Сын дьячка г. Киржача, Никольской церковь на Селивановой горе Аристарха Косаткина, Василий Аристархович, по окончании курса во Владимирской духовной семинарии в 1866 году, поступил в том же году на должность народного учителя в имении г. Новокщенова. Время, проведенное им в должности сельского учителя, не осталось без пользы для него: тут он продолжил свое самообразование и приобрел значительную долю начитанности, пользуясь обширною библиотекою помещика, выписывавшего почти все периодические издания. Тут же, рассказывал о. Василий, он приобрел точные и основательные сведения по сельскому хозяйству, как опытный огородник, хороший хмелевод и знаток пчеловодства. Можно было предполагать, как некоторые действительно и предполагали, что молодой школьный учитель, находясь в господском доме, в светском веселом обществе, и пользуясь достаточным обеспечением в материальном отношении, не пожелает идти в духовное знание. Но на деле вышло совершенно другое. Душа юноши — учителя начала сильно тосковать по той мирной и тихой жизни, которая составляет удел большинства наших сельских священников. И вот Василий Аристархович, пробывши три года на должности сельского учителя в имении г. Новокщенова, возымел решительное намерение поступить в сельские священники. К чести г. Новокщенова, нужно сказать, что он не удерживал у себя своего учителя, которого очень любил и уважал, а даже советовал ему принять тот высокий и важный сан, в котором, но выражению этого образованного помещика, много, очень много простора для деятельности па пользу церкви и государству.
В 1869 году неподалеку от имения Новокщенова образовался новый приход. Владимирского уезда деревня «Пречистая Гора», согласившись с некоторыми соседними деревнями, пожелала выстроить у себя церковь и иметь своего священника — Новокщеновского учителя, как человека близко известного. Ходатайство крестьян Владыкой было уважено, — и в 1869 году учитель Новокщеновского народного училища был рукоположен во священника в село «Пречистую Гору». Если в каждом приходе «жатва многа», то тем большая жатва предстояла для деятельности молодого священника в только-что открытом приходе. И вот о. Василий деятельно и энергично взялся за народное образование, за устройство и украшение храма и за проповедание слова Божия в новооткрытом приходе.
«Здесь мы позволим себе сделать более» подробное изображение деятельности о. Василия по некоторым вышеозначенным пунктам в надежде вызвать подражание этой почтенной деятельности в молодых пастырях.
— Начнем с народного образования. Лишь только о. Василий был определен во священника к вышеозначенному приходу, он открыл в своем доме народное училище, в котором сам проходил должность учителя и законоучителя. По отзыву училищного начальства и Владимирского уездного земства, его народное училище было образцовым. Как личность выдающаяся по своим педагогическим способностям, он с выдачею прогонов был посылаем Владимирским земством в 1872 году на педагогические курсы при политехнической выставке в Москве: здесь он слушал образцовое преподавание предметов народной школы по новым дидактическим приемам. Приехавши с выставки, он составил обширные записки по народному образованию, доставил их в Владимирское уездное земство и, по поручению дирекции народных училищ, давал образцовые уроки в народных училищах г. Владимира для поступающих в народные учители. По представлению Владимирского земства и дирекции народных училищ Владимирской губернии за примерную службу по народному образованию, о. Василий награжден был набедренником чрез три года священнической службы.
Не менее достойна подражания деятельность о. Василия по устройству и украшению храма Божия в новом приходе. Без преувеличения можно сказать, что храм в селе «Пречистой Горе» на первых порах был довольно хорошо украшен исключительно заботою своего священника, о. Василия. Бывало, как рассказывала его жена, ночи не спит, все думая о том, кому бы послать просительное воззвание на устройство храма и к кому бы съездить за деньгами на украшение церкви. В этом деле не малую услугу оказало ему обширное знакомство с разными состоятельными лицами, приобретенное им в бытность учителем у г. Новокщенова.
Так же деятельно занимался о. Василий и проповеданием слова Божия. Проповеди выслушивались народом всегда с особенным вниманием, чему много способствовало его умелое проповедническое произношение. Проповеди о. Василий сказывал в селе «Пречистой Горе» почти всегда по тетрадке.
За свою деятельность по устройству и украшению церкви, а также по проповеданию слова Божия о. Василий пользовался уважением и любовью своих прихожан, а за деятельность по народному образованию, кроме того, вниманием дирекции народных училищ. Директор Ю. С. Чехович был очень внимателен к о. Василию и даже неоднократно бывал у него в доме в качестве гостя. Он же способствовал его переходу из села в город. По рассказу тещи о. Василия, священнической вдовы Олимпиады Введенской, перемещение о. Василия из села «Пречистой Горы» в г. Переславль Залесский состоялось по следующему случаю. Директор народных училищ г. Чехович, произведши ревизию училища, по обыкновению, зашел отдохнуть к о. Василию. Здесь Юлиан Стефанович высказал о. Василию: я об вас, о. Василий, говорил на днях Высокопреосвященнейшему Владыке. Вы не сельский житель: вы нам очень нужны будете в городе Переславле, где преобразовывается уездное Переславское училище в городское трехклассное. В преобразованное училище требуется опытный и деятельный законоучитель, каковым находим мы вас. Если угодно, я походатайствую пред Владыкою, он вас переведет туда и, по нашему представлению, утвердит законоучителем трехклассного училища.
В 1875 году родилась дочь Варвара Васильевна Косаткина (1875 - 1963) - Заслуженный учитель школы РСФСР. В 1876 году о. Василий был перемещен к Свято-Духовской г. Переславля церкви, где со свойственною ему энергией продолжал заниматься теми же делами, которыми занимался на прежнем приходе, с некоторою впрочем особенностью. Так в г. Переславле он часто говорил поучения и речи заранее составленные без тетрадки; в особенности же экспромтом любил говорить проповеди в городском училище пред началом каждого учебного года и по окончании его. По переходе в г. Переславль, он не сразу поступил на должность законоучителя этого училища, но с 1876 г. по 1878-й год проходил должность законоучителя Александро-Невского училища и учителя приготовительного класса Переславской женской прогимназии. Поступить на должность законоучителя в городское училище ему пришлось в 1878 году; в этом же году он поступил в учителя пения при той же женской прогимназии. Кроме указанных должностей, он проходил в городе Переславле и некоторые другие должности. Так с 1881 года он состоял членом строительного комитета при переславском духовном училище, за что получил благодарность от Его Высокопреосвященства и в том же т. е. 1881 году награжден скуфьей.
Особенной любовью и уважением о. Василий пользовался от учеников тех училищ, в которых он состоял учителем. Доказательством этого между прочим может служить следующий факт: ученики городского училища и некоторых других училищ узнавши, что их дорогой законоучитель о. Василий оставляет их и переходит в село, собрали по добровольной подписке потребную сумму и на собранные деньги купили Евангелие, которое и преподнесли ему при прощании. На первом листе Евангелия сделана надпись: благодарные ученики Переславского трехклассного училища дарят сие святое Евангелие своему о. Законоучителю Священнику Василию А. Косаткину. Затем следует список учеников училища. С этим подаренным детьми Евангелием положили покойного в могилу согласно его завещанию.
Значительную долю деятельности своей о. Василий употребил в г. Переславле на украшение своего приходского храма: весь почти храм при нем был снова поновлен. Он очень любил торжественную обстановку в богослужении, — и спустя год, после своего поступления к Свято-Духовской церкви, устроил довольно хороший хор певчих. В то время в г. Переславле при приходских церквах нигде не было хоров, кроме Снято-Духовского. На устройство певческого хора он, согласно своему обещанию, жертвовал каждогодно не мало из своих собственных средств, так как местный церковный староста, за недостатком средств, долго не соглашался на устройство хора. Вследствие постоянной, усердной деятельности с самого поступления во священника о. Василий в г. Переславле сильно заболел ревматизмом в ногах. Расстройству здоровья очень много способствовало место его жительства в г. Переславле: дело в том, что причт Свято-Духовской церкви живет в церковном доме, выстроенном совершенно на болотистой местности. О том, как неудобна эта местность в гигиеническом отношении, можно судить по следующему: около церковного дома, в котором живет причт, бывает сухо летом только в самое жаркое время; в остальное же время почти всегда церковный дом бывает окружен водою, так что во время таяния снега он, бывало, пробирался до своей церкви на плоту. Не удивительно поэтому, что проживши несколько лет в такой местности, он сильно заболел ревматизмом в ногах. По настойчивому совету докторов о. Василий ездил лечиться в г. Самару на серные воды, которые хотя и много помогли больному, но совсем вылечить болезни оказалось не в состоянии. Таким образом по приезде с места лечения домой больному серьезно пришлось подумать о том, чтобы как можно скорее удалиться с болотистой и потому вредной для его здоровья местности куда либо в село, тем более, что и жена его к этому времени тоже сильно занемогла. В 1882 г. он перемещен был из города Переславля в село Лыково, Владимирского уезда, расположенное на гористой местности и окруженное лесами. «Вот здесь, говаривал он своей супруге, удобная местность для поправления нашего расстроенного здоровья».
Переместившись в село Лыково, о. Василий и здесь продолжал свои усердные обычные занятия. Видя, что количество всех детей желающих учиться в Лыковской земской школе, не помещается в училище, он открыл в селе церковно-приходскую школу. Узнавши, что из окружающих деревень в Лыковские училища дети не ходят, он открыл таковые же школы в селе Косагове и деревнях: Слуде и Кобелихе. При открытии этих церковно-приходских школ много ему пришлось бороться с препятствиями как относительно основания, так и дальнейшего существования и развития их: главное препятствие и затруднение заключалось в отсутствии материальных средств. Сильно сожалея об этом, он решил жертвовать на открытые им церковно-приходские школы из своих собственных, небогатых средств: каждый год к пособию, выдаваемому на церковно-приходские школы из Братства св. Александра Невского, он прибавлял собственных 50 рублей. Как опытный педагог, он прекрасно обставил свои любимые школы в педагогическо-учебном отношении. Отчеты инспекторов народных училищ всегда преисполнены были блестящими отзывами о его деятельности, а Епархиальное Начальство в 1884 году удостоило его должности окружного наблюдателя церковно-приходских школ во Владимирском уезде.
В 1885 году за усердную и выдающуюся ревность по устройству церковно-приходских школ получил он от Братства св. Князя Александра Невского благодарность и икону Святых Владимирских Чудотворцев. «Никакая другая награда, кроме сей святой иконы Владимирских Чудотворцев, не вознаградила бы меня достаточно за труд, положенный мною на пользу церковно-приходских школ», - говорил о. Василий, привезши св. икону. Сосредоточивая своп труды главным образом на организации церковно-приходских школ, о. Василии не оставлял без внимания и другие свои занятия. Так им в селе Лыкове были заведены «публичные народные чтения» о плодотворности которых для Лыковцев не раз замечал отчет св. Благ. Князя Александра Невского.
Усердно и ревностно занимался он и проповеданием Слова Божия, за что в 1884 г. получил благодарность от Его Высокопреосвященства. На разнообразную полезную службу, проявленную в свое пребывание в Лыковском приходе, он получил в 1886 году — камилавку. Его усилиями и стараниями было начато расширение трапезной церкви в селе Лыкове, но окончить это дело не привел ему Бог, так как 4 декабря 1885 года, по журналу педагогического собрания правления Владимирской духовной семинарии, он был утвержден Его Высокопреосвященством на должность духовника при семинарии.
О деятельности его, как духовника семинарии, мы собственно знаем очень мало, ибо мало очень пришлось послужить ему в этой новой для него должности; не имеем также почти никаких сведений о его деятельности как законоучителя в образцовой школе, существующей при Владимирской семинарии.
Заболев с февраля месяца 1887 года, он очень тяжко страдал от постигшей его болезни. Несколько раз приобщался, а пред кончиною своею недели за две — соборовался. Накануне смерти благословил своих детей, и 11 июля в 7 часов утра скончался. 11 июля 1887 г., после продолжительной болезни, скончался на 43-м году своей жизни духовник семинарии о. Василий Аристархович Косаткин.
В своей жизни он нес не мало испытаний, которые ниспосылаемы были ему Промыслом. Так в селе Лыкове в 1883 году он лишился своей супруги. Но о. Василий нес этот крест без ропота, мужественно и непостыдно. Находясь в печальных обстоятельствах, он единственное утешение находил только в молитве и в заботах о воспитании своих двух дочерей, лишившихся своей ближайшей воспитательницы — матери. Всегда он был молитвенно-религиозно настроен, но с этого времени его молитвенно-религиозное настроение еще более усилилось. Он стал читать акафисты утром и вечером каждодневно. Очень часто также вставал по ночам на молитву. Другой крест, ниспосланный ему Богом, это — долговременная и тяжкая болезнь, которую он переносил с терпеливым великодушием. На смертельный недуг свой о. Василий смотрел, как на горнило, очищающее грешную душу от адских мучений. «Как золото очищается в горниле, так душа очищается чрез болезнь от грехов: вот мое утешение при болезни», - говорил он. Священник Михаил Соколов. Село Петроково, Владимирского уезда.