Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
20:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Шуйская мужская классическая гимназия

Шуйская мужская классическая гимназия

В 1873 г. была основана прогимназия с 4 классами. В 1878 г. сделана 6-классной.
Земля для нового здания гимназии была куплена в 1876 году у городского головы Н.Л. Калужского за 5 тысяч рублей, до этого её арендовал Степ. Вас. Романов под лесной склад. Гимназический участок в 1879 году слева ограничивала земля И.В. Телегина, справа С.В. Романова.
11 мая 1877 г. началось строительство по проекту архитектора Яковлева (по другим данным – Эверта) нового, собственного здания Шуйской мужской гимназии. Несмотря на финансовые сложности Министерства народного просвещения (шла война с Турцией), строительство было закончено достаточно быстро (к 15 марта 1879 года). Во многом эта заслуга принадлежит купеческому сословию г. Шуи. На гимназию было пожертвовано свыше 30 тысяч рублей (более трети полной сметной стоимости строительства). Крупнейшими жертвователями были шуйские купцы: И.И. Попов (внес 5000 р.), А.А. Посылин (4500 р.), А.Г. Калужский (3000 р.), А.В. Щеколдин (2500 р.) и многие другие (всего 35 человек).


ПОПОВ Иван Иванович (26.5-1836 - 1-8-1910) - Предприниматель в третьем поколении, И. И. Попов посвятил себя общественной деятельности. Кроме устройства водопровода город Шуя обязан ему постройкой Благородного собрания (ныне Городского Дома Культуры), появлением в Шуе железнодорожного сообщения, благоустройством улиц и многим другим позитивным изменениям в жизни города. Он являлся председателем строительного комитета по постройке мужской гимназии в Шуе, почетным попечителем прогимназии, Гласным города и Земства, старостой Покровской Церкви.

С 1878 года директором прогимназии был А. Миротворцев.
С 1879 г. мужская прогимназия «помещается в новом обширном и весьма красивом каменном двухэтажном доме, имеющем в длину, по фасаду 23 сажени».

Речь на обновление дома Шуйской мужской прогимназии, сказанная после молебствия (1879 г.)

Итак сей великолепный, благоукрашенный, молитвами и священнодействиями церкви обновленный, дом отныне будет мирною обителью наук и знаний, учебною храминою «любящих наказание» (Притч. Солом. ХII, I.) отроков и юношей, светлым, покойным местом образовании их ума и сердца. Слава и благодарение Господу, благопоспешившему ревнителям народного просвещения воздвигнуть и привести в конец (молит. на основ. дома) это прекрасное, вполне удовлетворяющее требованиям настоящего времени, учебное здание. Ибо что значат действия человеческие без помощи и споспешествования Божия? «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие» (Псал. 126, 1). Честь и хвала высокопочтенному Шуйскому градскому обществу и всему земству за те богатые жертвы, какие принесли они на созидание сего величественного здания, за ту пламенную энергию, с которой — вели и, с Божией помощью, привели к вожделенному концу это великое, поистине, дело. Особенная честь и благодарность тебе, досточтимый попечитель нашей прогимназии, за те неусыпные заботы и неутомимые труды, какие понес ты в устроении сего роскошного здания. Да, мы не погрешим против истины, если в настоящие, торжественные минуты обновления новоустроенного дома прогимназии, скажем «не обинуясь» (Иоан. Х, 24), что ты «не дал сна очам твоим и веждам твоим дремания» (Псал. 131, 4.), доколе благоразумными распоряжениями не привел его к полному устройству и совершенному окончанию. Да благословит тебя Господь милостью за твое живое, сердечное в этом деле участие!
Да приосеняет милость Божия и всех тех, которые своими пожертвованиями, советами, распоряжениями более или менее содействовали устроению сего учебного здания, составляющего теперь лучшее украшение нашего града. И чем яснее сознаваема была нами потребность устроения такого здания: тем с большею радостью и благодарностью к Богу — подателю всех благ, торжествуем мы ныне день обновления его. Да не изгладится он из памяти здешних граждан, «во все роды века веков (Еф. 111,21.)!
Дети! Вам предоставляется учебная храмина, устроенная покойно, благолепно, величественно: возблагодарите Господа за то, что благотворный свет образования будете получать, по Его благости, — не в скромном, тесном и нередко темном жилище кого-либо из служителей церкви, как получали многие из ваших отцов и дедов, а в — светлом, просторном, снабженном всеми удобствами доме. Возблагодарите градское общество и земство, в лице достопочтенных представителей их, здесь присутствующих, за доставление вам самых лучших средств и способов к всецелому, полному образованию вашего ума и сердца. Радуйте и утешайте их вашим прилежанием к преподаваемому здесь учению, добрыми в нем успехами, а паче всего — добрым поведением. Градское общество и земство надеются, что принесенные ими на устроение сего роскошного здания жертвы не пропадут даром, что из Шуйской Прогимназии будут выходить люди с высоким, нравственным, христианским образованием, что они будут честью места их воспитания и славою нашего города. Оправдайте же, дети, их надежды и первее всего — ведите себя всегда и везде как подобает юношам христианским, — скромно, благоприлично, ... неукоризненно, не подавайте никому никогда соблазна своим поведением, охраняйте себя не только от худых поступков, но и от дурных мыслей и желаний; помните, что в «злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повинном греху» (Прем. Солом. 1, 4.), что только «чистые сердцем узрят Бога» (Матф. V, 8.). Учитесь усердно — всему, «елика суть истинна, елика честна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна» (Филип. IV, 8.); старайтесь сколько можно более обогащать свой ум полезными и необходимыми для настоящей и будущей жизни познаниями: потому что ваш детский возраст есть самое благоприятное время к «приятию наказания добрых учений» (молеб. пред учением). Опустите это дорогое для вас время и после горько будете сожалеть о невозвратимой потере его. Учитесь для того, чтобы вы могли быть впоследствии утешением и радостью ваших родителей, честью и украшением общества, верными слугами великого Государя нашего, — чтобы чрез вас славилось пресвятое имя Отца и Сына и Св. Духа.
«Призри с небесе Боже! И виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница твоя».
Законоучитель Шуйской прогимназии, протоиерей Михаил Васильевич Миловский («Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть № 22, 15 ноября 1879 г.).

В 1880 году Шуйское духовное училище переехало на Миллионную улицу (ныне ул. Советская) в двухэтажный каменный особняк, в котором до этого размещалась мужская прогимназия. Посещение города Шуи Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским 16-го сентября 1880 года. Освещение нового дома духовного училища (бывший дом прогимназии).

В 1882 г. прогимназия преобразована в полную 8-классную гимназию.
Шуйскую мужскую гимназию можно считать образцовой не только для тех времен, но и для многих последующих: в гимназии были устроены зала для гимнастики, погреб, баня, прачечная, тротуары во дворе, а также цветник и даже фонтан. На втором этаже находились учебные классы, а на первом – квартиры директора, письмоводителя и надзирателя, канцелярия, зал для гимнастики, приемная для родителей и сборная для учеников.


Мужская гимназия в 1897 году

В 1897 г. была проведена закладка домовой церкви.


Дровяная площадь до 1900 года Мужская гимназия. Снимок относится к 1889-90 году. На нем нет еще гимназической церкви.

Торжество освящения храма при Шуйской мужской классической гимназии Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским

25 сентября 1900 г. надолго останется памятным для города Шуи и в особенности для Шуйской мужской классической гимназии, как день торжественного освящения новоустроенного при сей гимназии храма Высокопреосвященнейшим Сергием, Архиепископом Владимирским и Суздальским. Но прежде, чем описывать самое торжество освящения, мы считаем нужным кратко изложить историю построения храма и описать внешний и внутренний вид его.
Шуйская мужская прогимназия помещается в обширном и весьма красивом каменном двухэтажном доме, имеющем в длину, по фасаду 23 сажени. Но несмотря на свою красоту и обширность, дом этот до сего времени имел крупный и существенный недостаток: не было в нем или при нем храма Божия, в котором воспитанники гимназии, дети и юноши, могли бы свободно и спокойно, единым сердцем и едиными устами, возносить свои молитвы к Источнику премудрости и разума о даровании им добрых успехов в трудных науках, где могли бы они в чистой молитве открывать Отцу своему небесному свои ученические скорби и печали и получать себе от Него благодатное утешение в них, где приобретали бы себе силы и бодрость на борьбу со злом, которое одолевает человека вне храма, в быту житейском, где, наконец, в таинствах покаяния и причащения очищали бы они души свои от закравшейся в них скверны греховной, обретали бы мир с Богом и своею совестью и постоянно находились бы в духовном единении со Спасителем своим и Господом Иисусом Христом, Который так горячо любил детей во время жизни своей на земле. Нужда в храме при гимназии давно сознавалась и родителями, и воспитателями учащихся, но до последнего времени в Шуе не находилось лица, которое бы часть своих обильных средств принесло в жертву Богу на богоугодное дело создания рядом с домом науки святейшего на земле Дома Божия. Годы шли за годами, а такого лица все не находилось. Но вот, по устроению Промысла Божия, Высочайшим приказом по министерству народного просвещения от 15 февраля 1893 г. утвержден был в должности почетного попечителя гимназии Шуйский 1-й гильдии купец, — фабрикант, ныне потомственный почетный гражданин, М.А. Павлов, и дело о построении храма при Гимназии приняло благоприятное направление. Ясно сознавая высокое значение храма Божия в деле религиозно-нравственного воспитания учащихся, новый попечитель гимназии, вскоре по вступлении в должность, задумал построить при ней давно и всеми желанный храм. Через 3 года после того он решился привести благую мысль свою в исполнение. Испросив в августе 1896 г. разрешение на постройку храма от Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Сергия и от г. Попечителя Московского учебного округа Н.П. Боголепова, ныне г. Министра народного просвещения, а от Шуйского городского общества — потребное количество примыкающей к зданию гимназии городской свободной земли, Михаил Алексеевич озаботился составлением чертежей и плана церкви и когда план со всеми чертежами архитектором был составлен и строительным отделением Владимирского губернского правления был утвержден, приступил к закладке храма, которая, после молебствия на месте будущего храма перед чудотворной Шуйской — Смоленской иконой Божией Матери, и была совершена 11 сентября 1897 г. Как великий патриот и верноподданнейший слуга Царя и Отечества, построил он храм в память всероссийского радостнейшего события — священного коронования ныне благополучно царствующих Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны и во имя святителя и чудотворца Николая, святое имя коего Государь Император носит.
Строился храм три года и к 17 сентября 1900 г. был совсем окончен постройкой, отделан, украшен и снабжен богатой ризницей и церковной утварью.
Храм имеет форму продолговатого четырехугольника с полукруглой пристройкой с восточной стороны для алтаря; он каменный, крытый железом; на нем одна глава с вызолоченым крестом; помещается он с восточной стороны здания гимназии, а западной своей стеной примыкает к самому зданию. Храм — в два света, очень высокий и довольно длинный и широкий, а потому воздуха вмещает большое количество, и в нем дышится легко. Снизу ведет каменная лестница вверх, на хоры, соединяющиеся со вторым этажом гимназического здания и во внебогослужебное время закрывающиеся от гимназического помещения железной подвижной глухой рамой. Храм теплый, отапливающийся духовой вентиляционной печью. Стены и потолок в нем оштукатурены цементом, выкрашены масляной светло-сероватой краской и украшены по карнизу лепной работой и небольшими живописными фризами в разных местах. Пол во всем храме из разноцветных английских плиток, а ступени, ведущие на солею, и подоконники — из эстляндского мрамора. Престол в алтаре из кипариса; верхнее одеяние его металлическое, вызолоченное с живописными, за толстыми бэмскими стеклами, священными изображениями Тайной вечери, Моления о чаше, Положения во гроб и Воскресения Христова на четырех сторонах его. Предалтарный иконостас из итальянского мрамора серого цвета с двумя колоннами по бокам царских врат, с восемью пилястрами и фронтоном вверху — из того же мрамора. Царские, южные и северные двери в иконостасе цинковые, вызолоченые, с живописными священными изображениями на них. По правую сторону царских врат — икона Спасителя и далее — храмовая святителя и чудотворца Николая, а по левую сторону — Шуйская — Смоленская икона Божией Матери и далее — икона св. мученицы, царицы Александры; все они написаны художественно, в греческом стиле, на цинке, и украшены сребропозлащенными венцами. Во втором ярусе, над царскими вратами, икона Тайной вечери, а по правую и левую стороны ее — иконы двунадесятых праздников тоже на цинке. Посредине храма — изящное бронзовое, вызолоченное, паникадило. Богатой утварью и ризницей храм снабжен в достаточном количестве. Стоимость его со всеми украшениями и священными вещами — 44500 руб. Поместиться в нем может до 500 человек.
Храм 17 сентября, как сказано было выше, готов был к освящению. Строитель храма отправился тогда в Москву к г. Попечителю Московского учебного округа доложить ему об этом и просить его пожаловать в Шую на торжество освящения, которое назначено было на 25 сентября. Г. Попечитель любезно изъявил на то свое согласие. Из Москвы Михаил Алексеевич отправился во Владимир к Его Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой освятить храм. Архипастырь, несмотря на сырую осеннюю погоду, также изъявил свое согласие прибыть в Шую и лично освятить храм, назначив днем своего прибытия 24 число сентября. Предупредительным строителем приготовлен был для Высокопреосвященного нарочитый железно-дорожный поезд от станции Московско-Нижегородской дороги Новков до Шуи. Накануне телеграф дал знать должностным лицам, что Владыка прибудет в Шую в 12 час. 36 минут пополудни в вышесказанный день.
В 12 часов этого дня раздался на соборной колокольне звон, возвестивший жителям Шуи, что поезд с Высокопреосвященнейшим Архиепископом Сергием приближается к городу. Через 36 минут он плавно подошел к вокзальной платформе. Между тем по звону собралось к собору множество народа, желавшего видеть своего дорогого Архипастыря, и принять от него его святительское благословение. На вокзал железной дороги явились для встречи Владыки: строитель храма, городской голова, исправник, городской благочинный, директор гимназии, смотритель духовного училища и другие. Выйдя из вагона и благословив каждого из встречавших его лиц, Владыка сел в карету и, не заезжая в свою квартиру, отправился прямо в городской Воскресенский собор при торжественном звоне на всех городских колокольнях. В дверях собора он был встречен всем городским духовенством в блестящих из золотой парчи облачениях, во главе с настоятелем собора и благочинным, протоиереем Правдиным, державшим в руках на блюде Святой крест. Облачившись в мантию, приложившись ко кресту и окропив себя святою водою, Архипастырь, при стройном пении соборными певчими входной «Достойно есть», торжественно вступил в собор, уже наполнившийся народом. Помолившись и приложившись к иконе Спасителя и к чудотворной Шуйской — Смоленской иконе Божией Матери, он вошел в алтарь и, приложившись к св. престолу, стоял перед ним во время совершения краткой литии, в конце ее, выйдя из алтаря и приняв крест, произнес отпуст, после чего провозглашены были о. диаконом обычные при этом случае многолетия. После того, как приложились ко кресту все священнослужители, он снова вошел в алтарь, где протоиереем Правдивым было представлено ему все городское духовенство. Из алтаря снова вышел на амвон и долго благословлял подходивший к нему народ. Из собора отправился он, в сопровождении должностных лиц, в новоустроенную при гимназии церковь, где встречен был священником-законоучителем гимназии П.М. Светозаровым, строителем храма, директором гимназии и всем учительским персоналом. Осмотрев церковь и преподав наставление относительно предстоявшего на другой день освящения ее, Владыка через хоры прошел в актовую залу гимназии, в которой собрались начальствующие, учащие и учащиеся. Преподав благословение каждому из присутствовавших здесь, он отправился в свою квартиру, которую заботливый строитель храма приготовил ему в своем роскошном доме.
Вместе с Владыкой из Владимира прибыли: Ректор Владимирской духовной семинарии, архимандрит Евгений, Ключарь кафедрального собора, о. протоиерей П.П. Евгенов, протодиакон, диакон, два иподиакона и архиерейские певчие с своим регентом А.Е. Ставровским. Всенощное бдение Владыка слушал в своей квартире, где оно совершено было о. прот. Евгеновым с одним из диаконов и псаломщиком. В гимназическом же храме совершал его Законоучитель гимназии о. Светозаров с о. протодиаконом и соборным диаконом. На литию и величание выходили: о. Ректор и протоиерей Правдив. Пели два хора певчих: архиерейский и гимназический. Шестопсалмие, кафизмы и первый час читали воспитанники гимназии, одетые в белые стихари. Их ясное, раздельное и внятное чтение доставило молящимся, которых собралось большое количество, немалое духовное наслаждение.
Наступило 25 сентября, день памяти преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и раздавшийся в 7 ½ часов утра этого дня на соборной колокольне звон в большой колокол возвестил городу о начале торжества освящения храма. Во время перезвона совершено было Законоучителем гимназии освящение воды. К этому времени прибыли в храм все лица, которые должны были участвовать с своим Архипастырем в освящении храма и в служении литургии, а ровно в 9 часов утра прибыл, при торжественном звоне, сам Высокопреосвященнейший Владыка и, после обычной встречи и прочтения входных молитв, отошел на облачальное место, где, при пении певчими облачальных молитв, облачен был во все архиерейские священные одежды, поверх которых надета была на него белая шелковая сорочка. Приняв благословение Владыки, вошли сослужившие ему священники в алтарь и облачились там в священные одежды своего сана и белые полотняные фартуки. Облаченный святитель вошел в алтарь, куда пред ним перенесен был с середины храма стол с приготовленными к освящению вещами, и, после благоговейной молитвы, приступил к освящению престола и храма.
Ко времени освящения прибыли в храм: г. Владимирский губернатор, генерал-лейтенант Цеймерн Николай Максимович, попечитель Московского учебного округа, действ. статск. сов. П.А. Некрасов с окружным инспектором того же округа Сырочковским. председатель Владимирского окружного суда действ. ст. сов. А.Г. Чайковский, директор народных училищ Владимирской губ., действ. ст. сов. Флеров, почетный попечитель Шуйской гимназии М.А. Павлов, он же храмоздатель, директор гимназии А.И. Ситарский со всем учительским персоналом гимназии, Шуйский уездный предводитель дворянства Н.А. Порошин, городской голова С.А. Щеколдин и другие Шуйские чины, кто в мундирах, кто в мундирных фраках. Все они стали впереди, на правой стороне храма. На левой стороне стали стройными рядами воспитанники мужской гимназии и несколько воспитанниц женской гимназии с своей начальницей во главе. Оставшееся свободным место заняла прочая, по преимуществу интеллигентная публика из лиц обоего пола.
Начался трогательно величественный чин освящения и стройное, умилительное пение, во время совершения его, боговдохновенных песней св. пророка — псалмопевца, пс. 83, располагало присутствовавших оставить всякое житейское попечение и устремить свой дух от земли на небо. Крестный же ход с мощами на главе Архипастыря, остановка хода в преддверии храма, перед завесой, возглас Святителя: «Возьмите врата князи ваша и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь, славы» (23 пс.), вопрошающее пение певчими: «Кто есть сей Царь славы, и ответный возглас Архипастыря: Господь сил Той есть Царь славы», открытие после того завесы и вход со св. мощами в алтарь произвели на сознательно стоявших в храме и молитвенно настроенных христиан сильное действие и сообщили им восторженное состояние духа. По освящении храма, Архипастырь вышел с сослужащими ему на средину храма и, при возглашении протодиаконом: «Господу помолимся, рцем вси», осенил крестом народ на все четыре стороны света. После сего Владыка с крестом в руках стал на амвоне лицом к народу, а о. протодиакон громогласно произнес многолетия: Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Сергию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому со всею его богоспасаемою паствою, и строителю храма, рабу Божию Михаилу.
Освящение кончилось. Владыка отошел на кафедру посреди храма. Началась архиерейским служением божественная литургия. Чтец-гимназист приятным альтовым голосом своим прочитал часы, а прот. Правдин совершил проскомидию. Стройное пение и чтение за литургией, благоговейно-величественное служение маститого Архипастыря, сосредоточенный вид молящихся, свидетельствовавший об их молитвенном настроении, громогласное произношение представительным о. протодиаконом молитвословий и блестящая внешняя обстановка: богатые из золотой парчи облачения священно-служащих, изящные украшения храма из вызолоченного серебра, бронзы, мрамора, художественной живописи, присутствие в храме высоких представителей церковной, гражданской, учебной и судебной власти, — все это, вместе взятое, наполняло сердца молящихся светлою и чистою радостью и представляло собою картину, достойную кисти художника. Вместо причастного стиха произнесено было слово о главных действиях освящения храма и значении их о. протоиереем Александром Казанским.
По окончании литургии, Владыка, разоблачившись, в одной мантии вышел на амвон и, обратившись к строителю храма, сказал ему речь, которая произвела на него столь сильное впечатление, что на глазах его выступили слезы.
«Досточтимый Михаил Алексеевич.
Поздравляю Вас с полным окончанием великого дела. Создание храма Божия есть дело по истине святое. Им исполняются обе великие заповеди — и любви к Богу и любви к ближним.
Все храмы при освящении молитвами церковными посвящаются Триупостасному Богу и служат к славе Бога Отца, Единородного Его Сына и Всесвятого Духа. Посвящаются Триупостасному Богу и все христиане при св. крещении. Но как для христианина избирается из св. Божиих особый Ангел хранитель, именем которого он нарицается, так и при освящении храма избирается из лика святых Божиих особый покровитель, именем которого и самый храм называется. Для освященного ныне сего храма призван молитвенно в покровителя великий угодник Божий святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Он по истине великий руководитель обучающегося юношества и может весьма благотворно действовать на него как примером святой своей земной жизни, так и помощью свыше.
В церковной песни он прежде всего называется правилом веры. Он показал свою твердую веру во Христа своими страданиями за Него во время жестокого гонения на христиан, затем по умиротворении Церкви со стороны внешних врагов ее, был на первом вселенском соборе в числе св. отцов, точно Определивших и утвердивших вопреки арианскому лжеверию основной догмат христианского Богословия — о Божестве Сына Божия и единосущии Его с Богом Отцом.
Не говоря о науке Боговедения, и другие науки: о природе и роде человеческом, в существе своем истинно понимаемые, должны приводить к Богу занимающихся ими и действительно во многих более утверждают веру в Него, но тем не менее слышатся ныне жалобы на оскудение веры во многих. Не будем входить в разъяснение причин этого печального явления. Это в большей или меньшей мере было и в другие времена. Времена святителя Николая были самые тяжелые для Церкви. Мы утешаемся тем, что к Русской земле число показывающих себя не верующими и сравнить пользу с большинством верующих христиан. Повсюду в ней умножаются храмы Божии. В ней не мало совершается дивных знамений и чудес, которые, служа явным свидетельством веры одних, в то же время слушать к утверждению ее в других. И сколько бы неверие не старалось объяснить христианские чудеса естественными причинами, все объяснения его останутся неосновательными. В этом мы вполне убеждены великим множеством достовернейших сказаний о многоразличных непостижимых силах Божиих, явленных в христианском мире от первых Времен его до настоящих. Сам Бог многократно ясно свидетельствовал, что Он есть виновник чудес. Несомненно, что над миром бодрствует Всевышний, премудрый Промыслитель, Во Своей всеблагой воле им управляющий.
Много совершено в Русской зоиле великих чудес по Божию изволению, и святителем Николаем, и многие св. иконы его прославлены поразительными знамениями. Если он, можно сказать, видимо через свои чудеса одних утешает, других вразумляет и вообще утверждает св. веру, то тем более употребляет таинственные действия свои к утверждению ее. И мы веруем, что он, всегда исполненный ревности о славе Божией, и в этом месте окажет все свое действие в тому, чтобы св. вера более возгревалась в сердцах юных питомцев, и явится пособником и благодетелем воспитателей, которые будут заботиться об укреплении во вверенных их попечению св. веры, этого верного светоча на всех поприщах жизни. Уверены мы, что великий Святитель будет ходатайствовать пред Богом и за создателя сего благолепного св. храма, да воздано будет ему великим воздаянием в сей и будущей жизни.
Сорадуясь Вам, Михаил Алексеевич, по случаю благополучного окончания св. дела, считаю долгом мои благожелания Вам благословения и поспешения Божия запечатлеть видимым знаком — даруемою Вам св. иконою преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца. Она будет Вам напоминать о том дне, в который совершено освящение созданного Вами храма. Да ходатайствует о Вась вместе со святителем Николаем перед Всесвятой Троицей и великий подвижник и молитвенник Русской земли. У Вас есть еще ходатай перед Богом — великий подвижник Востока преподобный Михаил Малеин, имя которого Вы носите. Прошу принять от меня житие его, мною с греческого переведённое и Изданное с объяснением отношения этого угодника Божия к первому государю из царствующего ныне Дома, царю Михаилу Феодоровичу, который родился в день празднования ему 12 июля и наречен его именем».
Сказав речь, Архипастырь благословил храмоздателя иконой преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и подарил ему собственного сочинения житие преподобного Михаила Малеина, имя коего храмоздатель носит.
После того директор гимназии прочитал Михаилу Алексеевичу адрес следующего содержания:
«Многоуважаемый Михаил Алексеевич! В заботах о развитии религиозно-нравственного воспитания учащихся, Вами, как почетным попечителем Шуйской мужской гимназии, воздвигнут на собственные средства при гимназии святой храм, представляющий из себя по красоте, изяществу и внутреннему устройству выдающееся сооружение гор. Шуи.
Сегодня, в день освящения св. храма, Шуйское городское общество, Педагогический Совет гимназии и родители учащихся, выражая Вам искреннюю благодарность за Ваши личные труды, соединенные с крупными издержками по постройке и украшению храма, просят принять Вас, как вещественный знак глубокой признательности их, святую икону с изображением Шуйской Смоленской Божией Матери, — чтимой святыни г. Шуи, святителя Николая, Мирликийского чудотворца, во имя которого устроен св. храм, и преподобного Михаила Малеина, — Вашего небесного покровителя».
По прочтении адреса, городской голова поднес Михаилу Алексеевичу сказанную икону. Икона греческого письма, серебро-позлащенная, эмалированной работы. Адрес вложен в изящную папку с верхней серебряной доской.
Церковное торжество окончилось, и Высокопреосвященнейший, преподав всем Архипастырское благословение, отправился в свою квартиру на отдых от утомительного 5-ти часового труда, понесенного им при освящении храма и при служении литургии. В 3-м часу пополудни собрались в роскошный дом Михаила Алексеевича приглашенные им гости в количестве более 100 человек. В числе их были: вышеуказанные представители власти, духовенство, начальствующие и учащие Шуйской гимназии, Шуйские чины разных ведомств, многие почетные Шуйские граждане и приехавшие: из Москвы (И.И. Решетников и Ф. К. Прохоров), Иваново-Вознесенска (М.Н. и А.И. Гарелины, Я. Н. Фокин. Н. Ф. Битов и П. Н. Зубков), и из села Кохмы (Н. А. Ясюнинский). Радушным хозяином предложен был гостям чай и роскошный обед. Воспитанникам гимназии чай и обед предложены были им же в стенах гимназии. За обедом провозглашались тосты и говорились речи. Первый тост провозглашен был за здравие Государя Императора, Государынь Императриц и Государя Наследника. В произнесенных во время обеда речах воздавалась справедливая хвала и честь хозяину дома за устройство им при гимназии благолепного храма, который имеет столь высокое значение в деле духовно-нравственного воспитания учащихся. В 6-м часу вечера гости разъехались по домам. В 8 часов вечера Владыка прибыл с храмоздателем на вокзал железной дороги, куда заранее явились благочинные, протоиереи: Правдин и Несмеянов, смотритель дух. училища Н.П. Скороспелов и Шуйский Исправник. Побеседовав с ними немного, он вошел в вагон и, благословив здесь в последний раз провожавших его лиц, отправился во Владимир.
На память грядущим поколениям о создании и освящении храма при гимназии, на западной стене его прибита металлическая вызолоченная доска с следующею надписью на ней: «При державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, благословением Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, храм сей, сооруженный во имя святителя и чудотворца Николая, личными средствами и заботливостию почетного попечителя Шуйской мужской гимназии, потомственного почетного гражданина Михаила Алексеевича Павлова, освящен 25 сентября 1900 года».
Протоиерей Евлампий Правдин (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1900 г.).


Иконостас церкви при мужской гимназии. Белый итальянский мрамор.

Иконостас церкви при Шуйской мужской гимназии в 1913 году.
Живопись на стенах сделана приблизительно в 1912 г. 30 ноября 1912 г. состоялось освещение церкви после сделанной живописи. Пол из керамических плиток устлан мягкими светло-серым сукном. Дорожка постилалась в парадных случаях.

Иван Иванович Попов стал первым попечителем мужской и женской гимназий. Уже после его смерти, на капиталы им оставленные, было начато строительство второй в городе женской гимназии. Следующим после Попова попечителем гимназии был избран шуйский фабрикант Михаил Алексеевич Павлов (1846 -1915). Им было учреждено в гимназии 10 именных стипендий. Известно, что он также пожертвовал 1 млн. рублей на постройку в Шуе высшего технического учебного заведения (к сожалению, эта мечта пока не сбылась).
«Помещается гимназия (1900 г.) в собственном доме и содержится с пособиями от города в 4000 руб. и от уездного шуйского земства – в 8250 руб.» В 1900 г. в ней учащихся было 207 чел.

Классическая мужская гимназия в 1899 г.:
«Почетный попечитель – куп. Михаил Алексеевич Павлов. Директор – стат. сов. Андриан Иванович Ситарский. Инспектор – стат. сов. Николай Иванович Меморский. Законоучитель – свящ. Павел Михайлович Светозаров.
Преподаватели: русского языка – стат. сов. Михаил Васильевич Сперанский, состоящ. в VIII классе Антон Дмитриевич Чернов; древних языков – стат. совет. Семен Иванович Шевнин, состоящ. в VIII классе Павел Романович Битт, состоящ. в VIII классе Николай Александрович Рюмшин; математики – кол. сов. Семен Николаевич Любимов, кол. сов. Яков Иванович Зезин; истории и географии – стат. сов. Александр Иванович Сахаров; немецкого языка – стат. совет. Альберт Карлович Фишер; французского языка – Франц Германович Брюльгардт; чистописания и рисования – кол. сов. Иван Егорович Чернышев; приготовительного класса – тит. сов. Михаил Михайлович Заруцкий; гимнастики – отстав. подполков. Александр Матвеевич Никитин.
Врач при гимназии – кол. сов. Александр Константинович Звездин.
Общество вспомоществования нуждающимся ученикам гимназии в 1899 г.:
Председатель правления – директор гимназии. Товарищ председателя – куп. Михаил Алексеевич Павлов. Члены правления: стат. сов. Николай Иванович Меморский; стат. сов. Яков Иванович Богданов; свящ. Павел Михайлович Светозаров; стат. сов. Михаил Васильевич Сперанский; инжен.-технол. Сергей Алексеевич Щеколдин; потом. поч. гражд. Николай Алексеевич Щеколдин».
31-го мая 1907 г. в Шуйской мужской гимназии происходило прощание педагогической корпорации с бывшим законоучителем гимназии, протоиереем о. Павлом Михайловичем Светозаровым, назначенным на должность настоятеля Шуйского Собора.
После литургии, отслуженной о. Павлом в гимназическом храме, в актовом зале гимназии собрались преподаватели гимназии и члены педагогического совета от общества — Шуйский городской Голова П.П. Китаев Председатель Шуйской земской Управы Л.И. Червяковский и Председатель родительского комитета, земский начальник, Г.В. Обтяжнов. Здесь Директором гимназии В.И. Стовичком от лица всех присутствующих прочитан был адрес о. Павлу следующего содержания:
„Глубокоуважаемый и дорогой отец Павел Михаилович! Не радостное событие собрало нас сегодня. Мы сошлись теперь для того, чтобы проститься с Вами, как с товарищем и сослуживцем. Шестнадцать лет неустанно и ревностно трудились Вы на педагогическом поприще, с честью неся трудные и ответственные обязанности законоучителя нашей гимназии. Ваши содержательные и проникнутые глубоким убеждением и воодушевлением уроки производили сильное впечатление на юных слушателей и утверждали и возращали в их душах семена веры и благочестия. И не только наставником были Вы для своих юных слушателей — Вы были для них и пастырем добрым, душу свою полагавшим за овцы (Иоан. X, II). Мы, служившие с Вами в 1904 и 1905 годах, помним, как скорбели Вы душою при виде некоторых нестроений в нашей школьной жизни того времени; горячая любовь к юношеству и искреннее желание ему добра заставили Вас тогда открыто выступить на защиту его интересов, и дружною совместною работой нам удалось оградить юношество от зла, царившего тогда в гимназии. И мы никогда не забудем, что успехом в этом деле мы обязаны в значительной степени Вашей энергии и самоотверженности! С талантом пастыря — учителя совместили Вы и прекрасные качества товарища — сослуживца. У Вас всегда находилось и радушное слово, и добрый совет, и нравственная поддержка для своих товарищей. Никто из членов Педагогического Совета за последние годы так горячо не вступался за нрава Совета, за честь нашей корпорации и за наше педагогическое дело, как Вы. Ваше правдивое, искреннее слово, Ваша готовность отказаться от всего, лишь бы не входить в компромиссы с неправдой и злом, приобрели Вам, помимо глубокого уважения со стороны сослуживцев, наши общие симпатии и любовь. Грустно, тяжело расставаться с Вами, Дорогой Товарищ! Большое лишение терпит наша гимназическая семья с Вашим уходом. Некоторым утешением для нас является только то, что Вы не совсем покидаете нас и остаетесь в нашем городе. Мы надеемся, что с Вашим уходом из гимназии нравственная связь между нами не порвется, и что Вам по-прежнему будут близки интересы того учебного заведения, которому Вы посвятили лучшие годы своей жизни. В знак нашего искреннего уважения и горячей любви к Вам примите от нас, Дорогой Павел Михайлович, икону борца за правду и добро Св. Николая, во имя которого сооружен наш гимназический храм, в котором Вы до сих пор настоятельствовали и приносили бескровную жертву Богу. Пусть всякий раз с благоговейным взором, устремленным на эту святую икону, из Вашей души прольется моление о процветании нашей школы и о благе юношества - опоры и надежды нашей дорогой родины!"
Выслушав адрес, приняв и облобызав св. икону, растроганный батюшка, с трудом оправляясь от душевного волнения, произнес такую ответную речь:
„В настоящие грустные для меня минуты прощания с родной гимназией и Вами, дорогие сослуживцы, хотелось бы полнее выразить волнующие меня чувства, но боюсь, что не сумею сделать это хоть сколько-нибудь удовлетворительно... И первое чувство, которое испытываю я в настоящее время — это чувство благодарности. Благодарю Бога, что Он привел мне начать свою деятельность служением в гимназии. Обращение среди людей образованных, с развитыми умственными интересами, необходимость удовлетворять запросам и разъяснять разного рода недоумения, с которыми обращались ко мне учащиеся, которые я нередко читал на их лицах, — все это побуждало меня усиленно заботиться о пополнении своих познаний. У меня создался навык к умственным занятиям, любовь в чтению книг. Книги сделались моими друзьями, в их сообществе я проводил свои вечера, свободные от занятий в гимназии, в них я искал успокоения от невзгод и огорчений жизни, они не допустили меня пристраститься к каким-либо низменным занятиям и развлечениям.
Благодарность моя и дорогим сотоварищам, которые с самого моего поступления на службу в гимназию, радушно и доверчиво приняли меня в свою среди - человека иного воспитания. И я с чувством глубокого внутреннего удовлетворения могу заявить, что это доверие ко мне с каждым годом проявлялось все более и более выразительным образом. В беседе с дорогими товарищами я отдыхал душой, с ними делился своими недоумениями и тревогами, от них видел много, самого искреннего сочувствия, и еще недавно Вы окружили меня таким трогательным участием в один из самых тяжелых моментов моей жизни, как окружаете и теперь. С Вами я переживал минуты высокого подъема духа, когда все дружно восставали на борьбу с несправедливостью, на защиту поруганной правды.
А теперь мне приходится расстаться с Вами и гимназией. Тяжело отрывать от сердца дорогие привязанности, трудно менять сложившиеся привычки, но что делать! Суровая жизнь мало считается с нашими склонностями и планами. Повышенные требования, которые предъявляются в настоящее тревожное время учащим и со стороны общества и со стороны учащихся, вызывают и преподавателя на большой труд и на большое внимание к своему делу. А между тем недавняя смерть жены потребовала от меня уделять более внимания и забот детям. Я не мог совместить этих двух обязанностей и с болью сердечной должен был отказаться от службы в гимназии. Могу только в свое утешение сказать, что порывая с гимназией внешне, я не порву да и не могу порвать с ней внутренно. На службе в гимназии прошла моя молодость, в ней я пережил самую счастливую нору своей жизни. Теперь я стою в преддверии старости. И если молодой человек, весь в будущем, живет надеждами, то старик, весь в прошедшем, он живет воспоминаниями. И вот, чем более будет надвигаться на меня печальная старость, чем менее будет удовлетворять и доставлять удовольствие окружающая действительность, тем настойчивее моя мысль будет обращаться к событиям прошедшей жизни: снова оживут тогда в моей душе картины гимназической жизни, снова будет волноваться отголоском былого счастья старческое сердце.
Приношу Вам, дорогие товарищи, глубокую благодарность за все доброе, что я видел от Вас доселе и в особенности за Ваше сочувствие и любовь, которые так выразительно обнаружились в настоящие минуты. Вы по своей доброте приписали мне гораздо более достоинств и заслуг, чем я имею на самом деле. Особенно благодарю Вас за Святую Икону, которой Вы благословили меня на новое мое служение. Созерцание ее будет всегда напоминать о моем долге молиться о счастье и благополучии всех, в общении с кем я сам пережил так много светлых минут".
По окончании речи о. Павел в сослужении с диаконом К.В. Дунаевым отлужен молебен Св. Николаю. Торжество закончилось товарищеским завтраком.
Редко приходится наблюдать такую искренность и задущевность, какими отличались проводы о. Павла Михайловича. Желаем от всей души достоуважаемому о. Павлу Михайловичу сил и успехов на новом, более широком поприще пастырского служения!
И. Н. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 29-й. 1907 г.).


Актовый зал Шуйской мужской гимназии в 1913 году. Слева на стене видны золотые доски отличников-медалистов. Справа портрет императора Александра Второго, написанный учителем рисования Шуйской мужской гимназии Куколевым. Куколев был глух – ученикам объяснял знаками

Мужская гимназия

Шуйская, мужская гимназия. «Почетный попечитель — пот. поч. гр. Владимир Ассигкритович Балин. Директор — стат. сов. Владимир Ал-ндр. Соколов. Ис. об. инспектора — стат. сов. Семен Иван. Шевнин. Преподаватели: свящ. Михаил Вас. Обудовский, диакон Константин Виктор. Дунаев, стат. сов. Михаил Васил. Сперанский, стат. сов. Ал-ндр Павл. Стельмахович, колл. сов. Вячеслав Александров. Видарский, н. ч. Эдуард Иоким. Гелин, стат. сов. Тихон Иван. Омешенский, колл. совет. Владимир Степан. Пржевальский, стат. сов. Алексей Никол. Овсянников, колл. асс. Николай Никол. Рябцев, стат. совет.: Степан Петр. Клоде, Адальберт Ал-ндр. Гепкер и Иван Егор. Чернышов, надв. сов. Густав Федор. Людке, стат. сов. Ал-ндр Яковл. Грацианов, Вера Иван. Лаврова, Анна Федор. Александрова, Марья Васил. Смирнова, н.ч. Иван Васил. Кохомский. Врач - стат. сов. Ал-ндр Констант. Звездин. Помощн. классных наставников — н. ч. Иван Арс. Кузнецов. Учитель приготов.-класса - колл. асс. Михаил Иван. Тарасов. Письмовод.—губ. сек. Иван Иван. Куделин. Учителя гимнастики: штабс-кап. Ал-сей Серг. Сумародский и подпоруч. Митрофан Никол. Ворошилов» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
Некоторые имена в разное время учившихся в Шуйской мужской гимназии: С.Ф. Рыскин (1860 - 1895) - поэт-песенник, автор широко известной, почти народной, песни «Живет моя отрада в высоком терему...»; Н.В. Калужский (1860 -1908) - ученый-биолог, секретарь Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений; Н.М. Альбов (1866 - 1897) - ученый-ботаник и путешественник, именем которого названы озеро, горный пик и около 20-ти растений; К.Д. Бальмонт (1867 - 1942) - всемирно известный поэт; писатель Е.Ф. Вихрев (1901 - 1935); академик В.А. Бальмонт (1901 - 1971) и другие.

В настоящее время в здании располагается муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. К.Д. Бальмонта».
Владимирская губерния.
Город Шуя
Шуйское духовное училище
Категория: Шуя | Добавил: Николай (08.12.2016)
Просмотров: 2597 | Теги: учебные заведения, шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru