Свято-Троицкий Храм села Патакино
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма села Патакино Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 09.11.2020 г.
Настоятель, председатель приходского совета Фридман Владимир Михайлович (с 9 ноября 2020 г.).
Адрес: Камешковский район, село Патакино, Береговая ул., д. 14.
В 1673 г. по многочисленности прихода в Ковалеве была построена особая церковь и освящена во имя Живоначальной Троицы; на эту новую церковь «положено было дани 20 алтын, заезда гривна». В 1696 г. при церкви числилось земли пахотной «по 10 четвертей в поле и сенных покосов на 20 копен и дань была увеличена на 11 алтын 4 деньги». Как долго существовала здесь деревянная церковь, построенная в 1673 г., не известно. В 1824 г. на средства помещика Дмитрия Алексеевича Безобразова (родной брат С.А. Безобразова, построившего церковь в с. Мостцы) начата была постройка каменной церкви; теплый придел в честь св. мучеников Фотия и Аникиты освящен был в том же году. Однако вскоре господин Безобразов разорился, имение сменило владельца, а церковь так и осталась недостроенной. Другой теплый придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен был в 1854 г., главный же холодный храм села Потакино во имя Св. Живоначальной Троицы был освящен в 1863 г. Одновременно с церковью была выстроена каменная колокольня; перестроена она в 1882 г. 3 марта 1865 г. разрешено распространение теплой церкви в с. Ковалеве, на церковную и жертвуемую прихожанами сумму. 1 июня 1867 г. священник села Ковалева Михаил Второвский определен Депутатом. В 1873 г. объявлена признательность Его Высокопреосвященства с выдачей похвального листа церковному старосте с. Ковалева, крестьянину дер. Тереховиц Андрею Петрову Куракину, за усердную и полезную для церкви службу. В 1874 г. в редакции Владимирских Епархиальных Ведомостей от священника с. Ковалева, Михаила Второвского и старосты церковного, крестьянина дер. Тереховиц, Андрея Петрова Куракина поступили деньги: а) в пользу Миссионерского Общества 40 руб.; б) в пользу самарцев 45 руб.,а всего 85 руб.
30 декабря 1877 года в селе Патакино в семье псаломщика Ксенофонта Малинина родился сын Василий Ксенофонтович Малинин - будущий Священномученик.
«ПРОШЕНИЕ поверенного от прихожан Патокинского прихода, церковного старосты крестьянина сельца Кижаны Василия Иванова Епифанова 1888 года, сентября 4-го дня, мы нижеподписавшиеся прихожане села Патокина из разных селений, бывши на приходском нашем собрании, имели суждение о том, что наш приходской храм не достаточен в материальных средствах, а между тем необходимость производить самые неотложные работы. Чтобы восполнить недостатки по церкви в ее расходах, мы предложили открыть в селе Патокине однодневные ярмарки: 24 июня в день рождения Святого Иоанна Предтечи, 22 октября в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери и в неделю о блудном сыне (т.е. за неделю до масленицы) на том основании, что в эти дни, как особо чтимые, бывает у нас в приходе большое стечение народа, могут приезжать и торговцы для продажи и покупки разных продуктов, потребляемых в крестьянском домашнем обиходе; наконец, местные и окрестные крестьяне, в развитии их сельской промышленности и домашней производительности предметами необходимого продовольствия, поощряя себя, более будут заниматься улучшением их хозяйства. Но так как законом не допускается и на временных сельских торжках производить торговлю без платежа и пошлин, то, чтобы торговля не была стеснительною и беспошлинная, мы постановили: ходатайствовать пред Владимирскою уездною управою о разрешении при нашем приходском храме в селе Патокине ежегодно трех однодневных ярмарок. Следуют подписи. Уездная управа со своей стороны препятствий к тому не встречает». «Об учреждении в с. Патакине, Владимирского уезда, 3-х однодневных ярмарок. Поверенный от прихожан Патакинского прихода, церковный староста, крестьянин сельца Кижан Василий Иванов Епифанов ходатайствовал об учреждении в с. Патакине трех однодневных ярмарок: 21-го июня, 22-го октября и за неделю до масленицы; уездная управа, представив просьбу Епифанова на благоусмотрение земского собрания, присовокупила, что она с своей стороны препятствии в тому не имеет. Вследствие чего уездным собранием 27-го октября постановлено: ходатайствовать по сему поводу пред губернским земским собранием. О чем, вследствие отношения Владимирской уездной управы от 9-го ноября за № 3,870, губернская управа имеет честь доложить на благоусмотрение губернского земского собрания, с таким заключением, что, основываясь на ходатайстве уездного земского собрания, губернская управа полагала бы — разрешить учреждение в селе Патакипн 3-х однодневных ярмарок в вышеозначенные дни» (Докл. Влад. губ. земск. упр. 1888 г.).
Престолов в церкви было три: в холодной во имя св. Живоначальной Троицы, в теплой в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Фотия и Аникиты. «Из числа св. икон замечательны: 1) Складень с частицами св. мощей св. муч. Фотия и Аникиты в серебро-позолоченном киоте с следующей надписью внизу: «сiе великое дарованiе Божие милосердие и дарованiе св. многоцелебных мощей великомучеников и чудотворцев Фотия и Аникиты благословил патриарший ризничий Боголеп в Нежине на службе великаго государя ближняго окольничаго воеводу и наместника Юрьева Польскаго Никиту Ивановича Акинфова, а построены сiи св. мощи в сей киоте и поставлены в церкви свят. Живоначальныя Троицы в приделе их великомучеников во веки не отъемлемо в Володимерской его вотчине в селе Троицком Патокине, а по усердию ко святой церкви и теплой вере к сим целебникам вышеозначенной вотчине и села владелец Дмитрий Алексеевич Безобразов во имя сих великомучеников построил каменный придел, то сии части мощей в оный перенесены в 1824 г.». На иконе, в которую вставлены частицы св. мощей, изображены сами в. муч. Фотий и Аникита с молитвой: «Владыко Вседержителю Господи Иисусе Христе Сыне Божий приими молитву рабов твоих, молитв наших не презри и призывающих в славу твою имя наше и почитающих части мощей наших, даруй им на земле милости и болезни их исцели и страсти уврачуй, от бед и напастей и от врагов избави их и небеснаго царствия твоего всех их сподоби по неизреченной своей милости, яко человеколюбец. Аминь». [1] 2) Древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе и резное изображение Спасителя в терновом венце. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1801 г. исповедные росписи с 1826 г. [1] Церкви принадлежал капитал в 3450 руб., пожертвованный генералом Бутурлиным. [1] К 1873 г. к Троицкой церкви села Потакино была приписана Введенская церковь соседнего села Мостцы. В полуверсте от села среди помещичьего поля стояла деревянная часовня, приписанная к Ковалевской церкви. По преданию, здесь была церковь во имя св. Троицы, и часовня называлась в народе Троицкой; в день свят. Троицы бывал сюда крестный ход. Другая часовня находилась в д. Тереховицах; в ней по желанию прихожан в некоторые праздники отправлялось всенощное бдение. Земли при церкви (в кон. XIX века): усадебной 1 дес., пахотной 27 дес. и сенокосной (в общем владении с крестьянами и неудобной) 5 дес. [1] Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание его составляли: проценты с капитала 400 р., доходы от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 700 руб. в год. Дома у причта были собственные, на церковной земле. [1] Приход состоял из села Ковалева и деревень: Куницыной (в 1 ½ вер. от церкви), Высоковой (2 ½ вер.), Тереховиц (6 вер.), Городка (4 вер.), Истоминой (Деревня Истомино, в 3 верстах к северо-востоку от Потакина, входила в Потакинскую вотчину. В этой деревне в середине XIX века находились три ветряные мельницы. В 1904 г. там значилось 270 жителей и 54 двора.), Кижан (2 вер.) и Сусловой (Деревня Суслово в 3 верстах к востоку от Потакино находилась в Потакинской вотчине, но прежде была в приходе села Мостцы. В этой сравнительно небольшой деревне в 1858 г. проживало 72 человека в 9 дворах, а к 1904 г. 65 человек в 18 дворах. Имелась там и своя ветряная мельница. Сегодня Суслово — деревня на дороге Камешково—Новая жизнь.); в них по клировым ведомостям числилось в кон. XIX века 844 души муж. пола и 910 жен. пола. [1]
«Где маслено, тут и поп (с. Патокино, Владим. у.). Не успел приехать в ваше село поп Неудакин, как уже пролез в Патокинскую молочную артель заведывающим, с окладом жалованья — 1 ф. в день сливочного масла, что составляет в год — 9 пудов. Спрашивается, что поп будет делать в праздник — служить в артели или в церкви? Правда говорит «пословица», что «бог невидимо дает, а поп стыда не знает,— своих дерет». В церкви — с блюдца, а в будни — с артели — маслица» («Призыв», 5 декабря 1923). «Вот так батя! (с. Патакино). У нас в селе поп Неудакин самогонку любит больше, чем свою матушку. Не так давно батя обратился к волостному милиционеру т. Феоктистову с просьбой,— нельзя ли, товарищ, погнать разок самогоночки,— сами знаете — престольный праздник не грехи заложить...» («Призыв», 14 декабря 1923). «Вот уже 6 лет революции прошло, а наши мужички не сделали ни шага вперед: живут себе по старине. Вместо того, чтобы общими силам поднимать свое хозяйство и овладеть знаниями, у нас в Патокине по-прежнему только и молятся богу, да попов ублажняют. Так, по постановлению общего собрания, церковному причту решено собрать по 10 руб. с каждого дома деньгами, да массу хлеба, дров и сена. Кроме того, попов зачислили «потомственными гражданами» села, и наделили усадьбой и землей. В неделю укрепления комитетов взаимопомощи, для увеличения натурфонда нужно было собрать по 2 ф. ржи с дома. Так поди ты—руками и ногами замахали. — Где мы, мол, возьмем. Также и со школой: вся худая, развалилась и о ремонте никто и не заикается» («Призыв», 30 октября 1923 года). «Колокола в фонд индустриализации. Больные и сотрудники Патокинского санатория просят прекратить колокольный звон в церкви, которая стоит от санатория лишь в 15 метрах. Ежедневный звон раздражает больных и нарушает их покой. В селе Патокино имеется другая церковь, которая не используется. Можно предложить общине верующих отправлять в ней свои религиозные обряды, не мешая рабочим и служащим поправлять в санатории свое здоровье. 52 подписи» («Призыв», 19 января 1930). 28 июня 1935 г. в Троицкой церкви обнаружилась недостача более чем на 9,7 тысяч рублей. После очень долгих раздумий, 23 апреля 1937 г. верующие пишут во ВЦИК жалобу о том, что недостача случилась из-за ограбления церкви 15 февраля 1933 г., сторожа рядом не было, т.к. сторожка изъята, а поэтому верующие просят сложить недоимку. С апреля по октябрь 1937 г. верующие с. Патакино Ковровского района пишут во ВЦИК несколько жалоб: просят сложить недоимку, вернуть церковную сторожку, которую несколько лет назад сельсовет взял под квартиру, а страховку за нее продолжают платить верующие как за церковное имущество, жаловались на покос сельсоветом травы в церковной ограде (верующие планировали пустить средства от продажи травы на ремонт церкви; попытка жаловаться в райисполком привела только к тому, что там с верующих потребовали марку на 10 рублей), на неправильное определение технического состояния здания церкви. 15 сентября 1937 г. ВЦИК приказывает Ковровскому райисполкому освободить церковную сторожку как незаконно изъятую под квартиру секретарем сельсовета. 27 ноября 1937 г. президиум Ковровского райисполкома постановил вернуть обратно церковную сторожку религиозной общине с. Патакино. Но незадолго до этого, 20 октября 1937 г. священник Троицкой церкви Петр Алексеевич Зяблицкий, инициатор и идейный вдохновитель борьбы верующих за свою церковь, был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы, а потом к расстрелу. Жертвы политических репрессий: БУХАНОВ Николай Иванович, род. 1905, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Партработник. Арестован 14.10.1937. Осужден к расстрелу. ВОЛГИН Алексей Сергеевич, род. 1892, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Плотник. Арестован 28.10.1930. Осужден на 1 год принудительных работ. ВОЛГИН Сергей Иванович, род. 1884, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Маляр. Арестован 28.10.1930. Осужден на 1 год принудительных работ. ЗЯБЛИЦКИЙ Петр Алексеевич, род. 1873, Дмитриевский Погост Ковровского р-на. Проживал с. Мостцы, с. Патакино. Священник. Арестован 28.10.1933. Осужден на срок предварительного заключения. Повторно арестован 20.10.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы, затем к расстрелу. ОРЛОВ Федор Петрович, род. 1896, с. Холуй Ивановской обл. Проживал с. Патакино. Преподаватель. Арестован 27.06.1949. Осужден на поселение. ТЮРИНА (ЛЯДОВА) Глафира Никитична, род. 1913, с. Патакино Камешковского р-на. Проживала там же. Без определенных занятий. Арестована 26.10.1933. Осуждена на 2 года высылки. (Жертвы политических репрессий Камешковского района и г. Камешково).
В 1955 году, чтобы значительно увеличить число коек в санатории, под лечебный корпус переоборудуется церковь, служившая раньше складским помещением.


 Церковь Троицы Живоначальной в с. Патакино


 Роспись сводов церкви Троицы Живоначальной
Воскресенская церковь В 1656 г. помещиком Иваном Федоровичем Акинфовым в Потакино была выстроена во имя Воскресения Христова деревянная церковь. В 1656 г. патриаршим приказом положено было с этой церкви «дани рубль семь алтынъ 2 деньги, заезда гривна». Воскресенская церковь была построена «усердием прихожан» в 1776 г. на месте Воскресенской церкви XVII—XVIII веков при сельском кладбище. Церковь являлась кладбищенским храмом села Патакино и была приписана к Троицкой каменной церкви. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. Очевидно, эта церковь стояла на месте бывшей в Патокине церкви еще в XVII столетии. В кон. ХIX века по желанию прихожан в некоторые праздничные дни отправлялось здесь богослужение и отпевались покойники. Церковь закрыта в 30-х гг. ХХ в. Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трехчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.



 Деревянная Воскресенская церковь с колокольней 1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры. 1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей. 1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества. См. Суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Патакинская школа
Главным строением усадьбы в Патакино был «первый корпус». Еще при Щербатовых он имел деревянные пристройки с обеих сторон. Княгиня Анна Николаевна распорядилась «отрезать» пристройки и передать земству, которое построило из них сельскую школу. Позже в этой бывшей школе располагался Патакинский Дом культуры. С 1888 г. Законоучитель Патакинского училища - о. Михаил Второвский. С 1885 г. Учительница училища - Евдокия Благонравова. С 1895 г. 2-я учительница училища - Прасковья Благонравова.
«Патокинское училище — здание ветхое, стены укреплены перпендикулярно бревном на болтах, конопатка в стенах до того ослабла, что ее птицы таскают на гнезда, печи старые — плохо греют. Училище вторично осмотрено членом управы А.И. Сергеевым и техником, которые не нашли нужным производить капитального ремонта, так как здание очень плохое, поэтому не в далеком будущем необходимо построить новое двухкомплектное училище» (Журн. чрезв. и оч. Владим. у. з. собр. 1911 г.).
2 февраля 1913 г. исполнилось 25 лет службы в уездном земстве учительницы Патокинской школы Евдокии Ефимовны Благонравовой, поступившей 2 февраля 1888 г. В 1914 году ей было выдано в награду за 25 летнюю службу в уездном земстве 180 руб.
«От потомственного почетного гражданина М.П. Голубева поступило в уездную управу прошение следующего содержания: В селе Патокине Лаптевской волости, Владимирского уезда, имеется земская школа, которая пришла в ветхость и вместо нее приступлено к постройке новой каменной школы. Имея в виду, что участок земли, на котором находится школа примыкает к принадлежащему мне имению, я имею честь просить уездную управу, не будет ли возможным, продать мне старую школу с участком земли под ней, или же, если ветхое здание школы будет потреблено для какой либо надобности земству, то продать хотя один участок земли под школой со сносом последней на другое место. О чем я просил бы войти в предстоящее земское собрание и меня уведомить о последующем. 16 октября 1915 года. Представляя о сем земскому собранию, уездная управа с своей стороны полагала бы предложение Голубева о продаже ему участка земли отклонить, так как возможно, что он нужен будет впоследствии для надобностей земства» (Доклады Владимирской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1915 года.).
«Судогодский фабрикант М.П. Голубев предложил Влад. уезд. земству недостроенную им школу в с. Патакине. Средства на достройку школы предложены им же. Новая школа рассчитана на 3 комплекта» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Воскресенье 25-го июня 1917 года).
«Дети жителей села учатся в восьмилетней школе. Прочные и крепкие знания дают своим ученикам директор школы М.С. Акулов, преподаватель математики Е.А. Петрова, биолог Е.Ф. Акулова» («Знамя», 17 октября 1967).
«31 ОКТЯБРЯ 1967 ГОДА. Этот день для учителей и учащихся Патакинской восьмилетней школы был необычным: они принимали гостей. Учителя-биологи района приехали сюда, чтобы перенять опыт в работе у лучшего преподавателя биологии Евгении Федоровны Акуловой. С большим удовольствием слушали они урок ботаники в пятом классе. И для ребят он был интересным. Учащиеся сами задолго до этого времени проводили опыты и наблюдения по теме «Условия прорастания семян». О результатах проведенных опытов ребята рассказывали оживленно, с большим увлечением. Евгения Федоровна умело беседовала с учащимися, вносила нужные поправки в их ответы. Затем был сделан общий вывод, и ребятам стало ясно, какие же условия нужны для жизни растений и правильно ли они подготовились к заданной теме. Рассказы учителя и его воспитанников очень понравились всем присутствующим. Евгения Федоровна помогла молодым педагогам спланировать прохождение программы по ботанике на вторую четверть по новому учебнику. Поделилась своим богатым педагогическим опытом, продемонстрировала наглядные пособия, которые она изготовила совместно с учащимися. В 1949 году Евгения Федоровна начала свою педагогическую деятельность в этой школе. Она отличается большим трудолюбием. Ее уроки, как правило, всегда хорошо подготовлены в теоретическом и практическом отношении. И как следствие — по ее предметам на протяжении семи лет учащиеся имеют хорошие и отличные оценки, получают прочные и глубокие знания. Преподавание биологии Евгения Федоровна тесно связывает с практическими опытами на пришкольном участке и с работой в колхозе «Завет Ленина». Более глубокому познанию биологии помогает работа в кружке юных натуралистов. Прочно вошли в школьную традицию праздники «День здоровья», «День урожая», «День сада», «День птиц», встречи с работниками сельского хозяйства. Евгения Федоровна вместе с учащимися развела вокруг школьного здания фруктово-ягодный сад, посадила множество красивых и ярких цветов, различных деревьев и кустарников. Евгения Федоровна ведет большую общественную работу, является председателем первичной организации общества «Знание» колхоза «Завет Ленина». Среди населения она часто проводит беседы, читает лекции. Без участия сельской учительницы-активистки не проходят ни диспуты, ни вечера вопросов и ответов, ни концерты художественной самодеятельности в местном клубе. За активное участие в общественной жизни села, за хорошую учебно-воспитательную работу среди учащихся Е.Ф. Акулова неоднократно награждалась памятными подарками и Почетными грамотами, в том числе дважды грамотой Министерства просвещения РСФСР и грамотой общества «Знание» РСФСР. 31 октября юбилейного года на всю жизнь запомнится Евгении Федоровне. В этот день, в канун замечательного праздника нашей Родины, в присутствии учащихся, учителей школы и биологов района ей торжественно был вручен значок «Отличник народного образования» за успехи, достигнутые на ниве народного просвещения. Радостно блестят глаза ребят, которые полны гордости за свою любимую учительницу. Семинар окончен. Биологи прощаются с Евгенией Федоровной унося в сердцах чувство глубокой признательности и уважения к опытному и умному педагогу. А у сельской учительницы еще много дел. Главное из них — воспитание детей, людей будущего, которое она сегодня видит прекрасным. В. КОРНИЛОВА, председатель райкома профсоюза учителей» («Знамя», 11 ноября 1967).
«ПАТАКИНО. Вечер, посвященный родоначальнику советской литературы, подготовили учащиеся местной школы. В клубе, где проходил вечер, собрались колхозники, молодежь, сельская интеллигенция. Школьники Таня Галкина, Валерий Варламов, Галя Куприянова и Таня Быкова рассказали о детских и юношеских годах М. Горького, о его дружбе с В.И. Лениным. Зрители с большим вниманием просмотрели инсценировку по рассказу «Старуха Изергиль». Главные роли сыграли Таня Хренова и Саша Козлов. Со сцены прозвучали отрывки из романа «Мать», очерка «В.И. Ленин», поэмы «Человек» и других произведений. Библиотекарь Валентина Ивановна Бычкова сделала обзор литературы е книжной выставки «Жизнь и творчество М. Горького» («Знамя», 4 апреля 1968). ««Встреча трех поколений» — так назвали мы вечер, состоявшийся недавно в школе. Готовиться к нему начали давно: разучивали песни, стихи, посылали пригласительные билеты. Наконец, торжественный день наступил. Внесено пионерское знамя дружины. Торжественно звучит песня «Смело, товарищи, в ногу». С волнением слушали ребята выступления гостей — кавалера ордена Ленина Ивана Павловича Щекунова, персонального пенсионера Василия Ивановича Майорова. Они интересно рассказали о работе первых комсомольцев и пионеров в далекие двадцатые годы, о пламенном ораторе, талантливом организаторе, первом секретаре ячейки РКСМ Николае Буханове и его друзьях-комсомольцах. К этому дню в школу пришло письмо от Ивана Кузьмича Куприянова, нашего односельчанина, одного из первых комсомольцев. Сейчас он работник ЦК КПСС, участвовал в работе пяти съездов партии. Письмо И.К. Куприянова было зачитано на вечере. О сегодняшних днях комсомола, о Ленинском зачете рассказала секретарь комсомольской организации санатория им. IX съезда ВЛКСМ Света Олонова. Всем нам вечер очень понравился. Л. ФОКЕЕВА, секретарь комсомольской организации Патакинской школы» («Знамя», 11 ноября 1971).
«В нашей школе задолго до начала соревнований повесили лозунг: «Все на сдачу норм ГТО!». Во всех классах началась активная подготовка. И вот в первое воскресенье февраля к десяти часам утра все спортсмены собрались на лыжне. Прозвучала команда: «На старт!».. Преодолевая все трудности, ребята стремились как можно быстрее прийти к финишу. На дистанции не все им удавалось: были и падения, и даже сломанные лыжи. Но это не помешало многим достичь хороших результатов. В каждом классе нашлись ребята, которые сдали нормы на «Золотой значок». Особенно отличились на лыжне ученики четвертого класса С. Абрамов и Г. Барышева, пятиклассники С. Теплов и В. Миронов, ученики шестого класса С. Пляцевой и О. Белова, семиклассники С. Сидоров и Е. Кислякова и учащиеся восьмого класса Н. Лесин и Г. Федосеева. Л. ЩЕЛКУНОВА, секретарь комсомольской организации Патакинской восьмилетней школы» («Знамя», 15 февраля 1973). «Попадаешь на урок к такой учительнице, как Евгения Федоровна Акулова (Патакинская восьмилетняя школа), и забываешь обо всем. По долгу службы надо бы записать ход урока, методические приемы учителя. Но не получается. С первых и до последних минут в плену у учительницы. Вместе с ребятами слушаешь, слушаешь, впитываешь рассказ. И уже после урока отмечаешь и творческую обстановку на уроке, и увлеченный труд учащихся, и необыкновенную осведомленность учителя во многих вопросах, далеко выходящих за рамки изучаемого предмета. Из чего слагается вдохновенный труд учителя? Евгения Федоровна задумывается. — Нужно любить детей, работу и свой предмет, интересоваться многим. Ко всему проявлять любопытство, чтобы вырастить ребят любознательными. 24 года тому назад робко входила в класс Патакинской школы выпускница Владимирского учительского института Евгения Федоровна Акулова. Робко... Вроде бы училась в институте хорошо, была старостой курса. Прошла практику. Хвалили. А тут узнала, что класс большой, есть переростки. Подумалось: будет ли дисциплина на уроке, будут ли слушаться? Класс встретил доброжелательной тишиной, которая, говорит А.Ф. Акулова, сохранялась и по сей день. Ребята внимательно слушали новую учительницу и даже помогали вести урок. — Помогали? — Да, например, таким образом, что не замечали, как я волнуюсь, бойко отвечали. Взаимное понимание складывается годами. Ребята уважают Евгению Федоровну именно за ее пристрастное внимание к их судьбам. — Я и на уроке, и на практических занятиях в саду, и во внеурочное время не оставляю без внимания ни одного вопроса ученика или действия. Если сделано хорошо — похвалю, плохо — вместе разберемся, почему так нельзя. Несколько выпусков ребят прошло за эти годы через руки Е.Ф. Акуловой. — Беру 4 или 5 класс и к выпуску восьмого класса мы уже сживаемся, я их всех люблю, как своих родных. Мне они очень дороги и расставаться всегда тяжело. Евгения Федоровна учит ребят понимать природу, быть чуткими к ее капризам, быть ее умным хозяином. К школе ведет аллея. По обеим сторонам ее высятся тополя, березы. Эта аллея посажена учительницей вместе с ребятами в честь 90-летия со дня рождения В.И. Ленина. — Кажется, совсем недавно это было, — вспоминает Евгения Федоровна Акулова, — а смотрите, как разрослась. Здесь же, в саду разбит цветник. Дети ухаживают за георгинами, гладиолусами, астрами... А с ягодных кустарников, плодовых деревьев снимают урожай. Выращивают овощи. Патакинская школа стоит на крутояре над Клязьмой-рекой. Что за прелесть вид от школы на пойму реки, на ее чистые сосновые боры, на зеленые поляны. Среди обилия таких ярких природных красок не может вырасти равнодушный человек. — Евгения Федоровна из года в год ведет кропотливую работу, хорошо подготавливает своих учеников,— рассказывает заведующая районным отделом народного образования Т.В. Воронцова. — Но делает это незаметно, как-то очень скромно. И только когда объявляется, например, смотр, соревнование, конкурс, тогда выявляется, что лучшая подготовка у Е.Ф. Акуловой. В июле этого года во Владимире состоялся областной слет лесоводов и юных любителей природы. От Патакинской школы поехали юный зоолог Лена Кислякова, член «зеленого патруля» Галя Федосеева, юный биолог Сережа Пляцевой. Среди школ районов области патакинцы заняли первое место. Сережа принимал участие затем во Всероссийском слете юных любителей природы, который проходил в Карелии. Гордостью учителя являются ученики. — Мне кажется, у нас хорошие ребята растут, они добрее, чувствительней к природе, жизнерадостней, любознательней. Евгения Федоровна и Михаил Сергеевич Акуловы (муж работает директором школы) вырастили сына и дочь. Сергей работает на заводе и учится в политехническом институте. Вера с отличием закончила Юрьев-Польское художественно-графическое училище, работает в г. Владимире. — Дети выросли, — говорит Е. Ф. Акулова, — сейчас одна цель — направить все силы на то, чтобы наши ученики покидали школу настоящими гражданами, патриотами своей Родины. Своим отношением к работе («работаю по совести») Евгения Федоровна оправдывает высокое назначение. «Отличник народного просвещения». В нашем районе только несколько человек награждены этим значком. Среди них учительница биологии Патакинской восьмилетней школы Евгения Федоровна Акулова. А. МАМУРКОВА» («Знамя», 6 октября 1973).
«ПАМЯТЬ О НЕМ ЖИВА Скоро приблизится 30-летие со дня Победы над фашистской Германией. И чем дальше уходят годы от рубежа, который отделил мир от войны, тем все более величественным представляется нам подвиг людей, спасших народы мира от фашистского порабощения. Среди защитников Родины были и наши односельчане. Много раз бывали юные краеведы нашей школы в семьях, где кто-либо воевал. Беседовали, читали пожелтевшие от времени письма с фронтов. Одно письмо нам особенно дорого. В нем сказано: «Пуля попала молодому офицеру в сердце. Споткнулся он на бегу. Схватился за грудь. Слабеющие пальцы скользили по карману гимнастерки, в котором находился комсомольский билет, обхватил молодыми руками литовскую землю. И не поднялся...». Это пишут боевые товарищи о нашем земляке, жителе Патакина Владимире Парвицком. Перед самой войной закончил он с отличными оценками Патакинскую восьмилетнюю школу, затем Камешковскую школу № 1. Он активно участвовал в общественной жизни школы, рисовал стенгазету, помогал отстающим товарищам, участвовал в конкурсах, проводимых «Пионерской правдой». 14 января 1943 года был призван на военную службу и после окончания пехотного училища в Суздале направлен на фронт. Погиб Владимир в 1944 году во время наступательных боев за освобождение Литвы. Его похоронили на Дялтувском воинском кладбище, в Укмергском районе Литовской ССР. Литовские пионеры ухаживают за его могилой. Отец Владимира — учитель-пенсионер А.П. Парвицкий живет в Патакине. Не раз с волнением слушали ребята его рассказы о сыне, о поездке в Литву и встрече там с литовскими пионерами и комсомольцами. А.П. Парвицкий — почетный пионер нашей школы, а имя его сына с гордостью носит пионерский отряд 5-го класса. В школе есть альбом, где собраны материалы о Владимире Парвицком, имя которого мы никогда не забудем, потому что он погиб ради того, чтобы наша жизнь была счастливой и мирной. Е. АКУЛОВА, учительница Патакинской восьмилетней школы» («Знамя», 7 марта 1974).
«Живет в деревне Патакино Волковойновского сельского Совета учительница Евгения Федоровна Акулова. Здесь, в этой деревне, в местной школе, она начала нелегкий, исключительной важности труд педагога, здесь и проработала до поры, когда можно уходить на заслуженный отдых. 9 декабря 1981 года у Евгении Федоровны юбилей. Всю жизнь на одном месте. Не скучно ли? Нет, нисколько! Трудовой путь пройден с честью, как на одном дыхании. Евгения Федоровна отличалась удивительной активностью. Ни своя семья, ни домашние заботы не были помехой. Да и сейчас она все такая же. Кто отправится с учениками на работу в колхоз? Кто поедет с детьми в дальний город на экскурсию? Кому выступать с беседой в клубе? Кому поручить организацию драмкружка? Все она, все ей, безотказной, жизнерадостной учительнице. Детям с ней легко и просто. И со взрослыми всегда находит общий язык. Впрочем, слово самим взрослым, которые когда-то учились у Евгении Федоровны. «9 декабря исполнится 55 нашей уважаемой и любимой учительнице Евгении Фёдоровне Акуловой. Трудно выразить словами всю благодарность и признательность тому, кто щедро дарил нас своим теплом и знаниями. Каждому из нас Евгения Федоровна отдала частичку своей души. И сейчас мы любим ходить в школу, при всякой возможности стараемся посетить тот большой, светлый дом в саду — дом нашего детства, в котором можно встретить Евгению Федоровну, поговорить с ней, вспомнить прошлое, попросить совета. Наша любимая учительница не только проводила с нами школьную программу по биологии, по истории, она учила нас жизни. Мы, ее питомцы, разлетелись-разъехались во все края необъятной Советской страны. У каждого, конечно же, свои дела, свои заботы. А все равно мы не забываем о любимой учительнице. Столкнешься с какой-нибудь задачей жизненной, с трудностью, невольно думаешь: а как бы поступила в таком случае Евгения Федоровна, что она сказала бы? В знаменательный день юбилея мы желаем Вам, дорогая Евгения Федоровна, всего самого-самого лучшего, успехов в труде (работать Вы, конечно, будете. Вы без этого не можете), здоровья и счастья. Огромное Вам спасибо! Т. МЕШКОВА, работница нефтебазы; Л. ЧУЛКОВ, В. АФАНАСЬЕВ, рабочие; И. АЛАЕЦ, В. ПЕРВУШИН, офицеры Советской Армии; М. ПЕТРОВА, фельдшер Патакинского ФАПа; Н. КУПРИЯНОВА, медсестра санатория имени 9 съезда ВЛКСМ; С. ПЛЯЦЕВОЙ, студент Ивановского мединститута» («Знамя», 5 декабря 1981).
В 1991 году Патакинская школа была закрыта. И, как часто бывает с пустующими зданиями, стала подвергаться нашествию: кому-то из деловых понадобились двери, кому-то оконные рамы. Видя такое положение, областное управление образования, на балансе которого находится здание школы, решило переоборудовать его под детскую туристическо-краеведческую базу. Начальником турбазы назначен Николай Андреевич Балабан. Н.А Балабан – офицер советской армии, летчик с тридцатигодичным стажем. Окончил Московскую академию им. Ленина, университет марксизма-ленинизма. С 1988 года — пенсионер. Патакинская база рассчитана на 60 человек, в отличие же от существующих лагерей отдыха для детей, продолжительность пребывания здесь всего 10 дней. За каждой группой детей в 10-15 человек закрепляются два руководителя, то есть, ни один ребенок не будет обделен вниманием. Организация спортивных, туристических мероприятий возложена на людей, имеющих специальные допуски к работе с детьми по туризму и спорту. Летом в их распоряжении будут предоставлены байдарки, зимой — лыжи, санки... Для детей, особенно мальчиков, это находка. А так как база со спортивно-туристическим уклоном, то у нас имеются и рюкзаки, котелки... Все необходимое снаряжение. Воспитательную работу взял на себя центр христианской культуры. В штате сотрудников-педагогов есть и должность зам. директора по христианству. С помощью американских и итальянских спонсоров приобретена великолепная музыкальная и видеоаппаратура. Обеспеченность канцтоварами полная. План работы базы утвержден начальником управления образования. ...Сегодня, в середине июня, на базе устраняются кое-какие недоделки. И если эти работы не затянутся, в июле в Патакино приедут отдыхать детдомовцы из областного центра под опекой педагогического отряда «Эдельвейс». А вообще турбаза открыта круглогодично для всех, детей области. «Тысячу раз прав был тот, кому в голову пришла идея использовать старое здание школы, закрытой и пустовавшей с 1991 года, в качестве детской оздоровительной базы отдыха. Круглый год принимает она ребятишек со всей области, приезжающих кто на день-два, кто больше, чтобы поправить здоровье, а заодно получить дополнительные знания, которых нет ни в одной школьной программе. А с прошлого года в летнее время детская турбаза перешла на лагерное обслуживание. Владимировна Болобан, начальник лагеря, рассказала нам, что в течение лета — здесь состоялось четыре специализированных смены, каждая под конкретного заказчика. Вначале в Патакине отдыхали ребята, изучавшие христианство, потом слабовидящие дети-инвалиды, для которых разрабатывалась программа отдыха с туристско-краеведческим уклоном. Летом лагерь предоставили ребятам — учащимся профтехучилищ. В начале июня нынешнего около тридцати детей-инвалидов детства впервые получили возможность отдохнуть здесь. Им, чьи физические и умственные возможности ограничены, в лагере сумели создать подходящие условия для общения со сверстниками, прогулок по окрестностям и знакомства с растительным миром. Средства на проведение смены были выделены из бюджета областного центра, родители ребят заплатили за отдых совсем немного. Затем владимирским городским отделом по делам молодежи был организован отдых для «трудных» подростков из неблагополучных семей. Помимо довольно насыщенной программы пребывания в лагере, многие из этих ребят смогли здесь хотя бы на время позабыть о чисто физическом чувстве голода, досыта наесться. 10 дней провели на базе и учащиеся областного промышленно-коммерческого лицея, увезя домой массу самых положительных впечатлений. С 8 и по 17 июля в лагере отдыхали студенты московских и питерских вузов и из Белоруссии. Смена называлась «Братья-славяне» и посвящалась изучению дохристианского периода истории славянства, их обычаев, верований, ремесел. Ирина Гончарова, преподаватель кафедры иностранных языков Московского государственного индустриального университета, с которой мы разговорились, сказала, что всех этих ребят объединила и собрала в лагере любовь к эсперанто — «языку студентов и ученых», на котором они общались друг с другом. Сама Ирина преподает эсперанто, возглавляет клуб любителей языка, а лагерь — это лишь одно из «культурно-массовых» мероприятий в программе деятельности клуба. Что интересно, свое пребывание здесь, дорогу студенты оплатили из собственного кармана. На снимках — как раз запечатлены ребята из этой смены. В общем, жизнь идет в этом лагере — не соскучишься. — Мы считаем, — говорит начальник лагеря В.В. Болобан, — что питание детей, бытовые условия их проживания здесь — вещи хотя и важные, но не главные. Главное — как организован отдых, чем ребята заняты. Поэтому, прежде всего, хороший лагерь — это тот, где каждый день все новое, где нет рутины. Судя по всему, в патакинском лагере рутины сумели избежать. Однако сказать, что живут здесь совсем без проблем, нельзя. Беда та же, что и у всех — отсутствует достаточное финансирование, в связи с чем сотрудникам приходится в буквальном смысле творить чудеса: кормить ребят «с колес», нести хозяйственные расходы по содержанию базы из собственной зарплаты, всеми правдами и неправдами добывать топливо и при этом еще умудряться что-то строить, расширяться и... не унывать. Вот уж, действительно, мы — потрясающая страна, где людям за работу деньги не платят, а они продолжают свое дело делать. Так тяжело, как в нынешнем году, пожалуй, никогда еще детский летний оздоровительный сезон не проходил. И быть может, единственное, что удерживает нас «на плаву» в этом плане — огромный энтузиазм людей, которые не мыслят себя без работы с детьми. О. ПОПОВ, корр. «Знамени» («Знамя», 19 июля 1996).
Село Патакино
|