Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
07:57
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Шуйский теплый храм во имя святителя Николая

Описание Шуйского теплого храма во имя святителя Николая кон. ХIX века

П. И. Гундобин. г. Шуя. 1860 г.

На северной стороне от главного Воскресенского храма, в 12 саж. от него, стоит другой каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Из описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводой Яковом Сытиным, говорится: „Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы — Шуйския, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя".
Пожар, бывший в Шуе в 1710 году, истребил вместе с другими церквами и Николаевский храм.
Как видно из хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 г. при Селиверсте митрополите Суздальском и Юрьевском.
При храме этом устроен в 1833 году, придел, во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Стены в приделе расписаны; иконостас деревянный резной, вызолочен на полимент; пол чугунный, узорчатый. Придел этот устроен купцом Д. В. Корниловым.
Храм этот — теплый. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в означенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат, тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка.
Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника. На нем — одна глава, крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе — восьмиконечный из позолоченной латуни.
В храме имеется придел во имя Святителя и Чудотворца Воронежского Митрофана, устроенный в 1833 г. купцом Д. В. Корниловым.

Стены в алтаре и храме расписаны во многих местах разными священными изображениями, пол чугунный, узорчатый.
Иконостас деревянный резной, вызолочен на полимент; иконы в храме все греческого древнего письма.
Во святом алтаре Николаевского храма:
Престол и жертвенник в богатых парчовых одеяниях. За престолом деревянный крест с изображением Господа распятого, с венцом и оплечьем серебряными вызолоченными; крест этот на тумбе.
Над горним местом образ Рождества Христова, в серебряном вызолоченном окладе и венцах. За жертвенником в киоте, образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе. Образ святителя Николая в серебряном вызолоченном окладе и венце. На восточной стороне алтаря, образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, на западной стороне образ Нерукотворенного Спаса, в серебряном вызолоченном окладе и венце.
Иконостас в храме двуярусный, колонны на нем и отделаны под цвет темного мрамора. Царские врата, деревянные резные, вызолочены на полимент; на них образа, Благовещение Пресвятой Богородицы и св. Евангелистов. Образа эти в серебряных вызолоченных венцах.
Над царскими вратами изображение Святого Духа в сиянии и образ Спасителя, в серебряной вызолоченной ризе.
По сторонам царских врат по две колонны, на них образа: Василия Великого и Иоанна Златоуста.
По правую сторону царских врат, в иконостасе, образа: 1-й Господа Вседержителя, в медной посеребренной ризе, с серебряным вызолоченным венцом.
2-й Святителя Николая, в медной ризе, с серебряным вызолоченным венцом. На завороте иконостаса: образ Воскресения Христова, древний, греческого письма, в серебряной ризе; образ Иверской Божией Матери, в бронзовой ризе.
По левую сторону царских врат: киот для чудотворного образа Шуйской-Смоленской Божией Матери, который переносится из холодного храма, на зиму, в теплый храм. Рядом с киотью, образ Рождества Христова с двумя серебряными венцами. На завороте иконостаса образа: Трех Святителей и апостола Иакова, в медной высеребренной ризе, Тайные Вечери, в такой же ризе, Отечества, в такой же ризе. Над описанными местными образами, двенадцать небольших образов, Господских и Богородичных праздников. Возле них образа: Воскресения Лазаря, св. жен Мироносиц, сорока мучеников. Во втором ярусе иконостаса, в средине, над царскими вратами, образ Господа Вседержителя, с предстоящими святыми. По сторонам его, двенадцать апостольских больших образов. На карнизе, в клеймах четыре образа разных святых.
За правым клиросом, в вызолоченном резном киоте, образ Успения Божией Матери, в медной посеребренной ризе, с серебряными вызолоченными венцами. Над ним, образ Иоанна Крестителя и образ месячных снятых.
За левым клиросом, в золоченном резном киоте, образ скорбящей Божией Матери. Над ним, образ великомученицы Екатерины и образ месячных святых.
Над аркой, между храмом и трапезою, Распятие Господне.
По сторонам храма, в золоченных киотах, образа, на правой стороне: вход во Иерусалим, Воскресение Лазаря, Благовещение Пресвятой Богородицы, Страстей Господних, Богоявления Господня, священномучеников Антипы и Власия, святителя Николая, в чудесах. На всех семи образах бронзовые золоченые венцы.
На стене правой стороны храма, в киоте, двенадцать разных праздничных икон.
На левой стороне храма, на стенах, образа: Иверской Божией Матери, в медном окладе и венце, убрус на иконе низан жемчугом и убран разными камнями; Черниговской Божией Матери, в медном окладе и венце; Воскресение Христово, в медном окладе, с серебряными венцами.
На правой стороне храма, на стенах, образа разных святых и месячных святых двенадцать образов.
Над дверьми для входа во храм, образ святителя Николая литой, медной, мерою в 4 вершка, вокруг его чудеса святителя, написанные на дске. Образ сошествия св. Духа в ризе из сибирского жемчуга.
Пред местными иконами в разных местах храма двенадцать больших медных лампад для свеч.
Пред чудотворною иконою Шуйской-Смоленской Божией Матери, большой медный посеребренный подсвечник.
Посреди храма, два паникадила для свеч.
В приделе святителя Митрофана, при теплом храме находящемся, во святом алтаре:
Престол и жертвенник, в приличных парчовых одеяниях. За престолом, крест деревянный на тумбе, с предстоящими, Божией Матерью и Иоанном Богословом.
За жертвенником, образ Господа Еммануила. На стене, над царскими вратами, образ Триипостасного Божества, в серебряном окладе и венцах.
На южной стене алтаря, образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряном окладе и венце.
На северной, — образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе и венце.
Вне св. алтаря: иконостас золоченный на полимент резной, колонны окрашены под цвет розового мрамора, царские врата вызолоченные резные, на них образа: Благовещение Божией Матери и святых Евангелистов. Над ними, в сиянии серебряный вызолоченный крест с св. мощами, разных святых.
По правую сторону царских врат, в иконостасе образа: Господа Вседержителя, в серебряном вызолоченном окладе и венце; святителя Митрофана, епископа Воронежского, с изображением вокруг образа, преставления и открытия мощей святого; Воскресения Христова, с серебряными на образе венцами; древний небольшой величины резной образ Николы Можайского, в золоченой бронзовой ризе.
По левую сторону царских врат образа: Умиления Пресвятой Богородицы, в серебряном вызолоченном окладе и венцах, в жемчужной ризе вокруг ее изображен акафист Божией Матери. Над сими местными образами, небольшой величины образа: Богоявления Господня, в серебряной вызолоченной ризе, святителя Николая, в бронзовой ризе, Сретения Господня, Рождества Богородицы.
На северной стене придела, образ святого Димитрия Солунского, в медной высеребренной ризе.
Пред местными образами, шесть больших посеребренных лампад для свеч.
Все образа в храмах и приделах собора хорошей школы греческого писания.

Ризница:
1-я ризы, малинового цвета бархатные, шитые по бархату золотом, на оплечье вышито изображение Воскресения Христова; на стихаре вышит образ, св. Николая. Риза и стихарь обложены вокруг широким позументом. 2-я ризы, такого же бархата, шитые золотом, на оплечье вышито изображение Успения Божией Матери, на стихаре образ великомученицы Екатерины и ангела Хранителя; кругом, обложены широким позументом. 3-я ризы, по алому бархату, шитые золотом, на оплечье вышит, образ Шуйской-Смоленской Богородицы, кругом, обложены широким позументом. 4-я ризы, темно-зеленого бархата, по золотому фону, вокруг обложены широким золотым позументом. 5-я ризы и 6-й такого же бархата, и по такому же фону, вокруг обложены широким позументом.
Всех риз при соборе, с стихарями, пеленами и прочим к ним прибором, — бархатных, глазетных и серебряных парчовых лучшей и дорогой парчи, — шестьдесят пят пар.
К чудотворной иконе Божией Матери, пятнадцать разных пелен, бархатных, парчовых и глазетных. Из них лучшие: 1-я красного бархата, на ней вышиты золотом: крест, гора Голгофа, подножие, копие и трость; слова, вышиты жемчугом, которого употреблено 49 золотников.
2-я пелена, дородоровая, по белому фону; на ней вышиты слова жемчугом, Ис. Хс. Ни. Ка. По краям пелена эта обложена золотым аграмантом. 3-я пелена такая же, лилового цвета, на ней вышит золотом образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, вокруг образа пелена унизана блестками.

Церковная библиотека

Книг богослужебных разных 63 экз., Священного Писания и писания разных святых отцов 51 экз., духовного содержания 74 экз., исторических и периодических изданий 56 экз., а всего 244 экз. Из них в особенности достопримечательны по древности следующие: 1) Учительное Евангелие, Святого Кирилла Транквиллиана, изданное в Рахманове, 1619 г. 2) Обет душевный, Симеона Полоцкого, изданный в Москве, 1681г. 3) Четь-Минея «3-я книга», издан, в Москве 1690 г., 4) Пролог, четыре книги, изд. в Москве, 1696 г. 5) Воскресное толковое Евангелие, изд. в Москве, 1724. г. 6) Симфония на Псалтирь, Антиоха Кантемира, изд. в Спбр., 1727 г. 7) Библия, изд. в Спбр., 1751 г. 8) Чин обращения единоверных, изд. в Москве, 1757 г. 9) Чин освящения храма, изд. в Москве, 1770 г.
В библиотеке хранятся две рукописи о чудесах от образа Шуйской-Смоленской Богоматери, из которых одна написана в 1765 году, а другая в 1800.
Нельзя не выразить сожаления, что теплая церковь собора не соответствует богатству сего храма, ее можно назвать скудною в сравнении с церковью Воскресения.

Источники:
1. Описание Шуйского Воскресенского собора. Москва. Издание Николая Гавриловича Калужского. 1862.
2. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Шуйский Воскресенский собор
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (09.03.2017)
Просмотров: 1458 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru