Главная
Регистрация
Вход
Суббота
15.12.2018
21:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 551

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [336]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [188]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [42]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Храмы города Покрова

Храмы города Покрова

Троицкий собор

Памятный крест у перестроенного Троицкого собора


Памятный крест у перестроенного Троицкого собора

В 1831-1836 гг. купцами Михаилом и Прохором Сарычевыми был выстроен кирпичный Троицкий собор - четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле позднего классицизма с многоярусной колокольней.
Престолов в церкви было три: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах во имя Архистратига Михаила и св. благоверных князей Бориса и Глеба.
До 1870 г. Троицкая церковь была приписной к Покровской церкви, а в 1870 г. переименована в городской собор. Богослужение здесь совершалось летом с 1 мая по 1 октября.

20-е сентября 1887 года состоялось торжество освящения и открытия церковно-приходской школы в гор. Покрове.
В 1890 г. Протоиерей Александр Ильич Сервицкий переведен был из гор. Владимира в г. Покров в соборные протоиереи. Прослужившему 30 лет во Владимире о. протоиерею Сервицкому не охотно жилось на новом месте, его тянуло во Владимир, и в один из приездов, 6 февраля 1897 года, он внезапно скончался во Владимире.

«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато, но особенно замечательного по ценности или древности не имеется.
Причт в Покрове состоял прежде из двух священников, диакона и четырех причетников, с 1857 г. прибавлены были еще священник и диакон. По переименовании же Троицкой церкви в городской собор, причт состоит из протоиерея, двух священников, штатного диакона и трех псаломщиков.
На содержание их получается: от служб и требоисправлений около 6100 руб. в год, процентов с причтового капитала (20260 руб.) и арендной платы за церковную землю – 350 руб., а всего около 6500 руб. в год. Для жительства членов причта устроен особый дом.
Земли при церкви: пахотной 6 десят. и сенокосной 2 дес.; план и межевая книга на землю имеются; земля отдается причтом в аренду за 270 руб. в год.
Покровский собор в тоже время и единственная приходская церковь в городе. Приход, кроме города Покрова, состоит еще из деревень: Подгородной слободки (близ города), Старого Перепечина (4 вер. от церкви), Репихова (6 вер.), Молодина (7 вер.), Киржача (7 вер.), Заднего поля (7 вер.), Горы за озером (4 вер.), Нового Перепечина (10 вер), Глубокова (4 вер.), Домашнева (4 вер.), Горы за речкой (1 вер.) и Емельянцева (2 вер.); во всех этих поселениях вместе с городом по клировым ведомостям за 1896 год числится 2024 души муж. пола и 2374 души женского».

17-го июня 1915 года скоропостижно от кровоизлияния в мозг скончался протоиерей Троицкого собора о. Павел Матвеевич Соколов.
«12 сентября 1915 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, с поездом Нижегородской железной дороги в 8 ч. 44 м. утра отбыл в гор. Покров и Введенско-Островскую пустынь. На станции «Петушки» для встречи Его Высокопреосвященства выехали: настоятель Покровского собора, свящ. Николай Соколовский, Покровский уездный наблюдатель церковных школ и благочинный свящ. Стефан Покровский. На станции «Покров» встретили Высокопреосвященнейшего Владыку: Городской голова, уездный Исправник и другие уездные чины. В вокзале городской голова Ф. Н. Колчин поднес Высокопреосвященнейшему от имени граждан хлеб-соль. С вокзала Его Высокопреосвященство проследовал в Покровский собор, где встретило Владыку все духовенство г. Покрова и множество граждан. Церковный староста Покровского собора, М. С. Белов и купец Н. Я. Пурусов поднесли Архипастырю от прихожан собора хлеб-соль и икону Покрова Пресвятой Богородицы. После обычного краткого молебствия, Высокопреосвященный Архипастырь приветствовал собравшихся глубоко прочувствованной речью, в которой указал, что мир есть необходимое условие единения в переживаемое нашей родиной тяжелое время и убеждал оставить всякие раздоры и вражду и объединиться к скорейшему и окончательному изгнанию врага из пределов России. Преподав всем собравшимся святительское благословение, Высокопреосвященнейший Владыка отбыл из собора в соборный дом и здесь в квартире настоятеля изволил откушать чая и трапезы.
Отдохнув от пути, Высокопреосвященнейший Архипастырь имел намерение проследовать в Введенско-Островскую пустынь, отстоящую в 3-х верстах от города Покрова. Но пребывание Архипастыря в Покрове совпало с набором ратников ополчения 2-го разряда. По просьбе Уездного Воинского Начальника и Исправника, Его Высокопреосвященство выразил желание напутствовать ратников молитвой и Архипастырским благословением. Ратники собраны были на площадь пред тюремной церковью. Следуя в Введенскую Пустынь, Его Высокопреосвященство посетил сборный пункт ратников, прослушал с ними молебен, после которого обратился к ратникам с речью, выясняя высокий подвиг защиты Веры, Царя и Отечества, который выпал на их долю, ободрял их в предстоящем подвиге и утешал при расставании с семьями. «Ваши глубокие старики—родители найдут приют в наших домах и сердцах, говорил Владыка, ваши жены будут предметом наших забот и попечений, а детей ваших мы сумеем обуть, одеть, накормить и воспитать». Речь произвела глубокое впечатление на воинов и после нее громкое ура Государю Императору, русскому воинству и русскому народу огласили площадь и пропет был гимн «Боже Царя храни». Уездный воинский Начальник провозгласил здравицу Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Алексию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому. При восторженных криках всех собравшихся на площади, благословляющий остающихся Владыка отбыл из г. Покрова в Введенскую пустынь.
В Введенской пустыни Его Высокопреосвященство изволил совершить всенощное бдение в сослужеиии о. Ректора Владимирской д. Семинарии, Архимандрита Павла, ключаря собора и всей братии монастыря.
13-го сентября после Божественной литургии Его Высокопреосвященство в сослужении тех же лиц совершил молебен о даровании победы русскому воинству и затем панихиду по строителе собора — купце А. В. Смирнове и Татьяне Яковлевне.
После трапезы в покоях о. настоятеля, Его Высокопреосвященство изволил осмотреть обитель и в 5 час. вечера отбыл в г. Покров для служения всенощного бдения. Еще до прибытия Владыки довольно вместительный собор был переполнен молящимися пожелавшими видеть служение своего Архипастыря и небывалый в г. Покрове обряд Воздвижения Святого Животворящего Креста.
В 6 час. вечера началось служение всенощной. Пели два хора — Архиерейский и местный. Чудное пение, особенно Архиерейского хора, истовое чтение, канонаршение, чтение шестопсалмия и канона иереями, обряд Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня с чудным напевом «Господи помилуй» производили трогательное впечатление на прихожан собора. Умильно было наблюдать большие с узорами свечи пред местными иконами с надписями от «новобранцев», «ратников ополчения 2-го разряда, призванных 12 сентября»; так ознаменовали приезд Архипастыря собирающиеся на ратный подвиг воины. После пения стихир о. Ректор д. Семинарии. Архим. Павел произнес слово о крестных страданиях Спасителя, как источнике утешения христиан среди бедствий, выяснено было также о. проповедником и то нравственно-очищающее действие, какое оказывают бедствия войны на русский народ.
14-го сентября Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, в сослужении о. Ректора духовной Семинарии, Архим. Павла, Ключаря Кафедрального собора и соборного Покровского причта совершил Божественную литургию. За литургией возведен в сан Протоиерея настоятель Покровского собора, священник о. Соколовский. По заамвонной молитве Высокопреосвященнейший Архипастырь произнес слово о том, что в самое трудное для всех время мы должны искать утешения в самих себе и в истории Русского Государства.
По окончании литургии, Высокопреосвященнейший Владыка, преподав Архипастырское благословение всем собравшимся гражданам, отбыл в дом соборного причта и посетил квартиры всех соборных священников. В 12 час. дня Его Высокопреосвященство посетил дом Председателя Земской Уездной Управы и Члена Государственного Совета — А. В. Ненарокова.
В 6 час. вечера Владыка посетил городского голову г. Покрова Ф. Н. Колчина.
В 9 ½ ч. вечера Его Высокопреосвященство отбыл из г. Покрова на вокзал железной дороги для следования во Владимир. На вокзале собрались проводить Архипастыря: духовенство г. Покрова, городской голова, уездный исправник и народ. В 10 ч. с поездом железной дороги Владыка отбыл во Владимир, куда прибыл в 12 ч. ночи. Здесь встретили Владыку: Эконом Архиерейского дома и городской благочинный» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 39-й. 26-го сентября 1915 года).

Закрыт не позже 1930-х гг., венчания сломаны.
В 1950-х гг. перестроен, занят Домом культуры.
В 2006 г. вновь создана община собора, планируется восстановление храма.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

См. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм во имя Св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова при тюремном замке

Освящение храма во имя Св. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова при тюремном замке, в городе Покрове (20 сентября 1898 года).
Никогда не переводились на Руси доброхотные датели, никогда не оскудевала на ней дающая рука, а любовь к строению и украшению храмов Божиих составляла и составляет отличительную черту истинно-русского человека: и богатый и бедный, один с тысячами, другой с малыми лептами, — все спешат на помощь святому делу, а иные и всю жизнь посвящают ему. Живым подтверждением этой старой истицы служит устроение храма Божия в городе Покрове при тюремном замке.
Нужда в храме Божием здесь чувствовалась давно; в остроге была только часовня, — комната в 6 — 8 аршин. Когда в нее собирались 50 — 60 человек арестантов, то температура и духота делались невозможными. Тяжелее же всего, при этих обстоятельствах, было то, что арестанты лишены были возможности присутствовать на Божественной Литургии. Но и этого мало, — когда одна половина острога за ветхостью признана была непригодного для каких либо жилых помещений, то закрыта была и часовня, находившаяся в ней. Богослужение должно было прекратиться. Но возможно ли было оставить без религиозного утешения людей, для которых молитва составляет единственное утешение, ибо пребывание в остроге, в необычной обстановке, особенно в начале пребывания, в ожидании суда и возмездия, бывает до того тяжело, что если мы не слышим о самоубийствах, то не слышим единственно по неусыпной бдительности и по особенной строгости надзора начальствующих лиц над заключенными; между тем, как о попытках к самоубийствам мы хорошо знаем. Но в древности и подземелья служили храмами: нечто подобное было и у нас: вместо закрытой часовни, тюремный коридор обращен был в молитвенную комнату. В этот коридор приносилась икона, ставился столик с Св. Крестом и Евангелием и начиналось богослужение. Но как это было далеко oт того благолепия, которое подобает дому Божию! Как трудно мысли, при таких условиях, отрываться от земли и возноситься к небесному и Божественному!
О настоятельной нужде в построении храма при Покровской тюрьме узнал некто Иван Каллиникович Зубов, крестьянин Покровского уезда, д. Головина. Когда Господь благословил его достатком, то он стал думать, какую бы жертву принести Богу за Его милости к нему, и совсем, было, решился построить на своей родине школу с обеспечением (тысяч на 18), но ему предложено было в это время устроить храм при Покровской тюрьме, и он решился немедленно приступить к делу: 15-го июня 1897 г. была совершена закладка храма, а 20-го сентября сего 1898 храм был освящен.
Храм устроен во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, с восточной стороны тюремного замка, каменный, алтарем на восток, с восьмиугольной колокольней, с железной на четыре ската крышей, в два света, в 32 арш. длины и 14 ширины, с благоприличным внутренним украшением, — иконостасом под мрамор светло-серого цвета, с золотой резьбой и иконами хорошего греческого письма, с асфальтовым полом и духовым отоплением. Для арестантов, с западной стороны храма, устроены особые хоры с каменным парапетом, от которого до потолка идет массивная проволочная сетка. В храме, кроме арестантов, может помещаться до 400 человек молящихся.
Как трогательны обряды освящения храма! Нельзя без умиления видеть, как св. престол омывается, окропляется, миропомазуется и облачается в свящ. одежды. Но еще умилительнее бывают минуты, когда св. мощи торжественно приносятся к вратам новосозданного храма, когда делается возглашение: «врата, поднимите верхи ваши, и внидет Царь Славы», а потом св. мощи вносятся в храм и этот последний поистине становится домом Божиим. При виде всего этого трудно удержаться от слез. Дивны учреждения правосл. церкви! Дивны храмы Божии! Путнику, приближающемуся к селению или городу, - домов еще не видно, а храм с его крестом уже высится пред его глазами над окружающею местностью, и невольно думается тогда путнику, что здесь все находится под осенением креста, под защитою храма, а затем невольно вспоминается, что и вся жизнь наша от рождения до гроба, находится под благодатною охраною Церкви, невольно тогда глаза поднимаются в небу, уста шепчут молитву и рука творит крестное знамение. Ах, как было бы пустынно у нас, если бы не было храмов Божиих! Поистине св. храмы — краса и счастие Русской земли! Пусть же доброе дело г. Зубова послужит достоподражаемым примером, как богатые люди, в качестве приставников небесного Домовладыки, должны распоряжаться своим богатством! Общество Хоругвеносцев пожертвовало в новоустроенный храм две в. приличные, стоющие более 200 руб., хоругви, а городским головою Иваном Ивановичем Ситновым от лица почетных жителей гор. Покрова поднесена икона Покрова Пр. Богородицы.
При освящении храма, произнесено было два поучения, — одно за Всенощным бдением, а другое за Божественною литургией. Первое поучение было следующего содержания.

«И сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен (I Петр. II. 5). Сими словами Св. Апостол призывает нас быть духовными храмами. Но неужели, спросите, мы можем быть храмами Божиими. В истине Апостольских слов нельзя сомневаться, ибо Апостолы имели ум Христов. Господь для того и благоволит обитать в наших земных храмах, чтобы посредством видимых и рукотворенных храмов соделать нас нерукотворенными храмами Своими.
Для того, чтобы попять это, необходимо, бр., вникнуть в значение обрядов, совершающихся при освящении храмов.
Так, при освящении храма, Св. престол, чтобы быть ему достойным местом присутствия Царя Славы, приготовляется очищением, омовением, окроплением и помазанием Св. мира. Так бывает и с человеком: он омывается крещением, миропомазуется и с той минуты сердце его делается престолом святыни и благодати.
При освящении храма, от огня кадила возжигается новый свет у престола Божия. Чрез это научаемся, что и в сердцах наших, как лампада у престола, всегда д. гореть свет веры и молитвы, и доколе есть в душе молитвенное настроение, дотоле есть духовная жизнь; а если исчезла молитва, то значит, погасла и духовная жизнь. Итак, молися христианин: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
В храме видим подобающее дому Божию благолепие, все церковное украшение да напоминает нам о благолепии нашей души, о чистоте и непорочности сердца.
В храме слышим словеса Пророков, Апостолов и Самого Христа; не внешним только слухом мы должны приникать к чтению, но паче внутренним чувством. Когда слышим церковное пение, тогда и сами должны «воспевать в сердце своем Господеви» (Ефк. V, 19).
В храме совершаются таинства церкви: с благоговением мы должны освящать себя ими, особенно же со страхом Божиим и верою должны принимать животворящие тело и кровь Христовы во освящение души и тела и в жизнь вечную.
Храм Божий есть судилище; фарисей шел в него помолиться, а вышел осужденным. Посему входя в храм, мы должны представлять, что входим в суд, будучи виновными, — вот с каким благоговением и страхом д. входить во храм.
Наконец, в преуготовленный храм свящ. обрядами, во Св. мощах входит Сам Царь Славы, во святых почивающий, «и будут очи Его ту, и сердце Его во вся дни», — очи, чтобы видеть наши нужды, и сердце, чтобы милосердствовать о нас. Посему мы должны помышлять, что предстоим во храме Царю, пред Которым предстоят со страхом и трепетом небесные Силы.
Посещайте же, христиане, неопустительно храм Божий, дабы принимать от его святыни благословение, освящение и просвещение, а иначе не будет пользы от того, что у вас есть храм: «сице глаголет Господ Вседержитель: зане храм мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради и удержится небо от росы и земля оскудит изношения своя» (Aг. I, 9 — 10). Так по образу сего видимого храма вы, бр., и сами, «яко камение живо, зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны благоприятны Богови Иисус Христом».
Боголюбивый строитель храма сего! Когда кто-либо разбогатеет, у того является много прихотей и много забот об их удовлетворении. В немалом затруднении был Евангельский богач: что мне делать, думал он, не знаю, — куда мне собрать плоды мои. Разорю житницы мои и большия созижду. Так, он не нашел лучшего употребления для своего богатства, как есть, пить и веселиться. О Боге, о вечности и бедной душе своей он не подумал. Известно, какой был конец его мечтам. Не без затруднения находился и ты, когда Господь благословил тебя достатком. Какую бы жертву принести Господу, помышлял ты? Где бы устроить храм? И подобно царю Давиду ты положил в сердце твоем: «аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моими и веждама моими дремание и покой скраниема моима: дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю» (Пс. СXXXI, 3 — 4). И ты нашел место самое угодное Господу, среди тех, кто особенно в нем нуждался, среди скорбящих и озлобленных, милости Божией и помощи требующих, там, где был Сам Христос, о чем Он Сам говорил: «в темнице бех». Так ты думал устроить храм для узников, а устроил для Самого Христа: «Мне, говорит, сотвористе». Итак, благодари Господа, сподобившего тебя создать дом имени Его, и да снидет благодать Св. храма сего на тебя, на супругу твою и на чад твоих. «Господь да сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века» (Пс. СХХ, 8).
Что скажем вам, бедные братья наши, темничные узники? Царь Давид в жизни своей ничего, по-видимому, так сильно не желал, как посещать храм Божий. «Едино просих от Господа, то взыщу, говорит Он, еже жити ми в дому Господни, во вся дни живота моего зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. XXVI, 4 — 5). Что же так неудержимо влекло его в храм? Он сам объясняет это, говоря: «яко скры мя Господь в селении своем в день зол моих». Какой день зол разумеет Давид, гонение ли от Саула, бегство ли от Авессалома, или иной какой подобный случай, видно одно, — избавление от опасности получено им при помощи храма Божия. Все ваше здесь пребывание, несчастные братья наши, есть ничто иное, как день зол; вообще тяжело ваше положение, но иногда, особенно в начале заключения, в ожидании суда и возмездия, на вас находят минуты такой тоски, что вы жизни не рады бываете; вот в эти страшные минуты отчаяния идите в храм; здесь вы увидите Христа поруганного и неправедно осужденного; упадите пред Распятым, обоймите Его ноги, принесите Ему свою скорбь, выскажите Ему решимость исправиться, всецело предайте Ему себя, — приложите Его язвы гвоздинныя к ранам своего болеющего сердца, и верьте, не отринет Он ваших слез, скроет вас, как Давида, в селении своем в день зол ваших, и если не избавит от неизбежного наказания, то прольет небесное утешение в скорбное сердце ваше, «ибо близь Господь сокрушенных сердцем» (Пс. XXXIII, 19).
Трудно, скажете, в нашем положении, — в скорби и в озлоблении, служить Господу Богу. Да, трудно, но возможно, и вот вам пример из жизни Св. Апостола Павла. За проповедь Евангельскую в Филиппах его били, заковали в узы и посадили в темницу. Ночью Павел с Силою встали для молитвы. Скорбная темница огласилась звуками христианских песнопений. Узники слушали их в немом благоговении. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы, отворились все двери и у всех узы ослабели. Темничный страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя. Но Павел громко воззвал к нему: не делай себе никакого зла, мы все здесь. Страж в трепете припал к ногам Павла и Силы и сказал: господа мои, что делать мне, чтобы спастись? Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой, отвечали Апостолы. Он немедленно крестился со всеми домашними своими. Так и вы, если будете верно служить Господу, то не только совершите подвиг собственного спасения, но и подадите добрый пример другим узникам, «а обративший грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. V, 20). Пользуйтесь же святынею храма сего во освящение, утешение и душевное спасение.
По освящении храма, храмоздателем предложена была лицам начальствующим и почетным жителям города радушная трапеза, за которой первый тост провозглашен был за Государя Императора с Царствующим Домом, второй за Архипастыря нашего, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия, далее за Начальника Владимирской губернии Генерал-Лейтенанта Цеймерна с Вице-Губернатором Князем Урусовым, потом за храмоздателя и наконец за гостей. Тем и закончился день, достойный занять место в нашей Покровской летописи.
Свящ Н. Предтеченский.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1-го октября 1898 года).

Часовня Петра и Февронии




Часовня Петра и Февронии

Храм преп. Сергия Радонежского при Покровском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.


Храм преп. Сергия Радонежского


Город Покров
Город Петушки.
Петушинский район
Сенежская волость.
Введенская Островная женская пустынь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (25.09.2016)
Просмотров: 2093 | Теги: Петушинский район, Покров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика