Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Закладка при Шуйском духовном Училище церкви 6 июля 1884 года.

Двукратное посещение гор. Шуи Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским

Посещение города Шуи Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским 16-го сентября 1880 года. Освещение нового дома Шуйского духовного училища.

В июле месяце 1884 года гор. Шуя имела счастье видеть у себя своего Архипастыря. Первый раз Высокопреосвященнейший Феогност посетил ее 5-го июля и пробыл в ней до 4-х часов вечера следующего дня. Целью этого посещения Владыки было обозрение им Шуйских церквей и ревизия самого духовенства. В 4 часа вечера, 5-го июля, раздался на соборной колокольне в большой колокол звон, возвещавший Шуйским жителям о скором прибытии Владыки. По первому удару колокола все городское духовенство собралось в собор (Шуйский Воскресенский собор); большими толпами спешили туда и Шуйские граждане, чтобы встретить там Архипастыря и принять от него его святительское благословение. Скоро собор наполнился почитателями Архипастыря из всех сословий, с нетерпением ожидавшими его прибытия. Ровно в 5 часов вечера торжественный звон во все колокола дал им знать, что Архипастырь — близко. И действительно через несколько минут прискакал к собору верховой урядник; за ним быстро подъехали: тройка с исправником и становым приставом и пролетки с гражданами, выезжавшими встретить Владыку за город, вскоре показалась и карета, запряженная четверкой лошадей, в которой сидел Высокопреосвященный Феогност. В это время все духовенство, в лучших своих облачениях, стояло уже у подъезда соборного: настоятель собора держал на серебряном блюде св. крест, один из священников — чашу со св. водою, диаконы имели в руках кадила, псаломщики — вызолоченные подсвечники со свечами. Быстро карета подкатила к соборному подъезду; мигом соскочивший с козел кареты келейник Высокопреосвященного отворил дверцы ее и тогда — пред взорами всех предстал высокий и священный Гость Шуйский, минуты были трогательно-торжественные, все с благоговением и любовью смотрели на доброе и симпатичное лицо своего Архипастыря — труженика, проехавшего по епархии уже несколько сот верст. Приложившись к св. Кресту, и окропив себя святою водою, Святитель, предшествуемый духовенством, вступил в собор, при стройном пении певчими: «Достойно есть»... Приложившись в алтаре к св. престолу и в иконостасе — к иконе Спасителя и к чудотворной Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери, он благословил духовенство и народ, принял от настоятеля собора св. крест и, обратясь с ним к народу, начал говорить свое пастырское наставление о том, как мы должны веровать в Бога и жить по вере. Плавно из уст его лилась назидательная речь; длилась она не малое время и на внимательных слушателей произвела впечатление. По окончании речи и после обычной эктении и многолетий, Архипастырь, давши духовенству приложиться ко Кресту, вошел в алтарь, куда за ним последовало и духовенство. Поздоровавшись с ним и благословив каждого из его членов, он отпустил каждый причт в свою церковь, оставшись с одним соборным духовенством. Рассматривал здесь церковные документы, проповеди священников, ризницу и весь храм, делая, где было нужно, указания и чисто отеческие наставления. Окончив ревизию собора, Владыка направился к выходу, где ожидала его большая толпа народа, желавшая принять от него благословение. Долго благословлял он каждого и, несмотря на естественное утомление, так как с раннего утра был в служебной поездке, не поехал в приготовленную для него квартиру, чтобы отдохнуть там хоть несколько минут, а прямо из собора отправился обозревать другие церкви, каковое обозрение, и то нескольких только церквей, окончил уже в 10 часов вечера. В это только время он прибыл в дом соборного старосты, Шуйского купца Ивана Мартиниановича Турушина, который с истинно русским радушием приготовил для Владыки в своем доме удобное и покойное помещение.

Закладка при Шуйском духовном Училище церкви

На другой день, 6-го июля, в 5 часов утра Владыка был уже на ногах. Отслушав в соборе раннюю литургию и посетив на несколько минут дом соборного протоиерея, он отправился обозревать церкви, которые, за поздним временем, не успел обозреть накануне, назначив временем закладки храма при духовном Училище 11-й час дня.
Здесь мы прерываем нить последовательного рассказа, чтобы объяснить наперед: каким образом, когда и кому пришла на ум святая мысль устроить церковь при Училище. Первая мысль об устройстве ее всецело принадлежит нашему Архипастырю. Еще в то время, когда духовенством приобретен был прекрасный дом для Училищного помещения, именно в 1880 году, Владыка высказывал свое искреннее желание устроить при Училищном доме церковь и общежитие. И в последующее время он постоянно повторял, что свое желание смотрителю Училища и окружному духовенству. Но так как последнее не имело средств осуществить желание Владыки, то желание его и оставалось неисполненным до тех пор, пока не нашелся добрый человек, принявший близко к сердцу это желание Архипастыря. Человек этот — Шуйский купец Василий Кипирианович Рубачев, всегда отличавшийся любовью к устроению и украшению храмов Божиих. Так: один сельский храм он выстроил и обеспечил единственно почти на один свои средства; на устройство других храмов жертвовал большие суммы; в некоторых бедных приходах, по реформе подлежавших закрытию, улучшил содержание причтов и тем предотвратил закрытие самых храмов. Этот-то добрый и боголюбивый человек в феврале месяце 1884 года, по предложению смотрителя Училища и некоторых учителей, согласился принять на себя звание почетного блюстителя Училища, в каковом звании Высокопреосвященнейшим Феогностом 4-го марта и был утвержден. Вскоре, по вступлении в должность, Василий Киприанович на деле показал, что он будет блюстителем Училища не по имени только, но самым делом, что нужды Училища и учеников его будут близки и дороги его сердцу. К празднику св. Пасхи он попросил Смотрителя доставить ему сведения о количестве бедных учеников в Училище и, по получении этих сведений, передал в его руки 92 рубля сер. для раздачи беднякам. Узнав потом от Смотрителя о сердечном желании Архипастыря устроить церковь при Училище, желание, согласовавшемся с его собственным внутренним, благочестивым настроением, он с любовью согласился привести это желание в исполнение. Не откладывая дела в дальний ящик, он скоро составил план церкви и вместе с Смотрителем отправился во Владимир к Высокопреосвященному за благословением немедленно приступить к постройке. Архипастырь с радостью благословил его на святое дело. 30-го июня им и губернским строительным отделением план церкви был утвержден, после чего Василий Киприанович тотчас приступил к заготовке материалов и к начатию земляных работ. Кирпич, известь, лес, железо быстро были заготовлены; буты вырыты; каменщики подряжены; оставалось закладывать храм. Как раз ко времени закладки, по заранее составленному расписанию, должен был прибыть в Шую для обозрении церквей и Высокопреосвященный Феогност, который 6-го июля и положил первый камень в основание Училищной церкви.
В 10 часов утра, в этот день, когда Владыка обозревал еще церкви и Шуйский склад Епархиального свечного завода, посетив при этом и дом городского благочинного, о. протоиерея В.П. Покровского, все городское духовенство собралось в собор, откуда с крестным ходом отправилось в Училище. Процессия была торжественная. Впереди шли ученики Училища, живущие в Шуе, сопровождаемые своими начальниками и наставниками, за ними — городские иереи и протоиереи, в благолепных облачениях, по два в ряд, предшествуемые хоругвями; позади их два ученика несли икону св. благоверного Великого Князя Александра Невского, за ними два псаломщика в стихарях шли с иконой Спасителя, наконец два другие псаломщика несли чудотворную Шуйскую — Смоленскую икону Божией Матери, сопровождаемую соборным протоиереем. Во время шествия производился торжественный звон на соборной колокольне. Когда процессия вступила на Училищную землю, где был вырыт бут для закладки Училищной церкви, певчие встретили ее пением входной: «Достойно есть»... Св. иконы были поставлены на заранее приготовленных местах; пред ними — на столе положены были: св. Крест, Евангелие и поставлена чаша с водой. Представители высших сословий и множество народа собрались сюда до прибытия духовенства. Вскоре новый торжественный звон дал знать, что Архипастырь спешит на закладку. Действительно, он скоро явился и благословил соборного о. протоиерее Ф.И. Дунаева начинать молебен Спасителю, Божией Матери и св. благоверному Князю Александру Невскому. Молебен начали, и когда прочитано было Евангелие, о. протоиерей Дунаев сказал речь, по окончании которой совершено было водоосвящение. Перед самой закладкой храма пишущий эти строки обратился к присутствовавшим с следующими словами:
«С благословения Высокопреосвященнейшего Феогноста я намерен сказать вам несколько слов о значении нынешнего дня для нашего духовного Училища. День этот в истории Училища запишется днем весьма важным и достопамятным, потому что в этот день, благодаря благочестивому усердию боголюбивого строителя и украсителя святых храмов Божиих, достопочтенного шуйского гражданина, Василия Киприановича Рубачева, благодаря неусыпным заботам радетеля духовного просвещения и великого учителя святой веры Христовой и благочестия, Высокопреосвященнейшего Архипастыря нашего, а также — заботливому старанию г. смотрителя Училища, — полагается основание училищной церкви, в которой духовные воспитанники без стеснения будут возносить свои детские чистые молитвы к Источнику всякой премудрости и разума, Господу Богу, будут своими нежными голосами, подобно святым Ангелам, славословить, просить и благодарить Творца своего и Промыслителя. Прежде они должны были ходить с своих, нередко отдаленных, квартир к церковному Богослужению в соборную церковь и стоять в самой задней части ее, где мало было слышно церковное чтение и пение. Когда же выстроится закладываемая сегодня церковь, они не будут испытывать этих неудобств; сами будут участвовать в церковном чтении и пении и тем с юных лет будут приготовлять себя к будущему высокому пастырскому служению. Для них будет тогда рядом с домом науки дом самого Бога, в котором они будут получать от Отца своего небесного благодатные силы и крепость к перенесению своих, под час очень не легких и усидчивых, умственных трудов.
В высшей степени, поэтому, доброе и богоугодное дело начинаешь ты, почтенный Василий Киприанович, полагая, при отеческом содействии попечительного Архипастыря нашего, основание училищному храму.
Веруй и надейся, что милосердый Господь, в честь и славу все святого имени Коего ты решился воздвигнуть новый святой храм, наградит тебя за это и здесь, и на небе неизреченными своими милостями.
Веруй и надейся, что св. благоверный Князь, святому имени Коего ты посвящаешь будущий храм, будет ходатайствовать за тебя пред Богом, ходатайствовать о том, чтобы Он хранил уже старческую жизнь твою в добром здоровье еще на многие годы.
Веруй и надейся, что любвеобильный Архипастырь наш, служители алтаря Господня, наставники и воспитанники Училища будут молиться за тебя о том же.
Веруй и надейся, что и БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ наш ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, ревностный защитник и хранитель нашей святой веры и церкви, за Которым никакая служба никогда не пропадает даром, не оставит и тебя без своей Всемилостивейшей, Высочайшей награды.
Веруй наконец и надейся, что Господь Бог примет жертву твою, яко кадило благовонное, и когда храм тобою будет выстроен и благодатией Его освящен, очи Его и сердце Его будут в нем от ныне и до века».
По окончании речи о. протоиерей прочитал молитву, в которой церковь просит Господа, чтобы он соблюл делателей невредимыми и основания храма незыблемыми и совершен показал дом к славословию Бога. Затем Владыка водрузил крест на месте, идеже имать быти святая трапеза. Потом, взяв камень и начертав им крест, положил его в основание святого храма. После него закладывали: смотритель Училища, протоиереи, учители и представители города. Все положенные камни Архипастырь окроплял святою водою. Когда закладка храма была окончена, провозглашены были многолетия: ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту, начальствующим, учащем и учащимся и наконец строителю храма, после чего Иконы тем же порядком отнесены были в собор, а Владыка с избранной публикой посетил квартиру Смотрителя, у которого посетителям был предложен чай и закуска. Пробывши здесь с полчаса и пожертвовав Смотрителю 50 руб. сер на внутреннее украшение будущего храма, неутомимый труженик снова отправился обозревать церкви, которые еще оставались неосмотренными и возвратился в свою квартиру уже в 2 часа пополудни прямо к обеду, предложенному ему, духовенству и представителям города радушным хозяином Турушиным. После обеда, нимало не отдохнув, Архипастырь простился с окружавшими его и, благословив их, сел в карету и отправился для обозрения церквей в села Шуйского уезда, предшествуемый Шуйским исправником и становым приставом и сопровождаемый своим домашним секретарем Петром Талепоровским, который один составлял всю его свиту. Духовенство и граждане провожали своего Архипастыря самыми сердечными благожеланиями ему доброго здоровья в его неустанных, чрезмерных трудах.

Во второй раз Владыка посетил Шую по усердной просьбе соборного старосты и Шуйских граждан, посетил затем, чтобы совершить в Шуйском соборе свое Архиерейское служение, которого Шуя не видала 13-ть лет. На этот раз Владыка прибыл в Шую 27-го июля, в 6 ½ часов утра, с поездом железной дороги, в министерском вагоне, который был любезно приготовлен для него управляющим Шуйско-Ивановской дорогой Л.И. Червяковским. С Владыкой прибыл, для руководства Шуйских священнослужителей при Архиерейском служении, член Консистории — высокопочтеннейший кафедральный отец протоиерей Матфей Иванович Жудро. С тем же поездом приехали: оо. протодиакон и иподиаконы, а также и Архиерейские певчие с своим известным регентом А. Ставровским. С вокзала железной дороги Архипастырь приехал прямо в свою квартиру, в дом соборного старосты И.М. Турушина. Сделав здесь распоряжения относительно своего служения, он, не спавший всю ночь, естественно, должен был заснуть. Но уже в 11 часов он отправился в духовное Училище, где осматривали работы по постройке церкви, стены которой к тому времени были выведены из земли аршина на 3 в высоту. Благословив строителя и посетив на несколько минут квартиры смотрителя и его помощника, он отправился в близлежащее село Мельничное для обозрения тамошней церкви. На возвратном пути оттуда он посетил дом потомственного почетного гражданина Алексеи Александровича Посылина (Скончавшегося 2-го августа 1884 года.), известного благотворителя и усерднейшего деятеля по устройству в Шуе публичных религиозно-нравственных чтений. Пробыв у него с полчаса, он в 2 ½ часа возвратился в свою квартиру и, после обеда и кратковременного отдыха, занимался делами в своем кабинете и принимал просителей. От 4 до 5-ти часов вечера соборным духовенством совершаем был в соборе параклисис, по случаю храмового на другой день, 28-го июля, праздника в честь Шуйско—Смоленской иконы Божией Матери. В 6 часов начался звон ко всенощному бдению. Богомольцев за этой всенощной и всегда было много, но еще задолго до праздника разнесшаяся по городу и окрестностям весть о том, что служение будет Архиерейское, собрала народу такое огромное количество, что довольно обширный собор наш не мог вместить и половины желавших молиться в нем. За всенощной Владыка выходил на литию и величание; сам помазывал елеем, когда же утомился, заменил его о. протоиерей Жудро. На другой день задолго до Литургии, не только собор был переполнен молящимися, но и вся, прилегающая к собору, довольно обширная площадь. Архипастырь прибыл в собор в 9 часов утра и, после обычной встречи духовенством, вошел на свою кафедру и начал свое Архиерейское служение божественной Литургии. Большая часть жителей Шуи, редко или вовсе не видавшая дотоле архиерейского служения, была, можно сказать, поражена его торжественностью и с восторженным трепетом сердечным стояла, как будто на небе, отрешившись от всего земного. Смело утверждаем, что высокоблагоговейное служение Архипастыря, строгий порядок во время совершения его, стройное, хватающее за сердце, гармоническое пение архиерейских и соборных певчих, действительно, заставляли присутствовавших забывать все житейское и возноситься духом на небо. Шуйские священнослужители, редко участвовавшие в архиерейском служении, благодаря книжке, составленной о. иподиаконом Ф. Соколовым, при служении ошибок не делали. После заамвонной молитвы Архипастырь сказал слово, произведшее на слушателей сильное впечатление. Слово это, без сомнения, сделается достоянием печати. Шуйские граждане чрез соборного старосту выразили Владыке свою покорнейшую просьбу о снабжении их этим словом, что Владыка сделать, говорят, и обещал.
По окончании Литургии и молебна Божией Матери, Архипастырь принял участие в крестном ходе, который с 1831 года ежегодно совершается 28-го июля вокруг старого города. Здесь-то весь народ, числом более 5000 человек, имели утешение видеть своего глубокочтимого святителя. Возвратившись из крестного хода в свою квартиру и отдохнув в ней немного, Владыка посетил после того Шуйского исправника С.П. Гессе, который во все время ревизии церквей Шуи и ее уезда находился при нем безотлучно, председателя Шуйской земской управы Д.К. Бальмонт, о. протоиерея Воскресенского собора Ф.И. Дунаева, о. протоиерея старого Покровского собора А.И. Казанского и пишущего эту корреспонденцию. В 2 ½ часа прибыл он обратно в свою квартиру, где уже были в сборе некоторые из духовенства и представители города и власти. Вскоре благословил он трапезу, предложенную любезным хозяином, по окончании которой поговорил несколько времени о делах с Шуйским духовенством. Затем, ласково простившись с радушными хозяевами квартиры, духовенством и представителями города и преподав всем им свое святительское благословение, без четверти в 5 часов он отправился на вокзал железной дороги, где ожидал его экстренный поезд, присланный из Иваново-Вознесенска потомственным почетным гражданином Ф.Н. Гарелиным, с тем, чтобы отвезти дорогого Шуйского гостя — Архипастыря в их город для той же цели, т. е. для совершения им архиерейского своего служения и там на другой день отъезда, 29-го июля. На вокзале собралась такая большая толпа желавших получить от Архипастыря благословение, что он не успел удовлетворить желание каждого в отдельности и благословлял уже всех вместе из вагона. В 5 ½ часов раздался третий звонок; поезд двинулся и скоро скрыл из глаз святителя.
Священник Евлампий Правдин.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 1-го сентября 1884 года).

Освящение храма

Училищный храм посвящен имени ев. благоверного Великого Князя Александра Невского. — По наружному виду своему храм довольно красив. Он — каменный, с одной главой посредине. Покрыт железом, выкрашенным медянкой. Окна в храме — полукруглые, с прочными чугунными решетками, в один свет. Красивые наличники у окон — каменные, оштукатуренные цементом и выбеленные. Собственно храм имеет в верху форму креста. На северной стене храма, в углублении, украшенном каменным выбеленным наличником, поставлена в киоте икона св. благоверного Князи Александра Невского, в 1 ¼ аршина вышиной и шириной, видимая всеми проходящими по улице, мимо Училищного дома, если ворота последнего отворены. На паперть, имеющую в длину 5 и в ширину 4 аршина и запирающуюся двумя железными дверями, ведут с северной и южной стороны открытые крыльца из белого камня.
Сооружен храм в 1884 году, о чем гласит выбитая на той же северной стене надпись. Расположен храм на довольно обширной площади Училищного двора, в нескольких шагах от самого Училища. Подъезд к нему с улицы, чрез Училищные ворота, с северной стороны. В нескольких шагах от храма, к северу от него, устроена временная деревянная колокольня с 4-мя колоколами, из коих в большом весу 19 пудов 16 фунтов. Внутрь храма ведут с западной стороны, из паперти, двои деревянные, отделанные под черный дуб, створчатые двери, из коих внутренняя — со стеклами.
Внутренность храма также благообразна. Стены в оштукатурены и выкрашены голубой краской. Пол, из дикого, белого камня, выкрашен краской темно-коричневой. Отапливается храм двумя печами, из коих одна в северном углу храма, а другая — в алтаре — обе из белого изразца. Собственно храм имеет в длину 18 ½ аршин, а в ширину 12, Длина же алтаря — 6 ½ , а ширина 4 аршина. Храм — довольно высок. Воздуха и света в нем вполне достаточно. Поместиться в нем могут человек 300, пожалуй и более. Рамы в окнах двойные, отделанные под тот же черный дуб. Вентиляторы устроены как в рамах, так и в самых стенах. Иконостас деревянный, резной, трехъярусный, еще не вызолоченный, с таковыми же царскими дверями. На царских вратах, в клеймах, написаны иконы Благовещения и Евангелистов; над вратами — икона Тайной вечери, над нею, во 2-м ярусе икона Спасителя с предстоящими; выше, в 3-м ярусе — икона Господа Вседержителя. По правую сторону царских врат, в первом ярусе — иконы: Спасители, св. благов. Князя Александра Невского (храмовая) и преп. Кирилла и Мефодия; во втором ярусе, иконы свв. Апостолов, в третьем — Пророков. По левую сторону — иконы: Божией Матери, св. равноапостольного Князя Владимира и святителя Феогноста с пресвитером Василием.
Пред иконостасом, у южной и северной стен храма, на солее, возвышающейся на одну ступень, устроены два клироса, закрытые сзади двумя киотами, в правой из коих поставлен образ св. Николая Чудотворца, а в левой — Шуйской-Смоленской Божией Матери. В алтарь ведут две двери, северная и южная, с изображением на первой Ангела ветхого Завета, а на второй Ангела нового Завета. Престол и жертвенник — в благолепных парчовых облачениях. За престолом, в киоте, деревянный крест с изображением на нем Распятия, по правую и, левую сторону креста — иконы Спасителя и Божией Матери в сребропозлащенных ризах с дорогими камнями. На жертвеннике — икона Божией Матери высокой художественной кисти. Вообще все иконы в храме прекрасной живописи, византийского стиля, исключая икон св. Николая, Чудотворца и Шуйской-Смоленской Божией Матери, которые — письма строго греческого. Почти пред всеми иконами — сребропозлащенные лампады для масла. Все иконы, писаны известным палеховским живописцем, г. Белоусовым, расписывавшим в недавнее время московскую Грановитую Палату. Св. вещи принадлежащие к церковной утвари не многочисленны, но зато отличаются ценностью и изяществом. Таковы: священные сосуды с прибором, большие сребропозлащенные, художественной работы, сребропозлащенный ковчег, Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе, напрестольный сребропозлащенный крест - все такой же работы. Седмисвещник в алтаре и подсвечники в храме медные высеребренные. Хоругви — металлическияе, вызолоченные. Плащаница шита золотом по малиновому бархату.
Строителем описанной церкви был почетный блюститель Училища по хозяйственной части, шуйский купец Василий Киприанович Рубачев, отличавшийся и в прежнее время любовью и ревностию к устроению и украшению храмов Божиих. Так: один сельский храм он выстроил, украсил и обеспечил единственно почти на одни свои средства; на устройство других храмов жертвовал большие суммы; в некоторых бедных приходах, по реформе 1867 года подлежавших закрытию, улучшил содержание причтов и тем предотвратил закрытие самых храмов. Узнав о сердечном желании нашего попечительнейшего об училищных нуждах епархии Архипастыря иметь церковь при шуйском Училище, этот добрый и боголюбивый шуйский гражданин принял близко к сердцу желание Владыки и решился осуществить его на деле. Чтобы не откладывать дела на долгое время, он скоро составил план церкви и вместе с г. смотрителем Училища Н. Скороспеловым, принявшим деятельное участие в святом деле, отправился во Владимир к Его Высокопреосвященству за благословением. Без сомнения, Архипастырь с радостию благословил обоих на доброе дело. 30-го июня 1884 года план храма Владыкой и губернским строительным комитетом был утвержден, после чего Василий Киприанович приступил к заготовке материалов и к начатию земляных работ. Кирпич, известь, камень, лес, железо и проч. быстро были заготовлены; буты вырыты; каменщики подряжены; оставалось закладывать храм. Как раз ко времени закладки должен был, по заранее составленному расписанию, прибыть в Шую, для ревизии церквей и духовенства, и Высокопреосвященнейший Феогност, который и положил первый камень в основании училищной церкви. Закладка ее при торжественной обстановке совершена была Архипастырем 6-го июля 1884 года. На другой день после закладки Василий Киприанович, несмотря на свои 69 лет, с юношескою энергией принялся за постройку. Каждодневно, с раннего утра до позднего вечера он находился на постройке и следил за рабочими своим опытным глазом, только для обеда и чая отлучаясь домой вместе с рабочими. Рабочих он нанял большое количество, и потому работы подвигались вперед быстро. В течение лета и осени храм был совсем сложен и покрыт, а зимой и весной следующего года приготовлен был иконостас и все иконы; в течение же лета устроены были: престол и жертвенник, печи, рамы, двери; внутренность была оштукатурена и выкрашена, полы настланы. К текущей осени церковь была осушена постоянной тонкой печей, снабжена церковной утварью и священными облачениями из парчи, бархата и шелка. В сентябре устроена была временная деревянная колокольня. 26-го сентября из собора совершен был крестный ход с чудотворною иконою Шуйской-Смоленской Божией Матери на училищную площадь, где, в присутствии начальствующих, учащих и учащихся, о. прот. Дунаевым отслужен был Божией Материи и св. Князю Александру Невскому молебен с водоосвящением и с провозглашением многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту, учащим и учащимся и строителю. По окончании молебна, колокола были окроплены святой водой и подняты на колокольню, после чего икона Божией Матери отнесена была обратно в собор при звоне на училищной колокольне, продолжавшемся во весь день. К концу сентября храм, стоивший не менее 12 тысяч рублей, был готов к освящению. Строитель с Смотрителем отправились во Владимир просить Высокопреосвященнейшего освятить новоустроенный храм, на что Архипастырь согласился с полною готовностью, назначив днем освящения 6-е октября, воскресный день. К этому дню он прислал в новоустроенную церковь один пуд восковых свеч и испросил у Св. Синода богослужебных книг на 97 рублей. Храм таким образом строился и украшался всего 1 год и 3 месяца.
5-го октября с утренним 7-ми часовым поездом железной дороги Владыка прибыл в Шую, в сопровождении кафедрального о протоиерее М.И. Жудро, о. протодиакона, двоих оо. иподиаконов и своего певческого хора. Встреченный в вокзале властями и строителем, Архипастырь проследовал в дом последнего, в котором ему была приготовлена квартира. Несмотря на то, что организм Владыки, после бессонной ночи на железно-дорожном поезде, требовал отдыха, неутомимый труженик, он, отдохнув какой-нибудь час и подкрепив себя стаканом чаю, в 9 часов был уже в Училище, а о. протоиерей Жудро отправился в собор и отслужил здесь, по случаю дня своего ангела, позднюю литургию.
Владыка осмотрел сначала церковь, а потом, в течении трех учебных часов, посетил все классы Училища, в которых произвел ученикам испытание по всем предметам. Успехи учеников по всем предметам он нашел вообще удовлетворительными. По окончании всех уроков, он отправился в собор. Помолившись здесь и приложившись к чудотворному образу Шуйской-Смоленской Божией Матери, а также благословив собравшийся по звону в собор народ, Архипастырь после этого посетил на несколько минут дома: соборного старосты, шуйского купца Ивана Мартиниановича и потомственных почетных граждан: Стефана Михайловича и Николая Алексеевича Посылиных, дома которых издревле отличаются благоговейным отношением к священному архиерейскому сану и его носителям. В квартиру свою Владыка прибыл в 2 часа пополудни, сделав распоряжение, чтобы звон ко всенощному бдению начат был в 5 ½ часов вечера. После трапезы, предложенной ему радушным хозяином, он, после кратковременного отдыха, занялся делами; просмотрел, между прочим, проповеди на освящение храма, представленные на его благорассмотрение протоиереем Дунаевым и свящ. Правдиным. Ровно в 5 ½ часов раздался благовест ко всенощному бдению. Духовенство собралось в училищную церковь еще до звона. В 6 часов прибыл Владыка и при пении: «Достойно есть», встречен был духовенством со свечами, кадилами и св. крестом. Облачившись в мантию, приложившись к св. кресту и помолившись пред святыми мощами, поставленными на аналогии, на дискосе, пред иконой Спасителя в иконостасе, проследовал в алтарь, благословив свящ. Правдина с о. протодиаконом начинать всенощное бдение. Бдение совершалось посредине церкви, пред столом, на котором были поставлены священные вещи церковные, и совершалось обычным порядком. Молящимися лицами из всех сословий церковь была переполнена. На литию и величание выходил сам Владыка с о.о. протоиереями и сам помазал елеем всех воспитанников Училища. В 9 ½ часов бдение окончилось, и Архипастырь, благословив народ, отправился прямо в свою квартиру на покой. На другой день, 6-го октября, с утренним поездом прибыли из Владимира для участия в освящении: о. ректор семинарии протоиерей Михаил Иванович Херасков и инспектор епархиального женского училища, о. протоиерей Александр Ильич Сервицкий. В 8 ½ часов утра начался во всем городе праздничный звон к поздней литургии. Училищная церковь задолго до звона наполнилась народом. Воспитанники Училища встали по обеим сторонам церкви с своими начальниками и наставниками во главе. Так как церковь не могла вместить всех, желавших молиться в ней, то впускали по билетам, заранее разобранным; не вошедшие во храм стояли на паперти и под открытым небом, около церкви, несмотря на то, что день был пасмурный и моросил дождь. В 9 часов прибыл Владыка, и после обычной встречи началось облачение его в священные одежды, при прекрасном пении певчими молитв, положенных при облачении. Когда облачение окончилось, стол со священными вещами отнесен был в алтарь, куда, осенив народ, вошел и Архипастырь. На него был надет длинный белый запон, каковыми были обвязаны, поверх облачения, и все протоиереи, имевшие участвовать в освящении. Тотчас началось и самое освящение, в котором приняли участие оо. протоиереи: М.И. Жудро, М. И. Херасков, М. В. Миловский, Ф. И. Дунаев, А. И. Сервицкий, В.П Покровский и свящ. Правдин. Освящение совершалось по чину, положенному в большом требнике. Здесь мы считаем нужным сказать о том высоком таинственном значении, какое имеют все священные действия освящения храма, в особенности престола, и все вещества, при этом употребляемые, — потому что для многих это неизвестно. Воскомастих или мастика, которая возливается Архиереем на столпы престола, изображает ту благовонную мазь, которою Иосиф Аримафейский и Никодим помазали пречистое Тело Спасителя, снятое со креста. Прибитие доски к столпам престола гвоздями изображает пригвождение Господа ко кресту. Розовая вода, которою омывается престол, изображает миро, принесенное женами мироносицами на погребение Иисуса Христа, а красное вино знаменует кровь Спасителя, пролитую на Голгофе. Срачица, белое одеяние, которым облачается престол, изображает плащаницу, которою обвито было пречистое Тело Иисуса Христа, а вервь (веревка), которою обвязывается престол, знаменует те узы, которыми был связан Господ, когда был приведен к первосвященникам Анне и Каиафе. Индития, блестящая одежда, которою одевается престол поверх срачицы, изображает сияние славы Божией. Литон или шелковый плат, полагаемый на престоле, знаменует тот сударь, которым была обвита во гробе глава Иисусова. Престол таким образом имеет двоякое значение: гроба Господня и Престола Божия.
Во время освящения храма совершен был вокруг его крестный ход. Впереди несли хоругви, за которыми следовали оо. диаконы со свечами и кадилами, позади их шли иереи и протоиереи с иконами, Евангелием и св. крестом, иподиаконы — с дикирием и трикирием и за ними — поддерживаемый о. протоиереем Жудро и о. ректором, Архипастырь со святыми мощами, которые обеими руками держал на дискосе, покрытом священным покровом. О. протоиерей Сервицкий кропил в это время св. водой наружные стены храма. Обхождение вокруг храма знаменует посвящение его Богу, при ходатайстве святых. Обошедши храм, Архипастырь двукратно возгласил на паперти, пред затворенными дверями, ведущими внутрь храма: «Возьмите врата князи ваша и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», а певчие двукратно же пропели: «Кто есть сей Царь славы?» Владыка прочитал молитву и снова возгласил: «Господь сил, Той есть Царь славы!» Двери в храм тотчас отворились и, при пении певчими: «Господь сил, Той ести Царь славы», Владыка со всем духовенством вошел во храм и поставил мощи на святом престоле. Все это изображает то время, когда Сын Божий с пречистою плотию своею вознесся на небо. Сняв с дискоса звездицу и покров, Архипастырь взял мощи и, помазав их св. миром, положил в металлический маленький ящичек и залил их мастикой. Первенствовавший о. протоиерей Жудро принял от Владыки ящичек, вложил его в деревянный крест и положил под престол. Вместе с тем Святитель вложил св. мощи и в антиминс. Помазание мощей св. миром, как бы при погребении, означает тесное соединение мучеников со Христом. Св. мощи, пребывая на земле нетленными, уверяют нас в особенном ходатайстве за нас святых, прославленных нетлением тел прежде наступления царства славы. Будучи же положены под престолом или в антиминсе, св. мощи свидетельствуют об особенном присутствии там Бога — Молитвы, положенные на освящение храма, с коленопреклонением, произносившиеся от Святителя сердечным, трогательным голосом, с глубокими чувствами смирения и благоговения к Святейшему святых, производили на души молящихся потрясающее впечатление и возносили их горе, к престолу Господа Вседержителя. А мелодичное пение певчими, во время освящения, музыкальных священных псалмов Давидовых: «Вознесу Тя, Боже, Царю мой, и благословлю имя Твое во век и в век века…» (Пс. 144), «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» (22), «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…» (83), «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе…» (132), «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его...» (131), «Господь воцарися, в лепоту облечеся...» (92) и «Суди ми, Господи, яко не злобою моею ходих и на Господа уповая, не изнемогу…» (25) — возбуждали в сердцах молящихся неизъяснимый восторг, умиление и духовное наслаждение. Освящение закончилось провозглашением многолетия ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому и строителю храма. После многолетий Владыка встал на облачальном месте, и тотчас начались часы, по прочтении коих обычно началась и литургия, которую Архипастырь совершил с вышеозначенными оо. протоиереями. Часы были прочитаны одним из воспитанников Училища. За литургией был рукоположен во священника училищной церкви учитель Шуйского дух. Училища Петр Александровский, посвященный во диакона в Покровской церкви Боголюбова монастыря 1-го октября. Во иеродиакона был рукоположен монах Николошартомского монастыря. На правом клиросе прекрасно пели архиерейские певчие, под управлением своего опытного регента А. Е. Ставровского, а на левом — воспитанники Училища, под управлением своего учителя пения. «Верую» и «Отче наш» пропеты были всеми учениками вместе. После «Буди имя Господне». Архипастырь сказал глубоко назидательное слово о необходимости и значении собственного храма для духовного училища, и о том, как воспитанники училища должны пользоваться храмом для их блага. По окончании литургии, Владыка посетил находящуюся в самом Училищном здании квартиру г. Смотрителя Училища, в которой предложен был ему от лица строителя храма чай и трапеза. Трапезу с Архипастырем разделили: духовенство, Училищный персонал и некоторые представители дворянства, ученого и чиновного мира и купечества. После трапезы, Владыка на короткое время посетил дом потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Попова, а в 6 часов вечера прибыл, в сопровождении городского благочинного и г. исправника в городской манеж, в котором, в этот вечер, должны были открыться на наступивший сезон религиозно-нравственные публичные чтения для народа. Николай Алексеевич Посылин, принимающий в чтениях самое живое участие и не жалеющий своих средств на лучшую обстановку их, в честь высокого посетителя, блестяще иллюминовал с наружной стороны манеж разноцветными огнями. Благодаря предупредительной распорядительности г. исправника С. П. Гессе, всегда сочувственно относящегося к чтениям, полицейские чины и служители, когда все места в манеже были уже заняты, не впускали туда более народа, который, поэтому, большими толпами стоял у манежа, чтобы хоть взглянуть на Архипастыря. Встреченный у подъезда Николаем Алексеевичем Посылиным и одним из распорядителей, Владыка, при пении соборными певчими, проследовал внутрь манежа к экрану и поместился на эстраде, покрытой изящным ковром и обставленной мягкими бархатными креслами и стульями г. Посылина. Тысячная народная масса, при входе Святителя, вся встала с своих мест и встретила его с благоговением. В манеже присутствовали в это время, кроме духовенства, Н. А. Посылина и г. исправника: шуйский предводитель дворянства И. С. Шмит, городской голова И.Е. Леонтьев, почетный попечитель шуйской мужской гимназии И. И. Попов и другие. Владыка благословил священника Правдина начинать чтения. Последний вошел на кафедру и пригласил всех присутствовавших к молитве Св. Духу, Источнику всякой премудрости и разума, после чего певчие пропели нотное: «Царю небесный». Затем тот же священник сказал об отговорках, которыми стараются оправдать себя христиане, нерадящие о своем спасении. По окончании его беседы, огни были закрыты; на экране показана была картина, изображающая славянских первоучителей преподобных Кирилла и Мефодия. Священник Правдив вкоротке указал на величайшие заслуги славянских Апостолов, а певчие пропели гимн: «Славяне! песнию высокой почтим Апостолов славян»... Владыка остался доволен всем, виденным и слышанным в манеже и выразил свою благодарность Н.А. Посылину и распорядителям. По окончании гимна, при пении, он направился к выходу из манежа, благословляя по пути следования жаждавший принять от него архипастырское благословение народ. Заехав на несколько минут в свою квартиру, Владыка простился здесь с радушным хозяином и в сопровождении его прибыл на вокзал железной дороги, где встречен был духовенством, начальниками и наставниками Училища и вышеозначенными лицами, бывшими с ним в манеже. Чрез несколько минут свист локомотива возвестил о прибытии поезда, — и дорогой шуйский гость, преподав благословение всеми присутствовавшим, вошел в нарочито приготовленные для него вагон, в который пригласил и Владимирских оо. протоиереев: М.И. Жудро, М.И. Хераскова и А.И. Сервицкого. Скоро поезд тронулся и скрыл из глаз стоявших на платформе Архипастыря нашего, Высокопреосвященнейшего Феогноста, напутствуемого самыми сердечными благожеланиями своей паствы.
В настоящее время в новоустроенном училищном храме совершается каждодневно Божественная служба, и многие воспитанники Училища и в будни посещают Дом Божий, чтобы поведать обитающему здесь небесному Сердцеведцу свои душевные скорби и недуги и испросить себе как избавления от них, так и благодатной помощи в своих учебных нелегких трудах.
Великая, поэтому, благодарность от них и от родителей их почтеннейшему шуйскому гражданину Василию Киприановичу Рубачеву за устройство храма сего! Нельзя не отнестись с благодарностью и к г. Смотрителю Училища, который во все время постройки храма нес вместе с строителем также много трудов и забот.
Священник Евлампий Правдин.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 15-го ноября 1885 года).
Шуйское духовное училище
Город Шуя

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (07.11.2017)
Просмотров: 1170 | Теги: учебные заведения, шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru