Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
07:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [53]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [72]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Муромский историко-художественный музей

Историко-художественный муромский музей

В декабре 1916 г. в городе было образовано Муромское научное общество, которое ставило своей целью «изучение Муромского края в естественно-историческом, историко–археологическом, этнографическом, культурном и проч. отношениях и разработку связанных с этим научных вопросов, а также распространение исторических, естественно-исторических знаний и научных сведений». При обществе были организованы музей и библиотека, которые располагались в реальном училище.
Предполагалась организация экскурсий «для изучения природы и жизни Муромского края», устройство музеев, выставок, архивов, книгохранилищ, лабораторий, станций и пр., чтение рефератов, проведение лекций, издание трудов общества.
Вначале общество состояло из шестидесяти одного человека, в числе которых было пятеро священнослужителей, пятнадцать представителей буржуазии, шестнадцать «деклассированных» элементов и двадцать пять членов-учредителей. Ядром общества стали представители дореволюционного краеведения, среди которых особое место занимал И. П. Мяздриков.
26 февраля 1917 года в зале реального училища, где располагалось МНО, было созвано первое общее собрание, к которому общество подготовило выставку картографии и библиографии края. Уже первыми докладами - «О задачах изучения местного края и значении местных музеев» К.Н. Гладкова, «Задачи геологического изучения края» А. И. Рябинина, «Первые муромские князья» И. П. Мяздрикова - молодое общество стремилось привлечь внимание горожан к своей деятельности. Его члены пытались наладить связи с журналом «Природа» и Владимирским обществом естествознания, сотрудничали с учениками реального училища, продолжавшими вести активную работу по изучению природы края.
В октябре 1917 года члены общества обошли учреждения города, выявляя и описывая предметы, имеющие историческую и художественную ценность. Часть из описанных предметов была передана в музей, туда же член общества А. Ф. Жадин передал и свое археологическое собрание. С остальной частью коллекции ему пришлось расстаться не по своей воле - Чрезвычайная комиссия конфисковала у него оружие, доспехи, народные костюмы. Таким образом, в городе был открыт первый музей, вызвавший всеобщий интерес жителей Мурома. В некоторые дни музей принимал по пятьдесят человек. По воскресеньям в музее дежурили члены общества, которые следили за порядком, давали разъяснения посетителям. К началу 1918 г. библиотека общества насчитывала 353 издания по истории, археологии, естествознанию, городскому делопроизводству и т. д. Фонд ее пополнялся за счет покупки книг на средства общества и пожертвования. Кроме того, свои издания присылали «Академия наук, Ботанический сад Петра Великого, Владимирское общество любителей естествознания, Ярославское общество исследования природы Орловской губернии».
С марта 1918 года деятельность кружка снова возглавил Владимир Иванович Жадин.
Научное общество действовало как первая самостоятельная краеведческая организация в Муроме, и, просуществовав чуть более полутора лет, в сентябре 1918 года было вынуждено прекратить свою деятельность, т. к. его помещение реквизировал Высший Военный Совет. Коллекция музея, уместившаяся в двух шкафах, была опечатана.

После Октябрьской революции все дело охраны и музейного строительства взято было в ведении государства и подчинено высшему руководству Всероссийской Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, организованной при Комиссариате Народного Просвещения.
По предписанию Центральной Коллегии, в мае 1918 г. при Владимирском Губернском Отделе Народного Образования создается первая Комиссия по охране памятников искусства и старины, в состав которой вошли, кроме специалистов, три представителя от Губисполкома. В августе 1918 года Комиссия преобразовывается в Губернскую Коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
12 декабря на губернском съезде по народному образованию на основании доклада председателя Коллегии вынесено было постановление – приступить к организации уездных коллегий в городах: Вязниках, Муроме, Переславле, Суздале и Юрьеве. В декабре 1918 г. возникает музейная коллегия в г. Переславле. В январе 1919 г. возникает музейная коллегия в г. Муроме.

Временем основания Муромского музея местного края можно считать 25-е августа 1918 г., когда по распоряжению местного УОНО были собраны естественно-исторические коллекции, добытые студенческим кружком, и даны первые ассигнования. Владимира Ивановича Жадина назначили заведующим (организатором) Муромского музея местного края. Под музей была отведена комната в бывшем доме В.А. Вощинина на Николо-Можайской (ныне - Комсомольской) улице. Пожертвования членов общества, других лиц и учреждений положили начало музейной библиотеке и небольшой коллекции, состоявшей в основном из археологических находок.
Ценнейшие коллекции и библиотеки графов Уваровых в карачаровском имении оставались после революции без присмотра. В это время в графском имении размещалась коммуна «Альтруист», которая, по воспоминаниям современников, объединяла людей, далеко не добропорядочных и трудолюбивых. Просьбы о принятии мер к охране уваровского наследия неоднократно направлялись в Московское археологическое общество, в местный комиссариат, но безрезультатно. Только в декабре 1918 года в Муром прибыл эмиссар по делам музеев В. В. Пашуканис, при содействии которого музею были переданы коллекции и библиотека графов Уваровых, что стало решающим шагом в формировании фондов музея. Кроме того, в декабре же уездная Ч.К. передала музею художественно-исторические вещи, конфискованные у участников бывшего здесь белогвардейского восстания, и богатые коллекции А. Ф. Жадина. Таким образом, сформировалось историко-археологическое и художественно-этнографическое ядро музея.

25 декабря 1918 года было создано «Муромское научно-художественное общество при музее местного края» (МНХО), куда входили четырнадцать наиболее активных членов прежнего общества (МНО), а также четырнадцать новых - из студенческого кружка. Вся дальнейшая работа по развитию музея велась при его участии.
Начала свою работу Окская биологическая станция (ОБС), созданная по инициативе студенческого кружка. Она исследовала русло и пойму реки Оки. Вокруг станции сплотилась небольшая, но довольно энергично работавшая естественноисторическая секция научного общества: И. П. Мяздриков, П. И. Китайцев, С. Н. Квасов. К организации ОБС были привлечены и специалисты по зоологии - Е. С. Неизвестнова, слушательница второго Московского университета, и А. К. Наливкина, проходившая ранее практику на нескольких станциях, в том числе во Франции. Она стала заведующей ОБС в Муроме.
Таким образом, в 1918 году в Муроме сложились три организации по изучению края. Деятельность их была тесно взаимосвязана. Все они помещались в здании музея, который к этому времени переехал в один из лучших купеческих особняков в центре города - трехэтажный с мезонином каменный дом купцов Зворыкиных на Никольской улице (ныне - Первомайская, 4). Самые активные сотрудники входили в состав и музея, и общества, и станции. Первыми сотрудниками музея были В. А. Жадин - заведующий музеем и естественно-историческим отделом; художник И. С. Куликов, руководивший художественно-историческим отделом; В. Н. Добрынкин, занимавшийся хранением коллекций. Кроме этого, в музее были внештатные сотрудники - бывшие «отцы города» И. П. Мяздриков и К. Н. Гладков, предприниматель В. А. Вощинин, антиквар Н. П. Андрин, заведующий ОНО В. Д. Киселев.
Всего за месяц после переезда в новое здание музей был подготовлен к приему посетителей.

Муромский Музей впервые открылся для посетителей 1 января 1919 г. в Доме Зворыкиных.
«От Музея Отдела Народного Образования. 1-го Января в 11 час утра (нов. вр.). состоится открытие историко-археологического отделения Музея и картинной галереи. На открытие приглашаются члены уездного и городского Исполкомов, Заведующие отделами и члены коллегий.
Со 2-го Января Музей будет открыт для посещения его экскурсиями учащихся—группами не свыше 25 человек по предварительному соглашению с Заведующим Музеем.
Об открытии Музея для прочих граждан будет объявлено особо.
Адрес Музея — Никольская, 4 (за Городским Советом).
Заведующий Mузеем В. Жадин» (Известия Муромского совета рабочих и крестьянских депутатов. Январь 1919).
Наплыв публики был велик. Интерес подогревался неожиданно явившейся возможностью посмотреть на богатство графов Уваровых. Уже в первые месяцы работы музей старался привлечь школьников. Сотрудниками музея, а также членами МНХО устраивались лекции, беседы, чтения в учебных заведениях. При музее был создан кружок «любителей старины и изучения местной истории и археологии».
Вскоре музей пополняется новыми коллекциями краеведа Н.Г. Добрынкина. Кроме того, сюда же поступают коллекции местного научного общества и вещи музейного значения, случайно оказавшиеся в руках милиции. Поступления старины из церквей дают материал для составления нового церковного отдела.
Успешно развивался естественноисторический отдел. В мастерской наглядных пособий изготавливались чучела и гербарии. Был заведен уголок живой природы: аквариумы, террариумы. Экспозиция постоянно изменялась, пополняясь новыми экспонатами. Для желающих проводились занятия по живописи и рисованию. Члены научного общества разбирали музейную библиотеку, насчитывающую двадцать тысяч книг, и давали пояснения посетителям. По четвергам проходили собрания, на которых велись беседы и читались доклады. На научных заседаниях присутствовали все заинтересованные - без дискриминации по сословиям или классовым признакам - вплоть до архимандрита Спасского монастыря Антония. Спектр докладов был необыкновенно широк: от «Моллюсков города Мурома» (И. П. Мяздрикова) и «Экспортных возможностей Муромского уезда» (В. А. Вощинина) до «Свадебных обычаев в Муроме» (А. А. Донского) и «Следов древнейших культов в Муромском крае» (И. Преферансова). Работа музея напоминала деятельность археологического общества или ученой архивной комиссии; во всем еще сохранялись старинные традиции: и в устройстве экспозиций, и в научной работе.
Первоначально по своему профилю Муромский музей являлся художественно-историческим, но в то же время предпринимались попытки выделить естественнонаучную часть в отдельный музей. Однако возобладала идея, предложенная в свое время научным обществом - создать единый музей, который бы отражал историю и жизнь края в различных аспектах. 9 сентября 1919 года была образована коллегия Муромского подотдела по делам музеев и по охране памятников искусства и старины. Ее основная работа заключалась в изучении, регистрации и охране памятников церковного зодчества.
В мае 1920 г. музеем была устроена выставка картин местных художников во главе с И.С. Куликовым, чем в особенности привлекалась публика. Часть этих картин затем музей и приобрел для себя.
Подотдел по охране искусства и старины, в интересах музея произвел ряд экскурсий к местам исторических памятников края, а также перевез в музей библиотеки некоторых бывших учреждений города и оставшуюся часть библиотеки Уварова, а также взяты были на учет местные архивы.
Музей за это время пополнял бытовой и исторический отделы приобретением кладоискателями у д. Волосова.
12 июля 1920 года состоялось собрание по устройству в Муроме Музея местного края. По инициативе правления Муромского научного общества, ставится вопрос о слиянии естественно-исторического и историко-археологического музеев в один музей местного края. В связи с этим при музее организуется музейный совет, который и выработал план музея. Детально были разработаны отделы музея с прибавлением нового экономического отдела. Для образования последнего было сделано несколько обращений к местным производствам. Откуда и стали поступать экспонаты. По мысли учредителей, этот отдел должен был отражать картину промышленности края, становясь, таким образом, показательным.
Вместе со всей страной музей переживал трудности восстановительного периода. Не однажды здание музея оказывалось на замке из-за отсутствия тепла и света. Оставшись без средств, музей фактически не работал. Сотрудники, движимые лишь энтузиазмом, продолжали разбор экспонатов и книг. Музей старался привлечь внимание граждан к своей работе. В этом ему помогало МНХО, которое обратилось к жителям города с просьбой сообщать в правление общества все «интересное из жизни и природы местного края». В обращении говорилось, что лишь всестороннее изучение края - единственное спасение от разрухи.
В начале 1923 г. во главе музея становится примерный по своей энергии работник И.П. Богатов и в качестве специалиста – Ф.Я. Селезнев. Названными лицами прежде всего был приведен в известность и систематически расположен богатый материал музея. Затем началось новое пополнение его покупкой вещей у разных лиц и, главным образом, у Куликова.
Федор Яковлевич Селезнев был заведующим Муромским музеем в 1924-1925 годах.
И. П. Богатов возглавлял музей почти тридцать лет (1922/24 и 1930/57). Он был необыкновенно деятелен: работал за столяра, маляра, сам монтировал выставки, приближая музей к газете. И. П. Богатов - автор более ста статей, преимущественно по краеведению. Его пристрастием была археология, но, не имея права на ведение раскопок, он занимался разведками, сбором подъемного материала. В археологических походах со школьниками им открыты и обследованы многие стоянки и селища. И.П. Богатов напечатал две заметки: «Полотняная мануфактура гор. Мурома» и «Бумаготкачество в Муромском уезде». По природе края печатал статьи в местных изданиях сотрудник Муромского музея И. П. Мяздриков.
Церковный отдел вырос в две комнаты, а число экспонатов по древнейшим культурам – каменной и финской – увеличилось самостоятельными исследованиями и раскопками. При церковном отделе был организован особый подотдел – агитационный, куда были перевезены «мощи» местных святых, «чудотворные» кресты с «мощами пророка Даниила» и с частями «жезла Ааронова». Музей становился настолько популярным, что можно было проделывать огромную педагогическую работу по всем отделам.
Насколько возросла в 1923 г. посещаемость музея, можно видеть из следующих цифр: в 1919 г. было посетителей – 2904 чел.; в 1920 г. – 4710 чел.; в 1921 г. – 1886 чел.; в 1922 г. – 1492 чел.; в 1923 г. – 24831 чел.
В 1924 г. музей пережил тяжелое положение в связи с переводом его на местный бюджет; штат служащих остался лишь в составе заведующего и сторожа.
Возврат к нормальной жизни музея произошел с 1925 г., когда ему переданы были местные монастыри и некоторые помещения, дающие доход. С этого момента оказалось возможным снова приняться за исследовательские работы.
Ф. Селезневым в течение 1923-1925 гг. совершен ряд археологических обследований окрестностей города Мурома, установивших новые местонахождения древней культуры, и произведены раскопки неолитических стоянок в бассейнах рек Илемны, Ушны, Кутри, Теши, могильников при д. Корниловке, Максимовке, Катышове, Перемиловской пустыни, Ефановой, Пятницкого в г. Муроме (давшее около 20-ти погребений) и Чаадаевского городка. В 1924 г. произведены раскопки проф. В.А. Городцовым палеолетический стоянки при с. Панфилове.
Кроме этого богатый материал стал поступать в музей снова покупкой. Так, был приобретен рог с частью черепа «первобытного быка», найденный в Муроме, ассортимент каменных орудий Волосова и большой клад из с. Малотиц (Мордочки).
Музей в то время делился на следующие отделы:
1. Археологический, заключающий в себе экспонаты: каменного периода (1575), бронзовой эпохи (48) и финской культуры (1008) – всего 2631.
2. Военный с количеством экспонатов – 122.
3. Бытовой (мебель, ковры, изделия из дерева и металла, фарфор, костюмы, украшения, лубочные картинки и т.п.) – всего экспонатов 1363.
4. Церковной старины – 613.
5. Нумизматический – 3896.
6. Художественный – картины русских и иностранных художников – 202.
7. Картографический – 67.
8. Естественно-исторический с коллекциями по ботанике, зоологии, энтомологии, минералогии и палеонтологии – всего экспонатов 1555.
9. Экономический с образцами орудий производства и продукции сельско-хозяйственной, кожевенной, мануфактурной и металлической промышленности – 458.
Общее количество экспонатов музея достигает цифры 10907.
Среди экспонатов археологического отдела заслуживают особого внимания: волосовские кремневые и костяные изделия и образцы керамики, топоры фатьяновского типа из разных мест, вновь открытая стоянка «Садовый бор» (на Теше) и ее уникум – глиняная флейта, бронзовые волосовские кельты и шедевры финского литья – фибулы из Подболотского могильника, а также Савковский клад из арабских диргемов.
В военном отделе замечательны: щиты и некоторые образцы огнестрельного оружия (фитильное ружье, пищаль и мушкеты). бытовом отделе: обувь XVII в., столы, вышивки и женские головные уборы. В церковном отделе – Евангелие XVI в., монастырские синодики и жалованные грамоты.
Из картин местных художников выделяется «Ярмарка» Куликова и его же портрет Шляпникова, а также «Старички» Целебровского, «Переправа через Оку» Архипова и Поленовская «Мечты». Гвоздем из всего собрания произведений кисти следует признать шедевры старых мастеров – «Монах» Рибера и «Портрет» - Бронзино.
При музее имелась огромная и ценнейшая библиотека музея (более 20000 томов). Был момент, когда все книгохранилище музей вынужден был сложить в кладовые.
В 1925 году МНО совместно с музеем издает два выпуска «Материалов по изучению Муромского края». Помещенные в них исследования отвечали запросам того времени: «Полотняная мануфактура г. Мурома» И. П. Богатова, «Технические культуры (картофель и лен в Муромском уезде)» М. К. Птицына и т. п.
В 1926 - 1927 годах фонды Муромского музея пополнились интересной этнографической коллекцией, переданной экспедицией Московского антропологического института, работавшей в уезде.
В 1939 году сотрудники музея совместно с Московским НИИ краеведения работали в археологической экспедиции, которая обследовала и нанесла на карту тридцать семь археологических памятников.
В музее сложились все возможности для исследовательской работы: хранились уникальная библиотека, архивы муромских духовного, полицейского, земского правлений, мировых судей, воинского присутствия и других учреждений. Позднее, при реорганизации архивного дела, они были изъяты. По идеологическим причинам рамки краеведения постепенно сужались. Теперь оно было призвано стать крае-строительством: важнейшими направлением стало изучение промышленности, сельского хозяйства, природных ресурсов и т. п. Под идеологическим давлением трудно было вести работу по изучению истории и культуры края. Сменились кадры в музее, изменился профиль исследований.

Постановлением Совнаркома в 1928 году в Нижний Новгород была переведена Окская биологическая станция. Решающим поводом для ее перевода послужила необходимость установления тесного контакта с хозяйствами крупного центра на Оке, а также связь с высшими учебными заведениями.
В 1929 году Муромское научное общество было преобразовано в окружное, а в 1930 году - в районное бюро краеведения. В протоколах и отчетах общества встречаются записи об организации в городе социалистического соревнования по краеведению, о составлении энергобаланса района, постановка вопроса о развитии рыбоводства и водного птицеводства, что вовсе не отвечало первоначальным целям и задачам МНО.
К началу 1930-х годов муромские краеведческие организации лишаются ценных сотрудников: уехал из города В. И. Жадин, в 1931 году не стало И. П. Мяздрикова. В. Н. Добрынкин, активный деятель местного отдела по охране памятников, вместе с семьей был выслан в Сибирь.

С 1974 по 1989 г. музей в числе прочих городских музеев области входил на правах филиала во Владимиро-Суздальский музей-заповедник под названием «Муромский филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». Затем в 1989-1997 гг. существовал как самостоятельное учреждение, с подчинением городскому отделу культуры. В то время музей носил название «Муромский историко-художественный и мемориальный музей».
В 1997 г. музей был зарегистрирован как муниципальное учреждение культуры, в подчинении Управления культуры администрации г. Мурома. Название изменилось на «Муромский историко-художественный музей».
С 1-го января 2007 г. музей переведен в областное подчинение и становится областным учреждением культуры. С 1-го января 2009 г. ему присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Владимирской области.
Музей относится к художественным музеям, имеет первую категорию. Располагает ценнейшими художественными и историческими коллекциями и занимает четыре комплекса зданий, являющихся памятниками гражданской архитектуры.
В основу художественного собрания музея легли коллекции известных русских археологов – графа А.С. Уварова и его жены П.С. Уваровой. Произведения древнерусского искусства поступили из церквей и монастырей. Этнографические коллекции были составлены из вещей, собранных до революции И.С. Куликовым, Н.Г. Добрынкиным, А. Ф. Жадиным и привезенных из музейных экспедиций.


Дом Зворыкиных

Главные здания музея – трехэтажный каменный особняк с мезонином и надворные постройки XVIII-XIX вв. Это усадьба Зворыкиных (ул. Первомайская, д. 4). В здании располагаются исторические, этнографические экспозиции и древнерусское искусство, основные фондохранилища музея. Дом Зворыкиных – лучший в городе купеческий особняк прошлого века. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, «отец телевидения», Зворыкин Владимир Кузьмич (1889 – 1982 гг.) талантливый изобретатель в области радиоэлектроники, эмигрировавший в Соединенные Штаты Америки. В 1989 г. на его родном доме была установлена мемориальная доска.

В четырех залах второго этажа общей площадью более 200 квадратных метров представлены все лучшие художественные коллекции музея – собрание русского и западноевропейского искусства XVII-ХIХ вв.: живопись, графика, гарнитуры художественной мебели, предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные из бронзы, мрамора, керамики, фарфора и стекла. Большая часть экспонируемых произведений искусства происходит из уваровского собрания. В 1920-1930-е гг. музей пополнился экспонатами из дворянских и купеческих домов Мурома, а также картинами из Государственного музейного фонда.

Экспозиции (сейчас закрыты):
- Древнерусское искусство.
- Историческая экспозиция (XIX в.).
- Семья в музейном интерьере.
Сейчас дом Зворыкиных закрыт для посетителей в связи с подготовкой к реконструкции.

Выставочный центр

Выставочный центр

В 2000-м г. открылись первые выставки в Выставочном центре (Московская, 13), где можно проводить три-четыре выставки одновременно (его площадь 400 кв. м).
Выставочный центр расположен на самой оживленной улице города в одном из лучших купеческих домов прошлого века. Здесь работает музейное фотоателье, художественный салон.

***

Муромским музеем с 1990 г. проводятся всероссийские научные конференции – Уваровские чтения (раз в три года, всегда на пасхальной неделе); ежегодно проводятся научные экспедиции.
Музей готовит научные и популярные издания, выпускает материалы о Муроме на электронных носителях и в интернете.
Основные партнеры музея в некоммерческом секторе – музеи городов Поокского региона (Гороховец, Ковров, Вязники, Касимов, Павлово, Арзамас, Саров, Александров).
Музей является базовым научным учреждением музейной сети («Содружество Музеев Нижней Оки»). Совместно реализовано множество проектов на привлеченные средства. Музей является членом Ассоциации музеев России, входит в Союз музеев.
Творческий коллектив музея – 30 музейных специалистов, почти столько же музейных работников в технических и вспомогательных службах.


ул. Воровского, д. 24. Дом купцов Зворыкиных.


Дом музей И.С. Куликова

Дом музей И.С. Куликова
г. Муром, ул. Свердлова, 9

Неотъемлемой частью исторической жизни Мурома является мемориальный дом-музей Ивана Семеновича Куликова.
См. Куликов Иван Семенович.

Художественная галерея

Художественная галерея

Адрес: ул. Первомайская, д. 6
Художественная галерея открыта в январе 1996 г. в здании бывшей Городской управы, построенной в 1813 г.
В экспозиции представлены лучшие произведения русского и западноевропейского искусства XVII – нач. ХХ вв. из художественной коллекции музея.
В основе собрания лежит коллекция, поступившая в музей в 1918 г. из имения в селе Карачарове. Последними владельцами имения были известные русские ученые-археологи, ценители и собиратели старины – супруги Алексей Сергеевич (1825-1884 гг.) и Прасковья Сергеевна (1840-1924 гг.) Уваровы. Коллекцию начали собирать еще их предки Разумовские, Шереметьевы. Уваровы были большими знатоками и ценителями искусства, что и определило состав их фамильной коллекции, в которой были собраны уникальные произведения.
В двадцатые-тридцатые годы ХХ века музейное собрание пополнилось произведениями искусства XIX – нач. ХХ вв. из коллекций муромских дворян и купцов, а также поступлениями из государственного музейного фонда.

На втором этаже, в четырех просторных светлых залах, общей площадью более 200 м2, показаны ценнейшие произведения русской и западноевропейской живописи XVII – нач. XX вв., гарнитуры художественной мебели, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы, мрамора, керамики, фарфора и стекла.

Зал 1
Фамильные портреты рода графов Уваровых XVIII-XIX вв.

Зал 2
Западноевропейское искусство XVII-XIX вв.

Залы 3-4
Русское искусство XIX – нач. ХХ вв.

Экспозиция открывается рядом фамильных портретов семьи Уваровых. В роскошной овальной раме выполненный Н.Е. Рачковым портрет П.С. Уваровой (1840 – 1924 гг.), урожденной княжны Щербатовой. При внешней сдержанности в ученой графине угадывается горение мысли, волнение души. Слева от нее портрет ее свекра Сергея Семеновича Уварова (1786 – 1855 гг.) – действительного тайного советника, члена Государственного совета, министра народного просвещения (с 1833 по 1849 г.). Он был широко образованным человеком, знатоком античной поэзии, истории. Портрет написан в 1833 г. художником В.А. Голике, одним из помощников Д. Доу, создателя портретной галереи героев войны 1812 г. в Зимнем дворце. Несомненно привлекает портрет Натальи Кирилловны Загряжской (1747 – 1837 гг.), урожденной Разумовской. С ней был знаком А. С. Пушкин, она его дальняя родственница и по признанию поэта, в образе графини из «Пиковой дамы» многое взято от Загряжской. Особой прелестью и обаянием проникнут портрет Марии Антоновны Нарышкиной (1779 – 1854 гг.), написанный художником С. Тончи. Она приходилась двоюродной бабушкой П. С. Уваровой. Красота Нарышкиной была «до того совершенна», что по словам современников «казалась невозможною, неестественною». При этой чарующей наружности она обладала высокими качествами ума и сердца. «Портрет неизвестной», работы художника круга Ф. Рокотова напоминает чем-то знаменитый портрет Струйской. Та же цветовая гамма, поворот головы, губы тронуты улыбкой, чуть затуманен взгляд. Здесь же посетители познакомятся и с другими портретами, на которых представлены деятели российской истории.
Западно-европейское искусство различных школ – итальянской, испанской, французской, голландской и немецкой – представлено работами мастеров Доменико Тьеполо, Лоренцо Квальо, Адама Эугена, Давида Тенирса и других живописцев. Русское искусство представлено реалистической школой. Привлекает внимание карандашный эскиз К.П. Брюллова к его картине «Последний день Помпеи». В основе ее сюжета рассказ римского историка Плиния Младшего о гибели города Помпеи при извержении вулкана Везувия в I веке н. э. Эскиз близок к окончательному живописному варианту картины (находится в Государственном Русском музее). Творчество И. И. Шишкина представлено двумя графическими работами «Лес» и «Стадо в лесу». Подкупают достоверностью, классически спокойной и внимательной манерой письма работы А.К. Саврасова: акварель «Швейцарское озеро» и небольшой живописный этюд «Лунная ночь».
В экспозиции представлены картины художников, вышедших из мастерской А.К. Саврасова: К. Коровина - «Вечерний пейзаж» и С. Светославского - «Пейзаж с аистами». Красотой восточного пейзажа, гармонией человека и природы привлекают этюды В. Д. Поленова: «На берегу Нила», «Рукав Нила», «Эпир». Рядом с небольшими этюдами особенно восхищает размахом и глубиной большое полотно «Мечты». На нем изображен Христос на берегу Генисаретского озера. Позировал для этого образа ученик В. Д. Поленова Исаак Левитан. Истинным украшением музейного собрания является авторское повторение картины А.Е. Архипова «По реке Оке».
Интерьеры залов галереи составлены из предметов мебели XVIII – XIX вв. в стилях барокко, рококо, русский жакоб. В витринах размещена посуда из стекла и хрусталя западного и русского производства XVIII – XIX вв.






Коллекции

«Дерево, мебель»

Коллекция с условным названием «Дерево, мебель» насчитывает около 1500 предметов. Примерно 60% коллекции находится в экспозициях музея.
По содержанию коллекцию можно разделить на несколько основных групп: мебель, скульптура, культовая резьба, крестьянские бытовые предметы и сельскохозяйственные орудия, предметы прикладного искусства.
Первая и самая объемная по размерам группа включает в себя множество предметов мебели разных художественных стилей и направлений западноевропейского и русского искусства кон. XVII – XX вв.: из красного дерева, карельской березы, ореха, дуба и других материалов. Неотъемлемой частью коллекции является и кустарная мебель XIX – XX вв., в том числе и плетеная мебель 1930-х гг., исполненная мастерами Панфиловской артели. Большинство из них объединены в гарнитуры и являются органичным «украшением» музейных экспозиций и выставок, как художественных, так и исторических. Наиболее ценными являются предметы художественной мебели из родового имения графов Уваровых Красная Горка в селе Карачарово. Особо выделяется дубовый гарнитур нач. XVIII – второй пол. XIX в. Состоящий из 29 предметов, он представляет прекрасный образец немецкой работы, выполненной в стиле ренессанса и немецкого барокко. Массивный шкаф, диваны-лари, стулья и кресла богато декорированы резьбой в виде львов и ангелов, маскаронов, кариатид и диковинных растений. На высоких спинках двух диванов – рельефное изображение сцен соколиной охоты на фоне готического замка. Немецкие гербы присутствуют в сюжетах резьбы стульев и шкафа. Мягкие стулья и кресла обиты тканью XVIII в. Из архивных источников известно, что дубовый гарнитур украшал гостиную Карачаровского дома графов Уваровых.
Не менее интересны и предметы мебели, представляющие убранство купеческого дома рубежа XVIII – XX вв.: резные буфеты, посудные горки, столы, венские стулья и др. Все они происходят из домов бывших купцов Мяздриковых, Зворыкиных, Жадиных, Первовых и др. В настоящее время большая часть выставлена в экспозиции музея «Комнаты купеческого дома».
Комплектование раздела городской мебели продолжается, хотя с каждым годом эти поступления становятся все более редкими и единичными.
Заметное место в коллекции мебели занимают и предметы крестьянского быта XIX – XX вв. в виде резных табуреток, поставцов, столов, «зыбок» разных форм, кроватей. Основу этой группы составляют предметы, собранные сотрудниками музея во время этнографических экспедиций по Муромскому району и бывшему уезду.
Вторая группа – это скульптура и культовая резьба XVIII – XX вв. В основном это фрагментарно сохранившиеся детали резных иконостасов из муромских храмов закрытых в 1930-50-е гг., а также объемная скульптура из храмов и личных собраний. Из последнего наиболее интересен замечательный образ «Богоматери Страстной» второй пол. XVIII в. Скульптура поступила в музей в 1919 г. из личного собрания муромского краеведа Н.Г. Добрынкина. Скульптура была обнаружена им в церкви погоста Горицы Нижегородской губернии. В собрании хранится и скульптура из муромского храма Рождества Богородицы. Среди них барельеф «Усекновенная голова Иоанна Крестителя» XVIII в., отреставрированный в реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря (Москва). Следует выделить и небольшую, но интересную коллекцию резных иконок монастырской работы кон. XVIII – XIX вв., выполненных из кипариса в технике сквозной, контурной и рельефной резьбы. Подобная традиция продолжается и в современном искусстве. В 1990 гг. коллекция пополнилась резной иконой «Апостолы Петр и Павел» муромского художника-резчика, члена Союза художников России С. А. Субботина.
Наиболее многочисленным является раздел предметов крестьянского быта и сельскохозяйственных орудий нач. XIX – XX в. Как и крестьянская мебель, утварь, орудия земледелия, ткачества и других занятий крестьян – объект собирательских экспедиций сотрудников музея по территории Муромского района. Ткацкие станы, рубели, вальки, швейки, самопрялки, различные бочки, бортни, бураки, плетеные корзины, и т.п. составляют этот раздел коллекции. Среди них особенно следует выделить предметы, украшенные резьбой и росписью. В коллекции хранятся не только изделия местных мастеров. Ярославские прялки-башенки, городецкие резные донца прялок, северодвинские расписные бураки, саночки, подсвечники, резные ковши, и др. представляют замечательные образцы народного творчества других регионов России. Этот раздел коллекции, в свою очередь, представляет «дерево» из личной коллекции муромского художника, академика живописи И.С. Куликова, которую он передал музею в 1920 гг. Ценность этого собрания возрастает с каждым годом, так как подобные предметы встречаются все реже и реже. Предметы из дерева выбрасывают, как ненужные в быту; на смену им приходит утварь из новых современных материалов.
И еще одна группа коллекции – это предметы современного декоративно-прикладного искусства XIX – нач. XXI в. Среди них резные вазы, панно и скульптуры муромских художников-резчиков Ю. Ерхова, С. Николаева и других мастеров. В 1980-90 гг. коллекция пополнилась изделиями самодеятельных мастеров Н. Гусенкова (светильники из веток деревьев, шкатулки, вазы, декорированные полихромной росписью и инкрустацией), А. Дубова (резные фигурки – образы горожан и крестьян XIX в.).




«Древнерусское (церковное) искусство»

Коллекция древнерусского (церковного) искусства: иконы, деревянная скульптура, произведения лицевого и орнаментального шитья, серебряные изделия, мелкая пластика составляют наиболее ценную и цельную часть собрания музея.
Муром – один из самых древних городов России. Иконы и прикладное искусство XIII – XVII вв. дают представление о высоком уровне культуры древнерусского города. Произведения церковного искусства XVIII – XX вв. характеризуют устойчивые традиции православного Мурома. Собрание икон и древнерусского прикладного искусства в основном сложилось в первые годы советской власти при закрытии многочисленных храмов и монастырей. В музей поступило далеко не все. Множество произведений в то время было утрачено, некоторые оказались в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Все же наиболее ценные предметы церковного искусства стали экспонатами Муромского музея.
Коллекция древнерусского искусства в музее не столь велика, если сравнивать ее с собраниями многих древнерусских городов, где хранятся десятки тысяч произведений. В Муроме она не насчитывает и двух тысяч единиц хранения (икон XIV – нач. XX в. – триста; серебряных предметов XVI – нач. XX в. – семьсот; предметов деревянной культовой скульптуры и резьбы XVII – XIX вв. – сто пятьдесят; предметов лицевого и орнаментального шитья, церковных облачений XVI – нач. XX в. – триста; меднолитой пластики XII – XIX вв. – триста). Однако муромское собрание древнерусского искусства является одним из самых значимых и своеобразных в Центральной России. В нем гармонично соседствуют иконы, предметы прикладного искусства столичных и местных мастеров XIV – XIX вв. В последние годы оно все более привлекает внимание исследователей.
Самая древняя и ценная икона в собрании музея – «Николай Чудотворец» XIV в. Замечательный образ до революции находился в церкви Николы Мокрого и считался чудотворным. Это одно из самых ранних произведений искусства Древней Руси классического периода. Он написан мощно и свободно. Лик святого поражает суровой выразительностью. В эпоху Дионисия получило особое распространение почитание изображения Богоматери Одигитрии. Мастер написал замечательную икону Богоматери Одигитрии для монастыря в Ферапонтове. Она отличается от обычных изображений тем, что правая рука Девы Марии сложена в благословляющем жесте. Подобная по типу икона – «Богоматерь Одигитрия» конца XV(?) – второй пол. XVI в. происходит из муромской Николозарядской церкви. Она начинает целый ряд икон Богоматери Одигитрии XVI в. в Муроме. Эти образы величественны и аристократичны. Реставраторы «раскрыли» великолепную икону «Богоматерь Одигитрия Смоленская» середины XVI в. Небесная Владычица торжественно предстает в сиянии гладкого золотого фона. Прекрасно сохранился слой авторской живописи, исполненный в классических традициях столичных иконописцев.
«Открытие» реставраторами иконы «Богоматерь Одигитрия Шуйская» сер. XVI в. стало сенсацией. Она живо и непосредственно написана местным мастером, привлекает наивностью в подаче образов и ярким многоцветным колоритом.
Сохранилось довольно большое количество муромских икон XVII в. Среди них наиболее интересны и необычны житийные иконы местных святых, на которых в среднике представлены их образы, а в клеймах подробно «рассказываются» события из их жизни. Своеобразной эмблемой города Мурома стала большая икона «Петр и Феврония в житии» конца XVI – нач. XVII в. Она отличается редкой иконографией и необычна по форме (вытянута по горизонтали). Икона помещалась над гробницей святых в Муромском соборе Рождества Богородицы. Вместо традиционного образа святых в середине иконы дано изображение муромского кремля с рекой Окой на переднем плане, в которой плавают огромные рыбины. Внутри кремля изображены палаты сложной архитектуры и ключевые сцены «Повести», традиционное изображение святых заменено маленькой их иконой на фасаде муромского пятиглавого собора, в алтаре которого показаны лежащие в «едином» гробу Петр и Феврония. Вокруг средника сорок клейм, со сценами жития. Икона отличается ярким, теплым колоритом. Четки и звучны краски средника, где особенно выделяются светло-охристые стены кремля с множеством черных проемов бойниц; красные, розовые, коричневые, зеленые строения собора и палат; синяя река в пологих берегах из красно-коричневых скалистых «горок». Клейма зрительно сливаются в общую пеструю картину. В целом это произведение производит необычно яркое впечатление, создает праздничное настроение. Муром представлен здесь как идеальный древнерусский град, особое святое место, напоминающее небесный Иерусалим. Иконописец сумел показать то самое представление не о реальном, а о сказочном граде Муроме, что отражено в местных повестях и преданиях.
Вторая икона «Петр и Феврония в житии» 1618 г. была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына, известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века», также для Муромского Богородицкого собора. Она представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике – Петр и Феврония в молении Спасу. Вокруг тридцать два клейма со сценами жития. Это произведение вызывает чувство умиротворения, погружает в мир самоуглубленных образов. Ее колорит не столь ярок, тона сбалансированы в гармоничных сочетаниях. Преобладают белые, красные, черные, зеленые, желтые и розовые цвета. Фигуры всех персонажей удлиненных пропорций, черты лиц красивы и выразительны, композиции клейм построены просто, четко и свободно, без второстепенных деталей. Герои изображены в своеобразной динамике, словно застыли в одно мгновение. Ритмично повторяющиеся архитектурные детали, позы и жесты персонажей, красочные тона создают определенный строй, созвучный музыке. Автор этой иконы уделил главное внимание не сказочным и бытовым подробностям, а показу добродетельной жизни и чудесам муромских святых, их церковному прославлению.
Третья икона «Муромские святые с житием Петра и Февронии» 1669 г. недавно «раскрыта» реставраторами и засияла яркими красками. Она была исполнена в Муроме по заказу муромского посадского человека «Сидора Матвеева сына Лопатина» для Георгиевской церкви. В центре изображены все известные городские чудотворцы: Константин, Михаил и Федор, Петр, Феврония и Иулияния Лазаревская, а житийные клеймы посвящены житию только Петра и Февронии. Видимо, заказчик иконы хотел получить сразу два почитаемых образа на одной доске, ему хотелось воздать почитание не только самым популярным муромским святым, но не забыть и о других местных угодниках. Вокруг средника – сорок мелких клейм, которые по сюжетам совпадают с клеймами первой иконы. Кроме этих мелких сцен здесь вверху дано еще одно большое клеймо с изображением муромского сказочного кремля. Очевидно, муромский иконописец взял за образец первую икону Петра и Февронии.
Немногие муромские иконы XVII в. имеют подписи иконописцев, что является очень ценным, так как большинство памятников иконописи безымянны. Среди них замечательная икона «Богоматери Владимирская Волоколамская» 1612 г., созданная мастером Рославовым для Крестовоздвиженской церкви Мурома. Это произведение отличает редкая деталь – живописное изображение драгоценной короны на голове Девы Марии. Известный изограф оружейной палаты Афанасий Рязанцев исполнил другую икону Богоматери Владимирской 1692 г. для Благовещенского монастыря. Среди многочисленных «списков» (так называли в древности копии) с этой знаменитой византийской иконы XII в. муромский «список» кисти Афанасия Рязанцева признан одним из лучших.
Несколько произведений подписаны известным муромским изографом Александром Казанцевым. Вместе с ним работал и его младший брат Федор, позже сын Петр. Династия Казанцевых трудилась в Муроме на протяжении всего XVII в. и первой трети XVIII в. Иконы мастерской А. И. Казанцева всегда узнаваемы. Это произведения внушительного размера, со сложными композициями, особой цветовой гаммой, где преобладают зеленые и красные тона. Они могли быть созданы человеком «книжной» культуры. Очевидно, Александр Иванович Казанцев был широко образован, знал образцы живописи и графики западной Европы, а также был хорошо знаком с работами русских изографов Оружейной Палаты Кремля. Он умело использовал эти знания и выработал свою особую неповторимую манеру иконописания. В его работах сочетаются как новые приемы письма, так и стремление к более древним традициям, на которых он был воспитан в родном городе.
В настоящее время известно шесть подписных произведений Александра Ивановича Казанцева. В экспозиции находится великолепное произведение «Царь Царем» 1690 г. На нижнем поле – подпись автора: «Писана сия Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 (1690) писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». На ней представлен величественный образ Иисуса Христа в великолепных красных с золотом одеждах и царской короне. Правая его рука сложена в благословляющем жесте, от левого плеча спускается меч. Произведение иллюстрирует «Апокалипсис». Уникальным произведением мастера можно назвать грандиозную житийную подписную икону с восьмидесятью клеймами «Константин, Михаил и Федор в житии» 1714 г. Из подробной надписи следует, что А. И. Казанцев писал ее вместе «с сыном своим Петром». Для своего времени это произведение несколько архаично, к этому иконописец стремился сознательно, видимо, повторяя более древнюю икону. В среднике фронтально предстоит три муромских князя Святой Троице, а в клеймах неторопливо повествуется «история града Мурома». Каждое из них индивидуально, информативно насыщенно. Здесь и Ангел-Хранитель града Мурома, припадающий ко Господу, здесь и чудо от иконы Муромской Богоматери, и сам царь Иван Грозный у мощей святых.
Муром, хотя и не сравним с такими центрами русского серебряного дела как Нижний Новгород, Кострома или Ярославль, все же среди постоянных работников кремлевских мастерских были в XVII в. и мастера, приехавшие из Мурома. Имена муромских серебряников XVII в. встречаются и в Описи 1636/37 гг.. Имя одного из муромских серебряников – Логина – известно из надписи на напрестольном кресте 1638 г. «Лета 7146 (1638) сотворенъ сей крестъ в Спасов монастырь что в Муроме при архимандрите Мисаиле мастер Логин». Видимо, и при Спасском монастыре жили мастера, работавшие «на монастырь». Косвенным подтверждением изготовления серебряных вещей в Муроме является и надпись на кадиле 1651 г., где сказано, что оно изготовлено для собора Рождества Богородицы «в церковном серебре», т. е. из материала, предоставленного мастеру заказчиком – протопопом Василием.
В Муромском музее хранится целая группа серебряных предметов XVII в., заказчиками которых были члены двух муромских купеческих кланов – Цветновых и Черкасовых. Эти произведения, изготовленные для Троицкого и Воскресенского монастырей, отличаются характерной орнаментовкой, своеобразными формами и особой манерой выполнения чекана, которая несвойственна работам мастеров других городов. Наиболее своеобразными по форме и исполнению являются два кадила 1637 и 1648 гг. со сложными шестигранными шатрами на верхних чашах. Высокой техникой и богатством отделки отличаются оклад Евангелия 1648 г. и напрестольный крест 1647 г., видимо, работ одного и того же мастера. Великолепные серебряные водосвятные чаши с оригинальным чеканным орнаментом 1648 и 1654 гг., традиционной формы литургический прибор (потир, дискос, звездица, тарели) 1650 г. и другие серебряные предметы.



«Книжное собрание»

«Ткани»



«Фарфор, фаянс»



«Живопись, графика»

Коллекции живописи и графики музея включают в себя произведения русских и западноевропейских мастеров XVIII - XX вв.
Среди шедевров собрания карандашный эскиз К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», два женских портрета А.П. Брюллова «Портрет дамы в голубом» и «Женский портрет», акварели К.В. Лебедева «Боярин», А.К. Саврасова «Швейцарское озеро», живописное полотно В.Д. Поленова «Мечты» и его этюды.
Основные фондообразователи коллекции - графы Уваровы, купец Меликов и И.С. Куликов. Неизученной специалистами частью коллекции являются два альбом в сафьяновом переплете (48 и 26 листов) начала XIX в. с акварельными и графическими портретами представителей дворянских родов Татищевых, Шуваловых, Строгановых, Бибиковых, Барятинских, Голициных и других, а также пейзажи, виды архитектурных памятников и карикатурные изображения; акварели и гравюры с видами Санкт-Петербурга нач. XIX в.

«Оружие, снаряжение»

«Керамика»


Коллекция керамики в музее складывалась с момента его основания, в основу собрания вошли предметы из собрания графов Уваровых и семьи Куликовых, большую часть предметов, а собрание насчитывает около четырехсот пятидесяти единиц, составляют изразцы от печей несохранившихся муромских домов и народная керамика.
Собрание постоянно пополняется предметами, собранными во время работы этнографических экспедиций музея. Имеются в собрании образцы керамического промысла д. Коровино Меленковского района Владимирской области, единственного сохранившегося в настоящее время промысла в регионе. Изделия из Коровино широко известны не только в Муромском районе, но и в пограничных районах Нижегородской области.
Жемчужиной собрания по праву можно считать коринфскую вазу – ойнохоя (ольпа) VI в. до н.э., поступившую в музей в 1918 г. из Карачаровского имения графов Уваровых. Ваза расписана традиционным ковровым орнаментом с изображением пантер и гусей черно-зеленым лаком и пурпуром.

«Монеты, ордена, медали»

Количественно эта коллекция невелика – насчитывает около 6000 единиц хранения.
Основной массив представлен монетами стран мира от античности до новейшего времени (серебро, биллон, медь, монетные сплавы). В собрании преобладают монеты России и СССР. Поступления из УЧК, частных коллекций, монетных кладов, единичных находок. Настольные медали России и стран Западной Европы XVIII – XX вв. (медь, бронза, сплавы), в том числе памятные медали, связанные с событиями муромской истории. Поступили из частных коллекций, единичных находок.
Ордена и медали XVIII – XX вв. (в основном, России, СССР и Германии) – боевые, трудовые, юбилейные, спортивные. Поступили из частных коллекций, единичных находок. Особо следует выделить собрание спортивных наград А.С. Бокова – чемпиона СССР и Европы по судомоделизму.
Среди жетонов и значков особый интерес представляют знаки с муромской тематикой.

«Стекло, хрусталь»

Коллекция стекла, хранящаяся в муромском музее, насчитывает около трехсот произведений.
Специфику собрания определяет то, что наряду с художественным русским и западным стеклом имеются образцы массового производства. В собрании имеются предметы, изготовленные на русских фабриках XVIII в. с характерной для того времени росписью золотом и эмалями, гравировкой.
Цветное стекло, получившие особое распространение в последней трети XVIII в., представлено в музейном собрании разнообразными предметами, датируемыми I пол. XIX в. (фужеры, вазы, кубки и т.п.).
Особый интерес представляют предметы первой трети XIX в. изготовленные из прозрачного свинцового стекла – новинки того времени с алмазной гранью. Строгие формы с мерцающей алмазной гранью, оправленные позолоченной бронзой, характерны для русского ампира.
Бытовые предметы из стекла широко представлены в интерьерных экспозициях музея.

«Металл»

В коллекции металла выделяются такие экспонаты, как древнеегипетские бронзовые статуэтки, посуда петровского и екатерининского времени, ампирная бронза, собрание меднолитых крестов и образков.
Очень интересны разделы бытовых приборов и механизмов, орудий труда. Коллекция медно-литой пластики Муромского музея насчитывает около 300 предметов.
В нее входят памятники от XII до нач. XX в. Это иконы, складни, кресты. Среди них предметы, исполненные в старообрядческих центрах, а также находившиеся в православных храмах. Крупными источниками поступлений этих предметов были: Козьмодемьянская, Николо-Набережная церкви г. Мурома и частная коллекция местного краеведа Н.Г. Добрынкина.
Большая часть коллекции сформирована за последние 10 лет и приобретена у частных лиц.

«Фото и документы»
«Археология»

Сайт музея: http://www.museum-murom.ru/

Город Муром.

История Владимирского музея.
Музеи Владимирской области.

Музеи Мурома

- Историко-художественный муромский музей. ул. Первомайская, д. 4.
--- Выставочный центр. ул. Московская, д. 13
--- Дом-музей Куликова.
- Музей истории народного образования.
- Хлебная горница.
- Кибер-музей.
- Музей реки Оки.
- Музей истории муромской железнодорожной станции
- Музей Природы Муромского края. ул. Первомайская, д. 5

- «Панфиловские Сударушки».

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Jupiter (10.05.2015)
Просмотров: 1862 | Теги: Муром, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика