Главная
Регистрация
Вход
Четверг
15.11.2018
19:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 537

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [972]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [54]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [35]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Протоиерей Александр Ильич Сервицкий

Протоиерей Александр Ильич Сервицкий

Протоиерей Александр Ильич Сервицкий, видный общественный деятель во Владимирской губернии, сын дьякона, родился в селе Алексине, Ковровского уезда, Владимирской губернии, 13 февраля 1837 года. Младший брат Сервицкий Николай Ильич (учитель Шуйского духовного училища) родился в 1840 году.


Протоиерей Александр Ильич Сервицкий

Первоначальное образование и воспитание получил в Шуйском духовном училище, и затем — во Владимирской духовной Семинарии. Поступил из высшего отделения Владимирской духовной семинарии в С.-Петербургскую духовную Академию, А.И. закончил там высшее образование в 1861 году со степенью кандидата Богословия.
28 декабря 1861 года г. Обер-Прокурором Св. Синода он определен был преподавателем во Владимирскую духовную Семинарию по предметам Логики, Психологии, Патристики и Латинского языка. На первом же году своей службы в Семинарии молодой преподаватель философских наук взял на себя инициативу по устройству и приведению в порядок ученической библиотеки, которую он и поставил в лучшем против прежнего виде, дав таким образом ученикам возможность читать в большем количестве серьезные произведения.
Александру Ильичу Сервицкому, по самому свойству преподаваемых предметов, пришлось не мало поработать для систематического и ясного, вполне понятного для юношей – изложения преподаваемых наук, а как преподавателю философии – и создавать нечто новое, до него неведомое в семинарии. Несомненно, целые поколения духовенства Владимирской губернии и его детей, усиленно эмигрировавшие в 70-х и 80-х годах в светские учебные заведения, прошли одну общеобразовательную школу, где не мало воздействовал на учащихся и Александр Ильич. Во времена преподавания во Владимирской семинарии Сервицкого, благодаря ему и К.Ф. Надеждину, царила в этом учебном заведении особая атмосфера, благоприятная для учащихся и помогавшая им идти сознательно намеченным путем. Во всяком случае, личность Александра Ильича, как преподавателя, заслуженно должна занять подобающее место в памяти питомцев.
17 мая 1862 года рукоположен был Преосвященным Иустином во священника к Богородицкой, города Владимира, церкви, с оставлением за ним и учительской при Семинарии должности.
Александр Ильич в 1864 г. поднимает очень важный для городского духовенства принципиальный вопрос – об улучшении быта городского духовенства (в «Православ. Обозрении» и «Владимир. Губ. Ведом.») – именно средствами городского общества. Мнение молодого автора возбудило полемику и тем дало толчок ко всестороннему обсуждению вопроса. Здесь о. Сервицкий сразу заявил себя устойчивым публицистом. Вероятно, это обстоятельство было причиной и того, что бывший тогда епископом Владимирским Феофан поручил ему (вместе с К.Ф. Надеждиным) составить программу для издания местных «Владимирских Епархиальных Ведомостей», а потом и редактирование этого издания.
В 1864 году он утвержден был редактором «Владимирских Епархиальных Ведомостей» и назначен цензором местного Цензурного Комитета.
Получив возможность не стесняясь изложить profession de foi, Александр Ильич не замедлил заняться разработкой насущных вопросов, касающихся как быта духовенства, так и его учебных заведений; много писал он сам, не мало вызвал к литературной деятельности и сотрудников. За все время существования Епархиальных Ведомостей никогда не разрабатывалось на страницах издания так много и всесторонне общебытовых вопросов, как при о. Сервицком (до мая 1873 г.). Эта сторона деятельности А.И., конечно, не была бесплодна: она, с самого начала поставив местный орган печати на должную высоту, будила в духовенстве сознание его прав и обязанностей.
Не мало статей поместил А.И. Сервицкий и другого рода: это – по большей части историко-литературные очерки, которые, не составляя особого вклада в науку, отмечали – при общем безмолвии – переживаемые события и тем знакомили с ними местное общество.
4-го апреля 1865 во Владимирской духовной Семинарии состоялось торжество в честь столетия со времени кончины М.В. Ломоносова.
В 1866 году о. Александр определен был членом ревизионного Комитета для проверки отчетов по епархиальному ведомству за 1865 год, а также для наблюдения в течение 1866 года за производством хозяйственных работ по Семинарии, в следующем же году избран был членом педагогических собраний Правлении Семинарии.
В 1868 году он определен был членом распорядительного при духовной Консистории Комитета по преобразованию духовных училищ Владимирской епархии и членом строительного Комитета по перестройке семинарских зданий приспособительно к требованиям нового устава. При преобразовании Семинарии в 1869 году поручено ему было преподавание Обзора философских учений, Психологии и Педагогики и заведывание Воскресной при Семинарии школой. В том же году определен он был членом, а в 1873 году — председателем Комитета по разбору, с ученою целью, архива духовной Консистории.
Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества открыт 24 мая 1870 года, в котором с самого его начала А.И. Сервицкий был делопроизводителем по Комитету.
В 1870 году за безмездное, в течение 1869/70 учебного года, преподавание Педагогики в епархиальном классе обще-епархиальным съездом духовенства объявлена ему благодарность. В 1871 году, по определению Правления Семинарии, утвержденному Преосвященным, командирован он был на ревизию Муромского духовного училища по всем частям управления.
21 декабря 1876 г. утвержден цензором проповедей, составляемых священнослужителями городских и сельских церквей, преподаватель Семинарии, священник Александр Сервицкий.
В 1876 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
В 1878 году о. Александр определен был инспектором и законоучителем Владимирского женского епархиального училища.
Помимо семинарии о. Сервицкий долгое время принадлежал и другому учебному заведению в г. Владимире: по назначении М.И. Хераскова ректором семинарии, Александр Ильич был определен в июле 1878 г. на его место инспектором классов и законоучителем Владимирского женского епархиального училища. И он оказался вполне достойным заместителем Хераскова. В 1879 и в 1883 годах общеепархиальным съездом духовенства засвидетельствована ему была искренняя благодарность за усердные труды его по епархиальному женскому училищу и усердное содействие его пользам означенного училища путем расположения разных состоятельных лиц к значительным пожертвованиям на нужды училища.
В 1881 году умер Яковлевский Афанасий Николаевич (1804-1881) - преподаватель Владимирской духовной семинарии.
Публичные чтения в городе Владимире в 1881-82 гг.
В 1881 году, по представлению епархиального Начальства, за отлично-усердную службу церкви Божией, удостоен Св. Синодом возведения в сан протоиерея. В 1882 году епархиальным Архиереем разрешено ему носить золотой наперсный крест с драгоценными украшениями, подаренный ему Членом Св. Синода Протоиереем И. В. Рождественским.
Празднество во Владимирской духовной Семинарии по случаю Коронования Государя Императора и Государыни Императрицы 15 мая 1883 г.
В 1886 году Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени.

28 декабря 1886 года исполнилось 25 лет учебной и педагогической деятельности о. Протоиерея А. Сервицкого в Семинарии.
«Чествование заслуг юбиляра на учебно-воспитательном поприще было таким образом. 28 декабря 1886 года, по окончании Божественной литургии, юбиляром отслужено было благодарственное Господу Богу молебствие, за которым присутствовало не мало сослуживцев юбиляра и почитателей его заслуг. Непосредственно по окончании молебствия юбиляр отправился к Владыке принять от Него архипастырское благословение; при чем получил от Владыки на память изображение св. первоучителей Славянских Кирилла и Мефодия, а также — фотографическую карточку Высокопреосвященного. Возвратившись от Владыки в свой дом, о. Александр встретил здесь многих сослуживцев, товарищей и частных лиц, явившихся к нему с целью приветствовать его в многознаменательный для него день, а также — много писем и телеграмм, полученных с разных концов России. Письма эти и телеграммы наглядно свидетельствовали о признательных чувствах и отношениях к юбиляру лиц, принадлежащих к разным классам общества, проходящих различные профессии, — следовательно, они свидетельствовали о разносторонней полезной деятельности юбиляра. Количество их, и без того большое, еще более увеличилось бы, если бы большинство бывших учеников юбиляра знало о дне его юбилея. Но, как видится, многие из прежних учеников юбиляра совсем не знали о дне его юбилея, так как из лиц, поздравлявших с юбилеем, некоторые прямо и откровенно заявляли, что они, только по счастливой случайности узнав о дне юбилея, имеют возможность принести юбиляру поздравления. Из большого количества писем и телеграмм, полученных юбиляром в день юбилея, позволяем себе привести здесь письмо бывшего ученика о. Александра Ильича, а теперь экстраординарного профессора Московской духовной Академии, Петра Ивановича Цветкова, как наиболее других характеризующее заслуги юбиляра. «Четверть века, пишет почтенный профессор, быть преподавателем в духовной Семинарии, четверть века воспитывать и приготовлять к доброй жизни едва выходящих из отрочества молодых людей, при высоких требованиях, предъявляемых в настоящее время к преподавателям и при скромном вознаграждении, — дело почтенное и заслуга не малая. Я хорошо помню и то добро, которое Вы мне лично оказали вовремя нашего знакомства, продолжающегося целые двадцать пять лет. Вы были моим учителем в философском классе Семинарии, направляли и руководили меня в те годы моей жизни, когда ум человека бывает не зрел, но пытлив, и когда бдительное и умелое руководство наставника особенно бывает дорого. Когда я оставил Семинарию, Вы направляли мои первые писательские опыты и дали им место в Епархиальных Ведомостях, которые начали тогда издаваться под Вашей редакцией. И в разных других случаях я в Вас встречал участливое отношение и получал от Вас добрый совет. С искреннею признательностью к Вам за добро, мне Вами оказанное, и желая, чтобы Ваша преподавательская деятельность еще многие годы продолжалась на пользу родной Семинарии, имею честь быть П. Цветков, экстраординарный профессор М. Д. Академии». В других письмах и телеграммах бывшие ученики о. Александра по Семинарии благодарили юбиляра за то, между прочим, что он умел ободряющим образом действовать на своих воспитанников, и если в ком замечал способности к науке, то, хотя бы такой ученик и ленив был, он заставлял его браться как следует за учебное дело к таким образом выводил в люди.
Вечером того же дня 28 декабря корпорация Семинарская, собрав предварительно, по добровольной подписке в честь юбиляра, потребную сумму, пригласила о. Александра Ильича в квартиру сослуживца и одного из лучших товарищей его, преподавателя Семинарии П.А. Белоярова, где приготовлено было приличное угощение. Товарищеская вечеринка эта имела ту особенность, что в ней, кроме тесной семьи сослуживцев и товарищей, а также нескольких бывших учеников юбиляра, приняли участие и дамы — жены сослуживцев и товарищей его. За ужином первый тост в честь юбиляра предложен был о. Ректором Семинарии, который пожелал юбиляру и впредь всего лучшего и светлого в жизни за полезное служение его в Семинарии. В ответ на приветствие о. Ректора юбиляр высказал, что он с своей стороны всеми мерами старался служить честно и добросовестно. Не считая никакого занятия унизительным для себя, лишь бы занятие это было честно и имело в виду хорошее, он проходил разные должности и не только по учебному, но и по другим ведомствам. «Если скажу: безупречно и с большим успехом работал, продолжал юбиляр, то это будет с моей стороны пошлое самохвальство, если скажу вовсе не было успехов — выйдет излишнее и несправедливое самоунижение. Это — о прошлом. Что касается будущего, то я готов и впредь работать усердно, лишь бы откровенно указали мне, где с большей пользой и мог бы приложить свои силы и старания. Человек я бездетный, — следовательно — более или менее свободный и независимый. А потому и потрудиться с пользой для дела располагаю большими средствами, большим количеством свободного времени, чем многие другие».
Второй тост в честь юбиляра предложен был преподавателем Семинарии П. А. Белояровым. Оговорившись предварительно, что деятельность юбиляра многостороння, г. Белояров, как представитель товарищеского кружка, собравшегося чествовать виновника торжества, обратил особенное внимание присутствовавших на одну добрую сторону в характере юбиляра — на прекрасные отношения о. Александра Ильича к товариществу. Речь г. Белоярова — прекрасная по глубине искреннего, товарищеского чувства и сердечной, дружеской задушевности — вполне заслуживает того, чтобы привести ее дословно, в целом виде. Вот эта речь.
«Не много слов, дорогой, дерзаю сказать — товарищ из товарищей, я могу сказать тебе в сии минуты, — от избытка сердца иногда и уста безмолвствуют; не широка будет и тема моей речи, хотя двадцатипятилетнее поприще, тобою пройденное, много дает пищи для слова. Мне хочется сказать тебе и о тебе, как о товарище. Прости, если я в своей речи коснусь только этой черты твоей жизни и службы; право, в человеке, в людях всего милее всегда именно эта сторона. Там, где силен и крепок дух товарищества, там все как-то особенно хорошо: тихо, светло, тепло. ... И люди там чаще видятся, и в нужде ни за что не покинут друг друга, — а если и поссорятся, так сейчас помирятся. Нет здесь ни задних мыслей, ни мелочного самолюбия, ни каких либо счетов, над всем царит мир и любовь и Божья благодать.
Конечно, это — идеал; но в тебе, дорогой товарищ, сильны были проявления этого духа.
В самом деле, если первый признак господства товарищеского духа в известной среде выражается в том, что люди близко живут между собою, — дня, так сказать, не могут прожить без того, чтобы не увидаться друг с другом, не сойтись вместе, не поделиться между собою своими мыслями, чувствами, взглядами, интересами, то, — Александр Ильич, — где больше, как не у тебя, мы сходились, да и теперь сходимся для такого взаимо-общения? А в прежнее-то время, доброе, старое время, как говорят у нас, не твой ли дом был, можно сказать, центром, куда мы собирались все до единого? Не у тебя ли особенно оживлялась наша товарищеская беседа, переходя незаметно от шутки и обыденной речи к серьезному разговору о тех интересах, которые всегда должны быть дороги для всех нас? Не у тебя ли особенно мы всегда делили время и весело и умно? Наконец, кто не знает твоего гостеприимства? Кто не бывал у тебя, кто не кушал твоего хлеба-соли? Вот факт — факт на лицо. ... Как ни трактуйте его, но истинное объяснение его то, что есть, значит, в тебе, Александр Ильич, что-то такое, что влечет к тебе других, — что, значит, в тебе самом сильно развит дух общения, дух взаимности, дух товарищества — тот дух и та сила, которые и в тебе самом рождают горячее стремление к общению с другими, и других в свою очередь невольно привлекают к тебе.
Но это только внешняя сторона проявления товарищеского духа. Проба товарищества и высшее выражение его сказываются в искреннем расположении друг к другу, в горячем желании послужить другому, — одним словом — в том, на что указывает Господень друг: «не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1 Иоан. III, 18 ).
Александр Ильич! Если стремление к внешнему общению с другими в тебе так сильно, что составляет факт, который у всех на лицо, то твое участие к другим, желание сделать добро другим, послужить в нужде другому — также факт. Я не говорю уже о родных твоих, в которых ты полагаешь душу и сердце, — всякий, кто ни обращался к тебе, всегда находил и, вполне уверен, всегда найдет добрую помощь и самое теплое участие. Знаю это по своему собственному, глубоко мною чувствуемому, опыту, — знаю опыты твоей помощи и другим товарищам. Не могу особенно при сем не вспомнить одного твоего подвига товарищеской помощи, — помощи, оказанной тому, кого, увы, давно ужe нет на свете, но имя которого всегда у нас свято хранится на устах и в сердце. Я говорю об Андрее Ивановиче Боголюбове. Подвиг твоей товарищеской помощи, оказанной Андрею Ивановичу, был дорог и высок особенно потому, что был подъят тобою в утешение товарищу - умиравшему и оставлявшему после себя малюток — сирот.
Дело было так. Больной Андрей Иванович в последнее время находился в земской больнице. За несколько дней до кончины Андрея Ивановича болезнь его приняла настолько серьезный оборот, что врачи должны были откровенно сказать товарищам и сослуживцам его, приходившим навещать больного, что дни его, даже часы, сочтены. В одно из посещений своих умирающего сослуживца и товарища о. Александр Ильич, узнав от врачей об имеющей чрез несколько часов последовать кончине г. Боголюбова, несмотря на глубокую и глухую осеннюю полночь (был 1-й час за полночь), немедленно отправился к бывшему в то время Губернатором г. Струкову и упросил его, чтобы он распорядился тотчас же прислать в больницу комиссию из врачебной управы для освидетельствования положения больного, которого к 6 часам утра не стало в живых. Немедленное прибытие означенной комиссии в больницу оказывалось необходимым в виду того, чтобы иметь возможность хлопотать о пенсии семейству умирающего г. Боголюбова, на каковую умирающий, как прослуживший менее 25 лет, не мог рассчитывать без формального медицинского освидетельствования. Поступок о. А. Ильича в данном случае настолько характеристичен, что мы сочли своим нравственным долгом поведать о нем в нашей духовной летописи на память и поучение людям скудного любовию к ближним нашего времени.
И вот еще, что нужно сказать о тебе: ты не только стремишься помочь другому, но непременно и поможешь, сумеешь помочь. Это, конечно, потому, что ты не только муж, сильный в науке мудрости, но и мудрец в жизни. — Вот тебе, Александр Ильич, мое малое, но искреннее, сердечное приношение в великий для тебя день! Позволь же обнять тебя, дорогой товарищ, крепко, братски, и пожелать тебе паче всего доброго здоровья, которое сугубо необходимо для нас — пожилых людей, а все остальное, при помощи Божией, в достаточной мере приобретено тобою в двадцатипятилетнее служение твое Церкви Божией, нашей родной школе, товариществу и обществу».
Выслушав внимательно речь г. Белоярова, — глубоко прочувствованную, — юбиляр сердечно отблагодарил своего искреннего товарища за оказанную ему великую честь. При этом виновник торжества любезно - обязательно отблагодарил и дамское общество, удостоившее его в торжественный и знаменательный для него день своим посещением.
Пред окончанием ужина предложен был тост в честь юбиляра бывшим учеником его по Семинарии, а теперь преподавателем Сергиево-Посадской прогимназии Г.Г. Нарбековым. Выразив свое удовольствие по поводу исполнения двадцатипятилетия учебно-воспитательной службы Александра Ильича в Семинарии, г. Нарбеков высказал, что ему, случайно попавшему на юбилей, особенно лестно и приятно приветствовать юбиляра, как бывшему признательному ученику его, хотя и не принадлежавшему в настоящее время к духовно-учебному ведомству.
Так почтила корпорация Семинарская день двадцатипятилетней годовщины учебно-воспитательной деятельности о. Александра Ильича во Владимирской духовной Семинарии!» (К. Вознесенский. «Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный» 1887 года).
В 1890 г. он переведен был из гор. Владимира в г. Покров в соборные протоиереи. Прослужившему 30 лет во Владимире о. протоиерею Сервицкому не охотно жилось на новом месте, его тянуло во Владимир, и в один из приездов, 6 февраля 1897 года, он внезапно скончался во Владимире.

ИСТОРИЯ города Владимира

Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества
«Владимирские епархиальные ведомости»
Протоиерей Михаил Иванович Херасков
Иеромонах Иосаф (Гапонов)
Н.С. Стромилов

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (19.10.2016)
Просмотров: 484 | Теги: Владимир, Покров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика