Публичные чтения в Гавриловском посаде 23-го февраля 1892 года
Повсеместные успехи народных чтений в нашей епархии, открываемых с разрешения и при содействии Александро-Невского Братства, давно возбуждало в нашем посадском духовенстве ревностное желание открыть у себя подобные чтения. К этому побуждало его как личная готовность послужить для блага своего прихода, так и замечаемая в течение многих лет любовь прихожан к слушанию церковной проповеди и внебогослужебных собеседований, а наконец, и полная возможность, при наличном составе двухштатного причта, вести это дело без особенного труда. Но приведение давно желаемого намерения в исполнение, в сожалению, останавливалось за неимением удобного помещения в посаде для предполагаемой цели. Единственное свободное и более или менее подходящее для чтений помещение — училищный зал имело в тоже время и свои неудобства, для устранения которых требовались значительные денежные затраты. В последнее время затруднение это было устранено, благодаря заботам господина посадского головы Ивана Васильевича Буркова, человека весьма энергичного и глубоко сочувствующего всякому доброму начинанию, особенно если оно имеет ввиду народное развитие. Кстати сказать, он же и почетный блюститель училища. По просьбе священников, И.В. Бурков устроил в зале училища эстраду для чтецов и певческого хора, сделал к ней приличную драпировку, а для удобства слушателей им же поставлена в зале мебель. Кроме того он приобрел на свои средства волшебный Фонарь и абонировался в Московской комиссии народных чтений на право пользования, в течение года, теневыми картинами. Все это дало возможность, наконец, приступить к давно желаемому делу, — и священник Гавриловского посада Алексей Бобров, совместно с священником А. Ноаровым, составили программу чтении, сначала только впрочем на время Великого поста. Совет Братства программу утвердил, и чтения были разрешены.
В первое воскресенье Великого поста, в неделю Православия, после Божественной литургии было объявлено прихожанам, что с разрешения Епархиального Начальства вечером настоящего дня будут начаты в зале училища публичные чтения, после чего соборне отслужен был Господу Богу молебен. К 6 часам вечера начали стекаться к зданию училища целые толпы желающих слушать чтения не только из местных посадских жителей, но и из некоторых близь лежащих сел. Через какие-нибудь четверть часа, и зал училища назначенный для чтения, и коридоры, и самый училищный двор были переполнены народом. На чтения прибыл местный благочинный протоиерей И. Семеновский.
Ровно в 7 часов, церковный хор пропел молитву «Царю Небесный» и тропарь «Днесь благодать св. Духа нас собра». В след за пением священник А. Бобров обратился к собранию с речью, в которой прежде всего указал на то, что как у евреев в Ветхом завете, так и в древние времена у христиан, нравственное и религиозное воспитание юных поколений совершалось под влиянием общественного (церковного) и домашнего чтения и разъяснения слова Божия: этому благочестивому занятию обыкновенно и посвящался седьмой день недели (у евреев суббота, у христиан день воскресный). Затем о. Бобров продолжал:
«Имея в виду этот благой пример древности, мы должны, в тех же нравственных целях, всеми мерами позаботиться о должном чествовании воскресных и праздничных дней, по уставу святой Церкви и добрым обычаям православной старины, а не оскорблять святости этих дней таким поведением, которое не прилично христианину и в простые дни. Не на праздное препровождение времени, не для пустых и суетных развлечений установлены дни воскресные и праздничные, а на такие занятия, от которых бы славилось имя Божие и для вас выходила бы нравственная польза. В эти святые дни мы должны, прежде всего, посещать храм Божий и участвовать в церковных Богослужениях, а затем, в часы досуга, собираться на уроки для изучения предметов христианской веры и нравственности, те уроки, которые одними забыты, а для других, быть может, и совсем почти незнакомы... Для этой именно цели — научения и изъяснения вам истин христианской веры, а также и для вашего ознакомления с полезными знаниями по другим предметам, и открываются нами с нынешнего дня публичные чтения. Приучивши себя сначала здесь, под нашим руководством, должным образом проводить, хотя часть праздничного досуга, в занятиях вполне приличествующих дню Господню, быть может, впоследствии вы и сами с большим, против прежнего, желанием будете искать удовольствия в тех же занятиях и у себя дома. Так, мало по малу, ввелся бы в наших христианских домах православный; обычай домашнего праздничного чтения поучительных книг и свято исполнялась бы Господня заповедь о седьмом дне».
По окончании речи певчие пропели псалом «Благослови душе моя Господа», после чего священник А. Ноаров прочитал, применительно к воспоминаемому в этот день св. Церковью событию, статью Дебольского о неделе Православия. Певчие пропели тропарь «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий» и трогательную великопостную песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Так как следующее (второе и последнее на этот вечер) чтение имело быть с теневыми картинами, то тотчас по окончании пения в зале был уменьшен ламповый свет. На кафедру вышел окончивший курс духовной семинарии, псаломщик посада, М. Соловьев и начал читать по книге Бахметьевой о жизни Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, причем для большого уяснения особенно важных событий из жизни Преподобного Сергия показывались слушателям соответствующия содержанию чтения картины, числом до 12. В заключение певчие пропели «Достойно есть».
Все бывшие в зале слушатели, до того времени остававшиеся в глубоким молчании, соблюдая примерный порядок и тишину, вдруг как бы в один голос громко начали выражать свою сердечную, искреннюю благодарность лекторам за то духовное удовольствие и назидание, какое получили от всего виденного и слышанного ими, и усердно просили продолжать подобные чтения на будущее время. Несмотря на то, что чтение продолжалось более двух часов, ни в ком не заметно было признаков утомления или нетерпения, хотя за многочисленным стечением слушателей никому положительно нельзя было воспользоваться поставленными для сиденья в зале скамейками, — все принуждены были слушать стоя вплотную.
Так, первое же наше чтение дало ясно понять, насколько велика жажда в нашем народе слушать уроки нравственности. Поэтому невольно приходится пожалеть, что очень многим из пришедших на чтения все-таки не пришлось воспользоваться предлагаемым чтением: за неимением свободных мест в зале, многие должны были с грустью разойтись по домам. Второе чтение назначено на следующий Воскресный день.
В виду столь многочисленного стечения народа, бывшего на первом чтении, заведующий этим делом священник Бобров не мало озабочен вопросом о том, как бы удобнее дать доступ на чтения возможно большему числу слушателей. Училищный зал может приблизительно вместить в своих стенах около 300 человек. На следующие чтения, как можно предполагать, судя по первому разу, вновь соберется слушателей во всяком случае не меньшее число, так как еще далеко не всем было известно об открытии чтений. Некоторые предлагают пускать слушателей по билетам; но в этом случае пришлось бы отказать еще большему числу лиц желающих быть на чтениях, хотя несомненно, что при этом получившие билеты могли бы свободно разместиться на скамейках и слушать чтение, не утомляя себя двухчасовым (или еще того более) стоянием на ногах. Не считая однако же удобным применить к делу эту меру и желая хоть сколько-нибудь облегчить доступ на чтения большему числу лиц из взрослых, заведующий, с согласия почетного блюстителя, нашел возможным собирать учащихся детей (их в посаде более 120 человек и все были на первом собрании), если они того пожелают, накануне чтений и прочитывать им из предназначенных к чтению статей только статьи с туманными картинами, чем дети без сомнения в данном случае всего больше интересуются. Кажется, мера эта будет всего целесообразнее, так как за отсутствием в зале детей на общих чтениях, будут иметь возможность поместиться тогда лишних до ста человек.
Михаил Соловьев
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-й. 1-го апреля 1892 года/
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии
Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе в 1881 г.
Публичные народные чтения в гор. Вязниках в 1882 г.
Публичные чтения в Суздале в 1882 г.
Публичные чтения в городе Владимире в 1881-82 гг.
Публичные чтения на Гусевской фабрике г-на Нечаева-Мальцова
Copyright © 2020 Любовь безусловная |