Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
09:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [394]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Сенежская волость

Сенежская волость

Сенежская волость названа по имени своего центра села Сенеж (Сенга). Ныне это территория юго-запада Петушинского района Владимирской обл., северо-востока Орехово-Зуевского района и севера Шатурского района Московской обл.
По некоторым данным с XII в. принадлежала Митрополитам Киевским, позже Владимирским и Московским. С XVI в. Патриаршая область (Патриаршина). В XIX в. была разделена на Кудыкинскую и Яковлевскую волость Покровского уезда Владимирской губернии.
В Древней Руси семьи великих и удельных князей, приближенные и дружина князя содержались за счет дани, которой облагалось все принадлежащее князю население и которую собирали сами князья во время своих регулярных походов «в полюдье». Однако, увеличение территорий княжеств заставило отказаться от личного участия князя в сборе дани.
Княжества стали разделять на небольшие по территории участки-волости, а для сбора дани с волости выделяли особых княжеских слуг-волостелей. «Волость» и «волостель» - слова, однокоренные со словом «власть», которое в древне-славянском языке означало не только «право сильного», но и самое «начальство», то есть «власти». Действуя от имени князя, волостель творил суд и ведал административными делами своей территории, а также «кормился» за счет ее населения.
Волости делились на государевы, боярские и церковные (монастырские). В свою очередь, государевы волости и земли подразделялись на дворцовые, приписанные ко дворцу как личная собственность государя, и черные, то есть пока не принадлежащие какому-либо владельцу.
Как административно-территориальные единицы волости существовали на Руси с XI в., а с XV в. волости, тяготевшие к какому-либо городу (иногда к селу), стали объединять в уезды.
Москвичи начали пользоваться для перехода в бассейн Клязьмы более удобным, по сравнению с прежним, водным торговым путем. Прежний шел из Москвы по Яузе, затем - волок из Яузы в Клязьму. Новым же путем суда спускались по реке Москве до устья Нерской, поднимались до верховьев ее и через волок попадали в реку Ушму, а из нее - в Клязьму. Очевидно, в эти времена богатеющая область по Ушме была дана в вотчину российским митрополитам. Из стана Сенег, относившегося к Владимирскому уделу, была выделена митрополичья волость, получившая название Сенег (Сеньга, Сенежская). Сенежская волость - часть Мещерского края - края лесов, озер, болот. Карамзин в «Истории государства Российского» писал, что «уйти в Мещеру, значит спрятаться так, чтобы тебя никто не нашел».
В духовных грамотах Ивана Калиты (1336 и 1339 гг.) Сенежская волость не упоминается. Следовательно, уже тогда она не принадлежала Ивану Калите, хотя он был великим князем Московским и Владимирским.
В книгах окладных церквей Владимирской епархии говорится: «В Сенежской волости на берегу озера Свята было излюбленное место митрополита Киевского и Всея Руси Киприана, здесь он построил церковь во имя Преображения Господня». Здесь впоследствии образовался Святоозерский монастырь.
В 1408 г. по почину великого князя Московского Василия Дмитриевича во Владимир была отправлена группа мастеров для обновления иконостаса и настенных росписей в соборе. В составе группы были известные московские иконописцы: Даниил Черный и Андрей Рублев. К 1410 г. работы в соборе были закончены, и митрополит Фотий в следующем году отправился во Владимир. События 1411 г., относящиеся к поездке Фотия во Владимир, известны по Патриаршей или Никоновской летописи. В изложении эти события выглядят так. В конце июня митрополит прибыл во Владимир и находился там до начала июля. 2 июля после вечерней службы в соборе Фотий, в сопровождении свиты, выехал из Владимира, направляясь в свою волость Сенег. На следующий день, когда Фотий уже был на Преображенском погосте у Святого озера, что в митрополичьей волости, прискакали вестники. Они сообщили, что несколько часов назад, в полдень, отряд татар напал на Владимир. Узнав о недавнем отшествии из Владимира митрополита, они снарядили погоню. Получив эту весть, Фотий немедленно покинул погост и ушел лесными тропами в сторону Сенежских озер. Погоня за Фотием оказалась безрезультатной, татары вернулись во Владимир и включились в царящий там разбой и грабеж. В знак благодарности Богу за избавление от татарского плена Фотий поставил церковь в честь Рождества Богородицы в лесу, на берегу озера Сенег. В своей волости он находился до 3 августа, а затем отправился в Москву. При церкви была образована пустынь, где остался жить иеромонах Пахомий - болгарин, состоявший в свите Фотия.
В «Списке церквей Владимирской епархии» упоминается о монастыре на берегу озера Свято в Сенежской волости на границе Владимирской и Рязанской губерний, основанном митрополитом Фотием. На берегу озера Свята в церкви Преображения Господня погребен ключарь Владимирского Успенского собора Патрикий, замученный татарами во время разграбления ими собора в 1411 г. («Список церквей Владимирской епархии»).
Речка Сеньга является правым притоком р. Клязьмы, имеет длину 37 км. Устье её расположено в Петушинском районе, а исток реки находится рядом с с. Старый Покров (Московская обл., Орехово-Зуевский р-н).
В среднем течении Сеньги находится проточное озеро с таким же названием, а на его берегу с давних пор располагалась деревня (впоследствии село) Сеньго-озеро. Существовал и особый стан с названием Сенег. В устье Сеньги тоже жили люди, там находился починок Сеньга-Лазаревка.
С упразднением патриаршества на Руси Сенежская волость стала собственностью священного Синода и называлась «синодальной». В XVIII в. в ее западной части (той, в которой располагался погост Ореховский с деревнями), кроме синодальных, существовали также вотчинные и помещичьи земли. Эта часть волости прозывалась «Возницыной (или Возминской) половиной» от фамилии вотчинников Возницыных, известных тем, что когда-то они пожаловали церкви на Ореховском погосте очень большой надел земли - 350 десятин (около 380 га.). Возницыным принадлежали некоторые деревушки к юго-востоку от погоста - Власово, Тимонино, Щетинино, Яковлево. Другая часть Сенежской волости, по речке Сеньге, называлась «Заболотской половиной».

В 1764 г. волость стала управляться «Коллегией экономии» и эти земли больше не принадлежали церкви.
В нач. XIX в. Сенежская волость переименована в Кудыкинскую с центром в деревне Кудыкино, Покровского уезда, Владимирской губернии.
В кон. XIX в. часть Сенежской волости принадлежала Егорьевскому уезду Рязанской губернии.

Покровский приход (Покров в Сеньгу)

«Погостъ Покровский при речке Сеньге, что въ Сеньгу, находится въ 70 верстахъ отъ губернскаго города Владимира и въ 27 отъ уезднаго Покрова (Покровский уезд)».
Покровским этотъпогост называется по имени церкви здесь находящейся, именем же Сеньга ныне называется река, впадающая в озеро «Сеньго», а до учреждения губерний и деления ихъ на уезды вся близ лежащая местность известна была под именем Сенежской волости. Вся эта обширная волость с многочисленными деревнями принадлежала Московским и всея Руси митрополитам, а затем и патриархам.
Часть Сенежской волости в кон. XIX века уже находится в пределах Рязанской губернии Егорьевского уезда на границе с Владимирской. В этой части Сенежской волости на берегу озера Свята было излюбленное место митрополита Киевского и всея Руси Киприана; здесь он построил церковь во имя Преображения Господня.

Когда в первый раз была построена церковь на месте Покровского погоста, сведений не сохранилось. Но в нач. XVII в., как видно из патриарших окладных книг, «въ патриарше вотчине въ Сенежской волости на погосте» существовала церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Церковь с таким престолом отмечалась до кон. XVII в. В XIX в. Вблизи Покровского храма находилась деревянная часовня, называемая Никольскою, здесь же были заметны следы бывшего кладбища. Видимо, эта часовня построена на месте бывшей Никольской церкви.
В нач. XVIII в. на погосте появляется церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как это можно видеть из переписных книг 1705 г., при церкви в то время были четыре священника, два дьячка, два пономаря и просвирница.
В 1688 г. здесь была построена другая церковь во имя Св. муч. Флора и Лавра. Из патриаршего дворцового приказа были выданы в эту церковь «оловянные потиръ и дискосъ да два блюда резные» - весом в 3 ф.
В 1741 г. Покровская церковь сгорела и вместо неё построена была новая деревянная церковь в честь того же праздника. В 1763 г. за ветхостью была перестроена и другая церковь. В новопоставленной церкви было устроено три престола: во имя св. муч. Флора и Лавра, Николая Чудотворца и св. Димитрия.
В 1845 г. вместо деревянных церквей начато строительство каменного пятиглавого храма с колокольней.
Престолов в храме было три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящен в 1862 г.), в теплых приделах: во имя св. Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери (освящены в 1851 г.).
Из св. икон особенно чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери. Икона эта в приходе и в окрестных селениях почиталась явленною и чудотворною. Как особо чтимая святыня, в церкви был также крест с частицами св. мощей Антония и Феодосия.
«Причта по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается: а) процентовъ съ причтоваго капитала (1250 руб.) – 50 р., б) отъ службъ и требоисправлений до 1444 р. (въ 1896 г.), в) отъ хлебнаго сбора до 15 руб. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле; ремонт домовъ и отопление производится изъ церковнаго леса.
Приходъ состоитъ изъ Покровскаго погоста и деревень: Николаевской (2 вер. отъ церкви), Мануйлова (2 вер.), Сеньго-Озера (12 вер. По переписным книгам 1637-1647 гг. д. Сеньга-Озеро, расположенное по обоим берегам оз. Сеньго, принадлежала патриарху; в ней тогда было только 3 двора, в 1896 г. 77 дворов.), Савинской (6 в. В переписных книгах 1678 г. половина д. Савинской значится за Иовом Яковлевым Димитриевым, на его половине тогда было 2 двора крестьянских и 2 двора «задворных» людей.) и Филиппова (3 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 902 души муж. пола и 1003 женскаго.
Въ погосте при церкви съ 1889 г. существуетъ церковно-приходская школа; учащихся въ 1895 г. было 46. Въ д. Сеньга-Озеро имеется школа грамоты; учащихся въ томъ-же году было 16». Покровский приход в прежнее время был несравненно многолюднее; в 1796 г. от него отделилась половина с построением церкви в с. Новопокровском (Пашневе) Рязанской губ.; в 1864 г. с устройством церкви в д. Яковлевой отделилась также значительная часть прихода.
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

О найденном близ села Покрова на рч. Мерской на роднике образа Божией Матери Ахтырской

Покровский земский исправник рапортом от 20 июля 1800 г. донес Владимирскому гражданскому губернатору П.С. Руничу, что в день сошествия Святого Духа на роднике на рч. Мерской близ дер. Федотовой был найден образ Божией Матери Ахтырской, обложенный медной ризой, величиной в 7 вершков. Кем был поставлен образ – неизвестно. В тот же день после бывшего на том месте молебствия со святыми иконами образ этот был взят священником села Покрова Никитой Ивановым в церковь Флора и Лавра, где ныне и находится. Явленным образ не почитался, «поелику чудотворения от него никакого не было».
Губернатор, по получении рапорта, обратился с письмом к епископу Владимирскому Ксенофонту, в котором, сообщая о найденном образе, просил преосвященного произвести расследование, «дабы не могли произойти об оном какого либо разглашения и ложные слухи».
Преосвященный Ксенофонт уведомил губернатора, что он прелписал Консисторию послать к благочинному Покровской округи села Осовца священнику Алексею Петрову указ и велеть ему немедленно вместе с священником Павлом и Покровским земским исправником отправиться в погост Покров, что в Сеньгу, куда по прибытии «купно того села с священно-церковно-служителями по утру рано с благоразумною осторожностью и бережливостью» взять принесенный туда с родника образ «Агкирския Божия Матери», который и представить к преосвященному. Кроме того он приказал всех священно и церковно-служителей того погоста выслать в Консисторию и допросить, почему они имели к роднику крестный ход, бывал ли он прежде, с какого времени, и по какому случаю, имеют ли на то указное предписание и пр.
Земский исправник, которому от губернатора также было дано подобное же предписание, донес ему, что он произвел дознание, которое в подлиннике препровождал к губернатору. Вместе с тем он сообщает, что, как ему известно от сотского, приходской священник с. Покрова Никита Иванов «всех посторонних людей уговаривал, дабы о образе истинную не показывать». Из произведенного исправником дознания оказывается следующее: «В день сошествия Св. Духа крестьянин д. Федотовой Григорий Яковлев был послан утром к роднику на рч. Мерской, где в тот день по установившемуся с давних времен обычаю предполагалось молебствие со святыми иконами. Пришедши к роднику, он нашел в находящейся там часовенке неизвестно откуда взявшийся образ Божией Матери Ахтырской. Об этом он тотчас же объявил приходскому священнику, который уже был в их деревне. После совершения молебствия, образ был взят с родника в часовню, находящуюся в д. Федотове, где он оставался около двух недель, а потом был отнесен в церковь Флора и Лавра. При перенесении в эту церковь образ на некотором расстоянии был встречен священником в облачении и поставлен в церкви, где после того стали отправляться молебны».
Чем кончилось дело – неизвестно.
Памятники истории Петушинского района
Покровский уезд
Петушинский район

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (18.10.2016)
Просмотров: 49 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика