Главная
Регистрация
Вход
Суббота
26.09.2020
10:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1298]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [276]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Селезнев Федор Яковлевич

Селезнев Федор Яковлевич

Селезнев Федор Яковлевич родился в 1876 г. в селе Борисоглеб Муромского уезда в крестьянской семье.
Занимался самообразованием, обучался на вечерних курсах. Экстерном сдал экзамены на звание учителя, преподавал в Нижегородском ремесленном училище.
К этому времени относятся его литературные сочинения: стихи, оды, басни. Ф.Я. Селезнев - автор ряда статей о старообрядчестве в Муромском уезде.
Закончил Московский археологический институт.
В феврале 1919 года был заочно избран в члены историко-археологической секции МНХО.
В середине 1919 года возвратился в Муром.
Кроме участия в историко-археологических акциях МНХО, сотрудничал в газете «Луч». В газете «Луч» за 1924 год опубликовано 16 стихотворений Фёдора Яковлевича – это басни и маленькие фельетоны. Они опубликованы под псевдонимами «Фасоль», «Фа-Соль» - №№ 15, 58, 164, 192, 213, 217, 253, 254, «Фитаэс», «Фита-Эс» - №№ 53, 55, 120, 213, 224, 227, 250, 259.
В начале 1923 г. во главе Муромского музея становится примерный по своей энергии работник Богатов Иван Петрович и в качестве специалиста – Ф.Я. Селезнев. Названными лицами прежде всего был приведен в известность и систематически расположен богатый материал музея. Затем началось новое пополнение его покупкой вещей у разных лиц и, главным образом, у Куликова.
Заведующий Муромским музеем И.П. Богатов вступил по личным делам в конфликт с губернским партийным руководством, вышел из партии, и с женой и двухлетним сыном Володей вынужден был уехать из Мурома. Заведование музеем перешло археологу Ф.Я. Селезневу.
В 1924 – 1925 годах был заведующим Муромским музеем. Главнаука средств не отпускала. На спецсредства пригласили И.С. Куликова и бывшего с 1907 по 1917 городским головой, ботаника и зоолога-любителя И.П. Мяздрикова.
Ф. Селезневым в течение 1923-1925 гг. совершен ряд археологических обследований окрестностей города Мурома, установивших новые местонахождения древней культуры, и произведены раскопки неолитических стоянок в бассейнах рек Илемны, Ушны, Кутри, Теши, могильников при д. Корниловке, Максимовке, Катышове, Перемиловской пустыни, Ефановой, Пятницкого в г. Муроме (давшее около 20-ти погребений) и Чаадаевского городка.
Все археологические находки Селезнев научно описал, составил планы поселений. Свои исследования археолог обобщил в двух статьях 1925 и 1928 годов, которые содержат наиболее полное и детальное описание неолитических стоянок на Муромской земле.

В 1926 году Ф.Я. Селезнёва перевели во владимирский Губмузей, а на его место назначили бывшего работника школы С.П. Квасова, которого отправили на переподготовку в Москву.
В 1926 году Селезнев был назначен директором Владимирского губернского музея.
«Сейчас директор губмузея тов. Селезнев обрабатывает коллекцию каменных орудий, найденных прошлым летом при раскопках на реке Велетьме, в окрестностях города Мурома. Всех орудий около 400 и кроме того, есть еще несколько десятков образцов посуды, с редкостными, художественными украшениями.
Все эти экспонаты в скором времени будут выставлены в особо оборудованной комнате музея, для обозрения.
Об этом материале кроме того т. Селезнев предполагает сделать специальный доклад в московском институте научных исследований, по отделу археологии, и в местном научном обществе.
Затем, из Флорищевской пустыни, сейчас для выставки в музее вывезена партия икон кисти знаменитого мастера XVII века Симона Ушакова. Приобретен также восточный щит, рогатый шлем и два кистеня.
В недалеком будущем музей предполагает начать работы по реставрации древне-русской живописи, для чего будет приглашен известный реставратор профессор Анисимов» («Призыв», 18 февраля 1927 г.).
В 1928 году Гублит города Владимира издал книгу «Дела и люди – как на блюде» (сатиры на современность), автором которой был Ф. Селезнёв (Фита-Эс). Экземпляр этой книги был в фондах МИХМа, но …
В 1930 году переехал в Москву, являлся сотрудником Оружейной палаты, руководил Музеем раскрепощения женщин и участвовал в работе Исторического музея.
Константин Николаевич Гладков в своих воспоминаниях о В.А. Вощинине пишет, что «при его помощи (Валентина Ивановича Вощинина, П.С.), в частности, получает среднее и специальное образование будущий археолог Ф.Я. Селезнёв».

ОТДЫХ ПРОЛЕТАРИЯ
(маленький фельетон)

По нагорью, над селом
Славным Карачаровым,
Был построен большой дом
Некогда Уваровым.
Впереди зелёный сад
С чистыми дорожками,
Все деревьица подряд
Прямо под окошками.
И пестрели, как ковры,
Цветники нарядные,
(А теперь от них – бугры
Только безобразные).
Сюда с дальних областей –
Из Москвы и Питера –
Собиралося гостей
В славный дом Юпитера.
Но счастливые года
Пронеслись – промчались,
Когда вдоволь господа
Здесь так прохлаждались.
Этот дом теперь зовут –
«Отдых пролетария»,
Без стесненья в нём живут
Дарии да Марии.
Прилетели соколы
К ним, отколь ни взялись,
И за графские столы
Смело посажались.
Всё богатство там и тут
Наше, мол, народное;
Прежней волюшке капут,
Стали мы свободные.
Кто трудится – всё его:
Кто годами мается –
Здесь здоровье у него
Пусть, мол, поправляется.
Отдых сгонит худобу –
Правда – грёз полмесяца,
Будто тесто в желобу,
Заново всё смесится.
Вечер. Солнце на закат.
Вот уж пролетарочки
Выйдут с песенками в сад,
Подберутся парочки.
Разогрелась снова кровь
(Марья уж не бледная)
Закрутить теперь любовь
Штука ведь не вредная.
Что нам! С долгого поста
Стало воскресение, -
У любого здесь куста,
Сядем без стеснения.
По нагорью большой дом -
«Отдых пролетария»,
Там гуляет вечерком
Дария да Мария.
/газ. «Луч» № 164 за 1924 год, «ФАСОЛЬ»

«ПРОСВЕТИТЕЛИ»
(маленький фельетон)

Город Муром на Оке,
На цветущем бугорке
Начал свой удел со славой
Монастырь золотоглавый;
В нём доселе за стеной
Ещё пахнет стариной.
Но «святые» дни промчались,
Только «грешные» остались
И теперь вот во всю ширь
Разгулялся монастырь.
Где «спасались сестрицы»,
Поселились, слышно, «птицы»
Замечательных пород
Наших Муромских болот.
Близ Максимовны известной
Есть такой кружочек тесный,
Что ни баба – в юбке чёрт,
Завели особый спорт:
В час урочный все огарки,
Шалопаи чистой марки,
Из пивных и всяких дыр
Мчат сюда, как на турнир.
Что за «поле», что за «битва»…
Языки, как будто бритва,
Остротой три этажа
Режут ухо без ножа…
«Сашка», «Машка»,
«Шурка», «Полька» -
Чародейки, да и только;
Коли гость не будет тощ,
Женят вмиг без «свах» и «тёщ»…
Завтра утречком раненько
Поползёт на четвереньках;
От других чтоб не отстать,
Даже выучат летать…
Впрочем, все народ «советский»
Здесь сидит и молодецкий,
В тихом месте, за стеной
Забавляется игрой.
Город Муром наш прекрасный,
Монастырь триипостасный,
Просветительская дверь
Будет во славе и теперь
/газ. «Луч» № 213 за 1924 год, «ФИТАЭС»/

ЛИЦО БОРИС-ГЛЕБА
(маленький фельетон)

Борис-Глеб село большое
Растянулось на горе,
А святых, здесь чтимых – трое,
Главный праздник в сентябре:
Двадцать третьего – «предтеча»
С кувырканьем у икон
Идёт родственников встреча,
Главный свадебный сезон.
Духовенство знает цены –
За «исаию ликуй» -
И работает бесмены, -
(Труд большой, как не толкуй!)
Там просвирочек иль свечек,
Поминаньице прочесть, -
Почему не стричь «овечек»
Коль на них наростец есть!
Старички здесь любят бога
И имели свой кабак,
(ведь большая шла дорога
и спешил «погреться» всяк);
а теперь, коль нету водки,
сами стали мастера…
Пьют, как было, до икотки
тёмной ночью до утра.
У отменной мастерицы,
Возле речки, на краю
Хлещут важные все лица
Самокурочку свою;
И поют так крепко песни,
Сто баранов и козлов
Так не выкрикнут, хоть тресни
Голова от тех певцов…
Молодёжь под звон гармошки,
Локти выпятив вперёд,
Ходят – Манечки – Тимошки –
И корытом рот дерёт.
Борис-Глеб село большое
Растянулось вдоль Ушны
И хранит в себе, родное,
Все порядки старины.

Источник:
История Мурома и Муромского края. Муром. 2001.- С.352
Город Муром
Культура Владимирской губернии в нач. ХХ века
Основная статья: Муромские поэты

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (07.11.2018)
Просмотров: 619 | Теги: Муром, люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика