Главная
Регистрация
Вход
Пятница
20.10.2017
21:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [687]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [175]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 16
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Эдемское, Камешковский район

Село Эдемское

Эдемское — село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Брызгаловского муниципального образования.
Село расположено в 7 км на юго-запад от центра поселения посёлка Имени Карла Маркса, в 4 км на северо-восток от райцентра Камешково и в 2 км от ж/д станции Новки на линии Владимир — Ковров. «Село Эдемское, при пруде, от уезднаго города (Ковровский уезд) находится в 17 верстах, а отъ губернскаго города в 49 верстах».


Пруд в селе Эдемское

Село Эдемское принадлежало помещику окольничему Никите Ивановичу Акинфову. Род Акинфовых известен с давних пор. Прадед Никиты Ивановича — Петр Чудинов Акинфов — был дмитровским помещиком во времена Ивана Грозного; дед — Федор Петрович — служил воеводой при Борисе Годунове и в годы Смуты; отец — Иван Федорович — состоял при царском дворе в Москве и умер в 1678 году. Сам Никита Иванович начинал службу также при дворе — стольником, затем возвысился до думного дворянина, а около 1689 г. стал окольничим. За многолетнюю верную службу московские государи жаловали Акинфовых поместьями, одним из которых и оказалось Эдемское (другое название — Введенское).
Никита Иванович Акинфов был весьма состоятельным помещиком. Сохранились записи о его богатых вкладах во Владимирский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Сам Никита Иванович Акинфов и его род записаны в Синодике Козьмина монастыря, находившегося в 40 верстах от Владимира.
Акинфовы в дальнейшем потеряли свои связи с Эдемским, хотя в XIX веке они имели поместья сравнительно недалеко — в Шуйском и Владимирском уездах. В 1890-х годах тайный советник Владимир Николаевич Акинфов, дальний родственник окольничего Акинфова, был Владимирским вице-губернатором в Симбирске.
Село Эдемское стояло на старинной дороге из Суздаля в Ярополч, которая проходила и через село Коврово (после — дорога Суздаль — Ковров — Вязники).

В 1859 г. в Эдемском насчитывалось 27 дворов и 244 жителя.
С 1861 г. село стало центром Эдемской волости. Близко от села прошла железная дорога Москва - Нижний Новгород.
Через Эдемское проходил тракт Ковров – Суздаль. В Эдемском находилось этапное помещение для ночлежного пункта препровождаемых арестантов по Ковровскому тракту. В связи с малым количеством арестантов в 1882 году этапный тракт был закрыт.

В Эдемском бывали ярмарки: Ярмарка Всех святых — в 1 Воскресенье после Троицы; ярмарка Дмитриевская — 26 октября. На них свозилось товаров на тысячи рублей.
«Об открытии в селе Эдемском четырех однодневных ярмарок. Владимирская губернская управа, препроводив в Ковровскую уездную управу для доклада уездному земскому собранию прошение церковного старосты с. Эдемского, крестьянина Анисима Шарапанова, об открытии в означенном селении 4-х однодневных ярмарок, — просила уведомить ее о заключении сего собрания для доклада о сем губернскому земскому собранию.
Вследствие сего, представляя вышеуказанное ходатайство на благоусмотрение настоящего очередного земского собрания, уездная управа с своей стороны имеет честь присовокупить, что крестьяне сел. Эдемского, в также деревень Пропастищ, Верещагиной, Григорковой и Сосвовки, как видно из приложенного ими к прошению церковного старосты Шарапанова приговора, ходатайствуют об открытия в сел. Эдемском сверх существующей там, но не утвержденной, ярмарки, собирающейся в 1-е воскресенье после Троицына дня, в день праздника, «Всех Святых», еще 3-х однодневных ярмарок, а именно: в 1-е воскресенье после праздника Крещения Господня, в день «Рождества Пресвятой Богородицы» и 26-го октября — в день «Св. Великомученика Дмитрия Солунского». Принимая однако во внимание, что в ближайших к сел. Эдемскому селениях существует достаточное количество ярмарок: в сел. Горках — 3, в погосте Дмитриевском — 1, в сел. Усолье — 2, в сел. Ряхове — 3, уездная управа находит, что открытие в сел. Эдемском столь большого количества новых ярмарок вовсе не вызывается потребностью в том окрестного населения и может вести лишь к подрыву существующих уже в эти сроки утвержденных ярмарок (7-го января в сел. Ряхове, 30-го января в сел. Горках и 25-го сентября в сел. Усолье). А потому управа полагала бы вполне достаточным назначить в сел. Эдемском лишь 2 ярмарки, совпадающие с днями храмовых праздников, в день «Всѣхъ Святыхъ» и 26-го октября, в день «Великомученика Дмитрія Солунскаго».
О вышеизложенном уездная управа имеет честь доложить на заключение настоящего очередного земского собрания» (Журнал очередного Ковровского уездного Земского Собрания 1892 года).
К 1894 г. население Эдемского значительно выросло и составляло уже 438 человек.
В сер. XIX — нач. XX века село являлось центром Эдемской волости Ковровского уезда. «Эдемское Волостное Правление (Почт. адр. г. Ковров).
Волостной старшина - кр. Яков Авдеевич Авдеев. Писарь - Василий Григорьевич Лебедев.
Волостной Суд. Председатель - кр. Яков Павлович Ястребов. Судьи: кр. Василий Николаевич Графский; Егор Семенович Сычев; Петр Егорович Краснов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Фельдшерский пункт в Эдемском. Фельдшерский пункт в с. Эдемское был переведен из с. Тынцов.
1894 г. «При открытии межъуездных амбулаторий в сс. Павловском и Ряхове управа нашла необходимым, ввиду более равномерного распределения фельдшерских участков, перевести фельдшерские пункты: из сельца Сенина в с. Алачино, а из с. Тынцов в с. Эдемское».
1894 г. «По вопросу об отпуске по 90 руб. вместо 45 для отопления фельдшерских помещений в с. Вознесенье, Эдемском и других вновь открываемых пунктах, собрание постановило: Назначить на этот предмет по 90 руб., вместо 45, и сумму эту ввести в смету на 1895 г.».
1894 г. «По ходатайству крестьян сел. Тынцов, об оставлении в этом селении фельдшерского пункта, переведенного ныне в село Эдемское. Крестьяне села Тынцов Филяндинской волости, приговором от 24-го апреля сего года, постановили ходатайствовать пред Ковровским земским собранием, об оставлении и на будущее время в сел. Танцах фельдшерского пункта, переведенного весной нынешнего года в село Эдемское по случаю открытия в селе Ряхове губернской амбулатории.
Представляя означенный приговор на благоусмотрение собрания, уездная земская управа имеет честь присовокупить, что хотя местоположение села Тынцов действительно должно быть признано более центральным, чем сел. Эдемское, почему в этом селении и был устроен фельдшерский пункт, но с открытием Ряховской амбулатории, гораздо лучше обставленной в медицинском отношении, существование наряду с ней Тынцовского фельдшерского пункта не оправдывало бы своего назначении, так как пункт этот удовлетворял бы почти исключительно потребности одного лишь селения, жители которого и в настоящее время не могут считать себя лишенными медицинской помощи. Ввиду сего уездная управа полагала бы с своей стороны вполне справедливым ходатайство это оставить без удовлетворения».
«По ходатайствам XII губернского съезда врачей. Ознакомясь oт делегатов Ковровского земства с постановкой медицинской помощи населению в Ковровском уезде, бывший в губернской земской управе в мае месяце 1907 года ХII губернский съезд врачей пришел в нижеследующим выводам:
1. Организация врачебной помощи сельскому населению в Ковровском уезде, как это уже и ранее отмечалось, поставлена довольно широко; но все же и в этом отношении есть пробелы в уезде, — так в Эдемском фельдшерском пункте врачебная помощь в сущности значительно удалена от населения и пользование ею населением затруднено. Поэтому съезд врачей усиленно ходатайствует о преобразовании Эдемского фельдшерского пункта во врачебный».
Акушерка приглашена с 3 февраля 1909 года.

1909 г. «С представлением проекта и сметы на постройку Эдемской больницы. В исполнение поручения минувшего очередного уездного земского собрания, управа имеет честь представить на рассмотрение и утверждение настоящего собрания проект и смету на постройку Эдемской больницы. Участок земли в одну десятину под постройку больницы уступлен земству обществом крестьян дер. Верещагиной, Эдемской волости, согласно приговору от 1-го февраля текущего года.
Стоимость всей постройки по смете исчислена в 33092 руб. 50 коп., а именно: 1) амбулатория 3842 руб., 2) больница 7902 р., 3) заразное отделение 3231 руб., 4) дом врача 3608 руб., 5) дом для фельдшерского медицинского персонала 3798 руб., 6) кухня и квартира прислуги 2851 руб., 7) баня и прачечная 3589 р. 50 к., 8) покойницкая и часовня 675 руб., 9) кладовая и сарай 1050 руб., 10) три погреба 1020 руб., 11) две помойных ямы 100 руб. и 12) забор 1426 р., всего 33092 р. 50 к.
На выстройку сразу всех больничных зданий конечно средств не хватит, но собранию известно, что губернское земство при постройке сельских больниц приходит на помощь уездным земствам, ассигнуя на этот предмет по 3000 р. на уезд ежегодно.
Благодаря такой субсидии, при ассигновании известной суммы из уездных средств, Эдемская больница могла бы быть выстроена в течение нескольких лет. В первый год, по мнению управы, следовало бы ограничиться постройкой лишь амбулатории, так как прежние ассигнования губернского земства на Ковровский уезд уже использованы на достройку Великовской больницы, а по смете уездного земства специальной ассигновки на постройку Эдемской больницы не имеется».
Земская Эдемская больница была открыта 8 октября 1912 г., вчерне готов заразный барак, устроен буровой колодец, дающий хорошую воду и для накачивания воды поставлен калорический двигатель.
В 1913 г. на окончательную постройку Эдемской больницы из Губ. Кредита было выделено 5000 руб. С 1 октября 1914 г. фельдшерицей-акушеркой Эдемской больницы была Анастасия Александровна Селецкая. Федор Ежов – служитель Эдемской больницы.
На месте, где в дореволюционное время была основана Эдемская участковая земская больница, после перемещения ее в Камешково на правах районной больницы, на ее месте в больничных зданиях был организован и размещен приют престарелых, летом детский дом и Новкинская МТС, построена ремонтно-тракторная мастерская.


Жилые дома в селе Эдемское

Магазин «Продукты» в с. Эдемское

Памятник жителям села погибшим в ВОВ

В 1940 году село являлось центром Эдемского сельсовета, в дальнейшем вплоть до 2005 года входило в состав Брызгаловского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Численность населения: в 1859 г. – 398 чел.; в 1905 г. – 574 чел.; в 2010 г. – 102 муж. и 131 жен., всего 233 чел.

Церковь Всех Святых


«СЕЙ СВЯТЫЙ ХРАМЪ БОЖIЙ въ честь всехъ святыхъ и св. Димитрiя Солунскаго обновленъ и реставрированъ благодаря великодушиiя и щедрости потомственныхъ почетныхъ гражданъ Василiя Александровича и Никанора Ивановича ДЕРБЕРЕВЫХЪ Сей храмъ ремонтировался при священнике О. Владимiре Iоанновиче Чижове Съ 1905 г. и окнонченъ въ 1912 году».

Существующая в селе каменная церковь с колокольней построена в 1691 году усердием помещика, окольничего Никиты Ивановича Акинфова.
Это был первый каменный храм в Ковровской округе. До этого в тех местах существовал только один каменный храм — и поныне стоящий в Коврове Христорождественский собор.
Объемное построение Эдемской церкви — «восьмерик на четверике» — говорит о влиянии архитектурного стиля нарышкинского (московского) барокко.

Престолов в церкви два: главный – в честь Всех Святых и придельный – во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского.
О построении церкви, о причте, его содержании и о приходе в окладных патриаршего казенного приказа книгах имеется следующая запись:
«199 г. июня въ 20 день по указу святейш. Патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина велено новопостроенной церкви Всехъ Святыхъ да мученика Дмитрия Солунскаго, которые церкви построилъ окольничей Никита Ивановичъ Акинфовъ въ Володимерскомъ уезде въ Боголюбскомъ стану въ селе Едемскомъ, на попа съ причетники дань наложить по сказке человека его Леонтья Богданова съ дворовъ: съ попова, съ дьячкова, съ пономарева, съ просвирницына, съ 10 крестьянскихъ молотчихъ, да съ церковные земли по памяти изъ поместнаго приказу за приписью дьяка Ивана Векентьева 198 г. июня въ 6 день съ 10 чети въ поле, а въ дву по тому жъ, съ сенныхъ покосовъ съ 20 копенъ, да съ церковной же пустовой Воскресенской земли, что въ Заозерье, писана на оброкъ на немъ же Никите Ивановиче съ пашни съ 14 чети въ поле, а въ дву по тому жъ, съ сенныхъ покосовъ съ 20 копенъ по указной статье 29 алт. 5 ден. Заезда гривна, и по тому окладу данныя деньги взять съ 200 года, а церковная Воскресенская земля въ пустовой книге очистить».
Всех-Святской церкви принадлежали здания: деревянная церковная сторожка, построенная близ ограды, и каменная часовня во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, устроенная в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра II 4 апреля 1866 года.
Земли при церкви: усадебной одна десят. 1200 кв. саж., пахотной 26 десятин и под лесом 3 десят. 1080 кв. саж.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание свое причт получал: процентов с церковного капитала 24 р., от земли 60 р. и за требоисправления 810 р., а всего в год 894 р. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Верещагино, Пропастищи, Григорково и Сосновка. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Всех дворов в приходе в кон. XIX века 206, душ мужского пола 751 и женского пола 878 душ.

Эдемское училище, Эдемской волости, в селе Эдемском основано земством в 1878 г., по ходатайству священника Иоанна Чижева. Ближайшие училища: Горковское в 7 вер., Тынцовское и Плесцовское — 12 вер. В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 8, шириной 8, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 113 р. 55 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Чижев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1878 г.; учитель Сергей Якиманский, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1883 г. Попечитель крестьянин Михаил Иванович Кондратьев, пожертвовал книг на 15 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 45 м. и 11 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 13 м. и 6 д. Окончило курс со свидетельствами 8 м. Вновь поступило 14 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 38 м. и 7 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 1, 8 — 9 л. 5, 9 — 10 л. 11, 10 — 11 л. 12, 11 — 12 л. 11, 12 — 13 л. 5. Из учащихся: 11 из с. Эдемского, 14 из д. Верещагиной в 3 вер., 11 со ст. Новки — 2 вер., 3 — д. Новки — 4 вер., 1 — д. Тереховиц — 7 вер., 1 — д. Григоркова — 2 вер. и 2 — д. Пропастищ — 5 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 4 уч., с платою со столом по 5 р. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 3 м. и 1 д., крест. 35 м. и 6 дев. Средства: от земства 280 р., от общества 50 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 5 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с сентября по май. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 4, по арифметике 4. Получили награды 43. Получившие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились до 2-х л. Обозревал училище 1 раз и. д. председателя училищного совета Н. П. Муратов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
В 1889 г. в с. Эдемском жителей обоего пола 2482 душ. «Эдемское училище. Законоучитель – священник села Эдемского Иоанн Тимофеевич Чижов, окончивш. курс духовн. семинарии; в должн. с 9 марта 1878 г. Учитель Владимир Иванович Чижов, студент Владимирской духовной семинарии; в должности с 5-го октября 1887 гада. Учащихся – 36 мальч. и 9 дев. Попечитель - ученый мастер Никита Константинович Ячейкин, в должности с 29-го ноября 1886 г. Помещение наемное, неудобное; квартиры для учителя и ночлежной комнаты для учеников нет. На наем, отопление и прислугу платится учащимися по 1 р. 50 к.» (Журнал очередного Ковровского уездного земского собрания 1889 года).
В 1899 г. «Число учащихся – 106 мальч. и 28 дев. Законоучитель – священник с. Эдемского Иоанн Тимофеевич Чижов. Учитель – Владимир Андреевич Медушевский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии; в должности с 14 февраля 1896 г. Вторая учительница – Анна Андреевна Тихомирова, оконч. курс во Владимирском епархиальном женск. училище; в должности с января 1892 г. Попечитель – потомств. дворянин Виктор Александрович Ложкин, воспитывался во Владимирск. гимназии; в должности с августа 1896 г. Пожертвованы в разное время некоторые хозяйствен. принадлежности. Помещение училища собственное, удобное. На наем прислуги земство расходует 60 р. в год, отопление и другие расходы 140 р.» (Журналы очередного и экстренного Ковровских уездных земских собраний 1899 г.)


Кирпичное двухэтажное здание бывшего народного училища

Здание народного училища построено в 1895-м году Иваном Никаноровичем Дербеневым.
«В 1902 г. учитель земского училища в селе Эдемском обратился в местный училищный совет с ходатайством об открытии при названном училище библиотеки и о разрешении народных чтений, указав при этом на ту надобность, какая ощущается в этих учреждениях в с Эдемском, центральном селении волости, расположенном рядом с значительной фабрикой. Училищный совет почему-то ходатайство о библиотек отклонил, а разрешил лишь устройство чтений, устранив от участия в них в качестве лекторов интеллигентных служащих на фабрике и местного врача, который предполагал вести чтения по медицине» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).
В 1907 г. единогласно 17-ю голосами избран попечитель в Эдемское училище Ф. В. Швецов.
В 1915 г. учительница Эдемского училища Елизавета Цветкова состоит на службе с 1 сентября 1914 г. Семейный состав: отец 60 л., служил сторожем в Эдемском училище с 1909 г., по старости оставил службу; сестра Антонина состоит на службе с 6 октября 1914 г. учительницей Малышевского училища; брат Александр в Ковровском реальном училище получает стипендию 125 руб.; сестра Александра в 3 кл. Ковровской женской гимназии.


Западные ворота ограды Церкви Всех Святых

Во Всесвятской церкви служили священники из рода Эдемских, — они получили эту фамилию по своему приходу.


Церковь Всех Святых. Фото 2-й половины XX века.

Церковный староста Всехсвятского храма с. Эдемского потомственный почетный гражданин Никанор Иванович Дербенев, ревнуя о благолепии дома Божия, возымел желание благоукрасить храм живописью и позолотить в нем оба иконостаса. Хорошо зная неотложную нужду храма, будучи знаком со служащими храма и местным населением, он исходатайствовал разрешение Епархиального начальства, изыскал средства и поручил дело обновления и украшения храма помощнику своему личному почетному гражданину Алексею Ивановичу Самойлову, который, несмотря на множество своих дел по фабрике Бр. Дербеневых, охотно уделял все свободное время на наблюдением за работами в течение всего 1911-го года. Иконописные работы в храме произведены были иконописцем села Боголюбова А.И. Шороховым, который добросовестно украсил весь храм весьма приличной, местами художественной, иконописной работой с орнаментами в византийском стиле. Иконописные работы и позолота иконостасов были окончены, согласно условию, к празднику Св. Пасхи 1912-го года. При виде благоустройства и благолепия храма прихожане с. Эдемского возрадовались, благодаря Бога и своего благодетеля. Но любитель церковного благолепия староста Н.И. Дербенев не остановился на этом. Он пожелал, чтобы освящение храма в с. Эдемском было совершено Высокопреосвященным Архиепископом Николаем, а поэтому настоятель храма о. Владимир Чижов совместно с помощником церковного старосты А.И. Самойловым обратился с просьбой об этом к Владыке. Владыка к общей радости причта, церковного старосты и всех прихожан согласился исполнить просьбу и назначил для освящения 2-е число месяца сентября 1912-го года, о чем особыми объявлениями были оповещены прихожане Всехсвятской церкви села Эдемского и жители местечка Камешкова при фабрике Бр. Дербеневых.
На освящение храма Высокопреосвященный Архиепископ Николай выбыл из города Владимира 1-го числа сентября в 3 ½ часа дня с вечерним пассажирским поездом Моск.-Ниж. жел. дороги и в 4 ½ часа прибыл на станцию «Новки». Жители с. Эдемского и окрестных деревень собрались около храма, ожидая прибытия Владыки. В конце 5-го часа дня торжественный звон возвестил о приближении Владыки к селу Эдемскому. Встреченный местным священником Чижовым со св. крестом и св. водой, Высокопреосвященный Владыка, в сопровождении о. благочинного 2-го округа Ковровского уезда протоиерея Михаила Златоустова, вошел в храм. Местные певчие в это время исполнили «Достойно есть». Затем Владыка тщательно осмотрел сам храм и все нужные для освящения храма вещи, приготовленные на столе, который стоял среди храма, и стал благословлять всех прихожан, которые благоговейно в строгом порядке подходили к Владыке. Благословив всех Владыка дал распоряжение о предстоящем служении и последовал в приготовленную для него в доме священника комнату.
В 6-м часу начался благовест ко всенощному бдению. По первому удару колокола стал собираться в храм народ. В 5 часов 30 минут при торжественном трезвоне Владыка, встреченный на паперти храма духовенством, вошел в храм, приложился к св. кресту и, преподав с амвона архипастырское благословение, при стройном пении архиерейского хора, встал у правого клироса, возле иконы Спасителя и столика, на котором находился дискос со св. мощами, покрытый звездицей и воздухом. Началось всенощное бдение, которое совершал на середине храма местный священник Чижов с диаконом-псаломщиком Иоанном Полетаевым. На литию вышел Владыка в малом святительском облачении; с ним вышли: о. ключарь Владимирского Кафедрального собора протоиерей Владимир Валединский, о. благочинный 2-го округа Ковровского уезда протоиерей Михаил Златоустов, о. Александр Ильинский, священник женского города Владимира монастыря и священник села Чирикова о. Петр Чижов, диакон Капитон Орлов, два иподиакона: Дмитрий Борисовский, Михаил Златоустов и диакон Вознесенской церкви, что в местечке Камешкове, Михаил Зарин. С этими сослужителями Владыка совершил полиелей и всех богомольцев помазал св. елеем. Всенощное бдение закончилось в 10-м часу вечера.
2-го числа рано утром храм начал наполняться прихожанами и богомольцами, прибывшими из местечка Камешкова и других соседних приходов. В 6 часов утра священником о. Вл. Чижовым совершена была ранняя Божественная литургия в придельном храме, а после нее торжественно были перенесены из настоящего храма в придельный св. мощи и поставлены на св. престоле. Священником о. Петром Чижовым совершено было освящение воды.
В 7 ½ часов начался благовест к началу службы. Ровно в 8 часов прибыл в храм Владыка, встреченный духовенством, приложился ко св. кресту и, по прочтении входных молитв и облачении в священные одежды, приступил к освящению престола и храма. Освящение происходило «великим чином», т.е. так, как положено по уставу освящать вновь построенные церкви.
На клиросе все это время продолжалось пение архиерейским хором умилительных псалмов, положенных на великое освящение храмов. Несмотря на громадное стечение народа, в храме соблюдался строгий порядок. После помазания стен алтаря и храма пошел крестный ход, который направился вдоль стен алтаря и вышел на паперть; на главе своей Владыка нес, покрытый звездицей и воздухом, дискос с частицами св. мощей. Когда крестный ход вошел в церковь, чин великого освящения в алтаре продолжался. После второй коленопреклоненной молитвы, прочитанной Владыкой на амвоне к народу, освящение закончилось обычными многолетиями. Окончился чин освящения в 10 часов 50 минут и тут же началось чтение часов перед литургией. В совершении литургии с Владыкой принимали участие выше упомянутые священнослужители, кроме священника Вл. Чижова, совершавшего раннюю литургию. На богомольцев истовое Архиерейской служение со всеми его особенностями, внятное чтение и стройное пение Архиерейского хора, производили такое сильное впечатление, что многие от умиления плакали. Вместо запричастного стиха с благословения и разрешения Владыки священником Вл. Чижовым было произнесено следующее поучение о значении для христианина храма Божия.
«Великое и радостное событие празднуем мы сегодня, бр. христиане; с благословения нашего Архипастыря храм сей благодатию Божией ныне освящен, воздвигнут святой престол и бескровная жертва принесена. Сам Владыка неба и земли, Господь Царь славы, Которому со страхом предстоят небесные силы и вместе с нами невидимо служат ныне, через святительское служение явил на вновь освященном престоле и будет являть за каждой Божественной литургией Пречистое Тело и Кровь Свою. Отныне, бр. христиане, и каменные стены нашего храма, его купол и иконостас, освященные Архиерейским благословением, благолепно украшенные священными изображениями, напоминают нам о неизреченном благолепии обителей небесных, вопиют, громко возвещают нам величие и славу и милость Бога и Спаса нашего, дивного во Святых Своих. Ныне каждый, имеющий очи еже видети, видит здесь исполнение великой тайны воплощения Сына Божия. Перед нами в священных изображениях представлены события земной жизни Господа Спасителя: Его Рождество в пещере города Вифлеема, Его преславное Преображение на горе Фаворе, Вход Его в Иерусалим. Здесь мы видим Иисуса Христа – Отрока, находящегося в храме, посреди учителей, слушающих Его и спрашивающих, которые дивились разуму и ответам Его. Вот Он Сам, исполненный кротости и смирения, ублажает нищих духом, плачущих, гонимых и неложно обещает им Царствие Небесное. Здесь Он благословляет и малых детей, и взрослых, научая нас вере и чистосердию. Здесь мы видим св. крест, который нес безгрешный Страдалец на Голгофу. Обращая взоры горе, мы видим священное изображение Господа Саваофа, Отца Небесного, окруженного Силами Бесплотными, Который незримо промышляет о всех нас с высоты святыя Своея. Перед нами и Матерь Божия, Царица Небесная, молящаяся Сыну за весь род христианский. И куда бы мы ни обратили взор свой, отовсюду со стен святого храма смотрят на нас кротко лики святых Божиих пророков, апостолов, мучеников, праведных… Все эти, ярко-сияющие звезды на небе церковном нашего православного отечества воссияли в своих иконописных изображениях и под сводами украшенного и благоустроенного нашего храма и напоминают нам о делах любви и милосердия Божия к нам грешным, оживляют в нас старание подражать в самой жизни святым, лики которых видим на св. иконах. Все святые вместе с нами и за нас возносят свои теплые молитвы и моления к Престолу Вседержителя… Храм освящен, вознесена молитва о строителях и благотворителях храма, принесена в нем и бескровная жертва о всех и за вся. Место сие, скажу словами Боговидца, есть дом Божий. С каким же расположением духа должны приходить сюда в этот храм, в сей дом Божий и с каким чувством предстоят в нем?!.. Во первых, мы должны приходить в храм с сокрушением духа и смирением сердца. Вспомним евангельскую притчу о двух человеках, вошедших в Церковь помолиться. Отчего в одном и том же храме один получает оправдание, а другой подвергается осуждению?.. От того, что фарисей пришел в храм с самонадеянием и тщеславием, а мытарь с сокрушением и смирением. На кого Господь обращает Свои очи? На боящихся Его, говорит св. царь Давид. К кому приближается? К сокрушенным в сердце, говорит св. пророк Исаия. Кому подает благодать Свою? Смиренным, говорит св. апостол Иаков… Станем же приходить сюда с сознанием ничтожества своего перед Величием Бога, с чувством смирения. Во вторых, мы должны приходить сюда с радостью и весельем. Царь и пророк Давид всякий раз, как слышал зов идти в храм, веселился. «Возвеселихся о рекших мне в дом Господень пойдем». Но пророк веселился, идя в храм ветхозаветный. Сколь же более должны радоваться мы, входя в храм благодати? Здесь Сам Господь есть хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. Аще кто жаждет, взывает здесь Господь к нам, да приидет ко Мне и да пиет. Как должны мы радоваться, когда Господь обещает утешить нас в печали, в скорбях и упокоит от трудов и забот житейских. «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы». Приидите сюда, здесь изобильный приток благодати Моей, здесь Я прихожу в теснейшее общение с верующими в Меня, здесь врачую раны сердечные, здесь питаю алчущих и напояю жаждущих. Приидите ко Мне с радостию и веселием…
Во св. храме мы должны предстоять с благоговением и вниманием к священнодействию, в нем совершаемому. И можно ли не иметь благоговейного чувства в присутствии святых Божиих, которые невидимо восхваляют с нами Господа Вседержителя и ходатайствуют о нас своими теплыми молитвами перед ним?! Можно ли не хранить глубокого внимания, когда прославляется святое имя Божие в псалмах и пениях духовных, возвещаются глаголы живота вечного, вспоминается в священных действиях вся земная жизнь нашего Спасителя, Его подвиги и страдания, смерть и Воскресение?! Нет и рабы не дремлют перед лицом господина своего и подчиненные внемлют словам своих начальников и подданные благоговеют в присутствии царей земных. Как же можем в присутствии Царя Небесного стоять без благоговения и внимания сердца, без страха и трепета? Печально состояние тех, которые стоят здесь с нечистыми мыслями и нечистыми желаниями: не получат они никакого духовного блага. Молятся ли они по видимости? Но Господь не приемлет их молитвы. Смотрят ли они на священнодействие, доходит ли до слуха их Слово Божие? Но они, по слову Христа,- и видяще не видят и слышаще не разумеют. Приближаются к Богу своими устами, но сердце их далеко отстоит от Него… Но от избытка сердца уста могут глаголать многое и многое…
Помолимся Господу, да сохранит храм сей непоколебимым от бури и огня, особенно же от лжемудрования, лжесловесия человеческого. Да будет прославляем в сем храме Бог отныне и до века. Да будет призываемо Его Пресвятое имя чистым сердцем и чистыми уста на сем месте из рода в род… Да благословит Господь Милосердный тех, которые, не жалея своих средств, обновили и украсили сей храм и которые содействовали св. делу своими советами и трудами. Да благословит Господь тех, которые будут предстоять у престола Божия и испрашивать людям милости и благословения Божии, и всех тех, которые будут с благоговением приходить сюда и с верой молиться Отцу Нашему Небесному, Которым мы живем, движемся и Которому подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и во веки веков. Аминь».
По окончании литургии Владыка сказал слово, в основании которого была положена притча о талантах, чтенная на Божественной литургии, и разъяснил, что все те люди, которые употребляют дары, Богом данные, на пользу ближним и во славу Божию, получат достойное своей благочестивой жизни мздовоздаяние.
При этом Владыкой разрешено было прихожанам Всехсвятской церкви поднести нарочито приобретенные ими святые иконы: одну – церковному старосте Никанору Ивановичу Дербеневу, а другую – помощнику церковного старосты А.И. Самойлову с адресами тому и другому.
Затем был отслужен Владыкой со служащими молебен Пресвятой Троице, Пресвятой Богородице, Св. Димитрию Солунскому и Всем Святым. По окончании которого Владыка благословлял народ. Богослужение окончилось довольно поздно – во 2-м часу дня, но продолжительность службы, как оказалось, не была в тягость для богомольцев, которые, выходя из церкви, во всеуслышание высказывали свое удовольствие по поводу виденного ими торжественного богослужения. Из храма Владыка, все сослужившие с ним и приглашенные почетные гости прошли в двухэтажное здание народного училища, где радушным храмоукрасителем был предложен чай и закуска. Благословив трапезу в училище, Владыка прибыл в дом священника, где также дорогому гостю был предложен чай и закуска. В 3 часа дня Его Высокопреосвященство, весьма душевно распростившись с настоятелем и его семейством, семейством, с церковным старостой Н.И. Дербеневым и помощником А.И. Самойловым, а также с собравшимися проводить Его Высокопреосвященство прихожанами и преподал всем архипастырское благословение, с миром при торжественном звоне отправился в соседнюю Владимирскую женскую общину (3 версты) и здесь 3-го сентября освящал новосозданный в честь Рождества Богородицы храм и в нем совершал Божественную литургию, а вечером того дня возвратился во Владимир.

16 сентября 1916 г. диакон псаломщик с. Эдемского Полетаев согласно прошению перемещен к Сретенской церкви г. Владимира.
Со второй половины ХIХ века в храме служили иереи рода Чижовых. А именно, Чижов Иван Владимирович (его имя упомянуто на памятной доске храма), умер в 1912 г., спасая людей от холеры.
22-го апреля 1858 года у диакона села Эдемского Ивана Чижова родился сын - Яков Иванович Чижов (помощник смотрителя Угличского духовного училища).
Потом приход перешел сыну Ивана Чижова, Сергею Ивановичу Чижову, который сгинул на Соловках в 1922 г. Больше в этом роду священников не было...
1919-1920 гг. в Успенском соборе г. Владимира после литургии большой популярностью пользовались проповеди священнослужителей Владимирской епархии. В их числе был иеромонах Серафим (Якубович). В местной прессе появляются нападки на яркого проповедника. Заведующий губернским отделом юстиции Г.К. Туркин вызвал иеромонаха Серафима на диспут. Не будучи уверены в благополучном для большевика исходе публичного диспута, атеистические власти решили арестовать отца Серафима и под предлогом попытки к бегству расстрелять. Вовремя скрывшийся иеромонах Серафим в последующем 13 лет жил на нелегальном положении. В 1931 г. вокруг о. Серафима в с. Эдемское собралась часть дивеевских монахинь, регулярно совершавших здесь службы по монастырскому уставу. Село Эдемское - последнее прибежище саровского иеромонаха Исаакия (Новикова) и нескольких дивеевских сестёр.
Иеромонаха Серафима приговоренного в 1934 г. к десяти годам заключения, в 1938 г. расстреляли в Кемеровской области.
В 1930-х годах настоятелем храма Всех Святых в с. Эдемское был о. Сергей Александрович Смирнов (1874-1937).
В XX-м столетии, во Всесвятском храме Эдемского служили протоиерей Николай Любимов, протоиерей Михаил Косико, священник Николай Вознесенский, священник Анатолий Дмитриев.
В 1970-1979 гг. Владимирская епархия насчитывала 51 приход. Для управления территорию Владимирской епархии разделили на 4 благочиния - Владимирское, Эдемское, Киржачское и Муромское. При этом Успенский кафедральный собор во Владимире являлся самостоятельной единицей и в состав благочиний не входил.
С 1971 по 1992 гг. служил в этом храме митрофорный протоиерей Евангел Прохорович Бойчук, благочинный Эдемского округа. Именно неустанными заботами отца Евангела храм села Эдемского получил нынешний прекрасный вид. Вызолоченные кресты и купола, двухцветность бело-голубых стен церкви и колокольни, — это сочетание золотого, белого и голубого цветов вызывает ощущение праздничности и приподнятости.


Южные ворота ограды Церкви Всех Святых

К началу 1990-х гг. храм села Эдемского, по признанию управляющего Владимирской епархией, содержался в самом лучшем состоянии среди сельских приходских храмов епархии, несмотря на свой почтенный трехсотлетний возраст.

Деревянное Распятие в селе Эдемское

Накануне престольного праздника - 320-летия Всехсвятской церкви в селе Эдемское приводили в порядок территорию возле храма - приводили в порядок старые деревья на сельском кладбище. И вот когда они рубили одно из них, в стволе столетней липы показался лик Спасителя.
"Был такой восторг, когда мы раскрыли это дерево, как некий диптих, как некую икону. Вот знаете, триптих есть - три половинки одной иконы. А здесь диптих - вот две половинки иконы", - рассказывает настоятель храма Всех Святых Отец Павел.
Распятие с фигуркой Христа, словно сросшееся со стволом дерева, установлено у алтаря храма. Образ водрузили на подиум, покрытый красным бархатом. Поклониться ему в храм с каждым днeм приходят всe больше верующих.
Иначе как чудом явление этого образа не называет и настоятель храма отец Павел. Распятие хранила в себя вековая липа.
Судя по возрасту дерева, фигурку Спасителя оно скрывало не менее ста лет. Так полагают в приходе.
"Это похоже на распятие, которое было на кресте. Возможно, оно деформировалось в процессе какого-то ремонта или что-то там случилось. Видимо, какой-то человек не хотел, чтобы попиралось это распятие, и на молодое деревце повесили это. И оно вместе с деревом взросло. Но это было больше ста лет назад, если не 150", - говорит супруга настоятеля храма матушка Наталья.


Деревянное Распятие в Церкви Всех Святых села Эдемское


Иконостас Церкви Всех Святых села Эдемское


Пос. Новки
Город Камешково.
Камешковский район.
Церковь Дмитрия Солунского, Дмитриевский погост.
Владимирская женская община, пос. Придорожный.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Камешково | Добавил: Jupiter (28.09.2015)
Просмотров: 2216 | Теги: Церковь, Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика