Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма села Патакино Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 09.11.2020 г.
Настоятель, председатель приходского совета Фридман Владимир Михайлович (с 9 ноября 2020 г.).
Адрес: Камешковский район, село Патакино, Береговая ул., д. 14.
В 1673 г. по многочисленности прихода в Ковалеве была построена особая церковь и освящена во имя Живоначальной Троицы; на эту новую церковь «положено было дани 20 алтын, заезда гривна». В 1696 г. при церкви числилось земли пахотной «по 10 четвертей в поле и сенных покосов на 20 копен и дань была увеличена на 11 алтын 4 деньги». Как долго существовала здесь деревянная церковь, построенная в 1673 г., не известно. В 1824 г. на средства помещика Дмитрия Алексеевича Безобразова (родной брат С.А. Безобразова, построившего церковь в с. Мостцы) начата была постройка каменной церкви; теплый придел в честь св. мучеников Фотия и Аникиты освящен был в том же году. Однако вскоре господин Безобразов разорился, имение сменило владельца, а церковь так и осталась недостроенной. Другой теплый придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен был в 1854 г., главный же холодный храм села Потакино во имя Св. Живоначальной Троицы был освящен в 1863 г. Одновременно с церковью была выстроена каменная колокольня; перестроена она в 1882 г. 3 марта 1865 г. разрешено распространение теплой церкви в с. Ковалеве, на церковную и жертвуемую прихожанами сумму. 1 июня 1867 г. священник села Ковалева Михаил Второвский определен Депутатом. В 1873 г. объявлена признательность Его Высокопреосвященства с выдачей похвального листа церковному старосте с. Ковалева, крестьянину дер. Тереховиц Андрею Петрову Куракину, за усердную и полезную для церкви службу. В 1874 г. в редакции Владимирских Епархиальных Ведомостей от священника с. Ковалева, Михаила Второвского и старосты церковного, крестьянина дер. Тереховиц, Андрея Петрова Куракина поступили деньги: а) в пользу Миссионерского Общества 40 руб.; б) в пользу самарцев 45 руб.,а всего 85 руб.
30 декабря 1877 года в селе Патакино в семье псаломщика Ксенофонта Малинина родился сын Василий Ксенофонтович Малинин - будущий Священномученик.
«ПРОШЕНИЕ поверенного от прихожан Патокинского прихода, церковного старосты крестьянина сельца Кижаны Василия Иванова Епифанова 1888 года, сентября 4-го дня, мы нижеподписавшиеся прихожане села Патокина из разных селений, бывши на приходском нашем собрании, имели суждение о том, что наш приходской храм не достаточен в материальных средствах, а между тем необходимость производить самые неотложные работы. Чтобы восполнить недостатки по церкви в ее расходах, мы предложили открыть в селе Патокине однодневные ярмарки: 24 июня в день рождения Святого Иоанна Предтечи, 22 октября в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери и в неделю о блудном сыне (т.е. за неделю до масленицы) на том основании, что в эти дни, как особо чтимые, бывает у нас в приходе большое стечение народа, могут приезжать и торговцы для продажи и покупки разных продуктов, потребляемых в крестьянском домашнем обиходе; наконец, местные и окрестные крестьяне, в развитии их сельской промышленности и домашней производительности предметами необходимого продовольствия, поощряя себя, более будут заниматься улучшением их хозяйства. Но так как законом не допускается и на временных сельских торжках производить торговлю без платежа и пошлин, то, чтобы торговля не была стеснительною и беспошлинная, мы постановили: ходатайствовать пред Владимирскою уездною управою о разрешении при нашем приходском храме в селе Патокине ежегодно трех однодневных ярмарок. Следуют подписи. Уездная управа со своей стороны препятствий к тому не встречает». «Об учреждении в с. Патакине, Владимирского уезда, 3-х однодневных ярмарок. Поверенный от прихожан Патакинского прихода, церковный староста, крестьянин сельца Кижан Василий Иванов Епифанов ходатайствовал об учреждении в с. Патакине трех однодневных ярмарок: 21-го июня, 22-го октября и за неделю до масленицы; уездная управа, представив просьбу Епифанова на благоусмотрение земского собрания, присовокупила, что она с своей стороны препятствии в тому не имеет. Вследствие чего уездным собранием 27-го октября постановлено: ходатайствовать по сему поводу пред губернским земским собранием. О чем, вследствие отношения Владимирской уездной управы от 9-го ноября за № 3,870, губернская управа имеет честь доложить на благоусмотрение губернского земского собрания, с таким заключением, что, основываясь на ходатайстве уездного земского собрания, губернская управа полагала бы — разрешить учреждение в селе Патакипн 3-х однодневных ярмарок в вышеозначенные дни» (Докл. Влад. губ. земск. упр. 1888 г.).
Престолов в церкви было три: в холодной во имя св. Живоначальной Троицы, в теплой в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Фотия и Аникиты. «Из числа св. икон замечательны: 1) Складень с частицами св. мощей св. муч. Фотия и Аникиты в серебро-позолоченном киоте с следующей надписью внизу: «сiе великое дарованiе Божие милосердие и дарованiе св. многоцелебных мощей великомучеников и чудотворцев Фотия и Аникиты благословил патриарший ризничий Боголеп в Нежине на службе великаго государя ближняго окольничаго воеводу и наместника Юрьева Польскаго Никиту Ивановича Акинфова, а построены сiи св. мощи в сей киоте и поставлены в церкви свят. Живоначальныя Троицы в приделе их великомучеников во веки не отъемлемо в Володимерской его вотчине в селе Троицком Патокине, а по усердию ко святой церкви и теплой вере к сим целебникам вышеозначенной вотчине и села владелец Дмитрий Алексеевич Безобразов во имя сих великомучеников построил каменный придел, то сии части мощей в оный перенесены в 1824 г.». На иконе, в которую вставлены частицы св. мощей, изображены сами в. муч. Фотий и Аникита с молитвой: «Владыко Вседержителю Господи Иисусе Христе Сыне Божий приими молитву рабов твоих, молитв наших не презри и призывающих в славу твою имя наше и почитающих части мощей наших, даруй им на земле милости и болезни их исцели и страсти уврачуй, от бед и напастей и от врагов избави их и небеснаго царствия твоего всех их сподоби по неизреченной своей милости, яко человеколюбец. Аминь». [1] 2) Древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе и резное изображение Спасителя в терновом венце. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1801 г. исповедные росписи с 1826 г. [1] Церкви принадлежал капитал в 3450 руб., пожертвованный генералом Бутурлиным. [1] К 1873 г. к Троицкой церкви села Потакино была приписана Введенская церковь соседнего села Мостцы. В полуверсте от села среди помещичьего поля стояла деревянная часовня, приписанная к Ковалевской церкви. По преданию, здесь была церковь во имя св. Троицы, и часовня называлась в народе Троицкой; в день свят. Троицы бывал сюда крестный ход. Другая часовня находилась в д. Тереховицах; в ней по желанию прихожан в некоторые праздники отправлялось всенощное бдение. Земли при церкви (в кон. XIX века): усадебной 1 дес., пахотной 27 дес. и сенокосной (в общем владении с крестьянами и неудобной) 5 дес. [1] Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание его составляли: проценты с капитала 400 р., доходы от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 700 руб. в год. Дома у причта были собственные, на церковной земле. [1] Приход состоял из села Ковалева и деревень: Куницыной (в 1 ½ вер. от церкви), Высоковой (2 ½ вер.), Тереховиц (6 вер.), Городка (4 вер.), Истоминой (Деревня Истомино, в 3 верстах к северо-востоку от Потакина, входила в Потакинскую вотчину. В этой деревне в середине XIX века находились три ветряные мельницы. В 1904 г. там значилось 270 жителей и 54 двора.), Кижан (2 вер.) и Сусловой (Деревня Суслово в 3 верстах к востоку от Потакино находилась в Потакинской вотчине, но прежде была в приходе села Мостцы. В этой сравнительно небольшой деревне в 1858 г. проживало 72 человека в 9 дворах, а к 1904 г. 65 человек в 18 дворах. Имелась там и своя ветряная мельница. Сегодня Суслово — деревня на дороге Камешково—Новая жизнь.); в них по клировым ведомостям числилось в кон. XIX века 844 души муж. пола и 910 жен. пола. [1]
В приходе имелось земское училище при Патокинском волостном правлении. 2 февраля 1913 г. исполнилось 25 лет службы в уездном земстве учительницы Патокинской школы Евдокии Ефимовны Благонравовой, поступившей 2 февраля 1888 г. В 1914 году ей было выдано в награду за 25 летнюю службу в уездном земстве 180 руб. «Судогодский фабрикант М.П. Голубев предложил Влад. уезд. земству недостроенную им школу в с. Патакине. Средства на достройку школы предложены им же. Новая школа рассчитана на 3 комплекта» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Воскресенье 25-го июня 1917 года).
«Где маслено, тут и поп (с. Патокино, Владим. у.). Не успел приехать в ваше село поп Неудакин, как уже пролез в Патокинскую молочную артель заведывающим, с окладом жалованья — 1 ф. в день сливочного масла, что составляет в год — 9 пудов. Спрашивается, что поп будет делать в праздник — служить в артели или в церкви? Правда говорит «пословица», что «бог невидимо дает, а поп стыда не знает,— своих дерет». В церкви — с блюдца, а в будни — с артели — маслица» («Призыв», 5 декабря 1923). «Вот так батя! (с. Патакино). У нас в селе поп Неудакин самогонку любит больше, чем свою матушку. Не так давно батя обратился к волостному милиционеру т. Феоктистову с просьбой,— нельзя ли, товарищ, погнать разок самогоночки,— сами знаете — престольный праздник не грехи заложить...» («Призыв», 14 декабря 1923). «Вот уже 6 лет революции прошло, а наши мужички не сделали ни шага вперед: живут себе по старине. Вместо того, чтобы общими силам поднимать свое хозяйство и овладеть знаниями, у нас в Патокине по-прежнему только и молятся богу, да попов ублажняют. Так, по постановлению общего собрания, церковному причту решено собрать по 10 руб. с каждого дома деньгами, да массу хлеба, дров и сена. Кроме того, попов зачислили «потомственными гражданами» села, и наделили усадьбой и землей. В неделю укрепления комитетов взаимопомощи, для увеличения натурфонда нужно было собрать по 2 ф. ржи с дома. Так поди ты—руками и ногами замахали. — Где мы, мол, возьмем. Также и со школой: вся худая, развалилась и о ремонте никто и не заикается» («Призыв», 30 октября 1923 года). «Колокола в фонд индустриализации. Больные и сотрудники Патокинского санатория просят прекратить колокольный звон в церкви, которая стоит от санатория лишь в 15 метрах. Ежедневный звон раздражает больных и нарушает их покой. В селе Патокино имеется другая церковь, которая не используется. Можно предложить общине верующих отправлять в ней свои религиозные обряды, не мешая рабочим и служащим поправлять в санатории свое здоровье. 52 подписи» («Призыв», 19 января 1930). 28 июня 1935 г. в Троицкой церкви обнаружилась недостача более чем на 9,7 тысяч рублей. После очень долгих раздумий, 23 апреля 1937 г. верующие пишут во ВЦИК жалобу о том, что недостача случилась из-за ограбления церкви 15 февраля 1933 г., сторожа рядом не было, т.к. сторожка изъята, а поэтому верующие просят сложить недоимку. С апреля по октябрь 1937 г. верующие с. Патакино Ковровского района пишут во ВЦИК несколько жалоб: просят сложить недоимку, вернуть церковную сторожку, которую несколько лет назад сельсовет взял под квартиру, а страховку за нее продолжают платить верующие как за церковное имущество, жаловались на покос сельсоветом травы в церковной ограде (верующие планировали пустить средства от продажи травы на ремонт церкви; попытка жаловаться в райисполком привела только к тому, что там с верующих потребовали марку на 10 рублей), на неправильное определение технического состояния здания церкви. 15 сентября 1937 г. ВЦИК приказывает Ковровскому райисполкому освободить церковную сторожку как незаконно изъятую под квартиру секретарем сельсовета. 27 ноября 1937 г. президиум Ковровского райисполкома постановил вернуть обратно церковную сторожку религиозной общине с. Патакино. Но незадолго до этого, 20 октября 1937 г. священник Троицкой церкви Петр Алексеевич Зяблицкий, инициатор и идейный вдохновитель борьбы верующих за свою церковь, был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы, а потом к расстрелу. Жертвы политических репрессий: БУХАНОВ Николай Иванович, род. 1905, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Партработник. Арестован 14.10.1937. Осужден к расстрелу. ВОЛГИН Алексей Сергеевич, род. 1892, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Плотник. Арестован 28.10.1930. Осужден на 1 год принудительных работ. ВОЛГИН Сергей Иванович, род. 1884, с. Патакино Камешковского р-на. Проживал там же. Маляр. Арестован 28.10.1930. Осужден на 1 год принудительных работ. ЗЯБЛИЦКИЙ Петр Алексеевич, род. 1873, Дмитриевский Погост Ковровского р-на. Проживал с. Мостцы, с. Патакино. Священник. Арестован 28.10.1933. Осужден на срок предварительного заключения. Повторно арестован 20.10.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы, затем к расстрелу. ОРЛОВ Федор Петрович, род. 1896, с. Холуй Ивановской обл. Проживал с. Патакино. Преподаватель. Арестован 27.06.1949. Осужден на поселение. ТЮРИНА (ЛЯДОВА) Глафира Никитична, род. 1913, с. Патакино Камешковского р-на. Проживала там же. Без определенных занятий. Арестована 26.10.1933. Осуждена на 2 года высылки. (Жертвы политических репрессий Камешковского района и г. Камешково).
В советское время Троицкая церковь непосредственно использовалась по всей видимости и как столовая и как актовый зал.
Церковь Троицы Живоначальной в с. Патакино
Роспись сводов церкви Троицы Живоначальной
Воскресенская церковь
В 1656 г. помещиком Иваном Федоровичем Акинфовым в Потакино была выстроена во имя Воскресения Христова деревянная церковь. В 1656 г. патриаршим приказом положено было с этой церкви «дани рубль семь алтынъ 2 деньги, заезда гривна». Воскресенская церковь была построена «усердием прихожан» в 1776 г. на месте Воскресенской церкви XVII—XVIII веков при сельском кладбище. Церковь являлась кладбищенским храмом села Патакино и была приписана к Троицкой каменной церкви. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. Очевидно, эта церковь стояла на месте бывшей в Патокине церкви еще в XVII столетии. В кон. ХIX века по желанию прихожан в некоторые праздничные дни отправлялось здесь богослужение и отпевались покойники. Церковь закрыта в 30-х гг. ХХ в. Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трехчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Деревянная Воскресенская церковь с колокольней
1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры. 1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей. 1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества. См. Суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Село Патакино