Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
15:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Шуйский Воскресенский собор

Шуйский Воскресенский собор

Описание Шуйского Воскресенского собора кон. ХIX века

До 1667 года, городским собором в городе Шуе была Покровская церковь, находящаяся внутри самого города, а Воскресенский собор был приходской церковью.
Из описи известного составителя Писцовых книг Афанасия Векова (1629 г.), видно, что деревянная и скудная, церковь Воскресения Христова, с приделом Святителя Николая была приходской. Случаем же переименования Воскресенской приходской церкви в соборную, было покровительство Божией Матери и чудеса от чудотворной ее иконы, называемой по явлению чудес Шуйской-Смоленской. — Икона эта написана была в 1655 году, по случаю свирепствовавшей в г. Шуе моровой язвы, которая после написания сей чудной иконы и по принесению ее в церковь Воскресения Христова, вскоре прекратилась; первоначально в Воскресенском приходе, а вскоре потом и во всем городе.


Шуйско-Смоленская икона Божией Матери

Написание сей чудотворной иконы происходило по народному преданию следующим образом: во время свирепствовавшей в г. Шуе попущением Божиим моровой язвы, благочестивые жители города, возбужденные страхом, рассудили написать икону Смоленской Божией Матери. Для чего призвали известного им своим благочестием зографа Герасима Тихонова, который с усердием и благоговением принялся за это дело, и первоначально сделал очерк иконы, на другой день увидел собственное свое начертание иконы измененным и непохожим на подлиннике, — правая нога и прочее положение младенца Иисуса оказались не в том виде как он их начертал.
Тихонов, считая такое изменение делом своей ошибка, исправил это; но и на третий день с недоумением и страхом увидел в таком же виде святую икону и, не осмеливаясь уже больше поправлять ее начертание, счел это чудом и ясным действием промысла Божия и донес об этом начальнику и гражданам. Народ был приведен в страх таким чудом и с благоговением прославлял Бога. Тихонову оставалось кончить икону, так как она начерталась сама (Начертание это имеет такой вид: вместо обеих простертых ног как на иконе Смоленской Одигитрии, — правая ступень младенца стоить на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Спасителя: — правая рука его, держа символ судеб всего мира — свиток, поставлена локтем на правом колене, так, что свиток находится против лика предвечного младенца). Начертание сей святой иконы было первым от нее чудом, вслед за которым произошли и другие, а именно: по принесении иконы в церковь, просиял от нее необыкновенный свет. — Третьим чудом было многочисленное избавление жителей г. Шуи от моровой язвы. — Кроме этих чудес от сей святой иконы было впоследствии оказало в разное время 109 чудес.
Явные и многие чудеса и милосердие Владычицы возбудили в верующих душах граждан особенное почитание и усердие к святой иконе. Народ стал стекаться из разных мест и многие, одержимые разными недугами и болезнями, получали исцеление. Священник Воскресенской церкви, прочее духовенство и граждане города, доведя о совершившихся чудесах в 1666 году, до сведения царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, ими для исследования столь важных обстоятельств, была прислана в Шую особая комиссия, состоящая из пяти архимандритов, двоих игуменов и протоиерея. Комиссия эта была под главным управлением Суздальского и Торусского архиепископа Стефана; истина чудес от св. иконы была подтверждена и описана.
После этого следствия, Шуйской Воскресенской церкви было усвоено наименование собора (1667 г.), а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором. Вскоре после того на место прежней деревянной церкви, воздвигнут был усердием граждан каменный пятиглавый собор.
В описи г. Шуи, составленной в 1709 году, воеводою Яковом Сытиным, о Шуйском соборе сказано следующее: «да в Шуе на посаде соборная и апостольская церковь, Пресвятыя Владычицы Шуйския, да церковь великаго чудотворца Николая, каменныя». Обе эти церкви во время бывшего в г. Шуе пожара 12 мая 1710 года разрушены. После, этого собор был вновь отстроен, а спустя восемьдесят лет за ветхостью сломан, и на том же самом месте, в 1792 году, начал воздвигаться усердием граждан Воскресенский собор. А в 1799 году, сентября 19 дня, освящен Виктором епископом Владимирским и Суздальским, и в настоящее время по своему богатству заслуживает особенное внимание.
Через столетие после рождения святителя Митрофана в Антилохове родился выдающийся по своим умственным и нравственным качествам протоиерей Шуйского Воскресенского собора Никитский Алексей Никитич (1746-1836 гг.). При нём был о закончено строительство нового здания собора.

К достопамятностям Шуйского Воскресенского собора можно отнести то, что в 1837 году, мая 12 дня, Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Александр Николаевич, путешествовавший в то время по России, удостоил своим высоким посещением и город Шую, благоволил обозреть соборный храм, прикладывался к святой иконе Смоленской-Шуйской Божией Матери, спрашивал о древностях сего храма и когда изволил приложиться к кресту, то Его Императорскому Высочеству настоятелем Воскресенского собора, протоиереем Цветковым, поднесена была икона Смоленской-Шуйской Божией Матери, которая им и была принята.
В память сего высочайшего посещении сделана медная позолоченная дска, в медной раме, с обозначением резными буквами года и числа сего посещения. Дска эта приделана на столпе по правую сторону алтаря.

Престолов в соборе три: главный — в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери.

Наружное описание храма

Воскресенский собор находится на северной стороне города, на горе, по левую сторону реки Тезы, в 70 саженях от нее расстоянием. Главная церковь собора во имя Смоленской-Шуйской Божией Матери, о пяти главах чрез огонь вызолоченных; крыша покрыта листовым железом, выкрашенным ярью. Храм снаружи оштукатурен и выбелен, в некоторых местах украшен лепною работою; окна во храме в три света; входные двери во храм с трех сторон., с крытыми галереями и железными решетками. Вышина храма от земли до верхней оконечности креста на средней главе 48 ½ арш., длина 58 арш., ширина 23 ½ арш. В трапезе храма два придела, с правой и левой стороны, — с правой стороны во имя Воскресения Христова, с левой стороны во имя Успения Божией Матери.

В недальнем расстоянии от этого храма находится теплый храм, во имя Святителя Николая. Храм этот об одном верхе, крест на главе обложен медью и через огонь вызолочен; крыша крыта листовым железом и окрашена ярью. Здание храма простой архитектуры, оштукатурено и выбелено; окна в храме большие в один свет. Входов в храм два, оба с южной стороны; двери при входах деревянные, окрашены под дуб. Вышина храма до оконечности креста на главе 20 ½ арш., длина 47 арш., ширина 14 арш.

В двадцати саженях от главной церкви, находится каменная колокольня, о пяти ярусах; по высоте и красивой архитектуре она заслуживает особенного внимания. Вышина ее до оконечности креста 149 ар.; глава покрыта английской белой жестью, яблоко (шар) и на нем крест чрез огонь вызолочены; ярусы колокольни украшены башнями и столпами, вход на колокольню с двух сторон, крыльца из белого дикого камня, которым выстлан и пол в первом ярусе. Колокола на колокольне помещены в третьем ярусе, всех их одиннадцать; большой весом 500 пуд., второй 250 пуд., а во всех весу 1063 пуда.


Воскресенский собор в Шуе. С открытки рубежа ХIX-ХХ вв.

Постройка колокольни начата в 1810 году, а окончена в 1832 г. Первоначально строил ее архитектор, итальянец Маричелли; в 1819 г. колокольня доведена им была до третьего яруса и вдруг вся разрушилась. После того постройку ее окончил, под надзором губернского архитектора Петрова, крестьянин Владимирского уезда, Михаил Савватьев.
19 мая 1891 г. состоялось освящение в г. Шуе соборного колокола.

Шуйское духовное училище было открыто 24 сентября 1816 года в здании близ колокольни Воскресенского собора, пожертвованном купцом Носовым.
В 1873 г. объявлена благодарность Его Высокопреосвященства шуйскому купцу Борису Яковлеву Киселеву, за пожертвование им в пользу причта шуйского Воскресенского собора Государственного 5 % банкового билета во 100 р. и облигация Московского кредитного общества во 100 р.


Воскресенский собор в городе Шуя Ивановской области

Внутренность соборного храма

Внутри соборного Воскресенского храма иконостас с колоннами и искусной мелкой резьбой, вызолочен червонным золотом на полимент, о пяти ярусах, с тремя карнизами и фронтонами.
Царские врата с сенью над ними, серебряные вызолоченные, чеканной работы; в кругах на них изображены иконы: св. Троицы, Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов. На иконах венцы убраны стразами, между кругами четыре накладных серафима. Изображения украшены чеканной уборкой виноградных ветвей с кистями. Весу в вратах серебра 84 пробы 2 пуда 15 ф. Врата сделаны усердием купца Корнилова.
Стены и своды внутри храма и алтаря расписаны разными священными изображениями.
Средний свод храма поддерживают два большие каменные столпа, украшенные сверху живописью, а внизу иконостасами с резьбой и мелкими колоннами, вызолоченными на полимент; в них кругом столпов разные святые иконы, в резных вызолоченных на полимент киотах. Вокруг иконостасов железные решетки, окрашенные желтой краской. У клиросов, против иконостаса и кругом амвона железные решетки. Пол во всей церкви и приделах чугунный. Двери при входах во храм железные.

Алтарь. В святом алтаре престол из цареградского кипариса, ценою 72 р. сер. Облачение на престоле серебряное, чеканной работы, собранное из 200 штук; по сторонам серебряные барельефы, изображающие: с западной стороны — Тайную Вечерю, с южной — положение во гроб, с восточной — Воскресение Иисуса Христа, с северной стороны — несение креста. По углам в клеймах изображены херувимы. Овальные рамы картин украшены колосьями и гроздами, как символами святейшего таинства, совершаемого на престоле. Все фигуры и изображения обронной работы. Весу в облачении серебра 84 пробы 4 пуда 31 фунт. Изделие известного фабриканта Сазикова, которому за работу заплачено, вместе с серебром, 6444 р. 28 коп. сер. Престол устроен усердием прихожан и прочих доброхотных дателей. Вокруг престола сделан футляр, из цельных шлифованных стекол в бронзовых рамах.
Жертвенник, с верхнею кипарисною дскою, обложен накладным серебром; по сторонам его изображены картины: Рождество Христово, принесение в жертву Исаака, стамна с манною, жезл Аарона и скрижали завета, и светильник с предложением хлебов. Весу в облачении 4 пуда 23 фунта. Облачение сделано Шуйским мастером Секериным, которому заплачено за материал и работу 425 руб. серебром.
За престолом деревянный крест, с изображением Распятия Господня, утвержденный на Голгофе, под резною позолоченною аркой на колоннах. Оклад и венец на кресте серебряные вызолоченные; среди колонн по обеим сторонам креста, в круглых вызолоченных резных рамах, иконы: 1-я Иоанна Богослова и Корнилия Сотника, 2-я Божией Матери и Марии Магдалины.
За жертвенником, резной вызолоченный киот, за стеклами; в нем поставляется большое Евангелие, и тут же в бронзовом киоте образ разных святых, в серебряном окладе; в средине образа вложен крест, с святыми мощами изображенных на образе угодников.

Кресты, Евангелия, Свящ. Сосуды и другая утварь, к священнослужению принадлежащая

Кресты.
1-й крест, серебряный вызолоченный, чеканной работы, с круглыми концами, на нем распятие накладное, украшен разными священными изображениями, весу в нем серебра 84 пробы 7 фунтов.
2-й крест, серебряный вызолоченный, с частями св. мощей, святителей московских: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, архидиакона Стефана, мученика Никиты, великомученицы Екатерины, святого Иоанна Милостивого, Иоанна Дамаскина, мученика Анастасия, Сергия Радонежского чудотворца, Евфросинии Суздальской и девицы Феодосии. Весу серебра в нем 1 ф. 37 золотников.
3-й крест, серебряный вызолоченный, с финифтяными накладными на нем изображениями. Весу серебра в нем 3 фунта.
4-й крест, серебряный вызолоченный, с лицевой стороны обнизан жемчугом, в нем св. мощи, девяти мучеников, иже в Кизице и других святых. Весу серебра в нем 1 ф. 77 золотников.
5-й крест, серебряный вызолоченный, с мощами преподобного Евфимия Суздальского. Весу серебра в нем 1 ф. 29 золотников.
6-й крест, с святыми мощами Гурия, Самона и Авива; крест этот небольшой. Весу серебра в нем всего 30 золотников.
7-й крест, серебряный вызолоченный, мерою 8 вершков, с изображением на финифти, обложенной стразами Распятия Господня.
8-й крест, серебряный вызолоченный, с таким же изображением, мерою 6 вершков.
9-й крест, серебряный вызолоченный, с рукоятью, в нем св. мощи Ярославских чудотворцев, благоверных князей Феодора и чад его, Давида и Константина, с частью древа Господня.
10-й крест, серебряный четвероконечный с короною, в нем вложена часть ризы Господней, млеко Пресвятой Богородицы и мощи архидиакона Стефана, Феодосия Печерского, Иакова Персианина и св. Козьмы.
11-й крест, деревянный, в серебряной оправе, с изображением резьбой праздников Господских и Богородичных.
12-й крест, серебряный вызолоченный, с круглыми концами и накладными чернеными серебряными разными изображениями. Весу серебра в нем 1 фун. 36 золотников.
13-й крест, серебряный вызолоченный, с мощами, благоверных князей Муромских чудотворцев, Константина и чад его Михаила и Феодора, и св. пророка Амоса. Крест этот мерою около двух вершков.

Евангелия.
Евангелие 1-е, большого формата, на александрийской бумаге, изданное при Государыне Императрице Елизавете Петровне, в 1759 г. Евангелие это красиво обложено вокруг серебром, через огонь вызолоченным. На верхней дске его, средник и угольники накладные, с изображением Воскресения Христова и св. Евангелистов (На верхней дске его, средник и угольники накладные). На нижней дске изображены, лики Божией Матери, пророков и праотцов. На корне изображены разные символы. Весу серебра в нем 1 пуд 30 фунтов 72-й пробы.
2-е Евангелие, на полуалександрийской бумаге, изданное в Москве, в 1791 г. Оклад серебряный вызолоченный, на лицевой дске средник и наугольники финифтяные, обложены вокруг стразами, на финифти изображены: Воскресение Христово и св. Евангелисты.
3-е Евангелие, в лист, изданное в Москве, в 1698 г., кругом обложено синим бархатом, верхняя дска в серебряной вызолоченной оправе, на ней средник и угольники финифтяные, вокруг обложены стразами. На среднике изображение восстания из гроба Господа Иисуса, на наугольниках св. Евангелисты. На исподней дске разные серебряные вызолоченные украшения.
4-е Евангелие, в полулист, изданное в Москве, в 1653 г., вокруг обложено малиновым бархатом, на верхней дске средник и наугольники серебряные вызолоченные, на среднике изображение Распятия Господня, на наугольниках св. Евангелисты.
5-е Евангелие, полулистовое, печатанное в Москве, выхода 1697 г., вокруг обложено алым бархатом, верхняя дска обложена бронзой, средник и наугольники на ней серебряные вызолоченные.
6-е Евангелие, в четверть листа, изданное в Москве в 1685 г., обложено синим бархатом, средник и угольники на верхней дске серебряные с чернью, старинной работы; на среднике изображено Распятие, наугольниках св. Евангелисты.
7-е Евангелие, в лист, изданное в Москве в 1850 г., вокруг обложено малиновым бархатом, верхняя дска в серебряном вызолоченном окладе, средник и угольники финифтяные, на среднике изображено Воскресение Христово, на наугольниках св. Евангелисты. Вокруг финифть обложена стразами.
8-е Евангелие, в полулист, изданное в Москве, в 1803 г., вокруг обложено алым бархатом, верхняя дска в серебряном вызолоченном окладе, средник и угольники накладные, серебряные, на среднике изображение Воскресения Христова, на наугольниках св. Евангелисты.
9-е Евангелие, в 8 д. листа, изд. в Москве 1829 г., вокруг обложено красным бархатом, верхняя дска в серебряном вызолоченном окладе, средник и наугольники финифтяные.
10-е Евангелие, в ту же долю листа, изд. в Москве, в 1834 г., обложено алым бархатом, средник и наугольники на верхней дске серебряные вызолоченные.
11-е Евангелие, в 8-ю же долю листа, изд. в Москве, в 1805 г., обложено вокруг бархатом, на верхней дске, средник и наугольники серебряные вызолоченные.

Сосуды.
1-е сосуды, с дискосом, звездою, копием, лжицею и двумя блюдцами, серебряные вызолоченные; потир с накладною решеткою и финифтяными изображениями, которые вокруг обложены стразами. Весу в них с прибором серебра 84 пробы 14 фунт. 43 золот. Сосуды эти приложены почетным гражданином Н. Д. Киселевым. Ценою 1600 р. сер.
2-е сосуды, с дискосом, звездою, лжицею, и двумя блюдцами, серебряные вызолоченные; потир с накладною решеткою, с финифтяными изображениями и различной мелкою уборкою. Весу в них серебра 5 ф. 47 золот. Сосуды эти приложены в 1808 году, архимандритом Юрьевского Архангельского монастыря, Кириаком.
3-е сосуды, с дискосом, звездою, лжицею и двумя блюдцами, на потире их накладная чеканная уборка и финифтяные изображения. Весу в них серебра 6 фунтов 55 золот.
4-е сосуды, серебряные вызолоченные, с прибором; образа на потире финифтяные, кругом обложены стразами. Весу в сосудах 3 фун. 61 золот.
5-е сосуды, серебряные вызолоченные, с прибором, потир с решеткой и накладными черневыми клеймами. Весу в них 3 фун. 56 золотников.
6-е сосуды, серебряные вызолоченные, с прибором. Весу в них 2 фун. 48 золот.
7-е сосуды, небольшие, серебряные вызолоченные. Весу в них с прибором 1 фун. 48 золот.

К сосудам семь бархатных воздухов, вышитых золотом, — из них трои воздухи украшены еще и жемчугом.
Дарохранительницы.
1-й ковчег, на престоле, серебряный вызолоченный, в виде храма, с куполом, на четырех колоннах, под ним по средине гробница, по углам отлитые из серебра изображения св. Евангелистов с их символами. Ковчег этот на деревянном вызолоченном пьедестале, в резном вызолоченном футляре со стеклами. Весу серебра в нем 19 фун. 24 золот., приложен купцом А. Г. Корниловым.
2-й ковчег, серебряный, в виде горы Голгофы, в пещере горы гробница для святых даров. Ковчег этот на красивом бронзовом пьедестале.
3-й ковчег, серебряный вызолоченный, на лицевой стороне его изображены стоящие ангелы с рипидами. Весу серебра в нем 4 фун.
1-я дароносица серебряная вызолоченная, в виде креста, с прибором. Весу серебра в ней 72 золот.
2-я дароносица, в виде храма, серебряная с чернью, с прибором. Весу в ней 70 золотников.
3-я дароносица, медная посеребряная, с прибором, в виде храма.

Утварь к священнослужению принадлежащая

Сосуд для благословения хлебов, серебряный вызолоченный, с тремя сосудцами, для пшеницы, вина и елея, и с четверосвечником. Весу серебра в нем 6 фун. 83 золот.
Блюда серебряные для антидора.
Свечник к кресту с рукоятью, для каждения во время Св. Пасхи, о трех шандалах, серебряный вызолоченный. Весу серебра в нем 1 фун. 5 золот.
Три ковшика для подавания теплоты, серебряные 84 пробы. Четыре кадила, серебряные, весу в них более 4-х фунтов.
Кроме этого множество вещей, медной посеребренной посуды, как то: чаши для освящения воды, сосуды для освящения хлебов, блюда, ковши, водоносы, выносные подсвечники, купели для крещения, и проч.
Венцы для венчания браков, хорошей и искусной работы, серебряные вызолоченные, чеканные, с финифтевыми изображениями, вокруг обложенными стразами и другими камнями; кресты на них из разных цветных камней. Весу в них 3 фун. 40 золотников.
Вторые венцы, бронзовые вызолоченные чрез огонь.
На престоле, два большие бронзовые подсвечника. За престолом, медный высеребренный седмисвечник. Ценою во 100 руб. серебром.
Серебряная вызолоченная рама для праздничных икон, полагаемых на аналогий. Ценою 190 рублей серебром.

В иконостасе, по правую сторону царских врат, местные иконы:
1-я Господа Вседержителя, в серебряной вызолоченной ризе, высокого греческого письма. Весу в ризе 21 фун. 8 золотников.
2-я Воскресения Христова, храмовая, в серебряной вызолоченной ризе, с венцами и финифтяными накладными надписями.
3-я Св. Николая, с житием и чудесами святителя, вокруг образа, в серебряной вызолоченной ризе, на которой во многих местах вставлены разные дорогие камни.
4-я Божией Матери в серебряном вызолоченном окладе.
5-я разных святых, в средине вложен крест, с мощами изображенных на образе угодников.
6-я Святителя Николая, в серебряном окладе и венце.
7-я Иоанна Крестителя, в серебряной вызолоченной ризе. На окне, близ иконостаса, образ святой великомученицы Екатерины, в серебряном вызолоченном венце.

По левую сторону царских врат:
1-я Чудотворная икона Шуйской-Смоленской Божией Матери, написанная в 1655 году. На ней риза жемчужная, украшенная разными дорогими каменьями. Жемчугу крупного и мелкого в ризе 5 фунт. 36 золот. Камней бриллиантовых (кроме мелких осыпных) 794 камня. Весу в них 90 крат. Изумрудов крупных и средней величины 21, алмазов 75, яхонтов разного цвета 204, финисов и аметистов до 1000 камней. — Кроме этого к ризе приделано бриллиантовое ожерелье и две большие бриллиантовые звезды. Ризу эту можно ценить никак не менее 40 тысяч руб. сереб. Кроме этой ризы есть другая риза, повседневная серебряная вызолоченная, венцы на Спасителе и Божией Матери с сиянием, украшенные крупным жемчугом и разными дорогими камнями. Две короны из изумрудов и яхонтов. Весу в ризе серебра 1 пуд. 6 фун., золота 140 зол. Цена серебру и золоту, с работою 2150 руб. сереб. Риза эта сделана усердием купца В. М. Киселева.
Первая же жемчужная риза усердием разных доброхотных дателей, ожерелье к ризе приложено г-жей Корниловой.
На образе бархатный, шитый золотом занавес и такая же пелена, ценою в 1000 р. серебром.
2-й образ Рождества Христова, в серебряной вызолоченной ризе, с венцами украшенными разными дорогими камнями. Вес и цена этой ризы не известны.
3-й образ всех святых, в серебряной вызолоченной ризе, с накладными венцами. Весу в ризе 40 фун. 38 золотников.
На завороте иконостаса, в резном золоченом киоте, образ Спасителя, в серебряном вызолоченном окладе и венце; образ святителя Митрофана Воронежского; образ разных святых. На окне, близ иконостаса образ св. великомученицы Варвары, в серебряном вызолоченном венце.
Над царскими вратами, под сенью, картина на полотне: Тайная Вечеря. Картина эта, как видно, принадлежит к хорошей школе живописи, куплена она в Москве и, как говорят, за очень дорогую цену. Над картиной, в бронзовой складной походной киоте, образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в низаной жемчугом ризе, в серебряном вызолоченном и украшенном камнями венце, в серебряном вызолоченном окладе. Цена украшению и серебру 500 р. сер. Образ этот принесен был в дар Шуйским обществом, Шуйской ратницкой дружине, Владимирского ополчения и был с ними в 1855 г. в походе. Пред образом серебряная лампада для масла, принесенная в дар усердием Владимирского ополчения, Шуйской дружиной № 123, 1856 года июля 26 дня.

Во втором ярусе иконостаса:
Двенадцать образов, Господских и Богородичных праздников, в медных высеребренных ризах; венцы на всех образах серебряные вызолоченные.
На карнизе яруса, в резных круглых клеймах образа: 1-й коронование Божией Матери; 2-й Божией Матери с надписью: Не рыдай мене мати; 3-й святых жен Мироносиц; 4-й Воскресение Лазаря.

В третьем ярусе иконостаса:
В средине над царскими вратами, образ Господа Вседержителя в серебряной ризе, с вызолоченным венцем; весу в ризе серебра 84 пробы 1 пуд 11 фун. 9 зол. Ценою около 2200 р. сер. По сторонам сего образа, иконы: Божией Матери, Иоанна Крестителя, Архангела Гавриила и апостолов Петра и Павла. Все шесть образов в серебряных ризах, с серебряными вызолоченными венцами. Весу серебра в них по 10 и 11 фун. в каждой; тут же шесть образов апостольских, в медных высеребренных ризах, с серебряными вызолоченными венцами.

В четвертом ярусе иконостаса:
В средине, образ Печерской Божией Матери, в серебряной с вызолоченным венцем ризе, весу в ризе 32 фун. 40 золот. По сторонам сего образа, четыре образа, в серебряных вызолоченных ризах, весу в которых 31 фунт.
1-й образ царя Давида, 2-й царя Соломона, 3-й пророка Моисея, 4-й пророка Аарона и восемь образов святых пророков, в медных высеребренных ризах, с серебряными вызолоченными венцами. На карнизе яруса, в резных круглых клеймах, образа: 1-й Тайные Вечери, 2-й снятие со Креста, 3-й положение во гроб.

В пятом ярусе иконостаса:
В средине образ Господа Саваофа, в серебряной с вызолоченным венцем ризе, весу в ризе 44 фунта. По сторонам образа: 1-й праотца Адама, в серебряной ризе, 2-й праотца Сифа, в серебряной ризе с вызолоченным венцем. И восемь образов других праотцов в медных посеребренных ризах, с серебряными вызолоченными венцами. На верху иконостаса, резной деревянный крест, с резным распятием и предстоящими.

Иконостасы и иконы в прочих местах храма:
За правым клиросом, в резном вызолоченном киоте: 1-й образ Феодоровской Божией Матери, оклад, поля и венец серебряные вызолоченные, убрус и риза на образе вынизаны жемчугом. На полях образа изображены разные святые. Внизу образа, по серебру на окладе подпись чернью, о явлении образа благоверному Князю Василию Костромскому. — 2-й образ, преподобного Сергия Радонежского чудотворца, оклад и венец на образе серебряные вызолоченные, риза жемчужная. 3-й образ, великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Параскевы, в серебряной вызолоченной ризе. 4-й образ, семи избранных святых, в серебряной вызолоченной ризе, с накладной на полях ризы резьбой.
За южными входными в храм дверьми в резном вызолоченном киоте, образ священномучеников Власия и Антипы, в серебряной вызолоченной ризе весу в которой 28 фунтов 72 золотника. Ценою 800 р. серебром.
Образ преподобного Паисия, с чудесами вокруг; венец и поля на образе серебряные вызолоченные.
За левым клиросом, в резном вызолоченном киоте, образа: 1-й Тихвинской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; 2-й Благовещения Пресвятой Богородицы, в серебряной вызолоченной ризе; 3-й образ Святителя Николая, в серебряной вызолоченной ризе. За северными дверьми (для входа в храм) в резных золоченных киотах, образа: 1-й Владимирской Божией Матери; 2-й Воскресения Христова, с двунадесятыми вокруг его праздниками, в серебряном окладе; 3-й Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; 4-й Божией Матери, в серебренном вызолоченном окладе и венце, риза на образе жемчужная; 5-й Крещения Господня, в серебряном вызолоченном окладе и венцах; 6-й Воскресения Христова, в серебряной ризе; 7-й Введения во храм Пресвятой Богородицы, в серебряном окладе и венцах. Между окнами образ Преображения Господня, в серебряной, местами вызолоченной ризе. Ценою в 1000 руб. серебром.
Образ Воскресения Христова, в серебряной вызолоченной ризе. Образ Иоанна Богослова, в медном окладе и венце. Образ живоносного источника без ризы.
На столпах, на восточной стороне правого столпа, образ Тихвинской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; на Божией Матери и на Спасителе жемчужные борки. Образ этот приложен бывшим Шуйским воеводой, Матвеем Ивановым; на нем надпись: «Образ Пречистыя Богородицы. Мерою и подобием с самаго чудотворнаго образа Тихвинския, написан 1738 г.» Под этим образом, на той же стороне столпа, образ преподобного Сергия, в серебряной вызолоченной ризе, весу в которой 37 фун. 83 золот. Ценою 1040 руб. сер. Образ Шуйской Смоленской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе.
На южной стороне, — образ Воздвижения честного и животворящего креста, в серебряной вызолоченной ризе, весу в которой 30 кун. 12 золотн.
На западной стороне, — образ Иоанна Крестителя, хорошего греческого древнего письма, с серебряной вызолоченной ризе.
На северной стороне, — образ Живоначальной Троицы, в серебряной вызолоченной ризе.
На левом столпе, на восточной стороне, — образ Вознесения Господня, в серебряной вызолоченной ризе.
На южной стороне, — образ Иверской Божией Матери, в серебряной ризе.
На западной стороне, — образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, убрус на Богоматери жемчужный, на венцах две короны, убранные разными дорогими камнями.
На северной стороне, — образ Иерусалимской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе. Образ этот древний, он написан на полотне, и наклеен на дску. Письмо образа греческое и, как заметно, принадлежит хорошей школе живописи.

В арках между храмом и трапезой:
На правой стороне храма, образ всех известных изображений Божией Матери, на одной дске, в резной вызолоченной раме.
На левой стороне храма, образ Иоанна Богослова, в резном золоченном киоте, на образе два серебряные вызолоченные венца. — Далее 16 небольших образов разных святых, для аналоев. Образ Казанской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, в красивой стеклярусной киоте.
В арке помещены две хоругви, шитые золотом по бархату, с изображением храмовых праздников. Ценою в 300 руб. серебром.
Плащаница шитая по малинового цвета бархату, золотом и серебром, изображающая положение во гроб Христа Спасителя; на Спасителе и предстоящих четыре венца вышиты крупным жемчугом, а уборка и одежда мелким жемчугом. По кайме вышиты орудия страдания и слова: Благообразный Иосиф и проч., кругом обложена золотой бахрамой и кистями; плащаница эта в резном золоченном футляре за стеклами. Ценою 2000 руб. сер. Приложена почетной гражданкой Н. С. Корниловой.
Вторая плащаница, шитая по такому же бархату золотом и серебром, на ней такое же изображение как и на первой плащанице. У Спасителя гроб, а у предстоящих венцы обнизаны жемчугом. По краям вышиты слова: «Благообразный Иосиф» и проч., кругом обложена золотой бахрамой. Ценою в 1000 руб. серебром.

Лампады и подсвечники в храме:
Лампада для масла, трехместная, пред чудотворною иконою Шуйской-Смоленской Богоматери, серебряная вызолоченная; весу в ней 3 фун. 18 золоти. Ценою 150 руб. серебром.
Лампада такая же, такого же веса и цены, пред образом Господа Вседержителя, по правую сторону царских врат. В иконостасе, пред местными образами, четыре серебряные лампады для масла, по сто и более золотников в каждой. Ценою за четыре 130 руб. серебром.
Шесть серебряных лампад для масла по 40 золотников.
Пред иконами в переднем иконостасе и других местах, двенадцать больших лампад для свеч, медных посеребренных.
Пред местными образами и в иконостасах подсвечники: 1-й подсвечник, большой, медный, посеребренный, с разными накладными фигурами, о 137 шандалах, поставлен пред чудотворной иконой Шуйской-Смоленской Божией Матери. Цена этому подсвечнику 575 руб. серебром.
Пред иконой Господа Вседержителя, по правую сторону царских врат, такой же величины, медный посеребренный подсвечник.
Пред местными образами, в разных местах храма, двенадцать больших медных посеребренных подсвечников.
По средине храма, паникадило, медное высеребренное, красивой отделки, с разными фигурами, о 48 шандалах.
По сторонам его, два такие же паникадила, о 27 шандалах, каждое красивой формы, с разными отлитыми изображениями.

Первый придел храма, во имя Воскресения Христова, находящийся на правой стороне трапезы:
В святом алтаре придела: престол и жертвенник в богатых парчовых одеяниях.
За жертвенником образ Шуйской-Смоленской Божией Матери в бронзовой, отбеленной ризе.
В храме: иконостас деревянный, с резьбой, вызолочен на полимент, одноярусный; царские врата резные деревянные, вызолочены на полимент. На них образа, в средине Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам святые Евангелисты. Над царскими вратами, образ Отечества в сиянии и образ Тайные Вечери.
Вверху на карнизе в клеймах, образа: Страстей Господних.
В иконостасе, по правую сторону царских врат (в киотах) образ Воскресения Христова, в серебряной по некоторым местам позлащенной ризе, образ Вознесения Христова, в медной вызолоченной ризе. — Над ними: образ Знамения Божией Матери, в серебряной ризе, образ Рождества Богородицы, образ Скорбящей Божией Матери, образ Сретения Господня.
По левую сторону царских врат: образ Скорбящей Божией Матери, в серебряной ризе, с серебряными вызолоченными венцами; образ Преображения Господня. — На завороте иконостаса: образ происхождения честных древ, образ св. апостол Петра и Павла, в медной ризе с серебряными вызолоченными венцами.
На левой стороне придела большой каменный столп, украшенный живописью, на нем с трех сторон образа: с южной стороны, образ Рождества Богородицы, в медной высеребренной ризе; с западной стороны, — образ Боголюбивой Божией Матери, в ризе из сибирского жемчуга, с венцем серебряным в окладе медном; с северной стороны, образ Иерусалимской Божией Матери, в ризе из сибирского жемчуга, с серебряным венцом.
Пред находящимися в приделе образами, шесть медных высеребренных лампад, для свеч. Посреди придела паникадило, медное высеребренное о 18 шандалах для свеч.
Стены и потолок в приделе расписаны разными священными изображениями. Пол чугунный, узорчатый.

Второй придел храма, во имя Успения Божией Матери, находящийся по левую сторону трапезы:
В святом алтаре придела: престол и жертвенник в богатых парчовых одеяниях.
За престолом образ св. Димитрия Ростовского чудотворца.
В храме: иконостас и царские врата, такие же как и в правом приделе Воскресения Христова.
Над царскими вратами, образ Шуйской-Смоленской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе и венцах. По правую сторону царских врат: образ Софии, премудрости Божией, в медной высеребренной ризе; образ Рождества Христова, в такой же ризе.
Над ними образа: Богоявления Господня, Нерукотворенного Спаса, в серебряной ризе, Покрова Пресвятой Богородицы, святых мучеников Бориса и Глеба, в медной высеребренной ризе, пророка Илии, Воздвижение Честного Креста Господня. Все шесть образов небольшой величины.
По левую сторону царских врат храмовый образ Успения Божией Матери, в серебряной ризе с вызолоченными венцами. Над образом сим, образа: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сошествие св. Духа, святой Троицы. На завороте иконостаса, образа: Отечества, Казанской Божией Матери, архангела Гавриила со многими святыми.
На правой стороне придела, большой каменной столп, украшенный живописью, на нем с трех сторон образа: с южной стороны, Казанской Божией Матери, в чудесах вокруг, в серебряной вызолоченной ризе; с западной стороны, образ Святителя Николая чудотворца, прекрасного греческого письма, как видно очень древний, — образ этот в медной вызолоченной ризе; с северной стороны, образ великомученика Георгия, в медной вызолоченной ризе. — Все иконы на столпах правого и левого придела в резных золоченых рамах.
Пред находящимися в приделе образами, шесть медных высеребренных лампад для свеч.
Посреди придела, паникадило медное высеребренное о 18 шандалах для свеч.
Стены и потолок такие же как и в правом приделе.
Между обоими приделами, в трапезе храма паникадило, медное посеребренное о 18 шандалах для свеч, такой же формы, как и в приделах.

Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка.
Земли под домами священно-церковно-служителей 1905 кв. сажен.
Копии метрических книг с 1800 года и исповедных росписей с 1830 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, — хранится в церкви.
Причт: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 4365 руб. и поручных доходов до 100 руб., а всего в год 4465 руб. Дома у причта собственные.

При соборе имелась церковно-приходская школа, открытая в 1889 г. и помещалась в доме, принадлежащем собору.

Устройство и открытие церковно-приходской школы в гор. Шуе

По мысли Высокопреосвященнейшего Феогноста устроена в Шуе первая церковно-приходская школа. В бытность в этом городе, Архипастырь неоднократно высказывал свое желание видеть здесь таковую школу. Желание его принял к сердцу священник Шуйского Воскресенского собора, о. Евлампий Правдин и решился привести в исполнение. Получив из Совета Братства подписной лист, он с энергией принялся за собирание пожертвований на школу и начал с этой целью свое хождение по домам Шуйских граждан; много и писем разослал по разным местам. Нельзя конечно сказать, чтобы труды о. Правдина встречали повсюду одинаковое сочувствие и содействие; но он твердо веровал, что Бог помогает всякому доброму делу. Вера его в успех предпринятого дела была тем сильнее, что школу, с благословения Владыки, решено было устроить в память чудесного сохранения жизни Монарха нашего и всей Его Царственной Семьи от смертельной опасности, угрожавшей Им 17-го октября о 1888 г., и что большинство Шуйских состоятельных граждан, равно как и Шуйская городская дума, с живым сочувствием отнеслись к делу устройства в Шуе церковно-приходской школы. Из крупных пожертвований по подписке образовалась сумма в 4095 руб.; кроме того дума постановила ежегодно выдавать на содержание школы по 100 руб.
Содержание учителя и законоучителя этим капиталом было обеспечено навсегда. Нужно было отыскивать помещение для школы. Тут на помощь доброму делу явился церковный староста Шуйского Воскресенского coбора, Шуйский купец-фабрикант Михаил Алексеевич Павлов. Он приспособил для школы две комнаты каменного дома, принадлежащего собору. Комнаты эти, до сего времени служившие местом спевки соборного хора, Михаил Алексеевич на свои средства отделал прекрасно: печи в них переделал: полы, стены, потолки, подоконники и рамы выкрасил. Всю классную мебель устроил изящную, истратив на все это более 350 руб. Дом, в котором помещается школа, находится в нескольких шагах от собора. Здесь же помещается противо-раскольническая библиотека, и здесь же спеваются певчие. Когда помещение для школы было готово. Архипастырь благословил священника Правдина открыть ее 30-го августа 1889 г., в день тезоименитства Государя Императора. Получив разрешение на открытие, священник Правдин 20-го августа напечатал и выпустил объявление, коим приглашал родителей обращаться к нему с просьбами о принятии в школу детей их. В несколько дней в школу было принято требуемое количество учеников, так что к 30-му августа прием их был закончен. Желавших поступить в школу было больше, чем принято; но помещение не дозволило принять всех, заявившим о своем желании учиться в ней. Принято в школу 30 учеников; все они неграмотные и составили одну младшую группу. Заведующим школой Владыка назначен священник Правдин, учителем — студент семинарии Димитрии В. Соловьев, а законоучитель — окончившего курс семинарии Алексей Чихачев. Жалованья учителю назначено 240 р. в год а законоучителю 60 р. Кроме того М.А. Павлов обещал давать учителю квартирное пособие в размере 30 р. в год.
Заранее сделаны были надлежащие приготовления в школьной комнате: в переднем правом углу, в прекрасном золоченом киоте, поставлена была, художественного письма, большая икона, на которой вверху изображен нерукотворенный образ Спасителя поддерживаемый двумя Ангелами, а ниже лики Святых, именно: св. Благоверного князя Александра Невского, св. Равноапостольной Марии Магдалины, св. Николай Чудотворца, св. Мученицы Ксении, св. Великомученика Георгия, св. князя Михаила Тверского и св. княгини Ольги, по сторонам — св. пророка Осии и препод. Андрея Критского. Внизу иконы золотыми буквами сделана следующая надпись: «В церковно-приходскую школу, учрежденную при Шуйском Воскресенском соборе в память чудесного события 17-го октября 1888 года, усердное приношение перваго при ней законоучителя Алексея Чихачева, августа 30-го дня 1888 года». Пред иконой - лампада. На стенах школы развешаны священно-исторические картины, картина двунадесятых праздников, карта Палестины и таблица символа веры и десяти заповедей закона Божия. Прямо против входа на стене красуется в золоченой раме портрет Государя Императора. Вид комнаты в общем весьма привлекательный.
Освящения школы и ее открытие совершилось, как назначено, 30-го августа. В этот день, после поздней литургии, председатель Шуйского отделения епархиального училищного совета, протоиерей Ф. Дунаев, и члены священники: Е. Правдин и П. Александровский, все в облачении направились из собора в школьное помещение с чудотворной Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери, которую несли два диакона, предшествуемые псаломщиками несшими светильники. Будущее ученики школы были в ней уже собраны и расставлены здесь рядами. Впереди их стояли учитель и законоучитель; явился на открытие школы и член отделения, смотритель уездного училища П.В. Нечаев; здесь же находились родители учеников и посторонние лица.
При входе в школу торжественной процессии из собора с иконой Божией Матери, певчие соборные встретили ее пением: «Достойно есть», после чего о. протоиерей Ф. Дунаев сказал речь, в которой прежде всего объяснил, почему школа открыта в память 17-го октября, а затем преподал наставление будущим питомцам ее. По окончании речи начался молебен с водоосвящением. После Евангелия учитель школы г. Соловьев сказал речь о назначении церковно-приходской школы. Пред возглашением многолетий священник Правдин обратился к присутствующим с следующими словами:
«17-го октября минувшего 1888 г. милосердый Господь явил нам великую милость, сохранив для нас драгоценную жизнь нашего возлюбленного Монарха и Его Августейшей Семьи от страшной опасности. Опасность действительно, была ужасна. Государь Император со всей царственной Семьей своей мог быть заживо похороненным под обломками вагонов, при крушении поезда железной дороги, на котором Он возвращался из путешествия по областям своего обширного государства. Но милосердый Господь чудом своего всемогущества, среди крушения, смертей убитых и стонов раненых, вывел из-под обломков вагонов целыми и невредимыми своего Помазанника и Его Семью, явно показав в этом свое грозное прещение не только злоумышлению людскому, но и разрушительным стихийным силам: «Не прикасайтеся помазанным Моим» (Пс. 104, 15). Как только разнеслась по обширным пределам нашего отечества весть об этом чудесном событии, все верноподданные христиане, без различия званий и состояний, поспешили в храмы Божии, чтобы здесь вознести к Царю царей коленопреклоненные моления и благодарения за чудесное избавление от ужасной опасности Царя своего и Его царственной Семьи. Со всех концов многомиллионной России понеслись в Петербург адресы, с выражением беспредельной радости, любви и преданности Помазаннику Божию. Чтобы увековечить память об этом чудесном событии, верноподданные на всем пространстве России то сооружали новые храмы Божии и часовни, то приобретали иконы Святых, имена коих носят Члены Августейшей Семьи, то основывали богадельни, приюты, больницы и другие благотворительные учреждения.— С чувством благоговейной благодарности Богу и мы, с благословения своего Архи пастыря, увековечиваем память о всерадостном событии устройством, на средства благотворителей, первой церковно-приходской школы в нашем городе. Открытие этой школы в нынешний радостный для всей Руси православной день, день тезоименитства Государя Императора будет с нашей стороны приятным даром для Него потому что церковно-приходская школа любезна Его сердцу Благодетель своего народа, Он Сам дал этой школе право государственного учреждения, считая ее очень важною в деле народного образования.
Вы, родители, доверчиво ведите в эту школу детей своих, потому что здесь они будут воспитываться для добра и благочестия, для честной христианской жизни.
А вы, дети, с завтрашнего дня начинайте свое ученье с усердием. Чаще обращайтесь с молитвою к Богу и дома и в храме Божием,— и Он, милосердый, откроет вам ум разуметь в учении святую волю Его. Не ленитесь, потому что леность будет неприятна Богу, вашим учителям и родителям и весьма большой вред принесет вам самим. Ведите себя так, как следует мальчикам благовоспитанным, хорошим. Будьте скромны, почтительны к старшим, вежливы, послушны. Не ссорьтесь с своими товарищами, любите друг друга, помогайте друг другу и не заводите знакомства с мальчиками шаловливыми, грубыми и ленивыми, которые и в школу не ходят учиться. Учителей своих слушайтесь, делайте что они вам велят, и всячески остерегайтесь, чтобы не оскорбить их, потому что они трудятся для вашего же добра, как ваши отцы и матери».
По окончании речи, провозглашены были многолетия: Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту, Братству св. Благоверного Князя Александра Невского, благотворителям школы, начальствующим, учащим и учащимся, и «вечная память» усопшему рабу Божию Николаю (Николай Алексеевич Посылин, пожертвовавший на школу 3000 рублей.).
После сего школа была объявлена открытой. На другой день, 31-го августа, ученикам розданы были учебники и учебные принадлежности, а с 1-го сентября начались уроки в школе.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1889 г.).

Священник Г.Ф. Карабинов

7-го марта 1899 года скончался заштатный священник села Миловского, Шуйского уезда, о. Г.Ф. Карабинов. Г.Ф. принадлежал к числу тех скромных пастырей тружеников, которые созидают добрую память о себе не громкими подвигами, а честным, любовным и неуклонным исправлением своих постоянных, ежедневных обязанностей.
Отец Г.Ф. Карабинов был сын бедного причетника села Красного, Суздальского уезда. Первоначальное образование он получил в Суздальском Духовном училище, а затем во Владимирской Духовной Семинарии, где окончил курс учения в 1849 году. В тогдашнюю пору, при ограниченном числе свободных священнических мест и при отсутствии начальных народных школ, кандидатам священства нередко приходилось оставаться на долгое время без соответствующих занятий. Такое положение было особенно тяжко для тех из окончивших Семинарский курс, у которых родители были бедны и ждали от них себе помощи. Поэтому о. Г. Карабинов не стал дожидаться священнического места, а решил удовольствоваться на время диаконским, и 11-го июля 1850 года Преосвященным Иустином Епископом Владимирским и Суздальским, он рукоположен был во диакона к церкви села Воскресенского-Прозоровских Ковровского уезда. Прослужив здесь около трех лет, о. Г. Карабинов в 1854 году перешел в г. Шую, к Воскресенскому собору, где и оставался почти тридцать лет. Только на шестидесятом году своей жизни он занял священническое место сначала в селе Захарове, Меленковского уезда, а потом в селе Миловском, Шуйского уезда, где и жил до своей кончины.
Честность, правдивость, прямота, простота и миролюбие в сношениях со всеми были неотъемлемыми и всегдашними свойствами характера о. Г. Карабинова. Таковым он был и в сане диакона и в сане священника. Но особенно привлекал к себе сердца всех о. Г. своею готовностью и умением сочувствовать горю ближнего и разделять его с ним. В таких случаях он проявлял глубокое и неподдельное чувство сожаления к ближнему и всегда находил в своем сердце живое слово христианского утешения и поддержки. Для прихожан о. Г. Карабинов был очень дорог и своей нестяжательиостью: он довольствовался самым скромным вознаграждением от них за свой труд.
Благодаря симпатичным свойствам своего характера и честному исполнению своих обязанностей, о. Г. Карабинов пользовался всеобщим уважением, не только от прихожан, но и от всего окружного духовенства. Это последнее, в знак своего глубокого доверия и уважения к о. Г., избрало его своим окружным духовником.
Почувствовав слабость сил и вообще старческое недомогание, на 67 году своей жизни, он передал место своему зятю и удалился на покой. На покое любимым и постоянным занятием о. Г. сделалось чтение религиозно-нравственных, глубоко-назидательных книг. Но недолго старцу пришлось пожить на покое. 2-го марта сего 1899 года он сильно заболел; немедленно после этого причастился Св. Таин и пособоровался, а 7-го марта его уже не стало.
Погребение тела усопшего состоялось 11-го марта. В это время приходский храм, несмотря на будний день, был переполнен молящимися. Чин погребения совершали 3 священника, при стройном пении местного хора. Вместо запричастного стиха, сказана была прощальная, глубоко прочувствованная речь зятем покойного, священником села Миловского, о. Н. Виноградовым. Обращаясь к почившему, проповедник говорил, между прочим, следующее: в сии последние минуты позволь, дорогой усопший, хотя кратко, заглянуть в твое прошлое! Не много радостных дней выпало на твою долю в здешней мятежной жизни! Как сын бедных родителей, ты еще с юных лет должен был познакомиться с нуждою и разного рода лишениями. В этом знакомстве с горем и нуждою и скрывалась тайна того горячего сочувствия, с каким ты всегда относился к людям бедным и неимущим. Тебе более, чем кому либо другому, понятны были страдания души человеческой. Даже в лучшую пору жизни, — в долгий период служения в Шуе, — немного было у тебя легких дней. В то время ты должен был нести нелегкие, особенно для небогатого человека, труды по воспитанию и благоустройству детей. Закат же дней твоих, когда ты сделался сельским пастырем, — был для тебя еще тяжелее: он сопровождался горестной потерей дорогих и милых тебе лиц, — жены и четверых взрослых детей. Но несмотря на все эти тяжелые жизненные утраты, ты, как добрый воин Христов, никогда не выражал малодушия. Таким я знал тебя, дорогой почивший, более пяти лет, — таким я видел тебя и в последние часы твоей безмятежной и христианской кончины!
А посему, я твердо и глубоко верую, что Правосудный Господь, — Нелицеприятный Судия, иже воздаст в день судный коемуждо по делом его, удостоит тебя неувядаемого венца славы, уготованного всем любящим Его.
После 6-й песни сказана была прочувственная речь одним из почитателей усопшего, священником Смельчаковым.
Тело почившего было погребено недалеко от того храма, в котором покойный, на закате дней своих, славил имя Божие.
Свящ. Н. Виноградов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 1899 г.).

20-го января 1907 г. в гор. Шуе скончалась известная церковная благотворительница А.Н. Блохина. А.Н. все время состояла попечительницей устроенных ее усопшим мужем богаделен при церквах села Краснова и погоста Николопенского, Вязниковского уезда. Эти благотворительные учреждения при означенных церквах обеспечены Блохиной и на будущее время. Передают также как достоверное, что усопшая А.Н. Блохина в духовном завещании оставила денежные суммы соборному храму в г. Шуе, равно как приходским церквам села Васильевского, Шуйского уезда, села Краснова и погоста Николопенского, Вязниковского уезда. (В. Е. В. № 5-й. 1907 г.).
Резолюцией Его Высокопреосвященства от 25 октября 1907 г. заштатный протоиерей г. Шуи Евлампий Правдин, согласно его прошению, за болезнию уволен от должности цензора очередных проповедей, произносимых в Шуйском Воскресенском соборе, и того же числа в этой должности, вместо о. Правдина, утвержден соборный протоиерей Павел Светозаров.
10 июля 1916 г. около 12 час. дня Его Высокопреосвященство Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский последовал из Палеха по направлению к гор. Шуе через села: Красное, Малые Дорки, Большие Дорки и Афанасьево. В каждом из указанных сел Архипастырь останавливался, беседовал с причтом и населением, детей благословлял крестиками. Поздно вечером Его Высокопреосвященство прибыл в гор. Шую и проследовал прямо на ночлег. Целью посещения Его Высокопреосвященством гор. Шуи было освящение храма, построенного на средства и в память благотворителя и благоукрасителя многих храмов Шуйского уезда Павлова. Освящение назначено было на 12-е июля. 11-го июля в 12 час. дня Его Высокопреосвященство посетил кладбище гор. Шуи, осмотрел кладбищенский храм и совершил панихиду на могиле М.А. Павлова. Пред панихидой Архипастырем сказана была речь, в которой дана подробная характеристика покойного, как доброго, милостивого и примерного христианина. В 6 час. вечера в градском соборе торжественно совершено было служение всенощного бдения, а 12-го июля с 8 час. утра началось освящение Святителем придела и служение Божественной литургии. По окончании Божественной литургии, представители от города приветствовали Его Высокопреосвященство, как первого Святителя своего города и в молитвенную память о гражданах города Шуи преподнесли ему икону Божией Матери, а после сего в присутствии Архипастыря от города прочтен был адрес Анне Ивановне Павловой, строительнице ново-освященного храма, вдове фабриканта Павлова. Его Высокопреосвященство благословил строительницу поднесенной иконой и сказал от себя ей теплое Архипастырское слово сочувствия и благодарности. В ознаменование первого посещения первого Архипастыря гор. Шуи весь город желал принять участие в торжестве. По пути следования Его Высокопреосвященства из храма в свои покои расставлены были войска квартирующих в гор. Шуе полков. Его Высокопреосвященство приветствовал их словом любви и ободрения в их служении. В знак благодарности воины поднесли Архипастырю в молитвенную память икону. После трапезы состоялась беседа Архипастыря с пастырями по вопросу местной церковной жизни. Вечером этого дня Его Высокопреосвященство отбыл из Шуи во Флорищеву пустынь.

Источники:
1. Описание Шуйского Воскресенского собора. Москва. Издание Николая Гавриловича Калужского. 1862.
2. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
3. П. И. Гундобин. г. Шуя. 1860 г.
Цветков Владимир Васильевич (1829-1878) - протоиерей Шуйского Воскресенского собора.
Pечь, сказанная в Шуйском Воскресенском соборе 19-го февраля 1880 г.
Речь, произнесенная в Шуйском Воскресенском соборе, по кончине Императрицы Марии Александровны 22 мая 1880 г.
Шуйский теплый храм во имя святителя Николая
Правдин Евлампий Иванович (1841 - 1913) - с 1898 г. настоятель Шуйского Воскресенского собора.
Священномученик Павел Михайлович Светозаров (1867-1922) – с 1892 священник Шуйского Воскресенского собора.
Город Шуя
Категория: Шуя | Добавил: Николай (09.03.2017)
Просмотров: 3760 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru