Василий Ксенофонтович Малинин (1877 – 1938) – протоиерей, священномученик.
Малинин Василий Ксенофонтович родился 30 декабря 1877 года в селе Патакино Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. Окончил Владимиpскую духовную семинаpию. По окончании Владимирской Духовной семинарии был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле.
Как чуткий и заботливый пастырь о. Василий большое внимание уделял детям. В церковь к нему ходили пионеры-школьники из поселка Новый Быт. Священник благословлял их просфорами, рассказывая школьникам о Боге, Церкви, тяжких мучениях грешников, батюшка интересовался их учебой, жизнью их семей. Зная, в каком мраке безнравственности и злобы пребывает народ, о. Василий, подобно древним исповедникам и просветителям, надеялся через детей, через их чистые сердца привести к Господу и их родителей. Одним из организаторов этих ребят был пионер Коля Ранеткин. К его матери – члену ВКП (б) часто приезжали из воинской части на автомашине, в квартире устраивали пьянство, выгоняя на это время Колю из дома. В конце 1936 г. о священнике начали собирать агентурные сведения. 30 ноября 1936 года группа школьников опять собралась пойти в Церковь, но церковь оказалась закрытой. 1 декабря 1936 года сотрудник местного НКВД, допросив в присутствии учителей школьников, записал: «В Корнильевскую церковь города Переславля ежедневно ходят дети-ученики, проживающие в поселке Новый Быт, в том числе ходят и пионеры, с которыми проводит беседы поп данной церкви Малинин и бывшие монашины.
На беседы в церковь Малинин учеников заманивает разными предлогами – дает им по три просфоры, их смачивает в красном вине, а когда передает, их благословляет. Рассказывает ученикам о религиозных праздниках – Рождестве и Пасхе, показывает икону “мучения грешников”, заманивает учеников ходить на большие праздники в церковь, в особенности в Рождество и Пасху. Малинин говорит, что в эти праздники в церкви бывает очень хорошо. Учеников расспрашивает, кого как зовут, и, узнавши имя, говорит им, когда приходить в церковь на свои именины.
Кроме того, Малинин расспрашивает учеников, чему учат в школе, на Рождество устраивают ли елки; вместе с этим Малинин ученикам наказывает: если будет елка, приходили бы к нему за свечками для елки. Поп Малинин учеников-ребят водит в алтарь, показывая им, что находится в алтаре.
Вместе с Малининым с учениками беседует одна монашина, которая также прислуживает в церкви Корнилия. Бывшая монашина ученикам рассказывает о благоразумном разбойнике и распятии его, учеников призывает ходить в церковь и молиться Богу, а после службы и моления в церкви подходить ко кресту и целовать его.
Организатором ребят, посещающих церковь, является ученик средней школы пионер Коля Ранеткин, который проживает в квартире рядом с церковью. Мать его – член ВКП(б), к которой ездят очень часто из воинской части на автомашине; в квартире устраивают пьянство, а ученика Колю в это время из квартиры выгоняют: он в это время собирает ребят и уходит в церковь.
Кроме того, церковь вместе с вышеуказанными ребятами посещают дошкольники, проживающие в поселке Новый Быт - от 10 до 15 человек.
Вышеуказанная группа учеников-пионеров в данный момент разложилась, пионерские галстуки после прихода домой из школы снимают и между собой договариваются, чтобы галстук не носить, а кто наденет, с того стаскивают. Этим больше всего отличаются пионеры Александров и Ранеткин: если на пионере увидят галстук, над пионером устраивают смех: “Зачем надел собачью радость?”».
18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован и заключен в Ярославскую тюрьму. Из обвинения: "Один из организаторов антисоветской церковно-монархической организации. Собирая сборища духовенства у себя на квартире, вел фашистскую агитацию, выступал с защитой врагов народа, проводил антисоветскую обработку детей и школьников, призывая их не слушаться учителей безбожников, не вступать в пионерские отряды и посещать церковь".
Выяснив, что отец Василий поддерживает отношения с благочинным и священниками, служащими в соседних приходах, и что некоторые из них приезжают к нему исповедоваться, следователь заявил:
– Вы обвиняетесь в том, что состояли членом церковно-монархической организации города Переславля. Признаете себя в этом виновным?
– Нет, не признаю, – ответил священник.
– Следствие располагает данными, что вы вовлекали в церковь детей рабочих, пионеров, и подвергали их там антисоветской обработке. Вы это подтверждаете? – Нет, этого не было. Были случаи посещения церкви школьниками-пионерами в 1936 году, но делали они это самостоятельно.
19 октября 1937 года следствие было закончено, и 28 октября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 года он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. В январе 1938 г. прибыл в Бамлаг. Протоиерей Василий Малинин скончался 10 апреля 1938 года в одном из лагерей Дальнего Востока в лагерном лазарете "от декомпенсированного порока сердца и резкого истощения" и был погребен в безвестной могиле. 11 мая 1989 года был реабилитирован.
Причислен к лику святых новомучеников 17 июля 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Ярославской епархии.
Дни памяти: 10 апреля, 28 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (переходящая).
Источник:
Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».
Тверь. 2006. С. 256-258
Владимирская энциклопедия