Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
03:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [26]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Лыково, Юрьев-Польский район

Село Лыково

«Село Лыково – отъ Владимира (Владимирский уезд) въ 45 верстахъ, при колодцахъ».
В XVII и XVIII (до 1764 г.) вв. Лыково было вотчиной Козьмина монастыря.

1857 год: «Лыково, село казенное: число дворов – 140; число душ по 8 ревизии: мужского пола – 398, женского пола – 410; число душ по 9 ревизии: мужеского пола – 411, женского пола – 456; действительное население: мужеского пола – 412, женского пола – 459; занимаются хлебопашеством; при каменной Воскресенской церкви – 2 священника и диакон с причтом; 2 ветряных мельницы».
1859 год: «Лыково, село казенное: при колодцах; число дворов – 157; число жителей: мужеского пола – 489, женского пола – 540».
1877 год: «Владимирское уездное земское собрание. Уполномочить управу выдать крестьянину села Лыково Кузнецову 20 рублей на расходы при переносе им кузницы на другое место далее 30 сажень от училища, чем сократиться платеж страховой премии за то училище на 22 рубля 50 копеек».
В 1888 году появилось предложение: «учредить сельский банк в с. Лыково. Управа составила проект устава, земское собрание его одобрило, но проект не был утвержден министерством финансов…
Вследствие чего Владимирский губернатор, признавая в настоящее время возможным учреждение для крестьян села Лыково банка, согласно отношения особенной канцелярии по кредитной части от 3 февраля 1888 года, 19-го февраля 1888 года просил уездную управу дать дальнейшее направление сему делу в порядке, установленном законом. Причем приложил и правила о порядке и условиях учреждения сельских банков.
Уездная управа предложила объявить крестьянам села Лыково, что в случае желания иметь у себя сельский банк с основным капиталом в 2000 рублей, завещанных для сей цели г. Назаревским, они должны составить мирской о том приговор и представить его в уездное по крестьянским делам присутствие. Из последующей затем переписки с волостным правлением видно, что на открытие банка крестьяне села Лыково изъявили согласие и что приговор их по сему поводу представлен по указанию управы».
В 1896 году была закрыта мелочная лавка Фадеевой Марии Григорьевны.
1897 год: «Село Лыково относится к первому медицинскому участку с фельдшерским пунктом в селе Старо-Фетиньино. Фельдшер – К.Л. Бодаковский».
В 1897 году была закрыта лавка Егорова Прокофия Прокофьева в селе Лыково Андреевской волости.
В 1899 г. в Лыкове был Лыковский сельский банк: попечитель – крест. Иван Васильевич Прохоров; Члены поверочного совета: крест. Александр Никонов. Козин, крест. Алексей Михайлов. Тюлюзин, крест. Михаил Степанов. Лукин; Распорядитель – крест. Егор Захаров. Кузнецов.
На 1901 год: «количество дворов – 219; колодцев – 17; прудов – 1».
1905 год: «Лыковская пожарная дружина, учрежденная для тушения пожаров в селах Лыково и Косагово и деревнях: Небылое, Выремша и Слуда Владимирского уезда и в деревне Чурилово Юрьевского уезда, обратилась в уездную управу с ходатайством о выдаче ей денежного пособия, в размере по усмотрению земства, на приобретение пожарных инструментов. Докладывая об этом земскому собранию, уездная управа в видах несомненной пользы, ожидаемой от подобных дружин в деле борьбы с сельскими пожарами, полагала бы в удовлетворении означенного ходатайства ассигновать какую-либо сумму и ходатайствовать пред губернским земским собранием об оказании дружине пособия из средств страхового капитала».
В конце октября – ноябре 1905 года, в разгар аграрных волнений, крестьяне селений Лыково, Пречистой Горы, Слуды, Воскресенского, Леднева, Ельцы организовали массовую самовольную рубку леса помещицы Балк.
Большевистская газета «Новая жизнь» в № 21 от 25 ноября 1905 года писала: «…ввиду того, что крестьяне прекращают уплату повинностей, в том числе земских, и так как, вследствие тревожного настроения, частные владельцы тоже значительно сократили платежи, земская касса пустует месяцами, задерживая расчеты…»
В № 25 от 30 ноября: «Продовольственный капитал разобран почти весь. Аграрные беспорядки вспыхивают в разных местностях уезда, ограничиваясь рубкой леса и свозом заготовленных дров. Крестьяне своей властью сменяют старшин, выбирают новых…»
Крестьянин села Лыково Данилов Глеб Данилович в 1906 году был выдвинут на должность помощника заведующего Андреевским военно-конским участком (заведующий – крестьянин села Небылое Долин Лука Филиппович). Избран закрытою подачею голосов на трехлетие с 1907 по 1910 годы.
В январе-феврале 1918 года в Небылом, Андреевском, Лыкове и других селениях уезда организуются партийные ячейки.

Село Лыково входит в состав муниципального образования «сельское поселение Небыловское».
Численность населения в 2010 году – 55 муж. и 70 жен., всего 125 чел.


Плотина в с. Лыково.
Вид на Свято-Покровский храм

Свято-Покровский храм

В книгах патриаршего казённого приказа 1635 г. записано: «Церковь Христова мученика Георгия въ вотчине Козьмина монастыря села Лыкова дани четыре алтына пять денегъ». Запись под 1687 годом: «195 г. мая Козьмина монастыря вотчине село Лыково, отъ монастыря 2 версты, а въ немъ церковь во имя святаго мученника Георгия древенна клецки крыта тесомъ объ одной главе, глава и шея обиты чешуею, крестъ железный, олтарь круглый, въ церкви царские двери сень и столпцы писаны краски ветхи, по правую сторону царскихъ дверей Спасовъ Образъ Нерукотворен. Писанъ краски, венец на золоте, подсвечникъ древяной писанъ краски, насвешникъ жестяной, южная дверь на ней арх. Стефанъ писанъ краски, образъ Видения чудотворца Сергия и Никона Радонежскихъ чудотворцовъ писанъ краски, образъ святаго мученика Егоргия венецъ и цата и корона сребряныя золоченыя резныя, на короне 9 камешковъ разныхъ цветовъ, на томъ же образе у Спаса венецъ резной, да другой образъ великомученика Егоргия въ житии оба ветхи, передъ нимъ подсвешникъ деревянной писанъ краски жестяной; по левую сторону царскихъ дверей образъ Пресвятыя Богородицы Казанския писанъ краски венецъ на золоте въ киоте деревянномъ, киотъ писанъ краски, насвечникъ жестяной, северная дверь на ней писано Адамово сотворение и прав. Авраама, Исаака и Иакова и Даниила пророка писанъ краски, образъ Николая чудотворца въ житии, венецъ сребряной резной, цата сребряная басемная позолочена, въ прикладе денегъ алтынъ, образъ ветхъ, образъ святителя Алексия чудотворца ветхъ, вверху деисусъ поясной диконъ писанъ краски, паникадило спускное о 6 шандалахъ, да поясъ праздниковъ 17 иконъ, пророковъ 17 иконъ, въ олтаре у царскихъ дверей завесъ крашенинной, на престоле индития крашенинная, на престоле евангелие печатное оболочено камкою, на немъ Распятие и Евангелисты медные, крестъ благословящей сребряной позолоченъ басемной, Распятие литое позолочено медное ветхъ, образъ запрестольной Пресвятыя Богородицы Одигитрия обложенъ сребромъ ыенцы и цата сребряное жъ позолочено басемное; на другой стороне Николая чудотворца венецъ и цата сребряной басемной позолоченъ, другой образъ Пресвятыя Богородицы Казанския на другой стороне Николая чудотворца писанъ краски убрусъ дороги червчатые, по концамъ участокъ золотой рудожелтый обложенъ круживомъ мишурнымъ, крестъ выносной ветхъ, сосуды оловянные, звезда и копие медное, воздухъ и два покрова крашенинные, ризы… книги…»
«Другая церковь во имя Николая чудотворца ветха, въ ней царские двери, столпцы и сень и образъ Николая чудотворца местной и северная дверь святаго великомученника Христофора, вверху деисусъ диконъ, образъ Казанския Пресвятыя Богородицы писаны краски».
«Колокольня рублена въ лапу съ шатромъ, глава обита чешуею, крестъ железный, на ней 4 колокола».
«Въ селе у церкви служатъ попъ Андрей Ивановъ у него братъ Ивашко служитъ въ дьячкахъ у той же церкви, въ келье просфирница Офимьица Иванова, служнихъ 3 двора, крестьянскихъ 69 дворовъ, а въ переписныхъ книгахъ всего 70 дворовъ».
«Въ 197 году генваря 22 день на церковь святаго Георгия велено дани прибавить за Воскресенский приходъ, что былъ въ селе Небыломъ, восемь алтынъ съ деньгою».
«164 году по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 2 рубли, заезда гривна 4 алтына».

Церковь в селе Небылое в нач. XVII в. была разорена литовцами и приход был нарушен, крестьяне были причислены к Лыковскому приходу, в котором оставались до последнего распределения штатов и приходов в 1874 г., когда были приписаны к Котлучинскому приходу.

Одновременно с церковью Святого великомученика Георгия в Лыкове существовала церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Чудотворца, тоже деревянная, с деревянной же колокольней.

В 1808 году прихожане обратились с прошением к Преосвященному епископу Владимирскому Ксенофонту о построении одного каменного храма на месте двух обветшавших деревянных храмов во имя великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая. На строительство нового храма жителями села были собраны средства, которых не хватало для осуществления строительства по утвержденному в 1808 г. проекту.
В 1811 году утверждается новый проект и начинается строительство. В 1816 году завершается строительство трапезной части храма с приделами в честь великомученика Георгия и святителя Николая, в этом же году приделы освящаются ключарем Успенского кафедрального собора г. Владимира священником Иоанном Доброхотовым.
В 1823 году строительство завершается полностью и храм торжественно освящается, о чем свидетельствует памятная надпись на северной стене центрального алтаря: «Жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа устроися во имя Покрова Пресвятыя Богородицы тщанием прихожан. Освящен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича Преосвященным Парфением архиепископом Владимирским и Суздальским 1823 года октября месяца в 1 день на праздник Покрова Богородицы. Украшен по стенам живописными изображениями в 1838 году».
Храм на пожертвования прихожан был богато украшен и достаточно снабжен церковной утварью, о чем свидетельствуют многие дарственные надписи лыковских, слудовских и чуриловских крестьян.

В 1893 году в журнале «Русский архив» (кн. III) Николай Михайлович Миловский, опубликовал воспоминания своего отца Михаила Васильевича и дяди Якова Васильевича Миловских:
«Я родился в селе Лыково Владимирского уезда, в сорока верстах от Владимира, в восемнадцати — от Юрьева, от большой Юрьевской дороги — верстах в трех. Село большое, выстроенное беспорядочно, его пересекают глубокие овраги. Речки нет, из горы бьют обильные ключи, ими и довольствуются жители, земледельцы и пастухи. Других промыслов не знают, а поэтому и достаточных крестьян нет. На лето только самые необходимые люди, да старики, да бабы с ребятишками остаются в селе, а прочие все, с кнутом за поясом, с рожком за пазухой, с дубинкой в руках, отправляются ватагами, иногда с половины апреля, а больше с Егорьева дня в разные стороны бродить по полям и лесам, за чужим скотом до глубокой осени. Осенью все село в урожайные годы сплошной стеной обставлено оденьями, скирдами, кладями. Среди самого села, на высокой горе, красуется обширная каменная церковь, но я помню еще деревянную. Священников было трое, два диакона, шесть причетников. А земли на такой огромный причт было отрезано всего тридцать три десятины. Приход, хотя и большой, да пустой. Потому и священники были недостаточны, несмотря на то, что работали сами: и пахали, и сажали, и молотили, а причетники просто бедствовали, перебивались с куска на кусок.
Родитель мой — священник Василий Михайлович — родился, вырос и служил в селе Лыково. Отец его, дед и прадед — все были преемственно священниками в Лыкове. Он в школе не был и поэтому попал в своем отрочестве в солдаты. При Екатерине II, года не знаю, состоялось распоряжение: всех не учившихся и не определенных к месту брать в солдаты. Отец мой и дядя Федор были взяты под караул в Юрьев, потом под конвоем препроводили их во Владимир. По ходатайству ли чьему-то, или по их молодости (одному было 12 лет, другому 10) обоих отпустили домой. Дядя тотчас же был записан в Суздальском училище, с прозванием Лыков, а отец определился при своей церкви причетником. Прослуживши довольно в этом чине, посвящен в диакона. Наконец в 1812 году — во священника, а свое место уступил студенту. Без школьного образования, он был для села хороший священник. Был большой начетчик Четьи Миней, беседы Златоуста, Василия Великого. Сочинения Димитрия Ростовского знал хорошо и любил поговорить от книг (это его выражение). С прихожанами обращался по-простому и был вовсе непритязателен. Землю обрабатывал сам — пахал, своими руками сеял и бороновал также. Землей больше и жил. Вина не употреблял и пьян никогда не бывал, хотя от сладких наливок и легкого пуншу в праздники не отказывался. До страсти любил он эти праздники, на которые обыкновенно съезжались все близкие родные повидаться, попить, поесть, повеселиться. Для молодых сельских жителей праздники очень заманчивы. Хозяева заготовляли всякого рода яства и пития в большом количестве: ешь, пей и веселись.
Впрочем, моего родителя манили не праздники, не жирные обеды и ужины, а желания поговорить «от книг», показать свое знание Св. писания, подтрунить иногда над молодыми учеными иереями, которые никак не могли поравняться с ним в знании Богословия, несмотря на свои длинные аттестаты, с ним, не слушавшим ни одного профессора. Жаль, что при многих добрых качествах он любил похвастаться. Нам особенно было неприятно, когда он хвастался своими детьми: «Вот у меня Яшенька! Вот у меня Мишенька! В академии были. Профессорами теперь!..» И все родители любят похвалиться своими детьми, ежели они своим образованием или положением в обществе становятся выше их, но батюшка эту похвалу выставлял наружу, и сколько раз вовсе не к месту. В летах мужества он был мягкосердечен и терпелив, а под старость сделался очень раздражителен. Из ремесел, кроме основательного умения установить косулю, ему были известны набивка обручей, вязанье варежек и чулок, переплетение книг и шитье сапогов, а под старость пустился в литературу и написал одну проповедь. Здоровья он был крепкого. При жизни строго умеренной, при непрестанном физическом труде, он не испытывал ни одного из тех несчастий, которые падают, как горячие камни на сердце и, разбив его, ускоряют смерть. Были пожары, неурожайные годы, разные потери, но эти несчастья причиняли только убытки. Это не то, что сердечные скорби. 1856 года июня 25 дня смерть взяла глубокого, с лишком восьмидесятилетнего старца…»
«В праздничные дни, весной, начиная со св. Пасхи, катали яйца. Кто попадет мячом в красное яйцо, тот берет его себе и метит в другое. А потом до сенокосу бегали в Семенов овраг за щавелем, в одних белых рубашках; ни на голове, ни на ногах ничего не было...Осенью ходили за орехами, в сельский лес за грибами, добывали репу, иногда чужую, а зимой бились на кулачки».
Торокский Иван Александрович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1811 году, священник с. Лыково; скончался в 1832 году.
Лебедев Григорий Филиппович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1832 году, с 1832 года – священник с. Лыково; скончался 26 июля 1867 года.
Сперанский Василий Платонович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1844 году, с 1844 по 1853 годы – священник с. Лыково.
Тихонравов Павел Федорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1842 году, с 1856 года – священник с. Лыково; там и скончался.
Громов Алексей Федорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1862 году, с 1864 года – священник с. Лыково.
В 1866 году крестьянин с. Лыково Данило Дмитриев был утвержден в должности церковного старосты на трехлетие. 21 февраля 1866 года в с. Лыково закрыто причетническое место.
14 мая 1867 года за заслуги по духовному ведомству награжден камилавкою священник с. Лыково Григорий Лебедев. 26 июля 1867 года с. Лыково священник Григорий Лебедев умер.
2 августа 1867 г. определен на священническое место с. Лыкова студент Владимирской Семинарии Алексей Снегирев.
27 июля 1868 года были перемещены с. Лыково дьячек Василий Покровский и Суздальской Златоустовской церкви пономарь Андрей Скворцов один на место другого с тем, чтобы Покровский был под особым надзором Благочинного.
Снегирев Алексей Степанович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1866 году, с 2 августа 1867 года – священник с. Лыково. Декабрь 1875 года: «священник села Лыково Алексей Снегирев удостоен награждения набедренником». Скончался 14 июля 1880 года.
1875 год: «Епархиальным начальством утвержден в должности церковного старосты Владимирского уезда с. Лыково крестьянин того села Егор Захаров».
В 1878 г. в должности церковного старосты утвержден с. Лыкова – крестьянин Егор Кузнецов.
Цветков Сергей Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1872 году, с 1880 по 1889 годы – священник с. Лыково.
Разумовский Василий Григорьевич, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1866 году, с 1885 по 1897 годы – священник с. Лыково.
Невский Евгений Васильевич, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1891 году, с 1897 года – священник с. Лыково.
Троицкий Виктор Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1897 году, с 1900 года – священник с. Лыково.

«Из священных предметов замечательны два напрестольные креста, серебряные, вызолоченные, восьмиконечные, из коих один пожертвован прихожанами, пострадавшими от холеры в 1848 г.
Из книг – напрестольное Евангелие печати 7142 (1634) года, обложено черным плисом, с серебряными евангелистами на передней доске; пожертвовано в церковь святого Георгия крестьянином Агафоновым о здравии своих родителей, как видно из надписи внизу по листам; напрестольное евангелие печати 1763 г. и евангелие печати 1791 года. Из принадлежностей ризницы замечательны своей древностью и богатством украшения трои воздухи, шитые золотом и серебром: на одних вышит Младенец Спаситель, по сторонам Его два ангела с рипидами, на коих изображено по херувиму, с крашенными по голубому атласу ликами; на других – вышито Воскресение Христово, а по сторонам Воскресшего по три херувима; на третьих воздухах вышито погребение Спасителя».
«Церковная земля в следующем количестве: усадебной 3 десятины, сенокосной и пахатной 34 десятины 655 квадратных сажен. План на землю имеется.
Причта положено по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Ежегодного дохода причт получает: от земли до 550 рублей, за требоисправления до 1250 рублей, с процентных бумаг 47 рублей, по приписном приходу до 300 рублей, а всего около 2150 рублей. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход составляют: село Лыково, деревни: Слуда и Чурилово и сельцо Выремша (Чурилово и Выремша упоминаются в составе Лыковского прихода в прошении игумена Козьмина монастыря Сергия на имя патриарха Иоакима в 197 году о том, чтобы он освободил монастырь от пошлин с села Небылого, которое запустело.). Приходския селения отстоят от Лыкова на 2-3 вер.; препятствий к сообщению с ними нет. Всех дворов в приходе 440; душ мужеского пола 1239, а женского пола 1386».
Храм был обнесен каменной оградой, в которой в 1862 году была устроена каменная часовня для выноса покойников. Внутри ограды находилось старое кладбище, существовавшее в селе со времени его основания купцом Лыковым в XV-XVI вв., а также фруктовый сад и, построенная в 1876 году на средства бывшего владельца села Епафродита Назоревского земская школа. Она содержалась на капитал, оставленный бывшим владельцем села Назаревским.
Ограда, часовня, фруктовый сад и кладбище были уничтожены в советское время; на месте часовни и кладбища построены дорога и магазины; школа разобрана в начале XXI века.

На расстоянии в полкилометра в с. Лыково в 1863 г. была построена кладбищенская Крестовоздвиженская деревянная церковь с такой же колокольней. Престол в церкви был один. Ризница и утварь общая с Покровской церковью. Церковь была уничтожена в советское время.
В 1876 г. была устроена и содержалась земская школа, на капитал покойного титулярного советника Епафродита Андреевича Назаревского (бывшего владельца села), завещанный им земству в количестве 10000 рублей.
В означенном завещании, утвержденным Московским окружным судом 13 января 1870 года, воля г. Назаревского о поименованных учреждениях выражена следующим образом: «Из тридцати тысяч рублей серебром капитала моего, находящегося ныне по двум векселям, писанным 1 января 1868 года у действительного статского советника Димитрия Павловича Шитова, десять тысяч рублей передать во Владимирское уездное земств, которое, согласно моему желанию, имеет из процентов с восьми тысяч рублей основать приходскую школу для крестьянских детей Владимирского уезда при селе Лыкове, или еще желательнее при монастыре, состоящем в том же приходе, именуемой Косьмой Ярромским, что, впрочем, будет зависеть от согласия земства с епархиальным начальством. Из остальных от 10000 рублей – двух тысяч рублей основать при селе Лыкове крестьянский приходской банк на правах, какие будут указаны земством; прибыль от сего банка причисляется к оборотному 2000-рублевому капиталу до образования из него 4000-го фонда, и затем уже вся прибыль от 4000-го капитала банка обращается на усиление средств приходской школы. Распоряжение в выдаче из приходского банка ссуды, не превышающей ста рублей на каждого заемщика, и правильное, за ручательством приходского общества, расходование денег и получение с ясною отчетностью по этому поручить тому же обществу, под контролем самого земства, о чем прошу моего душеприказчика, при отправке означенных 10000 рублей во Владимирское земство, сообщить ему засвидетельствованную выписку из сего моего завещания. Юрьевского уезда сельца Звенцова и села Горечихи крестьян, как ближайших по местности к селу Лыкову и Косьмину монастырю, бывших добрыми моими соседями прошу причислить их, наравне с Лыковскими прихожанами, к пользованию для нуждающихся из них ссудами и приходского банка и для их детей в приходской школе. Душевно уважаемого мною родственника моего Виктора Степановича Агокас назначаю попечителем школы и банка и прошу Владимирское земство приглашать его к участию в совещаниях и решениях по этому предмету, с предоставлением ему права наблюдения за устройством на месте сих заведений и всегдашней ревизии их и всё, что впоследствии г. Агокас найдет необходимым к улучшению школы и банка, он передаст к сведению земства на его дальнейшее распоряжение.
После смерти жены моей Софьи Николаевны 10000 рублей, оставляемые мною из процентов на ее пожизненное содержание, имеют поступить также в заведывание Владимирского земства для устройства на проценты с них приходской в селе Лыкове или Косьмине монастыре, как значится выше, школы для обучения грамоте, еще школы ремесленной, избрав для обучения учеников те ремесленные предметы, какие по местности найдены будут для крестьян полезными…»
1881 год: «Попечитель Лыковского училища – гласный П.А. Никитин заявил о необходимости постройки при училище сарая для склада дров и училищных принадлежностей, и погреб для потребностей училища».
В 1891 году - учитель Гортинский.
1904 год: «В Лыковском училище учрежден ремесленный класс для обучения столярному мастерству. Обучение преподается приглашенным мастером-столяром. Главное внимание при обучении обращается на то, чтобы в последствие, ученики могли самостоятельно делать вещи не только для домашнего обихода, но и для продажи разным заказчикам. Занятия начинаются в 8 часов утра и продолжаются до 6 часов вечера с двумя перерывами на обед и отдых». В 1903 – 04 учебном году обучались 7 мальчиков в возрасте 14 – 16 лет, все кончившие курс в местной начальной школе. Из них обучаются первый год 4, второй – 2 и третий – 1. Обучающийся третий год ученик может уже самостоятельно делать табуреты, столы, сундуки, шкафы и т.п. Вообще же столярное обучение начинается с распилки, тески, выстругивания, а затем делается переход к долблению и соединениям в углах и т.д. По заказам посторонних лиц в мастерской исполнено различных работ лишь на 28 рублей 40 копеек, но зато для местной школы сделано 17 классных столов вновь, исправлено – 19, вновь сделана классная доска, устроена перегородка в классе и вешалка.
Смета на 1905 год: «Лыковское училище: учитель – Михаил Гортинский (с 1879 года), с оплатой в 480 рублей за год; вторая учительница – Наталия Смирнова (с 1903 года), с оплатой в 300 рублей за год; законоучитель – отец Евгений Невский (с 1904 года), с оплатой 50 рублей за год. При училище нес службу сторож, с оплатой в 54 рубля за год. Мастер Лыковской ремесленной школы получал в год 240 рублей. На книги, учебные пособия, материал для Лыковской и Суворотской ремесленных школ запланировано 1690 рублей».
1906 год: «В Лыковском училище произошла смена учительского состава: законоучитель – отец Александр Ключарев (в 1904 году сменил Евгения Невского); учительница – Чернова (с 1905 года); вторая учительница – Сахарова (с 1905 года).
В столярной мастерской при училище в 1906 году делались по заказам вещи, необходимые в крестьянском обиходе, как-то: шкафы, сундуки, табуреты, рамы, ульи. Кроме того, сделано 6 крашеных столиков для Старо-Дворской больницы, стоимостью в 9 рублей, для Лыковского училища 10 новых парт, стоимостью в 30 рублей и переделано 5 парт старых. Из четверых мальчиков, окончивших обучение, двое работают дома в свободное от полевых работ время самостоятельно, а двое других живут круглый год в Москве на заработках в столярных мастерских».
«Земским собранием поручено было управе представить собранию соображения по возбужденному гласным В. К. Семеновым вопросу об учреждении при Лыковском училище сапожной мастерской вместо столярной.
Ввиду того, что распространение ремесленных знаний в той или другой области труда касается ближе всего самих крестьян, уездная управа признала необходимым осведомиться, какой взгляд выскажет по этому вопросу само население, а потому предложено было обществу крестьян с. Лыкова высказаться категорически, желает ли оно оставить при училище столярную мастерскую или заменить ее мастерской сапожной или какой-либо другой. И крестьяне ответили, что, не отрицая пользы для них от столярной мастерской, но тем не менее желали бы, чтобы вместо столярной при их училище была открыта мастерская или портняжная, или сапожная, так как потребность в той и другой является в каждом доме, тогда как производством столярной мастерской пользуются лишь люди более или менее зажиточные. Таким образом, земству остается решить вопрос, которое из облюбованных крестьянами ремесел ввести является предпочтительнее, тем более что и то и другое в одинаковой степени необходимо не только в крестьянской, но во всякой другой семье. Уездная управа со своей стороны отдает преимущество портняжному мастерству, так как при развитии этого ремесла среди населения лишние рабочие руки всегда найдут применение труда за пределами своей местности, как и портные, всюду известные под названием «стеголицких».
В 1883 г. в селе открылась церковно-приходская школа, которая размещалась в наемном доме.
В деревне Слуде имелась школа грамоты, открытая в 1886 году.

К церкви села Лыкова был приписан приход села Косагова, находящегося в 40 верстах от Владимира, а от села Лыкова в двух верстах. Церковь в Косагове во имя святых Апостолов Петра и Павла.

Ключарев Александр Павлович (1867-1939 гг.) с 6 июня 1904 по 1939 год служил протоиереем Свято-Покровского храма села Лыково.
В 1908 году Никольский придел храма освятил Архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов).
Священник Александр Алексеевич Никольский родился в 1865 г., предположительно, в семье священника. Учился во Владимирской духовной семинарии (1883–1885). С 12 января 1885 г. состоял псаломщиком в храме села Богданское Суздальского уезда, где посвящен в стихарь 8 июня 1886 г. 4 ноября 1890 г. рукоположен во диакона архиепископом Феогностом (Лебедевым). 21 февраля 1909 г. переведен на служение в село Иларионово Владимирского уезда. 17 января 1910 г. рукоположен во священника Архиепископом Сергием (Спасским) и определен священником в село Лыково. Состоял законоучителем в Слудской и Косаговской земских школах.
Преподано Архипастырское благословение ко дню Св. Пасхи 1914 г. – села Лыкова священнику Александру Алексеевичу Никольскому.
17 февраля 1921 г. арестован по постановлению Народного Судьи 9-го участка Владимирской губернии и уезда во Владимирский арестный дом за провозглашение в день Рождества Христова в церкви во время молебна «вечной памяти» царю Александру I вместе с хором певчих. При этом, как следует из показаний свящ. А. Никольского, он «не дал ему никакого титула, это полагается по уставу церковной службы, и о чем не было никакого распоряжения объявлено, а совершил это по привычке по церковному уставу». С февраля по май 1921 года жителями сел Лыково, Косагово и деревень Выремша, Слуда, Чурилово было написано 16 писем, под которыми стоят более 350 подписей в поддержку свящ. А. Никольского и с просьбой освободить его.
«Мы …зная священника Александра Алексеевича Никольского за человека хорошего и никогда не занимавшегося контрреволюцией, просим отпустить его из тюрьмы на наше поручительство и вполне ручаемся в том, что он никуда не скроется из села Лыково».
«…Идя в защиту… заявляем, что священник Александр Никольский за время существования Советской власти, совершая богослужения в четвертый раз, в день Р.Х. до этого никогда Александра I во время богослужения не упоминал и вообще никакой агитации против Советской власти как в церкви, так и вне ее не вел. Да и не мог вести, т.к. знаем его как человека ведущего замкнутый образ жизни, который кроме церкви и своего дома нигде не бывает».
«Мы нижеподписавшиеся граждане села Косагово убедительно просим Владимирскую Губернскую Чрезвычайную Комиссию отпустить нам на последние дни Страстной Недели и дни Святой Пасхи сего 1921 года арестованного священника села Лыково Андреевской волости Александра Алексеевича Никольского. В дни свободного вероисповедания в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике верующим гражданам очень прискорбно будет оставаться в чтимый христианами Светлый праздник без церковного служения, а посему надеясь на Ваше гуманное чувство справедливого отношения к чувствам верующих христиан вторично покорно просим об отпуске священника Никольского».
Благодаря этим письмам свящ. А. Никольский 02 марта 1921 года решением Народного Судьи был «отпущен на свободу из под стражи до решения дела с тем, чтобы он не отлучался из села Лыково». Однако, уже 18 апреля 1921 года свящ. А. Никольский был вновь арестован по постановлению Владимирской губернской чрезвычайной комиссии, которой было передано его дело.
5 июля 1921 года постановлением коллегии Владимирской губернской чрезвычайной комиссии за «контрреволюционные действия, вносящие в крестьянскую массу подрыв к авторитету и строительству Советской власти» признан классовым врагом и приговорен к заключению в лагерь принудительных работ сроком на пять лет с содержанием под стражей.
26 октября 1921 года был освобожден постановлением тройки по пересмотру дел осужденных Владимирской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, наказание было определено условным. Дальнейшая судьба неизвестна.
21 июня 1993 года свящ. А. Никольский реабилитирован.

В годы безбожия и богоборчества ХХ века храм удалось спасти, благодаря жертвенному подвигу церковного совета во главе со старостой Татьяной Егоровной Овчинниковой и стойкости жителей села Лыкова и деревни Слуды. Много раз новая власть предпринимала попытки закрыть храм, но этому каждый раз мешали прихожане, которые живым кольцом окружали храм, дежуря вокруг него сутками. Члены церковного совета скрывались в лесах, утаивали от богоборческой власти храмовые ключи, а прихожане отдавали последние средства для уплаты огромного налога на церковь.
Чтобы окончательно уберечь храм от разорения, поругания и разрушения Татьяна Егоровна отправляется в Москву к своей родной сестре Евфросинии Егоровне Горевой, достигшей к тому времени солидного положения в наркомате легкой промышленности. Ей удается добиться встречи с Калининым и Ворошиловым, которые и дали т.н. охранную грамоту на храм. Храм был спасен, но ярым безбожникам удалось сбросить с храмовой колокольни три колокола, два из которых разбились, а третий вновь зазвонил лишь в 1985 году.

Церковным старостой церкви в селе Лыково в конце 1920-х годов был избран Георгий Георгиевич Седов, или как его звали на селе Егор Егорович Седов.
Деревянный храм в с. Лыково был закрыт постановлением облисполкома 24 января 1930 г. Постановление гласило: «Принимая во внимание, что указанная церковь фактически закрыта и для религиозных нужд не используется, так как в с. Лыково имеются еще две каменные церкви, полностью удовлетворяющие религиозные потребности верующих, что граждане этого села на своем общем собрании вынесли решение об использовании этой церкви для культурно-просветительных целей, а также выразили желание произвести переоборудование ее для этих целей своими силами и средствами – передать указанную церковь местному сельсовету для использования под народный дом».
Храм также связан с именем святителя и исповедника Афанасия (Сахарова) епископа Ковровского. По приглашению настоятеля храма Протоиерея Александра Ключарева (ум. 1937) и церковного совета Владыка Афанасий возглавил всенощное бдение и литургию в день Престольного праздника храма 25, 26 ноября 1925 года. За богослужением святитель произнес проповедь, которую представители новой власти расценили как антисоветскую; после отъезда из села епископ был арестован. На защиту Владыки от лица церковного совета был делегирован Егор Егорович Седов, уроженец деревни Чурилово. В 1926 году Владыка Афанасий был освобожден. Господь сведет этих двух святых на Ярославской земле: святитель Афанасий несколько лет будет жить у Е.Е. Седова в Романове-Борисоглебске. Святитель Афанасий и исповедник Георгий Седов были причислены к лику святых в соборе Новомучеников Российских в 2000 году. В храме находится икона свт. Афанасия Ковровского с частицей его святых мощей.
Тучи закрытия над другим храмом с. Лыково стали сгущаться в 1935 г. На заседании правления лыковского колхоза «Трудовик» (37 человек) 17 октября был поднят вопрос о передаче зимней церкви в селе под складочное помещение – все единогласно одобрили это решение. На следующий день состоялись общие собрания 2-й бригады (30 человек) и 3-й и 4-й бригад (78 человек), на которых также постановили передать церковь под складочное помещение. Почти через год, 16 июля 1936 г. на заседании колхоза «Искра» (д. Выремша Небыловского района) «постановили большинством голосов передать для ссыпного пункта Лыковскую зимнюю церковь» (30 человек). 7 августа на собрании колхоза «7 ноября» (д. Чурилово того же района), на котором присутствовало 46 человек, из которых 17 женщин, единогласно постановили закрыть церковь. Ивановский облисполком закрыл эту церковь 13 августа 1936 г., 18 августа постановление облисполкома объявили верующим. 22 августа верующие опротестовали это постановление в Президиуме ВЦИК. В письме М.И. Калинину они писали, что церковь обслуживает 4 большие селения (до 3000 человек), «соседняя церковь за 2 реками на расстоянии 10 км. Церковь не имеет задолженности и вполне справна для службы». Указывают, что как такового собрания о закрытии не было – был лишь сбор подписей. Собрания верующих не было, и они даже не знали о происходящем. Все это, с их точки зрения, является противоправным. Под письмом 62 подписи. 28 августа Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК затребовала у облисполкома все дело о закрытии храма. А получив его, уже 13 сентября составила заключение на закрытие храма: «Церковь закрыта постановлением президиума облисполкома от 13/08. – 36 г. Здание предполагается использовать под хозяйственные нужды (зимняя часть – пункт заготзерно по приемке; летняя часть – районная мельница).
Верующим с. Лыково запретили пользоваться колокольным звоном. 27 декабря 1936 г. прокурору Небыловского района поступает «просьба проверить правильность заявления председателя религиозного общества с. Лыкова о том, что уполномоченный НКВД единолично запретил колокольный звон посредством вызова к себе служителя культа». 16 января 1937 г. прокурор ответил, что о запрещении колокольного звона и передаче церкви было ходатайство граждан перед райисполкомом, которое 13 августа 1936 г. облисполком удовлетворил.
Вскоре были запрещены крестные ходы. Так, в начале 1937 г. верующие пишут в Комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК: «Юрьев-Польский райисполком предлагал Небыловскому сельсовету не чинить препятствий к хождению со святом по домам, т.к. на это дело особых распоряжений не требуется. Но Небыловский сельсовет до сих пор, не обращая внимание на все вышеизложенное, не допускает хождения со святом. Так не разрешил в Николу 19 декабря, в Рождество и Крещение». Указывают, что приход состоит из с. Лыково, д. Слуды, Чурилова, Выремши (400 домов). «Приход чисто православный и глубоко верующий: ни одного некрещеного нет и погребений без отпеваний тоже нет. Схождения на жительство без соблюдения таинства брака бывают, хотя есть и соблюдающие это таинство брака». Указывают, что ограничение прав карается законом ссылками на ст. 123 и 124 Конституции.
10 октября 1937 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК возвратила в облисполком для дооформления дело о закрытии храма в с. Лыкове. 20 февраля 1938 г. она в очередной раз требовала у облисполкома выслать весь материал, необходимый для утверждения закрытия (план использования, смета, фотоснимки, справка о наличии средств на переоборудование и т.д.). А уже в апреле Комиссия была ликвидирована специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Положение церкви стало более чем неопределенным. Верующие продолжали считать храм действующим, налоги уплачивали, имущество охраняли.
В 1938 году был арестован настоятель храма священник Александр Ключарев, который горячо молился о гонимой Церкви молитвой собственного сочинения; приговорен к 5 годам лишения свободы, дальнейшая его судьба неизвестна.
С 1938 по 1944 годы в храме не было священника по причине их арестов. 11 марта 1944 г. решением СНК СССР храм официально открыли, в один день с Успенским собором во Владимире, раньше всех других церквей на Владимирщине. В 1945 году в храме возобновились богослужения и прислан священник Владимир Кутузов, который в 1949 году был арестован и сослан в Сибирь.
В 1950-х годах храм приходит в обветшалое состояние, по причине которого был начат ремонт. Полностью была отремонтирована трапезная часть храма, а в летней части богослужения не совершались до 90-х годов.
В 1960 году шаровая молния ударила в стену храма прямо в момент венчания, до сих пор после этого в алтарной части стены осталась трещина.
В 1961-1967 гг. в храме служил прошедший лагеря и ссылки священник Емелиан Иларионович Авдеев (1897-1967), который погребен на сельском кладбище.
На сельском кладбище нашел упокоение и служивший в храме в 1954-1956 гг. протоиерей Михаил Федорович Соловьев (1898-1956).
Много священников с разными судьбами были Настоятелями Покровского храма в советские годы, неся нелегкий крест служения в гонимых условиях. Многие из них оставили добрую память в сердцах прихожан.
В храме сосредоточено несколько святынь:
- Чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная в середине XIX в. на горе Афон. Надпись сзади образа гласит: «Икона сия написана и освящена на св. горе Афонской в Русском св. великомученика и целителя Пантелеимона монастыре от коего и послана в благословение христолюбивым жителям села Лыково в благодатную посощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умилению молящимся к Ней пред Пречистым Ея образом». Икона почиталась в народе и украшена богатою ризою с эмалевыми накладками. В наши дни икона прославилась чудотворениями, происходят чудеса исцелений от разного рода заболеваний. Все случаи фиксируются. В 2007 году икона обильно мироточила и факт мироточения освидетельствован Правящим Архиереем.
- Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, также написанная на св. горе Афон. От иконы зафиксировано чудо исцеления младенца и лошади крестьянина села Лыкова Иустина Филиппова Власова в 1882 году. Этим же крестьянином был сооружен позолоченный киот для иконы.
В храме также находятся несколько других особо почитаемых икон.

В 800 метрах от храма находится Святой источник с прекрасной и целебной водой.

С 2004 года Настоятелем храма является священник Дионисий Комчихин.
При храме существует летняя Воскресная школа, организована социальная служба. В близлежащих школах проводятся уроки нравственности.
Приход окормляет Петропавловский храм с. Косагово, Михайло-Архангельскую часовню с. Андреевское, Боголюбовскую часовню с. Павловское, Троицкую столп – часовню д. Васильевка, Троицкий храм с. Чеково и остов церкви Рождества Иоанна Предтечи с. Котлучино.
20 августа 2007 года молнией "отстрелило" верх колокольни Покровской церкви, колокольня загорелась, крест упал на землю.


Свято-Покровский храм

В 2008 году храм отметил 200-летие со времени основания. Юбилейные торжества возглавил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

24 июля 2016 года, в день святой равноапостольной княгини Ольги, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий возглавил Божественную литургию в Покровском храме села Лыково Юрьев-Польского района. Сегодня храм находится на территории Александровской и Юрьев-Польской епархии, а потому Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Александровской епархии, благочинный Киржачского округа протоиерей Димитрий Ершов, благочинный Юрьев-Польского округа протоиерей Сергий Соловьёв, руководитель Отдела по работе с молодёжью Александровской епархии, настоятель Покровского храма села Лыково протоиерей Дионисий Комчихин. За богослужением молились участники Молодежного форума «Natura abhorret vacuum» и многочисленные прихожане храма.


Перед началом богослужения отец Дионисий напомнил собравшимся историю праздника, указав на его назидательный смысл: «Княгиня Ольга стала не только «утренней зарёй», но и первой из первых женщин, принесших на Русь православие. Она была правителем, который держал всё в своих руках. Она показала, что православие – это не религия слабых. Она показала, как со Христом можно побороть всё и вся. Для нас важно понять одно, что, если мы пришли в Церковь Христову, мы должны меняться. Нельзя стоять на месте, нужно делать хотя бы небольшие шаги в духовном плане, чтобы развиваться. Наш форум называется «Природа не терпит пустоты». Если вакуум в сердце молодого человека не заполнить духовным, то его заполнит мир, которые придумывает новые развлечения со старой основой. Свою природу нужно заполнять возвышенным, иначе духовное естество человека рассыплется и умрёт. Княгиня Ольга дала такой пример своему внуку, что у него не было дилеммы – какой путь выбирать, и он сделал Русь Великой и Святой».
После чтения Евангелия с архипастырским словом к собравшимся обратился митрополит Евлогий: «Через Святое Евангелие мы слышим голос Всемилостивого Бога. Слово Божие – это хлеб, это сила, что может изменить человека в корне, возродить. Мы все земнородные, но Господь нас растит для Царствия Небесного. Бог как Бог жизни, любви, добра всех нас спасает и не оставляет ни на миг, стучит в сердце, пока мы Ему не ответим. Если мы верим только в эту жизнь, которую зрим, то это не та вера, которая бы человека оживляла, ободряла, спасала, делала бессмертным. Без вечности и временное не понятно. Наша земная жизнь, как начало, школа, обучение. Вечности нет цены! Наша сегодняшняя молитва будет способствовать тому, чтобы мы очнулись, проснулись, осознали, что нам открыты врата вечной жизни!».
С благодарственным словом к Его Высокопреосвященству за общую молитву и с приветственным словом от имени архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия к богомольцам обратился секретарь Александровской епархии протоиерей Димитрий Ершов.
По окончании богослужения на порогах храма была сделана общая фотография.
Мария Федотова


Памятник жителям села погибшим в ВОВ

Сельский клуб построен в 1957 году

Магазин «Продукты» в селе Лыково


Город Юрьев-Польский.
Село Чеково
Село Андреевское
Село Небылое.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (10.09.2016)
Просмотров: 161 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика