Чтения для народа в 1882 году производились во Владимире в трех местах: в Братской библиотеке и в церквах Знамения Пресвятой Богородицы и Сретенской. В Братской библиотеке чтения открылись 4-го ноября 1881 года и с этого числа продолжались непрерывно, во все воскресные и праздничные дни, до 21-го марта 1882 г. и с 1-го октября по 1-е ноября 1882 года. С расширением зала, в котором производимы были чтения, с устройством в потолке его акустических кувшинов, с поставлением новой для лекторов кафедры, а для картин нового экрана и с приобретением нового фонаря, в минувший год для выполнения чтений представлялось гораздо более удобств, чем в прошлые годы. Самый зал своею обстановкой, с правильно расположенными в нем приспособлениями к чтениям, невольно располагал в пользу чтений и лекторов и слушателей. И действительно за весь минувший год, не было недостатка ни в лицах, производивших чтения, ни в посетителях. И те и другие, видно было, с усердием и неизменною поспешностью стремились в зал Братской библиотеки к двум часам пополудни, когда начинались чтения. В каждый праздник столько стекалось народу, что зал библиотеки всегда был наполнен слушателями. Не только все скамьи, в количестве 40 были заняты посетителями, но и на всех свободных местах, оставленных для проходов, всегда были слушатели, так что весьма многим, из желающих быть на чтениях, приходилось возвращаться. От дверей библиотеки без удовлетворения своей доброй любознательности. Слушатели были из всех сословий, преимущественно же из простого народа. Заметно было, что весьма многие из посетителей бывали на всех чтениях, неопустительно, и являлись всегда ранее других, для занятия мест ближе к кафедре для более удобного слышания. Очевидно, это были желающие слушать последовательный ряд чтений из ветхозаветной истории, который веден был без перерыва ключарем Успенского собора отцом протоиереем Александром Ивановичем Виноградовым в течении всего 1882-го года. К усердному посещению чтений, за минувший год, много привлекало исполняемое полным хором Архиерейских певчих после первого чтения пение избранных церковных песнопений, преимущественно переложенных с церковного обихода на четыре голоса. Передать не возможно, а нужно видеть, какое впечатление производит стройное пение, исполняемое тотчас после окончания священных библейских чтений. Многие из слушателей, передававшие о своих впечатлениях, уверяли что в это время душа как будто замирает, сердце как-то необыкновенно трепещет, а от умиления и спасительного страха Божия, проникающих и душу и тело, слезы неудержимо просятся наружу. После исполнения церковных песнопений всегда следовали еще два чтения. Первое имело своим предметом или объяснение воскресного или праздничного Евангелия, или объяснение богослужебных действий, или особые статьи духовно-нравственного содержания. На втором чтении предлагались сведения о жизни замечательных подвижников благочестия, иногда же из отечественной истории и в рассеяние народных предрассудков. Все чтения заканчивались показыванием туманных картин, при чтении объяснительного к ним текста. Через чтения с картинами лекторы знакомили слушателей с событиями из минувших войн, с замечательными монастырями и местностями нашей Русской земли и с священными местами Палестины. Что все производимые чтения достигали своей цели и приносили свою пользу, в этом верным ручательством служит усердное и охотное посещение чтений всегда полным числом слушателей, какое мог вмещать в себе зал публичных чтений. Во всем минувшем отчетном году было 38 праздничных дней, в которые ведены были чтения и сверх сего было 6 дней, в которые производимы были чтения исключительно для воинских чипов местного батальона и квартирующего во Владимире Великолуцкого полка. Во всем году исполнено было в Братской библиотеке 112 чтений, а с чтениями дли нижних воинских чинов, исполненными для них своими лекторами, 118; лекторов принимавших участие в ведении чтений было 17, из коих именно: г. инспектор духовной Семинарии Федор Николаевич Павлинский читал 2 раза, преподаватели Семинарии: Белояров Павел Алексеевич 1 раз, Владимир Гаврилович Боголюбов 1, Ксенофонт Федорович Надеждин 4, Василий Матвеевич Орлов 4, Василий Федорович Чернышев 1, г. секретарь преосвященного Феогноста Петр Иванович Талепоровский 16, ключарь Успенского собора протоиерей о. Александр Виноградов 32, казначей архиерейского дома иеромонах Макарий 6, священники: о. Дмитрий Миловский 5, о. Василий Шепелев 20, о. Василий Касаткин 12, о. Иоанн Альбицкий 1, о. Александр Альбицкий 1, о. Григорий Архангельский 2, Василий Преображенский 1 и о. Алексей Успенский 3. Для воинских чинов исполняли чтение: полковой священник Александр Пославский 2, прапорщик Сергей Егорович Прокудин-Горский 2 и подпрапорщик Егор Соколов 2 раза. Слушателей на чтениях в 1881—82 году присутствовало до 11 471 человека. Чтения производились под ближайшим наблюдением соборного ключаря протоиерея Александра Ивановича Виноградова, а управление снарядом для туманных картин принял на себя член Братства Иван Алексеевич Кочеров. Оба эти лица не мало потрудились на пользу общую: первому не только приходилось спешить почти прямо от богослужения в читальный зал, для необходимых распоряжений, но ему еще нужно было подготовлять статьи для произносимых им в каждом почти чтении рассказов из священной истории; — второму же требовалось, в то же утро, добывать газ для Друмондова света, коим освещался фонарь. И все это в праздничные дни, когда людям, как отцу Виноградову и г. Кочерову, обремененным служебными обязанностями, весьма естественно искать отдыха.
Здесь прилагается список статей в порядке, в каком они были читаны. а) Статья духовного содержания: Исав и Иаков. Благословение их Исааком. Удаление Иакова в Месопотамию. Видение им лествицы. Жизнь Иакова у Лавана и его женитьба. Объяснение Евангелия в 22 неделю по Пятидесятнице. О схимонахе Филиппе. Богатство Иакова и зависть к нему Лавана. Возвращение Иакова на родину. Переименование Иакова в Израиля. Примирение его с Исавом. 12 сыновей у Иакова. Объяснение Евангелия в неделю 23 по Пятидесятнице. Архимандрит Макарий, Алтайский миссионер. Иосиф. Его уничижение и возвышение. Распоряжение его пред наступлением голода. Объяснение Евангелия в 24 неделю по Пятидесятнице. Архимандрит Макарий, Алтайский миссионер. Голод в Египте и в земле Ханаанской. Двукратное свидание Иосифа с братьями. Объяснение Евангелия в 25 неделю по Пятидесятнице. Переселение Иакова в Египет. Благословение Иаковом сыновей. Кончина и погребение Иакова. Объяснение Евангелия в 26 неделю по Пятидесятнице. О святой земле. Жизнь Евреев в Египте по смерти Иосифа. Рождение и воспитание Моисея. Удаление его в Аравию и видение им Купины. Объяснение Евангелия в 27 неделю. Филарет, Митрополит Киевский. Моисей и Аарон пред старейшинами Еврейскими и пред Фараоном. Казни на Египет. Объяснение Евангелия и неделю 28. Избиение Египетских первенцев, Прообраз пасхального Агнца. Выход Евреев из Египта. Переход через Чермное море. Объяснение Евангелия в неделю пред Рождеством Христовым. О простоте во Христе. Жизнь и деятельность Митрополита Московского Филарета. Устроение скинии и учреждение священства. Обрезание Господне. Жизнь иеромонаха Серафима Саровского. Сорокалетнее странствование Евреев по пустыне. Смерть Моисея. Иисус Навин. Объяснение Евангелия в неделю пред Крещением. Филарет Митрополит Московский. Вступление Евреев в землю обетованную. Переход через Иордан. Взятие Иерихона. Собор св. Иоанна Предтечи. Смерть Иисуса Навина, судии Израильского народа. Гедеон. Пророк Самуил. Объяснение Евангелия в неделю Мытаря и Фарисея. Саул царь Израильский. Давид царь. Соломон. Объяснение Евангелия в день Сретения Господня. Разделение царства Израильского между Ровоамом и Иеровоамом. О посте. Взятие пророка Илии на небо. Пророк Елисей. Объяснение Евангелия в первую неделю Великого поста. Что такое анафема? Призвание Исаии к пророчеству. Призвание Иеремии к пророческому служению Пленение Вавилонское. Пост и невоздержание. О Навуходоносоре. Ананий, Азарий и Мисаил. О средствах заглаждения грехов. Житие св. Евдокии. Валтасар, сын Навуходоносора. Пророк Даниил. Объяснение вечернего богослужения. Помазание Давида на царство. Возвращение Иудеев из плена и построение ими второго храма. Нравственное состояние христиан трех первых веков христианства. Ожидание Спасителя мира. Праведные Иоаким и Анна. Рождение и воспитание пресвятой Девы Марии. История праздника Покрова Пресвятой Богородицы и о ходатайстве Святых. Житие св. Петра, митрополита Московского. Младенческая жизнь Господа Иисуса Христа в Вифлееме. О провождении воскресных и праздничных дней. Житие святого Алексия, митрополита Московского. Житие святого Ионы, митрополита Московского. Житие святого Филиппа, митрополита Московского. О пути ко спасению.
б) Статьи исторического содержания и друг.: Марфа Петровна Апарина. Странноприимный дом в г. Владимире и его первая основательница. Волга и ее значение для России. Бородино. Смутное время на Руси. Царевич Димитрий и Борис Годунов. Крушение фрегата. О ворожбе и гаданье. Об уходе за тифозными больными. Воцарение дома Романовых. Геройская оборона Баязета. Христофор Колумб. О насекомых полезных и вредных для человека и его хозяйства. Восковая церковная свечка. Самозванщина. Переправа русских войск через Дунай у Галаца и Браилова. Бой Весты. Храм Христа Спасителя в Москве. Начало Руси. Противники и сторонники семейной жизни в расколе. Александр I Благословенный. О приведении детей к послушанию. Славяне, их быт и нравы. Призвание Рюрика. Олег. Игорь. Св. Ольга. Святослав. О неизбежности скорбей. Религия язычников Славян. Деятельность Владимира до принятия им христианства.
В январе и феврале месяцах до того стало собираться много слушателей, что зал окончательно не мог вмещать всех желающих присутствовать на чтениях. Несмотря на сильную вентиляцию и предварительные охлаждения зала, к концу чтений трудно бывало дышать. Понятно, что в подобную тесноту немыслимо было пускать детей, почему для них пришлось открыть особые чтения, которые производились по вторникам с трех часов дня. Для детей читались статьи, а более произносились рассказы по содержанию доступные к их понятиям; в конце же чтений показывались картины, из коих некоторые были с движением, так что для этого рода слушателей распорядители чтений старались соединять полезное с возможным развлечением. Подобное же чтение было произведено в зале женского духовного Училища в день акта, при чем статьи читали: инспектор заведении протоиерей А. Сервицкий и некоторые из классных дам. Можно с полной достоверностью сказать, что чтение доставило детям и пользу и удовольствие. Желание доставить возможность присутствовать при чтениях тем обывателям города Владимира, которым по причине переполнения читальной залы библиотеки не удавалось найти в ней места, побудило Братство стараться об открытии чтений в двух пунктах города, что и было осуществлено двумя священниками: Андреем Ивановичем Виноградовым и Александром Михайловичем Альбицким.
Отец Виноградов, настоятель Сретенской церкви, находящейся в Солдатской слободе, удаленной от Братской библиотеки, воспользовавшись большим стечением народа в церкви 8 ноября, побеседовал о благотворной цели имеющихся открыться воскресных чтений и указал место и время для оных.
Местом назначен был теплый и светлый храм; — время избрано от 3 час. пополудни до 4 ½ и 5 часов (смотря по объему приготовленного материала для чтений). На первое чтение собралось 156 человек. Престарелые и слабые помещались на пяти длинных окрашенных скамьях, устроенных усердием одного из прихожан; остальные слушали все время стоя. Каждое чтение начиналось молитвой «Царю небесный» и оканчивалось «Достойно есть». На первых восьми чтениях изложены были поучения, в которых последовательно говорилось о путях, ведущих ко спасению; за поучением прочитывалось очередное воскресное Евангелие с подробным объяснением и нравственными выводами (по руководству оо. протоиереев: Михайловского и Свирелина). Затем читались жития Святых, изложенные на русском языке Бахметевой. На все чтения приглашаемы были ученики третьего приходского училища, живущие не вдалеке, и они всегда охотно являлись. По объяснении Евангелия и жития Святых, один или два мальчика повторяли слышанное. Такой способ практиковался священником во-первых для того, чтобы детей заставить быть внимательными, а во-вторых и для того, чтобы их детский, безыскуственный, но верно переданный, рассказ более и крепче усвоился и взрослыми, особенно неграмотными. Какая заметна была неописанная радость на лице мальчика, отчетливо передававшего все слышанное! Не менее проглядывала она и в родителях, любовавшихся тем, что дети их измлада научаются понимать божественное Писание. В неделю святой Четыредесятницы к обычным объяснениям и чтениям присовокуплялись беседы о необходимости исполнения каждым православным христианином долга Исповеди и св. Причащения. Количество слушателей в Великом посте доходило до 180 человек; только 4-ре чтения отмечены, как малолюдные, от 20 до 40 человек, именно в две недели после Рождества Христова, в мясопустную и сыропустную. За каждое чтение собравшиеся ответствовали священник непритворною благодарностью, с выражением полного сожаления только о том, что это для читающего напряженно-трудно. Во время посещения прихожан в праздника священнику приходилось слышать благодарность и в таких словах: «какое вы благодеяние оказали, батюшка, своими воскресными чтениями — дети наши вместо обычного кулачного боя, беспокоившего многих, теперь поучаются в Законе Господнем; а мы — пожилые, склонные от праздности к пустословию и пересудам, идя после обеденного отдыха в Храм Божий само собою оставляем эту слабость, да и наплачемся досыта, слушая какие страшные мучения терпели подобные же нам люди и какие величайшие подвиги предпринимали для очищения себя от грехов; теперь и на вечера выносим от вас много доброго материала для разговора в семье». Чтения эти продолжались до Святой недели.
В последствии, при наступлении Великого поста, когда число желающих присутствовать при чтениях еще более увеличилось, чтения были еще открыты в центре города при Знаменской церкви отцом Альбицким и производились следующим образом: к двум часам пополудни, заблаговременно ставились: аналогий у подножия величественно-возвышающегося, по самой средине храма, св. Креста, а для слушателей—четыре большие, длинные скамьи по обеим сторонам входной арки, против самого Креста. Каждое чтение как начиналось так и оканчивалось молитвою пред Распятием, пред которым, кроме обычной теплящейся лампады, на время чтений всегда возжигалась пожертвованная от слушателей большая свеча. Предметом чтений, сообразно самому времени их открытия, были избраны: учение св. православной церкви о таинствах Покаяния и Причащения и повествование о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, так что каждое из них само собою разделялось на две половины: вначале говорилось о таинствах, а потом о страданиях Спасителя. Велись чтения более живой, изустной речью, чем по книге, и хотя продолжались по два часа, а иногда и более, выслушивались, при величайшем порядке и глубокой тишине, с полным, если не благоговейным, вниманием. На лицах многих из слушателей нередко виделось самое искреннее и сердечное, молитвенно-религиозное настроение, запечатлеваемое невольно пробивавшейся слезой, или слабо сдерживаемым глубоким вздохом. Ясно было, что чтения удовлетворяли не одному простому, праздному любопытству... Слушателей на чтениях было до 200 и 300 человек, так что скамьи служили только старым и малым, да не совсем здоровым, а остальные должны были слушать стоя.
За сим переходим к чтениям, производившимся в некоторых местностях губернии.