Освящение храма в селе Карачарове С разрешения и благословения Преосвященнейшего Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского, 29-го и 30-го августа 1882 года в селе Карачарове Муромского уезда совершено было местным о. благочинным при сослужении четырех священников полное освящение трех престолов — одного в настоящем храме во имя Живоначальной Троицы и двух — в теплом приделе. Освящение храма — и вообще редкий случай, событие важное в жизни прихода; а те исключительные обстоятельства, кои послужили причиною к освящению трех престолов в селе Карачарове, обращают на себя особенное внимание и займут печальную страницу в местной церковноприходской летописи, куда внесено будет это важное событие для увековечения его в памяти причта и прихожан того села. Не новый храм построен в селе Карачарове, не капитальная какая либо переделка производилась там, а случай исключительный, случай прискорбный послужил поводом к новому и полному освящению в нем всех трех престолов. Июля 15-го 1882 года в селе Карачарове был страшный пожар, истребивший до 225 домов, кроме холодных построек, сгорела целая половина села; храму угрожала большая опасность, так как он с двух сторон окружен был огнем, каменная ограда вокруг его местами уже распалась. Священнослужители, видя опасность, угрожающую храму, вынесли из него Св. Антиминсы, утварь более ценную и ризницу; а нужно сказать, что храм в селе Карачарове отличается обилием и богатством как относительно утвари, так и относительно священнослужительских облачений, последних там более 50-ти пар и довольно высокого качества, сребропозлащенных богослужебных сосудов четыре экземпляра, трои из них большого размера, старинные и очень ценные, четыре Евангелия — все с сребропозлащенными деками, искусной чеканки, одно из них весом не менее пуда и ценою в 500 р., до семи напрестольных, сребронозлащенных и очень ценных крестов, не говоря о прочей утвари. Вынесши из храма все эти ценные принадлежности, и предоставив дальнейшую участь его воле Божией, священно-церковнослужители спешили вытаскивать имущество из домов своих, к коим приблизился пожар не далее как на 15 саженей; не было никакой надежды на спасение, дом младшего священника неоднократно и во многих местах загорался, и удивляться нужно, как только он не сделался жертвою огня. И в то самое время, как пожар принял ужасающие размеры, когда пламенем охвачена была целая половина селения, прибыли в село Карачарово из города Мурома (расстояние между городом и селом три версты) квартировавшие там гусары и казаки. Видя храм в опасности, они толпою бросились туда и начали выносить из него еще невынесенные вещи — хоругви, лампады, паникадила и другие принадлежности. После сего ворвались в алтари и здесь необдуманно выказали излишнюю энергию. Нужно сказать, что в Карачаровском храме все престолы и жертвенники, вместо обычных парчовых одеяний, обложены со всех четырех сторон медными посеребренными дсками, кои крепко пришиты гвоздями к столпам и краям престолов. Придав особенную ценность этим металлическим дскам, солдаты сочли необходимым спасти их, и начали топорами и другими орудиями отдирать их от престолов и жертвенников. Но, при поспешности, не сумев аккуратно снять те одеяния, они все престолы сдвинули с своих мест. После такого нарушения святыни храма, божественная служба была по уставу Церкви прекращена в нем, а совершалась в малом кладбищенском храме, что усугубило скорбь и несчастие прихожан села Карачарова, кои лишились возможности в своем любимом и благолепном храме возносить молитвы Господу Богу, чтобы найти столь необходимое утешение и подкрепление в своем горе. Местным о. благочинным немедленно сделано было о сем печальном событии донесение Преосвященнейшему Епископу Феогносту, резолюцией коего и повелело было вновь освятить все три прежние престолы, предварительно исправив и укрепив их на своих местах. И так как исправления не требовали много времени и затрат, то, к облегчению скорби Карачаровских прихожан, предположено было немедленно освятить храм. Но Господь не судил быть сему так. По народной поговорке одно несчастие влечет за собою другое. Так случилось и в селе Карачарове. В то время как все уже было готово к освящению, на приходский храм обрушилось новое и тяжкое несчастие, — а именно: в ночь с 5-е на 6-е августа учинена была здесь капитальная покража в церкви. Святотатцы проникли в храм чрез алтарное окно, разобрав предварительно два ряда кирпичей под окном и вынув затем чугунную решетку. Похищены следующие принадлежности: трои главных и ценных богослужебных сосуда, пять напрестольных крестов, ковчег, одно Евангелие — четвертое по достоинству и, наконец, что всего возмутительнее, три антиминса; один из них подкинут вместе с Евангелием, с которого сребропозлащенная верхняя дска и таковые же нижние наугольники были сняты; капитал церковный остался неприкосновенным по причине прочности казнохранилища.
По сему несчастному случаю освящение храма снова было отложено, так как нужно было получить от Епарх. Начальства новые антиминсы вместо похищенных и приобрести некоторую новую утварь, необходимую для освящения. И когда все это было исправлено и восполнено, местным благочинным, по соглашению с настоятелем и церковным старостою села Карачарова, назначено было освящение всех трех престолов 29-го и 30-го августа. В освящении принимали участие, кроме двух приходских священников, два другие священника из ближайшего села
Панфилова; из гор. Мурома приглашены были соборный диакон и хор певчих. Стечение народа, как из города Мурома, так из ближних и дальних весей, было громадное, чему благоприятствовала прекрасная погода и уборка с полей всех хлебов; при всей своей обширности храм не мог вместить в себе всех богомольцев, почему площадь вокруг церкви, обнесенная оградою, была также переполнена народом, который с молитвою и умилением сердечным в окна созерцал торжество освящения и богослужения. Замечательно и отрадно сердцу христианина то обстоятельство, что многие богомольцы, придя в Карачарово из дальних мест — верст за 40 — жили здесь от субботы до понедельника вечера, питаясь иные хлебом и водою. А при самом освящении престолов и во время торжественного богослужения — какая простота и сила веры проглядывали на лицах благочестивых богомольцев, сколько глубокого умиления и благоговения и сколько слез можно было заметить на глазах многих! А особенно счастливыми почитали себя те из богомольцев, коим удавалось передать свой платок, или лоскут холста, или кусок мыла, чтобы потереть им освящаемый престол, и потом обратно получить его. Самое освящение престолов, согласно указанию Его Преосвященства, совершено было в следующем порядке: 28-го августа благочинным, при сослужении четырех священников, совершено было всенощное бдение, продолжавшееся два с половиною часа. Затем 29-го августа тем же благочинным освящен был престол в главном храме во имя Св. Живоначальной Троицы, в освящении и совершении литургии участвовали четыре священника и три диакона. В 5 часов вечера снова всенощное бдение в теплом храме, а 30-го августа настоятель прихода освятил в том храме престол в левом приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая и совершил раннюю литургию вместе с своим помощником и, наконец, после ранней литургии благочинный с двумя священниками села Панфилова освятил последний престол в правом приделе в честь Введения Божией Матери и совершил позднюю литургию. По окончании последнего освящения, пред началом литургии, совершен был молебен Св. Александру Невскому, а после литургии — благодарный молебен с провозглашением трех многолетий. По освящении главного престола, во время литургии, после заамвонной молитвы благочинным сказано было поучение, исходною точкою для коего послужили печальные события, постигшие прихожан и храм села Карачарова, а 30-го августа за позднею литургией сказано было поучение младшим священником с Карачарова о. Остроумовым. Преосвященнейший Епископ Феогност, весьма сочувственно отнесшись к несчастию, постигшему прихожан села Карачарова, утешен был отчасти тем, что Господь избавил от этого несчастия священно-церковнослужителей села Карачарова. Свидетельствую о сем как очевидец, лично бывший у Его Преосвященства для получения наставлений и руководства по случаю сдвинутия престолов. Вот что между прочим было сказано в поучении при освящении храма во имя Св. Живоначальной Троицы: «Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящий во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. (Пс. 133, ст. 1). Итак братие мои, ныне печаль ваша в радость преложилась; дни скорби и сетования сменились ныне духовно-радостным и священным торжеством. Прогневался Господь на вас, обитатели веси сея, и посылал удары за ударами. К довершению несчастия нашлись небогобоязненные и дерзкие святотатцы, которые похитили даже священнейшие и замечательные драгоценности храма сего, к приобретению коих вы не мало приложили благочестивого усердия. Что говорить?! Горькое ваше положение, нелегкая кара Божия! И кто не сочувствует вам, слыша о вашем несчастии? Но утешьтесь ныне братие мои. Ныне храм сей снова стал жилищем Божиим, исполненным благодати. А где Господь, там нет места печали и сетованию, там напротив мир, радость и утешение сердцу. Несчастные, удрученные горем и нуждою! С сердечным умилением, с твердою верою и надеждою припадите ныне к милосердию Божию, излейте в пламенной молитве пред Господом Богом свое горе, свои нужды, и Господь милостив, Он услышит молитвы ваши. Не теряйте надежды на милосердие Божие, не вдавайтесь в уныние, а тем паче в отчаяние. Согласитесь с тем, что ни за что иное, а за грехи наши Бог наказывает нас, и наказывает по любви, ища нашего вразумления и исправления. А потому очистите и исправьте сердца свои слезною молитвою и покаянием, перемените худые навыки на добрые; тогда и Господь переменит гнев свой на милость. Господь наказал вас, но Он же может и помиловать вас и помочь вам, когда увидит ваше исправление, ваши молитвы и слезы. Чаще притекайте в храм сей, и если будете молиться здесь с верою и усердием, поверьте, никогда не выйдите отсюда без внутренней отрады и душевного умиротворения. А все те, коих миновала кара Божия, коих не коснулось несчастие, вот что должны взять себе в толк и назидание. Во-первых, от всей души, от всего сердца благословите Господа Бога и воздайте Ему благодарение за Его превеликую к вам милость и избавление. Я сказал, что за грехи наши Бог наказывает нас. А потому не подумайте, не возмните о себе, что вы уцелевшие во время пожара, пред Богом лучше и достойнее потерпевших собратий ваших. Не думайте так, и не прогневите Господа! А напротив во смирении сердца сознайтесь, что не по делам вашим, а единственно по милости своей Господь избавил вас от несчастий, а потому еще усерднее молитесь и благодарите Господа, стараясь и впредь заслужить милость к вам Божию. В примере несчастных и потерпевших Бог и вам дает урок и предостережение. Без обиды примите, други мои, этот урок во благо и назидание себе, и старайтесь предотвратить гнев Божий. Во-вторых, Господь Бог, явив вам превеликую милость, сохранив вас от пожара, чрез то самое указывает вам путь к делам милосердия. В знак любви и благодарения к Спасителю, вы должны проникнуться христианским сочувствием и состраданием к своим ближним потерпевшим, и оказать им братскую помощь. Пред Богом мы составляем одно семейство, мы — дети одного Отца Небесного, а между собою братья. А потому, если один брат терпит горе, нужду и лишение, другой должен помочь ему. Войдите, братие мои, в эту цель, в эти намерения Божии по отношению к вам, и помогите несчастным, чем принесете достойнейший дар благодарения Богу, Спасителю вашему. Не пожалейте малого, чтобы за холодность и жестокость сердца Господь Бог не лишил вас большего.
Все же вкупе, и ближние, и дальние, благочестивые богомольцы, единым сердцем и едиными усты в сем новоблагодатном храме вознесем Господу Богу теплые молитвы, да пребывает Он здесь вечно, да милостиво приемлет молитвы и моления верных чад своих, да ниспосылает свыше всякий дар, всякое благо, всякую помощь и набавление, а наипаче да устрояет путь всех ко спасению и вечному блаженству в нерукотворенном жилище Божием на небеси. Аминь.
Благочинный, священник Василий Заколпский. (Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть № 19, 1 октября 1882 года.)
Торжество освящения возобновленного храма в селе Карачарове (1912 год)
Крестьянин села Карачарова Михаил Васильевич Рунин, ревнующий о благолепии дома Божия, минувшим летом объявил о своем желании ремонтировать зимний придельный храм во имя святителя Николая. Желание Михаила Васильевича пришлось по сердцу и другим прихожанам села Карачарова и скоро из добровольных пожертвований собралась достаточная сумма, с которой можно было приступить к ремонту ее только одного придела, но и всего двух-престольного зимнего храма. Хлопоты по найму мастеров, закупке потребных материалов и по наблюдению за работами принял на себя ктитор храма, крестьянин Николай Евфимович Зубов, вложивший на доброе дело кроме труда немало и личных средств. Благодаря такому усердию прихожан, исправлены во всем зимнем храме каменные полы, в алтарях устроены новые полы из цементных плиток, стенная живопись по всему довольно — обширному храму промыта и возобновлена, возобновлены и св. иконы в иконостасе и других местах храма, высеребрены на них ризы, исправлены и возобновлены медные облачения двух престолов и жертвенников, иконостас придела св. Николая вновь вызолочен. При устройстве полов оказалось необходимым снять св. престолы и жертвенники, при чем обнаружилась потребность в исправлении их. В сентябре месяце работы все были окончены. Настоятель храма о. П.М. Богословский обратился с прошением к Высокопреосвященному Архипастырю Владимирскому Николаю, о разрешении освятить ремонтированный двух придельный храм. Его Высокопреосвященству благоугодно было поручить освящение одного придела Преосвященному Митрофану, Епископу Муромскому, другого — благочинному 1 округа Муром. у. протоиерею Василию Заколпскому. Торжество освящения было назначено на 7-е октября, о чем особыми объявлениями были оповещены прихожане и жители города Мурома и близ лежащих селений.
6-го числа в 6 ½ час. началось всенощное бдение, совершенное о. П. Богословским на средине храма, лития и полиелей совершены соборне — священником Л. Белоцветовым, П. Богословским, А. Лебедевым и Н. Миловидовым при двух диаконах. 7-го числа, в 5 ч. утра, начался благовест к водоосвящению. По совершении чина водоосвящения, о. благочинным протоиереем В. Заколпским при содействии бывших за всенощным бдением священнослужителей, совершено было освящение правого придела в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. На новоосвященном престоле литургию совершил о протоиерей В. Заколпский с о.о. Лебедевым и Миловидовым. Вместо запричастна о. П. Богословский произнес поучение о необходимости и душевной пользе попечения о благолепии дома Божия, в конце литургии о. протоиерей В. Заколпский произнес речь о значении храма для христианина. — В 8 час. снова начался благовест, возвещающий о наступлении времени освящения левого придельного храма в честь святителя Николая. Бывший за ранней литургией народ не расходился, ожидая прибытия Владыки. В 9 час. прибыл Владыка. При входе в храм Владыку встретил со св. крестом о. протоиерей В. Заколпский, три священника и четыре диакона. По прочтении входных молитв и по облачении в священные одежды, Владыка с сослужащим духовенством вошел в алтарь и совершил освящение престола при стройном пении местного хора под управлением местного жителя П.П. Знаменского. По освящении престола началась литургия. — Сослужащими Владыке были — свящ. Л. Белоцветов и свящ. П. Богословский. Во время чтения часов посвящен в стихарь псаломщик с. Красна Мур. у. И.М. Дианин. Вместо запричастна о. А. Лебедев произнес поучение приблизительно следующего содержания:
«Когда св. Равноапостольный Князь Владимир решил переменить языческую веру на другую,- он послал в чужие земли десять мудрых мужей, чтобы они на месте узнали и посмотрели — чья вера лучше! Побывав в разных местах, послы прибыли в Константинополь. Патриарх Константинопольский, узнав о цели их путешествия, назначил торжественное богослужение в прекрасном храме Софии, куда привели послов и поставили их в таком месте, откуда они могли все хорошо видеть и слышать. Служили литургию патриарх с сонмом епископов и священников в златотканных облачениях. Благолепие храма, торжественность богослужения, стройное пение так подействовали на сердца послов Владимира, что, возвратясь в Киев, они с восторгом говорили Князю: «нигде мы не видали такого благолепного богослужения!.. Мы не помнили себя — где мы стоим, — на вебе или на земле!»... Сегодня, — в день освящения обновленного нашего храма, присутствуя при торжественном богослужении, совершаемом Епископом с собором иереев и диаконов, созерцая блистающий золотом иконостас, слыша стройное пение певцов из наших семей, видя массу молящегося народа, мы испытываем не менее восторженное состояние и от глубины сердца невольно хочется воскликнуть: Господи! как хорошо в храме!.. Мы не знаем — где стоим, — на небе или на земле!.. Да и в самом деле св. храм есть небо на земле, рай земной, дом Царя Небесного. Наши прародители были в раю, и мы находимся точно в раю. Там прародителям являлся Господь, беседовал с ними, здесь, в храме, невидимо для телесного ока, но ощутительно для верующего сердца Господь Бог присутствует, и в своих молитвах мы умом и сердцем беседуем с Ним. Там, в раю, было чудное древо жизни с плодами, дающими человеку бессмертие и жизнь вечную, здесь, в св. храме, преподаются Пречистое Тело Христово и Кровь Его во исцеление души и тела и в жизнь вечную. Там, в раю, было обилие деревьев и плоды всякого рода, здесь, в св. храме, в св. таинствах, преподается обилие даров св. Духа. — Подлинно св. храм — есть рай, он не только подобен ему, но даже лучше его. Тот рай — был только в Эдеме — на востоке, в одном месте земли, а св. храмы по всей вселенной. В том раю наши праотцы нарушили заповедь Божию, согрешили и были изгнаны из него, в св. храме — чрез таинство покаяния самый тяжкий грешник делается чистым, а чрез таинство причащения соединяется со Христом и соделывается храмом св. Духа».
Далее проповедник подробно выяснил значение храма для христианина и убеждал слушателей любить храм, как самую дорогую святыню, выражать свою любовь — частым посещением его, благоговением к нему и заботой о поддержании его благолепия. В заключении, воспоминая, как в новоосвященном храме Иерусалимском молился царь Соломон о том, чтобы Бог принимал в построенном им храме молитвы всех людей и исполнял прошения всех, проповедник молился: «Боже Милосердый, утверди и сохрани храм сей до скончания века! Призри милостивно на Архипастыря нашего, освятившего храм сей, благослови жертвователей на украшение храма сего и всех приходящих сюда на молитву!..»
По окончании литургии всем собором духовенства, во главе с Архипастырем, отслужен молебен Пресвятой Богородице и святителю Николаю, закончившийся обычным многолетием с присовокуплением многолетия пастырям и прихожанам храма, благотворителям и украсителям его и всем православным христианам. Богослужение окончилось в два часа пополудни. По совершенном окончании богослужения Владыке и всему служившему духовенству был предложен чай в доме о. настоятеля П.М. Богословского и обед в доме графини П.С. Уваровой. За обедом кроме духовенства присутствовали г. земский начальник, исправник с своим помощником, становой пристав и др. В 4 часа по полудни Владыка и все гости отбыли из с. Карачарова в гор. Муром.
Свящ. Л. Белоцветов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 47-й. 1912 г.).
Село Карачарово.
Муромский уезд.
Село Панфилово
Copyright © 2017 Любовь безусловная |