Весь престол вызолочен чрез огонь и утвержден на основании из белого мрамора. Престол устроен в Москве художником итальянцем Кампиони, на средства купца В. М. Киселева.
На восточной стороне престола приделана для ковчега бронзовая вызолоченная доска, поддерживаемая двумя, отлитыми из бронзы, вызолоченными Ангелами на мраморном пьедестале. Устроена усердием купца Н. И. Посылина.
Вокруг престола устроен футляр из цельных шлифованных стекол, в бронзовых рамах.
На горнем месте, за престолом, в арке — Святой Крест из голубого лаписа. Распятый Спаситель и предстоящие очень искусно сделаны из бронзы и вызолочены. Крест утвержден на мраморном пьедестале.
Пред престолом — паникадило бронзовое, позлащенное о 34 шандалах, с изящною из виноградных ветвей уборкою. В верхней части его — Ангел, стоящий на шаре и держащий в одной руке Чашу, а в другой - Крест.
Жертвенник — бронзовый вызолоченный. На западной доске его отлиты: Скиния Свидения с 7-ю светильниками и Херувимами, на южной — Скрижали Завета и жезл прозябший. Утвержден на белом мраморном основании. С обеих сторон бронзовые вызолоченные рамы с бемскими стеклами.
Пред жертвенником Св. Крест в сребропозлащенном окладе. Вложен он в образ с разными святыми в сребропозлащенной ризе. На задней стороне Креста вычеканены слова: „В память устроения и освящения сего храма". Приложен купцом А. И. Посылиным.
Иконостас о 4 ярусах, с большими колоннами и весьма искусной, мелкой резьбой, вызолочен на полимент червонным золотом. Устроен усердием купцов: В. М. Киселева и братьев Посылиных.
Царские врата резные, ярко вызолоченные на полимент. Вверху их — в сиянии Святой Крест, резной по дереву, очень древний. Кругом его лучи из стразов.
Св. иконы, находящиеся в иконостасе, богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями.

«В 1837 году, мая 12 дня, Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич Великий Князь Александр Николаевич, путешествовавший в то время по России, удостоив и г. Шую своим высоким посещением, благоволил обозреть храм сей, церковную утварь и все священные одежды.
В память сего Высочайшего посещения, сделана мраморная доска, с обозначением золотыми словами года и числа Высочайшего посещения. Доска эта приделана против царских врат, по правую их сторону, на позолоченном каменном столпе…
Наружное описание храма. Крестовоздвижевский храм каменный о пяти крытых английской жестью главах, весь покрыт листовым железом, крашеным ярью. Снаружи оштукатурен и выкрашен краской бело-розового цвета; во многих местах украшен лепной работой, на пилястрах и колонах около алтаря лепные капители, ионического и сложного орденов; под крышей карниз из белого камня, по фризу и другим приличным местам расписан разными из Евангельской Истории и Притчей изображениями. Вход во храм с двух сторон с крытыми галереями, железными решетками и чугунным полом, которым выслано и во всей церкви. Ограда каменная, с железными вокруг храма решетками и железными же на столпах вазами. С трех сторон ограды у входов в храм ворота, с железными решетчатыми дверями.
На юго-восточном углу ограды каменная башня, в которой поставлен иконостас с иконами, и сделаны для входа решетчатые железные двери. В ограде древняя колокольня, с девятью колоколами, из которых большой в 430 пуд. весу, усердием прихожан сооруженный в 1846 г. На колокольне устроены боевые часы. При колокольне внизу устроена келья для сторожей, в ней две комнаты и коридор. Далее в ограде находится теплый храм, во имя св. Великомуч. Георгия.
Внутренность Крестовоздвиженского храма. Иконостас с большими правильной архитектуры колонами и искусной мелкой резьбой; вызолочен червонным золотом на полимент, московской Кремлевской Экспедиции, золотых дел по дереву мастером Петром Антоновым Софоновым, которому за материал и работу заплачено было 33 000 руб. сер. За работу иконостаса отдано мастеру Чухнову до и 17 000 руб. сер. Иконостас этот устроен усердием купца Василья Максимовича Киселева. На позолоту его пожертвовано 8600 руб. сер. купцами Посылиными.
Царские врата с великолепной над ними сенью и сиянием, резные, вызолочены на полимент. Вверху их в сиянии св. крест, резной по дереву, древний, очень искусной работы, вокруг его лучи из стразов. Перед ним серебряная вызолоченная лампадка.
Стены внутри алтаря и храма расписаны приличными священными изображениями, мастером села Тейкова (Шуйского уезда) крестьянином Тимофеем Медведевым, которому за работу было заплачено до 4000 руб. серебром.
Клиросы деревянные, выкрашенные с золоченными снаружи решетками.
Амвон из дикого камня шлифованный, ценой 135 р. сер. Решетки кругом всего иконостаса и столпов железные, выкрашены желтой краской. Пол во всей церкви чугунный — узорчатый. Западные и другие двери все железные. Вход в храм с южной стороны с большим коридором, в котором двери с цветными стеклами.
Алтарь. В святом алтаре: престол бронзовый, литой с отливными бронзовыми барельефами; в красивой уборке, на них изображены картины: 1-я тайная вечеря, 2-я с южной стороны — Рождество Христа Спасителя, 3-я с восточной стороны — снятие с креста, 4-я с северной стороны — Благовещение Пресвятой Богородицы, с отлитыми херувимами по углам и избранными святыми. На верхней дске престола выгравировано положение во гроб Спасителя, с предстоящими святыми. Весь престол вызолочен чрез огонь; основан на белом мраморном пьедестале; сделан в Москве, художником итальянцем Кампиони. Барельефы отлиты по слепкам, деланным в Академии Художеств; на верхней дске гравировка академика Скотникова.
Престол устроен усердием купца Василья Максимовича Киселева. За материал и работу его заплачено 3500 руб. сер. С восточной стороны престола для ковчега приделана бронзовая вызолоченная доска, поддерживаемая двумя отлитыми из бронзы ангелами, на мраморном пьедестале. За работу и материал заплачено купцом Никонором Ивановым Посылиным 1100 руб. сер.
Вокруг всего престола сделан футляр из цельных шлифованных стекол, в бронзовых вызолоченных рамах.
На престоле два большие бронзовые золоченые подсвечника. — Ковчег серебряный вызолоченный, у него купол поддерживается двенадцатью колонками. Вверху воскресший Спаситель в сиянии, отлитый из чистого серебра. Под куполом сень на осьми колоннах, в ней гробница для св. даров. На передней стороне ковчега два апостола, отлитые из серебра и позолоченные под мат. Ковчег на бронзовом вызолоченном плинте; сделан в Москве итальянцем Кампиони; за материал и работу его заплачено купцами Посылиными 6500 руб. сер. — По сторонам ковчега на престоле два креста, серебряные вызолоченные; на серебряных же вызолоченных пьедесталах: 1-й крест с финифтяными изображениями, на них с передней стороны — Распятие Христа Спасителя, на задней — дванадесятые праздники. Вся финифть обложена стразами. Весу в кресте 4 ½ фунта, в пьедестале 2 ф. 78 зол. — всего 7 фун. 30 зол. ценой 610 р. сер. 2-й крест, также серебряный вызолоченный с отлитым изображением Христа Спасителя, на передней стороне, — и с изображениями Страстей Господних под мат сделанных на задней. Весу в нем с пьедесталом чистого серебра 10 ф. 45 зол. заплачено за него гг. Посылиными 600 р. сер.» (Опись Крестовоздвиженской церкви в Шуе. Составил П. Гундобин. 1860).

Теплая церковь Св. Великомученика Георгия имеет три придельные престола: во имя Всех Святых, в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии и во имя трех Святителей. Георгиевский престол освящен в 1703 году; престол Всех Святых освящен в 1817 году, как видно из надписи на антиминсах. Другие же два придела устроены и освящены в 1838 году; строителями их были купцы Киселевы и Посылины.
В сей церкви заслуживают внимание следующие иконы:
1. Над царскими вратами, в сиянии образ Федоровской Божией Матери, в жемчужной ризе и сребропозлащенном окладе, и образ Триупостасного Божества в сребропозлащенной ризе.
2. Храмовой образ Св. Великомученика Георгия в сребропозлащенной ризе.
3. Образ Святителя и Чудотворца Николая, резной, в ризе сребропозлащенной, в золоченой киоте. В руке Святителя церковь и меч — сребропозлащенные; митра его украшена дорогими камнями.
Из старинных священных предметов, хранящихся в Кресто-Воздвиженской церкви, заслуживают особенное внимание четыре Евангелия, а именно: 1) Евангелие большого формата на александрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе. На верхней доске изображен сидящий на престоле Господь Славы с предстоящими; по углам — отлитые Евангелисты. На нижней доске изображен храм Премудрости Божией с предстоящими — Богоматерью и Пророками. Весу в нем 1 пуд 8 ф. 67 зол. Золота 1 фунт 69 золот. Издано при Императрице Елизавете Петровне в 1759 году. Цена ему 3000 руб. сер. Устроено в Москве усердием купца В. М. Киселева. 2) Евангелие на полуалександрийской бумаге в сребропозлащенном окладе. На верхней доске, в средине — образ Господа, воскресшего из гроба, по углам — Евангелисты. На нижней — Распятие Господне. Издано в Москве в 1763 году. 3) Евангелие, обложенное зеленым бархатом, средник и наугольники серебряные; издано в 1654 году, и 4) Евангелие в поллист, обложенное красным бархатом. Верхняя доска серебряная, средник и наугольники сребропозлащенные. Изд. в 1751 году.
«Храм этот во имя великомученика Георгия, каменный, об одной крытой белой английской жестью главе, покрыт железом, выкрашенным ярью.
Стены снаружи оштукатурены, по карнизам и по фризу украшены лепной работой, пилястрами, капителями, колоннами и двумя по сторонам фронтонами.
Западные двери створные железные, вторые столярной работы со стеклами.
Полы во всей церкви чугунные; окна укреплены железными решетками; три печи изразцовые, и еще одна в алтаре.
Этот храм, как видно из надписи на антиминсе, в нем хранящемся, первоначально по постройке освящен 7211 (1703) года индикта 11 апреля 17 дня, при Царе Петре Алексеевиче и при патриархе Кир Адриане; а возобновлен иконостасом и украшен в 1812 году. [1]
Иконостас в нем золоченный, делан за 1500 руб. сер., усердием купца Василья Максимовича Киселева.
Стены в алтаре расписаны приличными изображениями св. угодников, и из жития св. чудотворца Георгия.
Во святом алтаре, на престоле антиминс полотняный, печатанный при Кир Адриане патриархе московском, а освящен 1703 г. апреля 17 дня.
Два одеяния богатой парчи, ковчег серебряный вызолоченный, на четырех колоннах, с предстоящими ангелами, на средине гробница, с финифтяными изображениями; вверху в сиянии, образ воскресения Христова на финифте, вокруг ковчега уборка чеканной работы; весу в нем 4 фун. 70 зол., ценой 190 руб. сер.— Приложен почетным гражданином Иваном Диомидовичем Киселевым.
Второй ковчег, небольшой, серебряный вызолоченный; в нем весу 2 фун. 29 зол.
За престолом св. крест с изображением Распятия Господня; на нем венец серебряный вызолоченный; на нем привешен св. крест с мощами.
Лампада пред ним медная, посеребряная.
На обороте помянутого креста из апокалипсиса изображен агнец, стоящий на горе и проч.
На жертвеннике, одеяние голубое, штофное, крест из золотого позумента.
За жертвенником, в киоте образ Тихвинской Божией Матери; на нем венец, оплечье и оклад серебряные вызолоченные. На образе крест медный посеребренный с мощами; при нем небольшие складные три образа в серебряных ризах.
По сторонам его, образа: св. Кирилл Иерусалимский и Филипп митрополит московские; внизу тайная вечеря.
По правую сторону: св. апостол Иаков брат Божий и Григорий Двоеслов, папа Римский.
По левую сторону окна, в иконостасе образа: Василий Великий и Григорий Богослов.
Вне алтаря Георгиевского храма иконостас по столярной работе, покрытый дикой краской, с колоннами и резьбой, вызолоченной червонным золотом.
Пред иконостасом, паникадило хрустальное. Царские врата, гладкие, столярной работы, с накладной резьбой, на них образа: в средине Благовещение Богоматери, с двумя серебряно-позолоченными венцами; по углам, четыре евангелиста, на них венцы такие же.
Над царскими вратами, в сиянии, образ Феодоровской Божией Матери, в жемчужной ризе и серебряно-позолоченном окладе, а с другой стороны образ Триипостасного Божества, в серебрено-позолоченной ризе.
При входе в царские врата образ св. Иоанна Предтеча, на нем венец серебряно-позолоченный…
При означенной теплой Георгиевской церкви в 1837 году, устроены два придельные, каменные, теплые же храмы.
1-й. Во имя Введения Божией Матери. 2-й во имя трех Святителей, тщанием 1-й гильдии купцов и почетных граждан Ивана и Димитрия Диомидовичей Киселевых.
Эти храмы покрыты листовым железом, выкрашенным зеленою краской, о двух железом же крытых позолоченных главах с такими же крестами.
Стены внутри оштукатурены и покрыты зеленою краской.
На сводах храмов с изящным благолепием в приличной уборке написаны изображения: на правой стороне, взятие Божией Матери на небо, на левой, Преображение Господне.
Оба придела от Георгиевской церкви отделяются большими в стенах с обеих сторон пробитыми арками.
На южной стороне 1-й придел во имя Введения Божией Матери. На престоле и жертвеннике одеяния парчовые и бархатные, с богатым украшением.
На горнем месте: св. крест на пьедестале.
За жертвенником, в резной позолоченной киоте, образ Покрова Пресвятой Богородицы.
Иконостас по столярной работе покрытый дикой краской под лак, с колоннами перлового цвета, позолочен червонным золотом, на полимент. В приличных местах сделана искусная порезка с клеймами, позолочена тем же золотом.
Царские врата резные, позолоченные червонным золотом, на полимент. Вверху их в сиянии Дух Святой; в средине образ Благовещения Пресвятой Богородицы, а по сторонам четыре евангелиста.
По правую сторону царских врат образа: 1-й местный Господа Вседержителя сидящего на престоле, в серебряной ризе 84 пр. венец на Спасителе большой серебряный вызолоченный; образ за стеклом в позолоченной раме. 2-й, св. архангела Михаила и прочих бесплотных сил. 3-й — св. Иоанна Предтечи с предстоящими, св. Митрофаном и преподобным Сергием Радонежским чудотворцем…
На северной стороне 2-й придел, во имя трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На престоле и жертвеннике одеяния такие же, как и в правом приделе. На горнем месте св. крест на пьедестале.
За жертвенником, в резной позолоченной киоте, образ Богоматери — всех скорбящих радости.
Царские врата, резные, позолоченные, с такими же изображениями как и в 1-м приделе.
Иконостас дикой краской покрытый под лак, с резьбой, колоннами, позолочен червонным золотом, как и в 1-м приделе…
Над Георгиевской церковью, вверху храм во имя всех Святых, устроен тщанием и иждивением шуйского 1-й гильдии купца Василия Максимовича Киселева, и в 1819 году июня 29 дня освящен преосвященным Ксенофонтом епископом владимирским и суздальским.
Иконостас в нем резной позолоченный червонным золотом на полимент. Иконы в иконостасе с хорошим живописным искусством писанные. Стены расписаны мастером Тимофеем Медведевым. За эту работу мастерам заплачено всего 1715 рублей серебром.
На престоле богатое бархатное одеяние, а на жертвеннике шелковое. Ковчег на престоле, мраморный белый, с колоннами, в нем гробница для св. даров, серебряная позолоченная, 84 пробы, весу 52 золотника. За престолом, на горнем месте, св. крест, с предстоящими. Пред ним лампада медная, посеребренная… Иконостас, по столярной работе, покрыт голубою краской под лак, с колоннами и резьбой, вызолочен на полимент. Царские врата, прорезные, позолоченные, на них образа; Благовещение Божией Матери и 4 евангелиста в клеймах.
В притворе храма, на правой стороне, в позолоченных киотах, образа: Успение Божией Матери, на нем риза медная, посеребренная; Божией Матери — шуйской Смоленской, на нем венец, оплечье и оклад медные посеребренные; св. Иоанна Предтечи, на нем венец серебряный позолоченный, а риза серебряная; Богоматери шуйской же Смоленской, на ней венец серебряный, оклад медный тонкий; Нерукотворенного Спаса; трех Святителей; Владимирской Божией Матери.
На своде храма, живописным искусством изображено, Триупостасное Божество с девятью чинами ангельскими. На стенах, лаки всех Святых (Опись Крестовоздвиженской церкви в Шуе. Составил П. Гундобин. 1860).

В 1872 г. объявлена благодарность Его Высокопреосвященством диакону Платону Звереву, за усердное прохождение должности учителя в Шуйском тюремном замке.
30-го марта 1885-го года, с благословения Высокопреосвященнейшего Архипастыря Феогноста, скромно был отпразднован в Шуе 50-ти-летний юбилей заштатного священника Шуйской Крестовоздвиженской церкви отца Иоанна Петровича Минервина (род. 1811).

Церкви принадлежали каменные здания: часовня, устроенная в ограде, лавочка для продажи восковых свеч Владимирского Епархиального свечного завода и церковная сторожка.
Копии метрических книг с 1789 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, хранилась в церкви.
Причт: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал: процент с причтового капитала 190 руб. 13 коп., от сбора зерновым хлебом 25 руб. и за требоисправления 2000 руб., а всего в год 2221 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.
Приход: в городе Шуе 130 дворов и в деревнях: Бильдюхине, Змиеве, Останове, Камешкове, Литвинцеве и Алешеве 292 двора. Расстоянием означенные деревни от церкви находились не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Душ мужского пола в приходе 1188 и женского пола 1350 душ; сверх того, в Шуе и в деревнях: Змиеве, Камешкове и Литвинцеве раскольников Австрийского толка душ мужского пола 5 и женского пола 4 души. [1]
В деревнях: Бильдюхине (с 1894 года) и Литвинцеве (с 1895 года) существовали школы грамоты.[1]

Богадельня при Крестовоздвиженской церкви. В 1899 году «Заведующие: потом. поч. гражд. Иван Арсентиевич Ясюнинский, свящ. Василий Семенович Авдаков».

Протоиерей гор. Шуи Крестовоздвиженской церкви о. Иоанн Иоаннович Воинов скончался 6-го марта 1916 г. на 88 году от рождения.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Шуйский Воскресенский собор
Шуйский теплый храм во имя святителя Николая
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (10.03.2017)
Просмотров: 854 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика