Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
04:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Храмы города Покрова

Храмы города Покрова

Антониева пустынь

Антониева пустынь находилась там, где сейчас стоит Покровская церковь, в низине у реки Шитка, слобода подмонастырская там же.
Пустыни, монастыри часто носили имя их основателей. Святых с именем Антоний много, но жизнь ни одного из них не связана с этими местами. Значит, это был старец с таким именем, или монастырь был назван в честь, например, Святого Антония Киево-Печёрского, который был особо почитаем в Православной Руси, так как с устава, введённого им по образцу Афонских монастырей, образовывались уставы других российских монастырей. По мнению краеведа В.В. Ястребова старцы пришли сюда с севера. Присоединение Северской земли к Московскому княжеству произошло именно во время первого упоминания Антониевой пустыни.
Краевед Большакова Н.В. предполагает, что пустынь образована монахами Троице-Сергиевского монастыря ("Вотчины Троицко-Сергиевского монастыря". Москва 1999 г.).
До 70 монастырей было основано в Северо-Восточной Руси учениками и последователями "игумена земли Русской" Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевского монастыря.
Уединенные кельи, пришедших в эти места монахов, их безмолвное отшельничество привлекло сюда и других людей, стремившихся посвятить себя служению Богу. Собравшаяся братия образовало монастырское сообщество, местность рядом с монастырём постепенно заселялась. Бывало часто на Руси, что через некоторое время настоятель мог снова удалиться в "пустыню", и тогда возникал новый монастырь. И это движение помогало колонизации, освоению земель Северо-восточной Руси, окультуриванию дикой природы, расчистке леса под пашни (в Антониевой пустыни в начале XVII века его было расчищено "пашени церковной "худые земли" по 10 четв. (примерно 6 гектар) поле и сенного покоса на 20 копен" "Спутник по Владимирской губернии" Ушаков, 1913 г.). В.О. Ключевский так описывал этот процесс: "Вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские поселения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувшийся к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался".

Н.В. Большакова пишет, что ещё в XV в. Василий III, сын Дмитрия Донского пожаловал Троице-Сергиевскому монастырю "всю Клязьму не возбранно", и Антониева пустынь, была в ведении этого монастыря. Этот монастырь мог быть "приписанным" к Троице-Сергиевскому, его филиалом "баз посягательств на автономность".
В Писцовых книга Переславля-Залесского (1628-1631 гг.) монастырь отмечен под названием Антоннева пустынь с церковью Покрова Пресвятой Богородицы и с приделом Святого Сименона. В книге "Переславская десятина" написано о пустыне так: "церковь Покров Святыя Богородицы, монастырь особняк, Антониева пустынь…". Слово "особняк", наверное, и обозначает автономность. И здесь же очень интересные строки, говорящие о заботе патриарха о пустыни:
"142 год (1633 год) мая 25 покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую про братию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано".

Нет данных о том, какой была пустынь в XVI в. Некоторые данные есть по XVII в.:
1627-1628 гг. - 34 двора в пустыни.
1639 год - 51 двор, дани взято 15 алтын.
1640 год - дани взято 25 алтын и 2 деньги.
1653 год - дани взято 2рубля, 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов).
1654 год - моровое поветрие, многие умерли.
1672 год - произошел большой пожар.
1677-1678 годы - 36 дворов и 1 двор пустой.
1679 год - 37 дворов, 3 двора церковного притча, 5 лавок, 3 "амбара".
По другим данным в 1678 г. было до 132 дворов в пустыни.
Показания священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати ("Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель", "Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края").

У П. Строева читаем, что в 1635 г. монастырь был Домовой Патриарший. Значит, подчиненность, принадлежность могла быть двойная: к Троице-Сергиеву монастырю и к Патриаршему дому.
С 1649 г. управлением монастырями стало осуществляться Монастырским приказом, который проводил государственно-финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений - торгово-ремесленных слобод и дворов на посадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. В 1678 - 1679 гг. патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего дома в 1649 г. подмосковную Савинскую слободу, и тогда Антониеву пустынь приписали к Патриаршему дому. В 1633 или 1635 гг. монастырь стал Домовым Патриаршим, а 1678—1679 гг. Патриаршей стала и подмонастырская слобода, получившая отныне название Патриаршее село Покровское.

В 1696 г. началось единодержавие Петра I, и в этом же году он в своих указах потребовал от епархиальных архиереев ежегодно представлять отчеты о доходах и расходах монастырей в Приказ Большого Дворца "без промедления" составить описи монастырей и монастырских владении. В 1701 г. вышел указ Петра, где написано: "В монастыри монахам и монахиням давать определенное количество денег, хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания". Небольшие монастыри подлежали объединению с ближайшими обителями или упразднению, а церкви становились приходскими. Видно, эти указы и послужили упразднению Антониева монастыря на рубеже XVII и XVIII вв.

В 1708 г. был основан Свято-Введенский Островной монастырь иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу́стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Время построения Покровской церкви неизвестно. Можно думать, что она построена ещё до упразднения Покровской Антониевой пустыни.
Покровская церковь уже в каменном исполнении стояла на пространстве Антониевой пустыни, позднее перестроена. В "Трудах Владимирского губернского научного общества по изучению местного края" утверждается, что церковь построена до 1679 года.
В 1808 г. прежняя ее трапеза была разобрана и на месте ее устроена новая в более обширных размерах; в новой трапезе было два престола.
В 1851-53 гг. распространен был и главный Покровский храм; по бокам главного алтаря устроены были два новых придела, в которые были перенесены престолы из трапезной церкви, а там престолы были упразднены.

19 апреля 1868 г. священник Николай Предтеченский определен законоучителем в Покровское приходское училище. 27 сентября 1868 г. священник города Покрова, Покровской церкви, Николай Предтеченский, Его Высокопреосвященством, по сношении с дирекцией училищ, определен законоучителем Покровского приходского училища.

Престолов в храме в кон. XIX века было три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена довольно богато.
Особенно чтимы прихожанами в этой церкви – Животворящий Крест Господень и икона св. Николая Чудотворца; происхождение их не известно.
В особом киоте в церкви хранятся следующия святыни: часть Гроба Господня, часть древа Животворящего Креста, частицы св. мощей Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Иоанна Новгородского, Федора Стратилата, в. муч. Пантелеймона, в. муч. Варвары, Пимена Великаого, Василия Блаженнаого, 43 мучеников в Никополе, в. муч. Евфимии, св. муч. Евтиха, преп. Моисея Угрина, св. муч. Иоанна, преп. Никона Сухого, преп. Агапита печерского врача, преп. Афанасия Затворника печерского, Василия Великого и Николая Чудотворца. В этом же киоте находится серебряный крест, заключающий в себе перст от Гроба Господня, гроба Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова. На кресте надпись: «построи сей крестъ петровский архимандритъ Аввакумъ въ синодальное село Покровъ по своихъ родителехъ».
Из старинных книг в церкви обращает на себя внимание напрестольное Евангелие печати 1644 года. На одной из первых страниц Евангелия нарисована картина Воскресения Христова с подписью стихами:
«Радуйся вси! Смерть ада победихъ,
Верующихъ въ мя отъ узъ ада свободихъ».
Вокруг картины изображены события, предшествовавшия воскресению, а под ними стихи:
1) Чисти есте вы, но обаче не вси
Иуда сребромъ душу свою прельсти.
2) Хлебъ сей и вино – моя кровь и тело.
Ядите пийте нова плода дело.
3) Отче! Да минетъ мене сия чаша!
4) Твори, друже, на что ты пришелъ
Азъ темъ миръ, ты же пругло обрелъ.
5) Аще добре рехъ, почто мя биете,
Аще зле что, то зде да речете.
6) За что ведете безвиннаго къ винну
Судяще творцу судьбу преобидну.
7) Крепости столпъ есть ко столпу привязанъ.
Безгрешный биенъ али грехами связанъ.
8) За сие-ли, бренне, терномъ мя красиши,
Что райски цветы венчали тя, зриши.
9) Безсмертна въ гробъ съ мертвыми влагаютъ.
Мати со други токъ слезъ испускаютъ.
10) Кто мой ученикъ, снимай мя не теломъ,
Будь новъ Иосифъ добрымъ твоимъ деломъ.
11) Распяхся миру да миръ мне распнется
Безъ сего никто въ мире семъ спасется.
12. Несу, любезне, не мой крестъ, но твой,
Неси и ты мой за тяжкий грехъ свой.
Под изображением Евангелистов такого же рода силлабические стихи… Эти силлабические стихи нужно относить или к концу XVII или началу XVIII столетия.

Покровская церковь прежде была главной приходской церковью. Но когда в 1870 г., по прошению граждан города Покрова, св. Синодом разрешено было иметь здесь городской собор, то соборной церковью назначена была не Покровская церковь, а другая Троицкая, а Покровская была приписна к собору, куда был переведен и причт.
Богослужение въ Покровской церкви стало совершаться только в зимнее время.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1750 - 1770 гг.

Ограда и часовни при церкви Покрова Пресвятой Богородицы





Интерьер церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Троицкий собор

Памятный крест у перестроенного Троицкого собора


Памятный крест у перестроенного Троицкого собора

В 1831-1836 гг. купцами Михаилом и Прохором Сарычевыми был выстроен кирпичный Троицкий собор - четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле позднего классицизма с многоярусной колокольней.
Престолов в церкви было три: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах во имя Архистратига Михаила и св. благоверных князей Бориса и Глеба.
До 1870 г. Троицкая церковь была приписной к Покровской церкви, а в 1870 г. переименована в городской собор. Богослужение здесь совершалось летом с 1 мая по 1 октября.
В 1890 г. Протоиерей Александр Ильич Сервицкий переведен был из гор. Владимира в г. Покров в соборные протоиереи. Прослужившему 30 лет во Владимире о. протоиерею Сервицкому не охотно жилось на новом месте, его тянуло во Владимир, и в один из приездов, 6 февраля 1897 года, он внезапно скончался во Владимире.

«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато, но особенно замечательнаго по ценности или древности не имеется.
Причтъ въ Покрове состоялъ прежде изъ двухъ священниковъ, диакона и четырехъ причетниковъ, съ 1857 г. прибавлены были еще священникъ и диаконъ. По переименовании же Троицкой церкви въ городской соборъ, причтъ состоитъ изъ протоиерея, двухъ священниковъ, штатнаго диакона и трехъ псаломщиковъ.
На содержание ихъ получется: отъ службъ и требоисправлений около 6100 руб. въ годъ, процентовъ съ причтоваго капитала (20260 руб.) и арендной платы за церковную землю – 350 руб., а всего около 6500 руб. въ годъ. Для жительства членовъ причта устроенъ особый домъ.
Земли при церкви: пахатной 6 десят. и сенокосной 2 дес.; планъ и межевая книга на землю имеются; земля отдается причтомъ въ аренду за 270 руб. въ годъ.
Покровский соборъ въ тоже время и единственная приходская церковь въ городе. Приходъ, кроме города Покрова, состоитъ еще изъ деревень: Подгородной слободки (близъ города), Стараго Перепечина (4 вер. отъ церкви), Репихова (6 вер.), Молодина (7 вер.), Киржача (7 вер.), Задняго поля (7 вер.), Горы за озеромъ (4 вер.), Новаго Перепечина (10 вер), Глубокова (4 вер.), Домашнева (4 вер.), Горы за речкой (1 вер.) и Емельянцева (2 вер.); во всехъ этихъ поселенияхъ вместе съ городомъ по клировымъ ведомостямъ за 1896 годъ числится 2024 души муж. пола и 2374 души женскаго».

Закрыт не позже 1930-х гг., венчания сломаны.
В 1950-х гг. перестроен, занят Домом культуры.
В 2006 г. вновь создана община собора, планируется восстановление храма.

Часовня Петра и Февронии




Часовня Петра и Февронии

Храм преп. Сергия Радонежского при Покровском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.


Храм преп. Сергия Радонежского


Город Покров
Город Петушки.
Петушинский район
Сенежская волость.
Введенская Островная женская пустынь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (25.09.2016)
Просмотров: 148 | Теги: Петушинский район, Покров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика