Главная
Регистрация
Вход
Суббота
25.11.2017
04:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 382

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [16]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [6]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Город Муром, мкр. Карачарово

Мкр. Карачарово

Стоянка Карачаровская
Верхний Палеолит

Первые люди пришли в земли Нижней Оки после отступления ледника, в один из периодов потепления климата, отстоящий от наших дней на двадцать пять-тридцать тысячелетий. Пришли поселенцы с более южных территорий, вероятно с берегов Дона. Климат по сравнению с современным был значительно холоднее, поскольку ледник находился относительно недалеко, занимая весь север Европы. Основным ландшафтом в Нижнем Поочье были травянистые степи с небольшими хвойно-лиственными перелесками; карта водных потоков и водоемов сильно отличалась от современной. Животный мир того времени был очень пестр и более соответствовал современным тундре и притундровой зоне. Здесь водились северные олени, лемминги, песцы; степные антилопы - такие, как сайга; лесные обитатели - волки, зайцы-беляки, а также вымершие ныне мамонты, дикие лошади и шерстистые носороги.
Северо-восточная часть города Муром, близ с. Карачарово, левый коренной берег р. Ока. Размеры памятника, а также его современное состояние неизвестно. Стоянка исследовалась в 1877-1878 гг. А.С. Уваровым. Коллекция состоит из кремневых орудий, нуклеусов, отщепов, фаунистических остатков. Орудия труда изготовлены из валунного кремня коричневого, желтого, табачного цветов, преимущественно на пластинах, реже - на отщепах.
См. Стоянка Карачаровская. Верхний палеолит.

***

По местным преданиям, некогда сюда явилось племя "панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали "киргизы” даже в ХХ в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 г. (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками "этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до ХХ в.: тут и драки "стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей Карачарово "куркулями”. "Куркуль” – это, вообще говоря, человек, который ценит богатство превыше всего. Но то – позднее толкование, мол, жители Карачарова "слишком богатые”. На деле – слово восточного происхождения, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как "кара-кул”, то есть "черный всадник” (кул”=”запрягать”).
Название села Карачарово, по преданию, происходит от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор».
«Село Карачарово, на реке Оке, находится въ 125-ти вер. отъ губернскаго города и въ 5-ти отъ уезднаго Мурома».


Горшок гончарный, древнерусский из красножгущегося теста. Конец XII – первая пол. XIII вв. (склейка). Из раскопок Волжской археологической экспедиции Института археологии РАН в селе Карачарово, 2010-2011 гг.

По преданию, в селе родился один из известных русских богатырей - Илья Муромец (Илья Иванович Гущин), канонизированный Русской православной церковью - преподобный Илия Печерский, инок Киево-Печерской Лавры, где находятся его мощи. См. Илья Муромец/Илия Печерский.
Местные предания рассказывают, что после исцеления богатырь отправился помогать батюшке корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку. Пней было так много, что в течении реки даже появился большой остров.


Своеобразная «иллюстрация» к одному из его деяний в Муроме лежит во дворе дома Зворыкиных. Это гигантский дубовый пень, у которого стоит табличка: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Древность карачаровских преданий подверг сомнению еще в XIX в. известный исследователь былин В.Ф. Миллер. Он обратил внимание, что название села Карачарова в былинах («село Карачарово», «Карачаево», «Карачево») близко по звучанию с названием старинного русского города Карачева, Брянской области.

В писцовых книгах 1629-1630 гг. о Карачарове сообщается следующее: «Карачарово дано царемъ Михаиломъ Феодоровичемъ за осадное Московское сиденье князю Василию Янушевичу Сулешову; въ селе въ то время была церковь Живоначальныя Троицы и другая церковь во имя Св. Николая Чудотворца – обе деревянныя; при церкви были два попа, дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирница, на церковной земле было 6 бобыльскихъ дворовъ; пашни церковной «середние земли» было 40 четв., сена 50 копенъ; въ селе были – дворъ вотчинниковъ, дворъ прикащиковъ, 14 дворовъ деловыхъ людей, 86 дворовъ крестьянскихъ и 17 дворовъ пустыхъ (большая часть жителей этихъ дворовъ сбежали)».
В 1676 г. Карачарово значится вотчиной другого помещика – князя Михаила Яковлевича Черкаского; после оно принадлежало графам Разумовским и Уваровым.

Павел Петрович Самарин, перешедший в Муром из села Карачарова, был украшением торгового сословия. Его природный ум, обширная торговля и доброта души, давали ему вес в кругу общественном и делали известным сословию высшему. Неоднократно, принимая на себя платеж подушных податей, за людей бедных, как это известно по словесным преданиям, он делал разные вклады церквям; крест Господень с частями мощей св. угодников в соборе и большой хорошего тона колокол служат доказательством его усердия. Он же в 1754 г. построил каменную колокольню при церкви Покрова Божией Матери в Спасском монастыре и слил туда большой колокол в 120 пуд.
Внутренняя промышленность городских жителей г. Мурома находилась не так в выгодном положении в это время; крестьяне соседних селений: Карачарово, Панфилово и др. беспрепятственно торговали разными товарами на площади в лавках.
В ожидании Государя Императора Николая I (прибыл 12 октября 1834 г.) Городским Головой А.А. Титовым (?), «катер» был снова перестроен и сделан способным к переправе на воду, однако спущен не был – по мелководью. Выстроена была для хранения галлерея на каменном фундаменте, внизу устроен был колодец и с правой стороны большая, для переходов на Воеводскую (соборную) гору, лестница. «Катер» этот долгое время продолжал храниться в особой галлерее, как священный для граждан памятник. Для переправы Императора послужила лодка, сделанная в селе Карачарове. Министр Народного Просвещения Сергей Семенович Уваров, вероятно, с согласия супруги своей, как владелицы села Карачарова, лодку эту уступил городу.
В 1830 г. в Муроме разразилась холера. Губернатор сам приехал в Муром, чтобы тем ободрить жителей и лично видеть порядок комитета. В это время в одну ночь умерших холерой оказалось 7 человек и город был оцеплен эскадроном гусар Мижевского полка, нарочно прибывшим сюда из Суздаля; всякое обыкновенное сообщение с окрестными жителями было прекращено, Сибирский и Оренбургский тракты отклонены от города в село Карачарово, куда и перевоз городской для переправы казенных транспортов и военных людей был переведен; еженедельный торг происходил в поле за Касимовской заставой.

До революции являлось селом - центром Карачаровской волости Муромского уезда.
Население в 1859 г. - 2 673 чел., в 1897 г. - 2 134 чел.

«Под г. Муромом и селом Карачаровым находятся удобнейшие места для пристаней и переправ через Оку, а для одних пристаней – в деревне Погоже и селе Вареже».
1871 г. «Переправа через реку Оку при гор. Муроме в с. Карачарове всегда отдавалась хотя с торгов и таковую держит один купец Зворыкин, но за цену до 3000 руб. сер. в год, почти одну и ту-же, содержанию которой срок оканчивается истечением 1871 года, а так как переправа эта существует более для местных жителей уезда, со стороны коих нередко заявляются жалобы на неудовлетворительность в переправе; почему редакционная комиссия, с своей стороны, полагала-бы эту переправу отдать в содержание на будущее время с торгов желающим взять ее в таком только случае, если на торгах понизится плата в размере, находимом управой удовлетворительным для земства, в противном случае предоставить управе или отправлять оную хозяйственным образом, или отдать желающим взять таковую по обоюдно-согласованной цене и на срок усмотрению управы, не выходя, впрочем, из сметной цифры за содержание по смете…»
Механический завод П. Ф. Валенкова былоснован в 1887 г. Первоначально завод состоял из небольшой литейной, такой же кузницы и механической, в тоже время и плужной мастерской. Рабочих было только 26 человек. В дальнейшем завод стал расширяться. 15/1-1903 г. открыт большой корпус механического цеха. Завод стал специализироваться на постройке судовых машин, попутно с этим принимая самые разнообразные заказы, вплоть до постройки пароходов, корпуса которых в разобранном виде отправлялись по назначению. Около села Карачарова была устроена судостроительная верфь.

1-го января 1892 г. закрыта мелочная бакалейная лавка крестьянина с. Карачарова Архипа Алексеева Крешотова.
С 1-го января 1892 г. уничтожена винная лавка общества крестьян с. Карачарова.
С 1911 по 1914 гг. на должность заведующего военно-конским Карачаровским участком и его помощником назначены: заведующий – крест. с. Карачарова Иван Евдокимович Пудов, помощник – крест. с. Карачарова Петр Иванович Шышлин.
В 1911 г. по ходатайству Карачаровского сельского общества было произведено укрепление двух оврагов, принадлежащих этому обществу, при чем было устроено два железобетонных лотка общей длиной 8,90 саж., поставлено 5 плетневых запруд общей длиной 14,95 саж., сделан водоотводный валик длиной 102 саж., по дну посажены ветловые колья, бока деятельной части оврага срезаны на 1 ½ откос и террасированы для посадки по ним древесных сеянцев, устроена вокруг укрепляемых оврагов изгородь в три жерди. При этих работах по предмету укрепления оврагов были устроены десятидневные курсы. На курсах было 8 человек слушателей из числа грамотных крестьян от разных волостей уезда. На укрепление Карачаровских оврагов и устройства курсов при них в 1911 г. затрачено 1051 руб. 51 коп. На приобретение необходимого для овражных работ инвентаря затрачено – 30 руб. 18 коп. В 1912 г. весной было произведено исправление некоторых повреждений на укрепленных оврагах, одернованы водоотводные валики на Карачаровских оврагах и произведены посадки вяза на Карачаровских оврагах.
С устройством железнодорожного моста и дамбы на пойме реки Оки весной 1912 года напор и течение воды в пролетах между устоями моста были настолько сильны, что земский перевозный пароход был не в состоянии проходить с паромом под мостом вверх по течению, а вниз по течению не в состоянии правильно вести буксир, и паром силой течения легко мог удариться об устой и получить аварию, как это было с двумя баржами, разбившимся об устои и затонувшими. Поэтому переправа подвод через реку Оку весной 1912-го года производилась не от Мурома, а от села Карачарова до села Липни, как это было и ранее до введения пароходной переправы на Муромской перевозе, а вследствие это все конное движение направлено было на Карачарово и дорога из Мурома в Карачарово обратилась в земский подъездной путь к перевозу. По этой дороге, при въезде в село Карачарово, у вершины так называемого графского оврага, с 1911-го года укрепляемого земством, имеется весьма тонкое место, проезд через которое крайне затруднителен и почти невозможен; топь эта образовалась отчасти от того, что вершина оврага укреплена валиком, вода не может стекать в овраг как прежде и задерживаясь увеличивает топь. Хотя дорога из Мурома в Карачарово принадлежит к числу проселочных, но ввиду того во-первых, что она является подъездным путем к земскому перевозу, а во-вторых топь лежит у вершины оврага, который укрепляет само же земство,- уездная управа нашла необходимым укрепить означенную топь и сделать эту местность удобопроездной. На основании заключения дорожного техника Зворыкина, здесь сделана насыпь со шлаком, обделанная плетнем на дубовых столбах, а при насыпи против лотка – деревянный мост. Устройство насыпи и деревянного моста обошлось 516 руб. 70 коп.

23 июня 1913 года в селе Карачарове было торжественное открытие памятника Царю-Освободителю Александру II, по случаю исполнившегося 50-ти-летия со времени освобождения крестьян от крепостной зависимости. В этот же день Преосвященный Епископ Митрофан, по приглашению графини Уваровой, совершил литургию в селе Карачарове.

Карачаровское сельское училище основано в 1868 г.
В 1876 г. учащихся – 115 мальч. и 22 дев. Законоучитель – св. Михаил Остроумов (бесплатно). Учительница – окончившая курс в 6-ти классном женском духовном училище девица Мария Рыбкина (108 руб. в год и квартира с отоплением). Помощник учительницы – причетник Алексей Молчанов (50 руб. в год). Попечитель – почетный гражданин Григорий Тарасович Фанталов. Содержание – 158 руб. от земства. Помещается в пожертвованном училищу попечителем Фанталовым 2-х этажном каменном доме. Помещение удобное и просторное.
«По ходатайству Муромского уездного земского собрания о безвозвратном пособии на постройку здания для второй школы в с. Карачарове.
В виду ежегодного отказа массе крестьян с. Карачарова, как сообщает Муромская уездная земская управа, в принятии их детей в существующую в этом селении земскую школу возбужден вопрос об открытии там второй земской школы. По нормальной школьной сети в селе Карачарове числится земская женская школа вместимостью на 88 учащихся. По подворной переписи зарегистрировано здесь 184 детей школьного возраста, нормальное же число их, т.е. 9 % населения, как установлено при выработке сети и принято губернским земским собранием, равно 208. Таким образом 120 детей не могут быть удовлетворены существующей школой.
Крестьяне с. Карачарова по приговору 8 сентября 1803 г. постановили отвести под 2-е училище ½ десятины земли, приняли на себя отопление училища и ходатайствуют о выдаче им безвозвратного пособия в 1500 руб. на постройку школьного дома. О том же ходатайствует и местный училищный совет, который при этом объяснил, что казна отпускает в единовременное пособие на постройку 2-й школыы в с. Карачарове 500 руб. и ежегодно пособие на содержание учительского персонала по 400 руб. при том условии если земство примет на себя содержание сего училища, в противном случае кредит будет закрыт.
Уездное земское собрание, рассмотрев эти ходатайства, признало необходимыым открыытие в с. Карачарове второй земской школыы и постановило «ходатайствовать пред губернским земством о выдаче безвозвратной ссудыы в размере 1500 руб. на постройку дома для второй школыы в с. Карачарове».
Губернским земским собранием неоднократныыми постановлениями последних лет твердо установлен порядок выыдачи безвозвратныых пособий на постройку школьных зданий только в тех районах, где ко времени утверждения школьной сети не быыло еще открыыто ни одного земского или правильно организованного училища другого ведомства.
Заключение. Так как в с. Карачарове уже есть земская школа, то губернская управа полагала бы согласно принятым уже губернским земским собранием основаниям настоящее ходатайство отклонить».
В 1915 г. при Карачаровской школе имелась попечительница – графиня П.С. Уварова. Графиня Уварова приняла на себя обязанности по снабжению школы учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями.

Карачаровское сельскохозяйственное Общество открыто с разрешения Владимирского губернатора 28 ноября 1913 года.
В 1915 году общество впервые получило пособия от Муромского земства, губернского Владимирского и графини Прасковьи Алексеевны Уваровой, которые вместе с членскими взносами составили годовой бюджет О-ва в 320 руб. 75 коп., который дал возможность О-ву приступить к ряду технических улучшений в местном крестьянском сельском хозяйстве.
Культурно-просветительная деятельность Карачаровского сельско-хозяйственного общества выразилась в устройстве ряда чтений, как агрономами Муромского уездного земства, так и Владимирского губернского земства.
Культурно-техническая работа Карачаровского сельско-хозяйственного общества выразилась в ряде мероприятий:
1) Обществам были куплены три машины: две 7 рядовые сеялки «Эльворти» и одна машина веялка «Крестьянка» Липгарта. Куплен амбар для помещения, сельскохозяйственных машин. Заготовлены колеса и другие принадлежности. Решено поставить веялку на колесный ход. Уплачено за первую машину сеялку 36 руб., которые за неимением средств были не уплачены своевременно.
2) Машины сеялки на время работ были распределены между членами на три группы порайонно под наблюдением старших И. И. Карлина, К. И. Ашина и М. В. Горнушкина, которым поручалось правильное распределение машин и ведение, записи у кого и сколько обработано полос машинами. Веялка находилась под наблюдением председателя В. В. Соколова к которому члены обращались за машиной по записи в очередном порядке. В свободное время машина отпускалась местном крестьянам с платою по 50 кои. в доход О-ва на срок не более полдня.
3) Три машины сеялки в период посева с 16 по 29 августа обработали у членов О-ва 112 полос, что составляет в среднем 22 десятины, причем дали экономию в посеве 140 пудов ржаного хлеба на сумму 210 рублей. Ручным посевом высевается 3 меры хлеба на каждую полосу пли 15 пуд. на десятину, при помощи машины сеялки 8-9 пуд. на десятину получается разница посева на 6 пудов в каждом десятине. Это чистая прибыль в крестьянском хозяйстве. Что касаемся всходов полосы обработанной машиной, то она лучше полосы ручного посева. Это объясняется тем, что машина во время посева семена заделывает на одинаковую глубину, ручной же посев при помощи плуга или сохи и заделка бороной производит на равную глубину отчего всходы бывают неодновременные.
4) Машина веялка находилась в работе у 27 членов в разное время и выработала 1760 пуд. чистого хлеба. Затем, наработала у местных крестьян 4 руб. 25 коп. и была в работе бесплатно у двух семей призванных на войну. Эта машина принесла о-ву большую пользу. 1) в сокращении времени по очистке зерна, 2) в получении зерна в совершенно чистом виде… 5) Производились опыты некоторыми членами с овсом на полосах в яровом поле, последние вышли не совсем удачно по той причине, что яровое поле сплошняком засаживается картофелем, а потому за скотом не соблюдается строгого присмотра. Овес был частью притоптан и потравлен скотом, так что пришлось преждевременно убрать его с поля не вполне созревшим. Не обошлись без потрави и полосы И. Е. Пудова, который высеял овса на разных полосах 10 пуд., но все же намолотил 103 пуда. Произведены опыты с бесплатно отпущенными из Муромского земства семенами кормовой свеклы и турнепса. В усадьбах и огородах опыты дали хорошие результаты. Свекла и турнепс — хороший корм для рогатого скота и необходим в нашей местности. Осенью, когда бывает на р. Оке ледостав — сено находится за рекой ввиду итого свекла незаменима. Кроме того эти корнеплоды в течение зимы для корма дают большое подспорье. А самое главное увеличивают удои скота, а молоко Карачаровцы продают в свежем виде в Муроме.
Были опыты с правильным кормлением рогатого скота, но без строгого соблюдения правил инструктора по скотоводству.
6) В виду дороговизны предметов первой необходимости, члены о-ва просили Муромское земство отпустить из имеющегося в земстве запаса за наличный расчет пшеничной муки 27 мешков, пшена 14 мешков и колобу 200 пудов. Всего на сумму 816 руб. 70 коп., на что земство изъявило согласие и отпустило просимое количество, дав экономию членам против местных рыночных цен 142 руб. 80 коп.
Произвели выборы совета о-ва закрытой баллотировкой сроком на один год: Председатели В. В. Соколова, товарища Председателя свящ. А. Т. Лебедева, Секретаря А. О. Кунцевича, Казначея и библиотекаря П. Г. Игонина и членов совета: К. И. Ашина и А. Н. Тарнова, Машины сеялки распределяются на три группы порайонно на время озимого посева, для наблюдения за машинами и их работой избраны старшие в 1-й группе И. И. Карлин, во 2-й К. И. Ашин и в 3-й М. В. Гарнушкин, которым поручается вести запись у кого в какое время и сколько полос обработала машина. Членам Совета, Председателю, его товарищу, Секретарю и Казначею предоставляется право пользоваться всеми имеющимися в Обществе сельско-хозяйственными машинами без всякой очереди с прочими членами. Наблюдение за машиной веялкой поручается Председателю, к которому должны обращаться члены в очередном порядке за машиной. В свободное время отпускать машину и другим лицам с платой в пользу Общества по 50 коп. с тягла на срок не более ½ дня.

К электросети село было подключено в 1934 году.

«Приезжие нас, муромлян, часто спрашивают:
— А где у вас тут село Карачарово, где богатырь Илья Муромец родился. И начало былины напомнят:
Кто бы нам сказал про старое,
Про старое, про бывалое…
Как же! Есть у нас большое село Карачарово, высоко над Окой пораскинулось, рукой подать от Мурома, но что мы теперь можем рассказать про Илью-богатыря?
Он в сиднях сидел тридцать три года.
От земли столб был бы до небушка,
Ко столбу было золото кольцо,
За кольцо бы взял, Свято-русску поворотил.
Мы, карачаровские колхозники, нашли это «золотое кольцо», крепко ухватились за него, и жизнь свою повернули на новый путь. Вышли мы, как богатыри „в раздольице чисто поле", и стал в селе Карачарове расти колхоз, и назвали мы его по общему согласию „Ленинский путь“.
Вот о нем то мы приезжим и рассказываем. Горды мы не прошлым, а настоящим. Илья богатырь — далекое. А вот помещичий гнет графов Уваровых — близкое, почти вчерашнее. Высоко стоит дворец Уваровых над Окой, кругом него на десятки верст леса, поймы, луга. Все им подвластно было. А мы их рабами были до того времени, пока «золото кольцо» здорово дернули.
Под высоким покровительством знаменитой гр. Уваровой попутали паучьей паутиной кулаки крестьян села Карачарова. Пройдитесь по улицам села, живая летопись развернется перед вами. Вот каменные дома с „палатками, амбарами купцов, муромских торговцев, вот крепкие особняки кулаков с обширными садами, огородами. Две церкви, колокольня с громадным колоколом — „до города звон слыхать“…
А по срывам к реке, к оврагу, хибарки век доживают, как зубы гнилые, мусор не убранный еще с нашего пути. Но с каждым годом меньше становится хибарок. Великий Октябрь по-богатырски всю жизнь всколыхнул. В первые же годы графиню помещицу из дворца «уволили», в дворце ее крестьянскую коммуну организовали. В назидание ребятам и потомству графскую обстановку, весь обиход дворянский, в музей г. Мурома вывезли: показательный урок для проезжающих о нашей прошлой рабской жизни при помещиках, царях.
Коммуна в усадьбе гр. Уваровой недолго просуществовала, стали мы на другой лад жизнь строить. Дворец с его парком, оранжереями под профсоюзный дом отдыха отдали.
Наступил 1929 год. Могучая волна коллективизации докатилась и до нашего села. Вот великое ленинско-сталинское звено, золотое большевистское кольцо. Жизнь крестьянина единоличника, не сводившего концы с концами в своем карликовом хозяйстве пошла по широкой социалистической дороге.
Для нашего колхоза 3 октября 1929 года—торжественный день. В этот день по инициативе партийной ячейки под председательством коммуниста тов. Зайцева собралось организационное бюро, которое уже к 1 января 1930 г. завербовало в колхоз активистов из бедняцко-середняцкой среды около 30 хозяйств. Бурные дни тогда нам пришлось пережить. Призыв к коллективизации, призыв навеки, крепко связать себя с социалистическим пролетариатом родины всколыхнул карачаровское крестьянство. Почти ежедневно созывались собрания, на них являлось огромное количество людей. Свидетель этих событий Н И. Шамилин вспоминает: «Время было знаменитое. Точно мы снова Октябрьские дни переживали. Словно лед в половодье тронулся. Люди по целым дням горячились. Кто за что, началась великая ломка деревенской жизни».
Первые шаги по коллективизации сразу выявили классовое лицо многих, борьба разгоралась с каждым новым успехом руководителей нового колхоза. Кулаки подкулачники не зевали, они активно посещали все собрания. Прямо не выступали, шепотком науськивали колеблющихся выступать в подходящие моменты. Их змеиная агитация показывала свое действие. Кулаки в отчаянной схватке с большевистским активом села старались удержать свои классовые позиции. Под их влиянием началось массовое истребление скота, задерживался новый прилив людей в колхоз. Делали тогда и мы, активисты, непростительные ошибки. И мы переживали «головокружение от успехов». На общем собрании вынесли решение, административный приказ: свести в общие омшанники молодняк, думая этим спасти его от уничтожения. Молодняк был почти полностью истреблен.
Мы раскулачили несколько хозяйств, главным образом, купеческих. Выгнали злостных кулацких агитаторов из села. В это время тов. Сталин своей статьей «Головокружение от успехов» открыл нам на многое глаза. Мы увидели, что огульный прием в колхоз, а особенно административный нажим, вредны и привели к тому, что от нескольких сот хозяйств принятых нами в колхоз в зиму 1930 г . к весеннему севу осталось лишь ... 83 хозяйства.
Мы не сумели на первых порах организовать так людей, чтобы сразу показать всю практическую ценность коллективизации. За короткий срок сменилось пять состав правления. Только шестой состав правления, во главе с Н. Ив. Шамилиным, крепко взялся за дело. Тяжело было первое время. Первые колхозники были из заводских рабочих бедняцких хозяйств. С улыбкой теперь вспоминаем, что только один человек до вступления в колхоз постоянно работал в поле и умел пахать.
Денег в кассе колхоза было 4 руб. 65 к., лошадей - две, инвентаря — никакого. А в первую же весну предстояло обработать 60 га земли. Все-таки мы тогда с честью вышли из трудного положения. Достали ссуду, купили еще двух лошадей, раздобыли семян. Организовали «День пеpвой красной борозды» с участием сочувствующих единоличников.
Осенью колхоз собрал свой первый урожай. Он бл настолько высок, что мы его с трудом вывезли с полей, не хватало рабочей силы. Эта победа дала нам возможность купить еще 8 лошадей, 2 сенокосилки, молотилки, плуги.
Мы решили организовать МТФ, приобрели 10 коров, быка производителя. Колхоз сдал государству 400 тонн картофеля, перевыполнив план на 50 проц.
К концу года колхоз имел 5000 руб. денежного остатка.
Наше с. Карачарово окончательно и твердо стало на путь зажиточной жизни.
Вторую колхозно-большевистскую весну колхоз «Ленинский путь» встречал с огромным подъемом. 20 марта 1932 года тов. Шамилин получил по болезни освобождение от работы. Председателем правления выбрали А. Н. Любавина. Это был незадачливый руководитель. Да и вообще, этот 1931-32 год наш колхоз пережил много неудач. Кулаки были разбиты, но окончательно еще недобиты. Они следили за каждым неудачным шагом правления, они стояли еще за спиной каждого неустойчивого, разгильдяя, лодыря. Они поднимали «бузу» насчет трудодней, распорядка массовой работы и т. д.
Любавин не умел работать по-большевистски. Уборка урожая была на 40 % произведена другими колхозами. Классовый враг снова злобствовал. По решению районных организаций председатель был снят с работы, отдан под суд.
По решению общего собрания колхозников было раскулачено еще несколько активных кулацких семейств. Кулак Бурмистров выслан из района. В 1931-32 году в наш колхоз не вступило ни одного хозяйства, но к началу весеннего сева 1933 г. в результате помощи и умелого руководства районного комитета ВКП(б) колхоз настолько снова выправился, что единоличники хлынули широким потоком в колхоз.
И несмотря на то, что колхозу пришлось сменить еще двух председателей правления (т. Соснина, т. Коробкова), все же весенний сев был закончен в 25 дней. Были сформированы 4 бригады, разработаны четкие нормы выработки и оплаты. Благодаря активности бригадиров, колхоз справился с летними работами.

Рос авторитет бригадиров. По их предложениям сменяются председатели-неудачники. Руководителем колхоза был избран один из молодых, но достаточно опытных людей тов. Кашицин.
1934 год — был годом образцового проведения всех сельскохозяйственных работ. Именно в этом году наш колхоз «Ленинской путь» заносится на районную «Доску почета». Колхоз твердо определяет севооборот принимает овощно-семеноводческое направление. Огород колхоза развертывается на 70 гектарах. Он наша гордость. За высококачественные семена с нашего огорода мы получаем премию Наркомзема. В 35-м году наш колхоз, твердо шагая по пути Ленина и Сталина, один из первых в районе кончает весенний сев и своевременно и достаточно качественно заканчивает весь цикл сельско-хозяйственных работ. Колхоз один дает столько огородных семян, сколько все остальные колхозы района вместе. За это он второй раз заносится на «Доску почета».
Растут посевные площади колхоза «Ленинский путь». В 1933 г. в 241 га, в 1935 г. – 341 га, луговых угодий в 1933 г. – 629 га, в 1935 г. – 1250 га.
Стоимость трудодня возросла с 1 руб. 63 коп. в 1933 г. до 2 руб. 65 к., в 1935 г. МТФ имевшая в 1930 г. гол. скота, в 1935 году имеет 225 голов. Лошадей мы имеем 125 голов, кроме них вырастили 20 жеребят колхозного приплода. В нашем «Ленинском пути» развертывается большое строительство. Село Карачарово становится колхозным городом.
За короткий срок, как в сказке, появились: конюшня на 100 лошадей, телятник на 111 голов, картофелехранилище на 200 тонн, молотильный сарай, кирпичный завод. Мы имеем 500 парниковых рам. Электрофицировали все свое хозяйство.
Крепнет, процветает новая жизнь на „Ленинском пути". Есть о чем рассказать, что показать проезжающим.
Вот — клуб, кино, радио, библиотека. Вот — средняя школа, в которой обучается 800 детей. Около сотни карачаровцев имеют среднее образование, десятки высококвалифицированных рабочих, десятки мастеров, техников, инженеров, учителей. Растет своя колхозная интеллигенция. Под руководством социалистического пролетариата идет по ленинским путям колхозное крестьянство.
Встал новый богатырь во весь рост, выпрямился, зашагал вперед „большим скоком", как Илья Муромец.
Как из славного города Мурома,
Из того села Карачарова,
Как была — идет поездка богатырская...
А помещичий гнет графов Уваровых, князей Орловых, графов Шереметьевых, что владели нашими родными землями, сгинул навсегда. В колхозе выросла наша советская трудовая знать. Вот наши лучшие знатные люди: тов. Соколов, бригадир, бывший бедняк, теперь зажиточный колхозник, премирован Наркомземом, тов. Жирнов М. И. - отличный мастер огородного урожая, много раз премирован. Коныгин Ф. И. - один из первых организаторов колхоза, беззаветно преданный колхозному строительству человек, Цыплина — по праву названная стахановкой сельского хозяйства, добилась со своей бригадой рекордных урожаев. И таких людей у нас много. Они наша слава, наша гордость, наша честь.
И. Б. ЧЕЛЫШЕВ»
/Муромские колхозы к краевому слету колхозников. Под редакцией т.т. П.В. Власова и В.П. Фадеева. г. Муром. 1936 г./

1935 г. «„Лампочка Ильича" освещает избы колхозников Карачаровского, Орловского и Волосовского колхозов. Клуб изба-читальня, библиотека стали для колхозника необходимыми, а с какой гордостью колхозница Карачаровского колхоза Барышева показывает колхознику из Борисовского колхоза свой карачаровский клуб и библиотеку и с каким удовольствием рассказывает о работе клуба! Карачаровские колхозники, действительно могут что показать — за лето 1935 г. они сумели привести свой клуб библиотеку в образцовый порядок. Карачаровский клуб отремонтирован и хорошо оборудован. На стенах портреты вождей, лозунги, плакаты. В клубе тепло, чисто, уютно. Есть раздевальня и буфет. В клубе колхозники могут отдохнуть, поиграть в биллиард, в шахматы и шашки, послушать патефон и радио, посмотреть хорошую кино-картину или спектакль, почитать газету и журнал. В кружках: драматическом, физкультурном, хоровом и других — работают 107 колхозников. В работе кружков принимают активное участие и пожилые колхозники. Руководитель шахматного кружка тов. Верхоглядов сумел так заинтересовать колхозников шахматной игрой, что многие пожилые колхозники стали заядлыми шахматистам. Колхозники довольны работой своего клуба. Вот как отзывается о нем бригадир колхоза товю Горчаков:
- У нас так хорошо поставлена культурно-массовая работа в клубе, что от посещающих не стало отбоя. Раньше я и сам не любил ходить, а теперь я постоянный посетитель.
В клубе Карачаровского колхоза вы можете ежедневно встретить колхозника Коныгина.
«Тянет и тянет сюда, — говорит он, — дома скучно, а здесь и в шашки поиграешь и книжку хорошую послушаешь и кино посмотришь».
Колхозники Карачаровского колхоза Ефим Мих. Горчаков (55 лет) никогда не пропускал чтения книги Кочина - „Парни". Он обычно первый приходил и последним уходил.
Многие колхозники берут книги на дом и читают их всей семьей. Председатель Карачаровского колхоза Петр Иванович Кашицын после рабочего дня усаживается обычно за стол в своей чистой, просторной и уютной комнате и читает вслух семье роман В. Гюго — „93 год"».


Комитет общественного самоуправления микрорайона № 12. Улица Красина, д. 1

В XX в. с бурным ростом Мурома городская черта дошла до границ села, и с 1960-х гг. оно административно входит в состав города как один из его районов.

Усадьба «Красная гора»

Из памятников архитектуры здесь находится усадьба «Красная гора». С 1852 г. в муромском имении «Красная гора» долгие годы проживал Алексей Сергеевич Уваров, на землях которого им была открыта и исследована знаменитая Карачаровская стоянка древнекаменного века, что подтвердило гипотезу об обитаемости центра России в палеолите.
Основные здания усадьбы относятся к концу XVIII в. и выстроены в стиле классицизм. Усадьба хорошо сохранилась – до наших дней дошли господский дом, два флигеля, соединенные с главным домом полукруглыми галереями, службы и липовая парковая аллея. Сейчас вход в усадьбу закрыт – там размещается воинская часть, и красивое главное здание можно увидеть только с берега Оки.
В духе идей романтизма усадебные устроители стремились наиболее привлекательные в художественном отношении архитектурные и ландшафтные объекты наделять собственными названиями, а то и легендами, нередко указанными на особой табличке, обелиске или стеле. В повседневной жизни Владимирской губернии "образец-мечту" сельской "порядочной" усадьбы представляли собой реальные усадебные комплексы, выстроенные или обустроенные поэтами и писателями (Жерехово - Н.С. Всеволожского, Снегирево - А.Д. Салтыкова, Смоленское - П.П. Свиньина), известными любителями "Художеств" и меценатами ("Красная Гора" – Уваровых).

Родник под Красной Горкой. Он не имеет названия, расположен в микрорайоне Фанерный на улице Приокская в узкой лощине оврага. Хотя рядом достаточно жилья, к нему ведет лишь небольшая тропинка. Он считается четвертым скоком коня. Буквально над ним находится бывшая усадьба графов Уваровых. По некоторым данным, этот родник питал фонтан на территории поместья. Сегодня в бывшем имении расположена воинская часть, и все плюсы этой воды могут оценить военнослужащие и командный состав. Родник тоже оборудован и находится на балансе "Водоканала".

Свято-Троицкий храм


Свято-Троицкий храм с колокольней

Предание рассказывает, что исцелён был Господом Илья Иванович в возрасте земной жизни Христа Спасителя. 33 года он нёс свой первый крест - подвиг смирения в болезни. Окрепнув для подвигов богатырских духовно и чудом святого исцеления, Илья Муромец вносит в гору три бревна из морёного дуба и закладывает их в основание храма святой Троицы. Рассказывают, что колокол весом в тысячу пудов не могли в гору ввезти лошади, тогда славный богатырь с одним из карачаровских мужиков втащили сани в гору к церкви.
В писцовых книгах 1629-1630 гг. о Карачарове сообщается следующее: «Карачарово дано царемъ Михаиломъ Феодоровичемъ за осадное Московское сиденье князю Василию Янушевичу Сулешову; въ селе въ то время была церковь Живоначальныя Троицы и другая церковь во имя Св. Николая Чудотворца – обе деревянныя; при церкви были два попа, дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирница, на церковной земле было 6 бобыльскихъ дворовъ; пашни церковной «середние земли» было 40 четв., сена 50 копенъ…».
В окладных книгах 1676 г. в Карачарове показана церковь Пресвятой Троицы, «при ней два священника, пономарь и просвирница; въ приходе дворъ вотчинниковъ, въ которомъ жилъ прикащикъ, крестьянскихъ 187 дворовъ, дворъ земскаго подъячаго, 32 двора бобыльскихъ и 6 дворовъ вдовьихъ». «По сказке тое церкви попа дано имъ крестьянской тяглой земли по 2 четв. въ поле да сенныхъ покосовъ 30 копенъ».
Из надписи на сохранившемся в церкви Евангелии видно, что во второй пол. XVII в. в Карачарове кроме Троицкой церкви была еще церковь во имя Введения Пр. Богородицы.
О карачаровских церквях XVIII в. сведений не сохранилось, но местная церковная летопись говорит, что перед построением каменного храма в Карачарове была деревянная церковь св. ап. Петра и Павла.
Каменный храм был начат строиться в 1811 г., окончена постройка была в в 1828 г. Каменный храм стоит на месте старой деревянной Троицкой церкви, в основание которой первые бревна, как гласит местное предание, заложил сам святой богатырь Илья Муромец.
В 1870 г. награжден набедренником священник села Карачарова Николай Валединский за весьма усердную службу при честном поведении.

Юбилей 50-ти-летнего служения, в пресвитерском сане, Благочинного Муромского округа 1-го участка, священника села Карачарова, Михаила Павловича Зернова

Сельское духовенство Муромского округа 1-го участка никогда не видало в своей среде такого торжества, какое совершено было им 11-го января 1875 г., по случаю празднования юбилея в ознаменование 50-ти-летнего служения, в сане пресвитера, своего достойного и маститого представителя, уважаемого о. Благочинного Зернова.
Глубоко уважаемому юбиляру нашему 50 лет служения его в сане пресвитера исполнилось 23 декабря 1874 года. Не входя в биографию его, не вдаваясь в подробности относительно его разнообразной и плодотворной деятельности на пользу общества, скажу одно, что юбиляр за свою ревностную и полезную службу удостоен наград: камилавки, наперсного креста и ордена св. Анны 3-й степени. Участковое духовенство, подведомое Благочинному Зернову, и прихожане села Карачарова, принимая во внимание многолетнюю, примерную и полезную службу, первые своего представителя, а последние своего любимого и уважаемого пастыря, единодушно положили ознаменовать этот день церковно-праздничным торжеством. Но как 23 число декабря найдено временем неудобным и для юбиляра, занятого по долгу Благочинного приемкой годичных отчетов, равно и для духовенства, по случаю приготовления к великому празднику Рождества Христова: то сочли нужным, предварительно испрашивая Архипастырское разрешение почтить юбилейным торжеством священника Зернова, просить вместе с тем и о дозволении перенести отправление этого торжества на 11-е число января 1875 года, как день тезоименитства Юбиляра. Такого содержания прошение и подано Высокопреосвященнейшему Архипастырю от ведомственного духовенства помощником Благочинного, священником погоста Старых Котлиц Васильем Заколпским. Его Высокопреосвященство изволил положить такую милостивую резолюцию на прошении: «Разрешается. Почтенному старцу, священнику Зернову, объявить от меня Архипастырское благословение и признательность за его весьма усердную и полезную пятидесятилетнюю службу». Такая милостивейшая резолюция принята была духовенством с искренней радостью и глубокой благодарностью к Архипастырю. Все, заинтересованные в деле, с нетерпением ожидали юбилейного дня, как небывалого торжества.
Духовенство для поднесения от себя в дар Юбиляру приобрело из Москвы молебное Евангелие, в серебро-позолоченном окладе, а прихожанами там же куплен великолепной работы образ Спасителя серебро-позолоченный, ценой в 200 руб. сер. Заблаговременно составлена была подробная программа относительно того, в каком порядке должно совершиться торжество.
Накануне юбилея, дня, назначенного для празднования, совершено было всенощное бдение самим Юбиляром с участием пятерых сельских священников и троих диаконов. Утром 11 января в 9 часов начался звон к литургии. Так как село Карачарово отстоит от города Мурома всего на расстоянии 2-х верст; то к литургии прибыло много граждан, некоторые представительные лица из дворян и купеческого сословия. Для пения приглашен был хор певчих.
Совершив входное, помощник Благочинного, священник Заколпский, и младший священник села Карачарова Остроумов, по принятому в подобных случаях обычаю, отправились в дом Юбиляра с приглашением его принять участие в совершении литургии. И так как дом Юбиляра отстоит от церкви весьма близко; то он отправился в храм пешком, сопровождаемый двумя указанными священниками. На папертях церковных Юбиляр был встречен прочими священниками, имевшими участвовать в служении и бывшими уже в облачении, с духовником во главе, который поднес Юбиляру на блюде крест; один из диаконов подал ему чашу со святой водой; прочие диаконы были со свечами, а причетники с подсвечниками. Приложившись ко Кресту и окропив себя св. водой, Юбиляр пошел в храм. По входе его в храм, певчие пропели: «Достойно есть». По пропетии сего стиха, священник Заколпский с церковной кафедры сказал речь Юбиляру. Без всякого преувеличения, по чистой правде и совести говоря, это были и сладостные и торжественные минуты. Как величественно, украшенный сединами старости и знаками отличия, стоял маститый и представительный Юбиляр наш среди храма, окруженный по сторонам предназначенными служить священниками. Старческое лицо его ясно выражало те чувства, которые в эти минуты наполняли его душу.
Немедленно за речью депутат благочиния, священник Виноградов, и представитель от прихожан поднесли Юбиляру – первый евангелие, а второй образ Спасителя. Приняв и со слезами приложившись к этим святыням, Юбиляр сказал несколько задушевных слов в благодарность духовенству и прихожанам своим.
Затем началась Божественная литургия, в совершении которой, кроме самого Юбиляра, принимали участие 6 священников. Несмотря на то, что день был будничный, и кроме того – день базарный в г. Муроме, церковь во время литургии была переполнена народом; освящение храма было великолепное; облачение на служащих дорогое, блестящее. Во время причастного стиха сказано было слово о. Валединским.
После литургии совершено было благодарственное Господу богу молебствие, в котором принимало участие духовенство, прибывшее на юбилей, в количестве 20-ти священников. Перед молебном сказана была краткая, но ясная, выразительная и задушевная речь священником села Ковардиц, о. Алексием Эдемским. После приветствия Юбиляру, проповедник в речи своей указал на то, как трудно прослужить 50 лет с такой честью, как прослужил Юбиляр, что свидетельствует о его строгой осмотрительности, внимательности к службе и аккуратности; затем указал на полезную и примерную службу Юбиляра по должности Благочинного, заметив при этом, что его честь и слава простирается и на подведомственное ему духовенство; просил Юбиляра еще продлить службу в пример и на пользу духовенства, и в заключение сделал молитвенное обращение к Богу, да продлит Он дни доблестной жизни Юбиляра.
После молебна провозглашены были многолетия попеременно тремя диаконами: 1) Государю Императору и всему Царствующему Дому, 2) Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию и Епископу Иакову, 3) Юбиляру, и наконец, 4) всем сочувственно участвовавшим в юбилейном торжестве. Певчие пропели многая лета и потом «Тебе Бога хвалим».
Закончив торжество в храме, после разоблачения, Юбиляр отправился в дом, сопровождаемый по сторонам священниками Заколпским и Остроумовым; священник же Виноградов в епитрахили и представители от прихожан предшествовали процессии с поднесенными Юбиляру святынями.
По входе в дом Юбиляра встречен был супругой своей и детьми с хлебом-солью; последние, по случаю юбилея, нарочито прибыли из Московской губернии, и, поздравляя отца своего со днем Ангела и юбилейным торжеством, поднесли ему ценные подарки; местный диакон также поднес Юбиляру от лица всего причта нарочито заказанный хлеб. Затем сказана была краткая ектения «помилуй нас Боже» с прибавлением: о здравии Юбиляра и супруги его поименно, и провозглашено многолетие. Юбиляр приложился к поднесенным ему святыням, после чего сделан был краткий отпуск. Затем начались взаимные приветствия и благожелания, а певчими пропет был концерт. После всего духовенству, некоторым из почетных прихожан, и достойным представителям из дворян и купеческого сословия, прибывшим на юбилей, предложен был от Юбиляра чей и обед.
В этот день Юбиляром получено несколько телеграмм от разных почетных лиц с поздравлениями. Вечером того дня, от лица всего собравшегося здесь духовенства, послана была телеграмма Высокопреосвященнейшему Архиепископу Антонию с изъявлением глубочайшей благодарности за милостивое разрешение юбилея и с пожеланием многолетия.
Так кончилось юбилейное торжество в ознаменование 50-ти-летнего служения в пресвитерском сане достойно уважаемого местным духовенством и всем здешним обществом о. Благочинного Михаила Павловича Зернова. И духовенство долго не забудет этого достопамятного и поучительного события, небывалого и невиданного в окружающей среде.
Священник Василий Заколпский.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 4 (15 февраля 1875 года)./

29-го и 30-го августа 1882 года в Карачаровской церкви совершено было полное освящение трех престолов — одного в настоящем храме во имя Живоначальной Троицы и двух — в теплом приделе (см. Освящение храма в селе Карачарове в 1882 г.).

Престолов в храме три: главный во имя Св. Живоначальной Троицы, в приделах теплых в честь Введения Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца.
«Большая часть иконъ въ серебряныхъ ризахъ; изъ нихъ более замечательны – икона складень Боголюбской Божией Матери и икона Федоровской Божией Матери. первая икона принадлежала 9-й роте 122-й дружины ратниковъ во время Крымской компании и пожертвована въ церковь капитаномъ этой роты местнымъ вотчинникомъ графомъ Уваровымъ. Въ числе напрестольныхъ Евангелий сохраняется одно съ следующей надписью: «лета 7157 въ вотчине боярина князя Якова Куденетовича Черкасскаго въ селе Карачарове крестьянинъ Наумъ… приложилъ сие Евангелие ко храмомъ къ Троице Живоначальной да ко Введению Пречистые Богородицы спасения ради душе». Въ церкви имеется 7 серебряныхъ напрестольныхъ крестовъ; на одномъ изъ нихъ надпись: «198 году построенъ сей честной крестъ въ муромской уездъ въ вотчину боярина М.Я. Черкасскаго въ село Карачарово въ церковь Живоначальныя Троицы…» Въ этомъ кресте вложены частицы святыхъ мощей.
Причта по штату положено: два священника, диаконъ и два псаломщика. На содержание ихъ получается: отъ земли церковной, службъ и требоисправлений, процентовъ съ причтоваго капитала (3679 руб.) – более 100 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле.
Приходъ состоитъ изъ одного села Карачарова; въ которомъ по клировымъ ведомостямъ значится 438 дворовъ, 1098 душъ муж. пола и 1255 женскаго».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

В Карачарове имелась земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 120. Эта школа – древнейшая в губернии; открыта она еще в конце XVIII в. местным вотчинником графом Разумовским; после него содержалась на средства графа Уварова, а с открытия земских учреждений перешла ъ ведение земства.


Колокольня Свято-Троицкого храма


Колокольня и Карачаровский овраг

Карачаровский овраг

Свято-Троицкий храм с колокольней

Свято-Троицкий храм

Ныне храм восстанавливается, восстановлена его колокольня, внутри которой действует часовня. В ней находится икона преподобного Илии Муромского с частицей его мощей, привезенная из Киево-Печерской Лавры.


Спортивная площадка Казачьего хутора Муромец

Кладбищенская церковь святых муч. Гурия, Самона и Авива

Адрес: г. Муром, ул. Красина, 15 (Карачаровское сельское кладбище)
Телефон: (49234) 3-49-72


Церковь святых муч. Гурия, Самона и Авива


Часовня рядом с кладбищенским храмом

Храм святых Гурия, Самона и Авива построен в 1845 г., мещанином Гурием Синцовым.
Когда настали времена страшных болезней, много людей стало умирать от чумы и холеры. Один мещанин, Гурий Сенцов, живший в Муроме, дал Господу обет. Он поклялся что, продаст всё своё именье и построит храм, если Господь смилуется и спасёт от болезней его семью. Бог услышал молитву мещанина Гурия и никто из его близких не заболел. Так в Муроме появился храм, освящённый в честь святых Гурия, Самона и Авива.
Это простой, стилизованный под древнерусскую архитектуру храм с одной главкой, килевидными завершениями наличников, резными карнизами и красивым световым барабаном.
Был приписан к Троицкому храму.
После революции закрыт, отдельно стоявшая колокольня сломана.

1 января 1993 г. в день памяти Ильи Муромского в Карачарове была открыта церковь Гурия, Самона и Авива. Для неё потомки Ильи на свои деньги заказали икону преподобного Ильи Муромца и вставили в неё ковчежец с частицей мощей богатыря, переданный в своё время Киево-Печерской лаврой.
Первая современная икона святого написана в Муроме в 1992 г. по инициативе представителей рода Гущиных (автор И. Сухов).
В день памяти святого в 1993 г. образ был торжественно перенесен в возрожденный храм. Процессию возглавлял епископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В икону, написанную в древнерусской традиции, вмонтирована частица мощей преподобного в серебряной оправе работы нижегородского мастера 1850-1875 гг. с надписью: «Святые мощи Илии Моромца». Реликвия передана из Муромского музея. Этот образ почитается как чудотворный, зафиксированы чудеса, видения и исцеления от него.

В храме святых мучеников Гурия, Самона и Авива - покровителей семьи, имеется еще икона Муромской Божией Матери с неугасимой лампадой.
Настоятель храма протоиерей Олег.
Сайт: http://www.restavratsya-xl.ru/Pomosch_hramu/PH_Murom/PH_Guriy_Samon_Aviv/PH_Guriy_Samon_Aviv.htm


Мемориал жителям села, погибшим в ВОВ

Рядом с кладбищем находится Мемориал жителям села, погибшим в ВОВ

Церковь Пророка Илии


Рисунок деревянной церкви Пророка Илии

Ильинская церковь, находилась на поле села Карачарова, в 2 ½ верстах от г. Мурома, по преданию устроена в царствование Михаила Феодоровича, и память свою соединяет с мором, бывшим при царе Борисе Годунове в 1601, 1604 годах, когда сельские жители опасаясь заразы, тела умерших, как своих, так прихожих и приезжих, зарывали в общей могиле на временном кладбище в лесу, где и теперь стоит эта церковь. С прекращением мора Карачаровцы решили поставить на этом месте церковь, которую и соорудили, по их выражению, своими руками, без посторонних мастеров. На время построения церкви указывает надпись едва заметная на наружной обшивке паперти, которая возобновлена по прежней надписи: «великому Пророку святому угоднику Божию Илие, строенъ въ 1629 году, рубленъ лесъ въ болоте Торскомъ». Местность где выстроена церковь называлась Торское болото. На бревне южной стены здания вырезано грубо: «сему дому построенному 160 года» (1652). К этому храму совершаются ежегодно крестные ходы из села Карачарова: первый в среду при начале Петрова поста, установленный от язвы и в память освящения храма, второй за неделю до Ильина дня, по случаю прекращения в 1848 году холеры и третий 20 июля в храмовый праздник пророка Илии.

РОДНИК КАРАЧАРОВСКИЙ/Святого Илии Муромца/Свято – Троицкий

От рожденья Илья был немощен и до 30 лет не мог ходить. Но однажды пришли в дом «калики перехожие» - нищенствующие богатыри. Они дали Илье волшебного питья, которое сделало его могучим, а его коню передало силу богатырскую. До сих пор в Муроме почитаются следы, оставленные конем Ильи Муромца: когда он делал «скоки» (длиной в несколько километров), там, где он отскакивал от земли, начинала бить вода. По всему Мурому и его окрестностям на месте 8 «скоков» коня Ильи рассеяны святые источники. На месте одного из них, в Карачарово, в XVII в. была поставлена деревянная часовня Ильи Пророка


Карачаровский овраг

Располагается родник в устье Карачаровского оврага, на юго-востоке города Мурома, в былинном селе Карачарове по улице Приокской, в левобережной притеррасной части поймы реки Оки.
В 1989 г. родник стал использоваться в рекреационных целях, была построена купальня.
Перед омовением в источнике должно иметь на себе крест, совершить молитву перед образом святого и поставить свечу.


Часовня прп. Ильи Муромца

В часовне прп. Ильи Муромца имеется икона с частицей его святых мощей. В часовне прп. Ильи Муромца можно заказать службы за здравие и за упокой. Можно приобрести: свечи, церковную утварь, духовную литературу, тару под воду, сувениры. Пожертвования и средства от продажи идут на благоустройство святого источника, проект и восстановление храма Свято-Троицкий.


Купальня

Родник Ильи Муромца

Крест в память Илье Муромцу над источником

Над родником на холме установлен деревянный крест в память Илье Муромцу.

Пожалуй это самый известный и посещаемый источник. За целебной водой стекаются со всей округи и не только, бывают даже иностранцы. Сюда легко можно добраться как пешком так и на транспорте.


Родник «Капля» - природный источник благоустроен в ходе реализации социально-экологического проекта «Живые родники» учащимися средней школы № 7 при активной поддержке ОАО «МЗ РИП» в декабре 2006 года.

Родник Ильи Муромца (Родник «Капля) - в с. Карачарове на берегу Оки, перед улицей Овражной. Родник на улице Овражной считается седьмым скоком коня. Здесь было принято молиться на Крещение. Улица Овражная расположена под высоким берегом, проходит у самой Оки. Водоносные горизонты несут сюда подземные воды со всей округи. Здесь почти в каждом доме есть свой родник или вода стоит очень близко. В этом смысле местным жителям можно только позавидовать, ведь и пить, умываться и использовать в быту они могут чистейшую родниковую воду.
Родник Ильи Муромца в Бучихе, на северном склоне, под линией ж/д.
Родник Петра и Февронии в Бучихе, на южном склоне, напротив родника Ильи Муромца. По преданию, ключ возник в 1201 г.. Горожане встречали князя с невестой на берегу, когда те возвращались в Муром. На том самом месте и забил родник.

Город Муром.

Илья Муромец/ Илия Печерский.
Муромский уезд.
Село Панфилово

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (10.05.2015)
Просмотров: 2494 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика