Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
04:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Урочище Илькодино в Шатурском районе Московской области

Село Илькодино

Илькодино – урочище (бывшее село) в Шатурском районе, Московской области.
«Село Илькодино при р. Клязьме, на старой Коломенской дороге, находится в 55 верстах от губернского города и в 50 от уездного (Покровский уезд)». [1]

Местность, занимаемая Илькодинским приходом по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчаго пути», изобиловала лесами и была слабо населена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, из-за чего население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 г. за окольничим Семеном Фед. Толочановым записаны — деревня Илькодино и Мишукино, в первой 45 дворов — 127 душ муж. пола, во второй — 14 дворов — 76 душ.
До 1843 года деревни, составляющие Илькодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 верст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илькодина.
В 1831 г. крестьянами деревень Илкодино и Селищ было подано прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Епифанию о разрешении построить новый каменный храм в д. Илкодино по причине удаленности существующей Никольской церкви в Николо-Пустопольском погосте. Прошение было подкреплено доверенностью владельца земли помещика А.К. Поливанова. При этом крестьяне просили выделить на строительство 10 тыс. руб. из церковных средств, перевести в новый приход один из двух причтов Никольской церкви, а также передать в новую церковь само строение церкви, старый иконостас со всеми иконами и колокольню с пятью колоколами. В то время завершалось строительство каменной Никольской церкви и просители, видимо, посчитали, что все это имущество будет не нужно новому храму. На запрос Владимирской консистории священникам и прихожанам Никольской церкви о согласии передать имущество Никольской церкви в новый приход был получен решительный отказ. Создалась конфликтная ситуация, которая, видимо, и затянула начало строительства церкви в Илкодино. В итоге Консистория поддержала священников и прихожан Николо-Пустопольского погоста и просителям отказала.
Деятельную помощь при постройке храма оказали помещик Александр Константинович Поливанов и хозяин Мишеронского стекольного завода С.Г. Костерёв.
26 ноября 1840 г. Владимирская казенная палата приняла решение «деревню Илкодино по случаю выстройки в оной каменной церкви именовать селом Илкодино».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В 1841 г. началось строительство церкви и окончилось в 1851 году. Стены храма расписал крепостной живописец ктитора, за что получил вольную.
В письме священника новой церкви Ивана Цветкова сообщается, что «наряду с другими более всего помог в строительстве и украшении церкви помещик Николай Александрович Поливанов».
В храме устроено три престола: главный в честь Рождества Христова (освящен в 1851 году), в трапезе теплой в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящен в 1844 г.) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1846 г.).

В 1864 году здесь побывал знаменитый русский писатель Николай Николаевич Златовратский и «был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино».
В двух верстах на реке Поле была построена водяная мельница. Владимирский тракт в то время был очень оживленным, мимо проходило и проезжало много разного люда, а поэтому в Илкодино часто проводились ярмарки, был постоялый двор, торговые и питейные заведения.
К 1905 году село насчитывало порядка 100 дворов.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон замечательны: 1) Нерукотворенного Образа, 2) Знамения Пресв. Богородицы, 3) Спасителя и 4) Божией Матери; ризы на этих иконах серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвованы строителем храма помещиком Поливановым; риза на иконе Спасителя сделана в 1788 г., а на иконе Знамения в 1769 г. Заслуживает внимания довольно большая картина, изображающая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана эта картина с итальянского оригинала крепостным Поливанова; за свой труд живописец был отпущен помещиком на волю.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1843 г., исповедные росписи с 1848 г. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (950 руб.) — 38 руб., б) от земли пахотной и сенокосной до 50 р., в) от служб и требоисправлений до 850 р., г) от хлебного сбора с прихожан до 50 р., а всего до 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной около 2 десят., пахотной до 18 дес. и сенокосной 13 дес.
Приход состоял из села Илькодина и деревень: Мишукина (6 вер. от церкви), Селищ (4 вер.) и Передела (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 778 душ муж. пола и 896 женского. [1]

В д. Передел была школа грамоты; учащихся в 1895 г. - 12. [1]
«Илькодинское училище, Селищенской волости, в селе Илькодине. Основано обществом и крестьянином Степаном Григорьевичем Масловым, в 1874 г. Ближайшие училища: Николо-Пустошенское, Мишеронсское и Копнинское в 12 в.
В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12, шириной 12, вышиной 4 ½ арш. Учебных пособий не достаточно — на 50 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Цветков, студент Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 1863 г., а в настоящем училище с 1874 г.; учитель Владимир Цветков, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 1880 г., а в настоящем училище с 1882 г. Попечитель крестьянин Степан Григорьевич Маслов; пожертвовал прежде парты и несколько книг. Учащихся к 1-му января 1883 г. 46 м. и 7 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 7 м. К 1-му января 1884 года состояло 43 м. и 7 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 12, 8 — 9 л. 9, 9 — 10 л. 6, 10 — 11 л. 4, 11 — 12 л. 19. Из учащихся: 18 из с. Илькодина, 27 — д. Мишунина в 2 в. и 5 — д. Селищ — 5 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 226 р., от общества 57 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 57 руб.; жалованье — законоучителю 26 руб., учителю 200 руб. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказано 6. Учебный год с 21-го сентября по 2-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 2, по арифметике 5, по пению 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 6 л. Не окончившие курса учились до 4 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1895 г. было 48.
«В Покровском уезде между крестьянами с. Илкодина и крестьянами соседних деревень Селищ и Передела вышло столкновение на почве аренды нескольких сот десятин земли, принадлежащей кр. Маслову, и арендуемой прежде крестьянами дер. Селищ и Передела. В настоящее время крестьяне с. Илкодина не хотят, чтобы земля эта сдавалась в аренду, а хотят сами обработать ее. Местный волостной комитет решил спор, предоставив право аренды земли на 1917 год лицам, которые раньше ее арендовали.
День 1-го мая (18 апреля ст. стиля) во всех деревнях уезда был торжественно отпразднован» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №49, 5-го мая 1917).

Храм закрыт с 1938 г.
В 1953 году под эгидой создания Костерёвского артиллерийского полигона в одночасье были выселены из своих домов жители нескольких подмосковных сел и деревень: Илкодино, Селищи, Курилово, Спиридово, Борисово, Баженово и других. Разумеется, люди были против подобного беспредела со стороны властей, ведь на своей земле они прожили всю жизнь, здесь были похоронены их родные, а теперь суждено разрываться снарядам. Но властям, как помнит история, часто бывает не до подобных «мелочей». Полигон просуществовал недолго, но прежней жизни было уже не вернуть. И сейчас, по прошествии многих лет, в глухих мещерских лесах все еще можно обнаружить следы тех исчезнувших селений.

В тех краях существует одна история. Якобы в 1953 году не все жители покинули село и один человек все же остался, несмотря на все запреты и угрозы властей. Им была старая Анисья Батурина, которая одиноко жила в своем домишке на окраине села. Еще много лет она прожила в глуши без электричества и людей, а заходили к ней разве что дикие звери, да изредка одинокие путники. После ее смерти в конце XX века маленький домик опустел, а потом по неизвестной причине и вовсе сгорел. Казалось бы на этом суждено закончиться истории Илкодино, но не тут-то было. Согласно легенде, в 30-е годы, когда храм по решению властей должны были вот-вот разграбить и закрыть, церковный староста собрал всю утварь и иконы, а затем ночью их куда-то вывез, чтобы сохранить до лучших времен. Многие искатели сокровищ пришли к выводу, что Анисья Батурина неспроста осталась в селе, и что у нее для этого были веские причины - сохранить те церковные реликвии, которые ей когда-то поручил последний церковный староста. Возможно, она думала, что темные времена пройдут, люди вернуться в Илкодино, а храм восстановят. Так или иначе, но кладоискатели перекопали место, где стоял дом Анисьи, а также все окрестные леса, но клад пока так и не был найден. Возможно, оно и к лучшему.


Церковь Рождества Христова. 1 января 1930 г.

Церковь Рождества Христова. Автор фотографии: Андрей Агафонов. 1989 г.

Церковь Рождества Христова. Автор фотографии: Турбаев Роман

В основном помещении храма на широком подоконнике стоят несколько икон и лежат свечи, которые принесли с собой редкие в этой глуши паломники. Храм Рождества Христова в урочище Илкодино считается одним из самых труднодоступных в Подмосковье.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Мишеронский стекольный завод

Категория: Петушки | Добавил: Николай (01.04.2019)
Просмотров: 2079 | Теги: Покровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru