Эдем у шумеров назывался Дильмун. В слове Дильмун четко прослеживается корень «мун» (мунд). Это название племен аборигенов северного Индостана мундов, которые предшествовали дравидским племенам, освоивших Южную Индию. Дильмун - это материк Сунда (Юго-Восточная Азия, большинство островов Индонезии, частично Филиппины и, возможно, Япония и Сахалин).
«И насадил господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека…»
Потомки Адама были изгнаны из Первого Эдема в суровый и жестокий внешний мир. Они отправились в страну Шинар, которую ученые чаще всего отождествляют с Шумером на территории южного Ирана. Сцена действия событий, случившихся после изгнания потомков Адама из Первого Эдема, - регион, именуемый Левантом.
Четыре реки, упоминаемые в тексте Бытие 2: 10-14, являются Кезель-Уизхун (Фисон), Гайхун/Аракс (Гихон), Тигр (Хиддекель) и Евфрат (Перит). Можно с уверенностью утверждать, что библейский Эдемский сад (в русской версии - рай) находился в долине реки Аджи-Чай (в древности именовавшейся долиной Мейдан) в том районе северо-западного Ирана, регион столицей которого является Тебриз.
- Левантийский Ориньяк А. 38.000 - 30.000 лет до н.э. - Барадостская культура. 38.000 - 16.000 лет до н. э. Регион гор Загрос на границе Ирана и Ирака. Считается ранним вариантом ориньякской культуры. Протошанидарские племена палеодравидов. Появление верхнепалеолитической индустрии в пещере Шанидар (Барадост) датировано приблизительно 32 тыс. лет назад, и ее развитие прослеживается до 25 тыс. лет назад. Большая серия датировок получена для барадостских слоев пещеры Яфтех (юго-западный Иран). Наиболее глубокая дата - более 40 тыс. лет назад; наиболее молодая – 21 000 ± 800 лет. - В зоне «плодородного полумесяца» (Синай) общий или «евроазиатский» язык 38.000 лет назад начал разбиваться на диалекты. Ок. 38 000 г. до н. э. Homo Sapiens двинулись в сторону Европы и достигли верховий Дуная (Германия. Ориньяк). Пещеры в Швабии, в верховьях Дуная принесли богатые археологические трофеи. Там найдены скребки, шила, сверла и две флейты из костей.
Территория Владимирской области во времена ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА
Первые люди на территории Владимирской области появились в эпоху Верхнего Палеолита, около 30-25 тыс. лет назад. В это время вслед за отступающим ледником происходило активное освоение первобытным человеком центральных районов Русской равнины. Климат был более суровым, чем современный, т.к. весь север Восточной Европы занимал ледник. В Окско-Клязьменском междуречье простирались холодные степи с перелесками из ели, сосны и березы. Животный мир был представлен мамонтом, шерстистым носорогом, бизоном, дикой лошадью, сайгой, северным оленем, песцом, бурым медведем, волком, зайцем-беляком, дикой курицей, тетеревом и серебристой чайкой.
Основу хозяйства верхнепалеолитического человека составляли коллективная загонная охота на крупных стадных животных и собирательство. Во Владимирской области на данный момент известны три поселения эпохи Верхнего Палеолита: Карачаровская стоянка под Муромом; стоянка Русаниха в черте Владимира; стоянка Сунгирь на окраине Владимира.
Стоянка Карачаровская
Первые люди пришли в земли Нижней Оки после отступления ледника, в один из периодов потепления климата, отстоящий от наших дней на двадцать пять-тридцать тысячелетий. Пришли поселенцы с более южных территорий, вероятно с берегов Дона. Климат по сравнению с современным был значительно холоднее, поскольку ледник находился относительно недалеко, занимая весь север Европы. Основным ландшафтом в Нижнем Поочье были травянистые степи с небольшими хвойно-лиственными перелесками; карта водных потоков и водоемов сильно отличалась от современной. Животный мир того времени был очень пестр и более соответствовал современным тундре и притундровой зоне. Здесь водились северные олени, лемминги, песцы; степные антилопы - такие, как сайга; лесные обитатели - волки, зайцы-беляки, а также вымершие ныне мамонты, дикие лошади и шерстистые носороги.
Северо-восточная часть города Муром, близ с. Карачарово, левый коренной берег р.Ока. Размеры памятника, а также его современное состояние неизвестно. Стоянка исследовалась в 1877-1878 гг. А.С. Уваровым. Коллекция состоит из кремневых орудий, нуклеусов, отщепов, фаунистических остатков. Орудия труда изготовлены из валунного кремня коричневого, желтого, табачного цветов, преимущественно на пластинах, реже - на отщепах.Среди орудий - угловые, боковые и срединные резцы, скребки, ножи, пластины, в т.ч. с подработкой ретушью, острия и др. Нуклеусы преимущественно небольших размеров. Найдены также крупные нуклевидные предметы из галек, предназначенные для снятия пластин и отщепов. Отдельные орудия имеют обработку двухсторонней ретушью. Для стоянки характерно наличие пластин с изогнутым профилем. Среди фаунистических остатков - кости мамонта, шерстистого носорога, северного оленя.Жилища были наземными, с деревянным каркасом, который обтягивался шкурами животных. Главным материалом для изготовления орудий труда и оружия был кремень; из него выделывались инструменты для обработки камня и многочисленные орудия для разделки мяса, шкур, обработки древесины, кости и кожи, а также довольно изящные наконечники дротиков. Кость, рог и бивни мамонта служили для изготовления наконечников копий и дротиков, бытовых предметов и украшений - браслетов, подвесок, бус. Из кости на высоком художественном уровне вытачивались маленькие скульптуры животных. На Сунгири найдены также погребения обитателей стоянки, сопровождаемые вещами и украшениями.
Стоянка Русаниха
30 апреля 1981 года в ходе земляных работ при подготовке площадки для строительства механосборочного цеха тракторного завода на правом высоком берегу Рпени была обнаружена стоянка первобытного человека эпохи палеолита, названная Русанихой. Северо-западная окраина города Владимира, мыс левого коренного берега р. Рпень при впадении в ее долину оврага Кузячка, урочище Русаниха. Размеры не определены, высота над рекой более 50 м. Территория памятника застроена. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1981 г.) 56 кв.м. Культурный слой в виде комковатого суглинка серого, иногда темно-серого цвета с включениями угля, кальцинированных костей и охры имеет мощность 0.65-0.70 м., залегает на глубине 2.48-3.18 м. от современной поверхности, может интерпретироваться как древняя зона почвообразования. Найдено более 900 предметов, преимущественно из кремня, а также из сланца, кварцита, опоки, в т.ч. 163 орудия, изготовленных главным образом на отщепах, реже - на пластинах. Среди орудий преобладают долотовидные из массивных отщепов кремня или сланца. Найдено значительное количество скребков с округлым рабочим краем. Из других каменных орудий следует отметить скребла, скобели, резцы (срединные и боковые), проколки, сверла, отбойник, режущие орудия. Обнаружены наконечник копья из бивня мамонта и костяная лопаточка. Выявлены остатки кострищ и очажная яма. По условиям залегания культурного слоя, его характеру, особенностям каменных орудий памятник весьма близок к расположенной сравнительно недалеко стоянке Сунгирь и может быть отнесен к тому же периоду Верхнего палеолита. Интерпретируется Л.А. Михайловой как временное стойбище охотников на мамонта. [1]
Культурный слой стоянки был буквально насыщен костями животных. Большинство костных останков принадлежало мамонту. Среди его многочисленных костей встречены кости некоторых отделов скелета, сохранившие анатомический порядок. Большое количество черепов мамонта было сильно разрушено, а бивни из них вырублены в древности. Собраны останки не менее семи особей мамонта, большинство останков принадлежало молодым животным. Следует отметить, что среди костей мамонта на стоянке нет ни нижних челюстей, ни нижних зубов этих зверей. Этот факт до сих пор так и не нашёл своего объяснения. Найдены также останки не менее двух особей плейстоценовых лошадей, двух особей северных оленей и песцов. Всё это представители типичного фаунистического комплекса холодной тундро-степи приледниковой зоны верхнего плейстоцена. К сожалению, большая часть культурного слоя стоянки была уничтожена строительными работами, археологическими исследованиями было охвачено только 56 кв. м территории памятника.
Стоянка Сунгирь
Памятник находится на восточной окраине г. Владимира, на левом берегу р. Клязьмы при впадении в нее ручья Сунгирь на краю второй надпойменной террасы на отметке 136 - 138.5 м над уровнем моря по Балтийской системе высот. Сегодня высота над уровнем Клязьмы составляет 50 м.
В 1955 г. в гор. Владимире введен в действие завод полусухого прессования кирпича. В нескольких сотнях шагов от автотрассы на Горький в 1955 году разрабатывался глиняный карьер. Начаров Александр Филиппович тогда работал начальником глиняного карьера этого завода. В один из рабочих дней лета 1955 г., когда Начаров на экскаваторе делал пробы грунта, на глубине четырёх метров в ковше он увидел некие предметы. Присмотревшись, он понял, что это кости, принадлежавшие древнему животному. Начаров обладал достаточно широким кругозором, чтобы понять всю важность находки. Поэтому, собрав кости в мешок, он едет во Владимирский краеведческий музей и сообщает о находке. Сотрудник музея В.М. Маслов обращается в Москву к профессору Н.Н. Воронину, уроженцу и знатоку нашего края, руководителю Среднерусской археологической экспедиции. Вскоре из столицы прибывает экспедиция под руководством археолога О.Н. Бадера. С этого времени начались планомерные раскопки стоянки. Они велись комплексной экспедицией, возглавляющейся О.Н. Бадером. Его экспедиции за 16 полевых сезонов с 1957 по 1977 удалось вскрыть площадь до 4500 кв. м. Такой размах работ был обусловлен тем, что они носили характер спасательной операции в глиняном карьере, где часть культурного слоя уже была разрушена. Широкие исследования были прерваны, а затем и вовсе прекращены в связи с болезнью кончиной Отто Николаевича. Экспедиция продолжила свои работы в 1987 - 1989, 1993, 1995, 2005 гг. под руководством Николая Оттовича Бадера.
Культурная принадлежность поселения определяется своеобразным комплексом кремневого инвентаря, особенно треугольными наконечниками с плоской двусторонней ретушью и вогнутым основанием. Аналоги им находят на поселении Костенки на Среднем Дону, которое принадлежит к т. н. костенковско-стрелецкой культуре. О.Н. Бадер считает, что костенковско-сунгирская культурная общность существовала долго, а потому можно говорить о локальной сунгирской культуре.
По положению культурного слоя, в т. н. брянской почве, связанной с соответствующим интерстадиалом валдайской ледниковой эпохи позднего плейстоцена, возраст поселения был определен в 26 тыс. лет назад. Почва залегает на глубине около 3.5 м от современной поверхности. Двадцать одна радиоуглеродная датировка поселения, полученная при анализе костной ткани из погребений позволяет определить нижнюю дату - 28.800±240, а верхнюю - 20.360±90, т. е. Сунгирь вписывается в хронологические рамки палеолита для Европы, которые определены 35 - 10 тыс. лет назад. Палеонтологический анализ показывает, что стоянка находилась в районе занятом большими участками еловых, сосновых, березовых лесов, перемежающихся с открытыми заболоченными участками. Как показали исследования, склон, на котором находилась стоянка, в среднем валдае неоднократно обводнялся.
Вопрос о том, входила ли стоянка в зону вечных мерзлот остается открытым. Мощный культурный слой сильно поврежден мерзлотными процессами. Он может быть определен только как почвенно-культурный, т. к. культурные остатки сильно перемешаны и встречаются во всей толще почвы, мощность которой ок. 1 м. Кроме того, из- за переувлажнения почва сползала к реке, а затем во время оледенения была разбита морозными клиньями, поэтому хозяйственнобытовые объекты, за исключением очажных ям, не сохранились.
Исследователь Сунгиря О. Н. Бадер пытался восстановить историю этого поселения. Он считал, что стоянка использовалась не более 13-18 лет, после чего пришла в запустение. Численность людей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек. Вероятно, Сунгирь был сезонным охотничьим стойбищем одной и той же группы охотников.
Жили древние сунгирцы в довольно больших жилищах. Их размеры достигали 10-15 метров в длину. Жилища были наземными, с деревянными стенами и кровлей из шкур животных. В каждом жилище был обязательно очаг для поддержания тепла и приготовления пищи. Их местоположение связывается с двумя скоплениями костей, но следует заметить, что непосредственно архитектура нигде не может быть восстановлена, и все реконструкции условны.
На стоянке Сунгирь обнаружены остатки всего 8 индивидов.
Сунгирь 1 (Sungir1). 25 - 29 тыс. лет. Homo sapiens.
- Первое погребение принадлежало взрослому мужчине 50-60 лет (вождь племени). Захоронение Сунгирь-1 сделано в могильной яме глубиной 60-65 см, ее дно на 40 - 45 см. ниже подошвы почвенно-культурного слоя, а потому оно хорошо сохранилось, хотя и рассечено морозным клином. Умерший лежал на спине в вытянутом положении, головой на северо-запад. Дно ямы засыпано углем и золой, а, возможно даже, прокалено огнем.
Скульптурный портрет мужчины со стоянки Сунгирь. Реконструкция М.М. Герасимова.
Вызывает удивление мощное телосложение мужчины Сунгирь 1. При росте 180 см он был гораздо сильнее современного человека и шире в плечах - длина его ключицы составляла 190 мм. По морфологическим особенностям это люди современного вида, сходные с кроманьонцами Западной Европы. По несколько уплощенному лицевому скелетуиносовым костям можно говорить о некотором налете монголоидности или зарождения этих черт.
Проведенный химический анализ минеральной части костной ткани останков показал довольно высокую концентрацию меди и кадмия, что свидетельствует о присутствии в рационе древних людей значительного количества беспозвоночных, морских членистоногих и моллюсков. Также наличие микроэлементов говорит о большой удельной части растительной пищи. Но откуда в приполярной тундре могли взяться морепродукты, овощи и фрукты? Вполне возможно, что первые кроманьонцы пришли с юга.
Сунгирский череп похож на мужской череп № 101 из верхнего грота в селении Чжоукоудянь. Череп № 101 из нынешних рас похож на айнскую, а из ископаемых - на людей позднего палеолита Европы. Из числа современных популяций Сунгирь сближается с экваториалами (австралийцы, африканцы).
Реконструкция одежды сунгирского мужчины.
На нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта. «Если сделать настой из листьев щавеля и погрузить в него кости, рога или бивень мамонта, то спустя шесть недель ихможнорезать, как дерево. Вынутые из раствора, они через четыре дня вновь затвердевают». Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Он был одет в кожаные накидку (плащ без рукавов), рубаху типа малицы, штаны, соединенные с сапогами до колен. Рубаха, по-видимому, надевалась через голову, а высокая обувь до колен, возможно, была пришита к штанам. Высокий социальный статус мужчины подтверждался тем, что его одежда была богато расшита украшениями из бивня мамонта и другими костяными изделиями. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь. Всего было нашито свыше 3, 5 тысяч бус. Столь богато одетые покойники в палеолите неизвестны. Дно могилы засыпано углем, золой, затем охрой -естественным красителем, применявшимся в ритуальных целях. Поверхность захоронения также покрыта слоем охры. Рядом с ним находились кремневые клинья, оружие с искусной отделкой, амулеты. Тут же лежало копье из кости мамонта длиной 2,4 метра и на удивление совершенно прямое. Выточенный из камня силуэт сайгака. Ритуальный предмет найден в могиле у Сунгиря. Это крупная полая кость, у которой обломаны суставы, отчего она стала цилиндром. Ее полость плотно забита порошком охры. Но самое удивительное в том, что это... кусок берцовой кости неандертальца. Палеоантропологи, сторонники враждебных отношений двух ветвей, толкуют эту находку как важный аргумент в свою пользу. Но ведь в те времена было много других причин для смерти вполне дружественного человека.
У мужчины ученые отметили на костях нижних конечностей признаки, которые свидетельствуют, что он часто сидел на корточках. При исследованиях двигательной активности особый интерес вызвали результаты реконструкции функциональных нагрузок в области лучезапястных суставов. Вероятно, сунгирский взрослый мужчина имел большой опыт работы, требующей точных сильных движений предплечий. Скорее всего, он изготавливал орудия труда из камня. Значительное расширение ногтевых фаланг на кистях, особенно резко на левой руке, свидетельствовало о рабочей гипертрофии костной ткани. Причем «силовое» использование (зажим) левой кисти сочетается с более тонкими, но требующими значительных физических усилий движениями правой.
- Многие особенности морфотипа сближают сунгирца с современными арктическими популяциями и отчасти - с Неандертальцами (Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis). Это, прежде всего, исключительная плотность телосложения, резкая брахиморфия верхней части туловища, сильное развитие мезоморфного компонента, очень высокая массивность скелета. Соотношение веса и поверхности тела соответствует групповому максимуму современного человека и близко к его величине у классических неандертальцев. При высоком росте у него исключительно велика абсолютная и относительная ширина плеч и четко выражен половой диморфизм в тазо-плечевых соотношениях. Широкоплечесть, видимо, являлась популяционной особенностью, так как она была характерна и для обоих детей из Сунгиря. В целом, следовательно, морфотип сунгирского человека характеризуется рядом черт адаптивной природы, в той или иной степени свойственных и некоторым другим верхнепалеолитическим неоантропам Европы, поздним неандертальцам (отчасти и мадленцам) и сближающих их с современным арктическим типом.
- Костенковско-Стрелецкая культура (Костенки XV). Среди кремневых орудий особенно интересны треугольные наконечники с двусторонней обработкой и с вогнутым или овальным основанием. Эти орудия главным образом и послужили основанием для отнесения Сунгиря к Стрелецкой культуре. В остальных, типах орудий большого сходства между этими памятниками не прослежено. Кроме наконечников есть резцы, скребки, скребла, долотовидные орудия. Техника раскалывания (по О.Н. Бадеру) примитивна. Нуклеусы аморфные, а не призматические. Почти все орудия изготовлены из валунного кремня. По мнению О.Н. Бадера и А.Н. Рогачева, Сунгирь скорее всего относится к позднему этапу Стрелецкой культуры.
- Из числа верхнепалеолитических неоантропов определенное сходство сунгирец имеет с Оберкасселем (рост 176.7 см.) и некоторыми мужчинами Пшедмости (Пшедмость XIV. Рост 176,1 см.).
Проведение палеодиетического анализа позволяет говорить о том, что основу рациона сунгирцев составляло мясо наземных позвоночных животных. Судя по данным скелета с погребения Сунгирь-1 (взрослый мужчина) говорят о том, что длительного недоедания сунгирец не испытывал.
- В ногах у сунгирца был положен женский череп и большой камень. Нахождение черепа в границах могилы и его подсыпка охрой свидетельствуют о том, что это часть единого погребального обряда.
Скульптурные портреты девочки и мальчика со стоянки Сунгирь. Реконструкция Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной.
Сунгирь 2 и Сунгирь 3 (Sungir 2. 3). 25 - 29 тыс. лет. Homo sapiens.
Парное захоронение мальчика в вытянутом положении 12 - 14 лет и девочки 9 - 10 лет. Оба были захоронены одновременно, об этом свидетельствуют положенные в могилу предметы и, главное, копья из бивня мамонта, которые длиннее скелетов людей. На других стоянках и в культурном слое Сунгиря подобных орудий или даже их обломков не было известно.
В погребении девочки и мальчика сохранились необычные предметы: три диска (пластинки) из бивня мамонта диаметром несколько сантиметров, которые имеют четыре или восемь прорезей. Прорези идут от периферии к центральному отверстию и расположены напротив друг друга. Один диск из погребения содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски расположены наверху (шапочка девочки) и на теле, при том что найденные орудия лежат с левой стороны. Также найдены жезлы, дротики и копья из бивней мамонта, кремниевые наконечники. Длина первого копья из цельного куска бивня - 2, 42 м, второго - 1, 66 м. Для изготовления такого оружия необходимо было обладать техникой выпрямления бивней. Бусы также требовали особых способов производства. Украшения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а также цельные кольца на пальцах поражают не меньше, чем само количество бус из бивня мамонта, - около 10 тысяч.
Одежда детей была богато украшена бусами, на руках браслеты, кольца и другие украшения. Дети одеты в меха. Голову девочки, возможно, покрывал свободный головной убор типа капюшона, украшенный бусами. У девочки одежда украшена костяными бусами - 5200 бусинок. В подростковом погребении на голове мальчика, так же как и мужчины, найдены бусы и подвески с клыками песца, которыми, видимо, была украшена шапочка. На мальчике - пояс, на котором висят украшения - подвески - 250 зубов лисицы. На темени мальчика найдено кольцо из бивня мамонта, которое либо скрепляло головной убор, либо волосы, на груди обнаружена подвеска в виде лошади, а под левым плечом - фигурка мамонта. Ученых удивил «хвост» - длинный ряд бус, по форме отличающихся от бус на теле, который был зафиксирован под тазовой костью - возможно, это имитация хвоста животного. Парное погребение подростков уникально по своей зеркальной структуре. Однако в культурном слое другого верхнепалеолитического поселения - Гагарино - была обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры, также соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с мифами о близнецах, культами плодородия. Некоторые ученые даже сам ритуал погребения, как это ни парадоксально, связывают с культом плодородия. При реконструкции физических нагрузок детей выяснилось, что, оба подростка были хорошо развиты физически, мальчик в основном занимался охотничьим промыслом (по характерным признакам, часто метал копье). Ученые отметили у него сильное развитие костного рельефа в области присоединения широчайшей мышцы спины, подлопаточной, большой круглой и клювовидно-плечевой мышц справа. На костях нижних конечностей мускульный рельеф выражен сильнее с левой стороны. Девочка по преимуществу занималась изготовлением орудий и украшений (наиболее характерное для нее движение - сверление). При анализе патологий исследователи отметили асимметричную уплощенность суставной поверхности одного из шейных позвонков у девочки. Возможно, она носила тяжести на голове. Кроме того, у нее редкая особенность: ее бедренные кости были резко изогнуты вперед. Социальный статус мальчика и девочки из подросткового захоронения не менее высок, чем мужчины. Исследование скелета мальчика 12-14 лет из погребения Сунгирь-2 показало наличие в его рационе беспозвоночных - насекомых, ракообразных и моллюсков, хотя у него могли быть просто каких-то нарушения обмена веществ. Низкое содержание цинка говорит о незначительной доле мяса в рационе и вообще недостатке белковой пищи животного происхождения. Для всех без исключения скелетов характерно высокое содержание стронция, что свидетельствует об употреблении всеми индивидами большого количества растительной пищи. Погребение Сунгирь-3 (девочка 9-10 лет), напротив, показало мясо в качестве основной пищи, и отсутствие в рационе беспозвоночных, и незначительное место растительной пищи, хотя это может быть связано с выявленными нарушениями обмена веществ. На зубах детей были обнаружены значительные дефекты эмали, что говорит о физиологическом стрессе в детском возрасте, недоедании. Резкое различие рациона мальчика и девочки явно не может быть объяснено естественными причинами. Можно предполагать, что недоедание и различный рацион были результатом преднамеренных действий по ограничению в употреблении пищи. Это может быть связано с наиболее ранними представлениями о голодании как способе посвящения. Так или иначе, можно говорить о разнообразном рационе сунгирцев, что очень важно.
Вероятно, дети погибли во время очередной стоянки племени на Сунгире. Их похоронили в центре жилища, на месте очага. Затем люди, на время покинув берега Клязьмы, вернулись вновь. Жилища поставили в стороне от прежних. А через несколько лет в трех метрах от могилы детей была вырыта вторая - для пожилого мужчины.
Следует особо подчеркнуть, что при раскопках подросткового погребения ученые столкнулись с уникальной ситуацией: среди погребального инвентаря присутствовала специально обработанная человеческая кость, положенная под левую руку мальчика (находка Сунгирь-4). Кость была наполнена охрой. Она принадлежала мужчине вполне современного облика (а не неандертальцу, как считалось ранее). Работа М.Б. Медниковой позволила говорить о сходстве и возможном близком родстве сунгирских мужчин Сунгирь - 3 и 4, а также детей (Сунгирь-2 и 3).
Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тыс. до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».
Сунгирь 5
Скульптурная реконструкция выполнена по черепу мужчины (Сунгирь 5) // Лебединская Г. В. Облик далеких предков: Альбом скульптурных и графических изображений. - М.: Наука, 2006. - С. 59.
В 2005 году продолжавшиеся в течение 2.5 месяцев раскопки подарили исследователям новое неожиданное открытие. На глубине более пяти метров в слоях сформировавшихся ок. 70 тыс. лет назад была обнаружена кость неизвестного животного, которая сохранила на себе явные следы человеческого воздействия. Это позволяет предполагать, что на территории Сунгиря находилась и более древняя стоянка людей, чем известная ныне. Но для подтверждения этой мысли требуются более тщательное исследование находки и новые археологические раскопки.
Искусство, орнамент, символизм, астрономия
Редкими произведениями первобытного искусства являются найденные фигурки животных - мамонта и лошади-сайги. В погребении девочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки. Диски из бивня мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев, в частности, сообщает: «Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 - 24 тысячи лет назад - сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь - на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности».
Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделенные на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса - указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск - Перуново колесо. 12-секторный диск - символ бога Коляды (календарь). «Столь настойчивое следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто - в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического (вотивного) стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений)».
Диски прорезные. Бивень мамонта
Диск прорезной из раскопок палеолитической стоянки Сунгирь. Диску 25 тыс. лет.
Материал, техника: Бивень мамонта; резьба, шлифовка, сверление. Размер: d-5,5 см, толщина - 0,3 см. Раскопки 1969 г. на палеолитической стоянке Сунгирь (Добросельская) близ г. Владимира. Находился в северном погребении, на одном из костяных дротиков. Автор находки: О.Н. Бадер. Прорезной диск из бивня мамонта. Имеет одно центральное круглое отверстие d-0,8 см и 8 радиальных, вытянутых и сужающихся к центру отверстий размером 1,3 x 0,7 см. О.Н. Бадер предполагает, что к прорезям этих дисков, надетых на копья или дротики, прикреплялись цветные ремешки или хвосты песцов, и эти дротики служили своего рода парадными эмблемами или имели какое-то особое церемониальное значение. Диск был найден в парном захоронении подростков на стоянке Сунгирь. Входил, наряду с другими аналогичными дисками, зооморфными фигурками, костяными бусами, браслетами, перстнями и пр. в состав погребального инвентаря.
Произведения первобытного искусства.
Фигурка лошади (сайги) из раскопок палеолитической стоянки Сунгирь. Фигурке 25 тыс. лет.
Материал, техника: Бивень мамонта, резьба, шлифовка, сверление. Размер: H-5,6 см, толщина - от 4 до 1 мм. Найдена в ходе археологических раскопок 1957 г. на палеолитической стоянке Сунгирь (Добросельская) близ г. Владимира. Автор находки: О.Н. Бадер. Плоская зооморфная фигурка, украшенная точечным орнаментом и окрашенная охрой. Поверхность фигурки тщательно заполирована. На задней ноге - сквозное отверстие, d-2-2,5 мм, выполненное двухсторонним сверлением. Животное представлено схематично, в профиль, каждая пара ног изображена как клиновидный выступ. Использовалась в качестве подвески-амулета, о чем свидетельствует сильная заполированность поверхности. Передняя часть головы заострена почти как лезвие, что позволяет предполагать какую-либо производственную функцию предмета. Широко известна как символ стоянки Сунгирь.
«Жезл» из раскопок палеолитической стоянки Сунгирь. 25 тыс. Лет.
Материал, техника: Бивень мамонта; резьба, шлифовка, сверление. Размер: H-18,5 см, ширина: max - 4,8 см, min - 1 см, толщина - 1,1 см. Раскопки 1969 г. на палеолитической стоянке Сунгирь (Добросельская) близ г. Владимира. Находился в северном погребении, с левой стороны, в области живота девочки. Автор находки: О.Н. Бадер. «Жезл» из бивня мамонта, имеющий четырехугольную головку (5 х 4,5 см), в центре которой сделано круглое отверстие d-2,3 см. Рукоятка «жезла» длиной 14 см имеет овальное сечение, более уплощается к концу, слегка заостряется. «Жезл» имел, скорее всего, ритуальное назначение. О.Н. Бадер считает, что это «своеобразная поясная пряжка». По лицевой стороне изделия, вдоль окружности отверстия на головке, вдоль двух сторон головки и до середины рукояти, идут неглубоко высверленные круглые точки. «Жезл» был найден в парном захоронении подростков на стоянке Сунгирь. Входил, наряду с другими «жезлами», зооморфными фигурками. Жезлы вождей также являются экзотической находкой для Верхнего Палеолита Италии, в то время как во Франции они достаточно часты.
Бусы
Найдено ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.
Найденные в погребениях стоянки Сунгирь украшения большей частью никогда не использовались. Их специально и с разной степенью тщательности изготавливали для похоронного ритуала, сообщил доцент кафедры археологии МГУ Владимир Житенев в статье, опубликованной в бельгийском университетском издании «ERAUL». В материале говорится, что украшения из детского парного захоронения, а также погребения мужчины сделаны в одинаковой технике. Это говорит в пользу гипотезы о том, что украшения были сделаны одним мастером, либо же технология изготовления передавалась внутри семьи. Ученый проанализировал большое количество изделий из костей и бивней мамонта, а также подвесок из клыков арктической лисы. Использование орнаментов, сделанных из зубов арктической лисы, а также присутствие ряда других украшений относят сунгирцев к племенам охотников-собирателей, обитавших на Русской равнине с начала верхнего палеолита и имевших контакты как минимум с группами, обитавшими в Центральной Европе. Часть украшений не содержит характерных сколов и царапин, которые образуются после использования ими в быту. Археологи сделали вывод: эти артефакты изготовили специально для погребального обряда. Другая часть найденных в могиле вещей, напротив, покрыта царапинами и трещинами. К первой группе находок относится вырезанная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Поверхность фигурки отполирована, но имеет следы обработки, будто она была сделана поспешно сразу после смерти ребенка. К этой же группе относятся копья и дротики, сделанные из слоновой кости. По всей видимости, они никогда не использовались для охоты или ритуалов. Наличие используемых и новых вещей в погребении говорит в пользу гипотезы о ритуальном захоронении. Таким образом люди могли приносить жертву силам природы, спасаясь от бедствий или голода. Часть найденных предметов изготовлена небрежно, тогда как другую часть можно назвать шедеврами палеолитического искусства. Возможно, ряд украшений изготавливались детьми. Это предположение говорит в пользу теории о передаче навыков в изготовлении украшений от «мастера» к ученику». Ученые подчеркивают, что найденные на Сунгире предметы поразительно схожи по стилю и сочетают в себе черты культур разных групп кроманьонцев и неандертальцев, известных по расположенной на территории России стоянке «Костенки» и стоянкам Центральной и Западной Европы.
Бусы, браслеты
Браслеты
Перстень
Орудия труда (кремень)
Религия
Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета».
Чрезвычайно возрастает количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25 - 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 - 5 тысяч бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.
Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения - Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) - обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе - соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах - славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.