Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2019
10:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [190]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Урочище Илькодино в Шатурском районе Московской области

Село Илькодино

Илькодино – урочище (бывшее село) в Шатурском районе, Московской области.
«Село Илькодино при р. Клязьме, на старой Коломенской дороге, находится в 55 верстах от губернского города и в 50 от уездного (Покровский уезд)». [1]

Местность, занимаемая Илькодинским приходом по старинному (до учреждения губерний) административному делению находилась в стане «Ловчаго пути», изобиловала лесами и была слабо населена. Правительство, по местному преданию, разрешало здесь селиться беглым от помещиков крестьянам, из-за чего население здесь составилось из различных элементов. В переписных книгах 1705 г. за окольничим Семеном Фед. Толочановым записаны — деревня Илькодино и Мишукино, в первой 45 дворов — 127 душ муж. пола, во второй — 14 дворов — 76 душ.
Образование Илькодинского прихода относится к концу первой половины XIX столетия. До 1843 года деревни, составляющие Илькодинский приход, были приписаны к церкви села Николы-Пустого поля, но дальность расстояния от приходской церкви (12 верст) побудила жителей позаботиться о постройке отдельного храма. Местом для храма была выбрана деревня Илькодина. Деятельную помощь при постройке храма оказали помещик Александр Константинович Поливанов и хозяин Мишеронского стекольного завода С.Г. Костерев.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Каменный храм начали строить в 1841 году; окончилась же совсем постройка в 1851 году. Стены храма расписал крепостной живописец ктитора, за что получил вольную.
В храме устроено три престола: главный в честь Рождества Христова (освящен в 1851 году), в трапезе теплой в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (освящен в 1844 г.) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1846 г.).

В 1864 году здесь побывал знаменитый русский писатель Николай Николаевич Златовратский и «был буквально очарован красотой окрестностей широкой и быстрой реки и, как во сне, проехал по дороге мимо пахучего разнотравья заливных лугов и углубился в вековой лес Мещёрского края. Через несколько вёрст из-за леса показались золотые главы Храма Рождества Христова, на пути лежало большое крестьянское поселение Илкодино».
В двух верстах на реке Поле была построена водяная мельница. Владимирский тракт в то время был очень оживленным, мимо проходило и проезжало много разного люда, а поэтому в Илкодино часто проводились ярмарки, был постоялый двор, торговые и питейные заведения.
К 1905 году село насчитывало порядка 100 дворов.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон замечательны: 1) Нерукотворенного Образа, 2) Знамения Пресв. Богородицы, 3) Спасителя и 4) Божией Матери; ризы на этих иконах серебряные вызолоченные. Первые две иконы пожертвованы строителем храма помещиком Поливановым; риза на иконе Спасителя сделана в 1788 г., а на иконе Знамения в 1769 г. Заслуживает внимания довольно большая картина, изображающая пригвождение Иисуса Христа к столбу для бичевания; писана эта картина с итальянского оригинала крепостным Поливанова; за свой труд живописец был отпущен помещиком на волю.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1843 г., исповедные росписи с 1848 г. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (950 руб.) — 38 руб., б) от земли пахотной и сенокосной до 50 р., в) от служб и требоисправлений до 850 р., г) от хлебного сбора с прихожан до 50 р., а всего до 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной около 2 десят., пахотной до 18 дес. и сенокосной 13 дес.
Приход состоял из села Илькодина и деревень: Мишукина (6 вер. от церкви), Селищ (4 вер.) и Передела (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 778 душ муж. пола и 896 женского. [1]

В д. Передел была школа грамоты; учащихся в 1895 г. - 12. [1]
«Илькодинское училище, Селищенской волости, в селе Илькодине. Основано обществом и крестьянином Степаном Григорьевичем Масловым, в 1874 г. Ближайшие училища: Николо-Пустошенское, Мишеронсское и Копнинское в 12 в.
В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12, шириной 12, вышиной 4 ½ арш. Учебных пособий не достаточно — на 50 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Цветков, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1863 г., а в настоящем училище с 1874 г.; учитель Владимир Цветков, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 1880 г., а в настоящем училище с 1882 г. Попечитель крестьянин Степан Григорьевич Маслов; пожертвовал прежде парты и несколько книг. Учащихся к 1-му января 1883 г. 46 м. и 7 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 7 м. К 1-му января 1884 года состояло 43 м. и 7 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 12, 8 — 9 л. 9, 9 — 10 л. 6, 10 — 11 л. 4, 11 — 12 л. 19. Из учащихся: 18 из с. Илькодина, 27 — д. Мишунина в 2 в. и 5 — д. Селищ — 5 вер. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 226 р., от общества 57 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 57 руб.; жалованье — законоучителю 26 руб., учителю 200 руб. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказано 6. Учебный год с 21-го сентября по 2-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 3, по Русскому языку 13, по Славянскому языку 2, по арифметике 5, по пению 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 6 л. Не окончившие курса учились до 4 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1895 г. было 48.

Храм закрыт с 1938 г.
В 1953 году под эгидой создания Костеревского артиллерийского полигона в одночасье были выселены из своих домов жители нескольких подмосковных сел и деревень: Илкодино, Селищи, Курилово, Спиридово, Борисово, Баженово и других. Разумеется, люди были против подобного беспредела со стороны властей, ведь на своей земле они прожили всю жизнь, здесь были похоронены их родные, а теперь суждено разрываться снарядам. Но властям, как помнит история, часто бывает не до подобных «мелочей». Полигон просуществовал недолго, но прежней жизни было уже не вернуть. И сейчас, по прошествии многих лет, в глухих мещерских лесах все еще можно обнаружить следы тех исчезнувших селений.

В тех краях существует одна история. Якобы в 1953 году не все жители покинули село и один человек все же остался, несмотря на все запреты и угрозы властей. Им была старая Анисья Батурина, которая одиноко жила в своем домишке на окраине села. Еще много лет она прожила в глуши без электричества и людей, а заходили к ней разве что дикие звери, да изредка одинокие путники. После ее смерти в конце XX века маленький домик опустел, а потом по неизвестной причине и вовсе сгорел. Казалось бы на этом суждено закончиться истории Илкодино, но не тут-то было. Согласно легенде, в 30-е годы, когда храм по решению властей должны были вот-вот разграбить и закрыть, церковный староста собрал всю утварь и иконы, а затем ночью их куда-то вывез, чтобы сохранить до лучших времен. Многие искатели сокровищ пришли к выводу, что Анисья Батурина неспроста осталась в селе, и что у нее для этого были веские причины - сохранить те церковные реликвии, которые ей когда-то поручил последний церковный староста. Возможно, она думала, что темные времена пройдут, люди вернуться в Илкодино, а храм восстановят. Так или иначе, но кладоискатели перекопали место, где стоял дом Анисьи, а также все окрестные леса, но клад пока так и не был найден. Возможно, оно и к лучшему.


Церковь Рождества Христова. 1 января 1930 г.

Церковь Рождества Христова. Автор фотографии: Андрей Агафонов. 1989 г.

Церковь Рождества Христова. Автор фотографии: Турбаев Роман

В основном помещении храма на широком подоконнике стоят несколько икон и лежат свечи, которые принесли с собой редкие в этой глуши паломники. Храм Рождества Христова в урочище Илкодино считается одним из самых труднодоступных в Подмосковье.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Мишеронский стекольный завод

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Николай (01.04.2019)
Просмотров: 31 | Теги: Покровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика