Бочаров Иван Матвеевич родился в 1880 г. в с. Верхний Мамон, Воронежской губ. Рано остался сиротой. После смерти родителей был отдан в Задонский монастырь. Воспитывался в Задонском монастыре Воронежской губ. Окончил духовное училище и музыкальное училище за счет монастыря.
Регент в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, регент архиерейского хора в Вознесенском соборе г. Елец, Орловской губ. Был регентом в течении 4-х лет.
4 декабря 1910 г. поступил в Троице-Сергиеву Лавру. Послушник с 17.01.1915 г. 13 апреля 1915 г. пострижен в монашество. Исполнял послушание уставщика левого клироса Троицкого собора.
7 октября 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским).
Когда власти начали закрывать столичные монастыри и перестраивать их под казармы и т. п., иеромонах Иеракс, отличавшийся ревностным отношением к службе и обладавший даром проповедника, оказался вышвырнутым на улицу.
В марте 1919 г. поступил в госпиталь для освидетельствования здоровья. Протоиерей Арсений Копецкий, настоятель домовой церкви при госпитале, обратился с просьбой о возведении о. Иеракса, помогавшего ему в богослужении, о возведении его в сан иеромонаха. Св. Патриарх Тихон откликнулся на эту просьбу. 9 декабря 1919 г. рукоположен в иеромонаха на Троицком подворье в Москве Святейшим Патриархом Тихоном для служения в церкви иконы Божией Матери “Всех Скорбящих радости” при военном госпитале в Лефортово в Москве.
Многие видные представители московской интеллигенции предлагали ему свой кров, иеромонах Иеракс принял предложение медиков из Солдатенковской больницы — послужить вторым священником в больничном храме, где настоятелем был престарелый священник Николай Соколов, выходец из древнего священнического рода, очень уважаемый персоналом и пациентами больницы, но в силу возраста уже не способный выполнять все необходимые обязанности. О. Николай радушно принял нового помощника: здесь же, при церкви, нашлась и маленькая комната, где поселился о. Иеракс.
В 1921 г. распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) назначен в церковь во имя иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (при Солдатенковской больнице).
Больничный храм действовал еще три года, но вскоре новый персонал и пациенты, среди которых было немало раненых красноармейцев, потребовали закрыть храм. Это произошло в 1921 году — помещение храма было передано под морг. Священник Николай Соколов к тому времени скончался — неясно только, естественной смертью или погиб в заключении (здесь в воспоминаниях старожилов имеются разночтения).
Иеромонах Иеракс в последующие годы служил в расположенном неподалеку от больницы храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Успение», построенном в память об убийстве в 1905 году московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича на средства его жены, великой княгини Елизаветы Федоровны. Служил в этом храме до его закрытия. Из воспоминаний Нины Владимировны Трапани: "Шел 1926 г. Церковь во имя Б.М. Отрады и Утешения, где настоятелем был о. Иеракс, закрыли. Церковный староста Никита Фотиевич сдал по описи все церковное имущество и ключи. Храм опустел и настоятель со старостой остались не у дел. Захватив антиминс, дароносицу и запасные св. дары, о. Иеракс пришел со всем этим к о. Зосиме. Он ждал совета и благословения духовного отца на дальнейшую деятельность. В те же годы на Тверской улице возвышался великолепный храм св. Василия Кесарийского. Настоятель этого храма о. Феодосий был знаком о. Зосиме, к нему и направил старец о. Иеракса".
С 1926 г. служил в храме свт. Василия Кесарийского, гор. Москвы.
После издания митрополитом Сергием (Страгородским) июльской Декларации 1927 г. перестал поминать его на богослужении и перешел на тайное служение. Жил на нелегальном положении у духовной дочери — Нины Владимировны Трапани у станции Лосиноостровская под Москвой (Тургеневская 46, по воспоминаниям Н.В. Трапани). Служил в своей домовой церкви в честь иконы Богоматери «Отрада и Утешение».
С этого времени он с группой священников стал совершать богослужения и таинства по домам. Тем самым была создана не подконтрольная государству сеть подпольных общин, имевших свои просветительские кружки. В одной из таких общин получил начатки религиозного образования будущий протоиерей Александр Мень. Эта сеть подпольных общин получила название «Катакомбной Церкви», во главе которой стоял епископ Афанасий. Такая форма организации церковной жизни позволяла удовлетворять людям свои религиозные потребности, не обращая внимания на сложные отношения государства и Церкви, которую государство пыталось подмять под себя.
С 1929 г. служил в церкви св. бесср. мчч. Кира и Иоанна (Сербское подворье).
Но вскоре кто-то донес в ГПУ о том, что в домах, за закрытыми ставнями совершаются службы, и почти все участники этих собраний были арестованы. 6 апреля 1932 г. Иеромонах Иеракс был приговорен к 3-м годам ссылки в Казахстан. По другим данным арестован в 1932 г. не был, ездил в Казахстан навестить ссыльных верующих. По приезде перешел на нелегальное положение.
Некоторое время он жил в Болшеве, где в своем доме его приютила одна из прихожанок. Впрочем, формулировка «в доме» действительности не соответствовала — он скрывался на чердаке, затаив дыхание, прислушивался к шагам на улице. Большую часть времени прожил в Лосиноостровской у Веры Алексеевны Корнеевой. Тайно служил в домашней церкви на чердаке.
В его доме на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в 1934 г. епископ Афанасий (Сахаров) отслужил литургию, на которой им был освящен привезенный Владыкой для этого случая образ Всех святых, в земле Российской просиявших, написанный монахиней Иулианией (Марией Николаевной Соколовой).
6 ноября 1943 г. — арестован по делу «Антисоветское церковное подполье» вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), протоиереем Петром Шипковым, монахиней Сусанной (Ксенией Гришановой) и Н.В. Трапани. Содержался в пересыльной тюрьме в Москве вместе со священником Петром Шипковым. Долгое время никаких допросов не было, следователи ждали, когда из Красноярска, через всю страну пригонят по этапу епископа Афанасия. Когда это произошло, последовал очередной «пересмотр» дела, и следователи показали подследственным схему контрреволюционной организации, куда они якобы входили. Любопытно, что эта схема полностью копировала... структуру церковного управления, и таким образом получалось, что преступной организацией считалась... Церковь. По приговору суда все трое были сосланы в Мариинские лагеря.
Был приговорен к пяти годам ИТЛ. Наказание отбывал в Мариинских лагерях (недалеко от города Мариинска Кемеровской области).
Заключенных часто перебрасывали с места на место, чтобы не дать узнать каких-либо вестей с воли и не дать создать какую-либо организацию. Но, как ни странно это звучит, в тюремных камерах совершалось богослужение, Крещение и даже рукоположение в священники. Невероятно, но в условиях тюрем и лагерей сложилась практически нормальная церковная структура, управляемая епископом Афанасием, которого называли викарием ГУЛага.
Иеромонах Иеракс (Бочаров), 1943 г., фото из следственного дела
С большим опозданием дошла до узников весть об Архиерейском Соборе 1943 года и избрании митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. Епископ Афанасий и его сподвижники не признали этот Собор, считая, что его решения были приняты под давлением властей. И только через год, когда после кончины Патриарха Сергия, Патриархом был избран Алексий (Симанский), авторитетнейший иерарх, переживший со своей паствой блокаду Ленинграда, епископ Афанасий, иеромонах Иеракс и священник Петр написали воззвание о вхождении Катакомбной Церкви под омофор Московской Патриархии. Но это письмо до Патриарха дошло не сразу. Изменение отношений государства и Церкви, произошедшие в конце Великой Отечественной войны, никак не отразились на судьбе епископа Афанасия и его сподвижников. Лишь после третьего или четвертого письма их все-таки освободили, запретив жить в крупных городах.
В 1945 г. вместе с епископом Афанасием и протоиереем Петром Шипковым поздравили Патриарха Алексия (Симанского) с интронизацией и попросили принять в общение.
Иеромонах Иеракс (Бочаров)
1950-е гг. — после освобождения проживал в инвалидном доме для бывших заключенных в с. Большие Березники в Мордовии. Ему помогали его духовные дочери сестры Нина Владимировна и Варвара Владимировна Трапани, которая в 1954 г., освободившись по амнистии из ссылки в Казахстане, поехала в Большие Березники, где содержался о. Иеракс.
В июне 1957 г. переехал в г. Владимир «поближе к епископу Афанасию» жившему в Петушках. Жил в домике, купленном для свят. Афанасия его близкими духовными детьми. В последние годы о нем заботилась Нина Сергеевна Фиолетова.
Горожане довольно часто видели на улицах глубокого старика, тяжело больного, в потрепанной рясе и даже не догадывались, что перед ними человек, имя которого стало одним из символов эпохи. Как и последние годы жизни, кончина иеромонаха Иеракса осталась незамеченной.
Скончался 10 февраля 1959 года и был похоронен на Князь-Владимирском кладбище. Лишь несколько человек из числа бывших ссыльных пришли проводить его в последний путь. Епископ Афанасий распорядился похоронить иеромонаха Иеракса рядом со своей матерью, на месте, которое он определил для себя. Так два сподвижника оказались рядом.
Могила иеромонаха Иеракса (Бочарова) на Князь-Владимирском кладбище гор. Владимира