Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2019
11:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [190]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Село Сеньго-Озеро Покровского уезда

Село Сеньго-Озеро

Сеньго-Озеро – бывшее село в Покровском уезде Владимирской губернии (сейчас Петушинский район). Распологалось на берегу оз. Сеньга.

Озеро Сеньга располагается в довольно глубокой и обширной котловине с песчаными всхолмлениями. Озеро Сеньга образовалось при слиянии двух одноимённых речек, Сеньги и Малой Сеньги. По своей форме озеро представляет собой овал, вытянутый с юго-запада на северо-восток, с размерами 600 м. и 400 м. по диаметральным направлениям. Окаймляющая озеро растительность весьма разнообразна — клевер, гусиная трава, лютики, ситники... Около устья и истока протекающей через озеро речки Сеньги бурно развивается водная растительность. Дно здесь покрыто метровым слоем ила, и в воде растет много кубышек и кувшинок, а в 30-ти метрах от берега, уже густые заросли камыша. Отличительной особенностью оз. Сеньга по сравнению с другими сенежскими озёрами является глубина, превышающая 28 м. в его северо-западном углу.
В отчете экспедиции за 1907 год Н.И. Кузнецов отмечает, что озеро изобилует рыбой: «...в нём в большом количестве встречается язь, щука, окунь, ёрш, лещ, карась, линь и налим, причем эксплуатируется оно крестьянами деревни Сеньго-озеро. Интересно показание, что с проведением Сеньгинского канала, отводящего воду притока речки Сеньги, выше её впадения в озеро, озеро стало более рыбным».
Через озеро Сеньга с юго-запада на северо-восток протекает речка Сеньга.
Можно точно утверждать, что своими корнями озеро и река уходят в глубокую древность, когда на этой территории проживали финно-угорские народы.

Происхождение слова «Сеньга» неясно, и по этому поводу существуют различные предположения. В свою очередь, непонятное смысловое значение порождает различные произношения: местные жители именуют реку (и озеро) Сеньга, Сеньго и даже Сенег с ударением как на первом, так и на втором слогах. Возможно, что «Сеньга» является усечённым словом «Сенега». В пользу этого говорит название существовавшего здесь древнего стана Сенег. В своей книге «Происхождение названий рек и озёр бассейнов Верхневолжья и Верхней Мсты» С.А. Файнбарг выделяет топоформант '-ньга', означающий устье, слияние, вход, выход, конец, начало, горло, жерло, рот, и связывает его с ненецкими топоосновами 'сё' — проток, речка, вытекающая из озера, горло; 'ся' — крутой берег; с мансийским 'sej' — песок; с восточно-хантыйским 'sej', 'sǝj' — песок, песчаный плёс, коса, песчаная отмель, песчаный остров. Также '-ньга' может быть топоформантом, означающим маленькую речку, ручей.
В южной России 'синьгой' называют вид леща (abramis ballerus).
В Вологодской области также есть река Сеньга, её название выводится из вепсского 'säńģ' — жнивьё, поле, где сжат хлеб, стерня, не вспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого сжаты зерновые (произносится "сяньгь"). Возможно это же, только мерянское, слово отложилось в названии речки Сеньга, впадающей в Клязьму.

По данным археологии населенный пункт в этом месте появился в XV веке.
Сеньго-Озеро в начале XVI в. являлось селом с деревянной Никольской церковью. Село относилось к стану — Ловчего Пути (царских ловчих угодий) и носила название Сенег. Именно из зимнего леса, доставленного от Сеньги озера, Иван Грозный строил свой дворец.
В устье Сеньги тоже жили люди, там находился починок Сеньга-Лазаревка.
Сенег было центром Сенежской волости Покровского уезда (условно западная граница Сенежской волости проходила по линии современного шоссе Орехово-Зуево—Ликино-Дулево и далее, примерно, по линии Язвищи—Запутное).
С XVI века на территории волости располагалась «Патриаршина» — это историческое самоназвание местности в современном Орехово-Зуевском районе Московской области, где до Революции преобладало старообрядческое население. О происхождении этого наименования В.В. Хвальковский писал: «Деревни Будьково, Ионово и некоторые другие входили в состав владений блаженной памяти благочестивых патриархов (по некоторым сведениям — Московского патриарха Иосифа), отсюда и назывались „Патриаршины“, а местность — „Патриаршина“. Во времена патриарха Никона жители Патриаршины, невзирая на свою большую зависимость от патриарха, отказались принять новшества и остались верными последователями старой веры, за что были гонимы и притесняемы». Даже в XVIII веке, когда Русской церковью управлял Синод, местные крестьяне говорили о себе: «Мы крестьяне бывших благочестивых патриархов — „патриаршины“ мы».

К 1637 г. церковь в Сеньго-Озеро исчезла по неизвестной причине. Земля церковная пустовала и была отдана в оброк крестьянам Сенежской волости. Одна из возможных причин исчезновения церкви в Сеньго-Озеро — польско-литовское нашествие в Смутное время.
По переписным книгам 1637-1647 гг. д. Сеньго-Озеро, расположенная по обоим берегам оз. Сеньга, принадлежала патриарху; в ней тогда было только 3 двора, в 1896 г. 77 дворов.
«С церковныя земли Николы Чудотворца, у Сенги оз. Сенежские волости на крестьянине на Марке Филипове оброку две гривны.
146 (1637) г. февраля 16 та церковная земля, по подписной челобитной, за пометою дьяков Ивана Головкова и Афонасья Максимова, отдана на нынешней на 146 год на оброк из наддачи, а новые наддачи велено платить, сверх стараго оброку, Сенежские ж волости крестьянину Осташку Онкудинову, по ево Осташкову челобитью, 10 алтын, всего полтина взято, платил Осташко сам.
159 (1650) г. в доимках: на Остатке Онкудинове оброку на 149, да на 150, да на 151 — 158 г. по 16 алтын, по 4 денги на год, и мая в 18 день, по государеву патриархову указу, по отписке Сенежские волости прикащика Дмитрея Володимирова, за пометою дьяка Ивана Кокошилова, впредь той церковной земли в доимку в оброчной книге исписать, потому что та церковная земля в те годы лежала впусте и ни кто ею не владел.
180 (1671) г. ноября 6 отдана патриарши Сенежския волости крестьяном, деревни Сенги озера, Ивашку Карпову с товарищи под селидьбу, и оброк имать в патр. Дворцовом Приказе, и впредь сей церковной земли на оброк не писать».
С упразднением патриаршества на Руси Сенежская волость стала собственностью священного Синода и называлась «синодальной».
В XVIII веке в её западной части (той, в которой располагался погост Ореховский с деревнями), кроме синодальных, существовали также вотчинные и помещичьи земли. Эта часть волости прозывалась "Возницыной (или Возминской) половиной" от фамилии вотчинников Возницыных, известных тем, что когда-то они пожаловали церкви на Ореховском погосте очень большой надел земли — 350 десятин (около 380 га). Возницыным принадлежали некоторые деревушки к юго-востоку от погоста: Власово, Тимонино, Щетинино, Яковлево. Другая часть Сенежской волости, по речке Сеньге, называлась "Заболотской половиной".


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В XIX веке Сенежскую волость разделили на Кудыкинскую и Яковлевскую волости Покровского уезда Владимирской губернии. В отличие от других волостей, образованных на бывших патриарших землях, только в Кудыкинской волости, во многом благодаря старообрядцам, вплоть до середины XX века сохранилось самоназвание данного региона — «Патриаршина».
В клировой ведомости села Сенег-Покров за 1857 г. записано: «В приходских означенной Покровской церкви деревнях: Филипове, Яковлеве, Щетинове, Федотове и Сенго-озере издавна имеются деревянные часовни, в которые крестьяне сих деревень для молитвословия не собираются, в деревне Губинской имеется деревянная же по раскольнической поповской секте часовня, в которую крестьяне сей деревни каждодневно собираются и исправляют там какие-то Богослужения».
В 1857 г. «Сенег-Озеро, казенная: число дворов - 41; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 120; женского пола - 124; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 127; женского пола - 144; действительное население: мужского пола - 129; женского пола - 141; сельская расправа».
1859 год: число дворов - 37; число жителей: мужского пола - 130; женского пола - 154.
Деревня входила в состав прихода села Старый Покров (Покров в Сеньгу).

Согласно «Административно-экономическому справочнику по Московской губернии на 1924 год» деревня Сеньго-озеро относилась к Аннинской волости Орехово-Зуевского уезда. Хозяйств - 118, населения обоего пола - 623, пашни 143,7 дес, рабочих лошадей - 69, коров и нетелей 135.
Николай Зеленов, будущий священномученик, родился в 1887 г. в с. Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова. С 1897 г. он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковно-приходской школы с. Яковцево Муромского уезда. В 1911 г. он служил диаконом в с. Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в с. Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в с. Загарино. В 1926 г. о. Николай был переведен в с. Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в с. Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа.
Жители села любили священника и сообща приобрели ему корову, что в то не сытное время было большим подспорьем. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом. Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 г. Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в с. Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп... в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», - писала газета.
Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу». Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи. 3 ноября 1929 г. о. Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом г. Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище, члены колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.
- Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, - закончил свой ответ на допросе о. Николай.
Другим обвинением против о. Николая был отказ с его стороны свершить крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил, стало настороженным: будешь членом колхоза - священник детей крестить не будет.
Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня. Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил. Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз новых членов.
Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в предпраздничные дни, приходило 6-8 певчих, не считая слушателей Отец Николай сказал: «Я понимаю, что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни народного дома и избы-читальни в деревне не было... Виновным себя в агитации против колхозов я не признаю».
Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «...на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет, приходы другие от нас очень далеко... церковь остается без службы, кроме того, бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без последствий.
6 февраля 1930 г. о. Николая перевели в арестный дом г. Покрова. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 г. приговорило священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года. Отбыв наказание, о. Николай был назначен служить в Покровскую церков с. Пустоша Шатурского района Московской области. 18 апреля 1933 г. священник Николай Зеленов подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию.
Владыка определил о. Николая священником к Богородицерождественской церкви с. Старынино Зарайского района Московской области, в этом приходе священник Николай Зеленов прослужил до своего ареста. 22 ноября 1937 г. о. Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в тот же день допрошен в Зарайском районном отделении НКВД.
Отец Николай виновным себя в контреволюционной деятельности не признал. Он содержался под стражей в Коломенской тюрьме. Следствие было недолгим, 27 ноября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила о. Николая Зеленова к расстрелу. 3 декабря он был расстрелян на Бутовском полигоне.
Настоятель села Марково, о. Андрей рассказал, как Великим постом он думал, где взять Святое Евангелие небольшого формата для того, чтобы по обычаю Православной Церкви положить на Святую Плащаницу, и вдруг одна из прихожанок принесла требуемую книгу с надписью на внутренней стороне обложки: «Сие св. Евангелие при закрытии церкви в с. Сеньго-Озеро было ободрано и брошено, но одним верующим взято и передано мне, и я, украсивши его, приведя в приличный вид, приготовил себе на смерть, с собой во гроб, аще изволит Бог. 9. XI. 1934 г. св. Константин Иоаннович Охотин».

Деревня на берегу озера существовала до 1933 года.
В 1933 году в связи с развёртыванием Костерёвского артиллерийского полигона деревня была переселена в д. Аннино и п. Петушки.
Сейчас от деревни Сеньго-озеро не осталось никаких следов. Сохранилась только легенда о живших здесь людях: «...Деревня располагалась на южном берегу озера, было в ней около двухсот домов, были школа и деревянная Никольская церковь (часовня), а при ней — кладбище. Церковь сожгли после отъезда жителей. Колхоз сеял рожь и овёс, сажал картошку. Зимой мужики плотничали в Москве. Рыбы в озёрах было очень много, зимой в каждом доме были кучи замороженной рыбы, сундуки были полны ягод и грибов, а клюква на Большом болоте была величиной едва ли не с картошку. Леса за Убитым Полем были такие, что из одного дерева можно было построить дом...»
Летом 1970 года на месте выселенной деревни побывала археологическая экспедиция под руководством Виктора Яковлевича Сергина. В составе экспедиции находилась Татьяна Кучерова из г. Петушки, которая на страницах местной газеты «Вперёд» от 27 августа 1970 года поведала о том, что на берегу Сеньго-озеро была обнаружена стоянка древнего человека эпохи неолита. В культурном слое из шурфа были подняты на поверхность кремневые отщепы, кусочки керамики, скребок, наконечник стрелы, два ножа и каменная подвеска. Стоянка получила официальное название — «Сеньга-1».
Стоянка (неолит) расположена в 4 км. к югу юго-востоку от деревни Чаща, правобережье р. Клязьма, южный берег оз. Сеньга, к западу от заболоченного истока безымянного ручья. Высота над озером 1.5 м. поверхность памятника поросла сосновым лесом. Керамика лепная, слабо обожженная, с мелкозубчатым орнаментом верхневолжской к-ры, лепная с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, лепная толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте и рамчатым орнаментом волосовской к-ры, кремневые нож, сверло и др., сланцевая подвесок.
Поселение 1 (неолит, 14-17 вв.) расположено ок. 4 км. к югу юго-востоку от деревни Чаща. Найдены обломки лепных сосудов с поверхностным гребенчатым орнаментом верхневолжской к-ры, лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, лепных толстостенных сосудов с органическими примесями в глиняном тесте и широким гребенчатым орнаментом волосовской к-ры, а также гончарная позднесредневековая посуда 15-16 вв.

Археолог В.Я. Сергин и его команда обнаружили ещё одну стоянку — в районе озера Находное. Обе эти стоянки были расположены на берегах озёр, которые соединяет река Сеньга. Эти места уже тогда были очень привлекательны для первобытных людей обилием рыбы и дичи. А такие озёра, как Оленье и Светец до сих пор имеют топкие берега и подходы к ним весьма затруднены. Даже в более поздние времена люди на их берегах никогда не селились — зато они сохранили первозданную прелесть лесных озёр, полных рыбы и водоплавающей дичи.
Стоянка 1 (Находное оз. 1) (неолит) расположена ок. 3 км. к юго-востоку от восточной окраины деревни Борок, правобережье р. Клязьма, восточный берег оз. Находное, у выхода из него р. Сеньга (правый приток р. Клязьма), левый берег последней. Керамика лепная, слабо обожженная, с поверхностными отпечатками гребенчатого штампа и без орнамента верхневолжской к-ры, лепная с ямочно-гребенчатой орнаментацией льяловской к-ры, обломки кремневых орудий, кремневые пластины и отщепы.
Стоянка 2 (Находное оз. 2) (неолит) расположена по сведениям В.В. Сидорова 1974 г., расположено на расстоянии ок. 3 км. к юго-востоку от восточной окраины деревни, близ восточного берега оз. Находное. В культурном слое найдены обломки сосудов с накольчатым орнаментом, предположительно верхневолжской к-ры.

Находный химический завод

Находный химический завод Покровского уезда находился восточнее оз. Находное. Завод открыл богородский 3-й гильдии купец Сергей Павлович Урин в 1838 г. в пустоши «Ноходной». В 1890-е годы принадлежал его сыну Покровскому купцу Давиду Сергеевичу Урину. Производство серной, соляной и азотной кислот, аммиака, квасцов, железного купороса, селитры литров., кристалл. соды, синьки и лазури. В 1890 г. «конный привод на 1 лошадь; паровой котел; 42 рабочих» (Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. 1890 г.).
«Химический, Т-го Дома Марфы Уриной С-вья, д. Сеньго-Озеро, Аннинской вол. Селитра, лазурь, крон и разные кислоты. 35 чел. Владельцы: Алексей Давидович и Павел Давидович Урины» (Коммерческий указатель фабрик, заводов и других промышленных заведений Владимирской губернии. Черешнев Ф., Воронинский С. 1912 г.).
С наступлением разрухи 1917 г. и особенно после национализации химические заводы остановились.
До сих пор сохранились остатки одного из кирпичных зданий, и несмотря на близость к дороге, их попросту не видно за стеной молодых сосен.

База «Сеньга» (о/х «Динамо»)

База «Сеньга» охотничье-рыболовного хозяйства «Динамо» находится в центре соснового бора на северном берегу большого проточного оз. Сеньга. Это большая, благоустроенная и популярная база (4 дома разной комфортности с баней) общей емкостью 50 мест. Хозяйство богато ценными водными, болотными и лесными угодьями. Много красивых озер. В хозяйстве три егерских обхода и две базы.
Дороги к базе ведут лесные, однако разобраться в них новичку непросто (достаточно много съездов-разъездов, развилок, а населенных пунктов нет). Дороги в распутицу труднопроходимые.
На южном берегу озера посажена голубая ель. Однако это ничуть не портит тихое озеро с тёмной торфяной водой, к которому сквозь болотистые топи крадутся неширокие спокойные речки. Сеньгу по-прежнему огибает старый тракт, ведущий на Мануйлово и Чащу, ставший обычной лесной дорогой, и, если вглядеться в растущий редкий лес, то можно представить, как когда-то, всего лишь век назад, здесь кипела жизнь.
Памятники истории Петушинского района
Погост Никольский («Никола-Пустое поле»)
Старый Покров(Покров в Сеньгу)
Мишеронский стекольный завод

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Николай (06.04.2019)
Просмотров: 28 | Теги: Покровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика