Церковь Покрова Пресвятой Богородицы зданием каменная таковою же колокольнею, пятиглавая; ограда при ней из белого камня с железными решетками. Исторические известия о сей церкви относятся к началу ХVII столетия, именно: в писцовых гор. Шуи книгах 1629 г., составленных Афанасисм Вековым, о ней сказано: „а в осыпи (кремле) соборная церковь Покрова Пресвятыя Богородицы; да в приделе — Иоанна Предтечи, да Благовернаго Князя Владимира Киевскаго древяна клецки“. Из этого описания видно, что Покровская церковь была прежде соборною. В приходскую обращена она была около 1667 года. О причинах переименования ее в приходскую сказано в истории Воскресенского собора. В память прежнего первенства Покровской церкви между Шуйскими церквами за ней и доныне остается название собора. Именуется она Старым Покровским Собором. — Существующая ныне церковь построена в 1754 году, как видно из надписи на храмозданном кресте. Из приделов, бывших при прежнем храме, Владимирский был упразднен, а Предтеченский устроен был вновь — каменный, отдельно от главного храма, в саженях 30 — 40 к западу; но одновременно ли с устроением главной церкви, или после, — неизвестно. На плане, составленном в 1771 году землемером Хомяковым, храм во имя Иоанна Предтечи значится отдельным. В сохранившейся описи Старого Покровского Собора, составленной в 1786 году Покровским священником Иваном Григорьевым, сказано: „Вторая церковь каменная Иоанна Предтечи, теплая; на нея кровля деревянная, глава и крест деревянные же “. Впоследствии священником Василием Миловидовым в этой описи о Предтеченской церкви отмечено: „По причине ветхости разобрана в 1814 году и употреблена на новые приделы", устроенные при главном храме, из коих один во имя Предтечи же, а другой — во имя Феодора Стратилата. Место, где отдельно стояла эта церковь, в настоящее время означено каменным столпом. При Покровской соборной церкви была еще деревянная церковь во имя Св. Алексия, человека Божия. Об ней упоминается в сказке, поданной гражданами в 1686 году Спасокукоцкого монастыря игумену Феодосию, живущему в Шуе на святительском дворе, где говорится: «А в Шуе в городе (осыпи) прежняя соборная церковь во имя Святаго Праведнаго человека Божия Алексея без пения стоит пуста, и соборные священники у нея не служат». Этот Алексеевский придел в конце XVII столетия упразднен был за ветхостью; но празднование Св. Алексею, человеку Божию, в Покровском соборе совершается и до ныне (1898 г.).
В 1830 г. Субботин Иоанн Алексеевич оставил Шуйское духовное училище, посвятив себя целиком пастырской деятельности в Старом Покровском соборе г. Шуи, став при этом членом Шуйского духовного правления и депутатом. Александр Иванович Казанский родился в с. Домнино 15 марта 1831 г. По окончании семинарии с 1851 г. был учителем Муромского, а с 1857 г. - Переславского духовного училища. Женился на дочери протоиерея Александровского собора Якова Васильевича Миловского. 17 января 1860 г. преосвященным Иустином - епископом Владимирским и Суздальским рукоположен во священника к Шуйскому Старому Покровскому собору. Став протоиереем, с 1889 г. - бессменный благочинный по Шуйскому городскому округу.
Старый Покровский собор в Шуе. Фото из музея им. М.В. Фрунзе, Шуя.
В Покровской церкви три престола: в настоящей - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в придельной — во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и во имя Св. Великомученика Феодора Стратилата. [1] В главном алтаре на престоле и жертвеннике — облачения медные высеребряные, с вызолоченными чрез огонь священными рельефными изображениями на них; ограждены позолоченными рамами, с бемскими стеклами. Устроены облачения в 1873 г, усердием церковного старосты И. М. Терентьева. За престолом деревянный восьмиконечный крест, с изображением Распятия Господня. На Спасителе венец сребропозлащенный со стразами. За жертвенником — икона Божией Матери Тихвинской. На иконе венец и цата сребропозлащенные, оплечье и оклад серебряные, убрус жемчужный. Иконостас — резной с колоннами о 5 ярусах, вызолочен на полимент червонным золотом. Св. иконами, утварью и ризницею церковь очень богата. Из св. икон особенное внимание заслуживают: 1. Над царскими вратами — небольшой четвероконечный крест, обложенный жемчугом, со святыми мощами. На нем надпись: „Лета 7193 (1685) апр. в 21 день сотворил сей крест Давид Иванов Пущников, житель Нижняго Новгорода". 2. Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Икона эта очень древняя. На задней стороне доски есть следующая надпись: „Лета 7160 (1652) сентября 1 дня поставил сию икону в соборную церковь Покрова Богородицы Григорий Утешов иконник". На иконе риза сребропозлащенная, весу в которой 12 фунтов. 3. Икона Шуйской - Смоленской Божией Матери в ризе сребронозлащенной с таковым же венцом, украшенным драгоценными камнями. Убрус жемчужный, на верху его звезда из семи алмазов. Весу в ризе 15 фунтов. У правого плеча Божией Матери изображены святые: Лев, Папа Римский, муч. Анастасий, царица Александра и прор. Илия. Под ними подпись: „Сей Св. образ приложен в церковь Иоанна Предтечи по обещанию Настасьи Григорьевны Обуховой на намять их сродников, кои при этой церкви положены и ангелы их написаны". Внизу другая надпись: „Написан сей Святей образ Пресвятой Богородицы, что во граде Шуе в соборной церкви Воскресения Христова с самаго с подлиннаго чудотворнаго образа и мерою, нарицаемыя Смоленския-Шуйския, по обещанию коллежскаго асессора Ильи Андреевича сына Обухова в бытность его в г. Шуе воеводою в лето от сотворения мира 7253, от Рождества же Бога Слова 1745 июля в 10 день, а писал сей Святый образ города Шуи иконописец Иван Болотов". 4. Икона Св. Иоанна Предтечи, древняя, греческого письма, в сребропозлащенной ризе. На Св. Иоанне Крестителе риза накладная жемчужная. Предание говорит, что образ сей дар царя Ивана Васильевича Грозного, присланный в Покровский собор. Достоверность этого предания подтверждается тем, что на задней стороне доски находится следующая надпись: „Царя Ивана Васильевича 7108 года". Шуйские граждане к сей иконе питают особенное благоговение. 5. Икона Св. Иоанна Воина, с изображением по сторонам некоторых событий из его жизни, в сребропозлащенной ризе, с таковым же венцом, украшенным стразами и другими камнями. Весу в ризе 4 фун. 84 зол. Внизу иконы следующая надпись, выбитая на ризе: «Иоанна Войнственника. Воеводской канцелярии воеводы Илии Андреева сына Обухова 1747 года». А на краю ризы, подогнутом под икону, следующая надпись: «1814 года месяца сентября сооружена на оной образ серебряная риза при уездном судье Александре Матвееве Иванове». Икона сия до 1867 года находилась в присутственной комнате Шуйского уездного суда, в который передана была, вероятно, из воеводной канцелярии. В означенном году, с упразднением уездного суда, она передана была в Покровский собор. Икона сия в летнее время находится в холодной Покровской церкви, а в зимнее время — в теплой. К иконе этой, как весьма древней, не только жители Шуи и окрестных селений, но и отдаленных мест Владимирской и смежных губерний, издавна питают глубокое благоговение. 6. Икона Божией Матери, „Всех Скорбящих Радость", художественной кисти. На Божией Матери и Богомладенце — короны из разных камней: страз, бирюзы, аметистов; риза на ней сребропозлащенная, вызолочена усердием поч. гражд. И. М. Терентьева. Икона эта замечательна тем, что вместо больных, слепых, нагих и прочих, которые обыкновенно пишутся на иконе Божией Матери, „Всех Скорбящих Радость", изображены около Богоматери: „радость миру родившей и греховную печаль потребившей", 66 святых мужей и жен Ветхого и Нового Заветов. — Внизу иконы надпись: „Писал сей Св. образ города Шуи в церковь Св. Пророка Предтечи Иоанна по обещанию Шуйской осыпи и воеводскаго княжева двора дворником Герасимом Михайловым, а писал Шуянин Борис Болотов в лето от Рождества Христова 1747 апреля 7 дня". Другая надпись: „Сделана на сей образ риза усердием Шуйских купцов Федора Герасимова и сына его Иоанна Поповых в лето от Рождества Христова 1841. Весу в ризе 14 фун. 54 зол.". 7. Храмовая икона Иоанна Предтечи. Предтеча изображен имеющим крылья и держащим в левой руке блюдо с отсеченною главою. Икона эта хорошей живописи и богато украшена: риза на ней сребропозлащенная, венцы украшены крупными аметистами, стразами и бирюзой. Весу в ризе 35 фун. 25 зол. Устроена в 1842 году усердием И. Н. Корнилова. Из Евангелий замечательны: 1. Евангелие, изданное в Москве в 1852 г., в лист, напечатанное на александрийской бумаге золотистою краской, в сребропозлащенном окладе. Верхняя доска с накладными рельефными изображениями — в средине — Господа Вседержителя, с предстоящими: Божией Матерью и Св. Иоанном Предтечей, а по углам — Евангелистов; украшена изящной резьбой, а по ней — стразами и другими разноцветными камнями. На нижней доске вычеканен образ Покрова Пресвятой Богородицы. На внутренней стороне задней доски на металлической пластинке начертаны слова: „Евангелие сие пожертвовано в старый Покровский Собор усердием Шуйскаго 1-й гильдии купца Ив. Фед. Попова в 25 день декабря 1859 года". Весу в нем 1 пуд 10 фун. 2. Евангелие в поллист, древнее, юсовое. В начале его, на одном из белых листов, следующая надпись, сделанная рукою митрополита Геласия: „Смиренный Геласея Митрополит Сирский и Подонской". Это написано полууставом, ниже сего — скорописью: „Лета 7109 (1601) апреля в первый день, Преосвященный Геласея, Митрополит Сарский и Подонский, положил сию книгу Евангелие и с Евангелисты в пречестную обитель Великаго Христова страстотерпца Александра в церковь на престол, - без выносу, по своей душе и по своих родителях. От многаго желания и усердия и вы священници и диаконы святыя обители, прочитающия книгу сию, послушающе всю и пользующися не забудите помолитесь за многогрешнаго инока Геласея, яко да ваших святых молитв даст ми человеколюбец Бог покаяние. Егда скончается живот мой, Господа ради и любовной Его заповеди, поминайте мою многогрешную душу за упокой, родителей в синодик напишите, понеже убо аз заблудша овча стада пречестныя обители Всемилостивейшаго Спаса и Боголепнаго Его Преображения и преподобнаго отца нашего архимандрита Евфимия Суждальскаго чудотворца и пострижены и благословенье приях от руку отца Архимандрита Иева, потом бысть в Суждале епископ, тож и архиепископ. А милость Божия и Пречистыя Богородицы и великих Чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, молитвами и нашего смирения и благословения да есть и будет аминь". Евангелие сие приложено в церковь в 1855 году. 3. Евангелие в поллист, изданное в Москве 7162 (1654) года. В послесловии „Благоверному и православному всякаго чина и возраста читателеви“ сказано, что книга сия «начата бысть печататися в лето 7161 месяца марта в 21 день в Богохранимом и царствующем граде Москве... совершена же бысть 162 года месяца октября в 25 день, во второе лето Патриаршества великаго Государя Святейшаго Никона патриарха Московскаго и всея руссии». — По листам подписано — в начале книги: „сие святое Евангелие приложил Шуи города в собор в дом Покрову Пресвятыя Богородицы троицкаго монастыря Архимандрит Нафанаил по родителях своих", — на последних листах: „книга, глаголемая Евангелие города Шуи троицкаго монастыря Архимандрита Нафанаила". Евангелие сие обложено вишневого цвета бархатом с средником и наугольниками сребропозлащенными. 4. Евангелие в лист, в сребропозлащенном окладе. Издано в Москве в 1774 году. 5. Таковое же Евангелие, изданное в Москве в 1779 г.
Из Св. крестов: 1. Крест четвероконечный, кипарисный, резной, древний, в 3 вершка, с дванадесятыми праздниками, в сребропозлащенном окладе, вокруг которого вязью следующая надпись: „Сей Святый животворящий Крест Господень сотворися помощию Его в великом Новеграде в соборную церковь Покрова Пресвятыя Богородицы и Св. Иоанна Предтечи в град Шую при благословении великаго господина преосвященнаго Питирима Митрополита великаго Новгорода и великих Лук и всего помория по обещанию душевнаго его послуха, иеромонаха Иоасафа, во спасение души его, лета 7180 (1672)“. 2. Крест большой сребропозлащенный, изящной работы известного фабриканта Хлебникова. Весу в нем 225 золот. Приложен поч. гражд. Анной Телегиной. 3. Ковчег сребропозлащенный с 7-ю колоннами; среди их — гробница с Ангелами: одним — председящим и двумя — предстоящими с рипидами; на западной стороне — Св. Жены Мироносицы; в верху — изображение Воскресения Христова. Весу в нем 20 фунтов. В церковной библиотеке сохраняются несколько указов и манифестов времен Императора Петра I и последующих царствований, а именно: 1. Императора Петра I три указа. 2. Императора Петра II один указ. 3. Императрицы Анны Иоанновны 7 указов и манифестов. 4. Императрицы Елизаветы Петровны 9 указов и манифестов. 5. Императрицы Екатерины II 14 у канон и манифестов. [1] Церкви принадлежал каменный дом, крытый железом; в нем помещались старые церковные вещи и жил церковный сторож. Церковные документы: копии метрических книг с 1784 г. и исповедные росписи с 1829 г. хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Причта по штату положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал 594 руб. процентов с церковного капитала и за требоисправления до 2200 р., а всего в год до 3000 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. [1] Приход: в Шуе и деревне Набережной дворов 109, душ мужского пола 412 и женского пола 508 душ. [1]
В 1910 г. благочинный 4 округа Покровского уезда, священник с. Воскресенского Николай Иоаннович Якиманский переведён к старому Покровскому собору г. Шуи.
В 1928 г. власти, вопреки мнению общины, передали Спасскую церковь «обновленцам». Обновленцы продержались там лишь около года, после чего церковь была закрыта. Дмитрий Васильевич был назначен настоятелем Покровской церкви. Вместе с ним туда перешла и большая часть прихожан Спасского храма. Вскоре Дмитрий Васильевич с семьёй и родственниками его был выселен из своего большого дома. Ему с женой пришлось поселиться в сторожке при Покровской церкви. 2 октября 1937 г. церковь была закрыта, и почти 50 лет в храме складировали строительные и горюче-смазочные материалы. От величественного храма остались только стены и свод. В 1998 г. храм был передан Церкви и в нём возобновилась служба.