Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
19:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Поселок Новки Камешковского района

Поселок Новки

Новки — поселок в составе Брызгаловского муниципального образования Камешковского района Владимирской области России.
Расположен в 5 км на восток от г. Камешкова.
Железнодорожные станции Новки I на линии Владимир — Ковров и Новки II на линии Новки — Иваново.
Ближайшие населенные пункты: деревня Верещагино, пос. Дружба.

В 1856 году началось проектирование железной дороги Москва-Нижний Новгород, вследствие чего стартовала и скупка необходимых для начала строительства земельных участков. На 223-й версте новой железнодорожной магистрали (по счету от первопрестольной в сторону Нижнего) предполагалось устройство станции. Однако земли там принадлежали местному помещику 69-летнему Владимиру Собакину, отставному штабс-капитану лейб-гвардии Драгунского полка, владельцу деревни Новки тогдашнего Ковровского уезда.


Родовой герб семейства Собакиных

Старый помещик рассчитывал хорошо обогатиться на сделке с железнодорожными подрядчиками, но 4 октября 1857 года скончался в возрасте 70 лет, до самой смерти так и не сторговавшись со строителями. За отсутствием прямых наследников имение Собакина временно перешло в ведение Ковровской дворянской опеки, которой руководил Иван Безобразов, выросший в сельце Кижаны в приходе села Мостцы нынешнего Камешковского района. Безобразову пришлось заниматься расчетами по продаже участка при Новках под железную дорогу и станцию. В 1859-1860 гг. около деревни Новки железную дорогу уже построили и началось возведение станции, получившей то же название — Новки. На южной стороне полотна было построено четыре дома, где жил начальник станции и другие служащие. На северной стороне вскоре возник двухэтажный деревянный дом, в котором поселился купец Поль. Предприимчивый торговец содержал на вокзале буфет, а позднее и продуктовые лавки в Новках и Камешкове. Среди лачуг окружающих селений особняк Поля с дорогой мебелью и пианино выглядел в Новках роскошно.
Лишь в 1861 году нашлась наследница имения В.В. Собакина — его двоюродная сестра, вдова надворного советника Наталья Ивановна Шванская (урожденная Собакина). Она жила в Воронеже, но вступила во владение Новками и разбогатела за счет выплат от железнодорожников за занятую ими землю. Сколько именно ей заплатили — осталось тайной, но речь шла как минимум о десятках тысячах рублей — огромной сумме по тем временам (зарплата владимирского губернатора тогда составляла примерно 5500 рублей в год). В свое новое имение последняя новкинская помещица ни разу не приезжала и скончалась в 1875 году.
В середине 1860-х гг. от станции Новки началось строительство железной дороги на Шую, Иваново и Кинешму, которая в январе 1871 г. была полностью открыта. В связи с этим на станции Новки здание вокзала и складские помещения были существенно расширены. Близ Новок железнодорожники вырыли пруд для водоснабжения станции, соединенный канавами с питающими его болотом и лощиной. При станции Новки вырос поселок железнодорожников.
Новки основан в 1868 году как пристанционный поселок при строительстве железной дороги Новки — Шуя — Иваново.

15 сентября 1868 г. прошло освящение и открытие Шуйско-Ивановской железной дороги. С экстренным поездом в 10-м часу на станцию Московско-Нижегородской дороги – «Новки» прибыли: Его Высокопреосвященство Антоний (Павлинский), архиепископ Владимирский и Суздальский, Владимирский губернатор В.Н. Струков, Владимирский губернский предводитель дворянства граф Н.П. Апраксин, инженер генерал лейтенант Барон Дельвиг, и строители дороги гг. Горбов, Мамонтов, Бусурин и Ридель с приглашенными ими гостями. Сюда же прибыл с депутацией от граждан Вознесенского посада голова посадский, почетный гражданин С.Н. Гарелин. В изящно устроенной палатке на платформе «Новской» станции совершено было молебствие в присутствии всех прибывших с тем поездом, при многочисленном собрании окрестных жителей. По окончании молебствия Высокопреосвященный окропил путь и все вагоны святой водой, при пении многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику и всему Августейшему Дому. Тоже самое происходило на всех станциях до Ивановской и на каждой из них поезд встречен был многочисленной толпой народа, с восторженными криками: «Ура». На Ивановской станции волостной старшина Дарьинский встретил строителей с хлебом-солью от всего Ивановского общества. После обычного молебствия гг. строителями дан был в здании принадлежащем вокзалу роскошный обед. Много было высказано во время этого обеда теплых задушевных слов; многие из присутствовавших, сочувственно отнеслись к устройству нового пути,- пути еще к большему развитию мануфактурной производительности и торговли здешнего края.

В 1905 году сюда прибыл и начал работать агентом передачи грузов Лизунов. Видимо, он был связан с подпольной большевистской организацией. Смелый, красноречивый, он быстро завоевал авторитет у железнодорожников. В беседах он нацеливал рабочих и служащих на революционные выступления в поддержку рабочих Питера, Москвы, Иванова.
По его инициативе было составлено письмо с требованиями новкинских железнодорожников об улучшении условий труда и повышении зарплаты. Большинство железнодорожников подписалось под ним, и письмо было направлено в вышестоящему начальству. Требования новкинских железнодорожников попали к владимирскому губернатору, который усмотрел в этом заговор и приказал расправиться с зачинщиками. Лизунов был убран со станции. Другие рабочие, подписавшиеся под требованиями, были подвергнуты разным наказаниям и административным ограничениям. Так, железнодорожник Н.В. Виноградов был вычеркнут из списков лиц, подлежащих награде за 25 летнюю работу на транспорте.
Требования новкинских рабочих не были удовлетворены.
Часть современного посёлка Новки Дербенёвы планировали переименовать – в посёлок «Никаноровка». Касалось это принадлежащего им земельного участка, на котором были построены дома для рабочих. С таким ходатайством в 1908 году Павел Никанорович Дербенёв обратился во Владимирское губернское правление «ввиду затруднений, возникающих при розыске в означенном посёлке лиц, вследствие одинаковости названий посёлка Новки с близлежащими деревней и станцией того же имени». Чем в первую очередь руководствовался фабрикант, выступая с подобной инициативой – желанием навести порядок в местных топонимах или стремлением увековечить память о своём отце Никаноре Тимофеевиче Дербенёве – сказать трудно, однако его ходатайство официальными властями не было удовлетворено.


Объявление 1908 г.

Железно-дорожное начальное училище при станции Новки. В 1912 г. 43 учащихся.

В мае 1913 г. другой император — Николай II собственной персоной проездом посетил Новки. От того времени сохранилась фотография, на которой запечатлены служащие станции, встречающие своего государя.
«С представлением сметы на устройство мостовой по тракту «ст. Новки М.-Н ж. д. — с. Тынцы — село Вознесенье» через дер. Балмышево. По ходатайству Ковровского земства губернская управа вносила на рассмотрение очередного земского собрания сессии 1913 года доклад по вопросу об устройстве за счет дорожного капитала Балмышево-Тынцовской дороги, вместо Лодыгинского пути, Ковровского уезда, с таким заключением, что она полагала-бы проект и смету на улучшение тракта Лодыгино — с. Зименки, в изменение заключения по докладу (кн. № 12, по 4 отд. стр. 27) не утверждать. Дорогу Балмышево-Тынцы включить в число дорог первой очереди, улучшаемых за счет дорожного капитала. Просить уездную управу представить на улучшение означенной дороги проект и смету, одобренную уездным земским собранием и утвердить их, при условии, если они будут одобрены главным инженером губернского земства, после чего разрешить губернской управе отпустить на производство работ по ним всю наличность дорожного капитала к 1 января 1914 года, если таковой поступит к тому времени полностью, добавив недостающие из поступлений дорожного капитала по смете 1914 и 1915 гг., приостановив исполнение работ на недостающую сумму дорожного капитала до 1916 года.
Губернское земское собрание по выслушании доклада редакционной комиссии, на предварительное рассмотрение которой передавался означенный доклад управы, постановило согласиться с заключением доклада.
Сообщая о сем, губернская управа просит уездную управу представить на улучшение Балмышево-Тынцовской дороги проект и смету, одобренную уездным земским собранием на заключение главному инженеру.
Земляные работы по Балмышевско-Тынцовской дороге произведены за счет испрошенного у губернского земства займа в 12000 р., на мостовые же работы земским техником составлена смета в сумме 27633 р. 87 к., которые на основании вышеприведенного постановления губернского земского собрания могут быть отпущены губернской управой в распоряжение уездной управы в 1915 и 1916 годах по одобрении проекта и сметы уездным собранием и по заключению главного инженера.
Последним смета уже рассмотрена в техническом отношении и признана составленною правильно.
В виду вышеизложенного не угодно-ли будет земскому собранию представляемую смету одобрить и поручить управе представить ее в губернскую управу, на предмет утверждения сметы и отпуска дорожных сумм.
На 1915 и 1916 гг. все суммы дорожного капитала уже предназначены на исполнение работ по утвержденной смете на устройство дороги Новки-Балмышево-Тынцы и уплату долга подрядчику Маркову по Савино-Вознесенскому тракту; ассигновка уездного земства на 1915 г., в размере 25000 руб. предназначена: на Ковровско-Суздальский тракт 3851 руб. 33 коп. (наплавной мост), на Ковровско-Лежневский 2060 р., на Ковровско-Шуйский 13150 руб. (исправление дамбы), на Лежнево-Шуйский 230 руб., на Лежнево-Тейковский 1340 руб., на Лежнево-Суздальский 749 руб. 67 коп., на Ковровско-Вязниковский 50 руб., на Шуйско-Вязниковский 375 руб. и на Лежнево-Ивановский тракт 2199 руб., на производство возможного ремонта в пределах этой суммы» (Журналы 49-го Очередного Ковровского Уездного Земского Собрания 1914 года).
В 1914 г. широко обсуждался проект строительства Верхне-Волжской железной дороги, которая от станции Новки должна была следовать на северо-запад через Суздаль. Местные фабриканты ожесточенно боролись между собой, чтобы склонить проектировщиков новой дороги провести ее как можно ближе к своим фабрикам. Особенно усердствовали в этом «бизнесмены» Швецов, имеющий фабрику в Сергеихе, и Борисов - в Тынцах. Этих господ новая дорога должна была просто озолотить.
«Ст. Новки, М.-Н. ж. д. Несуразность. В непродолжительном времени от ст. Новки пройдет на Суздаль новая железная дорога. В записке строителей ж. д. указывается, что фабрики, расположенные в районе ст. Новки, дадут новой дороге груза до 3 миллионов пудов. В действительности-же, пишет «Ст. Вл.», дорога принимает такое направление, что ей этого груза заполучить не придется. Дорога удовлетворяет только одного фабриканта Швецова, остальной-же промышленный район Ковровского уезда по-прежнему будет тяготеть, хотя и невыгодно для себя, к Нижегородской ж. д.
Хотелось - бы, чтобы Ковровское земство вникло в это дело и указало бы строителям новой ж. дороги промахи незрелой мысли тех, кто провешивал путь и составлял записку, взяв на плюс несуществующий груз в 3 000 000 пуд. Ведь нельзя интересы одного Швецова отождествлять с интересами огромного фабрично-промышленного населения Ковровского yезда» («Муромский край», 7 февраля 1914).
Но грянула мировая война и Верхне-Волжскую дорогу так и не построили. Суздаль и по сию пору не имеет железнодорожного сообщения.

Перед Великим Октябрем пристанционный поселок насчитывал до ста человек жителей. Часть их работала или училась в Коврове — городе, где революционные веяния всегда были сильны. Через них эти веяния переносились и в Новки. Можно было слышать, как рабочие и учащаяся молодежь в украдку пели «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу» и другие боевые песни. Среди запевал революционных дел были Шитов, Виноградов, Шиллер, Комаров, братья Самойловы: Григорий, Федор и Николай.
Большевистская партийная организация на станции Новки возникла в первый же год Советской власти. Первым секретарем ячейки был И.П. Цыклин. Перед лицом разрухи и голода новкинские железнодорожники в те годы создали коммуну. Так они называли подсобное общественное хозяйство. У коммуны было общее поле, коммунисты совместно обрабатывали землю. И хотя люди не всегда были сыты, они были по-настоящему счастливы счастьем хозяев новой жизни. Коммунары задорно пели одну из любимых песен того времени:
Наш паровоз, вперед лети,
В коммуне остановка.
Иного нет у нас пути,
В руках у нас винтовка.
Собранные на общественном поле продукты помогали железнодорожникам легче переносить материальные лишения и четко выполнять задания Советской власти по перевозке грузов.
Комсомольская ячейка на станции Новки возникла в 1922 году. Ее активистами были Анатолий Галочкин, Евгений Гусев, Михаил Виноградов, Анна Галочкина, Елена Рыкова, Антонина Виноградова. Полнокровной, творческой жизнью жила немногочисленная, но боевая новкинская комсомолия. Активно работал драматический кружок, художественным руководителем которого была учительница Ольга Николаевна Добронравова. Ставили водевили Чехова, пьесы Островского. Сразу же после появления пьесы Тренева «Любовь Яровая», где отражены события Великого Октября, она была поставлена и в Новках. Вместо театра использовался для этой цели специально сооруженный сарай. Иногда выступали и на станции. Вход был бесплатный.
В двадцатые годы, когда по всей Советской республике был объявлен поход против неграмотности, комсомольцы стали культармейцами. Были созданы группы ликбеза в дер. Beрещагино и Новки и на станции. Культармейцы учили писать, читать, приобщали десятки темных неграмотных людей к новой жизни.
В 1924 году в поселке была создана пионерская организация. Под пионерскую комнату переделали часовню, которая стояла недалеко от вокзала. Первыми пионерами 20—30-х годов были В.С. Пирогов (будущий заведующий учебной частью механического техникума в гор. Коврове), В.В Лебедев — майор авиации, Ю. Задорожнюк — капитан подводной лодки и другие. Комсомольцы выделили пионерам вожатую. Ей стала А.К. Королькова.
Незабываемым для новкинских пионеров явился день, когда через станцию проезжал Нарком путей сообщения Рудзутак. Нарком вышел из вагона и, улыбаясь, поздоровался с ребятами. Пионеры повязали ему галстук. Через несколько дней в отряд пришел наркомовский подарок: знамя, горн, барабан.
«РОДИЛСЯ В ЛЕСУ РЕБЕНОК...
Холодным вьюжным днем 5 декабря 1907 года ткачиха Логинова, с фабрики Ремезова, родила в лесу ребенка. Случилось это около деревни Полушино. Не дошла до дому текстильщица, не отпустил ее вовремя жадный фабрикант... Так началась жизнь Анны Ксенофонтовны Корольковой.
Шесть недель спустя умерла мать. Отец в то время служил солдатом в Австрии. Аня росла у бабушки, а, когда вернулся отец, ей уже было четыре года.
Худо без земли крестьянину, потому и подался отец по вербовке на текстильное производство в Иваново. Взял с собой и Аню. Думал денег побыстрее заработать да жизнь мало-мальски устроить, но не тут-то было. Работать люди работали, а деньги шли фабриканту. Понял это отец и примкнул к забастовщикам. Вместе с другими «смутьянами» его сослали на глухую станцию Исакогорку около Архангельска.
С тех пор произошло много больших и малых событий. Великая Октябрьская социалистическая революция принесла в Исакогорку свободу и счастье. Но не успели еще люди в полную меру воспользоваться ими, как в Архангельск нагрянули американские и английские интервенты. Свободу народ отдавать не собирался. Началась борьба с интервенцией.
Отец ушел в подполье. Аня примкнула к комсомолии. Длинными северными ночами собирались комсомольцы, обсуждали план действий, выполняли боевые задания. Аня зарекомендовала себя бесстрашным бойцом. Она ходила в разведку, расклеивала листовки.
А когда прогнали интервентов, девушка вернулась в родные края, где прошло ее раннее детство.
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
В Новках разыскала секретаря комсомольской ячейки Михаила Галочкина. Он сказал ей:
— Нас еще мало. А дел непочатый край... Вот какое тебе поручение. Некому возглавить пионерскую работу. Возьмись за нее...
И Аня взялась. Трудно даже перечислить все мероприятия, в которых участвовали пионеры. Ребята активно помогали комсомольцам в борьбе с неграмотностью, религиозными предрассудками. Устраивали сборы у пионерских костров, коллективные читки, игры, спортивные соревнования. На учете были все местные жители престарелого возраста. Пионеры помогали им чем могли: носили воду, пилили дрова, поливали огород. Обо всех делах рассказывалось в еженедельной стенгазете «Пионер».
В 1924 году новкинским пионерам вручили присланные из Москвы Красное знамя, галстуки и барабан. К ним были приложены бесплатные билеты на проезд по железной дороге до Горького и на пароходе по Волге — подарок за образцовую работу.
Аня не знала покоя. Находила время вести комсомольскую работу, участвовала в драмкружке, в агитбригаде «Синяя блуза». Ох, как доставалось от ее частушек, едкого слова всяким вредителям, спекулянтам, ворам, которые остались от царского режима и всячески препятствовали нашему росту.
КУЛАЦКИЕ ОБРЕЗЫ
Скоро она стала Корольковой, женой партийного вожака-активиста. А потом и сама вступила в партию. Прибавилось у Анны Ксенофонтовны опыта, разума, силы, и по-прежнему остался в сердце неукротимый молодой задор...
Как-то Анна Ксенофонтовна вместе с мужем участвовали в одном спектакле. По ходу пьесы она оплакивала мужа, зверски убитого белыми. Анна Ксенофонтовна настолько искренне выразила горе женщины, потерявшей самого близкого человека, что после за кулисами муж сказал ей:
— Ну что ты так убивалась? Ведь это спектакль. Не взаправду убили меня.
А на следующий день после этого разговора мужа убили кулаки.
Но горе не склонило женщину, а, наоборот, придало ей новые силы в беззаветном труде на благо народа. Она наравне с мужчинами ремонтировала железную дорогу. А в свободное время шла к народу, выполняя самые разнообразные общественные поручения: проводила беседы, подписку на газеты, организовывала субботники и воскресники.
ВЫСОКОЕ ЧУВСТВО
Оглядываясь назад, Анна Ксенофонтовна Королькова испытывает приятное чувство удовлетворения. Сделано немало. Да и сейчас не сидится на пенсии! Вот пионеры пришли — надо побеседовать с ребятами. Вечером — концерт в клубе, а она в художественной самодеятельности. А завтра нужно в школу заглянуть: технический работник заболел. Необходимо помочь школе, может быть, заменить заболевшую. Да еще обещалась зайти в красный уголок на станции, поговорить с молодыми коммунистами...
Она не может иначе. Ведь в материалах XXII съезда партии есть слова, относящиеся непосредственно к ней: «Все мы можем сказать, что нет ничего интереснее и важнее для нас, коммунистов, чем партийная работа, душой которой является живое общение с массами, с народом. Отдать жизнь такой работе, притом не делить заботы на маленькие и большие, быть чутким к людям, с каким бы делом ни шли они к тебе, смотреть на вещи широко и по-партийному принципиально, не отрываться от жизни — таков наш долг и наша обязанность перед партией, перед народом».
Она чувствует себя очень полезной и нужной в большой семье советских людей.
В. КИСЕЛЕВ» («Знамя», 21 сентября 1965).

«13-го декабря 1926 года дежурный по станции Новки был помощник начальника станции Жарков. На его обязанности лежали прием и отправка поездов, дача распоряжений стрелочникам о выстраивании составов, ограждение сигналами поездов находящихся на станции, в целях предотвращения возможных крушений. Дежурный по станции должен также быть при встрече поездов на платформе, с сигналом в руках. До встречи поездов он был обязан проверять правильность несения службы стрелочниками. В тот день Жарков получил с соседней станции Большаково сообщение о выходе оттуда резервного поезда, под управлением машиниста Ефремова. Жарков сказал об этом стрелочникам, а сам пошел встречать прибывающий на станцию пассажирский поезд. Стоящий на станции товарный поезд осигнализирован не был. Машинист Ефремов был предупрежден, что подходя к Новкам, он должен вести паровоз по встречным входным стрелкам, со скоростью никак не больше 5 верст в час. Не доезжая до станции, он должен был остановиться около так называемого, «контрольного столбика», где ему было необходимо взять к себе проводника, чтобы двигаться далее. Ефремов не исполнил ни одного из этих требований. Ехал он со скоростью 30 верст в час и, поэтому, остановить паровоз у контрольного столбика был уже не в состоянии. Громыхая по стрелкам, поезд пронесся мимо. Это было замечено стрелочниками Тумановым и Корниловым. Для предотвращения катастрофы, она дали сигнал поезду немедленно остановиться. Но поезд несся вперед. Стрелочники дали тревогу по линии. Однако, Ефремов не обратил и на это внимания. Поезд несся уже по той линии, где стоял упомянутый неосигнализированный состав. И получилась катастрофа. Паровоз Ефремова ударил в стоявший впереди состав. В результате, два вагона с товаром были разбиты вдребезги.
Дежурный Жарков и машинист Ефремов были отданы под суд. Ha-днях это дело разбиралось в губсуде.
— Всякая небрежность на железной дороге, - отметил в своем приговоре губсуд,— может причинить не только материальный ущерб, но и смерть для людей. Мера социальной защиты должна, поэтому, иметь характер предупреждения для работников железной дороги.
Но принимая во внимание, что Ефремов служил на железной дороге безупречно 27 лет — губсуд приговорил его к лишению свободы лишь на полгода. Жарков оправдан. В силу амнистии, от отбытия наказания Ефремов освобожден» («Призыв», 8 дек. 1927).

В жестоких боях отстоял свою свободу и независимость советский народ в годы Великой Отечественной войны. Немалый вклад в победу внесли новкинские железнодорожники, обеспечивая чёткую работу транспорта. На фронтах войны с оружием в руках защищали родину и удостоены высоких правительственных наград С.Д. Павлов, А.С. Плешанов, Г.В. Былов, В.И. Кондратьев и многие другие новкинцы.
Красные следопыты новкинской школы собрали материалы о павших в борьбе с фашистами и оформили альбом «Вечно живые» и стенд «Памяти павших будьте достойны». Два отряда пионерской дружины названы именами бывших воспитанников школы — Володи Добронравова и Володи Чалова.
«В партбюро ст. Новки собрались ветераны-железнодорожники, работавшие в годы Великой Отечественной войны на станции. Встретились для того, чтобы поделиться своими воспоминаниями о вкладе коллектива узла в дело победы над гитлеровским фашизмом.
В встрече участвовали И.Г. Тесаков, А.А. Зайцева, А.К. Королькова, Д.А. Суриков, Ф.Ф. Трофимов, П.М. Селиверстова, З.В. Виноградова, А.Н. Виноградова, А.А. Галочкина, М.Ф. Гришина, С.Д. Павлов.
Им есть о чем рассказать. Для них, как и для всех советских людей, годы войны были очень трудным и вместе с тем наиболее героическим периодом в жизни. С гордостью говорят они о работе станции в те годы, когда, несмотря ни на что, выстояли, обеспечили фронт всем необходимым.
— Я хорошо помню митинг, который проходил в парке, у клуба в первый день войны, — говорит Н.Г. Зайцева, секретарь партбюро. — Услышав весть о нападении гитлеровской Германии, жители поселка без зова пришли туда, где обычно у нас проводились митинги. С речами выступили начальник станции И.Н. Антонов, секретарь партбюро М.Н. Виноградов, секретарь комитета ВЛКСМ С.Д. Павлов, комсомолец И.К. Калиничев и другие. Они призвали отдать все силы на разгром врага. С этого митинга я унесла чувство уверенности в правоте нашего дела, которое не покидало меня все годы войны.
Для станции настали трудные дни. Ночью она не освещалась, были запрещены паровозные гудки, участились воздушные тревоги. А темп перевозок нарастал с каждым днем. Непрерывным потоком шли воинские эшелоны, маршруты с грузами и людьми из временно фиксированных врагом территорий. Станция оказалась забитой вагонами. Рабочий парк при норме 150 — 200 вагонов возрос до 1200 вагонов. В такой тесноте работать было трудно. Для железнодорожников настал час испытания, настало время показать, на что способны работники стальных магистралей. «На фронте труднее», — говорили они и делали все, чтобы формировать и отправлять поезда.
Основная тяжесть легла на плечи составительских бригад. По-фронтовому трудились составители, сцепщики тт. Шеянов, Хохлунов, Туманов, Меркунов, Белов, Монахов, Маслов, Семикин. Норму формирования поездов перевыполняли в 2 — 3 раза. Только так можно было расшить станцию.
Во главе смен стояли опытные командиры, умелые организаторы, способные сплотить коллектив и направить его усилия на преодоление трудностей. Дежурными по станции работали тт. Макаров, Краснов, Буров, Морозов, Суриков, Трофимов, дежурными по путям — Максимов, Карточкин и др.
Бывший дежурный по станции Ф.Ф. Трофимов вспоминает:
— Чтобы увеличить пропускную способность дороги осенью 1941 года начали выставлять на перегон сигналистов и по их сигналам пропускали, поезда к Горькому один за другим, почти вплотную. Сигналисты выполняли роль светофоров.
Рассказывает Д.А. Суриков:
— На станции сутками стояли поезда с муромского участка на Северную. Тогда решили проложить окружную линию между Горьковской и Северной дорогами. Ее строили методом народной стройки. Все трудоспособное население поселка, деревень Новки, Верещагино, Сергейцево, села Эдемское вышли на строительство пути. Работали вручную, землю копали лопатами, носили носилками. Здесь часто бывал секретарь райкома партии Соловьев. Осенью 1941 года окружная линия от Новки-ІІ до 243 км была построена. Это сразу разгрузило станцию.
— В августе 1942 года меня выбрали секретарем партийного бюро ст. Новки, — говорит З.В. Виноградова, — в организации было 35 коммунистов, столько же комсомольцев. Коммунисты часто собирались, два-три раза в месяц, решали задачи работы станции, воспитательной работы, организации соревнования. В 1942 году в партию мы приняли десять человек, в 1943 году — 18 человек. Коммунисты всегда были впереди и на работе, и в общественных делах. Активными были товарищи Макаров, Ивашутич, Калинина, Тесаков, Крылов, Гусев, Хохульникова, Былов, Галочкина, Зайцева и другие. В те годы особенно хорошо работали женщины-домохозяйки. Женсовет возглавляла П.М. Селиверстова.
— Да, в войну женщины станции много сделали для фронта, — вспоминает П.М. Селиверстова, — собирали теплые вещи бойцам, подкосили горячую пищу составителям, машинистам, стрелочникам. Мы чистили вагоны под воинские эшелоны. Ухаживали за эвакуированными ленинградцами. Нашими активистами были тт. Харитонова, Евтехова, Никольская, Ивашутич, Шишанова.
— Очень трудно было на складе топлива, — рассказывает А.Н. Виноградова. — Угля не было, и паровозы отапливались дровами. За один раз паровоз брал 25 кубометров дров, но их не хватало ему и на сутки. Легко представить, сколько надо было дров, чтобы снабдить все паровозы, сколько надо было людей, чтобы эти дрова приготовить. Вот мы после того, как отработаем основную смену, идем на склад топлива подготавливать дрова для снабжения паровозов. Не женское это было дело, но паровозы и могли стоять.
Участники встречи вспоминают все новые и новые подробности самоотверженного труда железнодорожников, называют новые имена, показывают телеграммы благодарности Верховного главнокомандующего, присланные на станцию» («Знамя», 22 июня 1971).

С 1963 по 2001 год — поселок городского типа.
«С радостным чувством встречают железнодорожники нашей станции День железнодорожника. Накануне праздника коллектив Горьковского отделения дороги за достигнутые успехи в выполнении семилетнего плана перевозок и высокие показатели в эксплуатации подвижного состава награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В этом есть доля труда и новкинских железнодорожников. Мы справились с задачами в семилетке и сейчас успешно осуществляем задания нового пятилетнего плана.
Вот уже месяц железнодорожники работают по новой системе планирования и материального стимулирования. Этот месяц показал, что значительно окрепла трудовая и технологическая дисциплина, больше стало организованности в работе. Труженики станции борются за наиболее полное использование вагонов.
План погрузки вагонов в минувшем месяце выполнен на 114 процентов, простой местного вагона сокращен против нормы на 3 часа, задание по статической нагрузке выполнено на 129 процентов. Первое место в соревновании по станции заняла смена маневрового диспетчера т. Жолобова.
В первых рядах участников соревнования идут вагонники. Накануне Дня железнодорожника им было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Такое высокое звание они заслужили благодаря дружной работе всего коллектива, перевыполнению взятых социалистических обязательств. Первое место в соревновании в честь Дня железнодорожника среди вагонников заняла смена старшего осмотрщика вагонов т. Сизова. В этой смене быстрой и качественной подготовкой поездов к отправлению славятся тт. Дорофеев, Родионов, Кунтиков, Баринов.
Грузовые работники на деле выполняют решения XXIII съезда КПСС, добиваясь более эффективного использования вагонов. В среднем в каждый вагон погрузили в июле 27,7 тонны. В этом большая заслуга старшего весовщика т. Садовниковой. Работники контейнерной площадки тт. Комова, Лямина постепенно довели процент формирования прямых вагонов с контейнерами с 30 до 61 процента.
Работники льдопункта добились сокращения простоя вагонов-ледников под снабжением с 1 часа 35 минут по норме до 1 часа 2 минут. Большую заботу о сокращении простоев проявляют техники льдопункта тт. Трошина, Жукова.
Наши путейцы основное внимание сейчас обращают на «оздоровление» верхнего строения пути. План капитальных работ значительно перевыполнен, коллектив околотка готовится к пропуску поездов со скоростью свыше 100 километров в час.
Железнодорожники немало делают для улучшения обслуживания пассажиров. Сейчас идет капитальный ремонт вокзала, делается центральное отопление.
Высокая награда обязывает к хорошему труду. Железнодорожники приступили к перевозкам нового урожая. Мы понимаем, что от нас зависит успех перевозок и сохранность урожая. Поэтому главное сейчас — без промедления готовить и подавать вагоны под погрузку и выгрузку, использовать все резервы для быстрого продвижения составов.
Н. ВИНОГРАДОВ, секретарь партбюро станции Новки» («Знамя», 6 августа 1966).
«Награды железнодорожникам
За достигнутые успехи в выполнении семилетнего плана перевозок Президиум Верховного Совета СССР Указом от 4 августа 1966 года наградил орденами и медалями СССР большую группу рабочих, инженерно- технических работников и служащих железнодорожного транспорта. В том числе по Камешковскому району:
ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»:
Большакову Клавдию Алексеевну — старшего стрелочника станции Новки Горьковской железной дороги;
Крепчук Таисию Алексеевну — старшего весовщика станции Новки Горьковской железной дороги» («Знамя», 9 августа 1966).
«Неузнаваемо изменились Новки за годы Советской власти. Около станции возник поселок с двадцатью улицами и населением около 3000 человек. В поселке имеется восьмилетняя школа, красный уголок, две библиотеки, ателье Камешковского комбината бытового обслуживания, амбулатория; детский сад, 8 магазинов и ларьков.
Зажиточнее и культурнее становится жизнь новкинцев. В их распоряжении имеется 263 радиоприемника, 256 телевизоров, 56 мотоциклов и несколько автомашин. Ежедневно жители получают несколько сот газет и журналов.
Еще краше станет поселок в ближайшем будущем. Построены и скоро войдут в эксплуатацию детясли. Запланировано строительство Дома культуры, пристройка к зданию школы сделает его двухэтажным с большим физкультурным залом. Реорганизация школы из восьмилетней в среднюю позволит молодежи получать десятилетнее образование в местной школе.


И. Т. Мосалков за читкой свежего номера газеты. 1967 год.
Иван Тарасович Мосалков возглавляет бригаду коммунистического труда вокзала станции Новки. Много сил и энергии отдает он своему любимому делу. Члены его бригады стремятся создать в помещении тепло и уют для пассажиров, чтобы ожидании поезда они смогли хорошо отдохнуть, почитать свежий номер газеты или журнала, купить нужную книгу.

Другими стали и станция Новки и стальные магистрали Горьковской железной дороги. По «чугунке», как раньше называли железную дорогу, двигались паровозы, таща за собой двадцать — тридцать шестнадцатитонных вагонов. На подъеме Новки — Камешково они часто не в силах, были тащить и этот груз и часами простаивали, ожидая подмоги.
Теперь Горьковская железная дорога электрифицирована. Тяжелогрузные составы состоят из 70 — 80 вагонов грузоподъемностью в пятьдесят тонн. Благодаря техническим усовершенствованиям средств связи и сигнализации значительно возросла быстрота продвижения грузов. ближайшее время на станции будет проведена электроцентрализация стрелочного хозяйства. И тогда на железной дороге вслед за исчезновением профессии кочегара паровоза исчезнет еще одна массовая профессия — стрелочника.
Железнодорожники станции Новки активно участвуют в новых методах и формах труда. Вместе с другими работниками Горьковской дороги они стали работать по новой системе планирования и экономического стимулирования. В коллективе станции два цеха коммунистического труда и четыре борются за почетное звание, 97 железнодорожникам присвоено звание ударников коммунистического труда.
Боевые и трудовые традиции отцов и дедов служат хорошим примером для детей. Пионерская дружина имени Зои Космодемьянской школы № 5 станции Новки вышла победительницей во Всесоюзном смотре «Сияйте, ленинские звезды!» и 19 мая 1967 года, в день рождения пионерской организации имени В.И. Ленина награждена переходящим Красным знаменем Камешковского райкома ВЛКСМ и занесена в юбилейную Книгу почета. Над школой зажжена красная звезда — символ победы.
М. ВОРОНЦОВ, директор железнодорожной школы № 5 станции Новки» («Знамя», 20 июня 1967).
«Подарок малышам
Недавно на станции Новки открыт каток. Это новогодний подарок малышам. С утра и до вечера не умолкают в парке детские голоса.
Сейчас среди школьников станции Новки разыгрывается приз «Золотая шайба». Соревнования уже начались.
Новый каток посещают и взрослые жители поселка» («Знамя», 3 января 1967).
«Орлята снова в полете
Десять утра. Под звуки духового оркестра, исполняющего «Пионерский марш», на площадку выходят и строятся на торжественную линейку пионеры и октябрята. Над лагерем поднимается алый стяг. «Орленок», открыт!
... Третий год на станции Новки действует пионерский лагерь городского типа. Сейчас в нем отдыхают пятьдесят детей железнодорожников. Лагерь размещается в одном из зданий школы. В нем есть пионерская комната, комната для игр и спальня для малышей. Отдыхающие получают двухразовое питание.
Пионеры не любят терять времени напрасно. Став орлятами, они стараются больше облететь интересных мест, больше узнать о героическом прошлом советского народа. В прошлом году они совершили туристические походы по дорогам бессмертия Зои Космодемьянской, побывали на родине отца русской авиации Жуковского и многих других местах.
В этом году орлята совершат поход в Савинский район Ивановской области на родину командира пограничной заставы Героя Советского Союза капитана Лопатина. Накануне 50-летия Советского государства им хочется посетить и колыбель Великого Октября — город Ленина.
... Стройными колоннами прошлись ребята по родному поселку. На стадионе в честь открытия лагеря были устроены физкультурные выступления и концерт художественной самодеятельности.
М. ВАСИЛЬЕВ» («Знамя», 15 июня 1967).
«Ребята из пионерского лагеря «Орленок» поселка станции Новки первыми заметили пожар в лесу и стали его тушить под руководством старшей пионервожатой Оли Павловой. Особенно отличились пионеры Ольга Лавриненко, Таня Петрова, Борис Никифоров, Ирина Лопатина, Александр Жуков, Ольга Егорова, Александр Пирогов, Елена Осипова и Владимир Карпов.
Н. ЗАЙЦЕВА, начальник пионерского лагеря «Орленок» («Знамя», 20 июля 1967).
«Собрались однажды в начале года коммунисты станции Новки на собрание, пригласили беспартийных. Зашел большой разговор о делах коллектива, о соревновании за достойную встречу пятидесятилетия Советской власти, успешное выполнение плана. А потом начальник станции Павел Васильевич Бобровников сказал:
— Мы имеем все возможности выполнить установленные на юбилейный год задания досрочно, с высоким уровнем эксплуатационной работы. Надо бороться за каждый час снижения простоя вагонов, добиваться их дополнительной загрузки, прилагать все усилия, чтобы перевезти по стальным магистралям как можно больше народнохозяйственных грузов.
Затем слово взял секретарь партбюро станции Виктор Васильевич Замятнин. Он говорил коротко, экономя время:
— Размах социалистического соревнования продолжает нарастать. Подводя итоги минувшего года, следует взвесить свои возможности и принять новые, более высокие социалистические обязательства. Я думаю, что каждый из нас должен по-новому взглянуть на свой труд.
За каждым выступлением железнодорожников таилось тщательно продуманное предложение. Они-то и легли в основу обязательства 1967 года. В основных пунктах его говорилось о перевыполнении годового плана погрузки, выгрузки и отправления вагонов, сокращении их простоев.
Слово коллектива оказалось твердым, принятое обязательство успешно претворяется в жизнь. Железнодорожники станции успешно справились с планом первого полугодия. Задание по погрузке вагонов выполнено на 105, а по выгрузке — на 100 процентов. Сокращаются простои вагонов, а статическая нагрузка на них составила 103,2 процента к плану.
Для человека непосвященного, пожалуй, эти успехи коллектива покажутся вовсе не трудными, мол, никаких особенных изменений на станции не произошло. Но это не так. Поговорите с дежурным по станции Надеждой Степановной Ролич, составителем Ефимом Григорьевичем Чуркиным, дорожным мастером Борисом Васильевичем Левановым, стрелочницей Верой Семеновной Сорокиной и другими передовиками железнодорожного транспорта и вы узнаете, как все они сообща добиваются успехов в работе. И в первую очередь изменились они сами, их отношение к труду. Девиз «Один за всех, все за одного» стал в коллективе законом. Случись у кого заминка в работе — на помощь спешит товарищ. Это постоянно развивающееся чувство взаимовыручки помогает совместными усилиями добиваться все лучших и лучших результатов в труде. И потому красная линия на графике выполнения плана упрямо ползет вверх.
Высокое мастерство
На станции Новки, как и везде, работают люди разного мастерства. Есть начинающие. О них ничего не говорят, к ним присматриваются. Затем идут «середнячки», которые достигли какого-то уровня да на нем и остановились. Не хотят идти дальше, а может быть и не могут. О «середнячках» говорят: «Работает — не спешит». А есть труженики высокого мастерства. Для них существует работа только на пределе, с наивысшей производительностью. Сейчас на станции все чаще заходит речь о железнодорожниках высокого мастерства. К их числу относится Дмитрий Александрович Жолобов, маневровый диспетчер.
Еще в детстве маленький Димка, отчаянно влюбленный в железную дорогу, целыми днями с жадностью смотрел вслед уходящим поездам. А когда мальчуган разговаривал с железнодорожниками, взволнованнее колотилось его сердце. Он откровенно завидовал им и часто спрашивал:
— А когда я подрасту, меня возьмут на железную дорогу?
— Непременно возьмут... Начал он работу на железнодорожном транспорте весовщиком. Это было в 1948 году. Затем работал помощником составителя, после составителем. А два года назад Дмитрия Александровича направили в город Горький на специальные курсы, и он стал маневровым диспетчером.
Много работы у маневрового диспетчера. И много всяких «надо»... Надо из смены в смену узнать у сменного диспетчера о накоплении вагонов по направлениям, прикинуть план работы на прием и отправления, дать задания составителям на производство маневровых работ. Но это еще не все. Надо в течение смены внимательно следить за своевременным расформированием и формированием составов, подачей и выводом вагонов со всех погрузочно-выгрузочных пунктов.
И Жолобов с честью справляется со своими обязанностями. Он старается приходить на смену пораньше, принимает ее очень тщательно, немедленно устраняет отмеченные недостатки. Поэтому Дмитрий Александрович и составители, которые находятся под его началам, трудятся согласованно, вызывая восхищение своей организованностью и сохранностью. Они обеспечили четкую безаварийную работу.
Никто на станции не удивился, когда Дмитрию Александровичу присвоили звание ударника коммунистического труда. Каждый железнодорожник проголосовал бы за это.
Большие перемены
Сила коллектива станции в том, что такие люди, как Дмитрий Александрович Жолобов, есть на любом участке работ. Они и хранят лучшие традиции коллектива, определяют его лицо. И самое отрадное то, что люди на станции непрерывно растут, совершенствуют свое мастерство. Перемены, которые происходят постоянно в трудовых биографиях людей, настолько зримы, что бросаются в глаза каждому.
Вот, к примеру, Тамара Алексеевна Орлова. Она начала работу на станции со списчицы вагонов, затем стала стрелочницей, дежурным по станции. Это было. А сейчас Тамара Алексеевна — маневровый диспетчер.
В столь стремительном росте человека нет ничего случайного. Основа его — собственная воля, жажда труда, поддержка коллектива.
А возьмите Константина Николаевича Волкова. Какой радостной новью непрерывно наполняется жизнь этого труженика. В его биографии, как в капле воды, отражена жизнь железнодорожников. Он очень настойчив, трудолюбив, не топчется на месте, а неуклонно идет к намеренной цели.
Тринадцать лет трудится Волков на железнодорожном транспорте. Сначала был помощником составителя, составителем. Он жадно присматривался к работе дежурного по станции, внимательно следил за его действиями. И вот после окончания курсов Константин Николаевич работает дежурным по станции, потом становится маневровым диспетчером» («Знамя», 5 августа 1967).
«В канун праздника Великого Октября в поселке Новки проходили большие торжества по случаю открытия обелиска воинам-землякам, павшим в боях за свободу Родины в 1941 — 1945 годах. Колонна демонстрантов по улицам Калинина и Горького проследовала на привокзальную площадь. Впереди нее со знаменем в руках шли лучшие производственники, ветераны Великой Отечественной войны И.Ф. Хорохонов, С.Д. Павлов, П.П. Назаренко. В рядах колонны — школьники, одетые в солдатскую и красноармейскую форму.
Торжественный митинг, посвященный открытию обелиска павшим воинам-землякам, открыл секретарь партбюро станции Новки В.В. Замятин. Своими воспоминаниями поделились ветераны войны солдат И.Ф. Хорохонов, танкист С.Д. Павлов, кавалер ордена Славы М.В. Воронцов.
Воздух разрывают протяжные гудки паровозов и взрывы петард. Затем наступает минута молчания. Начальник станции П.В. Бобровников, диспетчер Д.А. Жолобов, начальник пункта технического осмотра Н.А. Баклановский и другие возлагают венки к подножью обелиска.
После митинга учащиеся Новкинской восьмилетней школы выступили с небольшим литературным монтажом.
Начинается торжественный прием школьников в пионеры и в комсомольцы. С приветственной речью к ним обращается секретарь райкома ВЛКСМ В.К. Баскевич. Комсомольские билеты четырнадцати юношам и девушкам вручили ветераны войны депутат районного Совета А.С. Плешаков, С.Д. Павлов, П.П. Назаренко, почетный гражданин поселка Новки Н.С. Комов и другие.
В. ШЕВЕЛЕВ» («Знамя», 14 ноября 1967).


Памятник жителям поселка погибшим в ВОВ

До 2001 г. в состав Камешковского района входил город Камешково, 2 поселка городского типа (Новки, Оргтруд) и 8 сельских советов.
В 2001 г. поселок Новки отнесен к категории сельских населенных пунктов, образован Новкинский сельский округ. Муниципальное Учреждение "Администрация Новкинского Сельского округа" действует с 5 ноября 2001 г. Краснооктябрьская улица, д. 1"а". Организация ликвидирована 5 сентября 2006 г.
Новкинская станция во многом сохранилась почти в том же самом виде, как была устроена в 1860-е годы. Это своего рода музей под открытом небом.
7 июня 2013 года проведён полевой практикум для участников детских экспедиций по обследованию ООПТ Владимирской области. Данный практикум состоялся в пос. Новки Камешковского района Владимирской области с последующим полевым выездом на территорию памятника природы регионального значения «Патакинская берёзовая роща». В ходе практикума проводилось обучение будущих участников детских экспедиций основным методам проведения полевых исследований.

Численность населения: в 1905 г. – 50 чел.; в 1926 г. – 298 чел.; в 1970 г. – 2782 чел.; в 1979 г. – 2632 чел.; в 1989 г. – 1902 чел.; в 2010 году – 731 муж. и 885 жен., всего 1616 чел.


Фельдшерский пункт в пос. Новки

Школа в пос. Новки

Памятная доска на стене школы: «Сизинцев Николай Петрович 16.03.1960 - 12.03.1997
В этой школе учился Сизинцев Н.П.
Погиб от рук бандитов при исполнении служебных обязанностей».

«Учащиеся Новкинской школы по своей инициативе решили сделать каток. Под руководством учителя С.А. Колпинского ребята приступили к работе. Шли дни. Дела у школьников спорились. Комсомольцы из Камешковского объединения «Сельхозтехника» для игр в хоккей сделали ворота. Поселковый сельский Совет помог молодым энтузиастам приобрести пиломатериал.
Сейчас каток готов. На нем всегда многолюдно. Под руководством С.А. Колпинского ребята организуют соревнование на коньках. Особенно много нашлось любителей поиграть в хоккей. В каждом классе созданы свои команды. Сейчас еще трудно определить, какая команда сильнее, так как соревнование находится в самом разгаре.
Сборную школьную команду тренирует ученик 6 «В» класса Витя Карташов. В нее отобраны лучшие юные хоккеисты школы. Сборная провела две товарищеские встречи. Их соперниками были ученики Второвской и Эдемской школ. В обеих играх новкинцы пожинали радость победы.
Спортивные игры на сделанном катке проходят днем и вечером.
Е. ВЕТРОВ» («Знамя», 28 декабря 1968).
«222 гектара леса и 0,4 гектара питомника закреплено за Новкинским школьным лесничеством, в котором ребята проводят большую работу» («Знамя», 19 ноября 1977).
«Славится своей художественной самодеятельностью Новкинская восьмилетняя школа. Юные артисты выступают не только перед учащимися, они нередко дают концерты в районном Доме культуры, выезжают для представлений в близлежащие селения.
Одна из постоянных, центральных тем их выступления — это тема борьбы за мир и дружбу между народами, прославление миролюбивых устремлений советского народа.
Активных участников самодеятельности в школе много. Например, ученица шестого класса Света Сорокина. Она хорошо поет, любит играть в инсценировках» («Знамя», 15 декабря 1977).
МОУ Новкинская ООШ действует с 4 февраля 2000 г. Директор - Сазанова Наталья Владимировна. Улица Ильича, д. 14.
МДОУ Детский Сад "Рябинка" Поселка Новки действует с 14 февраля 1997 г. Заведующий - Лыкова Наталья Владимировна. Улица Дзержинского, д. 1а.
Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский Сад № 4" Горьковской Железной Дороги действует с 14 февраля 1997 г. Улица Дзержинского, д. 4. Организация ликвидирована 14 марта 2011 г.


Железнодорожная станция «Новки»

Железнодорожная станция «Новки» (1860 — 1871 гг.).
На втором этаже станции находился самодеятельный музей. Музей создан по инициативе учительницы Зинаиды Тимофеевны Футерман, которая трудилась в музее на общественных началах. Она вместе с учениками проводила поисковые экспедиции, собирала предметы старины по всей округе. Большую помощь ей оказала учительница Елена Юльевна Жукова — родная дочь Зинаиды Тимофеевны. Она увлекла ребят литературными поисками. Елена Юльевна с учениками ходили по деревням и селам, беседовали с долгожителями- старожилами этих мест, записывали частушки, байки, ловили местные «словечки» и поговорки, собрали богатый фольклорный материал и на его основании поставили спектакль.

Дом Культуры пос. Новки. Улица Фрунзе, д. 17.

ДК пос. Новки действует с 27 июня 2002 г. Директор - Маралова Алла Владимировна.


Пруд в пос. Новки

ТО "Камешковское Лесничество" зарегистрирована 21 декабря 2007 г. Улица Дзержинского, д. 18. Организация ликвидирована 16 января 2012 г.
ГКУ ВО "Камешковское Лесничество" зарегистрирована 21 декабря 2011 г. Директор - Ушаков Михаил Михайлович. Улица Дзержинского, д. 18.
ООО "Нагель" зарегистрирована 25 июля 2008 г. Дректор - Канзавели Давид Моисеевич. Основным видом деятельности является «Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий».
ООО "Александрин" зарегистрирована 16 ноября 2016 г. Генеральный директор - Антошкин Александр Викторович. Северная улица, д. 10. Основным видом деятельности является «Производство удобрений животного или растительного происхождения».

Часовня Александра Невского


Часовня Александра Невского в пос. Новки

Напротив вокзала в Новках в 1866 г. была устроена часовня в честь Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Часовню построили в память о царе-освободителе Александре II и посвятили соименному святому.
Преподано благословение Божие от Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского в 1883 г. Ярославской купчихе Анне Кокуевой, Владимирскому купцу Петру Федоровичу Петровскому и Меленковскому мещанину Ивану Вострухову, за пожертвование на окраску железной кровли, позолочение главы и креста на каменной часовне св. Благоверного Великого Князя Александра Невского при станции Новки 110 руб.
По дороге в Сибирь у часовни, чтобы передохнуть и помолиться, останавливались, гремя кандалами, ссыльные. Служба в Новках проходила по праздникам. Особенно много верующих собиралось вокруг часовни в пасхальные дни и в Егорьев день. К часовне пригоняли животных, которых священник Эдемского храма Всех Святых кропил святой водой. Местные жители верили, что после этого ритуала животным ничего не будет грозить в течение наступившего сезона...
В 1897 г. часовня была отремонтирована на счет местного уроженца, меленковского мешанина Ивана Петровича Вострухова, получившего за то благословение Святейшего Синода.
На внешней стороне часовни красовалась икона Александра Невского, внутри была церковная роспись.
1913 год особенно запомнился местным жителям и крестьянам окрестных деревень. В один из майских дней на станции Новки на короткое время сошел с остановившегося поезда сам император Николай II. Его сопровождала пышная свита.
Ничто не сохранилось до наших дней – ни рисунков, ни фото часовни. Простояла часовня до 1917 года.
«Часовня при станции «Новки», Моск.-Ниж. жел. дор. последние годы не находит себе «арендаторов» — коллективов верующих, которые бы захотели использовать ее для прежних религиозных целей. Нe нашлось до настоящего времени даже группы верующих в 50 чел., которые бы заявили претензию на получение часовни.
Указывая на это формальное обстоятельство, Ковровский УИК, в район которого входят Новки, обратился в Губисполком с ходатайством об использовании опустелой и бесполезной часовни для культурно-просветительных надобностей.
ГИК это ходатайство удовлетворил. Часовня в ближайшее время будет передана Эдемскому Волисполкому для использования ее под библиотеку-читальню» («Призыв», 12 июня 1924).
В здании стали собираться комсомольцы-синеблузники. Один из них Николай Виноградов сбросил с часовни медный колокол. Росписи в часовне были замалеваны, здание стали использовать для партсобраний.
Позднее в здании разместили библиотеку.
В 1935 году часовне нашлось коммунальное применение, там установили трансформаторную будку, при этом разобрали купол, надстроили верх и сделали боковые пристройки. А в 60-м году, когда в поселке возвели новую электроподстанцию от железной дороги, "церковный" трансформатор забросили. В начале 90-х годов ее захотели снести, а на месте будки поставить кафе.
Учительница Зинаида Тимофеевна Футерман чудом разыскала в Новках старушку, которая еще помнила часовню "живой". Анна Карташова все эти годы свято хранила "тайну" и верила, что успеет передать ее потомкам. Память у старушки осталась ясной, сведения пригодились. С ее слов и по документам краевед и ее ученики составили архитектурный "фоторобот". Проектировщики, строители и сметчики согласились безвозмездно прикинуть масштаб затеи. После заказа и выкупа проекта реставрации часовни, весной 1998 года начались реставрационные работы. В сентябре же этого года в школе был создан отряд «Внуки Александра Невского», который вскоре стал филиалом областной общественной патриотической организации «Александр Невский».
Ребята этого отряда, а также взрослые почти три года добровольно работали на субботниках. Деньги на восстановление часовни собрали жители поселка, внесли ученики, заработав средства в школьном лесничестве. Нашлись и спонсоры. Они предоставили стройматериалы.
Теперь каждый год в день памяти святого Александра Невского в начале декабря в восстановленной местными жителями новкинской часовне служат молебен.


Вострухов Владимир Иванович

На станции Новки Ковровского уезда в 1895 году родился Вострухов Владимир Иванович — советский военачальник, генерал-полковник (29.05.1945).

Источник: Из истории Камешковского края. Н.В. Флоров. Ковров 1996
Село Эдемское
Город Камешково.
Камешковский район.
Церковь Дмитрия Солунского, Дмитриевский погост.
Владимирская женская община, пос. Придорожный.
Категория: Камешково | Добавил: Николай (14.05.2017)
Просмотров: 4592 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru