Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
04:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [394]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Патакино, Камешковский район

Село Патакино

27. Селище, 11-13 вв. Южная окраина села Патакино, левый берег р. Клязьма. Размеры ок. 100х50 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом 12-13 вв.


Вид на Патакино с Плавучего озера

«Село Ковалево (Патокино тожъ) при р. Клязьме находится въ 37 вер. отъ г. Владимира». Двойное название села получилось от того, что здесь соединены два прихода – Воскресенской и Троицкой церквей: часть села, принадлежавшая Воскресенской церкви, называлась Патокиным, другая же при Троицкой церкви – Ковалевым.
Сельцо Патокино в XVII столетии принадлежало помещику Ивану Федорову Акинфову.
Ковалево во второй половине XVII столетия было в вотчине князей Ромодановских и состояло в приходе Николо-Пестьянского погоста. В XVIII столетии Ковалево принадлежало окольничему Н.И. Акинфову.

Пос. Санатория им. IX съезда ВЛКСМ, Тереховицкий сельсовет, решением № 1086 от 22.09.1965 объединен с с. Патакино.
Численность населения в 2010 году – 77 муж. и 60 жен., всего 137 чел.
Входит в состав Второвского сельского поселения.


Жилой дом №12 в селе Патакино.
Большое частное строение конца XIX века при большевиках использовалось под магазин. Современное использование - двухквартирный жилой дом.

Главная улица села Патакино заасфальтирована только в северной части для подъезда к ферме. В остальных местах грунтовая дорога.


Частные дома в селе Патакино

Некоторые избы захвачены бывшими заключёнными, друзьями пациентов из туберкулёзной больницы. Вместе сидели, вместе заразились туберкулёзом, теперь рядом и живут, как в санатории...


Пруд в селе Патакино

Отделение почтовой связи Патакино 601320

Троицкая церковь

В 1673 г. по многочисленности прихода в Ковалеве была построена особая церковь и освящена во имя Живоначальной Троицы; на эту новую церковь «положено было дани 20 алтынъ, заезда гривна».
В 1696 г. при церкви числилось земли пахатной «по 10 четвертей въ поле и сенныхъ покосовъ на 20 копенъ и дань была увеличена на 11 алтынъ 4 деньги».
Как долго существовала здесь деревянная церковь, построенная в 1673 г., не известно.
В 1824 г. на средства помещика Дмитрия Алексеевича Безобразова (родной брат С.А. Безобразова, построившего церковь в с. Мостцы) начата была постройка каменной церкви; один придел освящен в том же году, а другой только в 1854 г.; главный же холодный храм оставался не отделанным и не освященным до 1863 г.
Одновременно с церковью была выстроена каменная колокольня; перестроена она в 1882 г.
1 июня 1867 г. священник села Ковалева Михаил Второвский определен Депутатом.
В 1874 г. в редакции Владимирских Епархиальных Ведомостей от священника с. Ковалева, Михаила Второвского и старосты церковного, крестьянина дер. Тереховиц, Андрея Петрова Куракина поступили деньги: а) в пользу Миссионерского Общества 40 руб.; б) в пользу самарцев 45 руб.,а всего 85 руб.
Престолов в церкви было три: в холодной во имя св. Живоначальной Троицы, в теплой в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Фотия и Аникиты.
«Из числа св. икон замечательны: 1) Складень с частицами св. мощей св. муч. Фотия и Аникиты в серебро-позолоченном киоте с следующей надписью внизу: «сiе великое дарованiе Божiе милосердiе и дарованiе св. многоцелебныхъ мощей великомучениковъ и чудотворцевъ Фотия и Аникиты благословилъ патрiаршiй ризничiй Боголепъ въ Нежине на службе великаго государя ближняго окольничаго воеводу и наместника Юрьева Польскаго Никиту Ивановича Акинфова, а построены сiи св. мощи въ сей кiоте и поставлены въ церкви свят. Живоначальныя Троицы въ приделе ихъ великомучениковъ во веки не отъемлемо въ Володимерскойм его вотчине въ селе Троицкомъ Патокине, а по усердiю ко святой церкви и теплой вере къ симъ целебникамъ вышеозначенной вотчине и села владелецъ Дмитрий Алексеевичъ Безобразовъ во имя сихъ великомучениковъ построилъ каменный приделъ, то сии части мощей въ оный перенесены въ 1824 г.». На иконе, в которую вставлены частицы св. мощей, изображены сами в. муч. Фотий и Аникита с молитвой: «Владыко Вседержителю Господи Иисусе Христе Сыне Божий приими молитву рабовъ твоихъ, молитвъ нашихъ не презри и призывающихъ въ славу твою имя наше и почитающихъ части мощей нашихъ, даруй имъ на земле милости и болезни ихъ исцели и страсти уврачуй, отъ бедъ и напастей и отъ враговъ избави ихъ и небеснаго царствия твоего всехъ ихъ сподоби по неизреченной своей милости, яко человеколюбецъ. Аминь».
2) Древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе и резное изображение Спасителя в терновом венце.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1801 г. исповедные росписи с 1826 г.
Церкви принадлежал капитал в 3450 руб., пожертвованный генералом Бутурлиным.

Воскресенская церковь

Сельцо Патокино в XVII столетии принадлежало помещику Ивану Федорову Акинфову. В половине XVII столетия им построена была здесь церковь и освящена во имя Воскресения Христова.
В 1656 г. патриаршим приказом положено было с этой церкви «дани рубль семь алтынъ 2 деньги, заезда гривна».
Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трёхчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатёр с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.

Церковь, возведённая «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в Суздальский музей являлась кладбищенским храмом села Патакино и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. Очевидно, эта церковь стояла на месте бывшей в Патокине церкви еще в XVII столетии. В кон. ХIX века по желанию прихожан в некоторые праздничные дни отправлялось здесь богослужение и отпевались покойники.
Закрыта в 30-х гг. ХХ в.





Деревянная Воскресенская церковь с колокольней

1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества. См. Суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

В полуверсте от села среди помещичьего поля стояла деревянная часовня, приписанная к Ковалевской церкви. По преданию, здесь была церковь во имя св. Троицы, и часовня называлась в народе Троицкой; в день свят. Троицы бывал сюда крестный ход.
Другая часовня находилась в деревне Тереховицах; в ней по желанию прихожан в некоторые праздники отправлялось всенощное бдение.

Земли при церкви (в кон. XIX века): усадебной 1 дес., пахатной 27 дес. и сенокосной (в общем владении с крестьянами и неудобной) 5 дес.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание его составляли: проценты с капитала 400 р., доходы от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 700 руб. в год. Дома у причта были собственные, на церковной земле.
Приход состоял из села Ковалева и деревень: Куницыной (в 1 ½ вер. от церкви), Высоковой (2 ½ вер.), Тереховиц (6 вер.), Городка (4 вер.), Истоминой (3 вер.), Кижан (2 вер.) и Сусловой (3 вер.); в них по клировым ведомостям числилось в кон. XIX века 844 души муж. пола и 910 жен. пола.
В приходе имелось земское училище при Патокинском волостном правлении.

В советское время Троицкая церковь непосредственно использовалась по всей видимости и как столовая и как актовый зал.
С апреля по октябрь 1937 г. верующие с. Патакино Ковровского района пишут во ВЦИК несколько жалоб: просят сложить недоимку, вернуть церковную сторожку, которую несколько лет назад сельсовет взял под квартиру, а страховку за нее продолжают платить верующие как за церковное имущество, жаловались на покос сельсоветом травы в церковной ограде (верующие планировали пустить средства от продажи травы на ремонт церкви; попытка жаловаться в райисполком привела только к тому, что там с верующих потребовали марку на 10 рублей), на неправильное определение технического состояния здания церкви. 15 сентября 1937 г. ВЦИК приказывает Ковровскому райисполкому освободить церковную сторожку как незаконно изъятую под квартиру секретарем сельсовета. 27 ноября 1937 г. президиум Ковровского райисполкома постановил вернуть обратно церковную сторожку религиозной общине с. Патакино. Но незадолго до этого, 20 октября 1937 г. священник Троицкой церкви Петр Алексеевич Зяблицкий, инициатор и идейный вдохновитель борьбы верующих за свою церковь, был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы, а потом к расстрелу.
(ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 699. Л. 113-126) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 99, 106, 131-132

После строительства нового корпуса на территории бывшей усадьбы, был размещен областной противотуберкулезный диспансер, старые постройки пришли в запустение. Троицкая церковь оказалась бесхозным, опасным в санитарном отношении (микробактерии туберкулеза) строением без окон и дверей, с множеством повреждений конструкций.


Церковь Троицы Живоначальной в с. Патакино

Роспись сводов церкви Троицы Живоначальной

К истории рода владимирских дворян Безобразовых

В ограде церкви села Мостец против левого клироса церкви и близ алтаря, находится могила, покрытая большой чугунной плитой, на которой читается следующая надпись: «Здесь погребено тело гвардии подпорутчика, Сергея Алексеевича Безобразова, скончавшегося 13 декабря 1826-го года; жития его было 53 года».
Это был помещик села Мостец и сельца Кижан, состоящего в мостецком приходе; при нем в 1808 г. в селе выстроена каменная церковь.
Без сомнения, С.А. Безобразов был значительным жертвователем на построение храма, если не храмоздателем в полном смысле слова; так нужно заключить не только по почетному положению могилы у церковной стены и почти рядом с алтарем, но еще и по тому обстоятельству, что в иконостасе Введенской церкви, в ряду старых наместных икон, против левого клироса находится икона особого, необычного состава лика трех святителей: на ней изображены святитель Алексей, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский и преподобная Мария Египетская: икона, очевидно из тех, что называются семейные, или родовые; в данном случае, на иконе изображены святые покровители рода С.А. Безобразова, тезоименитые ему и, по всей вероятности, родителям его. Конечно, она поставлена в иконостасе, как память усердного жертвователя.
В селе Ковалеве, Патокино тож, помещиком и строителем храма с 1824 г. быыл Дмитрий Алексеевич Безобразов, надо полагать родной брат мостецкому С.А. Безобразову. Строитель местного Троицкого храма и усердный почитатель св. мучеников Фотия и Аникиты, выстроил в честь их особый придел, и перенес туда древнюю святыню села, икону названныых мучеников с мощами их.
О нескольких членах большой семьи Безобразовых начала ХIX века упоминает в своем «Капище сердца» Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгорукой; он был женат во втором браке на Аграфене Алексеевне Пожарской, урожденной Безобразовой; в названном сочинении князь Долгорукой, кроме жены, называет братьев ее Григория и Димитрия Алексеевичей, сестру их Елизавету Алексеевну, в замужестве графиню Апраксину, мать их, а свою тещу, Марью Яковлевну Безобразову. О последней князь делает очень теплый отзыв, как о старушке чадолюбивой и благочестивой; говорит, что обстоятельства принудили ее проводить последнее время жизни в Туле и в тульской деревне, куда князь с женой почти ежегодно ездили на свидание с ней, и что она скончалась в возрасте около 80-ти лет, «оставя широкое племя: детей, внучат и правнучат, от корня сего происшедших, считалось до семидесяти человек, коими всеми она была оплакана, толико она была добра и всем в семействе своем любезна» (Капище моего сердца… стр. 28). Старушка Безобразова была матерью С.А. Безобразова, судя по изображению преп. Марии Египетской на упомянутой семейной иконе в церкви с. Мостец.

Усадьба Безобразова

Классицизм доминировал в усадебной архитектуре XIX в. во Владимирской губернии. По проекту неизвестного архитектора первой половины XIX в. строилась и усадьба Безобразова в селе Патакино под г. Камешково.
После Безобразовых имением владел граф Щербатов, а в начале ХХ в. усадьба находилась во владении купца Голубева. Самый знаменитый хозяин усадьбы, генерал от кавалерии Сергей Дмитриевич Безобразов, был знакомым Пушкина и сослуживцем Лермонтова, находился в родстве со Львом Толстым и стал прототипом главного героя одного из рассказов великого писателя.
Трехэтажный дом на берегу Клязьмы вместе с церковью, флигелем и различными хозяйственными постройками являлся украшением Камешковского края.

В советское время усадьба использовалась как санаторий. Троицкая церковь непосредственно использовалась по всей видимости и как столовая и как актовый зал.


Областная туберкулёзная больница в Патакино

После строительства нового корпуса неподалеку, тоже на территории бывшей усадьбы, был размещен областной противотуберкулезный диспансер, старые постройки пришли в запустение.
Троицкая церковь оказалась бесхозным, опасным в санитарном отношении (микробактерии туберкулеза) строением без окон и дверей, с множеством повреждений конструкций.
В 1990-е гг. главный усадебный дом, официально признанный памятником культурного наследия регионального значения, забросили, а летом 2008-го г. сравняли с землей, не оставив камня на камне.
Опубликовавший в марте 2011-го г. статью об усадьбе в Патакино во «Владимирских ведомостях» начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия обладминистрации Виктор Нефедов ничего внятного о том, кто принимал решение о варварском сносе памятника, не сообщает, ограничиваясь фразой, что дом «в 2006 г. снесен до основания как рассадник инфекции».
Из усадьбы на сегодняшний день сохранилось лишь несколько построек, все в аварийном состоянии: Троицкая церковь, несколько служебных строений.


Служебное строение

Продуктовый ларек на территории туберкулёзной больнице в Патакино

Детская площадка в с. Патакино

Река Клязьма в селе Патакино, справа «Патакинская роща»

Ботанический памятник природы регионального значения «Патакинская роща»


Ботанический памятник природы регионального значения «Патакинская роща»

Памятник природы образован Решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов от 01.12.1980 г. №1181/23
Площадь памятника природы – 36 га;
Площадь буферной зоны – 19 га.

Владимирская область

Город Камешково.
Камешковский район.
Деревня Кижаны.
Село Мостцы.
Деревня Куницыно.
Деревня Высоково.
Село Гатиха
Село Второво

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Камешково | Добавил: Jupiter (28.09.2015)
Просмотров: 1022 | Теги: Церковь, Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика