Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
17:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Освящение в г. Шуе соборного колокола 19 мая 1891 года

Торжественное освящение в гор. Шуе соборного колокола, сооруженного в память чудесного события 17-го октября 1888 года

Пятиярусная колокольня при Воскресенском соборе была построена в 1832 году. 106-метровая колокольня – первая в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов.
Воскресенский собор прежде был приходской Воскресенской церковью. Когда была основана эта церковь, неизвестно. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков в описи города Шуи 1629 года говорил, что деревянная и весьма бедная Воскресенская церковь, с приделом Святителя Чудотворца Николая, была приходской. Соборной церковью до 1667 года была Покровская церковь, находившаяся внутри городского кремля, обнесенного тогда валами и деревянной стеной. Но в 1667 году собором была сделана Воскресенская церковь, а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором. Причиной переименования Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые в то время, по милости Царицы Небесной, стали совершаться от находившейся в той церкви новописанной Смоленской иконы Божией Матери, с тех пор именуемой Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери. Вскоре после переименования в соборную, вместо прежней деревянной церкви, усердием прихожан был воздвигнут пятиглавый каменный Воскресенский собор. В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводой Яковым Сытиным, о Шуйском соборе сказано следующее: «да въ Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятыя Владычицы Шуйския, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя». Обе эти церкви во время пожара, бывшего 12 мая 1770 года, были разрушены. После этого собор был вновь отстроен, а спустя 22 года был, за ветхостью, сломан. В 1792 году стал воздвигаться усердием прихожан новый Воскресенский собор. Строился он 6 лет и был освящен Виктором, епископом Владимирским и Суздальским, 19 сентября 1798 года. Вскоре после освящения собор был украшен хорошей греческой живописью, а иконостас резьбой и позолотой, стоившими 12,000 рублей. Собор увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченными через огонь. Кресты на главах восьмиконечные из такого же металла и вызолочены также через огонь.

Горячо-любит православный Русский народ православного Царя своего, беззаветно предан Ему и судьбу свою тесно связывает с судьбой царской: радость в Семье Царя, — ликует весь многомиллионный Русский народ; горе постигло Ее, — вся Россия в трауре. За доказательством ходить не далеко: вспомним только событие 17-го октября 1888 года, и мы ясно увидим, насколько тесна связь Русского народа с боговенчанным Царем. В этот достопамятный день, как всем известно, Царь небесный чудесным образом спас драгоценную жизнь нашего Царя Александра Александровича и Его Августейшего Семейства. И вот тут-то во всей силе проявилась чистая, искренняя, пламенная любовь и верноподданническая преданность Русского народа к Царю своему и Его царственной Семье. Как только разнеслась по обширным пределам отечества нашего весть об этом великом чуде милости Божией, тотчас и отовсюду понеслись к престолу Царя сердечные выражения народной любви и верноподданнической преданности. Чистота и искренность этих чувств народных доказывалась самым делом. Храмы Божии по целым дням были открыты, и массы верноподданных наполняли их, вознося здесь благодарные молитвы к Всевышнему за милостивое и чудесное спасение жизни нашего Царя и всего Семейства Его. В память этого чудесного и несказанно-радостного отечественного события созидались новые храмы и часовни, открывались новые школы, устроились больницы, приюты, странноприимные дома и другие благотворительные заведения. И Шуя не отстала от других городов в своей любви и преданности Царю своему и в благодарности к милосердому Господу за явленную 17-го октября великую милость Его. В память сего чудесного события у нас устроена церковно-приходская школа при Воскресенском соборе, с успехом воспитывающая теперь детей народи в духе святой веры и в преданности Царю и отечеству. Но чтобы еще более увековечить память об этом событии, в городе нашем устроен для соборной колокольни новый большой колокол.
Благая мысль об устройстве нового большего колокола с оказанной целью зародилась в голове почетного Шуйского гражданина, купца-фабриканта и старосты Шуйского Воскресенского собора Михаила Алексеевича Павлова, который с присущей ему энергией решился привести мысль свою в дело. Скоро он составил из своих средств и из пожертвований некоторых богатых Шуйских граждан капитал, вполне достаточный для устройства большего колокола, который и поручил отлить из лучшей меди Московскому колокольному заводу Б. Финляндского. Колокол изящно отлит 30-го сентября 1890 г. и, после тщательной шлифовки, отправлен в Шую. Этот завод гарантировал не только качество отливки, но и доставку его в Шую и подъемку на колокольню.
Колокол был доставлен в город в разгар зимы. Так как мост через Тезу мог не выдержать его веса, транспортировать его через реку было решено, когда лед окончательно окрепнет. 4 января 1891 года (17 января по новому стилю) колокол во время перевозки через Тезу проломил лед и утонул, значительно углубившись в реке. Так, для этого колокола произошло крещенское «купание в Иордани» в воде реки Тезы. Видно, действительно, был он велик весом, если чуть ли не сорока сантиметровый лед и специальные сани не удержали его, и он затонул. Сколько же трудов предстояло сделать, чтобы его вынуть из воды! Пришлось намораживать толщину льда вокруг полыни чуть не до метровой толщины, обкладывать вокруг неё доски и это всё обливать водой и замораживать в течение нескольких дней без остановки. Чтобы завести канат для его извлечения из реки, необходим был смельчак, который в тридцатиградусный мороз рискнул бы продеть верёвку в уши колокола, к другому концу которой и был привязан канат. Такой храбрец выискался. Благодаря ему и другим отважным и находчивым шуянам проблема была решена.
Это случилось 7 января 1891 года, а на следующий день, 8-го января 1891 года колокол привезен был народом к соборной колокольне и стоял здесь на своих полозьях, покрытый тесовым навесом, до самого дня поднятия его на колокольню. Своей величиной и изяществом отделки он приводил в восхищение зрителей, массами собиравшихся посмотреть на него (Колокол действительно прекрасный. На нем искусно отлиты и отчеканены следующие священные изображения: 1) Чудотворная Шуйская—Смоленская икона Божией Матери; 2) св. Благоверный Князь Александр Невский; 3) св. Равноапостольная Мария Магдалина; 4) Святитель Николай Чудотворец; 5) св. Великомученик Георгий; 6) св. Князь Михаил Тверской; 7) Преподобная Ксения; 8) Блажен. Княгиня Ольга. Вверху, кругом колокола, вычеканены священные слова: «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса». Внизу кругом колокола, надпись: «Сооружен к Воскресенскому собору гор. Шуи, по благословению Высокопреосвященного Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, усердием ктитора Михаила Павлова, прихожан и некоторых других Шуйских граждан, в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра III-го с Августейшим Его Семейством 17-го октября 1888 г. Отлит он в лето от Рождества Христова 1890-е в 30-й день месяца сентября при державе Благочестивейшего Государя Императора и Самодержца Всероссийского Александра III-го Александровича. В роды родов да возвещает глас сего колокола о той великой милости, которая явлена была Господом отечеству нашему в 17-й день октября 1888 г. Москва. Завод Финляндскаго. Весу 1270 пудов.).
Между тем, пока колокол стоял у колокольни, на ней шли деятельные приготовления к поднятию его: устраивались новые крепкие балки, менялись старые полы на новые, переделывались лестницы. Работа была тяжелая и трудная; но, с помощью Божией, к маю месяцу трудности все были преодолены, приспособления все окончены. Поднятие колокола было назначено на 19-е число мая в день воскресный.


Подъем большого соборного колокола 19 мая 1891 г.

Подъем большого соборного колокола 19 мая 1891 г. (на подписи к фотографии указано ошибочно 1904 г.)

Освятить колокол, устроенный верноподданнической ревностию благочестивых граждан, главный виновник и деятель по его устройству, соборный староста М. А. Павлов, усердно просил самого Высокопреосвященнейшего Феогноста. Добрый Архипастырь, ревностно пекущийся о благолепии храмов Божиих в своей епархии, согласился исполнить эту просьбу тем с большей готовностью, что колокол предназначен служить памятником великого чуда милости Божией.
18-го мая, в 7 часов утра, на поезде железной дороги Владыка прибыл в город. На вокзале встретили Его Высокопреосвященство: член Владимирской Консистории, протоиерей В.В. Косаткин (О. протоиерей прибыл в Шую накануне из гор. Иваново-Вознесенска, туда он ездил, как член епархиального училищного совета, для производства годичного испытания учеников тамошней образцовой двухклассной Кирилло-Мефодиевской церковно-приходской школы.), соборный благочинный протоиерей Ф.И. Дунаев, городской благочинный протоиерей А.И. Казанский, наблюдатель церковно-приходских школ протоиерей Е.И. Правдин, смотритель духовного училища с своим помощником, Шуйский исправник, соборный староста и друг. Выйдя из вагона и благословив встречавших, Владыка отправился в дом М.А. Павлова, чтобы здесь хоть немного отдохнуть после бессонной ночи. Но в 8 ½ часов утра звон на городских колокольнях возвестил, что Владыка уже отправился в собор, куда собралось все городское духовенство и многие из граждан. Вступивши в собор, Владыка прежде всего приложился к св. престолу, к иконе Спасителя и в чудотворной Шуйской—Смоленской иконе Божией Матери. Затем он благословил в алтаре собравшееся здесь духовенство и с отеческой любовью преподал ему пастырское наставление — с благоговением совершать службу Божию, жить друг с другом и со всеми в мире и любви и ревностно трудиться над воспитанием народа в духе св. веры, благочестия и преданности Престолу. Из собора Владыка отправился в близь находящуюся Воскресенскую церковно-приходскую школу, благословляя по пути следования народ, усердно желавший примять от него Святительское благословение. Когда он вступил в школу, один из учеников ее прочитал молитву, а затем все общим хором пропели … В одной из классных комнат Архипастырь начал производить экзамен: вызывает одного ученика и спрашивает его подробно из всех предметов школы, — ученик отвечает отлично; спрашивает другого, — тоже. Владыка говорит: «хорошо! хорошо!» Экзамен продолжается, — Владыка всем говорит «хорошо», награждает каждого книжкой и серебряным крестиком, а попечитель школы М. А. Павлов — евангелием. Окончив испытание средней группы (Старшей группы в школе еще нет, так как школа открыта только два года тому назад.), Архипастырь приступил к испытанию учеников группы младшей. Вызывает ученика из этой группы: выходит маленький — премаленький К. «Сколько тебе лет?» - спрашивает Владыка. «Семь», - отвечает малютка. «А читать умеешь?» «Умею», — и начинает семи летнее дитя бегло, раздельно и внятно читать один из псалмов по псалтири, предварительно осенив себя крестным знамением; затем читает из книги гражданской печати так-же хорошо, внятно и толково рассказывает историю Преображения Господня, — в заключение решает несложную устную арифметическую задачу на первые четыре действия и прекрасно отвечает таблицу умножения. От Владыки только и слышно было: «хорошо! хорошо!» Каждый внимательный наблюдатель мог легко заметить, что ответы учеников доставляют ему истинное удовольствие. А дети-то, дети-то какую чувствовали радость, получив от него по книжке и по крестику, а от попечителя по евангелию! С благоговением поцеловав руку Святителя, они уходили на свои места в другую комнату, — и какой восторг, какая великая радость была написана на их детских лицах. Спросив, в течение 2 ½ часов, половину учеников той и другой группы, Владыка встал, поручив окончить экзамен протоиерею В.В Косаткину. Но он не испытал еще успехов в церковном пении. Вошедши в класс и расспросив учителя пения, соборного регента, о том, сколько и какие церковные песнопения изучены учениками, Владыка заставил одного ученика А. пропеть «Господи, воззвах» на 2-й глас. Учитель дал ему тон, проведши смычком по скрипке, и тот своим, несколько дрожавшим от робости, но приятным, симпатичным, нежным голоском запел: «Господи, воззвах...». Чтобы ободрить маленького певца, Архипастырь запел с ним сам, — и взорам присутствовавших представилась картина умилительная, трогательная... Иерарх Российской церкви, в степени Архиепископа, и восьмилетний малютка, ученик церковно-приходской школы, поют вдвоем «Господи, воззвах» на 2-й глас! Народ, стоявший на улице, перед окнами школы, с удивлением и восторгом смотрел на это невиданное зрелище, и от умиления у многих на глазах видны были слезы. Этот достоподражаемый пример Архипастыря, с отеческой любовью, кротостью и лаской обращающегося с учениками - детьми, да послужит назидательным уроком для законоучителей и учителей всех и всяких школ! В этой именно любви, кротости, ласке и снисходительности и кроется та великая нравственная сила учителя, которая привлекает и привязывает к нему детские сердца и служит верным залогом успехов школы. По выходе из школы, Владыка на несколько минут посетил дом заведующего школой, где высказал ему и попечителю школы свою Архипастырскую благодарность за отличное во всех отношениях состояние школы. Из дома заведующего он отправился в духовное училище, где в течение 2-х часов спрашивал учеников также по всем предметам курса.
Отсюда проехал он в женскую церковно-приходскую школу, помещающуюся в прекрасном каменном здании женского единоверческого монастыря.
Пробыв в школах более 6 часов, Владыка возвратился наконец в свою квартиру для подкрепления утомленных сил своих пищей и отдыхом в доме радушного хозяина. Всенощное бдение он слушал в своей квартире; совершал его о. протоиерей Косаткин с половиной соборного причта и певчих.

На другой день, с первыми солнечными лучами, город стал наполняться народом, стекавшимся в него из разных селений уезда. К 8 часам утра народу собралось столько, сколько здесь бывает его в 10-е воскресенье после Пасхи по случаю совершающегося в тот день «Большаго» крестного хода (Ход этот установлен в 1655 году в благодарность Господу Богу за прекращение свирепствовавшей в том году в Шуе моровой язвы.), приблизительно до 20 тысяч человек. Площади перед собором и колокольней буквально были переполнены народом, и пройти по ним стоило большего труда. В 7 часов утра на поезде железной дороги прибыли из Владимира: ключарь кафедрального собора, протоиерей А.И. Виноградов, протодиакон, диаконы и Архиерейский хор певчих.
В 8 ½ часов утра раздался на соборной колокольне звон старого большого колокола. Духовенство, имевшее участвовать в служении литургии, было уже в церкви. Один из священников совершил водоосвящение и проскомидию. В 9 часов прибыл в собор Владыка и, по окончании часов, начал совершение литургии; в служении с ним участвовали пять протоиереев и один священник. По заамвонной молитве Архипастырь произнес слово о значении церковных колоколов.
По окончании литургии Владыка, предшествуемый не только сослужащим, но и всем городским духовенством, направился из собора к новому колоколу. Впереди два священника несли чудотворную Шуйскую—Смоленскую икону Божией Матери. Кругом колокола устроена была эстрада, а на ней поставлен был стол, на котором помещались: св. икона, крест, евангелие и чаша со святой водой. Владыка с духовенством встал на эстраде и начал освящение колокола по чину, положенному в требнике. Прямая улица, ведущая от соборной колокольни за город, длиной более полуверсты, была полна народу; многие молились со слезами. Диакон кафедрального собора П. А. Смирнов густым басом замечательно хорошо читал псалмы: «Хвалите Господа с небес»…, «Воспойте Господеви песнь нову» и др. — «О еже благословити кампан сей … Господу помолимся», — громко возглашал протодиакон. — «Господи Боже наш, смиренно молим Тя, призри милостивно на прилежное моление нас, недостойных рабов Твоих, и кампан сей благослови и освяти...», — с глубоким чувством произносил Архипастырь. — По окончании этой молитвы, он окропил со всех сторон колокол святой водой, после чего протодиаконом были возглашены многолетия Государю императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту, ктитору собора М. А. Павлову и всем благотворителям. Когда певчие пропели последнее «Многая лета», соборный прихожанин, Шуйский купец И.И. Лядов, от лица всех соборных прихожан, взволнованным голосом прочитал М А. Павлову адрес следующего содержания.
«Достоуважаемый Михаил Алексеевич!
Сегодняшнее торжество освящения и постановки сооруженного по Вашей инициативе, на добровольные пожертвования, в 1270 пудов колокола на подобающее ему место при соборном храме в нашем Богохранимом городе Шуе, напоминает нам, как о том неописанном ужасе, каким мы объяты были при известии о крушении 17-го октября 1888 года поезда, в котором следовали Их Императорские Величества: Государь Император Александр Александрович и Государыня Императрица Мария Феодоровна с своими Августейшими Детьми по Курско-Харьково-Азовской железной дороге, во время путешествия Их Величеств по внутренним областям Российской земли, так и о той бесконечной радости, какую мы почувствовали, узнав о том, что вся Семья дорогого Отца нашего отечества осталась не только целою, но и почти невредимою.
Ваша благая мысль увековечить память об этом чуде милости Божией над венценосным Помазанником как в среде местных граждан, так и во всех жителях окружающих гор. Шую селений, сооружением звучного благовестника о времени и месте совершения бескровной жертвы и вообще божественных служб, крайне необходимых для всех верующих во Христа Спасителя нашего, так сочувственно и с такою благодарностью принята гражданами, что в очень непродолжительное время получена была сумма, достаточная для выполнения Вашего доброго намерения, начало которому Вы положили своим личным значительным вкладом. Эта Ваша благовременная инициатива, соединенная с щедрой жертвой Вашей, напоминает нам и о всех других Ваших заботах о благолепии храма, при котором Вы состоите пятый год церковным старостой. Непродолжительна еще Ваша служба; но в этот недолгий период Вы успели сделать многое. Прежде всего Вы обратили внимание на устарелость системы существовавшего в нашем храме отопления. Увидев, что как ни удобно бывшее отопление, оно, при отсутствии правильной вентиляции, производя копоть, быстро уничтожает затраты, произведенные на украшение церкви, Вы поэтому прежнее отопление, как отжившее свое время, заменили лучшим. Затем поблекшую от несовершенства отопления на иконостасах всех трех церковных приделов позолоту возобновили. Далее, стенное писание внутри церкви пожелали сделать современным первоначальному сооружению нашего храма; для чего, пригласив известного художника Чичагова, просили его составить рисунки орнаментации на стенной живописи в духе XVI века, и выполнение по этим рисункам, порученное Вами реставрировавшему Московскую Грановитую Палату иконописцу Белоусову, сделано вполне художественно. Наконец, в довершение всего, Вы организовали такой прекрасный хор певчих, который своим стройным, благозвучным, вполне гармоничным исполнением церковных песнопений невольно заставляет посетителей св. храма отрешаться на время от мирской суеты и благоговейно обращать свои «сердца горе». Под таким впечатлением мы, нижеподписавшиеся, молим Покровительницу нашего святого храма, Пречистую Богородицу, о ниспослании Вам и всей благодеющей семье Вашей долгих лет, мирной жизни, успеха во всех добрых предприятиях Ваших и вообще того счастия, которого пристойно желать человеку, принявшему на себя очень нелегкое бремя забот о благоукрашении нашего обширного храма. Мы же, лично от себя, приносим Вам, ревностному сыну Церкви Христовой, за все, что Вы сделали и не перестаете делать для священного дома молитвы, с чувством искренней признательности, глубокую сердечную благодарность».
Прочитав адрес. Лядов вручил его в бархатном футляре Михаилу Алексеевичу, который был растроган им до слез и, облобызав Ивана Ивановича, сердечно благодарил его и прихожан за выраженные в адресе чувства. После сего Владыка с духовенством возвратился в собор. В это время колокольный мастер Веревкин дал знак народу, державшему в руках канаты от блоков. Народ, со словами: «Господи, благослови», с крепкой силой потянул канаты, и колокол спокойно и быстро начал подниматься. Через 3 минуты он был уже у колокольного этажа и скоро введен был внутрь колокольни. Духовенство соборное тотчас-же отслужило благодарственное Господу Богу молебствие по случаю благополучного поднятия колокола.
В 4 часа вечера Шуйские граждане услыхали благозвучный звон нового огромного колокола, — и радостно, с благоговением осеняли себя крестным знамением.
Из собора Владыка возвратился в свою квартиру. Между тем Михаил Алексеевич в огромной, прекрасной, хорошо убранной зале своей фабричной конторы приготовил чай и обед для избранной публики Шуйской и иногородней. Стол был сервирован на 200 персон. Другой обед им был устроен в городском клубе для соборных прихожан — мещан. К 2-м часам пополудни вереницы экипажей потянулись к дому Михаила Алексеевича. Гостей собралось множество. Тут было почти все высшее городское духовенство и прибывшее из Владимира с Архипастырем во главе, Шуйское дворянство, военные и гражданские чины, именитое купечество и представитель мещанского общества. Были и иногородние гости из Иваново-Вознесенска и Вязников, тамошние городские головы, дворяне, чиновники и купцы — фабриканты. Первый тост за обедом был провозглашен за Государя Императора и Царствующий Дом. Тост этот покрыт был громким и продолжительным «Ура!» Второй тост хозяин провозгласил за здоровье Его Высокопреосвященства. Этот тост сопровождался пением «многая лета!» Затем предводитель дворянства И.С. Шмидт провозгласил тост за здоровье Владимирского Губернатора, который, по причине болезни, не мог присутствовать на Шуйском торжестве. После этого Его Выокопреосвященством провозглашен был тост за здоровье хозяина дома и его семейства. Громкое и продолжительное «ура!» было ответом на этот тост. Когда «ура» смолкло, Шуйский самородок-поэт, купец И.П. Плешков, вышел на середину залы и произнес перед Михаилом Алексеевичем стихи своего сочинения, в первой половине которых он, от лица Шуйских граждан, высказал патриотические и верноподданнические чувства по поводу чудесного события 17-го октября 1888 года, а во второй — чувства любви, уважения и благодарности Михаилу Алексеевичу за его благие деяния и жертвы для Шуйского Воскресенского собора. Стихи были напечатаны и вложены в дорогой, художественный альбом (Альбом серебряный, сделан Московским фабрикантом Хлебниковым. На верхней доске его были виды: 1) крушения царского поезда 17-го октября 1888 года, 2) Шуйского собора и колокольни, 3) нового колокола и 4) некоторых частей города. В этот же альбом вложены подписи Шуйских граждан всех сословий, званий и состояний.). Михаил Алексеевич со слезами благодарности принял от своих сограждан через Плешкова этот альбом. Громкое «ура» и «многая лета» сопровождали поднесение ему альбома.
Обед окончился в 5 ½ часов вечера. В 6 ¼ часов Владыка был уже в вокзале железной дороги, куда собрались проводить его лица, накануне его встретившие. Побеседовав с ними несколько минут, Владыка вошел в вагон и благословив всех, бывших в вокзале, отбыл во Владимир, напутствуемый сердечными благожеланиями провожавших его.
П. Е. П.

Доброе дело не остается без добрых последствий

В память чудесного события 17-го октября 1888 г. Шуйские граждане соорудили для своего соборного храма массивный, великолепный колокол, который 19-го числа мая был торжественно освящен и тотчас же, по освящении, поднят на соборную колокольню. Мысль об этом сооружении принадлежит соборному старосте, Шуйскому купцу-фабриканту, Михаилу Алексеевичу Павлову, который вместе с тем был главным жертвователем и деятелем в этом благом предприятии. Граждане гор. Шуи почли долгом выразить Михаилу Алексеевичу публичную благодарность как за самое начинание, вполне отвечавшее их патриотическому и религиозному настроению, так еще более за капитальное выполнение задуманного предприятия и торжественное окончание его: 27-го мая они устроили в честь глубокоуважаемого согражданина обед в доме Шуйского благородного собрания. Зала дома была в этот день прекрасно декорирована зеленью и цветами. На одной стене залы из зеленого мха искусно сделан был рисунок нового колокола, на другой — из ландышей вензель Михаила Алексеевича Павлова; посреди залы, на стене, повешен был портрет его. Обед назначен был в 5 часов вечера, но городское общество собралось туда ранее. В 4 часа городской голова М.С. Романов и купец И.И. Лядов, в качестве депутатов от города, отправились в дом Михаила Алексеевича с приглашением его на обед. В 5 часов он с городским головой, а старший сын его Александр Михайлович с Лядовым в открытых колясках приехали в дом благородного собрания, где радушно встречены были городским обществом, которое составляли: соборное духовенство, дворянство, чины местных учреждений и именитое купечество. За обедом первый тост был провозглашен предводителем Шуйского дворянства за Государя Императора и Царствующий Дом. Соборный протоиерей Ф.И. Дунаев после того провозгласил тост за здоровье Его Высокопреосвященства, Архиепископа Владимирского Феогноста, которому была отправлена телеграмма следующего содержания:
«Соборное духовенство, староста и Шуйские почетные граждане, с благоговением выслушав, тост, провозглашенный за здравие Вашего Высокопреосвященства, от души желают, чтобы милосердый Господь на многия и многия еще лета хранил дорогую жизнь Вашего Высокопреосвященства». На другой день Владыка телеграммой сердечно благодарил Шуйское общество за выраженные им чувства. Третий тост предложен был за Владимирского губернатора И.М. Судиенко, которому также была послана телеграмма. Четвертый тост городским головой провозглашен был за здоровье виновника торжества Михаила Алексеевича. Все тосты сопровождались громкими: «ура» и «многая лета». Когда после последнего тоста, восстановилась тишина, протоиерей Е.И. Правдин обратился к присутствующим с следующею речью:
«Приятно видеть общество, члены которого тесно связаны между собою узами взаимной любви и уважения. Такое общество представляете сейчас вы, почтенные Шуйские граждане. Я уверен, что все вы в настоящие минуты проникнуты чувствами любви, уважения и благодарности к почтенному согражданину своему, ктитору нашего городского Воскресенского собора Михаилу Алексеевичу Павлову. Эти единодушные ваши чувства к нему и побудили вас пригласить его в дом сей, чтобы здесь торжественно и публично почтить его. И справедливость требует сказать, что этих чувств ваших Михаил Алексеевич вполне заслужил, так как в непродолжительное, сравнительно, служение свое в должности соборного старосты он сделал очень много добра и пользы для собора, именно: возобновил в нем в благолепнейшем виде всю стенную живопись, вызолотил иконостас, устроил новейшей системы духовую печь, поставил на главах собора новые вызолоченные через огонь кресты, завел прекрасный хор певчих и наконец по его же инициативе, его же заботами, усердием и жертвами устроен, с помощью благотворителей, для нашей прекрасной соборной колокольни столь же прекрасный, массивный дорогой, благозвучный новый колокол, который по его же старанию 19-го мая был освящен самим Высокопреосвященным Архипастырем нашим Феогностом. Торжество освящения и поднятия колокола на колокольню он, по своему чисто русскому радушию и хлебосольству, завершил роскошным обедом, который предложил не только знатным и богатым своим согражданам, но, что особенно хорошо, и бедным соборным прихожанам — мещанам. За все это он, действительно, достоин нашей общей любви, уважения и благодарности. С своей стороны и Михаил Алексеевич питает к вам, граждане, те-же самые чувства за ваше сочувствие, которое вы выражали и выражаете ему и словом и делом, во всех его благих начинаниях, клонящихся к благоустройству городского собора, за ваше унижение к нему и любовь, которые возбуждают в нем энергию, придают бодрость его духу, и самые труды его на пользу собора делают для него не обременительными, а легкими и приятными. Да, взаимное уважение и любовь имеют очень важное значение в жизни каждого общества, потому что только под условием таких взаимных отношений общественные дела могут привлекать на себя благословение Божие и иметь желанный успех.
К тебе теперь речь моя, почтенный ктитор нашего собора и добрый сын мой духовный. Устроив новый прекрасный колокол для нашего соборного храма, ты сделал дело, приятное всему городскому обществу и угодное Богу. Колокольня с колоколами составляет необходимую принадлежность храма Божия. А кто же осмелится сказать, что заботы о благолепии храмов излишни, не нужны и Богу не угодны? Если собственные дома мы стараемся, насколько возможно, удобнее устроять, тщательно отделывать и украшать, то с каким же усердием должны мы заботиться о благолепии всех принадлежностей храма Божия, этого жилища Самого Господа Вседержителя.
Да возрадуется же душа твоя, боголюбивый ктитор нашего соборного храма, Михаил Алексеевич, столь много потрудившийся для его благолепия; да почиет благословение Божие на тебе и на всем почтенном и добром семействе твоем до конца дней ваших; да наградит вас всех милосердый Господь своими милостями, да даст вам доброе здоровье, возможное на земле счастие и благополучие, и да продлит жизнь вашу еще на долгие годы за вашу любовь к Богу и к святому дому Его!
Благословение Божие да почиет и на вас всех, почтенные и добрые благотворители св. храма соборного! Да наградит и вас всех Отец небесный всеми благими! Громкий, приятный для слуха и сердца, звук ново-устроенного колокола, созывая верующих в храм Божий на молитву, будет в то же время возвещать и передавать из рода в род, из поколения в поколение о вашей любви к Богу и верноподданнической преданности возлюбленному Монарху нашему. Гармонический гул его будет далеко разноситься по окрестным селениям и напоминать жителям их о чудотворной Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери, к которой прибегают они в своих нуждах и печалях; услышан звон его, они с благоговением будут осенять себя крестным знамением и мысленно воссылать сердечные молитвы свои к Царице небесной, всегдашней своей Заступнице и Покровительнице.
После этой речи встал сам виновник торжественного собрания Михаил Алексеевич и, обратясь к городскому голове, сказал приблизительно следующее:
«Городской наш Воскресенский собор своим помещением не соответствует количеству городского населения; он очень тесен, — и в большие праздники и в воскресные дни множество желающих помолиться в нем пред чудотворной Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери не имеет возможности, за теснотой, пробраться в него и вынуждено бывает уходить домой. Поэтому я прошу Вас предложить городской думе на обсуждение вопрос о необходимости расширить собор. О деньгах думу я не прошу, — они найдутся».
Голова и все присутствовавшие с благодарностью приняли предложение, а один из присутствовавших, представитель от прихода при старосте, Шуйский купец Павел Харламииевич Пухов тут-же заявил, что он жертвует на расширение собора «три тысячи рублей». Громкие рукоплескания сопровождали его заявление. Можно надеяться теперь, что делу расширения собора будет дано благоприятное направление.
Так окончанием одного доброго дела положено начало другому благому делу.
Протоиерей Евлампий Правдин.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 15-го июля 1891 года).


Сброшенный колокол, 1933 г.

Колокольный звон в Шуе, по свидетельству очевидцев, прекращен 2 февраля 1930 года. Какова была трагедия в городе, когда через некоторое время, а именно в 1933 году летом, были сброшены колокола с соборной колокольни. Их сбрасывали при помощи особых лебёдок. Большой колокол при падении задел край яруса колокольни и издал свой как бы прощальный звук. С главным колоколом, ушедшим в землю на полтора метра, долго не могли ничего сделать, впоследствии его разбил рабочий водопровода Караулов при помощи кувалды. Два старинных колокола были сохранены, сегодня они вновь повешены на ярусе для звона и участвуют в трезвоне малых колоколов.

5 января 2002 г. на шуйскую колокольню был поднят новый большой колокол весом 4,5 т (примерно 275 пудов, то есть почти в 5 раза меньше Павловского колокола), отлитый в литейной мастерской Николо-Шартомского монастыря; это самый большой колокол на храмовых звонницах Ивановской области.
В настоящее время звонницу Воскресенского собора украшают 12 колоколов. Основная часть колоколов отливалась литейщиками из числа братии Свято-Николо-Шартомского монастыря. Однако и по сей день колокольный ряд представлен не полностью, а историческая справедливость в отношении шуйских благотворителей, не жалевших средств на украшение храмов, не восстановлена.


Большой колокол на звоннице Воскресенского собора, 2019 год


Шуйский Воскресенский собор
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (01.12.2017)
Просмотров: 1567 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru