Николай Петрович Скороспелов - сын священника села Щукова (Благовещенский погост — тож), Суздальского уезда — родился в 1852 году и прошел обычную духовную школу. По окончании семинарского курса (в 1874 году), Николай Петрович тотчас же поступил в Казанскую духовную академию. По собственному его признанию, высшее заведение с детства было предметом его любимых мечтаний и за все время ученья в духовном училище и семинарии неудержимо влекло и манило его к себе. И мечтам его суждено было осуществиться: Казанская академия радушно отворила свои двери любознательному юноше, и он благополучно кончил здесь курс. Это было в 1878 году.
В самостоятельную жизнь молодой кандидат академии вступил очень скоро, и она пошла не проторенной, обычной для большинства кандидатов академии, тропой: осенью того же 1878 года, 16-го августа, Николай Петрович получает назначение в Починки, Нижегородской губ., на трудную и ответственную должность смотрителя духовного училища. С этого времени и начинается его кипучая деятельность. Не продолжительно было пребывание его в Починках: всего три года прослужил здесь Николай Петрович; но и за этот весьма короткий срок он сумел заслужить одобрение своей деятельности со стороны начальства и оставить добрую память по себе в среде Починковского духовенства и своих подчиненных.
В сентябре 1881 года, за смертью В.В. Поспелова, в Шуйском духовном училище оказалось вакантным место смотрителя, и Николай Петрович, согласно прошению, 17-го декабря 1881 года был перемещен из Починок в Шую.
В 1884 г. открыто общество вспомоществования бедным ученикам Шуйского духовного Училища.
Закладка при Шуйском духовном Училище церкви 6 июля 1884 г.
В лице нового смотрителя Шуйское училище встретило человека инициативы и необыкновенно энергичного. За 3-летнюю службу в Починках он приобрел достаточный педагогический и хозяйственный опыт и на новом месте служения со всем жаром молодой души отдался деятельности на пользу вверенного ему училища. А работы было очень много: училище требовало и внешнего, и внутреннего благоустройства, и он работал неутомимо, ставя службу выше своего здоровья, всегда участвуя в ней всеми своими лучшими свойствами ума, трудолюбия, внимания и распорядительности. И Шуйское училище, за время его управления им, изменилось до неузнаваемости: своим благоустройством во всех частях своих оно обращает на себя внимание не только духовного начальства, в глазах которого оно пользуется репутацией одного из лучших училищ епархии, но даже и лиц посторонних, совсем неприкосновенных к духовным заведениям и обыкновенно весьма мало интересующихся ими. Именитые граждане Шуи в самых лестных выражениях отзывались о всем строе училищной жизни, с уважением говорили об администраторских талантах и почтенной деятельности Николая Петровича и вообще очень симпатично относились к духовному училищу.
25-го января 1901 года при Шуйском духовном училище состоялось торжество освящения училищного храма во имя преподобного Феодора Трихины.
Отмеченная печатью редкой энергии, педагогического опыта и такта, деятельность Николая Петровича не могла, конечно, остаться без достойного вознаграждения со стороны высшего начальства: Н.П. имел несколько орденов, до ордена св. Анны 2 степ. (Император, вследствие засвидетельствования Обер-Прокурора Святейшего Синода об отлично-усердной службе и особых трудах лиц, служащих по ведомству Православного Исповедания, к 6 мая 1903 г. — высокоторжественному дню Рождения Его Императорского Величества, пожаловал орден Св. Анны 2-й степени статскому советнику, смотрителю Шуйского духовного училища Николаю Скороспелову.) включительно. Что касается окружного духовенства, то оно давно с благодарностью взирало на неутомимые труды и заботы Николая Петровича о вверенном ему училище и чуть не каждый год (в 93, 94, 95, 96 и 99 гг.), в лице своих уполномоченных, на съездах выражало ему за это искреннейшую свою признательность.
25 летний юбилей духовно-училищной службы смотрителя Шуйского духовного училища Николая Петровича Скороспелова
Однообразно идет жизнь в училище: вчера — как сегодня, сегодня — как завтра, и кругом такая обыкновенная, будничная обстановка... И так целый год, несколько лет, в одних и тех же условиях, жизнь питомцев идет своим чередом и незаметно уносит их своим ровным течением. Редко, редко нарушается это обычное течение: событий, способных смягчить и оживить бедную впечатлениями жизнь учебного заведения, нужно ждать не год, не два, а десятки лет. Но зато что-нибудь выдающееся, выходящее из ряда обыкновенного течения, способно до самого дна всколыхнуть доселе спокойную, трудовую училищную жизнь и произвести глубокое, неизгладимое впечатление на всех членов ее. Таким выдающимся событием в начале нынешнего учебного года в Шуйском духовном училище было юбилейное чествование смотрителя училища Николая Петровича Скороспелова, по случаю исполнившегося 25-летия его духовно-училищной службы.
25-летний юбилей его дал повод всем, — и духовенству, и учащим, и учащимся, и даже лицам посторонним — почитателям его, — объединиться, чтобы почтить его дружным, единодушным чествованием и тем показать ему, что высоко ценят его деятельность. Вопрос о чествовании Николая Петровича, по случаю 25-летия его службы, был поднят прежде всего духовенством на съезде, бывшем 21 января 1903 года; тогда, вследствие словесного предложения председателя съезда, Иваново-Вознесенского о. протоиерея Иоанна Петровича Сокольского, постановлено было почтить юбиляра поднесением ему адреса и свят. иконы, на каковой предмет собрать с окружного духовенства, путем добровольной подписки, надлежащую сумму. Постановление это было утверждено Его Высокопреосвященством. Вскоре и в среде учительской корпорации заговорили о предстоящем юбилее своего начальника, и вместе с членами Правления решено было поднести юбиляру также адрес и икону, а празднование юбилея — перенести с 15 августа — дня определения Николая Петровича на должность смотрителя в Починковское духовное училище — на 16-е сентября — ко времени фактического вступления его в должность: в это время обыкновенно ученики уже в сборе и, следовательно, никто из них не мог лишиться удовольствия участвовать в училищном торжестве, да и духовенство более свободно в это время, чем в августе. Был выработан в общих чертах и проект чествования, — с не учебным днем 16-го сентября, — который без изменений получил утверждение Его Высокопреосвященства и затем сообщен был председателю бывшего съезда. С официальной стороны дело было покончено; теперь устроителям и распорядителям торжества оставалось сделать самое главное, самое существенное: придать чествованию юбиляра более торжественности и внушительности, чего искренно желали и о чем немало хлопотали представители и духовенства, и учительской корпорации. И кажется, было сделано все, что возможно было сделать. За время летних каникул со стороны учителей к 16-му сентября было подготовлено все, что проектировано. Задача устроителей торжества была значительно облегчена деятельным участием в нем некоторых членов Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Шуйского духовного училища, каковы: потомственные почетные граждане города Шуи Василий Васильевич Рубачев — почетный блюститель училища, Михаил Васильевич Рубачев, С.А. Щеколдин — городской голова, Н.А. Щеколдин, И.И. Попов, врачи А.К. Звездин и А.П. Назаретский и уважаемое купечество: Ф.И. Гундобин (ктитор училищной церкви), А.С. Романов, В.Х. Пророков, — во главе с председателем Правления Общества, Шуйским предводителем дворянства Николаем Александровичем Порошиным, который с давних пор очень сочувственно относится к Шуйскому духовному училищу. Все они, пользуясь представившимся случаем, выражали свое уважение к деятельности Николая Петровича и с большой готовностью приняли участие в устройстве в честь его торжества, а некоторые из них прямо таки благодарили устроителей праздника, что поставили их в известность относительно юбилея: иначе они могли бы и не узнать о нем, чем были бы очень огорчены. В начале августа и духовенство закончило свои приготовления к юбилею.
В ½ 6 часа началось всенощное бдение. Полное освещение, прекрасное пение, в котором пожелали принять участие и бывшие ученики юбиляра, лития и величание, на которые выходило почти все градское духовенство, с соборным о. протоиереем Е.И. Правдиным во главе, и Иваново-Вознесенский о. протоиерей И.П. Сокольский, — все содействовало торжественности Богослужения. На следующий день обещал быть более торжественным, и потому все ожидали его с понятным нетерпением и волнением. На Божественную Литургию, которая началась в этот день в ½ 9 совершалась соборне (4 о. протоиерея и один иерей) и с обычной в этих случаях торжественностью, явились и члены Общества — почтенные граждане гор. Шуи. Чествование юбиляра началось после заамвонной молитвы словом члена Правления духовного училища, о. протоиерея Василия Евфимиевича Несмеянова. Глубоко задуманное и остроумно примененное к училищному торжеству, оно вполне заслуживает того, чтобы привести его полностью.
В основание своего слова о. протоиерей положил текст из 1-го посл. к Коринф., 9 гл. 24 — 26 ст.: «Не весте ли, яко текущии на позорищи — вcu убо текут, един же приемлет почесть; аз убо тако теку, не яко безвестно, тако подвизаюся, не яко воздух бияй: тако тецыте, да постигнете».
Желая расположить Коринфских христиан к подвигам веры и праведной жизни надеждою почестей и венцов небесных, святый апостол Павел прибегает к сравнению таковых подвижников с современными ему гимнастами, которые, в известных случаях, конкурируя с другими в выносливости, ловкости и быстроте бега, в случае достижения цели ранее сих последних увенчивались лавровыми венками, как победители на войне, и тогда как из всех участвовавших в бегах одному доставалась эта честь, все прочие, по слову Апостола, только напрасно воздух били ускоренным своим бегом. Если же все таковые, по слову апостольскому, такой труд и напряжение сил, предваренное при том, по обычаю гимнастов, строгим и довольно продолжительным воздержанием, предпринимали для того, чтобы добиться венка тленного, то не тем ли более следует приложить христианам старание о преуспеянии в подвигах благочестия, чтобы получить за эти подвиги венец нетленный и, при том, не одному из состязающихся на поприще благочестия, но каждому, по мере духовных сил и дарований, по мере преуспеяния в добрых делах. Тако тецыте, да постигнете. Вместе с тем Апостол указывает на живой и наглядный пример такого духовного течения или стремления к наследию венца небесного в своем собственном лице. Я именно так теку, как вам не безызвестно, и так преуспеваю в подвиге, с верным расчетом на воздаяние, а не яко же воздух бияй, или как говорит он в другом месте: подвигом добрым подвизахся... прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он... Вот буквальный смысл вышеприведенных слов апостольских.
Но я нахожу их вполне применимыми и ко всякого рода труду, ко всякой деятельности частной или общественной, среди которой протекает наша жизнь, с надеждой на получение от сего труда и от сей деятельности соответственных плодов. Они применимы к ученикам сего учебного заведения труждающимся в усвоении полезных учений соответственно своему будущему назначению - послужить церкви Божией и пользам ближних тем даром, каким кого наделил Господь; применимы к наставникам и воспитателям в отправления их служебных обязанностей в деле учения и воспитания учащихся; приложимы они и к самому виновнику настоящего юбилейного праздника достопочтенному начальнику сего училища, четверть века подвизающемуся в порученном ему начальственно-воспитательном деле. Рассмотрим несколько подробнее все эти отношения.
Что такое учебная жизнь отроков и юношей, как не гимнастическая арена, на которой упражняются, развиваются и крепнут их не физические, но умственно-духовные силы, что такое весь воспитательный процесс, вся школьная дисциплина, как по воспитание сердца и воли для правильной, честной, нравственной и целесообразной деятельности, по окончании периода сего воспитания, когда труженики учения, соревнуя друг другу в успехах его усвоения, совершают своего рода бег-курс (cur- sum), чтобы по окончании сего курса получить если не лавровый венок подобно гимнастам, то приятную похвалу и соответственное оказанным успехам общественное положение. Конечно, и на этом поприще не все одинаково успешно достигают предположенной цели, как не все владеют одинаковыми способностями и прилежанием к усвоению наук, но все же достигают многие. Каждый курс дает не одного победителя заслуживающего наградного венка, но и нескольких. Мало ли из учеников — подвижников и сего нашего учебного заведения, успешно окончивших свой курс, заняли впоследствии высокое положение или в служении церкви Божией, даже в высших иерархических степенях, или на учебной и государственной службе. На далекие примеры нет надобности и указывать; живым примером с отличным успехом пройденного курса могут служить для вас, дети, ваши наставники, имея во главе досточтимого юбиляра — вашего начальника. Все они подобно вам прошли тем же путем, не смотря на большие у многих затруднения и препятствия к свободному прохождению курса, чем какие имеются у большинства из вас в настоящее время, и несмотря на это каждый из них прошел свой курс не яко воздух бияй; тако и вы тецыте, да постигнете.
И вы почтенные педагоги, с успехом совершив долгий путь своего учения, вооруженные знанием, вступили сами на поприще учительства. И каждый из вас благодушно, с любовию к принятой на себя обязанности совершая свое течение, одобряет себя в нелегком подвиге учительства и воспитания детей не ожиданием лаврового или какого-либо материального венка, но радостным сознанием приносимой пользы тем служением, выше которого и нет среди человеческих служений, потому что оно касается того, что всего на свете дороже, именно человеческой души, ее воспитания и притом воспитания таких душ, которые должны впоследствии стать орудием Божия промышления в деле созидания вечного спасения чад святой церкви. Некоторые из вас по времени и достоинству служения недалеки от торжественного признания заслуг подобного настоящему. Некоторые в своем служебном течении, достигнув предельного столба, несомненно вместе с тем достигнут и такого же признания своих заслуг; главным же образом, в совести своей и любви учеников, будут иметь удостоверение в благоуспешности своего служебного течения и находить лучшую себе награду в сознании исполненного долга, в сознании, что каждый из них действительно приносит пользу служением своим, а не яко же воздух бияй. Но речь об учениках и наставниках, в настоящем случае хотя и не излишни, имеет значение только косвенное, — второстепенное. Так как в настоящие минуты и внимание, и молитвенные чувства всех здесь присутствующих обращены на виновника настоящего юбилейного торжества — начальника сего учебного заведения Николая Петровича, то он по преимуществу и должен быть предметом речи и проповедника. В таком случае мне приходится свидетельствовать, что взятые мной в основу сего слова Апостола к нему имеют полнейшее приложение. После первоначального, неподлежащего нашему наблюдению периода воспитания в дому родительском, он вступил, как и все воспитывающиеся здесь дети, в духовную школу, и мне довелось быть свидетелем первых успешных шагов живого, впечатлительного и прилежного к делу мальчика. При таких добрых задатках и природного характера и домашним воспитанием подготовленного настроения способный мальчик рос и с отличным успехом прошел все периоды своего школьного учения и воспитания и в конце концов, как один из лучших воспитанников академии, определен был сразу на начальственную училищную должность, в которой и состоит он целые двадцать пять лет. Очевидно, что и на этом предварительном и подготовительном к будущему служению поприще школьного учения, он курсировал так успешно, что один в числе немногих выиграл свой первый приз. А теперь через 25 лет после вступления его на новое, самостоятельное и при том начальственное поприще служения, теперь, когда, можно сказать, подводятся итоги всей прошедшей его деятельности, когда обозреваются нерукотворенные памятники его трудов и дарований, оставленные им на пройденном пути, то не имеет ли право и юбиляр наш сказать подобно Апостолу: «аз убо тако теку, не яко безвестно; тако подвизаюся, не яко воздух бияй». Все здесь делается предусмотрительно — расчетливо, твердо, отчетливо и целесообразно, во всем видно единство, твердая, установившаяся система и учения, и воспитания, видно, что бразды управления и направления учебного заведения находятся в одних крепких руках, что кораблем этим правит искусный, неусыпный, твердый разумом и волею кормчий. Всякий, побывавший в этом заведении и осмотревший все его постройки снаружи и внутри, не преминет сказать, судя по одному их внешнему виду и содержанию, что оно находится в заботливых руках. И всем этим и внутренним, и внешним благоустройством училище обязано своему энергичному начальнику. Не перечисляю благотворных дел его для пользы и благоустройства училища в частности. Рельефно они изображены в имеющем быть сейчас прочитанным адресе юбиляру от училищной корпорации. Мне пора заключить мое слово и заключаю его словами в начале приведенного мною апостольского наставления: «тако и вы все тецыте, да постигнете». И еще: молим вы, братие, знайте труждающихся у вас, и настоятелей наших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за, дело их (Солун. V, 12 — 13)».
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1903 г.).
3-го января 1909 г. в гор. Шуе скончался бывший Смотритель Шуйского духовного училища Николай Петрович Скороспелов. Шуйскому училищу он отдал все свои лучшия силы и энергию. Благодаря его неусыпным трудам и педагогической опытности, Шуйское училище достигло высокой степени благоустройства и является одним из лучших училищ епархии. Но эти труды преждевременно расстроили его здоровье, обрекли на тяжелую болезнь и рано свели в могилу. Службу при училище оставил еще в августе 1908 года.
18 января 1909 г. на собрании Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Шуйского духовного училища, после молебна и поминовения усопших членов Общества, по предложению председателя собрания, была почтена вставанием память скончавшегося 3-го января 1909 года основателя Общества, смотрителя училища Николая Петровича Скороспелова…
Шуйское духовное училище Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимиро-Суздальская епархия.