Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
12:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров)

Афанасий Ковровский

Епи́скоп Афана́сий (в миру Серге́й Григо́рьевич Са́харов; 2 июля 1887 года, село Царёвка, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния — 28 октября 1962 года, Петушки, Владимирская область) — епископ Русской православной церкви, в 1920-х годах — епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. Деятель катакомбного движения.


Свт. Афанасий. Фото. Петушки Владимирской обл. До 1962 г. Частное собрание

Родился Сергей Григорьевич Сахаров 2 июля (ст. ст.) 1887 г., в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына. Нареченный в честь печальника земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая так отличала Преподобного.

Детские и юношеские годы Сергия Сахарова прошли в древнем и святом граде Владимире-на-Клязьме. Трудности и испытания в жизни Сергия начались с малолетства, став той жизненной средой, в которой он духовно мужал. Отца мальчик лишился в раннем возрасте, но в матери своей нашел все, что нужно было для достойного вхождения в жизнь. Она желала видеть его в монашеском, чине, и за это Сергий был признателен ей всю жизнь. Сергий охотно ходил в приходскую церковь, никогда не тяготился продолжительностью церковных служб. Богослужение как высшая степень молитвы было главной любовью будущего владыки. Он с детства предощущал себя служителем Церкви и даже сверстникам своим дерзновенно говорил, что будет архиереем.
Благочестивый отрок легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему в дальнейшем, во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Однажды владыка изготовил даже специальный походный антиминс, на котором литургисал для заключенных.

Начальное учение давалось отроку Сергию нелегко, но он не ослабевал в прилежании, и Господь щедро благословил Своего будущего служителя и исповедника. Владимирскую духовную семинарию, а затем и Московскую духовную академию он, неожиданно для всех, окончил весьма успешно. Впрочем, это не изменило его скромного и смиренного отношения к людям.

Особенно серьезно будущий владыка углубился в вопросы литургики и агиологии. В богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту богослужебных книг. На полях личных богослужебных книг владыки можно найти множество примечаний, уточнений, разъяснений особо трудных слов.
Окончил Шуйское духовное училище в 1902 г. В Шуйском духовном училище Сергий Сахаров пишет свой первый литургический гимн - тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Академическое его сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» уже свидетельствует о большой осведомленности автора в вопросах церковной гимнологии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь.
Первым учителем и духовным наставником Сергия был архиепископ Владимирский Николай (Налимов), оставивший по себе благоговейную память. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1908 г.
Следующим педагогом стал известный богослов и строгий аскет, ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), который и постриг его в храме Покрова Божией Матери с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского.

Окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1912 г. Кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной».

Монах и преподаватель

12 октября 1912 года был пострижен в монашество. 14 октября от руки владыки Феодора монах Афанасий получает посвящение сначала во иеродиакона, а потом 17 октября в сан иеромонаха. Но именно монашеский постриг владыка Афанасий ценил каким-то особым образом...
С 6 октября 1912 года - преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии. Церковные послушания Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя.

С 28 августа 1913 года - смотритель Клеванского Духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913 - преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии. В полную силу ученого-богослова он вошел в родной Владимиpской духовной семинаpии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия.

В лавру Преподобного Сергия Радонежского в 1917 году съехались представители всех российских мужских монастырей. На этом съезде иеромонах Афанасий (Сахаров) избирается членом исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917-18 годов. Работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатны, так и рукописных служб русским святым». «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград». (Доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.

В 1918 году его вводят в Владимирский Епархиальный совет, возлагают ответственность за состояние проповеди на приходах епархии. Он же заведует беседами и чтениями при Успенском кафедральном соборе, освещая многие злободневные вопросы тогдашнего времени.

Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В это время начали часто собираться так называемые «епархиальные съезды», на которых поднимали голову люди, враждебные вековым православным устоям русской жизни. Все это требовало строгой церковной оценки и должного отпора.
В это же время он начинает работу над знаменитой «службой Всем святым», в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на «Господи, воззвах» по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем иконе Божией Матери, наиболее чтимой в этой области. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь «Яко же плод красный...». Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон.

Революция пронеслась по России, как смерч, пролила море христианской крови.
В 1919 году в ходе антирелигиозной кампании началось глумление над тем, что особенно дорого Православию, - нетленными останками святых угодников. Во Владимире, как и в других русских городах, в агитационных целях прошла так называемая демонстрация вскрытых мощей народу: их выставляли на всеобщее обозрение в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия, члена епархиального совета, установило в Успенском соборе дежурство. В храме стояли столы, на которых лежали святые мощи. Первые дежурные - иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов - ожидали народ, толпившийся у дверей храма. Когда открылись двери, иеромонах Афанасий провозгласил: «Благословен Бог наш...», в ответ ему раздалось: «Аминь» - и начался молебен Владимирским угодникам. Входящие люди благоговейно крестились, клали поклоны и ставили у мощей свечи. Так предполагаемое поругание святынь превратилось в торжественное прославление.

20 января 1920 года возведен в сан архимандрита. Уже в сане архимандрита назначают наместником двух древних монастырей - владимирского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы (1920-1921 гг.) и с 18 июня 1921 года - настоятель Боголюбова монастыря.

10 июля 1921 г. рукоположен в епископа. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.
27 июня/10 июля 1921 г., в день памяти Сампсона-Богоприимца по благословению Патриарха Тихона хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Епископ Ковровский Афанасий имел канцелярию во Владимире, где проживал, т. к. в его викарное служение входила непосредственная помощь правящему архиерею Сергию (Страгородскому) в управлении епархией. Епископ Афанасий временно управлял Владимирской епархией при выездах митрополита.
«Хищение церковных ценностей (Процесс 9-10 июня).
10 часов утра. В проходах и на лестницах Гарнизонного клуба шумно. Ждут.
Пробирается старушка...
— Где судить-то будут?..
— Здесь, здесь...
Двери еще заперты.
— Ох, скоро-ли?..
Вдруг все вскочили и бросались в двери, поднялась давка.
— Тише, граждане...
— Каждому ведь хочется попасть вперед...
Концертный зал полон.
На скамье подсудимых священник Правдин, епископ Афанасий (Сахаров) и митрополит Сергий (Старогородский).
Правдин обвиняется в хищении ценностей из ризницы Спасо-Ефимьевского монастыря (г. Суздаль). Сахаров и Старогородский обвиняются в непередаче акта о хищении гражданским судебным властям.
Начинается допрос.
— Подсудимый Правдин, признаете вы себя виновным?..
— Мет...
— Да вот на вас показывает епископ Павел.
— Кривит душой; это он по неприязни ко мне...
— Вот и другие тоже показывают, например, Феодосий, Сергий...
— Да они ссыльные...
— Значит вы все там ссыльные...
— Да... н... нет... я не ссыльный…
— А откуда у вас митра?..
— Мне подарили...
— Да ведь вы носить то ее не имеете право...
— Плох тот солдат, который не хочет быть генералом... Пригодится...
«Батя» на старости лет захотел сделаться князем церкви... Знает, где потеплее...
Правдин путается... Дает разные показания...
Допрашивается Сахаров. Упорно отрицает свою вину.
— Это меня на касается. Я разбирал духовное дело о запрещении Правдину служить. Гражданские власти должны сами принять меры к расследованию пропажи ценностей.
Старогородский (Митрополит Сергий) ссылается на то же.
Очевидно, для князей церкви нет никакого дела до расхищения народного достояния. Они не сознают, что эти ценности украдены у голодных поволжан.
На следующий день Революционный Трибунал выносит приговор.
Все подсудимые признаются виновными. Правдин приговаривается к 5 г. лишения свободы с зачетом предварительного заключения. По амнистии срок сокращается до 3-х лет и 4 месяцев.
Епископ Сахаров и митрополит Старогородский приговариваются к 1 году лишения свободы. По амнистии от наказания освобождаются» («Призыв», 13 июня 1922).
1922—28.07.1922 гг. - в/у управляющий Владимирской епархией. 16 июня 1922 г. митрополит Сергий уклонился в обновленческий раскол и покинул Владимир, опубликовав в Нижнем Новгороде воззвание о признании каноничности живоцерковно-обновленческого ВЦУ вместе с епископами Евдокимом (Мещерским), Серафимом (Мещеряковым) и Макарием (Знаменским). Митрополит Сергий на период своего отсутствия во Владимире управлял епархией письменно через временно управляющего епархией, епископа Афанасия (Сахарова). Однако, вопреки позиции правящего архиерея, епископ Афанасий не признал обновленческое ВЦУ и возглавил группу духовенства, верного канонической Православной Церкви. После отпадения митрополита Сергия (Страгородского) в обновленческий раскол епископ Афанасий фактически руководил Владимирской епархией.

Семена обновленчества как раскольнического течения, призванного реформировать Российскую Православную Церковь, были посеяны задолго до октябрьского переворота. До революции псевдоправославные новации проникли в стены духовных школ, религиозно-философских обществ и были уделом некоторой части интеллигентствующего духовенства. Революционные власти использовали реформаторские идеи для раскола Церкви, но опирались они не на интеллигентствующее меньшинство, а на огромную массу конформистов и маловеров внутри церковной ограды, усвоивших в прежние времена почитание всякой власти кесаря - и самодержавной, и большевистской.
Святитель Афанасий объяснял своей, пастве, что раскольники, восставшие против канонического епископата, возглавляемого Патриархом Тихоном, не имеют права совершать Таинства, а потому храмы, в которых они совершают богослужения, безблагодатны. Он заново освящал оскверненные раскольниками церкви, увещевал отступников приносить покаяние вместе с приходом, обличая тех, кто не раскаялся. Запрещая общаться с обновленцами, чтобы усрамить их, он при этом просил не питать к ним злобы за захват ими православных святынь, так как святые, как говорил Преосвященный, всегда бывают духом только с православными.
В рапорте (доносе) во Владимирское ОГПУ уполномоченного обновленческого ВЦУ от 14. 09. 1922 г. о ситуации во Владимире за последние 3-4 месяца указано: "Главным препятствием в делах обновления является деятельность епископа Афанасия, который объявляет обновленчество расколом, ересью и грозит отлучением от Церкви всем сочувствующим [обновленчеству]".

Аресты

Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года в Вязниковском уезде. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». В мае 1922 года предан суду в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре. Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден.
Выступал против обновленческого движения.

Вновь арестован во Владимире 15/28 июля 1922 г. вместе с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым). 5 августа 1922 г. освобожден.
Арестован во Владимире 23 сентября 1922 г. После сентябрьского ареста был отправлен в Москву, где содержался в Таганской тюрьме. Когда епископ Афанасий уже находился под арестом, вышло постановлениео запрещении епископа обновленцами: "Постановлением Президиума ВЦУ от 10. 11. 1922 г. за N 1395 Епископ Ковровский Афанасий, викарий Владимирской епархии, уволен на покой, с назначением ему места жительства в Иверском монастыре Новгородской епархии". Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край (начало срока - 14 ноября 1922 года). К месту ссылки епископ Афанасий был отправлен этапом (Москва, Таганская тюрьма, Вятка, тюрьма). Находился в ссылке в городе Усть-Сысольске, г. Усть-Вымь и селе Керчемье до 2 февраля 1925 г.
В сентябре 1922 г. временно управляющим епархией был назначен епископ Муромский Серафим (Руженцев): "7 октября по распоряжению Высшего Церковного управления через нового его уполномоченного прот. Павла Авророва и утвержденное им 13 октября с. г. N 49 Владимирское Епархиальное управление в составе следующих лиц […]. Председателем Епархиального Управления и правящим на время отсутствия митрополита Сергия епархией назначен Муромский епископ Серафим (Руженцев)… Владимирский Губернский Исполнительный Комитет объявляет, что с его стороны не встречается никаких препятствий к открытию действий Владимирского Епархиального Управления (отнош. 17 окт. с. г. N 5205)... Дела из канцелярии управлявшего Владимирской епархией бывшего Ковровского епископа Афанасия приняты от протоиерея М.И. Авророва" (Об организации церковного управления// Церковь и жизнь (Владимир). 1922. N 1 (1-15 ноября). С. 4.).


Свято-Троицкая церковь. Гор. Владимир, Музейная улица, д. 8

После освобождения из ссылки в феврале 1925 г. вернулся во Владимир на церковное делание.
02.1925—03.1926 гг. - Епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. 12 апреля 1925 г. принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона; подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). В сентябре 1925 года прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться и покинул заседание.
Арестован в г. Гаврилов Посад 21 сентября 1925 г. Вновь находился в заключении в январе-марте 1926 года.
С ноября 1926 по 15.01.1927 гг.- в/у Иваново-Вознесенским викариатством.
По благословению митрополита Петра (Полянского) принял на себя руководство Владимирской епархией в связи с отпадением епископа Дамиана (Воскресенского) в григорианский раскол. Власти предложили ему добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами. Отказался оставить вверенную паству. С мая по сентябрь 1927 г. епархией временно управляет еп. Вязниковский Нифонт (Фомин).

15 января 1927 г. арестован, отправлен в Москву (находился в тюрьме ОГПУ на Лубянке и в Бутырской тюрьме). За «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским» приговорен к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал сторожем и, недолго, счетоводом, болел сыпным тифом.
В феврале 1930 года выслан на три года в Туруханский край (Мельничное, Селиваниха, Пунково - 1932—19.08.1933 гг.). В первой половине 1932 года жил там у ссыльного митрополита Кирилла (Смирнова).
В августе 1933 года вернулся во Владимир. В конце 1933 г. написал письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) с сообщением о своем отходе от него и о каноническом основании этого, считая, что тот превышает свои полномочия Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Позиция епископа Афанасия была близка к точке зрения митрополита Кирилла.
4 сентября 1934 г. уволен на покой.

1 мая 1936 года арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Однако на допросах об этом речи не шло (сам епископ Афанасий эти обвинения полностью отвергал), а следствие интересовали лишь причины отказа сотрудничать с лояльным по отношению к советской власти митрополитом Сергием. Приговорен к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором, после того, как уголовники похитили у него деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключенных в лагерях в 1937 году.
В начале Великой Отечественнной войны этапирован в Онежские лагеря, прошли пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 года освобожден и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем.
Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву (Омск, тюрьма Москва, Внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская тюрьмы). Следствие длилось полгода. Допрашивали около 30 раз, обычно ночами. Обычно допрос шел часа четыре, но однажды продолжался целых девять часов. Иногда за четыре часа допроса мог быть написан всего один лист протокола, а иногда - больше десяти листов... Ни разу на допросах владыка не только никого не выдал, но и не совершил самооговора.
На допросе 10 апреля 1944 года заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведется борьба против религии (так в тексте!). Но все это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти».
Но вот в 1944 году был объявлен приговор: 8 лет заключения в Мариинских лагерях Кемеровской области, прославившихся своей жестокостью. Работы для «идейных врагов соввласти» назначались самые тяжелые и грязные. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге (08.1944—08.1946 гг.).

Не признавал Сергия (Страгородского) законным Патриархом. В 1945 году признал законность избрания Патриархом Алексия I. В 1955 году писал, мотивируя это решение: «Ереси, отцами осужденные, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют… никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня».

Летом 1946 года владыка был вновь этапирован в Москву для нового следствия по ложному доносу. Но вскоре доносчик отказался от своих показаний, и Преосвященного отправили в Темниковские лагеря Мордовии отбывать срок до конца. Физически он был уже слаб и мог заниматься только плетением лаптей. Через два года владыку отправили в Дубровлаг (в той же Мордовии), где по возрасту и состоянию здоровья он уже не работал.
Однако ни при каких обстоятельствах владыка не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая стон, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога!» И первым запевал: «Хвалите имя Господне». И пение это его оживляло. Вновь пришедших узников владыка ободрял: «Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!»

Лагерные работы были всегда изнурительными, а часто и опасными. Однажды владыку Афанасия назначили инкассатором, чем он очень тяготился. Вскоре у него похитили тысячу рублей, о чем пришлось доложить начальству как о собственной недостаче. Не разбираясь в деле, власти тут же наложили на заключенного тяжелые взыскания...

На Соловках владыка Афанасий заразился тифом. Ему угрожала смерть, но Господь явно хранил Своего страдальца, и владыка выжил буквально чудом. Но при этом постоянном утомлении владыка видел духовную пользу - возможность проявить силу своей веры. Он неизменно держался устава Святой Церкви, никогда не прерывал молитвенного правила, молясь не только келейно, но и в обществе своих сокамерников. Даже в лагере он строго держал посты, находя возможность готовить постную пищу.
С окружающими владыка держался просто и задушевно, находил возможность духовно утешать тех, кто «с воли» обращался к нему за поддержкой. Никогда нельзя было увидеть его праздным: то он работал над литургическими заметками, то украшал бисером бумажные иконки святых, то ухаживал за больными.

9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного.
7 марта 1955 года ему было разрешено выехать в город Тутаев Ярославской области, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки.


Храм Афанасия Ковровского в Петушках

Ковчег с частицей мощей и икона святителя Афанасия

Саккос святителя Афанасия (богослужебное архиерейское облачение). Изготовлен самим святителем.

Богослужебные принадлежности святителя Афанасия

Хотя с этого времени владыка формально был на свободе, власти всячески сковывали его действия. В Петушках, например, ему разрешали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий.
В последние годы жизни трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 году был председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых. Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.
В его некрологе, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии», в частности, говорилось: «Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным».

В 1957 году прокуратура Владимирской области вновь рассмотрела дело 1936 года, по которому проходил владыка Афанасий. Владыка был допрошен на дому, приведенные им в свою защиту доводы не были признаны убедительными. Реабилитации не состоялось...

Утешением для владыки были богослужения в Троице-Сергиевой лавре - ведь он, помня свой монашеский постриг в ее стенах, всегда считал себя в числе ее братии. Несколько раз владыка сослужил Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому), а 12 марта 1959 года участвовал в хиротонии архимандрита Никона (Лысенко) во епископа Уфимского.

На одном из богослужений владыки Афанасия молящиеся заметили, что во время Евхаристического канона он ходил над полом храма, его как будто плавно выносила из алтаря какая-то волна...

Богослужения в тюрьмах

С благословения святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, в одиночной камере Таганской тюрьмы святитель Афанасий освятил собственноручно изготовленный антиминс для своего келейного походного храма в честь всех Русских Святых. С русскими угодниками Божиими Владыка всю жизнь ощущал самую тесную и неразрывную связь, и они были для него настоящими предстателями, являя подлинные чудеса.
Однажды на Святую Пасху в тюрьме, где тогда находился Владыка, разрешили открыть двери всех камер, а одну общую камеру отвели для Богослужения, которое и совершил владыка Афанасий, принеся в мрачные тюремные стены радость Воскресения Христова.
Богослужение вообще было для Владыки нормой жизни, главным ее смыслом, независимо от того, был ли он на свободе или за тюремной решеткой. На все чинимые ему внешние препятствия он как будто не обращал внимания...
У себя в домовом храме Всех Русских святых преосвященный Афанасий неукоснительно совершал суточный Богослужебный круг. В пятницу вечером, по Уставу, служилась Великая панихида, на которой Святитель поминал бесчисленное количество имен. К молитвам на сон грядущим он присоединял составленный им "Чин благодарения Богу". Божественную Литургию Владыка служил в Великие праздники, обычно раз в месяц. Накануне он всю ночь не спал, совершая Проскомидию. Духовная дочь, приезжавшая к Владыке на несколько дней, вспоминала, что спать в ночь перед Литургией было невозможно: за тонкой перегородкой Святитель горячо молился "о всех и за вся".
Утешением для Владыки были Богослужения в Троице-Сергиевой Лавре, ведь он, помня свой монашеский постриг в ее стенах, всегда считал себя в числе ее братии. Несколько раз Владыка сослужил Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому), а 12 марта 1959 года участвовал в хиротонии архимандрита Никона (Лысенко) во епископа Уфимского.
В 1958 году в епархии отмечалось 800-летие Успенского Владимирского Кафедрального собора, прославленного своими святынями. Озабоченный предстоящим юбилеем, владыка Афанасий составил Чин праздника и предложил его Преосвященному Онисиму, архиепископу Владимирскому. Иконописице М.Н. Соколовой заказал икону "Собор святых града Владимира и области его". Вместе с епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом Московским и всея Руси, преосвященный Афанасий сослужил владыке Онисиму на юбилейных торжествах. Православные владимирцы, горячо почитавшие епископа Афанасия, чуть ли не на руках внесли его в собор, столь дорогой его сердцу...

Владыка Афанасий тяжело переживал новый этап либеральных гонений на Церковь в период "оттепели", умножал молитвы русским святым и Матери Божией - Покровительнице Руси. Он даже свой уход на покой стал рассматривать как уклонение от борьбы с наступающим злом и хотел просить назначения викарным епископом, но подорванное здоровье не позволило продолжить общественное служение.

Литургические труды

Как бы тяжела ни была жизнь владыки Афанасия, он никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах, лагерях, ссылках он преисполнялся какой-то удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, возникла удивительная в литургическом смысле служба Всем русским святым. Она получила свою законченность после обсуждения с иерархами, которые были заключены вместе с владыкой Афанасием.
Одним из иерархов был и архиепископ Тверской Фаддей, прославленный Церковью как священномученик. И вот 10 ноября 1922 года в 172-й камере Владимирской тюрьмы впервые было совершено празднование Всем русским святым по исправленной службе.
Смерть матери побудила Владыку не только к горячим сыновним молитвам о ней, но и к написанию фундаментального труда "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", который был высоко оценен митрополитом Кириллом (Смирновым).
В августе 1941 года преосвященный Афанасий составил "Молебное пение об Отечестве", исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, обнимающее все стороны жизни нашего Отечества. В периоды заключений Владыкой были составлены молебные пения "О сущих в скорбях и различных обстояниях", "О врагах, ненавидящих и обидящих нас", "О сущих в темницах и заточении", "Благодарение о получении милостыни", "О прекращении войн и о мире всего мира"...
Святитель Афанасий поистине пел Богу "дондеже есмь" (Пс. 45, 1), пел даже во вратах смерти, и Господь сохранил Своего служителя для любимых им Церкви и Отечества. Владыка, сознавая, что по состоянию здоровья даже и после освобождения не сможет вернуться к епархиальному служению, весь смысл дальнейшей жизни видел именно в литургических трудах. В Дубровлаге он составил молитву "О мире всего мира", полагая, что молитва православных действеннее и успешнее других начинаний в этом направлении. Он читал ее ежедневно сам и призывал к этому других.

В 1955 году владыка Афанасий получил от Святейшего Патриарха Алексия предложение принять участие в подготовке Церковного календаря и сборника Богослужебных указаний на 1957 год. Но вскоре выяснилось, что некоторые уставные суждения Владыки оказываются неприемлемыми для этого неустоявшегося времени, и он отклонил эту работу. Вскоре епископа Афанасия назначили председателем Календарно-Богослужебной комиссии при Священном Синоде. Святитель ревностно приступил к знакомому и любимому делу, но в апреле 1958 года комиссия была упразднена. Владыка глубоко скорбел об этом и даже как бы укорял себя за некоторую прямолинейность во взглядах, не нашедшую поддержки у остальных членов комиссии.

Приведем перечень главных литургических трудов святителя Афанасия:
— "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", где тонко и глубоко объяснены положения Церковного Устава по многим вопросам;
— "Величания и псалмы избранный на праздники Господския, Богородичныя и святых, поемые идеже их храм, или ид еже будет празднование им с полиелеем", - свидетельство прекрасного знания Псалтири и умения кратко и емко выразить суть подвига каждого святого;
— "Доследования молебных пений на праздники и на различные потребы" - полный свод молебных пений, отредактированный и существенно дополненный;
— "Служба Собору Всех Святых, в земле Российской просиявших";
— "Синодик храма Всех Святых, в земле Российской просиявших. О упокоении", содержащий около трех тысяч имен подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с XI по XX век, расписанных по дням памяти, особым поминальным дням и по хронологии.

Перу владыки Афанасия принадлежат также служба "Празднование Пресвятой Богородицы святыя ради иконы Ея, именуемыя Максимовская", и "Молитвословия за трапезой", содержащие молитвы за уставными и неуставными трапезами, поминальной трапезой, молитвы на благословение скоромных снедей после многодневных постов.

Святитель Афанасий не только собирал и редактировал тексты служб русским святым, что послужило основой для издания Московской Патриархией Богослужебных Миней в 1970-1980 годах, но работал над созданием Русского Типикона, над порядком соединения служб русским святым, совершаемым в один день, над новым переводом церковно-славянского текста Богослужебных книг. По благословению Патриарха Алексия владыка Афанасий писал и отзывы на новые Богослужебные последования, например, на "Чин архиерейского отпевания", составленный митрополитом Мануилом (Лемешевским), на многочисленные акафисты, тропари, кондаки. Впрочем, как правило, Владыка был против введения новых акафистов в состав уставного Богослужения, так как ни по глубине богословского содержания, ни по силе и красоте выражения они не идут в сравнение с прежними литургическими гимнами.

Блаженная кончина

Еще в августе 1962 года владыка Афанасий начал говорить, что ему пора умирать. Когда однажды ему ответили, что близкие чада не перенесут разлуки с ним, он строго заметил: "Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаетесь".

Молясь в домовой церкви на память мучеников Сергия и Вакха (20 октября н. ст.), Владыка, несмотря на недомогание, пожелал сам читать Канон святым. На стихирах святым слезно плакал. После Канона сказал присутствующим чадам: "Смотрите, ведь Сергию и Вакху в пятки гвозди вбивали, а они стойко шли за Христом. А где же мы теперь, почему не умеем так стоять за Церковь Христову?"

Потом Святитель переборол слезы и начал молебен преподобному Сергию и мученикам Сергию и Вакху. Но на половине молебна замолк, с трудом произнес отпуст и вскоре лег. Вдруг он стал напряженно вглядываться вокруг и тотчас запел: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый..." Затем он попел тропарь и кондак русским святым. "Скажите, где я?" - спросил Владыка одного из духовных чад и повторил этот вопрос трижды. Спустя некоторое время Владыка вновь обратился к нему: "Скажите, где я был?" За этими вопросами стояло нечто необычное. Владыка уже чувствовал присутствие иного мира, возможно, присутствие тех святых, которых он чтил с особой любовью...

Все уже чувствовали последние дни своего архипастыря. Начали съезжаться друзья. Приехал протоиерей Иосиф, близкий человек, который соборовал и причащал ослабевшего Владыку. Больной всех узнавал, но уже плохо помнил их имена.

За несколько дней до блаженной кончины владыки Афанасия из Лавры приехали наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл, что очень обрадовало Преосвященного. Это был канун пятидесятилетия его монашеского пострига. В самый день, в четверг, Владыка был особенно благостным, благословляя всех присутствующих.

Но вот приблизилась смерть. Владыка уже не мог говорить, погруженный в молитву. Однако в пятницу вечером он тихо сказал в последний раз: "Молитва вас всех спасет!" Затем написал рукой на одеяле: "Спаси, Господи!"

В воскресенье 28 октября 1962 года, на память святителя Иоанна Суздальского, Святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее...

Скорбная весть быстро облетела Петушки, Владимир, Москву, всю православную Россию, знавшую и чтившую Владыку Афанасия. О его кончине сообщили некоторые зарубежные радиостанции. Погребение его стало настоящим церковным торжеством. Во вторник 30 октября в доме Владыки игумен Кирилл (Павлов) служил Великую панихиду. Лик почившего был светлым и благостным, а тело не имело ни малейших признаков тления. После панихиды гроб с телом владыки Афанасия повезли во Владимир, в Успенский собор, где после вечернего Богослужения под праздник Апостола и Евангелиста Луки друг святителя Афанасия архиепископ Симон (Ивановский) в сослужении протоиерея Иосифа и еще одиннадцати священников совершил великую панихиду.

До утра собор не закрывали, и всю ночь он был полон народа. Читалось Святое Евангелие, служились панихиды и литии. Материя, которой был обтянут гроб, к моменту выноса на кладбище в некоторых местах была протерта до дерева - столько людей прощалось с почившим Святителем...

Литургию служил архиепископ Симон. Архиепископ Онисим в клобуке и мантии стоял у гроба преосвященного Афанасия. Отпевание по монашескому чину, согласно завещанию святителя, совершали оба архиепископа в сослужении 17 священников. На паперти собора и у могилы служили литии.

Преосвященного Афанасия погребли на Князь-Владимирском кладбище, слева от могилы его матери. Кладбище заполнял народ, прибывавший в переполненном транспорте и живым потоком шедший от собора. Православная Русь провожала в последний земной путь своего святителя и исповедника...




Могила Преосвященного Афанасия

Посмертное почитание

Смерть разлучает людей, но не уничтожает памяти об умерших. У Бога все живы, а особенно верные и праведные души. Владыка Афанасий остался в памяти множества знавших его людей не просто живым и добрым, но праведным и благодатным духовным отцом. Близкие люди твердо верили, что его молитвы будут поддерживать их и после его кончины. Так крепнет духовная связь между людьми, преодолевающая земные законы тления.

Погребение во Владимире, поистине всенародное, положило начало глубокому почитанию Ковровского Владыки. Насколько стесняем был епископ Афанасий советскими властями при жизни, настолько же был свободен при погребении: похоронам не чинилось никаких препятствий, несмотря на многолюдность.

Известный старец Одесского монастыря схиигумен Кукша, ныне канонизированный, сказал своим духовным чадам: "Придет время, когда Владыка будет прославлен в лике святых". Патриарх Пимен, по воспоминаниям знавших Патриарха, говорил, что почти не сомневается в прославлении Святителя. Московский протоиерей Всеволод Шпиллер, вернувшийся в те годы на Родину, говорил, что такого Святителя, как владыка Афанасий, нет ни в одной из поместных Церквей.

День кончины Владыки и день его Ангела, 15 мая, стали временем многих молитв и Богослужений в его память на могиле Святителя, в храмах епархии, в церкви Всех Русских святых Троице-Сергиевой Лавры, где всегда пел монастырский хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).

В 1990 году могилу преосвященного Афанасия посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, во время пребывания во Владимире в связи с хиротонией нового Преосвященного.

28 октября 1992 года в Богородице-Рождественском монастыре Владимира состоялись первые историко-литературные чтения, посвященные тридцатилетию со дня кончины епископа Афанасия. Организованы они были Владимирским отделением Всероссийского Фонда культуры и Владимирским епархиальным управлением. 26 октября 1998 года в Москве, во Всероссийском Фонде культуры, также состоялись чтения памяти святителя Афанасия.

Полностью восстановлена ныне гражданская справедливость в отношении владыки Афанасия: к 1998 году он был реабилитирован (посмертно) по всем делам, по которым был судим, начиная с 1922 года...


Свт. Афанасий. Волочкова И.В. (храм свт. Николая на Маросейке). Икона. Москва. 2000 г. Храм свт. Николая на Маросейке (в Клениках)

Свт. Афанасий. Глазовская В.С. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2002 г. Троице - Сергиева Лавра. Собрание архим. Матфея (Мормыля)

***

Святитель Афанасий и по смерти не оставляет своей любовью тех, кто нуждается в его помощи.

Вспоминает духовная дочь Владыки Н.С. Фиолетова:
"Я очень тяжело переживала смерть Владыки. Проводив его друга, архиепископа Симона, приезжавшего на похороны, я возвращалась домой и горько плакала. Когда переходила дорогу, то ни на что не обращала внимания, и вдруг услышала шум: буквально в 10 сантиметрах от меня остановилась грузовая машина. Мой вид так поразил водителя, что он даже не нашел, что сказать. Впоследствии я поняла, что по молитвам дорогого Владыки спасена была в тот день от верной смерти...

Меня просили поухаживать за двумя болящими в Сергиевом Посаде. Я с любовию выполняла просьбу, но сил у самой было очень мало. В один день мне стало совсем плохо, и я возопила о помощи к Владыке. Вдруг почувствовала около себя необыкновенное благоухание, и мне стало так легко, что я немедленно встала и смогла приняться за дела...

После смерти Владыки я каждый день ходила вечером на его могилу и зажигала на ночь лампад очку. Однажды я запоздала, пришла около восьми часов вечера, а был ноябрь месяц. За мной шел мужчина, который остановился неподалеку. Когда я хотела идти по той же дороге обратно, то вдруг меня как будто кто-то взял за плечи и повернул в противоположную сторону со словами: "Не смей ночью ходить на кладбище". Я взмолилась о помощи Владыке и побежала по указанной дорожке. Мужчина с бранью бежал за мной, но вскоре начались жилые дома, и он остановился, сказав: "Твое счастье, что ушла от меня!" Я возблагодарила Бога и вспомнила здесь владыку Афанасия, обещавшего и по смерти не оставлять меня...

Во Владимире я жила в общей квартире. Один из моих соседей часто выпивал и вел себя нетактично. Еще при жизни Владыка предупреждал меня, чтобы я была с ним вежлива. Однажды, когда кроме меня и этого соседа в квартире никого не было, он стал ломиться ко мне в дверь. Я открыла, усердно моля Владыку о помощи. Сосед вошел, заглянул во вторую комнату и вдруг говорит кому-то: "Здравствуйте!" Повернулся ко мне: "Ты тут не одна, у тебя гости, да гости-то какие, я пошел..." И он быстро вышел из комнаты. Это было воистину чудо, сам Владыка его вывел, ибо гостей никаких не было..."

***

"Мой брат, состоя 25 лет в церковном браке, - рассказала Н.Н., - неожиданно решил создать другую семью. Все уговоры со стороны родителей, духовника нашей семьи архимандрита Кирилла (Павлова), которого брат очень любил и уважал, угрозы и мольбы с моей стороны не имели никакого успеха. Тогда отец Кирилл предложил поехать на могилу к владыке Афанасию. Брат не очень охотно на это согласился, хотя раньше неоднократно возил нас на своей машине во Владимир. И в этот раз он не мог отказать в просьбе отцу Кириллу.
Одному Богу известно, как я просила Владыку вразумить брата не делать рокового шага, ведущего к погибели души.

На следующий день брат уехал в Крым со своей так называемой "женой" (с законной женой брак расторгнут еще не был). Но... через две недели вернулся из Крыма один. Приехал прямо к жене, попросил у нее прощения, и жизнь пошла по-прежнему. Год спустя брат сказал мне, что Владыка его спас..."

"Имея твердую веру в святость преосвященного епископа Афанасия, - свидетельствует монахиня Людмила (Золотова), - я постоянно прибегаю к его молитвенной помощи, и очень часто мои просьбы о заступлении не остаются без ответа. Еще при жизни Владыки, получая его благословение на труды, все сложности, случавшиеся в моей практике, я, с Божьей помощью, успешно преодолевала. И по смерти приснопамятного Святителя я постоянно ощущаю его благодатную помощь. Так, например, меня с молодых лет мучили приступы зубной боли. А зимой 1966 года приступ был особенно мучительным и болезненным, и в отчаянии я взмолилась о помощи к владыке Афанасию. Взяв щепотку имевшейся у меня землички с могилки Святителя, я опустила ее в стакан с водой и все это выпила. Боль мгновенно утихла и с тех пор по сей день совершенно прекратилась".

***

"Монахиня Варвара (Золотова) рассказывает о другом чуде: "С молодых лет я имею твердое убеждение в святости преосвященного епископа Афанасия. Многочисленные случаи благодатной помощи мне по его молитвам происходили как при жизни Владыки, так и после его блаженной кончины. Вот одно из таких чудес. В конце 1996 или начале 1997 года под правым глазом у меня неожиданно образовался небольшой нарост и стал увеличиваться. За несколько дней до праздника Рождества Богородицы в 1997 году этот нарост посинел и распух, появились вокруг краснота и боли, так что даже умываться было болезненно. В сам праздник Рождества Богородицы старшая моя сестра Анна приехала из Владимира и привезла травинку с могилки владыки Афанасия. Я тут же приложила эту травинку к больному месту с просьбой к Святителю об исцелении.

Прикладывать было очень больно. Приблизительно через час я повторила то же самое. Боли было уже гораздо меньше. На ночь я приложила травинку еще раз. Встав утром, я увидела, что воспаление прошло, а сам нарост совершенно исчез, осталось только небольшое красное пятнышко. Я еще раз приложила к этому месту травинку и получила полное исцеление".

***

"Среди моих пациентов был мальчик Сережа, 12-ти лет, - рассказывает Л.А. Кутявина, - около четырех лет страдавший бронхиальной астмой.

С Божией помощью мне удалось справиться с болезнью настолько, что, достигнув 18-летнего возраста, он был призван на службу в армию. Часть, где он служил, была расположена недалеко от Владимира. Родственники часто навещали его и рассказывали мне о тех трудностях, с которыми ему приходилось сталкиваться на службе. Я посоветовала им просить о помощи владыку Афанасия. Навещая сына, они каждый раз проезжали мимо кладбища, где похоронен Владыка. И сама я стала часто просить о помощи Сереже.

Вскоре, вернувшись из одной такой поездки во Владимир, мама Сережи позвонила мне очень расстроенная (это было в 20-21 час) и рассказала о предчувствии для сына тяжелых испытаний - во время встречи ее потрясло выражение его глаз. В них был страх... И когда она проезжала мимо кладбища, то особенно молила Владыку спасти сына. Взмолилась о помощи к Владыке и я. Как мы узнали по возвращении Сережи домой, солдаты тогда сказали ему, что в эту ночь убьют его. Но уже в 23 часа Сережа звонил своей маме с Курского вокзала, куда прибыл из Владимира в сопровождении офицера для прохождения дальнейшей службы в Москве. Воинская служба Сережи закончилась весьма благополучно".

Одно поколение сменяет другое, а память святителя Афанасия жива в православных русских сердцах вместе с верой, что душа его упокоевается в селениях праведных. Ныне, когда нашу Церковь и Отечество продолжают обуревать скорби извне и изнутри, прибегнем к теплому предстательству свт. Афанасия и напишем в сердцах наших его завет, запечатленный исповедническим подвигом: "Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение".

Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских. Мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.

Дни памяти

- 29 января/11 февраля в Соборе новомучеников российских.
- 15/28 октября - обретение мощей святителя Афанасия Ковровского
.
- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.


Мощи Афанасия Ковровского в Богородице-Рождественском монастыре Владимира

Одной из звезд в созвездии Скорпиона присвоено имя святителя Афанасия – епископа Ковровского. Накануне соответствующий сертификат директору Владимирской православной гимназии священнику Алексию Головченко вручили командир отряда космонавтов, Герой России Юрий Лончаков и настоятель храма Преображения Господня Патриаршего подворья в Звездном городке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов.

8 июня 2011 года экипаж Союза ТМА-02М поднял на орбиту мощевик с частицей мощей святителя Афанасия Ковровского.
Теперь всякий раз, поднимая глаза к небу, мы будем воочию представлять себе это необыкновенное чудо – космический Крестный ход! Святитель Афанасий освящает с космической орбиты нашу Землю, своим воистину небесным присутствием свидетельствуя о том, что Христос соединил Крестом Небо и Землю навсегда!

Источник:
Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М.: «Отчий дом», 2000. С. 3-21.

Молитва

О, многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый пажитей Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неиссякаемый источниче, цевнице богодухновенная!
Ты, землею древнею и святою воспитанный, измлада сосуд избранный Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и делы, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерной. Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духоносными пении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.
Истины ради и кротости и правды достойно помаза тя во святители Владимирский благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей. Аще и в заточениих, изгнаниях и горьких работах тридцать лет пробыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая, ты, священное исповедание яко забрало восприим, богохульные дерзновенно обличил еси и безплотные враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек. Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и Престолу Небесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да утвердит Церковь Русскую, ее пастырей непозыблемы в истинах веры, от ересей и расколов, да пребудут чада ея тверды во исповедании святаго Православия, претерпевая все напасти времени, прославляя единым сердцем и едиными усты дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Славы Божия ревнителя / и благолепия церковнаго блюстителя, / тесным житием и многими подвиги / великому иерарху Александрийскому подобника, / святителя Афанасия, исповедника Российскаго, усердно восхвалим, вернии, / сей бо присно молится / о спасении земнаго Отечества своего / и о всех, живущих в нем, / велегласно с любовию взывая: / Русь Святая, / храни веру православную, / в нейже тебе утверждение.

Кондак, глас 3:

Днесь Афанасий святитель, / Христов исповедник и праведник, / в невечернем Царствии славы / светло ликует / и в сонме всех русских святых / всесоставным гласом победную песнь воспевая, / прилежно молит о нас / превечнаго Триединаго Бога.

Величание:

Величаем тя, святителю отче Афанасие, / и чтим страдания твоя, яже во исповедание / Православие во Отечестве своем утвердил еси.
Ино величание (поем пременяюще):
Величаем тя, святителю и исповедниче Христов Афанасие, / богодухновенными песньми Церковь Русскую украсившаго / и святых сродников наших любовию воспевшаго.



Дом-музей святителя Афанасия Ковровского (г. Петушки, ул. 1-я Советская, 71)


Православные Церковные Праздники.

Собор Владимирских святых
Иеромонах Иеракс (1880 — 1959).
Категория: Святые | Добавил: Николай (21.06.2015)
Просмотров: 5365 | Теги: православие, святость | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru