Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
11.12.2017
03:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 388

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [729]
Суздаль [256]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [186]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [134]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [15]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Михаил Алексеевич Павлов

Мануфактур-советник Михаил Алексеевич Павлов

Основатель рода – Дмитрий Ильич Павлов, подрядчик плотницкой артели из д. Седельницы Нерехтского уезда Костромской губернии. Его сын Алексей основал ткацкую раздаточную контору, а сын Александр – Писцовскую бумаготкацкую фабрику.
Наиболее известным представителем рода стал Михаил Алексеевич Павлов (1846 – 1915 гг.), мануфактур–советник.
В 1883 г. он основал «Бумагопрядильную, ткацкую и ситцепечатную фабрику Товарищества Шуйской мануфактуры», за счет этого стал владельцем огромного капитала, который пополнялся из-за постоянного улучшения качества продукции.
Первое основание фабрики было положено в 1860 г., когда была открыта Н.Л. Калужским ситце-печатная фабрика. В 1878 г. от Калужского она перешла в М.А. Павлову, который вскоре значительно расширил дело и сначала в 1883 г. открыл бумаго-ткацкое отделение, а в 1896 г. – и прядильное. Товарищество утверждено 4 февраля 1883 года.
Шуя в 1900 году, «Бумаго-прядильная, ткацкая и ситце-набивная фабрика «Товарищества Шуйской Мануфактуры» Михаила Алексеевича Павлова в настоящее время – это самая обширная фабрика в гор. Шуе и вполне благоустроена. Главные производства ее составляют: бумаго-прядильное, бумаго-ткацкое, бумаго-отбельное, бумаго-красильное, ситце-печатное и бумаго-отделочное.
Перерабатывает она американского и азиатского хлопка более 100.000 пудов, и кроме того – угаров с хлопка более 6.000 пудов. Приблизительное понятие о размерах фабрики дают следующие сведения: в прядильной более 50.000 веретен, в ткацкой 1.116 механических ткацких станков; в ситце-набивной – 1 аппарат для непрерывного крашения, 7 аппаратов для крашения в кубовый цвет, ситце-печатных машин 8, из которых 4 – от 4 до 8 валиков (т.е. для крашения сразу до 8 цветов). Кроме того, само собой, во всех отделениях имеются разные необходимые машины, механические приспособления, аппараты, кубы. Прессы, холодильники и пр. принадлежности. Все это в результате дает довольно почтенные цифры производства: получается пряжи приблизительно 90.000 пудов, тканей разных – около 300.000 кусков, ситцев разных и окрашенных тканей – приблизительно тоже число кусков, выбеливается миткаля для продажи около 5.000 пудов. В общем, вся сумма производства равняется приблизительно 2.500.000 руб. Для рабочих на фабрике помещений для жилья нет,- все живут либо в своих домах, либо на квартирах. При фабрике есть больница на 25 коек, со своим постоянным персоналом, состоящим из врача, фельдшера и акушерки. В течение 1900 года находилось на излечении в больнице 128 чел. (72 муж. и 56 жен.). Содержание больницы стоило 6.044 руб. рабочих на фабрике около 3.000 человек.
Второй по величине производства является (к 1900 г.) бумаго-прядильная и ткацкая фабрика Товарищества Тезинской Мануфактуры. Главные производства: ватное, бумаго-прядильное и бумаго-ткацкое. Фабрика основана была в 1847 г. И.Ф. Павловым; в 1865 г. она перешла к братьям Кокушкиным».
Уже в кон. XIX века на его фабрике начались забастовки (см. Беспорядки рабочих на фабриках Владимирской губернии в кон. XIX века).


Михаил Алексеевич Павлов

Активно занимался благотворительностью и прославился крупными пожертвованиями на украшение Шуйского Воскресенского собора, церкви мужской гимназии в Шуе.
Владимирский Александринский Детский Приют ведомства учреждений Императрицы Марии, открыт 21 апреля 1844 года, имел целью призрение и воспитание бедных сирот и детей неимущих родителей. Благодаря усердным жертвователям, преимущественно шуйскому фабриканту М.А. Павлову и владимирскому купцу Т.С. Куликову, Детский Приют значительно расширил собственное помещение и снабжен всеми приспособлениями.
Пятиярусная колокольня при соборе была построена в 1832 году. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства фабриканта М.А. Павлова. См. Освящение в г. Шуе соборного колокола 19 мая 1891 г.

15 февраля 1893 г. утвержден был в должности почетного попечителя мужской гимназии Шуйский 1-й гильдии купец, — фабрикант, потомственный почетный гражданин, Михаил Алексеевич Павлов, и дело о построении храма при Гимназии приняло благоприятное направление.
На память грядущим поколениям о создании и освящении храма при гимназии, на западной стене его прибита металлическая вызолоченная доска с следующею надписью на ней: «При державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, благословением Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, храм сей, сооруженный во имя святителя и чудотворца Николая, личными средствами и заботливостию почетного попечителя Шуйской мужской гимназии, потомственного почетного гражданина Михаила Алексеевича Павлова, освящен 25 сентября 1900 года».

Умер 8-го января 1915 г.
В большой и искренней дружбе Николай Александрович Порошин (Общественный деятель Шуйского уезда и благотворитель, умер 25-го марта 1915 г.) состоял с Шуйским крупным фабрикантом мануфактур-советником М. А. Павловым, неожиданная смерть которого 8-го января 1915 г. произвела на давнего его друга тяжелое и сильное впечатление.

10-го января 1915 г. в 4 ч. вечера с поездом железной дороги Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, изволил отправиться в г. Шую, в сопровождении свиты и своих певчих, для совершения литургии и последования погребения купца г. Шуи Михаила А. Павлова.
Высокопреосвященнейший Владыка на шуйском вокзале был встречен сыном покойного, представителями духовенства и города во главе с городским головой, начальствующими лицами шуйского духовного училища и полицией, которые вошли в вагон для принятия благословения. В сопровождении означенных лиц, Владыка вошел в вокзал, благословляя, так как по обеим сторонам масса народа стояла стеною, с проходом только по средине. По выходе, Высокопреосвященнейший сел в приготовленный для него экипаж и при колокольном звоне церквей отправился в дом Павлова, в котором отведено было ему помещение. В 8 ч. был совершен при гробе парастас прибывшим из Владимира духовенством и местным городским, при пении хора Шуйского Воскресенского собора. По окончании заупокойного всенощного бдения, Высокопреосвященнейший совершил великую панихиду по усопшем в сослужении того же духовенства, при пении хора Архиерейских певчих. Гроб обложен был металлическими венками, которые разложены были и по стенам зала. Венков было более 30. Между ними выделялись ценностью с надписью: от любящей жены, от сыновей, от дочери со внучатами, от рода, от племянников Федосеевых, от шуйского городского управления, от гласных г. Шуи и уезда, от шуйской мужской гимназии, от членов шуйского уездного управления, от служащих товарищества шуйской мануфактуры, от служащих в московском амбаре и от других учреждений и лиц.
В воскресенье в 7 ч. 40 м. Высокопреосвященнейший совершил при гробе литию, в сослужении собравшегося духовенства, при пении Владимирских певчих, а в 8 ч. последовал вынос гроба в соборный храм, прихожанином и долгое время старостою которого он состоял. Похоронная процессия медленно двигалась по улице Заречной, мостом, по улице Миллионной, Стрелецкой, Садовой, останавливаясь для служения литий против домов и фабрик умершего, против церквей, мимо которых шла, против церкви мужской гимназии, строителем которой он был, против городского управления и других учреждений, с которыми почивший имел близкую связь. В 10 ч. процессия прибыла к собору. Собор со всех сторон, по всем улицам на далекое расстояние был окружен народом. Со внесением гроба, собор наполнился народом. По прочтении часов, Высокопреосвященнейший Архипастырь начал литургию, в сослужении одного архимандрита, четырех протоиереев и одного иерея, при пении Архиерейского хора на правом клиросе и местного соборного на левом клиросе. Пение было стройное, сильное, но особенною стройностью отличалось пение правым клиросом: „Со святыми упокой“, Херувимской песни и «Милость мира». По окончании литургии, пред погребением, Высокопреосвященнейший Владыка произнес глубоко-назидательное и высокопатриотическое слово на текст: «блажени мертвии, умирающие о Господе» (см. ниже).
Последование погребения совершил Высокопреосвященнейший в сослужении более 40 священников, множества диаконов, при стройном пении двоих хоров. Положенный на погребении канон читал один из протоиереев, а блаженны читал Владыка. По окончании погребения. Высокопреосвященнейший Владыка продолжительное время благословлял выходивших и входивших в собор богомольцев. В 3 часа возвратились с кладбища, а в 5 час. окончился поминальный обед.
Сейчас же после обеда Высокопреосвященнейший отправился в церковь духовного училища, где был встречен училищным священником с св. крестом и св. водою. Здесь были собраны начальствующие, учащие и учащиеся, к которым Владыка обратился с пожеланием доброго здоровья и успеха в занятиях, а затем в доме смотрителя продолжительно беседовал о том, как удобнее и успешнее вести училищное дело. Из училищной церкви Владыка проследовал в церковь единоверческого монастыря, где также был встречен местным причтом с св. крестом и водою. По встрече Высокопреосвященнейший приветствовал монашествующих речью, в которой говорил о значении монашества и обязанностях монашествующих. Владыка долго любовался новоустроенным монастырским храмом, который как снаружи, так и изнутри великолепен. Снаружи — имеет пять глав и высокую колокольню. Внутренние стены его расписаны в строго-греческом стиле, иконостас его от низа до верха сплошь покрыт золотом. После того Владыка предложил монастырскому хору пропеть несколько догматиков по крюковым нотам и пением, видимо, остался доволен. Из храма в сопровождении монашествующих с пением проследовал в монастырскую церковно-приходскую школу, куда собрались учащиеся из других церковно-приходских школ. Сюда явились благочинные собора и города и учащие. Владыка сам изволил производить испытания по Закону Божию, славянскому и русскому языкам и по арифметике. Затем, изволил проследовать в келлию игумении, которая за болезнью не выходит из дома, и возложил на нее пожалованный из кабинета Его Величества с украшениями золотой наперсный крест. При пении монастырского хора и колокольном звоне Высокопреосвященнейший отбыл из монастыря. К 10 часам ночи Высокопреосвященнейший прибыл на вокзал, куда для проводов явились те же лица, которые были при встрече его. Благословив провожавших и собравшуюся публику, он вошел в вагон.
В заключение не могу не сказать, что величественное Архиерейское богослужение при стройном, гармоничном пении произвело на жителей г. Шуи сильное действие, а слово Высокопреосвященнейшего внушительно повлияло на всех. При выходе из собора открыто говорили, что таковой службы они никогда не видали и такого пения никогда не слыхали.
П. Е.

Слово Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, перед отпеванием мануфактур-советника М.А. Павлова

Я не знал почившего при его жизни, но я узнал его после его смерти. У людей есть один неложный свидетель, который после их смерти всегда скажет правду о них: кто они были и что они сделали. Этот свидетель — те дела, которые люди оставляют после себя на земле, но которые по силе своего нравственного значения, грядут, как говорит слово Божие, за умершим к Престолу Божию, чтобы там «каждый от своих дел или осудился или оправдался». То, что я узнал о почившем Михаиле Алексеевиче, дает мне основание, возлюбленные о Христе братие, остановить ваше благочестивое внимание на жизни и деятельности этого замечательного человека, остановить с тем, чтобы извлечь из нее для нас нравственный урок.
Смерть каждого человека-христианина, кто-бы он ни был: богатый или бедный, знатный или простой, ученый или неученый, — поучительна. Стоя у оборвавшегося конца жизненной цепи и протекая мысленным взором поприще, пройденное почившим, мы можем видеть, как раскрылись в его жизни те духовные силы, которые были вложены в него Творцом, или другими словами: как почивший использовал те „таланты", которые даны были ему Богом, дабы „куплю духовную" он деял, — и видя все это, поучаться... Как же раскрылись духовные силы почившего Михаила Алексеевича?
В жизни этого человека прежде всего останавливает на себе внимание тот великий контраст, какой существует между началом и концом ее и который невольно заставляет спросить себя, как человек мог сделать такой большой переход из одного положения в другое, совсем противоположное первому. В начале своей жизни это рядовой деревенский житель, вышедший из простой народной среды. Не скрывая своего происхождения из простого народа, почивший Михаил Алексеевич говорил про себя: «Я плотник из Седельниц Костромской губернии»; а в конце своей жизни — это крупный коммерсант-мануфактурист, имевший высокий чин, хорошо знакомый с торговым заграничным миром, побывавший в Париже и в Берлине, в Гамбурге и в Вене, который так-же хорошо знал „заграницу”, как и свою Шую, — человек с одинаковым достоинством умевший держать себя и в бедной крестьянской избе, и в кабинете министра и в салоне графини. В начале это бедный человек, нуждавшийся в помощи других, а в конце — это богатый щедрый благотворитель, учредитель богаделен, приютов, кормитель бедных нескольких деревень, строитель и благоукраситель многих храмов, и, вообще, человек чутко отзывавшийся на всякую истинную нужду. Сам прошедши суровую школу бедноты, он понимал истинную нужду и всегда охотно шел ей навстречу. В начале — это плохо обученный грамоте деревенский человек, а в конце это покровитель науки и искусства. Он строит и содержит школы для народа, помогает гимназистам, учреждает стипендии для студентов, поощряет художников; в рабочем кабинете Михаила Алексеевича вы могли-бы встретить картины, которые составили-бы украшение лучшей картинной галереи. И замечательно при этом то, что все это усопшим было достигнуто личными усилиями, личным трудом; все, что он сделал, носило на себе печать его личного творчества, его гения. Да, это был самородок, один из тех самородков, какими, к счастью России, не оскудел еще русский народ. Мы не знаем, по каким психо-биологическим законам образуются в народной массе эти самородки, но мы знаем, что время от времени русский народ выдвигает из среды себя отдельных лиц, которым он дает все самое лучшее, самое дорогое из своих духовных сокровищ. Как в хорошо граненом алмазе отражаются все радужные цвета, так и в этих гениях из народа отражаются все лучшие силы народного духа. И нельзя при этом не вспомнить странную судьбу этих русских гениев из народа. В начале все они упорно борются со всевозможными препятствиями для своего развития. Народ как-бы боится признать их своими законными детьми, костью от костей своих и плотью от плоти своей, не доверяет им, отказывается от них. И нужно много энергии, много веры в себя, чтобы преодолеть это недоверие. Может быть виной этому наша запуганность, наше раболепствование в продолжении 200-лет пред „немецким гением“, в который мы так слепо верили и которому так долго подчинялись, но от которого, да поможет нам Бог, освободиться. Ломоносов, Кольцов, Кокарев, Губонин, наш почивший Павлов и многие другие, — все они прошли в начале суровую школу жизни, победили огромные препятствия, прежде чем достигли того положения, которое сделало их знаменитостями, которыми справедливо гордится русский народ.
Чтобы понять душу этих гениев из народа, нужно хорошо знать душу самого православного русского народа, который творит их. Русский народ из всех христианских народов есть «самый духовный народ» в том смысле, что интересы духа он всегда ставит выше всего в жизни. С самых первых моментов своей исторической жизни русский народ стремится к порядку («наряду») в жизни, к красоте, к правде. Для русского народа жить по правде всегда означало жить по Божьему, т. е. осуществлять на земле божественные идеалы правды и любви. Таков русский народ во всей своей массе, таков он и в высших типичных своих представителях, одним из которых был и усопший Михаил Алексеевич.
И в самом деле, это был, несомненно, талантливый от природы человек. Но посмотрите, как он использовал свой талант? Как только он достиг возможности раскрыть свои духовные силы в практической деятельности, он направляет их в самые разнообразные сферы, всюду внося начала добра, правды и красоты. Он коммерсант широкого идейного размаха, строящий свое обширное фабричное дело так, что его рабочие любили его, как отца родного, который о всех одинаково заботился и никого не обижал, от которого рабочий не уходил с пустым карманом. В своей обширной коммерческой деятельности он не был узким эгоистом, который измеряет людей с точки зрения личных интересов, но им всегда руководило сознание пользы других, мысль о славе России, которую он любил чистою любовью православного русского человека, которую он так желал видеть могучею, богатою и независимою от немцев в торговом деле. Он был богат. Но как он пользовался своим богатством? Это не был человек личной наживы, который прикладывает рубль к рублю для того, чтобы впоследствии жить на доходы от процентов. Деньги были для него средством к большему, полнейшему раскрытию его коммерческих талантов.
Когда фабричное дело стало давать ему большой доход, посмотрите, какою щедрою рукою он расточал деньги: он созидает храмы, строит иконостасы, учреждает школы, гимназии, богадельни, помогает студентам, поощряет художников и проч. и проч. И все это делается не по мотивам земной славы, а потому, что «Бог мне дал, а я должен давать моим ближним».
Вот, в каких чертах предносится пред нами образ почившего Михаила Алексеевича. Зная все это, мы дерзаем думать, что когда почивший предстанет пред престолом Отца Небесного, то услышит вожделенный глас: «верный рабе, вниди в радость Господа Твоего!» В этом должны найти для себя утешение все, чье сердце скорбит по поводу смерти любимого супруга, дорогого отца, незабвенного друга и благотворителя.
Братие и сестры! Усопший Михаил Алексеевич сделал вам и вашему городу много добра; а вы сделайте для него хотя небольшое добро: запишите его имя в ваших поминальных грамотках и поминайте его в ваших молитвах дома и особенно в храмах за Божественной литургией. Для души его это будет лучший ваш дар, который вы можете принести ему в благодарность за все то добро, которое он сделал вам.
Молитесь за тех, кто был близок и дорог его сердцу: за его супругу, детей и родственников. Молитесь, чтобы Господь благословил успехом те торговые, благотворительные и просветительные учреждения, которые он оставил здесь на земле и от которых так многие кормились и получали душевную и телесную пользу. Да даст Господь рабу своему Михаилу обрести милость у Него в день Страшного Суда Своего за ту милость, которую усопший так обильно являл людям во время своей земной жизни. Аминь.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 17-го января 1915 года).

11-го июля в 12 час. дня Его Высокопреосвященство посетил кладбище гор. Шуи, осмотрел кладбищенский храм и совершил панихиду на могиле Павлова. Целью посещения Его Высокопреосвященством гор. Шуи было освящение храма, построенного на средства и в память благотворителя и благоукрасителя многих храмов Шуйского уезда Павлова. Освящение назначено было на 12-е июля. В присутствии Архипастыря от города прочтен был адрес Анне Ивановне Павловой, строительнице ново-освященного храма, вдове фабриканта Павлова.

На сегодняшний день в усадьбе Павлова расположен культурный центр «Павловский», в котором проводятся молодежные программы (церемонии «День рождения семьи»), различные творческие программы, детские тематические программы, семейные программы, массовые театрализованные представления, вечера камерной музыки, программы для старшего поколения. Особняк принадлежит к числу редких для провинциальных городов зданий дворцового типа, с хорошо сохранившимся убранством интерьера периода эклектики, сочетающее ренессансно-барочные формы с элементами классицизма. Большой художественный интерес представляют: центральная трехмаршевая лестница, ступени и балясины вытесаны из серого мрамора, украшенная торшерами в виде ионических мраморных колонн, завершенных бронзовыми вазонами и статуями нимф из светло-серого мрамора; «большой зал» дома-дворца с пышно украшенным, лепным растительным орнаментом, потолком, зеркалами, камином, бронзовыми многорожковыми люстрами.

18 декабря 2014 г. в Шуе состоялось торжественное открытие мемориальной доски Михаилу Алексеевичу Павлову. На стене особняка (культурный центр «Павловский», ул.1-я Московская, д.38), одного из красивейших зданий города, укреплена мемориальная доска, рассказывающая о том, что в этом доме жил Михаил Алексеевич Павлов, фабрикант, мануфактур-советник, купец 1 гильдии, Потомственный Почетный гражданин города Шуя, благотворитель.
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (27.11.2017)
Просмотров: 27 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика