Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
16:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Киржачская учительская семинария

Киржачская учительская семинария

Первая в России семинария, готовившая учителей для начальных школ, была учреждена в 1779 г. при Московском университете. Однако обычными такие учреждения (существовали ещё и учительские школы) стали лишь после отмены крепостного права. На 1 января 1917 г. их насчитывалось I 171. Они были устроены в соответствии с педагогическими принципами, высказанными Константином Дмитриевичем Ушинским в 1861 г., в статье, опубликованной в «Журнале Министерства народного просвещения» в связи о реорганизацией Гатчинского института в учительскую семинарию.
В России, по словам К.Д. Ушинского, «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий... для такого рода преподавателей в особенности необходимо специальное педагогическое подготовление». Законодательная основа была дана в «Положении об учительских семинариях» (1870 г) и в «Инструкции для учительских семинарий Министерства народного просвещения» (1875 г.).
Право обучения предоставлялось молодым людям любого сословия, достигшим 16-летнего возраста и исповедующим православие. Кроме приёмных испытаний, поступающий должен был представить отзыв своего священника о благонравном поведении. Как правило, принимались юноши, окончившие двухклассные начальные училища Министерства народного просвещения (обучение в них длилось 5 лет). При необходимости можно было получить дополнительную подготовку к поступлению в специальных классах. Обучение в учительских семинариях было рассчитано на 3-4 года. Нуждающиеся получали стипендии, что обязывало их по окончании семинарии прослужить учителем в школах губернии не менее 4-х лет. В противном случае выпускник был обязан возместить Земству расходы на своё обучение.
По мнению К.Д. Ушинского, «сведения учителя начальной школы должны быть очень разнообразны. Он должен иметь познание не только в Законе Божием, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь». Действительно, круг учебных дисциплин учительских семинарий был достаточно велик. В него входили Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, русская и всеобщая история, арифметика, геометрия, естествознание, география, основы педагогики, рисование, чистописание, пение, гимнастика. Особое внимание уделялось педагогической практике в опытных школах, обычно устраиваемых по соседству с семинарией.

Мысль об открытии во Владимирской губернии учительской семинарии появилась в 1870-х гг. Дирекция народных училищ выдвинула при этом ряд требований к предполагаемому учебному заведению: не менее 5 десятин земли вблизи какого-либо города или железной дороги, помещения на три класса по 30 человек в каждом, квартиры для директора и наставников, пансионат для воспитанников и необходимые хозяйственные постройки. При семинарии должна была быть образцовая школа для практической деятельности семинаристов.
В 1874 г. киржачский 1-й гильдии купец и гласный Покровского уезда А.А. Соловьёв обратился к земству с тем, что он жертвует для организуемой учительской семинарии 27 десятин земли возле г. Киржача и сверх того 15 тысяч рублей и 100 тысяч кирпича. Удалённость от станции и от города, по мнению Соловьёва, должна была способствовать поддержанию в семинарии требуемого «сельского духа».
Предложение не было принято, и 6 ноября 1875 г. учительская семинария открылась в губернском городе Владимире, разместившись в двух зданиях. Тогда А.А. Соловьёв предложил 40 десятин земли, а Денежную сумму довёл до 25 тысяч рублей. Это, видимо, и решило судьбу учебного заведения.

29 мая 1877 года совершено было соборным духовенством города Киржача молебствие на месте, где имеет быть построена учительская семинария. Первый камень в основание Семинарии положил Протоиерей А.И. Виноградов.
По окончании царского молебна, совершённого соборне 29 августа 1877 г. после литургии, из Благовещенского собора всё градское духовенство со святыми иконами, при колокольном звоне, сопровождаемое градским головой, виновником перемещения в город Киржач учительской семинарии, гражданами города Киржача, а также и множеством жителей окрестных селений, направило шествие своё туда, где предполагалось устроить здания для семинарии. Церковная процессия следовала до самого места построек в строгом порядке, при громогласном пении священных песней попеременно хором соборных певчих и учениками киржачских училищ, которые в сопровождении своих учителей, выстроенные рядами, шли впереди певчих.
Духовенство следовало за святыми иконами: псаломщики в стихарях - за певчими, священники перед настоятелем, два диакона по сторонам его, нёсшего Святой Животворящий Крест. По пришествии на место, где приготовлен был стол для положения на нём святых Креста и Евангелия, совершён был по желанию градского головы и всего городского общества сложный молебен Спасителю, Божией Матери, святым Благоверному великому князю Александру Невскому и преподобному Сергию с водоосвящением.
После окончательной ектений прочитана была молитва «на основание дома», и затем во рвах, выкопанных под здание для семинарских классов, положены были, по обыкновению, закладки зданий - первые кирпичи, окроплённые святой водой. В сопровождении архитектора, имеющего наблюдать за постройками, обойдены и все места, где должны производиться постройки, и окроплены святой водой, для благословения же и окропления обойдена была кругом и вся площадь, на которой намечалось расположить семинарские здания. Как во время положения первых кирпичей, так и во всё время кропления дети из училищ стройно и громко пели молитву «Спаси, Господи, люди Твоя». По окроплении настоятелем собора произнесена речь: «Вот положены первые камни под основание воздвигаемого на сем пустынном месте здания для учебного заведения; основания эти положены нами при посредстве наших молитв, с верою и упованием - с упованием непоколебимым, что имеющиеся устроиться на сих основаниях здания будут и благоуспешно построены, и будут иметь в себе все доброполезные качества, способствующие к благополучному в них жительству. Несколько лет прежде можно ли было подумать кому, что на этом месте, где шумит дремучий лес, пни которого и теперь как будто для наглядности ещё остались на своих местах, где одиноко Киржач плескал волны в свой крутой берег, - можно ли было подумать, что здесь будет воздвигнуто целое учебное заведение со многими в нём учащими и учащимися, что здесь поднимут свои верхи много больших и малых зданий и, по благословении архиерейском, святый храм заблестит святым крестом своим? Поистине дивны и непостижимы дела Божий, - тем более дивны, что вопрос о помещении учительской семинарии во Владимирской губернии несколько раз, и разнообразно, колебался.
Да, возлюбленные, над городом Киржачом, если пристально всмотреться в течение совершающихся в нём за последнее время событий, происходит что-то наводящее на глубокие о нём размышления. Всем вам известно, что такое был наш город тридцать лет прежде: была в нём одна улица с небольшим населением; были три тесные, по вместительности своей, храма, обнесённые оградой, и один пресвитер с причтом. И всё это было бедно; но пришёл час воли Божией, и на Киржач повлияла некая благодатная сила, всё здесь возвышающая, расширяющая и улучшающая. Явились в среде самих граждан Божий избранники, в благочестивое сердце которых как будто свыше вложена была неотступная забота, первее всего, о святых храмах здешнего города, а потом и о самом городе.
Святые храмы начали приводиться и приведены уже в благолепный, приличный селению славы Божией вид; создан новый храм, с высокою превосходной архитектуры колокольнею; у преподобного Романа, в его благодатной усыпальнице, от усердия православных и в нощи не угасают светильники! Даже служение в святых храмах изменило свой вид: вместо одного, предстоят ныне святому престолу Божно три пресвитера; вместо двух клириков, певших в святых храмах, теперь возглашают песнопения два хора певцов; самый колокольный звон, усиленный большим колоколом, значительно возвысил церковную торжественность. Так много изменился Киржач в отношении благолепия и торжественности богослужебной!
И в отношении житейском он также весьма много изменил свой прежний вид и характер: в нём устроены многие новые улицы, не говоря о расширении города на близлежащей горе; развилась у обитателей города торговля и промышленность; заводы, откуда доносятся до слуха городских жителей стуки работающего молота и определяющее периодические смены рабочих паровые свистки. Мало того, с увеличением населения, с оживлением жителей более производительною промышленностью, явилась нужда в просвещении, всюду ныне разливающемся. И сознать эту нужду и удовлетворить ей также помог Господь Бог своим избранным. Рядом с храмами воздвигнуты два большие каменные здания для училищ, где под руководством и покровительством святой Церкви, просвещаются и светом Боговидения, и научными познаниями мальчики и девочки, - дети всех без исключения обитателей города, а некоторые и из окрестностей; ныне в Киржаче едва ли есть хотя один дом, едва ли есть хоть одна самая бедная хижина; где бы вовсе не было с толком разумеющих грамоту.
Но и на этом не останавливается ещё процветание Киржача. Тот, кому всего более обязан наш город указанными выше переменами, для большего процветания и славы города решился просить начальство об устроении Учительской семинарии в Киржаче на принадлежащей этому лицу земле, на сем самом месте, принося в дар семинарии не только землю более чем в потребном для названного учебного заведения количестве, но и капитал в пособие к построению семинарии и храма для неё.
Кто же после сего может подумать, что происшедшие и происходящие в Киржаче благие и столь благодетельные перемены совершаются помимо воли Божией? Нет, на Киржаче видимо почивает благословление Божие. Угодник Божий, преподобный Сергий Радонежский, избрав сие место для своего пребывания, освятил его своими подвигами и ж молитвами, основал святую обитель на месте, им избранном и, возвращаясь в обитель Троицкую, оставил здесь Романа, ученика своего. От сего, за молитвы преподобного, и почила на Киржаче благодать Божия, - от сего и растёт и преуспевает Киржач. И теперь не по внушению ли угодника Божия устроятся на месте сем, в виду святой его обители, новый вертоград православного просвещения? И устрояемая на сем тихом месте семинария, в коей приготовляются учители и руководители для детей народа нашего, не может ли надеяться на благодатное покровительство преподобного? Не должны ли мы приветствовать совершающееся ныне событие - в той отрадной надежде, что преподобный Сергий, покровитель города и страны нашей, будет невидимым руководителем воспитываемых в семинарии в познании святой веры православной и правил жития честного и благочестивого, которое издревле любит земля русская и которого все родители ожидают от руководителей детей своих?
Братие! Наша обязанность благодарить Господа Бога, столько граду Киржачу благодеющего; наш долг возносить благодарные молитвы и Угоднику Божию, преподобному Сергию, покровителю града и страны нашей. Вместе с сим будем молить Господа Бога, да благопоспешит он, за молитвы своего угодника, устроению сего нового вертограда наук и да утвердит выну «то есть навсегда» благословление своё над главою раба Божия Александра, неусыпно трудящегося во благосостояние нашей страны».
Когда окончена была речь, певчие пропели хвалебную песнь «Тебе, Бога, хвалим», а затем, по обычном отпуске,: провозглашено было многолетие в порядке возглашения в храмовые праздники. Потом пропели тропарь «Спаси, Господи, люди твоя»; а во время целования Креста пропет был тропарь преподобному Сергию «Иже добродетелей Подвижник...». Процессия в прежнем порядке возвратилась в соборный храм.

В 1878 г. под Киржачом были выстроены новые деревянные корпуса, куда по согласию попечителя Московского учебного округа и переехала семинария. Для перевоза всего её имущества потребовалось 60 подвод. Первый набор состоял из 60 воспитанников, которых распределили по трём классам. Новый 1878/1879 учебный год начался 6 сентября.

В 1894 г. при семинарии начали работу курсы садоводства и огородничества для губернских учителей.
1891 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: «Гласные от Покровского уезда Соловьев и Юрьевского – Богданов с разрешения г. председателя собрания сделали заявления: 1-й о том, что школу садоводства удобнее всего устроить при Киржачской учительской семинарии, где есть много свободной земли, а 2-й, что в Юрьевском уезде есть земля, подаренная покойным Новокщеновым земству Юрьевского уезда, где также удобно было бы устроить школу.
Собрание постановило: означенные заявления передать в постоянную редакционную комиссию для ее соображений при рассмотрении вопроса о школе».
1892 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: «Читан доклад управы по ходатайству Владимирского уездного земского собрания об открытии на губернский земский счет курсов садоводства и огородничества.
Вследствие предложения г. министра внутренних дел обратить внимание на пользу означенных курсов, введенных уже в Тульской губернии, Владимирское уездное собрание, по выслушании доклада уездной управы по сему предмету, постановило: признавая открытие сказанных курсов безусловно полезным, ходатайствовать перед губернским земским собранием об учреждении таковых на губернский земский сбор; затем разрешить управе по соглашению с уездным училищным советом расходовать от 300 до 500 р. из сумм, на содержание училищ назначенных, на устройство при училищах, где крестьяне отведут участки земли, садов и огородов. Докладывая об изложенном ходатайстве, губернская управа полагала, что Владимирское уездное земство может устроить курсы садоводства и огородничества при одном из сельских училищ своего уезда, если желает, на причитающуюся ему часть процентов с капитала на ремесленное собрание.
После того прочитан доклад губернских гласных И.С. Шмидта и П.П. Соловьева, которые находили весьма полезным для развития знаний по садоводству и огородничеству ввести преподавание означенных предметов в Киржачской учительской семинарии; вследствие этого они предлагали земскому собранию для организации в семинарии практических и теоретических курсов по означенным предметам отпустить единовременно 500 р., а затем ассигновать ежегодно в течение 5 лет по 300 р. в год с тем: 1) чтобы в деньгах этих администрация семинарии представляла ежегодно губернскому земскому собранию отчет; 2) чтобы земское собрание уполномочило членов губернского училищного совета или отдельных избранных лиц осведомления на месте о ходе дела в семинарии по садоводству и огородничеству; 3) чтобы летом на практические курсы садоводства и огородничества с нужными теоретическими объяснениями допускались учителя народных школ Владимирской губернии по командировке уездных училищных советов в количестве до 50 человек, которым семинария должна давать бесплатные помещения для ночлега и столовой на все время занятия на курсах, по окончании же таковых снабжала бы тех из бывших на курсах учителей, при школах которых возможно приступить будет к устройству сада или огорода необходимыми семенами и растениями, равным образом бесплатно.
Собрание постановило: в пособие для преподавания в Киржачской учительской семинарии огородничества и садоводства и на ведение практических занятий по этим предметам назначить единовременно 500 р. и ежегодно в течение 5 лет по 300 р., для чего в смету расходов губернского земского сбора на 1893 год и внести 800 руб. с соблюдением условий доклада г.г. Шмидта и Соловьева и с тем, чтоб и члены губернского училищного совета и губернская управа имели возможность ознакомиться с ходом занятий по означенным предметам и чтобы о ходе и результате означенных занятий представлялся отчет губернскому земскому собранию, но признавая, что настоящим постановлением губернского собрания не исчерпывается возбужденный Владимирским уездным земством вопрос,- вопрос этот для разработки передать в постоянную редакционную комиссию».

Домовая церковь во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского

На средства А.А. Соловьева была устроена и домовая церковь Киржачской учительской семинарии.
14 декабря 1878 г. состоялось освящение домовой церкви во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского. Церковным старостой избрали почётного попечителя семинарии А.А. Соловьёва. Рядом с церковью на двух деревянных столбах была сооружена звонница с 6-ю небольшими колоколами.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена в достаточном количестве. Богослужение совершает священник-законоучитель учительской семинарии, псаломщика при церкви нет. Прихода при церкви нет.

Семинария располагалась на высоком левом берегу р. Киржач, в полутора верстах к югу от центра города, среди великолепного соснового бора. В первые годы воспитанники добирались до Киржача на лошадях от ближайших железнодорожных станций - от Покрова (более 40 вёрст) или от Карабанова (около 16 вёрст).
Семинария представляла собой небольшое поселение из отдельных одноэтажных деревянных зданий. В главном корпусе помещались классы и церковь. В остальных располагались квартиры директора и наставников, спальни воспитанников, больница, кучерская и образцовая двухклассная начальная школа. Во дворе между корпусами впоследствии был разбит небольшой плодовый (в основном яблоневый) сад. По воспоминаниям И.М. Губкина, одной из границ этого маленького замкнутого мира служила река, а с трёх других сторон забор.
«В первые «киржачские» годы деятельности семинарии штатный состав педагогического коллектива включал в себя законоучителя (священник И. Воинов), наставников русского языка (Ю.В. Курганович), математики (В.Д. Вердеревский), истории и географии (кандидат университета СП. Полетика), преподавателя чистописания, рисования и черчения (А.С Лазарев), учителя образцовой школы П.К. Флёров), пения (он же), столярного мастерства и ручного труда (цеховой мастер Титов), переплётного мастерства (П.К. Флёров), гимнастики (Пискарёв)» (О.Пэнэжко. «г. Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области" изд. 2008 г.»).

Вторым по счёту директором семинарии был магистр духовной академии Малов Никанор Дмитриевич (1836-1890 гг.), он возглавлял Kиржачскую учительскую семинарию с августа 1879 по 1890 г. (до своей смерти). До этого был преподавателем, инспектором училищ в г. Тамбов с 1861 г., затем с 1874 г. директором народного училища в г. Твери.
По воспоминаниям И.М. Губкина, «директором семинарии («нашего монастыря») был человек крайне реакционных взглядов, устроивший для воспитанников самый жестокий и беспросветный режим».
Вероятно, такой характеристикой можно пояснить надпись А.П. Чехова на его сборнике «В сумерках», подаренном одному из учителей гимназии - А.С Лазареву: «Собрату по оружию (не огнестрельному - примечание для его начальства)».
Впрочем, внутренняя дисциплина любым ученикам почти всегда кажется чрезмерно строгой, и, возможно, это справедливо и по отношению к Н.Д. Малову. Во всяком случае, именно под его руководством произошло становление семинарии на новом месте.
В 1884 г. Директор семинарии Н.Д. Малов предпринял попытку предотвратить подмывание рекой «семинарского берега». Для этой цели в 1885-1886 гг. была построена плотина, а берег укреплён. Однако сильное половодье следующей весны разрушило плотину до основания.
Более удачными оказались труды по «приближению» семинарии к городу. Через лежавший между ними болотистый и ежегодно заливаемый в половодье луг, называвшийся Вытереб, в 1879 г. были устроены лавы, сокращавшие путь до города в два раза. Они служили 11 лет и были сняты, когда пришли в совершенную ветхость. Денег на новые лавы не нашлось.
Пожелания К.Д. Ушинского касались и духовной атмосферы учительских семинарий: «От учителя народной школы, особенно живущего в деревне или небольшом городке, справедливо требовать, чтобы жизнь его не только не подавала повода к соблазну, не только не разрушала уважения к нему в родителях и детях, но, напротив, служила примером как для тех, так и для других, и не противоречила его школьным наставлениям... Вот почему в учительских семинариях молодые люди, избравшие для себя скромную карьеру народного учителя, должны привыкать к жизни простой, даже суровой и бедной, без всяких светских развлечений, к жизни с природой, строгой, аккуратной, честной и в высшей степени деятельной. Понятно, что только в закрытом заведении можно иметь сильное влияние на образование привычек к такой жизни и, кроме того, узнать нравственные качества будущего учителя». Насколько можно представить, в Киржаче эти принципы соблюдались весьма и весьма строго.
Со слов И.М. Губкина, образ жизни воспитанников был следующим: «Мы жили в спальных корпусах. В шесть часов утра нужно было по звонку встать... умыться, одеться и бежать на молитву. Бежали через весь двор... Тех, кто опаздывал, заносили в кондуит, сбавляли им отметки по поведению, а при повторных проступках дело доходило даже до лишения стипендии. После молитвы - завтрак: чай и чёрный хлеб. Белая булка был лакомством и полагалась ) только по воскресениям. После завтрака - классные занятия до четырёх часов. Около пяти часов мы обедали. Обед обычно состоял из супа и каши. Мясное блюдо представляло большую редкость... Ни тарелок, ни вилок за обедом не полагалось. Общая чашка на всех и ложки. Получалось так: кто смел, тот и съел... После обеда был перерыв на два часа, и вот в этот перерыв мы умудрялись убегать в лес, несмотря на самый строгий запрет со стороны наших наставников... С семи часов вечера продолжались занятия в том же классе под надзором наставника, при свете коптилок... Занимались приготовлением уроков и чтением.
В то время я читал Майн Рида, Жюль Верна, Купера. А когда стал поумнее, начал увлекаться нашими писателями. Прочёл «Войну и мир», «Анну Каренину» Толстого, «Обломова», «Обрыв» Гончарова и т.д. Тогда же я прочёл Достоевского. После занятий, в девять часов, мы ужинали, снова шли на молитву и в спальни... Училось нас в семинарии немного, всего человек семьдесят-восемьдесят».
Вряд ли можно сомневаться, что особое место среди семинарских предметов отводилось Закону Божию. Надо полагать, педагогический коллектив был не только знаком, но и руководствовался в этом деле пожеланием К.Д. Ушинокого: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщить им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведёт к сомнению в религии, а потом к безверию.
Ожидать, чтобы учитель народной школы сам перешагнул за эту ступень и достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя». Со многими воспитанниками всё так и происходило, удержать кого бы то ни было на заранее обозначенном уровне образования невозможно, многие способные воспитанники самообразованием достигали поверхностного полуобразования, которое порождало сомнение в детской вере, которое при отсутствии опыта живой духовной жизни превращалось в безверие. Например, по словам И.М. Губкина, он вышел из семинарии совершенным атеистом.


Киржачская Учительская семинария

Учителя Киржачской Учительской Семинарии с П.А. Соловьевым (предпол. до 1895 г.)

Документом об окончании семинарии служило свидетельство о звании народного учителя, которое имело следующий вид:
Свидетельство
От Совета Киржачской учительской семинарии, на основании положения об учительских семинариях, дано сие свидетельство семинарии в том, что он при поведении оказал успехи в Законе Божием, Педагогике, Русском и Церковно-славянском языке, Математике (арифметике, геометрии и землемерии), Истории, Географии, Естествознании, Чистописании, Рисовании и Черчении, Практических занятиях в преподавании, сверх того обучался ремеслам, гимнастике и пению, вследствие сего он удостаивается звания учителя начального училища и при поступлении на означенную должность имеет пользоваться всеми правами, той должности присвоенными.
Г. Киржач, Владимирской губернии.
Председатель педагогического совета, директор (подпись).
Члены педагогического совета (подписи).
Документ имел вид большого листа и скреплялся красной гербовой печатью.


Осенью 1900 г. Киржачской учительской семинарии исполнилось 25 лет. Её бывшие ученики (по крайней мере те, кто продолжал служение Учителями) получили от имени Владимирского уездного училищного совета письма-приглашения: «Сим уведомляю Вас, Милостивый Государь, что 6-го ноября сего года имеет быть празднование 25-летия Киржачской Учительской Семинарии и в этот день было бы желательно видеть в её стенах бывших её питомцев, имеющих возможность к вышеупомянутому дню прибыть в город Киржач, на что с моей стороны препятствий не представится. Председатель Совета».

В 1901 г. в Киржачской учительской семинарии главными пособиями при уроках, уже не первый год, служат по плодоводству – учебник Ферингера, а по огородничеству – Зене-Леблана: основы земледелия.
Практическими занятиями под открытым небом воспитанники стали заниматься в марте месяце, когда они очистили парники от снега и набили их навозом и землей. Парников было два, каждый по 12 рам. В одном помещались мелкие огородные овощи и летники, а другой был назначен под капустную рассаду. Воспитанники работали после обеда, в свободное от учебных занятий время.
После Пасхи, когда оттаяла земля, воспитанники работали в саду, исполняя главным образом очередные садовые дела. Расчищены два участка питомника, которые состояли из перестарковых дичков, а отчасти из привитых, но еще не выбранных, молодых яблонек. Посажено вновь несколько яблонь, а также заменены новыми некоторые попорченные; то же делалось и с ягодными кустами. Но главным трудом воспитанников за это время в саду удобрение, перекопка и поливка посадков. Несмотря на крайне скудную – песчаную почву, все насаждения в продолжение довольно благоприятной весны выглядели здоровыми и цветущими. После выпускных испытаний воспитанники III-го класса оставались некоторое время для садовых работ: поливали растения, садили на огороде капустную рассаду.
Со второй половины августа, когда началось учение, возобновились и садовые работы воспитанников. Началось дело с поливки: лето было знойное, бездождное; многие растения надо было спасать от окончательной засухи. Вода, случалось, из имеющегося в саду колодца вычерпывалась до дна; тогда приходилось брать воду с реки (воспитанники носили ее ведрами). Эта запоздалая поливка только несколько могла помочь делу: некоторые деревца остались посохшими, с других преждевременно осыпался лист. В сентябре месяце были собраны яблоки, а с огорода капуста, которая пошла на употребление воспитанникам; очищены парники, подготовлены ямы для посадки весной яблоней, окопаны и обложены навозом ягодные кусты. Посеяно на двух грядках яблочных семян для получения дичков; одна гряда засеяна семенами желтой акации. С наступлением заморозков стволы яблоней и др. обмазаны известковым раствором; некоторые растения защищены на предстоящую зиму ветвями ельника. В заключение следует упомянуть, что сухое лето нынешнего года заставляет подумать о своевременном и достаточном орошении сада и питомника, расположенного на песчаном грунте.

Отчет директора Киржачской учительской семинарии о занятиях садоводством и огородничеством в 1903 г.

В течение 1903-го года воспитанники семинарии изучали садоводство и огородничество теоретически и практически. Теоретические занятия велись по прилагаемой при сем программе.
Практические работы воспитанников обнимали весь годовой круг работ по садоводству и огородничеству. Начались они с половины марта очисткой парников от снега, набивкой их навозом, согреванием его, после чего. В конце марта, сделаны были посевы парниковых сортов огурцов, редиса, моркови и цветочных семян, а несколько позднее в холодный парник и капусты – сабуровки.
С 15 апреля, по возвращении воспитанников с пасхальных каникул, начались работы их в саду и огородах и к 1 мая была подготовлена земля для посадки картофеля и посева других овощей, очищены и оправлены насаждения яблонь и ягодных кустарников и подготовлена земля для посадки капусты. В течение мая закончены были все посевы и посадки овощей и цветочной рассады, при чем во 2-ю половину этого месяца почти все рабочее время воспитанников уходило на уход и главным образом поливку посевов и насаждения.
В течение июня работали только воспитанники II класса. Обязанные к тому известными распоряжениями учебного начальства. В это время им показаны были различные приемы ухода за сеянцами, дичками яблонь, за окулированными деревцами, способы весенней и летней прививки, формовка штамба, обрезка и оживление старых плодовых дерев. Из общего числа рабочих часов затрачено было в этот период:
На поливку – 436 час.
на полку – 256 час.
на уход за посевами овощей – 28 час.
на опахивание картофеля – 12 час.
на разрыхление земли около капусты – 122 час.
на посадку капусты вместо выпавшей – 34 час.
На подготовку земли для будущих посевов и насаждение (перекопка, унавоживание и проч.) – 116 час.
на уход за яблонями и ягодными кустами – 92 час.
на устройство и уход за компостами – 66 час.
на показание приемов прививок – 96 час.
на чистку дорожек в саду – 180 час.
Всего – 1438 раб. час.
Кроме того в течение летнего времени с воспитанниками совершено было несколько ботанических экскурсий главным образом для ознакомления с сорной растительностью в хлебных посевах. В дождливую погоду, а иногда и в свободное от обязательных работ время воспитанники занимались определением растений.
Осенние работы воспитанников, начавшиеся с 20 августа, состояли в заготовке земли, компоста, уборке картофеля, капусты, подчистке и подготовке к зимовке ягодных, цветочных кустов и плодовых деревьев.
Все перечисленные работы производились воспитанниками в парниках, саду и огородах, принадлежащих семинарии. Два парника с 3 отделениями в каждом в общем занимают около 10 кв. саж. Площадь сада и цветника 1560 кв. саж. В саду находится и питомник, плодовая школа; тут же на свободных местах разбросаны гряды с овощами. Картофелем было засажено около 600 кв. саж., а капустой огород близ реки площадью в 700 кв. саж. Почва всех этих участков, за исключением последнего, глубоко-песчаная, требующая обильного удобрения и поливки. Этим и объясняется то, что большая часть рабочего времени воспитанников уходит на поливку посевов и насаждений, но и при этом условии рост и развитие их не могут быть признаны нормальными при наличности в высшей степени неблагоприятных почвенных условий – ее сухости и бедности необходимыми для растений веществами. Для обогащения почвы этими веществами ежегодно приходится затрачивать значительные суммы на приобретение навоза. Климатические условия роста посевов и насаждений также были неблагоприятны в отчетном году. Особенно неблагоприятно отозвались на ягодных кустарниках и плодовых деревьях холода, бывшие в конце апреля и начале мая, а росту посевов мешало продолжительное бездождие в мае, июне и вообще малое количество влаги, выпавшей в течение лета. Вследствие этого ягодные кустарники дали очень незначительное количество ягод, а яблок и совсем не было; картофель уродился сам 4 и был очень мелок. Помимо указанных причин, росту капусты, которой было высажено свыше 6000 корней, очень мешали наросты на корнях (киловатость), что, вероятно, объясняется тем обстоятельством, что в течение нескольких лет подряд капуста высаживалась на одном и том же участке. Тем не менее собственный огород дал воспитанникам больше ½ нужного для их продовольствия запаса квашенной капусты. Осенью начаты работы по разработке под капусту нового участка земли (около 300 кв. саж.) на принадлежащем семинарии лугу. В этом году впервые был сделан посев ржи на участке в 200 кв. саж. в целях параллельных наблюдений над ростом этого хлеба и метеорологическими явлениями. Для последних наблюдений имеются почвенный термометр, дождемер, воздушный термометр, флюгер и рейка. Наблюдения эти ведутся учителем Н.И. Кузнецовым при участии воспитанников семинарии и результаты их ежемесячно отправляются в главную физическую обсерваторию и во Владимирскую губернскую земскую управу. Выписаны были семена трав, свойственных сухим почвам, и посеяны в конце апреля. Посев дал довольно редкие всходы и осенью был стравлен скотом, так как не мог дать укоса.
Осенью предприняты работы по осушению болотистой части луга, принадлежащего семинарии: выкорчеваны кустарники, пни старых деревьев, срезаны кочки и даны по лугу канавы. Весной предполагается сделать в этой части луга подсев трав.

Воспоминание А.И. Скобенникова: «Среди молодежи, учившейся тогда в г. Киржаче в учительской семинарии, под влиянием прокламаций и брошюр о Ростовской стачке, о революционерах, погибших за дело революции в предшествующие десятилетия, начали группироваться социал-демократический и народнический кружки. Я был одним из участников социал-демократического кружка.
В 1904 г., когда русско-японская война каждый день давала пищу для революционного настроения, мы, будучи еще учениками, пытались воспринимаемые нами в кружке идеи перенести в массы. Помню, как сейчас, картину в лесу, когда я и т. Жулин (однокашник по семинарии), гуляя по лесу, вели беседу о рабочем движении с 3 уже пожилыми рабочими с Соловьевской ткацкой фабрики, расположенной в ½ версты от семинарии.
В апреле 1905 г. волна движения в высших и средних учебных заведениях докатилась и до нашей учительской семинарии. Мы решили объявить забастовку, с требованием свободной школы, лекционного преподавания и т. п. (сейчас уже всех требований не помню) и обратились одновременно с воззванием к другим учительским семинариям. Я был избран — объявить педагогическому совету о начале забастовки и прочитать наши требования.
Забастовка наша не могла, конечно, быть успешной и, действительно, прогуляв 3 недели, мы, под страхом исключения и закрытия семинарии, принуждены были возвратиться вновь к занятиям. Дело ограничилось исключением 2-х товарищей — Василия Бурдина, впоследствии эсера, и т. Барабожина, но не за забастовку, а по другому поводу.
В 1905 г. я кончил Киржачскую учительскую семинарию и возвратился в Суздаль…»
Киржачскую учительскую семинарию окончило большое количество достойных уважения людей, внёсших свой вклад в развитие страны просвещение владимирского края. Губкин Иван Михайлович (1871-1939 гг.) - академик, известнейший советский геолог, основатель геологии нефти, вице-президент АН СССР (1936-1939 гг.). В своём труде «Учение о нефти» (1932) он разработал теорию происхождения нефти, описал условия формирования её месторождений. И.М. Губкиным было обосновано создание «второго Баку» в Поволжье, он руководил исследованиями Курской магнитной аномалии. В Киржачской учительской семинарии он учился с осени 1887 г. до 1890 г. и оставил воспоминания об этом периоде в автобиографическом очерке «Моя молодость». За неблагопристойное поведение полнил вместо аттестата удостоверение об окончании курса. По окончании семинарии до 1895 г. работал учителем в с. Жайском Муромского уезда, затем в с. Карачарово, где пользовался покровительством попечительницы школы, графини Прасковьи Сергеевны Уваровой. В 1895 г поступил в Санкт-Петербургский учительский институт и в 1903 г. в Горный институт.
Уроженец с. Алексино Петушинского района Василии Ильич Чернышев (1867-1949) - языковед, член-корреспондент АН ССОК (с 1931 г.), с 1886 по 1912 г. учитель сельских, уездных и городских училищ с 1899 г. в Петербурге. Специалист в области диалектологии, Фольклора этнографии, языка и стиля русских писателей XIX в. Написал ряд учебников, аргументировал необходимость реформы русской орфографии. Оставил труды по лексикологии, фольклору, культуре речи, истории языка и методике его преподавания, языку и стилю русских писателей XIX в. Один из организаторов и создателей «Словаря современного русского языка» (17 тт. вышло в 1948-1965 гг. и удостоено Ленинской премии в 1970 г., в числе лауреатов и Чернышев, посмертно).
Аббакумов Семён Егорович, уроженец д. Жары Покровского уезда. По окончании семинарии служил в Жаровской земской школе, был активным членом крестьянского совета и сельского схода. Его старания ми был закрыт кабак и создана бесплатная народная библиотека, для чего он уступил свой дом (здание прежней школы). Открытие библиотеки состоялось 19 сентября 1899 г. и сочеталось с чествованием 15-летней учительской службы С.Е. Аббакумова. Обучался в Киржачской учительской семинарии примерно в 1881 г.

Значительно больше сведений сохранилось о преподавателях и наставниках семинарии. Именно они играли определяющую роль в образовании семинаристов - как писал К.Д. Ушинский, «если первоначально состав семинарии образуется из людей достойных, то вместе с тем положится и прочное основание характеру заведения, которому уже невольно будут подчиняться вновь вступающие члены. От первоначальной закваски зависит весь успех семинарии: характер выходящих из неё деятелей, а через них и характер народного образования».

За первые 25 лет работы семинарии в ней сменилось 4 директора, 8 законоучителей, 8 наставников русского языка, 5 - математики, 4 - истории и географии, 9 преподавателей чистописания и рисования, 7 учителей образцовой школы и 7 учителей гимнастики. Среди наставников были нередки кандидаты духовных академий и Московского университета, среди преподавателей чистописания и рисования преобладали выпускники Строгановского училища, а учителями гимнастики обычно выступали военные: штабс-капитаны, унтер-офицер, фельдфебель. И.М. Губкин с теплотой отзывается в своих воспоминаниях об учителе двухклассной образцовой школы, бывшем воспитаннике учительской семинарии Константине Сергеевиче Бедринском.
Дольше других состоял на службе наставник истории и географии В.И. Долгов - с апреля 1883 г. по крайней мере до 1900 г. С 1892 г. он же обучал воспитанников садоводству и огородничеству.
Василий Ефимович Несмеянов после окончания в 1858 г. Владимирской духовной семинарии учительствовал в Суздальском училище, а с 1863 г. стал священником Космодемьянской церкви в Суздале. В 1880 г. его назначают законоучителем Киржачской семинарии. В 1886 г. получает сан протоиерея. В последние годы жизни он служил священником в Воздвиженской церкви в г. Шуя.
10 лет, с 1881 по 1891 гг., преподавателем чистописания, рисования и черчения служил Александр Семенович Лазарев-Грузинский. В современной литературе его упоминают лишь в связи с именем А.П. Чехова, сохранилась переписка между ними…


Александр Семенович Лазарев-Грузинский

Одновременно с Лазаревым в Киржаче служил Константин Степанович Бедринский, заведовавший двухклассной образцовой школой, бывший выпускник той же семинарии. О нём писали как о «человеке живом, либерального образа мыслей». Закон Божий преподавал священник о. Александр Охотин, чьё пространное и очень доброе «Поучение», сказанное при выпуске воспитанников в 1891 г., было опубликовано в газете «Владимирские епархиальные ведомости». Наставником и учителем словесности в третьем классе был В.Ф. Андреев, окончивший философский факультет Московского университета, о нём также тепло вспоминали семинаристы.

«Местная семинария переживает тяжелый кризис. Продуктов совершенно нет: нельзя достать ни крупы, ни масла, ни даже муки. Дошло до того, что воспитанники питаются одним хлебом и картофелем. Во вторник 7 февраля на обед было предложено только по 6-7 штук картофеля, а на ужин один суп, состоящий из воды и картофеля. Воспитанники просят об отпуске, но администрация семинарии пока воздерживается от этого, уповая на урегулирование продовольственного вопроса» (газета «Старый владимирец», 17 февраля 1917 г.).
С 1 июля 1919 г. согласно распоряжения Наркомпроса все учительские семинарии производят последний выпуск учителей и заканчивают своё существование. Киржачская учительская семинария также произвела последний выпуск учителей.
Далее были устроены Педагогические Курсы (Педтехникум).
«Несмотря на предписание постановления Народного комиссариата по просвещению «О преобразовании учительских семинарий» об организации двух курсов, было организован один курс и две подготовительных группы.Владимирский ИНО открыл двери для 81 студента, но к концу учебного года эта цифра изменилась. По различным причинам в течение первых трех месяцев 11 человек покинуло институт. Двое были мобилизованы в ряды РККА, а 9 человек перевелись в Киржач, где действовали педагогические курсы. Срок обучения на этих курсах был меньше, однако они не давали высшего образования. Поводом к переходу стали слухи, распространявшиеся в стенах института, о том, что в скором времени ожидается реорганизация ИНО в педагогические курсы» (Курасов Сергей Александрович. «Повседневность педагогических вузов в 1919 - начале 1950-х гг»).
В 1923 г. педагогический техникум г. Киржача вошел в состав Владимирского и Александровского техникумов. «Нет общежития и учебных пособий (гор. Ковров). Общежитие местного педтехникума рассчитано на 40 человек, но живет в нем около 70 чел. Приходится спать по несколько человек на койке. Очевидно, не зная таких условий влад губпрофобр прислал еще слушателей из недавно закрывшегося киржачского педтехникума. Необходимо срочно найти более обширное помещение для общежития.
Губпрофобр уже три месяца не снабжает педтехникум учебными пособиями. Время идет. Начался уже новый учебный год. Если губпрофобр заинтересован в том, чтобы из слушателей ковровского педтехникума вышли красные педагоги то нужно обеспечить их всем необходимым» («Призыв», 26 октября 1924).
Александровский техникум в 1929 г. был переведен в Юрьев-Польский. 24 октября 1929 года решением президиума облисполкома Ивановской промышленной области путем перевода техникума из г. Александрова было открыто Юрьев-Польское педагогическое училище, сейчас это – «Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж».
В 1930 г. текстильный техникум г. Киржача переведен в г. Шую. В 1933 г. был объединен с шуйским электротехникумом. Техникум получил название "Шуйский индустриальный", сейчас это - "Шуйский филиал ФГОУ СПО «Ивановский промышленно— экономический колледж» .

С 1927 г. в зданиях бывшего техникума был устроен Дом отдыха шелковиков. «1-го июля недалеко от гор. Киржача открылся дом отдыха, четвертый в нашей губернии. Помещается дом в зданиях бывшей учительской семинарии, на берегу реки Киржача, в сосновом лесу. Сейчас дом рассчитан на 85 отдыхающих. В дальнейшем его предполагают развернуть на 150 человек. На ремонт и оборудование дома отдыха затрачено 21 000 руб. С 15-го июля в доме отдыхает уже вторая партия отпускников» («Призыв», 10 августа 1927 г.). В военные годы там располагались летчики авиаполков Н.П. Каманина и М.М. Расковой. B 1946 г. поселились рабочие и служащие нового завода КИЗ.
Город Киржач
Киржачские училища
Шелко-ткацкая школа в Киржаче
Киржачский район
Владимирская учительская семинария

Категория: Киржач | Добавил: Николай (20.11.2015)
Просмотров: 3233 | Теги: учебные заведения, Владимирская область, церковь, город Киржач | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru