Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
07:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Патакино, Камешковский район

Село Патакино

Патакино — село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Второвского муниципального образования.
Село расположено на высоком берегу Клязьмы в 9 км на восток от центра поселения села Второво, в 14 км на юго-запад от райцентра Камешково и в 3 км от ж/д платформы Новая Жизнь на линии Владимир — Ковров.

27. Селище (11-13 вв.) расположено на южной окраине села Патакино, левый берег р. Клязьма. Размеры ок. 100х50 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом 12-13 вв. [2]


Вид на Патакино с Плавучего озера

«Село Ковалево (Патокино тож) при р. Клязьме находится в 37 вер. от г. Владимира». [1] Двойное название села получилось от того, что здесь соединены два прихода – Воскресенской и Троицкой церквей: часть села, принадлежавшая Воскресенской церкви, называлась Патокиным, другая же при Троицкой церкви – Ковалевым.

В конце XIX — начале XX века — центр Патакинской волости. «Патакинское Волостное Правление (Почт. адр. г. Владимир).
Волостной старшина - кр. Яков Иванов. Писарь - Яков Никифоров Лебедев.
Волостной Суд. Председатель - кр. Григорий Григорьевич Морозов. Судьи: Кр. Михаил Софронов; Никита Ванифатов; Михаил Ильин» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В Патокине Губсоюзом в ноябре 1922 г. (на место закрытого) был открыт кооператив. «Население к своему кооперативу относится самым равнодушным образом. Объясняется это отчасти тем, что население района занимается отхожими промыслами (маляры, кровельщики и др.). С новой экономической политикой все они хлынули в Москву на заработки и зарабатывают очень недурно. Возвращаясь домой, каждый берет из Москвы все, что необходимо в деревне, а поэтому в своем кооперативе или нет выбора, или кажется дороже московских цен. Зарабатывая в месяц около миллиарда, конечно, он может позволить себе иногда и роскошь, а в кооперативе как раз и нет этих предметов. В общем население можно причислить к мелкобуржуазному, с уклоном в кулацкую сторону. Об этом говорит отсутствие всяких культурных организаций и, кажется, один только коммунист на все село. Волисполком состоит также из беспартийных и глубоко чужд современному пролетарскому движению. К кооперации отношение «самое прохладное».
Как иллюстрацию можно привести следующий случай: заведующий кооперативной лавкой неоднократно обращался в волисполком с просьбой убрать из кооперативной лавки веялки, поставленные в лавку в то время, когда она бездействовала. Просьба оставалась без ответа. Тогда он пишет: «земляному» члену волисполкома Бурову отношение, повторяя ту же просьбу. Вмсто ответа заведующий на своей бумажке прочел такую резолюцию: «я являюсь административной властью в волости, а вы только моська, лающая на слона. Поэтому не будьте похожи на моську»…
Вот на каком языке «административный слон» рассуждает с «кооперативной моськой» («Призыв» 16 февраля 1923).
«Знай того, кому доверяешь.
В с. Патокине, Второвской волости, Владимирского уезда в aпpеле 1923 г. был организован кооператив. Записалось в члены до 200 чел., понесли свои сбережения - вклады в ЕПО, получая от него все необходимое для своего крестьянства, вплоть до клеверных и других семян. Кооперация росла до сентября 24 года, до ревизии, которая обнаружила злоупотребления. Выбрали новое правление, а дело о старом было передано в суд. Время идет, а суда все нет и нет.
На справку получили ответ: «Дело ваше находится в стадии следствия».
Крестьяне говорят: «вот так штука? 9 месяцев идет стадия следствия, да что это за стадия?»
Бывшее правление только посмеивается. Один из членов его вошел в кампанию к частному торговцу и торгует, второй — председатель трудовой артели «Солидарность», а третий — на отхожем заработке в Москве.
И в ус не дуют!
В августе 1925 г. при производстве ревизии нового правления ЕПО, оказалась опять крупная недостача товаров в лавке — на 750 рублей и выяснилось очень плохое финансовое положение кооператива.
Весть о недостаче разнеслась по всему району. Стали выбирать вклады из кооператива, от ЕПО стали сторониться.
Есть предположение, что будет массовый выход крестьян из членов ЕПО.
Созвали собрание пайщиков. Нужно было притти на собрание 230 чел., а пришло 70 ч., которые постановили: сделать перевыборы правления, а виновных отдать под суд со взысканием недостачи.
Надо подбирать хороших работников и зорко следить за их деятельностью» («Призыв», 15 ноября 1925 г.).
«В с. Патокино, Второвской волости в бывшем имении Голубевых полный развал. Когда-то здесь был совхоз, а потом артель «Солидарность». Но все это было... А теперь — два каменные сарая с непокрашенными крышами; забор упал, сад, до 1000 корней, без призора, как и с.-хоз. машины, включительно до трактора... С безлошадников, однако, берут за вспашку земли до 25 рублей за десятину. Имение имеет все данные, чтобы в саду создать питомник и организовать молочную артель благо под руками рынок сбыта — санаторий» («Призыв», 1 июля 1927 г.).
«Колхоз «К новой жизни» Патакинского сельсовета, проработав обращение съезда колхозников, по боевому развернул подготовку к весенне-посевной.
Семена на всю площадь посева имеются полностью, отсортированы и хранятся в хороших амбарах. Ответственный за сохранность семян завхоз тов. Елизаров. Лошади в количестве 15 голов средней упитанности. На весенний сев для лошадей имеется 244 пуда овса. Упряжь вся закреплена за лошадьми. Сельхозинвентарь отремонтирован» («Рабочий клич», 12 марта 1933).
В 1940 году село Патакино являлось центром одноименного сельсовета.
«Патакинскому клубу не везет в руководителях. В прошлом году он долгое время был беспризорным, и вот в августе 1965 года отдел культуры прислал новую заведующую клубом т. Морозову, рекомендовав ее, как активную работницу и хорошего организатора самодеятельности.
Обрадовались жители села, да и близлежащих деревень — теперь будет где отдохнуть по вечерам, но вышло по-другому. До сих пор почти никакой массово-политической и культурно-просветительной работы не ведется. Здесь одно кино через день бывает, да и клуб-то открывает не заведующая, а в большинстве случаев сам киномеханик или уборщица.
Сейчас, когда наступает пора весенне-полевых работ, культурно-просветительные учреждения на селе должны развернуть широкую массовую деятельность среди населения. Но в Патакинском клубе не проводится ни бесед, ни лекций, ни докладов. Да и в бригадах заведующая клубом — редкая гостья. Отсутствует здесь и наглядная агитация. Отделу культуры надо помочь наладить работу Патакинского клуба.
А. ТРОПКИН» («Знамя», 12 апреля 1966).
«Большие изменения произошли за годы Советской власти в деревне. Взять, к примеру, село Патакино, что находится в Камешковском районе, на красивом берегу Клязьмы.
Тяжелой и безрадостной была жизнь жителей села в дореволюционное время. Жили они в старых, развалившихся домишках, вечерами сидели при керосиновой лампе. Работали в поле с раннего утра до позднего вечера. Дети были безграмотные, в начальной школе учились лишь немногие.
Совсем иной стала жизнь на селе после Великой Октябрьской революции. Люди живут в добротных домах с резными наличниками да светлыми террасами. Яркими огнями в селе горит электричество. А вечерами, когда над селом опускаются сумерки, в домах патакинцев загораются голубые огоньки телевизоров.
В селе открыта сельская больница, где жители Патакина и близлежащих деревень Высоково, Куницыно, Истомино могут получить необходимую медицинскую помощь и стационарное лечение. Много лет заведует этой больницей Е.А. Волгина.
Дети жителей села учатся в восьмилетней школе. Прочные и крепкие знания дают своим ученикам директор школы М.С. Акулов, преподаватель математики Е.А. Петрова, биолог Е.Ф. Акулова.
В бывшем имении, где жил когда-то помещик Голубев, находится областной легочно-туберкулезный санаторий. Здесь лечатся и поправляют свое здоровье трудящиеся нашей области. Хорошо, с любовью относятся к своей работе люди в белых халатах — врачи Г.А. Пляцевая, О.В. Дохнович и другие, медицинские сестры С. Васильева, С. Левина, Н. Майорова.
Осенний ветер бросает с деревьев листья и гонит их по деревенской улице. С портфелями в руках и ранцами за плечами идут в школу мальчики и девочки. А после занятий они учат стихи о Ленине, о партии, готовятся к Октябрьским дням.
З. КАРПОВА» («Знамя», 17 октября 1967).
«31 ОКТЯБРЯ 1967 ГОДА.
Этот день для учителей и учащихся Патакинской восьмилетней школы был необычным: они принимали гостей. Учителя-биологи района приехали сюда, чтобы перенять опыт в работе у лучшего преподавателя биологии Евгении Федоровны Акуловой. С большим удовольствием слушали они урок ботаники в пятом классе. И для ребят он был интересным. Учащиеся сами задолго до этого времени проводили опыты и наблюдения по теме «Условия прорастания семян». О результатах проведенных опытов ребята рассказывали оживленно, с большим увлечением. Евгения Федоровна умело беседовала с учащимися, вносила нужные поправки в их ответы. Затем был сделан общий вывод, и ребятам стало ясно, какие же условия нужны для жизни растений и правильно ли они подготовились к заданной теме. Рассказы учителя и его воспитанников очень понравились всем присутствующим.
Евгения Федоровна помогла молодым педагогам спланировать прохождение программы по ботанике на вторую четверть по новому учебнику. Поделилась своим богатым педагогическим опытом, продемонстрировала наглядные пособия, которые она изготовила совместно с учащимися.
В 1949 году Евгения Федоровна начала свою педагогическую деятельность в этой школе. Она отличается большим трудолюбием. Ее уроки, как правило, всегда хорошо подготовлены в теоретическом и практическом отношении. И как следствие — по ее предметам на протяжении семи лет учащиеся имеют хорошие и отличные оценки, получают прочные и глубокие знания. Преподавание биологии Евгения Федоровна тесно связывает с практическими опытами на пришкольном участке и с работой в колхозе «Завет Ленина».
Более глубокому познанию биологии помогает работа в кружке юных натуралистов. Прочно вошли в школьную традицию праздники «День здоровья», «День урожая», «День сада», «День птиц», встречи с работниками сельского хозяйства.
Евгения Федоровна вместе с учащимися развела вокруг школьного здания фруктово-ягодный сад, посадила множество красивых и ярких цветов, различных деревьев и кустарников.
Евгения Федоровна ведет большую общественную работу, является председателем первичной организации общества «Знание» колхоза «Завет Ленина». Среди населения она часто проводит беседы, читает лекции. Без участия сельской учительницы-активистки не проходят ни диспуты, ни вечера вопросов и ответов, ни концерты художественной самодеятельности в местном клубе.
За активное участие в общественной жизни села, за хорошую учебно-воспитательную работу среди учащихся Е.Ф. Акулова неоднократно награждалась памятными подарками и Почетными грамотами, в том числе дважды грамотой Министерства просвещения РСФСР и грамотой общества «Знание» РСФСР.
31 октября юбилейного года на всю жизнь запомнится Евгении Федоровне. В этот день, в канун замечательного праздника нашей Родины, в присутствии учащихся, учителей школы и биологов района ей торжественно был вручен значок «Отличник народного образования» за успехи, достигнутые на ниве народного просвещения. Радостно блестят глаза ребят, которые полны гордости за свою любимую учительницу.
Семинар окончен. Биологи прощаются с Евгенией Федоровной унося в сердцах чувство глубокой признательности и уважения к опытному и умному педагогу.
А у сельской учительницы еще много дел. Главное из них — воспитание детей, людей будущего, которое она сегодня видит прекрасным.
В. КОРНИЛОВА, председатель райкома профсоюза учителей» («Знамя», 11 ноября 1967).
«ПАТАКИНО. Вечер, посвященный родоначальнику советской литературы, подготовили учащиеся местной школы. В клубе, где проходил вечер, собрались колхозники, молодежь, сельская интеллигенция.
Школьники Таня Галкина, Валерий Варламов, Галя Куприянова и Таня Быкова рассказали о детских и юношеских годах М. Горького, о его дружбе с В.И. Лениным.
Зрители с большим вниманием просмотрели инсценировку по рассказу «Старуха Изергиль». Главные роли сыграли Таня Хренова и Саша Козлов.
Со сцены прозвучали отрывки из романа «Мать», очерка «В.И. Ленин», поэмы «Человек» и других произведений.
Библиотекарь Валентина Ивановна Бычкова сделала обзор литературы е книжной выставки «Жизнь и творчество М. Горького» («Знамя», 4 апреля 1968).


ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович

ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович, КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ПО ВТОРОВСКОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ № 154 КАМЕШКОВСКОГО РАЙОНА.
Владимир Иванович Федосеев роднился в 1947 году в селе Патакино Камешковского района Владимирской области в семье колхозника. Свою трудовую деятельность начал в 1963 году рядовым колхозником колхоза «Завет Ленина». Затем он два года учился в Калининградском профтехучилище № 8, а с 1966 года по 1969 год служил в рядах Советской Армии. После увольнения в запас тов. Федосеев три года работал токарем-расточником на электромоторном заводе в г. Владимире. В 1972 году Федосеев Владимир Иванович переходит на работу в сельское хозяйство, рабочим животноводства колхоза «Завет Ленина» и поступает учиться на заочное отделение Камешковского совхоза-техникума, который успешно оканчивает в 1976 году. С 1973 года тов. Федосеев работает зоотехником по искусственному осеменению. За время работы он зарекомендовал себя грамотным специалистом и умелым организатором сельскохозяйственного производства, добивается высоких показателей в труде.
Владимир Иванович постоянно повышает свой общеобразовательный уровень, учится в ивановском сельскохозяйственном институте.
Тов. Федосеев — член КПСС, избран депутатом сельского Совета, председателем профсоюзного комитета колхоза.
Трудящиеся Второвсокго избирательного округа № 154 Камешковского района единодушно выдвинули Владимира Ивановича Федосеева своим кандидатом в депутаты Владимирского областного Совета депутатов трудящихся» («Знамя», 9 июня 1977).

«С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ
Празднично выглядит помещение. На своих местах председатель участковой избирательной комиссии Г.М. Федоров, его заместитель Е.Ф. Акулова, секретарь Е.А. Петрова, члены комиссии Е.И. Миронов, Н.В. Широков и другие. Все готово к встрече избирателей.
Голосование, как и повсюду, в селе Патакине началось ровно в шесть часов. Первыми выполняют свой гражданский долг местный житель работник Владимирской ТЭЦ-2 Н.И. Бурмистров, телятница колхоза «Завет Ленина» Л.Н. Шилова, повара санатория имени IX съезда ВЛКСМ А.П. Хренова и Е.А. Чернова. Вот подходит к столам, где выдают бюллетени, ветеран Великой Отечественной войны С.В. Демин. Грудь его украшают «ордена и медали. Отдает свой голос за кандидатов в депутаты местных Советов ветеран труда, ныне работающий столяром в санатории А.И. Утрисов. А этот избиратель, Виктор Енин, учащийся Владимирского авиамеханического техникума, совсем еще молодой.
— С первыми выборами вас — поздравляет его председатель участковой комиссии.
С великой радостью отдавали свои голоса за самых достойных быть в Советах колхозники, рабочие, служащие, студенты, мужчины и женщины, пожилые и молодежь, коммунисты и беспартийные.
— За счастливую жизнь,— говорили они, опуская бюллетени» («Знамя», 21 июня 1977).
«Три года учащиеся Патакинской восьмилетней школы проводили опыт «Влияние осветления на урожай картофеля» (биолог Е.Ф. Акулова). Урожай на опытной делянке 370 центнеров с гектара (на контрольной 350 центнеров). В сентябре 1977 года Патакинская школа стала участником ВДНХ СССР» («Знамя», 19 ноября 1977).

До 2005 года село входило в состав Волковойновского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Пос. Санатория им. IX съезда ВЛКСМ, Тереховицкий сельсовет, решением № 1086 от 22.09.1965 объединен с с. Патакино.


Жилой дом №12 в селе Патакино.
Большое частное строение конца XIX века при большевиках использовалось под магазин. Современное использование - двухквартирный жилой дом.

Главная улица села Патакино заасфальтирована только в северной части для подъезда к ферме. В остальных местах грунтовая дорога.


Частные дома в селе Патакино

Некоторые избы захвачены бывшими заключенными, друзьями пациентов из туберкулезной больницы. Вместе сидели, вместе заразились туберкулезом, теперь рядом и живут, как в санатории...


Пруд в селе Патакино

Отделение почтовой связи Патакино 601320

Численность населения: в 1859 году — 414 чел.; в 1897 году — 616 чел.; в 2010 г. – 77 муж. и 60 жен., всего 137 чел.

Акинфовы

В начале XVII века и Потакино, и Ковалево принадлежали дворянину Федору Павловичу Акинфову. Затем Ковалево досталось его сыну Архипу Федоровичу Акинфову, а Потакино — другому сыну — Ивану Федоровичу Акинфову.
В середине XVII века Ковалево принадлежало стольнику Семену Степановичу Хрущеву, женатому на дочери А.Ф. Акинфова Прасковье Архиповне, и князю Андрею Львову, женатому на другой дочери того же Акинфова - Марии Архиповне. Часть Ковалева принадлежала третьему зятю Архипа Акинфова — стряпчему Дмитрию Семеновичу Албекову.
В 1656 г. помещиком Иваном Федоровичем Акинфовым в Потакино была выстроена во имя Воскресения Христова деревянная церковь. Ковалево же тогда находилось в приходе Николо-Пестьянского погоста. В 1673 г. в связи с многочисленностью прихода в Ковалеве была построена во имя Живоначальной Троицы.
После кончины Ивана Федоровича Акинфова в 1678 г. Потакино перешло к его сыну окольничему Никите Ивановичу Акинфову.
Ковалево тогда же принадлежало вдове князя Василия Григорьевича Ромодановского княгине Прасковье Архиповне Ромодановской (урожденной Акинфовой, бывшей первым браком за упоминавшимся выше С.С. Хрущевым). В 1682 г. П.А. Ромодановская продала Ковалево за 1000 рублей своему двоюродному брату Никите Ивановичу Акинфову. Таким образом, и Потакино, и Ковалево перешли к одному владельцу. С того времени два когда-то отдельных селения постепенно сливаются в одно село, но с двойным названием.
Н.И. Акинфову наследовал его старший внук мичман Николай Петрович Акинфов, а после смерти последнего в 1755 г. Потакино (Ковалево тож) перешло к его сыну подпоручику Юрию Николаевичу Акинфову.

Усадьба Безобразовых-Щербатовых

1762 г. окт. 18, подполковник Алексий Григорьев Безобразов недвижимое свое имение, доставшиеся ему после отца его Григорья Ив. и матери его Настасьи Иванов. Безобразовых в селе Сущеве, в дер. Корандышевой в дер. Хмелеве, в селе Боярове и в дер. Горобове... продал майору Александру Петровичу Акинфову (Владим. молод. лет кн. 4 № 9).
В 1762 г. Ю.Н. Акинфов продал село Потакино Алексею Григорьевичу Безобразову (1730—1803). В Ковровском уезде у Безобразовых были также имения — в сельце Княгинине и в нынешнем Савинском районе Ивановской области.


Герб рода дворян Безобразовых

А.Г. Безобразов стал родоначальником Владимирских Безобразовых.
Усадебный комплекс появился в 1762 г. при А.Г. Безобразове. Главную часть усадьбы составлял большой господский дом, выполненный в стиле классицизма. Особую загадочность дому придавали трехэтажная башня под сферической кровлей со шпилем и небольшой балкон. Внутренняя отделка соответствовала положению хозяина усадьбы: дом был богато декорирован. Из окон дома и балкона открывался великолепный вид на бескрайние просторы и надпойменные террасы Клязьмы. Высокий берег – около 90 м над уровнем реки − придавал особую привлекательность усадьбе Безобразова, которая великолепно просматривалась со всех сторон поймы Клязьмы.
А.Г. Безобразов занимал пост Владимирского уездного предводителя дворянства в 1782—1784 гг. Отставной лейб-гвардии подпоручик Алексей Безобразов был богатым помещиком пяти губерний. Но значительную часть времени он проводил именно в Потакине-Ковалеве, где выстроил обширную усадьбу.
В это время в Патакино собиралась вся многочисленная семья Безобразовых, а также родственники и знакомые: «В патакинском доме бывали владимирский губернатор и известный литератор князь Долгоруков, генерал Воейков, генерал князь Голицын, генерал князь Багратион, графы Толстые и Апраксины, князья Вяземские и Хилковы, Языковы, Засецкие, Прокудины-Горские, Пожарские, Корякины, Кузьмины-Караваевы… всех неперечесть».
У А.Г. Безобразова и его жены Марфы Яковлевны, урожденной Засецкой, было 6 сыновей и 8 дочерей. После смерти А.Г. Безобразова в 1803 г. Потакино досталось его старшему сыну Дмитрию Алексеевичу Безобразову.
Дмитрий Алексеевич Безобразов (14.10.1765-3.03.1842) служил в 1787-1796 гг. в лейб-гвардии Конном полку и вышел в отставку с чином гвардии ротмистра. Затем он служил смоленским вице-губернатором (25.10.1800—1802), получил орден Св. Анны II ст. В чине действительного статского советника.
30 ноября 1806 г. учреждение в России милиции (земского войска). С 1806 г. – начальник Ковровской уездной милиции. В 1821−1826 гг. по выбору занимал пост ковровского уездного предводителя дворянства.
Именно в бытность ковровским предводителем Д.А. Безобразов жил в Потакино и в 1824 г. рядом с господским домом, практически на месте бывшего деревянного храма, был возведен Троицкий храм, типичный для позднего классицизма. Основной его объем составлял бесстолпный четверик с крупными дорическими портиками и массивным круглым световым барабаном, перекрытым сферическим куполом. Храм поражал своим великолепием и внутренним убранством. Одновременно с церковью была выстроена каменная колокольня. Строитель местного Троицкого храма и усердный почитатель св. мучеников Фотия и Аникиты, выстроил в честь их особый придел, и перенес туда древнюю святыню села, икону названных мучеников с мощами их.
В ограде церкви села Мостец против левого клироса церкви и близ алтаря, находится могила, покрытая большой чугунной плитой, на которой читается следующая надпись: «Здесь погребено тело гвардии подпорутчика, Сергея Алексеевича Безобразова, скончавшегося 13 декабря 1826-го года; жития его было 53 года». Это был брат Дмитрия Алексеевича Безобразова, помещик села Мостец и сельца Кижан (см. Жестокое обращение с крепостными в Ковровском уезде), состоящего в мостецком приходе; при нем в 1808 г. в селе выстроена каменная церковь.
О нескольких членах большой семьи Безобразовых начала ХIX века упоминает в своем «Капище сердца» Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков; он был женат во втором браке на Аграфене Алексеевне Пожарской, урожденной Безобразовой; в названном сочинении князь Долгорукой, кроме жены, называет братьев ее Григория и Димитрия Алексеевичей, сестру их Елизавету Алексеевну, в замужестве графиню Апраксину, мать их, а свою тещу, Марью Яковлевну Безобразову. О последней князь делает очень теплый отзыв, как о старушке чадолюбивой и благочестивой; говорит, что обстоятельства принудили ее проводить последнее время жизни в Туле и в тульской деревне, куда князь с женой почти ежегодно ездили на свидание с ней, и что она скончалась в возрасте около 80-ти лет, «оставя широкое племя: детей, внучат и правнучат, от корня сего происшедших, считалось до семидесяти человек, коими всеми она была оплакана, толико она была добра и всем в семействе своем любезна» (Капище моего сердца… стр. 28). Старушка Безобразова была матерью С.А. Безобразова, судя по изображению преп. Марии Египетской на упомянутой семейной иконе в церкви с. Мостец.
Кроме основных строений, в усадьбе появилось множество хозяйственных построек. Согласно «Описи имения движимого и недвижимого имущества статского советника и кавалера Безобразова» на территории находился господский дом, три флигеля (один каменный и два деревянных), конный и скотные дворы, птичная изба со двором, две жилые избы, амбар хлебный, каменная кузница, хлебный двор, сарай для обмолачивания хлеба, две оранжереи, две теплицы, две бани (старая и новая), ветряная мельница, два каменных погреба, пригонная изба, плодовый сад на 200 яблонь.
В оранжереях выращивались теплолюбивые растения персики и абрикосы, в регистре числилось 117 деревьев в кадках. В саду вдоль дорожек росли вишневые деревья, кусты смородины, крыжовника и малины по одной куртине, 18 гряд клубники. В теплицах выращивались разнообразные овощи. В имении была своя пекарня, было производство по изготовлению и обжигу кирпича.
В период владения усадьбой Безобразовым Патакино было в самом расцвете, но строительство еще не было закончено из-за отсутствия средств.
В 1834 г. в селе Потакино насчитывалось 404 крестьянина и 50 человек дворовых людей, состоявших при господской усадьбе. При усадьбе села Потакино значилось усадебной земли 18 десятин, пахотной 150 десятин, сенокосной 114 десятин, выгонной 16 десятин. За Клязьмой находился господский лес: строевого 189 десятин, полустроевого 185 десятин и дровяного 166 десятин. Находившиеся в пользовании крестьян земельные угодья были также значительны: пахотной — 381 десятина, сенокосной — 175 десятин и выгонной 37 десятин. Земля-серо-иловатая с песком, на ней вырашивали рожь, овес и гречу.
Один из последних представителей прославленного семейства – Сергей Дмитриевич Безобразов – родился и вырос в имении отца, в с. Патакино. В 16 лет он поступил на военную службу, всю свою жизнь честно и добросовестно служил России. С.Д. Безобразов являл собой пример отчаянной храбрости и неустрашимости, был награжден высшим знаком отличия – орденом святого Александра Невского.
Дмитрий Алексеевич Безобразов скончался 3 марта 1842 года. Погребен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря.
В августе 1844 г. владельцем усадьбы стал генерал-майор Николай Александрович Бутурлин (1811–1867), женатый на Е.С. Щербатовой.
В период владения Н.А. Бутурлина продолжилось расширение усадьбы: был построен новый господский дом. Закончилась отделка придела в честь Казанской иконы Божией Матери. Перестраивались и обновлялись многочисленные хозяйственные постройки.


Главный усадебный дом. Фото ок. 1928 г.

Главный усадебный дом. Фото ок. 1928 г.

Большое внимание Н.А. Бутурлин уделял разбивке парка. Как часто было принято в этот период, парк был смешанного типа: ландшафтно-регулярный. Аллеи лип окружали церковь, к воротам подходили аллеи из вязов и берез, а с видовых площадок открывался необыкновенный вид на пойму Клязьмы.
Вниз к реке спускалась каменная лестница из тесаных каменных плит. Радовал глаз хозяев и гостей искусственный пруд, дно которого было выложено камнем. Территория имения была обнесена кованной оградой в стиле модерн.
13 мая 1861 года из города Владимира пешим порядком выступили две пехотных роты из состава Владимирского гарнизонного батальона. Почти три сотни солдат с шинелями и ружьями с полной выкладкой вместе со своими офицерами маршировали не на парад и не учение, а как бы на войну — против врага не внешнего, а внутреннего. Владимирский губернатор действительный статский советник Егор Сергеевич Тиличеев направил их подавлять бунт крестьян села Патакино Владимирского уезда.
Незадолго до того, в феврале 1861-го, император Александр II отменил в России крепостного право, однако, даже получив свободу, крестьяне оставались обязанными по-прежнему работать на помещиков и платить оброк до того времени, пока не внесут выкупные платежи за землю. Этот переходный период затянулся на полтора–два десятилетия. Однако тогда, весной 61-го, опьяненные освобождением от многовекового рабства, крестьяне никак не могли взять в толк, что им по-прежнему и еще очень долго предстоит гнуть спину на того же барина, что и прежде. Именно поэтому начались массовые отказы крестьян выходить на барщину и платить оброк. Однако чаще всего подобные смуты заканчивались прибытием исправника (начальника уездной полиции) и губернских чиновников, после внушений которых мужики покорно выходили на работу на старых условиях. Но в Патакино, как говорится, коса нашла на камень. Не только крестьяне этого села, но и жители нескольких соседних деревень отказались подчиняться своему помещику.
Владельцем этого крупного имения был генерал-лейтенант Николай Александрович Бутурлин. В молодости учившийся в Московском университете, приятель Пушкина Бутурлин отличился, как храбрый офицер, в войнах против турок и поляков. В 40 лет он стал генералом и имел множество наград. Однако к началу 1860-х гг. Н.А. Бутурлин, разменявший седьмой десяток и лишь числившийся членом Военного Совета, фактически пребывая в почетной отставке, стал подобием гоголевского Плюшкина. Единственной страстью генерала, помимо гастрономических увлечений, стало накопительство. Он держал в черном теле не только своих слуг-дворовых, но и собственную семью. Сенатор А.А. Половцев, хорошо знавший Бутурлина, писал о генерале так: «отличительной чертой Бутурлина была скупость, доходившая до размеров героя Мольера. Копя деньги, он жертвовал всем, не исключая семейных отношений: жена его, превосходная женщина, три дочери состояли с ним в самых холодных отношениях, сын был в открытой ссоре за расточительность, началом которой было опять-таки отцовская скупость».
Не давая денег жене и детям, из своих крепостных этот Плюшкин выжимал все соки, вынуждая их работать на барина чуть ли не во все дни недели. Неудивительно, что, узнав об отмене царем крепостного права, бутурлинские мужики из Патакинской вотчины наотрез отказались горбатиться на алчного и жадного генерала. Мировой посредник майор Михаил Гаврилович Карякин, проживавший неподалеку в селе Михалково (близ деревни Нестерково и нынешней железнодорожной платформы «Карякинская»), 9 мая 1861 года (тогда это был не праздничный, а обычный будничный день) посетил Патакино и попытался образумить крестьян, объясняя им суть царской «воли». Однако патакинцы не вняли увещеваниям майора, после чего тот сообщил губернатору Е.С. Тиличееву о том, что ситуация в имении генерала Бутурлина тревожная. Сам генерал из Патакино уехал и предусмотрительно там не появлялся, сделав «крайним» своего управляющего. Крестьяне послали Бутурлину «слезницу», прося барина умерить свои аппетиты, но помещик никак не отреагировал.
Тогда патакинцы отправили ходоков во Владимир и принесли во Владимирское по крестьянским делам присутствие (его членами были губернатор и губернский прокурор) жалобу «на обременительность повинностей, отправляемых ими в пользу помещика». Но от этого толку вышло чуть: губернатор-генерал вступился за помещика-генерала.
После этого в Патакино приехали чиновники земского суда (проще говоря, уездной полиции), которые попытались «испытать еще раз меры убеждения», уговаривая крестьян выйти на работу на господские поля — посевная была как раз в разгаре. Однако патакинцы чиновникам не вняли и «упорно отказались от запашки».
Всего к тому времени в Патакино и окрестностях «бунтовали» 1305 человек только из числа мужского населения, не считая представительниц слабого полка. Таким образом, всего «бунтовщиков» было более двух с половиной тысяч. Полиция уведомила губернатора о том, что своими силами подавить выступление патакинских крестьян она не в состоянии, запросив помощи армии. Именно тогда владимирский губернатор и отдал приказ командиру владимирского гарнизонного батальона направить две стрелковые роты (из четырех, имевшихся в батальоне) в Патакино в качестве основой ударной силы против бунтовавших крестьян, причем вместе с войсками туда же направлялся и отряд владимирской полиции во главе с исправником Александром Павловичем Певницким. Вместе с ними туда же отправился и судебный следователь с наказом от губернатора: «если окажутся обстоятельства, представляющие законный повод к производству уголовного следствия, то обстоятельства эти следует передавать к судебному исследованию неупустительно и независимо от полицейских мер, имеющих целью водворение тишины и порядка».


Портрет Н.А. Бутурлина работы Георга Кордика, 1843 г.

О происшествии в Патакино владимирский губернатор доложил в Санкт-Петербург министру внутренних дел П.А. Валуеву. А тот, в свой черед, проинформировал самого царя.
Оставалось ждать результатов «патакинского похода» владимирского воинства и полиции. Донесение о «победе» правительственных войск не сохранилось. Однако известно, что до боевых действий в Патакино не дошло. Патакинские крестьяне не хотели работать на Бутурлина, но воевать с царскими солдатами и офицерами православным и патриархально настроенным мужикам не представлялось возможным. Поэтому демонстрации силы оказалось достаточно для того, чтобы мятеж прекратился. Зачинщиков наказали розгами. Помещику неофициально посоветовали не драть семь шкур с крестьян во избежание новых эксцессов. Поэтому размер крестьянских повинностей в Патакино убавили.
Генерал Бутурлин, видимо с перепугу, вскоре заболел водянкой, и никакие богатства не могли ему помочь. Он умер 14 июля 1867 года в Висбадене (Германия), куда отправился на лечение. Похоронен в селе Бородино Суздальского уезда Владимирской губернии. Тот же сенатор Половцев писал о похоронах этого Плюшкина: «При отпевании его тела присутствующих было немного, слезы я не видел ни одной, у всех была на лице полуулыбка с вопросом о количестве оставленных денег». И если бывших помещиков Безобразовых в Патакино помнят до сих пор, то о генерале Бутурлине никакой памяти в селе не осталось.
Затем усадьба перешла его дочери А.Н. Бутурлиной (1846–1906), бывшей замужем за полковником Б.С. Щербатовым.
При Щербатовых активно велись хозяйственные работы, строительство и переобустройство усадебного комплекса. В 1882 г. перестраивалась колокольня Троицкой церкви. В конце XIX в. была возведена водонапорная башня в форме усеченной пирамиды с неоклассическим ордерным декором в нижней части. В это время закладывалась березовая роща, которая находилась в удалении от усадьбы.
Последним владельцем имения был фабрикант Голубев. Он получил его в 1909 году в качестве приданого от своего тестя Треумова. Тот купил усадьбу за 40 тысяч рублей у князя Щербатова. Треумов был владельцем фабрики в городе Коврове.
Крестьяне жили в безысходной нужде. Земли было мало, да и она не отличалась плодородием. Чтобы прокормить свои семьи, многие мужики уезжали на отхожие промыслы в Москву, Коломну, Ростов и другие города, где работали в большинстве случаев на строительстве.
Голубев был человеком практичным. Он за гроши нанимал мужиков драть лыко с лип на другом берегу реки. Лыко возили в Судогду, где жил хозяин. Там у него находились две небольшие фабрики по выработке рогожи и всевозможных изделий из лыка. Здесь же Голубев имел два магазина, наживая огромные деньги.
Главное здание имения часто почти пустовало, хотя было прекрасно убрано, обставлено дорогой мебелью. Оживал дом лишь тогда, когда приезжал хозяин с многочисленными гостями и здесь начинались празднества, длившиеся неделями. Вино, музыка, песни лились рекой.
Здание нынешнего второго корпуса санатория тоже использовалось редко. При Голубеве здесь обычно жили горничная, кухарка, различная прислуга. Приезжая иногда в имение, Голубев также останавливался в этом доме, где для него всегда было готово несколько комнат.
Третий корпус санатория раньше был церковью.
После Октябрьской революции 1917 года бывшее барское имение в Патакине было национализировано и передано под контроль волостного комитета и комитета бедноты. Попытки организовать санаторий для взрослых делались в 1920-21 году, когда в имении «Патокино» был развернут санаторий для туберкулезных больных, однако без соответствующего центра для отбора больных, без опытного в деле борьбы с туберкулезом персонала (врачей), эта попытка была обречена на жестокую неудачу.
См. Санаторий имени Пятилетия Советской Медицины.


Флигель усадьбы претерпел сильные изменения: полностью утрачено северное крыло здания, на месте которого сделана современная каменная пристройка, по своим размерам во много раз превышающая сам памятник, утрачена входная группа и балкон (перила были выполнены в стиле декоративной ковки).

В 1995 году на основании решения Законодательного Собрания Владимирской области от 13.01.95 № 5 «О постановке на государственную охрану и снятии с охраны памятников истории и культуры Владимирской области» объекты усадьбы Безобразова, а именно: «Троицкая церковь», 1824 г., «Главный дом», 1-я пол. XIX в., «Флигель», 2-я пол. XIX в., и «Водонапорная башня», 1-я пол. XIX в., были включены в список объектов культурного наследия регионального значения.
Областной легочно-туберкулезный санаторий областного отдела здравоохранения в селе Патакино Камешковского района был преобразован в туберкулезную больницу. Патакинская Туберкулезная Больница действует с 27 мая 1997 г.
Для размещения противотуберкулезного диспансера на территории бывшей усадьбы Безобразова был построен новый корпус, который и сейчас функционирует в Патакино. А прежние, старые постройки пришли в запустение. Троицкая церковь оказалась бесхозным, опасным в санитарном отношении (микробактерии туберкулеза) строением без окон и дверей, с множеством повреждений конструкций. Она утратила колокольню, но не утратила открывающегося из ее окон удивительно красивого вида на бескрайние просторы. В соответствии с распоряжением департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области № 2639 от 02.08.2007 Троицкая церковь в с. Патакино передана в безвозмездное пользование Владимирской епархии Русской православной церкви (Московского Патриархата).


Главный дом усадьбы Безобразова. 1990-е годы.

Господский дом. 2004 г. Фото из архива Л.Г. Гужовой

В 1990-е гг. главный усадебный дом, официально признанный памятником культурного наследия регионального значения, забросили, а летом 2008-го г. сравняли с землей, не оставив камня на камне.
Опубликовавший в марте 2011-го г. статью об усадьбе в Патакино во «Владимирских ведомостях» начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия обладминистрации Виктор Нефедов ничего внятного о том, кто принимал решение о варварском сносе памятника, не сообщает, ограничиваясь фразой, что дом «в 2006 г. снесен до основания как рассадник инфекции».


Служебное строение

Продуктовый ларек на территории туберкулезной больницы в Патакино

Детская площадка в с. Патакино

Река Клязьма в селе Патакино, справа «Патакинская роща»

Ботанический памятник природы регионального значения «Патакинская роща»


Ботанический памятник природы регионального значения «Патакинская роща»

Памятник природы образован Решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов от 01.12.1980 г. №1181/23
Площадь памятника природы – 36 га;
Площадь буферной зоны – 19 га.

Троицкая церковь

В 1673 г. по многочисленности прихода в Ковалеве была построена особая церковь и освящена во имя Живоначальной Троицы; на эту новую церковь «положено было дани 20 алтын, заезда гривна».
В 1696 г. при церкви числилось земли пахотной «по 10 четвертей в поле и сенных покосов на 20 копен и дань была увеличена на 11 алтын 4 деньги».
Как долго существовала здесь деревянная церковь, построенная в 1673 г., не известно.
В 1824 г. на средства помещика Дмитрия Алексеевича Безобразова (родной брат С.А. Безобразова, построившего церковь в с. Мостцы) начата была постройка каменной церкви; теплый придел в честь св. мучеников Фотия и Аникиты освящен был в том же году. Однако вскоре господин Безобразов разорился, имение сменило владельца, а церковь так и осталась недостроенной. Другой теплый придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен был в 1854 г., главный же холодный храм села Потакино во имя Св. Живоначальной Троицы был освящен в 1863 г. Одновременно с церковью была выстроена каменная колокольня; перестроена она в 1882 г.
3 марта 1865 г. разрешено распространение теплой церкви в с. Ковалеве, на церковную и жертвуемую прихожанами сумму.
1 июня 1867 г. священник села Ковалева Михаил Второвский определен Депутатом.
В 1873 г. объявлена признательность Его Высокопреосвященства с выдачей похвального листа церковному старосте с. Ковалева, крестьянину дер. Тереховиц Андрею Петрову Куракину, за усердную и полезную для церкви службу.
В 1874 г. в редакции Владимирских Епархиальных Ведомостей от священника с. Ковалева, Михаила Второвского и старосты церковного, крестьянина дер. Тереховиц, Андрея Петрова Куракина поступили деньги: а) в пользу Миссионерского Общества 40 руб.; б) в пользу самарцев 45 руб.,а всего 85 руб.
30 декабря 1877 года в селе Патакино в семье псаломщика Ксенофонта Малинина родился сын Василий Ксенофонтович Малинин - будущий Священномученик.
«ПРОШЕНИЕ поверенного от прихожан Патокинского прихода, церковного старосты крестьянина сельца Кижаны Василия Иванова Епифанова
1888 года, сентября 4-го дня, мы нижеподписавшиеся прихожане села Патокина из разных селений, бывши на приходском нашем собрании, имели суждение о том, что наш приходской храм не достаточен в материальных средствах, а между тем необходимость производить самые неотложные работы. Чтобы восполнить недостатки по церкви в ее расходах, мы предложили открыть в селе Патокине однодневные ярмарки: 24 июня в день рождения Святого Иоанна Предтечи, 22 октября в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери и в неделю о блудном сыне (т.е. за неделю до масленицы) на том основании, что в эти дни, как особо чтимые, бывает у нас в приходе большое стечение народа, могут приезжать и торговцы для продажи и покупки разных продуктов, потребляемых в крестьянском домашнем обиходе; наконец, местные и окрестные крестьяне, в развитии их сельской промышленности и домашней производительности предметами необходимого продовольствия, поощряя себя, более будут заниматься улучшением их хозяйства. Но так как законом не допускается и на временных сельских торжках производить торговлю без платежа и пошлин, то, чтобы торговля не была стеснительною и беспошлинная, мы постановили: ходатайствовать пред Владимирскою уездною управою о разрешении при нашем приходском храме в селе Патокине ежегодно трех однодневных ярмарок. Следуют подписи. Уездная управа со своей стороны препятствий к тому не встречает».
«Об учреждении в с. Патакине, Владимирского уезда, 3-х однодневных ярмарок.
Поверенный от прихожан Патакинского прихода, церковный староста, крестьянин сельца Кижан Василий Иванов Епифанов ходатайствовал об учреждении в с. Патакине трех однодневных ярмарок: 21-го июня, 22-го октября и за неделю до масленицы; уездная управа, представив просьбу Епифанова на благоусмотрение земского собрания, присовокупила, что она с своей стороны препятствии в тому не имеет. Вследствие чего уездным собранием 27-го октября постановлено: ходатайствовать по сему поводу пред губернским земским собранием.
О чем, вследствие отношения Владимирской уездной управы от 9-го ноября за № 3,870, губернская управа имеет честь доложить на благоусмотрение губернского земского собрания, с таким заключением, что, основываясь на ходатайстве уездного земского собрания, губернская управа полагала бы — разрешить учреждение в селе Патакипн 3-х однодневных ярмарок в вышеозначенные дни» (Докл. Влад. губ. земск. упр. 1888 г.).
Престолов в церкви было три: в холодной во имя св. Живоначальной Троицы, в теплой в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Фотия и Аникиты.
«Из числа св. икон замечательны: 1) Складень с частицами св. мощей св. муч. Фотия и Аникиты в серебро-позолоченном киоте с следующей надписью внизу: «сiе великое дарованiе Божие милосердие и дарованiе св. многоцелебных мощей великомучеников и чудотворцев Фотия и Аникиты благословил патриарший ризничий Боголеп в Нежине на службе великаго государя ближняго окольничаго воеводу и наместника Юрьева Польскаго Никиту Ивановича Акинфова, а построены сiи св. мощи в сей киоте и поставлены в церкви свят. Живоначальныя Троицы в приделе их великомучеников во веки не отъемлемо в Володимерской его вотчине в селе Троицком Патокине, а по усердию ко святой церкви и теплой вере к сим целебникам вышеозначенной вотчине и села владелец Дмитрий Алексеевич Безобразов во имя сих великомучеников построил каменный придел, то сии части мощей в оный перенесены в 1824 г.». На иконе, в которую вставлены частицы св. мощей, изображены сами в. муч. Фотий и Аникита с молитвой: «Владыко Вседержителю Господи Иисусе Христе Сыне Божий приими молитву рабов твоих, молитв наших не презри и призывающих в славу твою имя наше и почитающих части мощей наших, даруй им на земле милости и болезни их исцели и страсти уврачуй, от бед и напастей и от врагов избави их и небеснаго царствия твоего всех их сподоби по неизреченной своей милости, яко человеколюбец. Аминь». [1]
2) Древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе и резное изображение Спасителя в терновом венце.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1801 г. исповедные росписи с 1826 г. [1]
Церкви принадлежал капитал в 3450 руб., пожертвованный генералом Бутурлиным. [1]
К 1873 г. к Троицкой церкви села Потакино была приписана Введенская церковь соседнего села Мостцы.
В полуверсте от села среди помещичьего поля стояла деревянная часовня, приписанная к Ковалевской церкви. По преданию, здесь была церковь во имя св. Троицы, и часовня называлась в народе Троицкой; в день свят. Троицы бывал сюда крестный ход.
Другая часовня находилась в д. Тереховицах; в ней по желанию прихожан в некоторые праздники отправлялось всенощное бдение.
Земли при церкви (в кон. XIX века): усадебной 1 дес., пахотной 27 дес. и сенокосной (в общем владении с крестьянами и неудобной) 5 дес. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание его составляли: проценты с капитала 400 р., доходы от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 700 руб. в год. Дома у причта были собственные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Ковалева и деревень: Куницыной (в 1 ½ вер. от церкви), Высоковой (2 ½ вер.), Тереховиц (6 вер.), Городка (4 вер.), Истоминой (Деревня Истомино, в 3 верстах к северо-востоку от Потакина, входила в Потакинскую вотчину. В этой деревне в середине XIX века находились три ветряные мельницы. В 1904 г. там значилось 270 жителей и 54 двора.), Кижан (2 вер.) и Сусловой (Деревня Суслово в 3 верстах к востоку от Потакино находилась в Потакинской вотчине, но прежде была в приходе села Мостцы. В этой сравнительно небольшой деревне в 1858 г. проживало 72 человека в 9 дворах, а к 1904 г. 65 человек в 18 дворах. Имелась там и своя ветряная мельница. Сегодня Суслово — деревня на дороге Камешково—Новая жизнь.); в них по клировым ведомостям числилось в кон. XIX века 844 души муж. пола и 910 жен. пола. [1]

В приходе имелось земское училище при Патокинском волостном правлении.
2 февраля 1913 г. исполнилось 25 лет службы в уездном земстве учительницы Патокинской школы Евдокии Ефимовны Благонравовой, поступившей 2 февраля 1888 г. В 1914 году ей было выдано в награду за 25 летнюю службу в уездном земстве 180 руб.
«Судогодский фабрикант М.П. Голубев предложил Влад. уезд. земству недостроенную им школу в с. Патакине. Средства на достройку школы предложены им же. Новая школа рассчитана на 3 комплекта» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Воскресенье 25-го июня 1917 года).

«Где маслено, тут и поп (с. Патокино, Владим. у.). Не успел приехать в ваше село поп Неудакин, как уже пролез в Патокинскую молочную артель заведывающим, с окладом жалованья — 1 ф. в день сливочного масла, что составляет в год — 9 пудов.
Спрашивается, что поп будет делать в праздник — служить в артели или в церкви?
Правда говорит «пословица», что «бог невидимо дает, а поп стыда не знает,— своих дерет». В церкви — с блюдца, а в будни — с артели — маслица» («Призыв», 5 декабря 1923).
«Вот так батя! (с. Патакино). У нас в селе поп Неудакин самогонку любит больше, чем свою матушку. Не так давно батя обратился к волостному милиционеру т. Феоктистову с просьбой,— нельзя ли, товарищ, погнать разок самогоночки,— сами знаете — престольный праздник не грехи заложить...» («Призыв», 14 декабря 1923).
«Вот уже 6 лет революции прошло, а наши мужички не сделали ни шага вперед: живут себе по старине. Вместо того, чтобы общими силам поднимать свое хозяйство и овладеть знаниями, у нас в Патокине по-прежнему только и молятся богу, да попов ублажняют. Так, по постановлению общего собрания, церковному причту решено собрать по 10 руб. с каждого дома деньгами, да массу хлеба, дров и сена. Кроме того, попов зачислили «потомственными гражданами» села, и наделили усадьбой и землей.
В неделю укрепления комитетов взаимопомощи, для увеличения натурфонда нужно было собрать по 2 ф. ржи с дома. Так поди ты—руками и ногами замахали.
— Где мы, мол, возьмем.
Также и со школой: вся худая, развалилась и о ремонте никто и не заикается» («Призыв», 30 октября 1923 года).
«Колокола в фонд индустриализации.
Больные и сотрудники Патокинского санатория просят прекратить колокольный звон в церкви, которая стоит от санатория лишь в 15 метрах. Ежедневный звон раздражает больных и нарушает их покой. В селе Патокино имеется другая церковь, которая не используется. Можно предложить общине верующих отправлять в ней свои религиозные обряды, не мешая рабочим и служащим поправлять в санатории свое здоровье. 52 подписи» («Призыв», 19 января 1930).
28 июня 1935 г. в Троицкой церкви обнаружилась недостача более чем на 9,7 тысяч рублей. После очень долгих раздумий, 23 апреля 1937 г. верующие пишут во ВЦИК жалобу о том, что недостача случилась из-за ограбления церкви 15 февраля 1933 г., сторожа рядом не было, т.к. сторожка изъята, а поэтому верующие просят сложить недоимку. С апреля по октябрь 1937 г. верующие с. Патакино Ковровского района пишут во ВЦИК несколько жалоб: просят сложить недоимку, вернуть церковную сторожку, которую несколько лет назад сельсовет взял под квартиру, а страховку за нее продолжают платить верующие как за церковное имущество, жаловались на покос сельсоветом травы в церковной ограде (верующие планировали пустить средства от продажи травы на ремонт церкви; попытка жаловаться в райисполком привела только к тому, что там с верующих потребовали марку на 10 рублей), на неправильное определение технического состояния здания церкви. 15 сентября 1937 г. ВЦИК приказывает Ковровскому райисполкому освободить церковную сторожку как незаконно изъятую под квартиру секретарем сельсовета. 27 ноября 1937 г. президиум Ковровского райисполкома постановил вернуть обратно церковную сторожку религиозной общине с. Патакино. Но незадолго до этого, 20 октября 1937 г. священник Троицкой церкви Петр Алексеевич Зяблицкий, инициатор и идейный вдохновитель борьбы верующих за свою церковь, был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы, а потом к расстрелу.
Жертвы политических репрессий:
БУХАНОВ Николай Иванович, род. 1905, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Партработник. Арестован 14.10.1937. Осужден к расстрелу.
ВОЛГИН Алексей Сергеевич, род. 1892, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Плотник. Арестован 28.10.1930. Осужден на 1 год принудительных работ.
ВОЛГИН Сергей Иванович, род. 1884, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Маляр. Арестован 28.10.1930. Осужден на 1 год принудительных работ.
ЗЯБЛИЦКИЙ Петр Алексеевич, род. 1873, Дмитриевский Погост Ковровского р-на. Проживал с. Мостцы, с. Патакино. Священник. Арестован 28.10.1933. Осужден на срок предварительного заключения. Повторно арестован 20.10.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы, затем к расстрелу.
ОРЛОВ Федор Петрович, род. 1896, с. Холуй Ивановской обл. Проживал с. Патакино. Преподаватель. Арестован 27.06.1949. Осужден на поселение.
ТЮРИНА (ЛЯДОВА) Глафира Никитична, род. 1913, с. Патакино Камешковского р-на. Проживала там же. Без определенных занятий. Арестована 26.10.1933. Осуждена на 2 года высылки. (Жертвы политических репрессий Камешковского района и г. Камешково).

В советское время Троицкая церковь непосредственно использовалась по всей видимости и как столовая и как актовый зал.


Церковь Троицы Живоначальной в с. Патакино

Роспись сводов церкви Троицы Живоначальной

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма села Патакино Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 09.11.2020 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Фридман Владимир Михайлович (с 9 ноября 2020 г.).
Адрес: Камешковский район, село Патакино, Береговая ул, д. 14.

Воскресенская церковь

В 1656 г. помещиком Иваном Федоровичем Акинфовым в Потакино была выстроена во имя Воскресения Христова деревянная церковь. В 1656 г. патриаршим приказом положено было с этой церкви «дани рубль семь алтынъ 2 деньги, заезда гривна».
Воскресенская церковь была построена «усердием прихожан» в 1776 г. на месте Воскресенской церкви XVII—XVIII веков при сельском кладбище. Церковь являлась кладбищенским храмом села Патакино и была приписана к Троицкой каменной церкви.
В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. Очевидно, эта церковь стояла на месте бывшей в Патокине церкви еще в XVII столетии. В кон. ХIX века по желанию прихожан в некоторые праздничные дни отправлялось здесь богослужение и отпевались покойники.
Церковь закрыта в 30-х гг. ХХ в.
Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трехчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.





Деревянная Воскресенская церковь с колокольней

1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества. См. Суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
«Первый российский солдат» Сергей Бухвостов и его владимирские потомки
Деревня Кижаны.
Село Мостцы.
Деревня Куницыно.
Деревня Высоково.
Село Гатиха
Село Второво
Категория: Камешково | Добавил: Николай (28.09.2015)
Просмотров: 8469 | Теги: церковь, Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru