Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.10.2017
14:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [687]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Шуйская Спасская церковь

Шуйский-Спасский женский монастырь

Шуйский-Спасский монастырь — женский, в городе Шуе Владимирской губернии.
Спасская церковь упоминается в 1629 году Афанасием Вековым, составлявшим в том году писцовые книги Шуи. Он говорит в своем описании: „Церковь Нерукотвореннаго Его образа Спаса нашего Иисуса Христа древяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсребреников Козьмы и Дамиана; а в церкви сосуды св. оловянные; облачения, ризы и стихари ветхи, — крашенинныя, лазоревыя, да панагия оловянная... Да в церкве ж образ Спасов на золоте, прикладу три венца серебряные — сканные, да цата резная... Да на престоле два Евангелия (тетр) письменныя, и прочия все книги письменныя, ветхи, а приклад князя Ивана Гундорова. Да на колокольнице шесть колоколов: большой, средний и два зазвонных“.
В таком бедном виде Спасская церковь существовала до 1696 года. В этом году она была разобрана и вместо нее была построена на том же месте новая каменная церковь, которая была и освящена в том году 29 марта, что видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся при церкви. Бывшие же прежде приделы в честь Чудотворцев и Безсребренников, нужно полагать, в этом году были совершенно упразднены, так как в надписи на храмозданном кресте об освящении их не говорится, а равно и в следующие затем годы об них нигде не упоминается. Вместо их говорится об отдельной деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери. Когда при Спасском храме устроена была эта церковь, — неизвестно.
В поручной записи Шуян сказано: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)».
Из челобитной 1689 г. видно, что Спасский монастырь зависел от Шуйского-Троицкого мужского монастыря.
В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, сказано: „да в Шуе на посаде церковь Всемилостиваго Спаса, каменная, да церковь Владимирской Богородицы, деревянная, ветха". Обе эти церкви во время бывшего 12 мая 1710 года пожара были разрушены.
В Спасский монастырь в конце царствования Петра I переведены инокини Борисоглебского монастыря.
В 1716 году Спасская церковь снова была выстроена каменная, что доказывает надпись на храмозданном кресте, который хотя и не сохранился до нашего времени, тем не менее на него указывают клировые ведомости очень давних времен. Вместо сгоревшей деревянной церкви был устроен каменный придел во имя Владимирской Божией Матери при самом Спасском храме.

До 1764 г. монастырь был приписан к Николаевскому-Шартомскому монастырю.
В 1764 году Спасский монастырь был упразднен.

Спасский приход

В 1770 году, во время бывшего в городе пожара, Спасская церковь снова обгорела. После возобновления существовала до 1792 года, в котором опять обгорела. По возобновлении, была освящена 17 августа 1796 года, что видно из обычной надписи на храмозданном кресте, хранящемся при церкви. С этого года церковь невредимо существовала до тридцатых годов XIX столетия. В этих годах Спасские прихожане, ревнуя о благолепии Дома Божия, решили дать храму более благолепный вид и расширить его, так как теплый храм был очень тесен. Придел был разобран и к главному Спасскому храму пристроены были новые каменные, вместо одного, два теплые придела: во имя Владимирской Божией Матери и во имя Божией Матери Боголюбивой, которые и были освящены 7 и 8 ноября 1833 года, что видно из надписи на храмозданном кресте. Приделы устроены усердием купца П. А. Волкова. Трапезная была расширена в 1869 г. Тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня.
После устройства приделов приступлено было к переустройству и главного Спасского храма, — который окончательно был устроен в 1847 году и 6 июля того же года был освящен.


Фрагмент литографии «Вид города Шуи с северной стороны» из книги В.А. Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей» (1851) с изображением Спасской церкви с шатровой колокольней в центре

Виды Спасской церкви в Шуе на фотографиях рубежа XIX-XX вв.

Виды Спасской церкви в Шуе на фотографиях рубежа XIX-XX вв.

Спасская церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.
Престолов в ней три: в холодной — в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его образа, и в теплых приделах — во имя Владимирской Божией Матери и во имя Боголюбовской Божией Матери.
Св. иконы в церкви, утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями.
Из священных древностей церкви замечательны:
Св. иконы:
1. За правым клиросом в холодной церкви, древний, большой, устроенный из трех дерев: кипариса, кедра и мужжевела, св. крест, с изображением на нем Распятия Господня. Крест этот устроен был в 1770 году вместо сгоревшего в том году точно такого же креста, устроенного в 1654 году. На Распятом Спасителе один венец сребропозлащенный, другой — жемчужный; препоясание и оклад сребропозлащенные. На задней стороне креста — изображение Пр. Симеона столпника с предстоящими. На этой стороне — оклад медный, вызолоченный чрез огонь. Крест вызолочен усердием купеческой вдовы Е. В. Крайкиной. Длина креста 4 ½ арш. и ширина 2 арш. 14 вер.
2. Аналойный образ Св. Чудотворцев и Безсребренников Козьмы и Дамиана, в серебряной ризе. Образ этот древний. Устроен в 1606 году, как видно из надписи на нем.
Св. кресты:
1. Крест древний, времен Великого Князя Иоанна Васильевича III, с резным по дереву Распятием Господним, восьмиконечный, 12 вершков длиною, в сребропозлащенном окладе, устроенном в 1831 году. На противоположной стороне — клейма с изображением страстей Господних. Крест этот поставлен на престоле, на посеребряном пьедестале. На задней стороне его вырезана полууставом следующая надпись: „В лето 6989 (1481) при Великом Князе Иоанне Васильевиче и при Митрополите Геронтие, а положил сей крест Василий Дмитриев".
2. Крест восьмиконечный, древний, в сребропозлащенном окладе. На нем следующая надпись: „Построен сей крест в церковь Нерукотвореннаго образа в град Шую тщанием и иждивением иеромонаха Павла, иже прежде бе тоя церкви диакон Петр купно тоя же церкви с иеромонахом Иаковом и прихожанами мироздания 1698 лета месяца марта". Крест с мощами разных святых.
3. Крест сребропозлащенный старинной работы, с мощами разных святых.
4. Крест медный посеребряный, с мощами разных святых.
Св. евангелия:
1. Евангелие в поллист в сребропозлащенном окладе. Издано в 1753 году.
2. Евангелие в лист на полуалександрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе. Издано в 1784 году.
3. Евангелие в поллист, обложенное малиновым бархатом. Верхняя доска на нем сребропозлащенная. Издано в 1771 году.
4. Евангелие в поллист, в сребропозлащеннном окладе. Издано в 1677 году.
В церковной библиотеке также имеется несколько старинных книг духовно-нравственного содержания, из коих особенною древностью отличаются „Трубы или проповеди слова Божественнаго на дни праздников Господских и прочих" Лазаря Барановича, изд. Киевопеч. Лавры 1674 года; а остальные книги изданы в XVIII столетии.


Д.В. Грамматин, 1915

На северной стороне церкви находится входная каменная часовня, крытая железом; купол на ней украшен накладными вызолоченными звездами; глава же и крест вызолочены чрез огонь червонным золотом. Вверху, над входом в часовню, живописное изображение Нерукотворенного образа Спасителя. По сторонам его, на стенах, следующая надпись: «Поставим Животворящий Крест Господень с предстоящими при храме Нерукотвореннаго Образа Снпаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящаго во храме Воскресения Христова, что в Новом Иерусалиме, из трех составных древ: кедра, кипариса, а вместо певга (сосны), мужжевеля от усердия жителей, в лето от Р. X. 1654. Во дни Благочестивейшаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при великом Святейшем Патриархе Никоне бысть смертоносная язва в городе Шуе, от 1-го сентября по 12-й день октября. В течении сего времени померло 560 человек, а осталось 610 чел. Отныне поставлен сей крест Господень на предбудущие веки Христианскому роду, и для того установлено молебное пение о спасении города Шуи на память Симеона Столпника и матери его Марфы". Самая часовня была устроена в 1654 году, при храме, по тому же случаю, т. е. в благодарность Господу Богу за избавление города Шуи от моровой язвы. С древних времен в часовню совершаем был из Воскресенского собора, с чудотворной иконой Шуйской-Смоленской Божией Матери, крестный ход каждогодно вт. 1-й день сентября. Здесь, пред Животворящим Крестом, совершаемо было благодарное Господу Богу молебное пение. В 1770 году, во время бывшего в городе пожара, часовня обгорела; сгорел и означенный крест 1654 года. Вместо его устроен был другой такой же. В часовне стоял он до 1831 года. Так как, по случаю бывшей в этом году в Шуе холеры, стечение богомольцев в часовню было очень большое, а часовня — тесная, то Крест и перенесли поэтому тогда в самый храм, куда совершался из собора крестный ход 1-го сентября каждогодно. В часовне же после того устроен был другой крест с предстоящими.
В 1879 году усердием купца П. В. Китаева в часовне сделан был иконостас, а в 1880 году тем же благотворителем иконостас был вызолочен.
При церкви имеется каменная, довольно обширная сторожка, крытая железом, оштукатуренная и выкрашенная красной краской. Устроена в 1869 году усердием Г. В. Щеколдина.
Церковные документы хранятся в церкви: копии метрических книг с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1896 году и также хранится в церкви.
Причта положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 541 р. 96 к. и за требоисправления 1580 р., а всего в год 2120 р. Причт живет на квартирах. В приходе числится 135 дворов; душ мужского пола 441 и женского пола 542, в том числе раскольников женского пола 1 душа.

/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./

Михаил Васильевич Миловский родился в селе Лыково 11 января 1818 г. В 1826 г. поступил во Владимирскую семинарию, где его записали по фамилии старшего брата Якова, в том году окончившего семинарию. В 1838 г. подобно брату Михаил первым учеником окончил семинарию и на казённый счёт был направлен в Московскую духовную академию. Получив по окончании академии степень кандидата богословия, он был определён учителем словесности в Тобольскую духовную семинарию. В 1846 г. был перемещён во Владимирскую семинарию, где преподавал Священное писание и французский язык.
В 1850 г. принял сан священника, получив назначение в Спасскую церковь г. Шуи, где он служил 43 года до увольнения за штат по состоянию здоровья. С 1856 по 1883 гг. был Благочинным Шуйского округа, с 1873 г. - протоиерей.
Михаил Васильевич был широко образованным человеком. Московская духовная академия, основанная в 1814 г. на базе Славяно-греко-латинской академии, давала обширные знания в области науки, литературы, искусства. Он успешно сочетал служение Церкви с общественной и литературной деятельностью: был членом правления Шуйского духовного училища, гласным земского собрания, директором уездного Попечительского общества о тюрьмах. Много сделал для открытия в Шуе гимназии, где потом преподавал, печатался во «Владимирских губернских новостях». По службе имел все знаки отличия и награды, даваемые иереям, включая палицу и митру. Был награждён государственными наградами, в том числе орденами «св. Анны 2-й сг.» и «св. Владимира» 4-й и 3-й степеней. От Духовной консистории получил знак Красного креста за попечение о раненых. В 1884 г. Правительствующим Сенатом «за заслуга по гражданскому ведомству» был причислен с детьми к дворянскому сословию.
От природы он был крепкого здоровья. Несчастный случай подорвал его зимой 1886 г. Михаил Васильевич поскользнулся на льду и сломал шейку бедра, но и после этого продолжал службу в течение семи лет. Скончался 8 июня 1896 г. Похоронен в ограде Спасской церкви г. Шуи.
Жена: Анастасия Ивановна (ур. Субботина). Дочь протоиерея Старого Покровского собора г. Шуи И.А. Субботина. Брак с 11 января 1848 г. Дети: Анна, Мария, Александра, Ольга, Иван, Николай, Сергей, Екатерина.

Дмитрий Васильевич Грамматин родился в с. Казнево 22 сентября 1869 г. Детство Дмитрия прошло в с. Илькино Меленковского уезда, куда был переведён его отец после потери от пожара своего дома в с. Казнево. Успешно окончив Муромское духовное училище, Дмитрий в 1884 г. поступил, а в 1891 г. окончил по первому разряду Владимирскую духовную семинарию. Имел право, как и его старший брат Михаил, поступать в духовную академию. Однако от дальнейшей учёбы пришлось отказаться - без отца нужно было помогать матери и сестрам. С 18 августа 1891 г. стал работать учителем церковно-приходской школы в с. Абакумово Покровского уезда.
Женившись на дочери настоятеля Спасской церкви г. Шуи М.В. Миловского, 7 февраля 1893 г. был рукоположен во священника в эту церковь. В храме Всемилостивого Спаса Дмитрий Васильевич служил 35 лет (до передачи церкви «обновленцам» в 1928 г.). Вдохновенно вёл службу, обладая хорошим голосом. Авторитет его как в Шуе, так и в епархии возрастал. В 1895 г. ему доверяют должность смотрителя Шуйского епархиального свечного склада, которую он занимал много лет (должность эта утверждалась епархиальным съездом). С 1896 г. он член комитета по рассмотрению проповедей. Был постоянным участником и неоднократно помощником председателя Съездов духовенства Владимирской епархии. Имел различные церковные награды: скуфью, камилавку, в 1900 г. получил Благословение Св. Синода «за заслуги и пожертвования», в 1910 г. золотой наперсный крест от Св. Синода. В 1912 г. был награждён орденом «св. Анны 3-й ст.». Имел серебряные медали: «В память царствования императора Александра III» на Владимирской ленте и к 25-летию церковно-приходских школ на Александровско-Владимирской ленте, а также бронзовые: «За труды по І-ой Всероссийской переписи населения» и «В память 300-летия Дома Романовых».
Кроме службы Дмитрий Васильевич вёл большую просветительскую работу. В течение четырнадцати лет был законоучителем в Шуйской женской гимназии и Заречном мужском училище. Один из первых в губернии организовал при церкви уличную библиотеку. С 1896 г. он член уездного отделения епархиального училищного совета. Публиковал статьи во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» и во «Владимирских губернских ведомостях».
В переломный для церкви 1918 г. одному из первых указом избранного патриарха 5 апреля Дмитрию Грамматину был присвоен сан протоиерея.
Последние годы службы в Спасском храме были особенно трудными. После декрета об отделении церкви от государства началось преследование духовенства. В 1922 г. принудительно были изъяты из храма драгоценные предметы, в том числе и нужные для богослужения. Много выдержки, настойчивости, мужества, пришлось приложить Дмитрию Васильевичу, отстаивая в течение 10 лет храм от нового течения «обновленцев». При этом он пользовался полной поддержкой своих прихожан.
Лишь в 1928 г. власти, вопреки мнению общины, передали Спасскую церковь «обновленцам». Обновленцы продержались там лишь около года, после чего церковь была закрыта.
Дмитрий Васильевич был назначен настоятелем Покровской церкви. Вместе с ним туда перешла и большая часть прихожан Спасского храма. Вскоре Дмитрий Васильевич с семьёй и родственниками его был выселен из своего большого дома. Ему с женой пришлось поселиться в сторожке при Покровской церкви.


Храм Всемилостивого Спаса в Шуе. Фото Ф.В. Никонов, 1891 г.

В 1929-1930 гг. Дмитрий Васильевич закончил «Летопись Спасской церкви», которую вел в течение всей службы там. Он не терял уверенности, что наступит время, когда история Церкви будет востребована потомками.
Покровский храм не был для Дмитрия Васильевича чужим. Там служили (и в ограде церкви были похоронены дед его жены Субботин И. А. и брат его матери Александр Иванович Казанский). Новому настоятелю пришлось объединить в единое целое две общины - покровскую и спасскую. Осложнялось положение спадом религиозно-нравственных качеств паствы и резким ухудшением материального состояния прихожан. Лишь личным примером, сам живя более чем скромно, продолжая строго вести службу, Дмитрий Васильевич укреплял веру прихожан.
Деятельность Дмитрия Васильевича в эти сложные для церкви годы ценили не только в епархии, но и в Высшем церковном управлении. Он стал благочинным округа. От Московской Патриархии он был награждён в 1925 г. Крестом с драгоценностями, а в 1927 г. высшей наградой для протоиереев - палицей. Уже, будучи настоятелем Покровского храма, в марте 1932 г. Дмитрий Грамматин был награждён митрой (головным убором архиереев, который давался протоиереям в исключительных случаях).
Но, и став митроносным протоиереем, Дмитрий Васильевич по-прежнему жил в сторожке, испытывая материальную нужду.
В августе 1937 г. ушла из жизни его жена Екатерина Михайловна, а 2 октября 1937 г. Покровская церковь в числе пяти других шуйских церквей была закрыта властями.
Оставшись без жены и без службы, Дмитрий Васильевич переезжает к сыну в г. Родники Ивановской обл. Живя в семье сына-учителя, не получая пенсии, он старался помогать в домашних делах, держался достойно, не жаловался на судьбу. Мужественно переживал арест сына в 1938 г., поддерживал сноху и внуков, внушал оптимизм родным.
Имея тяжёлую болезнь желудка, сказал в семье, что поехал на консультацию в Иваново, а сам лег на операцию в Шуе, во время которой и скончался 28 сентября 1940 г., оставив о себе самые светлые воспоминания.
Жена: Екатерина Михайловна (ур. Миловская) родилась в г. Шуя 21 августа 1867 г. Дочь протоиерея Спасской церкви Миловского Михаила Васильевича и его жены Анастасии Ивановны (ур. Субботиной). Венчание состоялось в Спасской церкви г. Шуя в 1893 г.
Так породнились духовные роды Грамматиных и Миловских.
Екатерина Михайловна окончила Шуйскую гимназию, получила звание домашней учительницы. Была доброй заботливой женщиной. В их доме всегда жили родственники, к которым она относилась с вниманием и любовью. Умерла в Шуе 7 августа 1937 г.
Дети: Вера, Сергей.
/А.С. Грамматин, А.А. Бенедиктов. Родственные поколения священнослужителей Владимирской епархии./ М.: «Старая Басманная». 2015. 175 с./

Николай Александрович Порошин (ум. 1915) – благотворитель гор. Шуи.

Спасская церковь была взорвана 1 мая 1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину.
В 2008 г. установлен памятный крест.


Поклонный крест на месте Спасской церкви


Шуйский Воскресенский собор
Шуйский теплый храм во имя святителя Николая
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (10.03.2017)
Просмотров: 272 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика