Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
07:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Церковь св. Пророка Илии у села Карачарова

Церковь св. Пророка Илии у села Карачарова

Прежде чем говорить об этой церкви, скажем несколько слов о деревянных церквах вообще, об их внешнем н внутреннем устройстве.
В строении деревянных церквей удержалось коренное русское зодчество, приспособленное к богослужению. Переход от строения жилой избы к сооружению церкви был легок и удобен, так как сруб избы служил основой и к нему прирубался только алтарь и крыльцо; над остроконечною кровлею приделывалась шейка с главой, увенчанной крестом. Из летописей, храмозданных грамот и самих памятников видно, что оклад построения церквей был довольно разнообразен и смотря по местности материал употреблялся не везде одинакового леса, то сосновый и еловый, то дубовый.
В здешней стороне строились церкви больше клетцкие, т. е. рубленые без углов в замок, на осмерике и шатровые; одни ставились на подклетях, другие на стульях, с трапезой и притвором, а иные только с одним входным крыльцом, или с прирубной папертью. Алтарь обращен был то на летний то на зимний восток; кровли были крутые о двух и четырех скатах, крытые гонтом или по местному названию скалою, или деревянной чешуей и тесом. Верх рублен был бочками или городками, над коими возвышались главы; число глав от одной доходило до пяти и более. Даже до тринадцати. Первая Софийская деревянная церковь в Новгороде, поставленная архиепископом Иоакимом в 1045 году, была о 13-ти верхах. Во Владимирской губернии до половины XVIII столетия существовали еще пятиглавые деревянные церкви; в указе Свят. Синода управителям Суздальского архиерейского дома 1781 года, говорится, что «в Юрьевском уезде польского в Золоцком стану в вотчине князя Алексея княж Яковлева сына Львова, в селе Архангельском и Старково тож церковь святая во имя архистратига Божия Михаила, деревянная пятиглавая, строена в давних годех, обветшала и главы все згнили и от великой тягости стены росперло и оную церковь желает князь Львов перестроить и подрубить вновь и что надлежит починить и зделать об одной главе»...
В ХѴII столетии храмозданными грамотами строение шатровых церквей воспрещалось, разрешалось строить церковь Божию по правилам св. апостол и св. отец об одном или о пяти верхах «а не шатром» в алтаре три окна а престол делать о пяти столпах, в среднем столпе полагаются мощи святых и в алтаре были бы трои двери, царския, северныя и южныя».
По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия деревянные церкви строились тем или другим селением в один день, освящались и назывались обыденными; к таким церквам относится, по началу, и предлагаемая здесь Ильинская церковь.


Рисунок деревянной церкви Пророка Илии

Деревянная церковь во имя Пророка Илии, стоит на поле села Карачарова, возле старой большой дороги, пролегающей из Мурома в Касимов, находится в расстоянии от села 1 ½ и города 2 ½ верст.
Время построения церкви местное предание относит к царствованию Михаила Феодоровича, и память свою соединяет с мором бывшим при Борисе Годунове в 1601 — 1604 годах, когда сельские жители, опасаясь заразы тела умерших собратов своих, вместе с прихожими и проезжими, зарывали в общей могиле на временном кладбище в лесу, где теперь стоит церковь.
С прекращением мора, Карачаровцы возыимели желание поставить на этом месте церковь, которую и воздвигли, по их выражению, «своими руками» (без помощи посторонних мастеров).
К ней совершаются ежегодно крестные ходы из села: 1-й в середу при начале Петрова поста, установленный, будто, от язвы и в память освящения храма; 2-й бывает за неделю Ильина дня,— по случаю прекращения холеры в 1848 году и 3-й 20 числа июля — в храмовый праздник Пророка Илии.
Крестные ходы, помимо Петровского, бывали также в эту церковь и из г. Мурома, прекратившиеся лет в кон. 1840-х годов.
Существование кладбища на месте церкви подтверждается тем, что несколько лет назад престарелые крестьянки соседнего селения Орлово, просили священника отслужить панихиду по умерших сродниках их, погребенных здесь встарь; видимых же признаков могил возле церкви не сохранилось, так как окружающая местность находится под пашней.
Независимо того на этом месте окрестные жители предполагают клад и многие искали его, но на сколько успешны были их попытки — неизвестно; можно предполагать, что вместе с зачумленными телами умерших, зарывались здесь вещи и деньги, находившиеся при них, которые случайными находками и составляют довольно достоверную догадку у кладоискателей.
На время построения церкви указывает надпись, уцелевшая едва заметной на наружнoй обшивке паперти, обращенной к северу. Слова написаны киноварью и отчасти славянскими буквами под титлами, вероятно в позднейшее время, так как паперть обшита еще не старым тесом и надпись скорее была списана с прежней, судя по старинной и уродливой форме букв, в которых видно подражание подлиннику; это можно заключить из того, что одна и та же буква, при повторении ее, написана не одинаково.
Надпись гласит: «великому пророку, святому угоднику Божию Илие строен в 1629 году; рублин лес в болоте торским» (Эта местность называется Торское болото).
На бревне южной стены здания, грубо вырезано острым орудием: «сеию дому построенному 160 годо».
Более положительных данных, для определения времени построения церкви нет.
Первоначальный вид церкви несколько изменен — в 1830-е годы; когда были произведены в ней некоторые постройки; старожилы хорошо помнят ее и передают следующее:
Крест на церкви сохранился тот же до сих пор (1877 год); сделан он из железа — четырехконечным с украшениями и теперь позолочен.
Глава прежде была деревянная, чешуйчатая, продолговатой формы, в настоящее время (кон. 1870-х годов) сделана реповидная и покрыта листовым железом.
Кровля, вместо колотого теса, заменена пилёным и крыта в два теса и два ската.
Окна остались на своих местах, два в церкви и четыре в алтаре, только вместо маленьких квадратных (в 5 вершков), с деревянными задвижками, в церкви окна значительно увеличены и в них вставлены рамы со стеклами; в алтаре же окна оставлены в прежнем размере, только в двух из них вделаны стекла, а остальные сохранили свои задвижки.
Собственно церковное здание окружено с трех сторон тесовой папертью, поддерживаемой кирпичными столбами, сложенными на извести, взамен прежних деревянных паперть снизу до половины обшита тесом; кровля над ней в один скат, поддерживается деревянными колонками простой работы; на нее ведут три крыльца с колонками и кровельками (в один скат), на них ступени сделаны из кирпича. Западное крыльцо, как служащее для главного входа, несколько шире северного и южного, боковая же величина во всех одинаковая — одна сажень; против них сделаны тpи двери деревянные. Размер церкви снаружи следующий: церковь с алтарем без паперти, имеет в длину 8 1/3 и ширину 3 1/3 саж.; алтарный пристрой сделан с тупыми углами в грань; паперть, как сказано выше, огибает церковь с трех сторон, имея ширины 3 1/6 и длины во все три стороны но 5 2/3 сажени.
Церковный сруб прежде стоял прямо на земле; теперь под него подведен кирпичный фундамент.
Здание срублено из соснового леса в угол и снаружи бревна оставлены в стенах круглыми, а внутри были грубо обтесаны топором, теперь же выструганы несколько чище.
Пристрой для алтаря снаружи обшит тесом.
Внутри иконостас прежде был забран голыми досками и на вбитых гвоздях висели иконы; царские двери также были простые,— досчатые и повертывались на петлях, теперь все заменено другими из посторонней церкви; только одни деревянные подсвечники сохранились от первых времен существования этой церкви.
При церкви нет колокольни; богослужение отправляется только три раза в год; состоит же она при Карачаровском приходе заштатной.
Действ. чл. Н. Добрынкин.

«Комсомолом «Ильин день» объявлен днем электричества.
Момент для агитации в пользу электрофикации выбран как нельзя более удачно.
В сердцах верующих, в умах деревенских обитателей «восхвальный, всеславный Илия—пророк», жив еще как всесильный громовержец.
Строгий и упрямый старик крепко держит, по понятиям крестьянства, в узде своих крылатых огненных коней, всюду развевая с огненной колесницы гром и молнию.
Многие поразделались с мелкими боженятами, перестали верить поповской болтовне, а Ильин авторитет среди них все еще высок.
Задачей „Ильина дня" и является — свержение громовержца с небес на землю.
Спустить его на землю, развенчать его славу, уронить его авторитет и на его бессилии, беспомощности, утвердить научное миропонимание.
В ряде наших сел «Ильин день» проводится торжественно, вплоть до обхода полей с «крестами».
Этой торжественностью, праздничным настроением и следует воспользоваться комсомольцу, учителю и рядовому культурному работнику деревни.
Путем ряда популярных докладов о явлениях в природе, бесед об электричестве и демонстрацией простейших опытов на обыкновенных школьных физических приборах можно «воочию» убедить крестьянина, что «всесильный Илья—громовержец» отжил свой век и в XX веке все явления природы протекают по изученным человекам законам.
Нелишнее было бы школьным работникам школ 2-ой ступени города и уезда с необходимыми физическими приборами по электричеству выехать в наиболее крупные селения.
В частности, муромлянам надо воспользоваться скоплением „молящихся" у „церкви Илии пророка", что находится в поле между Муромом, с Карачаровом и дер. Орлово, и развернуть широко агитацию в пользу электрофикации на антирелигиозной почве.
Пусть Илья раскатывается в народных преданиях, на земле же управляет электросилой человек!» («Красный луч», 10 июля 1924).

«В конце прошлого месяца сторожем железнодорожной будки, в овраге Бучиха — был обнаружен гроб, наполовину вымытый весенними водами. Рабочие с той же дороги его извлекли и вскрыли. Гроб, благодаря глинистой почве, хоpoшo сохранился. Он был колодной формы — нижняя часть сосновая, а верх дубовый. Ничего кроме костей в гробе не оказалось. По обследовании места погребения дополнительно найдены части липовых лаптей и веревок от обуви покойника. Направление гроба ногами на летний мостик, почему следует заметить, что это было погребение христианское и относится оно, вероятно, ко времени, когда была построена Ильинская часовня на Карачаровском поле (начало 17 в.). По соседству с местом находки, на склоне оврага есть признаки других погребений это очевидно, то кладбище у «Торского завода», о котором имеются известия в связи с постройкой вышеупомянутой часовни.
Археолог Селезнев» («Луч», 22 мая 1923).
Село Карачарово
Категория: Муром | Добавил: Николай (04.01.2018)
Просмотров: 1284 | Теги: Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru