Описание Шуйского теплого храма во имя святителя Николая кон. ХIX века
П. И. Гундобин. г. Шуя. 1860 г.
На северной стороне от главного Воскресенского храма, в 12 саж. от него, стоит другой каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Из описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводой Яковом Сытиным, говорится: „Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы — Шуйския, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя". Пожар, бывший в Шуе в 1710 году, истребил вместе с другими церквами и Николаевский храм. Как видно из хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 г. при Селиверсте митрополите Суздальском и Юрьевском. При храме этом устроен в 1833 году, придел, во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Стены в приделе расписаны; иконостас деревянный резной, вызолочен на полимент; пол чугунный, узорчатый. Придел этот устроен купцом Д. В. Корниловым.
Храм этот — теплый. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в означенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат, тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка.
Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника. На нем — одна глава, крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе — восьмиконечный из позолоченной латуни.
В храме имеется придел во имя Святителя и Чудотворца Воронежского Митрофана, устроенный в 1833 г. купцом Д. В. Корниловым.
Стены в алтаре и храме расписаны во многих местах разными священными изображениями, пол чугунный, узорчатый. Иконостас деревянный резной, вызолочен на полимент; иконы в храме все греческого древнего письма. Во святом алтаре Николаевского храма: Престол и жертвенник в богатых парчовых одеяниях. За престолом деревянный крест с изображением Господа распятого, с венцом и оплечьем серебряными вызолоченными; крест этот на тумбе. Над горним местом образ Рождества Христова, в серебряном вызолоченном окладе и венцах. За жертвенником в киоте, образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе. Образ святителя Николая в серебряном вызолоченном окладе и венце. На восточной стороне алтаря, образ Введения во храм Пресвятой Богородицы, на западной стороне образ Нерукотворенного Спаса, в серебряном вызолоченном окладе и венце. Иконостас в храме двуярусный, колонны на нем и отделаны под цвет темного мрамора. Царские врата, деревянные резные, вызолочены на полимент; на них образа, Благовещение Пресвятой Богородицы и св. Евангелистов. Образа эти в серебряных вызолоченных венцах. Над царскими вратами изображение Святого Духа в сиянии и образ Спасителя, в серебряной вызолоченной ризе. По сторонам царских врат по две колонны, на них образа: Василия Великого и Иоанна Златоуста. По правую сторону царских врат, в иконостасе, образа: 1-й Господа Вседержителя, в медной посеребренной ризе, с серебряным вызолоченным венцом. 2-й Святителя Николая, в медной ризе, с серебряным вызолоченным венцом. На завороте иконостаса: образ Воскресения Христова, древний, греческого письма, в серебряной ризе; образ Иверской Божией Матери, в бронзовой ризе. По левую сторону царских врат: киот для чудотворного образа Шуйской-Смоленской Божией Матери, который переносится из холодного храма, на зиму, в теплый храм. Рядом с киотью, образ Рождества Христова с двумя серебряными венцами. На завороте иконостаса образа: Трех Святителей и апостола Иакова, в медной высеребренной ризе, Тайные Вечери, в такой же ризе, Отечества, в такой же ризе. Над описанными местными образами, двенадцать небольших образов, Господских и Богородичных праздников. Возле них образа: Воскресения Лазаря, св. жен Мироносиц, сорока мучеников. Во втором ярусе иконостаса, в средине, над царскими вратами, образ Господа Вседержителя, с предстоящими святыми. По сторонам его, двенадцать апостольских больших образов. На карнизе, в клеймах четыре образа разных святых. За правым клиросом, в вызолоченном резном киоте, образ Успения Божией Матери, в медной посеребренной ризе, с серебряными вызолоченными венцами. Над ним, образ Иоанна Крестителя и образ месячных снятых. За левым клиросом, в золоченном резном киоте, образ скорбящей Божией Матери. Над ним, образ великомученицы Екатерины и образ месячных святых. Над аркой, между храмом и трапезою, Распятие Господне. По сторонам храма, в золоченных киотах, образа, на правой стороне: вход во Иерусалим, Воскресение Лазаря, Благовещение Пресвятой Богородицы, Страстей Господних, Богоявления Господня, священномучеников Антипы и Власия, святителя Николая, в чудесах. На всех семи образах бронзовые золоченые венцы. На стене правой стороны храма, в киоте, двенадцать разных праздничных икон. На левой стороне храма, на стенах, образа: Иверской Божией Матери, в медном окладе и венце, убрус на иконе низан жемчугом и убран разными камнями; Черниговской Божией Матери, в медном окладе и венце; Воскресение Христово, в медном окладе, с серебряными венцами. На правой стороне храма, на стенах, образа разных святых и месячных святых двенадцать образов. Над дверьми для входа во храм, образ святителя Николая литой, медной, мерою в 4 вершка, вокруг его чудеса святителя, написанные на дске. Образ сошествия св. Духа в ризе из сибирского жемчуга. Пред местными иконами в разных местах храма двенадцать больших медных лампад для свеч. Пред чудотворною иконою Шуйской-Смоленской Божией Матери, большой медный посеребренный подсвечник. Посреди храма, два паникадила для свеч. В приделе святителя Митрофана, при теплом храме находящемся, во святом алтаре: Престол и жертвенник, в приличных парчовых одеяниях. За престолом, крест деревянный на тумбе, с предстоящими, Божией Матерью и Иоанном Богословом. За жертвенником, образ Господа Еммануила. На стене, над царскими вратами, образ Триипостасного Божества, в серебряном окладе и венцах. На южной стене алтаря, образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряном окладе и венце. На северной, — образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе и венце. Вне св. алтаря: иконостас золоченный на полимент резной, колонны окрашены под цвет розового мрамора, царские врата вызолоченные резные, на них образа: Благовещение Божией Матери и святых Евангелистов. Над ними, в сиянии серебряный вызолоченный крест с св. мощами, разных святых. По правую сторону царских врат, в иконостасе образа: Господа Вседержителя, в серебряном вызолоченном окладе и венце; святителя Митрофана, епископа Воронежского, с изображением вокруг образа, преставления и открытия мощей святого; Воскресения Христова, с серебряными на образе венцами; древний небольшой величины резной образ Николы Можайского, в золоченой бронзовой ризе. По левую сторону царских врат образа: Умиления Пресвятой Богородицы, в серебряном вызолоченном окладе и венцах, в жемчужной ризе вокруг ее изображен акафист Божией Матери. Над сими местными образами, небольшой величины образа: Богоявления Господня, в серебряной вызолоченной ризе, святителя Николая, в бронзовой ризе, Сретения Господня, Рождества Богородицы. На северной стене придела, образ святого Димитрия Солунского, в медной высеребренной ризе. Пред местными образами, шесть больших посеребренных лампад для свеч. Все образа в храмах и приделах собора хорошей школы греческого писания.
Ризница: 1-я ризы, малинового цвета бархатные, шитые по бархату золотом, на оплечье вышито изображение Воскресения Христова; на стихаре вышит образ, св. Николая. Риза и стихарь обложены вокруг широким позументом. 2-я ризы, такого же бархата, шитые золотом, на оплечье вышито изображение Успения Божией Матери, на стихаре образ великомученицы Екатерины и ангела Хранителя; кругом, обложены широким позументом. 3-я ризы, по алому бархату, шитые золотом, на оплечье вышит, образ Шуйской-Смоленской Богородицы, кругом, обложены широким позументом. 4-я ризы, темно-зеленого бархата, по золотому фону, вокруг обложены широким золотым позументом. 5-я ризы и 6-й такого же бархата, и по такому же фону, вокруг обложены широким позументом. Всех риз при соборе, с стихарями, пеленами и прочим к ним прибором, — бархатных, глазетных и серебряных парчовых лучшей и дорогой парчи, — шестьдесят пят пар. К чудотворной иконе Божией Матери, пятнадцать разных пелен, бархатных, парчовых и глазетных. Из них лучшие: 1-я красного бархата, на ней вышиты золотом: крест, гора Голгофа, подножие, копие и трость; слова, вышиты жемчугом, которого употреблено 49 золотников. 2-я пелена, дородоровая, по белому фону; на ней вышиты слова жемчугом, Ис. Хс. Ни. Ка. По краям пелена эта обложена золотым аграмантом. 3-я пелена такая же, лилового цвета, на ней вышит золотом образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, вокруг образа пелена унизана блестками.
Церковная библиотека Книг богослужебных разных 63 экз., Священного Писания и писания разных святых отцов 51 экз., духовного содержания 74 экз., исторических и периодических изданий 56 экз., а всего 244 экз. Из них в особенности достопримечательны по древности следующие: 1) Учительное Евангелие, Святого Кирилла Транквиллиана, изданное в Рахманове, 1619 г. 2) Обет душевный, Симеона Полоцкого, изданный в Москве, 1681г. 3) Четь-Минея «3-я книга», издан, в Москве 1690 г., 4) Пролог, четыре книги, изд. в Москве, 1696 г. 5) Воскресное толковое Евангелие, изд. в Москве, 1724. г. 6) Симфония на Псалтирь, Антиоха Кантемира, изд. в Спбр., 1727 г. 7) Библия, изд. в Спбр., 1751 г. 8) Чин обращения единоверных, изд. в Москве, 1757 г. 9) Чин освящения храма, изд. в Москве, 1770 г. В библиотеке хранятся две рукописи о чудесах от образа Шуйской-Смоленской Богоматери, из которых одна написана в 1765 году, а другая в 1800. Нельзя не выразить сожаления, что теплая церковь собора не соответствует богатству сего храма, ее можно назвать скудною в сравнении с церковью Воскресения.
Источники: 1. Описание Шуйского Воскресенского собора. Москва. Издание Николая Гавриловича Калужского. 1862. 2. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Шуйский Воскресенский собор
Город Шуя
Copyright © 2017 Любовь безусловная |