Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Село Марково Петушинского района Владимирской области

Село Марково

Марково — село в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Нагорного сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Верхулька в 10 км на юго-восток от города Покров и в 19 км на юго-запад от райцентра города Петушки. «Село Марково на рч. Веркульке находится в 95 верстах от губернского города и в 10 от уездного» (Покровский уезд).
Река Верхулька когда-то брала начало в километре к юго-востоку от деревни Дубровка, в среднем течении протекала мимо села Марково и впадала в Клязьму в 3-х километрах к северо-востоку от села. Длина реки составляла 9 километров. Сегодня трудно сказать, где река берёт начало. В верхнем течении её пересекает канава, берущая начало на заболоченных участках упомянутых выше бывших торфоразработок, и часть стока Верхульки направляется в реку Дубровку.
Напротив села Маркова в Верхульку впадает «Марковская канава» длиной 7,5 километров - канал, дренирующий территорию бывших Верейских торфоразработок. Канал в отдельные периоды значительно пополняет Верхульку и в устье Клязьмы «аж бурлит».

За Клязьмой, в лесах на границе болот, издавна стояли деревня Богдарня, Чаща, Борок, Дубровка, Марково. Последняя по документам известна с 1689 г. Болота, среди которых затерялась деревенька, по ней назывались марковскими.
Марково находится в местности крайне скудно одаренной природой — в области песков и болот. Известное Марковское болото начинается у села и тянется на десятки и сотни верст, прорезывается в соседний Судогодский уезд и углубляется в Рязанскую губернию. И только теснота населения заставила поселиться жителей в этой бесплодной и неприветливой местности. Поселки, образованные ими, потом превратились в деревни, пески в поля, дающие даже некоторую урожайность.
Владелицами деревни Марково были княгиня Анна Александровна Голицына (урожденная Прозоровская, ум. 1852), коллежская асессорша Татьяна Гавриловна Крупенина, княгиня Варвара Михайловна Гагарина (урожденная Пушкина, 1779-1854-е).
Варвара Михайловна - кавалерственная дама, с 1812 г. замужем за князем Сергеем Ивановичем Гагариным (1777-1862), обер-гофмаршалом, членом Государственного совета, действительным тайным советником, президентом московского Общества сельского хозяйства. Их сын, князь Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882), - дипломат, писатель, перешел в католичество и вступил в орден иезуитов.
Среди жителей при бесплодии почвы развиваются ремесла, кустарная промышленность; из них преимущественно нужно отметить „светелочное" производство по обработке разных тканей. Благодаря энергии и предприимчивости, развившихся здесь под влиянием тяжелых местных природных условий жизни, из числа местных жителей начинают потом выделяться как отдельные личности, так и целые семейства, которые широко распространяют свою торговую и промышленную деятельность, переносят ее в центры — губернские города и даже столицы, и приобретают значительные состояния, в то же время оставаясь местными крестьянами и прихожанами Марковского храма. Правда, таковых удачников здесь очень немного; из них выделяется род Сидоровых (дер Чащи), а из него Иван Иовлевич Сидоров, строитель храма, владеющий солидным транспортным делом.
В Покровском уезде наиболее интенсивное развитие бумажное производство получило в Кудыкинской волости. В кон. XIX в. здесь работают 2674 ткацких стана. Общая сумма производства этой волости равна 133700 шт., ценностью на 1.203 300 р. Отсюда ткачество переходит в смежную Покровско-Слободскую волость, где главными центрами его являются села: Марково (6 мастерков и 8 светелок) и Воинова Гора (7 мастерков и 7 светелок) и деревни: Дубровка (4 мастерка и 6 светелок) и Городище (11 мастерков и 11 светелок). См. Бумаго-ткацкий промысел в Покровском уезде.

В селе Маркове с 1894 года существовала земское народное училище; учащихся в 1895 году было 72.
«По ходатайству учителя Марковского училища Дмитрия Федоровича Пурецкого о стипендии.
Учитель Марковского училища Д.Ф. Пурецкой прошением от 20 мая сего года, поданным чрез управу в земское собрание, ходатайствует о назначении стипендии на обучение второй его дочери во Владимирской женской гимназии или сына — в Мальцовском ремесленном училище в случае поступления его в означенное училище…» (Журналы очередного Покровского уездного земского собрания 1902 года).

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Покров-Слободской волости Покровского уезда.
«По ходатайству крестьян села Маркова 1-го Марковского общества Покров-Слободской волости, об устройстве за счет земства моста через реку Верхульну.
При отношении г. земского начальника 1-го участка Покровского уезда от 30-го марта 1902 года за № 546 получен управою приговор крестьян с. Маркова, ходатайствующих об устройстве за счет земства находящегося в с. Маркове моста через реку Нерхульну.
Ходатайство это крестьяне основывают на том, что устройство моста лежит на обязанности крестьян одного только их общества, не имеющего в своем распоряжении необходимого лесного материала, тогда как мост этот находится на трактовой дороге к деревням Аннинской волости и ко всему Егорьевскому уезду Рязанской губернии.
Член земской управы П.М. Ануфриев, производивший по сему предмету дознание, дал такое заключение, что, по его мнению, следует принять на счет земства устройство означенного моста, так как он в настоящее время чрезвычайно плох, а денежная затрата на устройство его потребуется небольшая, а именно около 150 руб.
О вышеизложенном уездная управа имеет честь доложить на благоусмотрение собрания, присовокупляя, что село Марково расположено на проселочной дороге» (Журналы очередного Покровского уездного земского собрания 1902 года).

С 1929 года село являлось центром Марковского сельсовета Орехово-Зуевского района, в 1945—1960 годах село входило в Покровский район.
«В Марковском отделении совхоза «Покровский» первенство в соревновании животноводов завоевал коллектив Дубровской МТФ. Здесь надоено в целом по ферме 46528 килограммов молока, а на фуражную корову 278.4 килограмма.
По Марковской ферме надоено 42080 килограммов, а на фуражную корову 231,2 килограмма.
В марте доярки Дубровской фермы на фуражную корову надоили по 165,3 килограмма, а марковцы — 145.1 килограмма. Значит, дубровские животноводы лучше использовали возможности и резервы.
Лучших результатов за три месяца добилась доярка Дубровской фермы Л.В. Лодова. Она получила по 422.4 килограмма на фуражную корову. В Маркове лучших показателей за это время достигла доярка А.С. Дуркина, надоившая по 305.4 килограмма молока на фуражную корову.
Животноводы Дубровской и Марковской ферм отделения полны решимости успешно завершить зимовку и взятые обязательства с честью выполнить» («Вперед», 15 апреля 1964).
«ДОБРОТНЫЙ МОСТ. В нашем Марковском отделении совхоза «Покровский» завершено строительство моста через реку Клязьму в районе станции Покров. Открыто движение через реку Клязьму. Это связывает населенные пункты Марковского отделения, Марково, Дубровку со станцией Покров, городом Покров и другими.
С постройкой этого моста не будет вынужденных перегонов транспорта через гор. Орехово-Зуево, что в оба конца составляло, примерно, 100 километров. Это будет содействовать лучшему снабжению отделения всем необходимым; будет обеспечена переброска уборочных машин, посевных материалов, кормов и других грузов, нужных в хозяйстве.
Горячо поработала на строительстве моста бригада плотников, возглавляемая А.С. Копаровым.
М. МАКУШИН, наш нештатный корр.» («Вперед», 27 мая 1964).
«Если вам случится идти в село Марково, то, когда перейдете по вновь построенному мосту через реку Клязьму на правый берег, примерно через километр, вы окажетесь в тенистом сосновом бору. При входе в бор и выходе из него ваше внимание не могут не привлечь короткие лаконичные объявления: «Обход отличного качества № 12 лесника Касьянина И.М.».
И не случайно дана такая оценка работе лесника И.М. Касьянина. Он работает в Покровском лесничестве уже 24 года и трудится старательно, с душой. Любит он нашего зеленого друга – лес, любит природу, бережет ее. В этом году в его обходе досрочно посажено 58 гектаров сосны. План выполнен и перевыполнен. А всего за время его работы в лесничестве под его руководством на площади 350 гектаров посажена сосна. Подумать только, целый лесной массив взращен руками и заботой лесника! На некоторых делянках молодой лес имеет возраст 19 и более лет, ему делается прочистка и прореживание.
Пусть растет наш лес, наше зеленое богатство, за которым зорко следит, любовно ухаживает лесник тов. Касьянин. Пожелаем же ему, отличному труженику леса, плодотворной работы, здоровья и сил. Пусть шумят сосновые боры в обходе отличного качества» (М. Макушин. Газета «Вперед», 5 июня 1964 г.).
С 1965 года — в составе Петушинского района.

Дер. Очеп, Караваевского сельсовета, решением № 943 от 06.08.1974 г. объединена с д. Марково.

Численность населения: в 1859 г. – 618 чел.; в 1897 г. - 867 чел.; в 1905 г. – 935 чел.; в 1926 г. – 987 чел.; в 2002 г. – 178 чел.; в 2010 г. – 133 чел.

В селе расположена МБОУ «Марковская основная общеобразовательная школа». Современное здание Марковской школы приняло первых учеников 1 сентября 1939 года. МБОУ Марковская ООШ действует с 16 июля 2001 г. Директор Карпунин Юрий Александрович. Юридический адрес: село Марково, Советская улица, дом 25а. «Образование основное общее».
«К началу 90-х годов XX века школа плавно подошла к точке самоликвидации (5 учеников, 6 учителей). Возник проект создания привлекательной для всех участников образовательного процесса, школы, исходя из конкретных условий существования. В 1995 году в школе образовано Творческое содружество «Между нами - Entre поиs», ставшее стержнем воспитательной системы школы. С 2001 года школа является коллективным членом «Воронцовского общества». За достижения в деле возрождения и сохранения традиций русской культуры и воспитания подрастающего поколения школа отмечена благодарственными письмами и грамотами муниципальных и региональных органов управления, ВИПКРО, ректора Московского государственного областного гуманитарного института, Орехово-Зуевского комитета по культуре, спорту и делам молодёжи, регионального краеведческого общества «Радуница», «Воронцовского общества», Российского дворянского собрания, командира Президентского полка, директора ВПЦ «Вымпел».
Один из проектов школы - «Бал». «Бал - это не возвращение в прошлое и не уход от действительности, это уже реальная и конкретная часть жизни и культуры каждого из нас. Мы не показываем и не представляем бал, мы погружаемся в ту атмосферу, пропитываемся тем духом, чтобы вобрать в себя и пронести по жизни ощущение Великой России в своём сердце. Балы содружества всегда находят горячий отклик в сердцах и умах участников, убеждая нас в правильности выбранного пути. Специально под этот проект ученики, учителя и родители своими силами и за свой счёт отремонтировали очередное аварийное помещение школы и стилизовали его под бальный зал, школьные мастерские изготовили мебель, костюмы, украсили зал картинами».
Первая общественная презентация проекта прошла во Владимире в дворцовом зале Палат Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А потом были другие города, в том числе и Москва.
Вдохновителем и душой одного из проектов является попечитель школы Сергей Павлович Барышников. Предприниматель, общественный деятель, меценат он был первопроходцем освоения нефтегазового комплекса Западной Сибири, одним из покорителей легендарного Самотлора.
Из личных средств С.П. Барышникова лучшие ученики школы получают гранты (деньги весьма немалые). Гранты за первое, второе и третье места могут ежегодно получить 9 учеников 3-5 классов, 6-7 классов, 8-9 классов, набравшие наибольшее количество баллов. Баллы начисляются за успеваемость, успешность и активность. Успеваемость определяется средней оценкой ученика по всем предметам. Успешность определяется участием в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и занятыми местами, полученными дипломами, грамотами, благодарностями на мероприятиях разного уровня (школа, район, регион и т.д.). Активность определяется баллами за участие в ШНО (школьном научном обществе), в проектах, в выборных органах. Если продолжить рассказ о Сергее Барышников, то надо сказать, что он не только вручает гранты школьникам-победителям по итогам учебного года с целью поддержки одарённых детей, воспитания лидерских качеств. Он провёл капитальный ремонт школьной котельной с полной заменой системы отопления, электропроводки, окон, дверей здания, участвовал в возрождении церкви Казанской иконы Божией Матери, при его непосредственном участии проведена полная газификация села, он восстановил мост через реку Верхульку.

ООО "Ввп-Строй" зарегистрирована 26 марта 2007 г. Генеральный директор Комиссаров Олег Владимирович. Юридический адрес: село Марково, Советская улица, 85а. Основным видом деятельности является «Торговля розничная пиломатериалами в специализированных магазинах». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВВП-СТРОЙ" ликвидирована 14 августа 2017 г.
ООО "Школа" действует с 9 апреля 1998 г. Директор Макарова Ирина Владимировна. Юридический адрес: село Марково, Московская улица. Основным видом деятельности является «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ШКОЛА" ликвидирована 2 апреля 2018 г.
СНТ "Марково" зарегистрирована 29 мая 2012 г. Ликвидатор Грушин Алексей Аркадьевич. Организация САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "МАРКОВО" ликвидирована 1 июня 2017 г.
У села Марково находится последняя из двух десятков огороженных площадок, равномерно расположенных вдоль Клязьмы на участке от Орехова-Зуева до Маркова. На этих площадках расположены скважины и насосные станции с дистанционным контролем и управлением по радиоканалу Среднеклязьминского водозабора, снабжающего водой города Орехово-Зуево, Покров и другие населенные пункты. Месторождение подземных вод, из которых забирается вода, названо Среднеклязьминским, потому что расположено в среднем течении Клязьмы.

Казанская церковь

До 1868 г. деревня Марково с соседними деревнями входила в состав Багаевского прихода. От пог. Багаева (Покр. у.) эти деревни были отделены рекой Клязьмой и находились на расстоянии 7 — 8 верст. Весной и осенью, во время ледохода и разлива реки и паводков, они были совершенно изолированы от своего приходского храма. Новорожденные дети в такое время подолгу оставались некрещенными, больные умирали нередко без причащения, умершие подолгу оставались без погребения... Все это естественно заставляло жителей этих деревень стремиться к устройству самостоятельного прихода.
Но жители этих деревень были бедны, богатых людей в то время там совсем не было и взяться за устройство собственного храма было нечем. А главное, в причте Багаевского погоста это стремление не находило себе сочувствия и содействия, так как это отделение сопряжено было с материальными ущербами для него. На весь довольно большой Багаевский приход прежде был один священник. Но вот в начале 60-х годов причт Багаевского погоста обновился. Вместо одного сюда назначены были два священника. В 1853 году поступил сюда студент семинарии В.Л. Малиновский, а в 1860 г. студент Л.С. Миловзоров.
Свящ. В.Л. Малиновский окончил Вл. Дух. Семинарию в 1848 г. студентом. В 1853 г. посвящен, в Багаевский погост Покр. у., где и оставался до своей смерти 28 июли 1871 г. Отец Василий Малиновский умер от холеры, которой заразился в приходе при отправлении своих пастырских обязанностей в эту тяжелую для багаевского прихода годину.
Свящ. Л.С. Миловзоров окончил В. Д. Сем. в 1850 г. студентом под № 1. До поступления в Багаево был учителем дух. училищ Переславского, а затем Муромского. Вследствие болезненного состояния не был назначен в академию. Для поправления здоровья поступил во свящ. вл. Багаево, как местность особенно здоровую. Умер чахоткой 24 апр. 1866 года.
Эти молодые пастыри стояли выше тех материальных расчетов, с которыми было связано отделение Марковского прихода от Багаева и пошли на встречу желанию жителей заречных деревень в устройстве самостоятельного прихода. Инициатива в этом деле принадлежит священнику Льву Миловзорову, в части которого находилась д. Марково. Умный и энергичный, он сразу приступил к удовлетворению этой насущной нужды в самостоятельном приходе и дал официальный ход делу; но вскоре он умер 24 апреля 1866 г. и приводить в исполнение начатое им дело, все нелегкие хлопоты по устроению вновь образуемого Марковского прихода, пришлись его сослуживцу, свящ. В.Л. Малиновскому.
Средств на устройство храма не было, — приходилось собирать по грошам. Очень много содействовал открытию прихода и устройству храма своими неутомимыми хлопотами и хождениями по разным лицам и учреждениям крестьянин деревни Богдарни В.Н. Грыцкин, представлявший собой характерный тип деревенского ходока, и крестьянин дер. Чащи Василий Сидоров, дед будущего строителя храма, Ивана Иовлевича Сидорова, по промыслу поросятник. Занимаясь разъездами по губернии по скупке и продаже поросят, он хорошо знал население и не мало собрал средств для устройства храма. Им был выпрошен у Костерёвых в с. Власовском (теперь Власово Шатурского района Московской области), отстоящем от Маркова верст на 50, старый деревянный храм и был перевезен миром в Марково. Священником В. Малиновским был положен „первый кирпич" в основание Марковского храма и прихода, а 14 марта 1868 г. храм этот и был освящен. Освящение было очень скромное. Не было ни архиерея, ни певчих — освящал местный благочинный — свящ. с. Крутца, Афанасий Левитов.
После свящ. В. Малиновского остался между прочим дневник, в котором он отмечал выдающиеся случаи своей жизни и служебной практики; и здесь мы находим ценный материал для истории возникновения Марковского прихода. „Печально было торжество освящения Марковского храма. Среди печальной неприютной пустыни убогий деревянный храм и около него наскоро выстроенные домики причта. Кругом ни деревца, ни кустика зелени, ни травки — вертячий песок. Крестьяне, сравнивая свой новый убогий храм, голые деревянные стены, убогую сборную утварь с великолепным родным их прежним Багаевским храмом, с которым их связывали и родные могилы, не были веселы, — точно евреи при постройке нового храма по выходе из плена Вавилонского, вспоминали прежний великолепный Соломонов храм. Некоторые женщины плакали. И их приходилось утешать и ободрять. — Будьте усердны к этому храму и чаще молитесь в нем, и Господь даст, и у вас будет каменный храм не хуже Багаевского. И тот был также ветхий деревянный храм, но нашелся благодетель и выстроил на месте его прекрасный каменный храм“. В Багаевском погосте ветхая деревянная церковь сгорела от грозы в 1820 году, и на месте ее крестьянином дер. Костино Г. Ясиным был выстроен прекрасный храм с золотыми главами.
Храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, так как эта икона особенно почиталась крестьянами дер. Марково. Под храм и причт было отведено всего 10 десятин совершенно бесплодной земли песка и болота. Взамен недостающего количества земли крестьяне обязались платить „ружные" или натурой или деньгами (около 230 р. в год). Место для храма и причта (Поселок, где находится храм и дома причта, расположен отдельно верстах в 2-х от большой деревни Марково.) было действительно очень печальное. Совершенно голый песчаный холм, окруженный болотом. И теперь Марково с выросшей вокруг храма и домов причта за сорокалетний период существования его некоторой растительностью представляется как бы оазисом среди пустыни.
„Со слезами отправились в Марково первые невольные поселенцы из Багаевского погоста точно в ссылку после Багаевского приволья дьячок И. Беляев и пономарь М. Смородин, которым выпал суровый жребий идти в новый приход". Священником туда был переведен из Сузд. у. о. Иоанн Дмитриевич Флоринский.
Иоанн Дмитриевич Флоринский в 1840 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, и в 1844 г. рукоположен во священника ко храму с. БунаковоАлександровского уезда, в 1852 г. переведен в с. Обращиха Владимирского уезда, в 1861 г. - в с. Никольское Красенских Юрьевского уезда, в 1863 г. - в с. Шиморское Меленковскоо уезда, в 1867 г. - в с. Троицы-Берег Суздальского уезда, и в 1868 г. - в Марково, где служил до своей кончины 22 июня 1891 г.
Трогательно было прощание свящ. о. Вас. Малиновского с своими прихожанами-крестьянами дер. Богдарни, Чащи и Борка, вошедших в состав нового Марковского прихода. „Все крестьяне этих деревень собрались от мала до велика в дер. Богдарне для прощания с своим прежним батюшкой. О. Василий начал было прощальное слово, но от волнения не мог докончить его. Все плакали, некоторые женщины с рыданием причитали. Вот, окруженный густой толпой он подходит к берегу Клязьмы, чтобы переправиться на Багаевскую сторону. Часть народа остается на берегу, другие садятся в лодки, какие можно было найти, и плывут вместе с любимым батюшкой на Багаевскую сторону, а он стоит в лодке и благословляет провожающих его и стоящих на берегу, а слезы так и льются по щекам его". Так рассказывали старики-очевидцы об этом прощании.
Так открылся и начал свое существование Марковский приход и вместе с одновременно открывшейся школой при нем начинается культурно-просветительная приходская жизнь.
Прихожане новооткрытого прихода считали свою убогую церковь временной и не переставали думать об устройстве вместо нее каменного храма. Особенно об этом хлопотал неутомимый В.Н. Грыцкин, так много потрудившийся в деле открытия прихода. Он постоянно убеждал священников начать устройство каменного храма. Пробовали устроить кирпичный завод на общественный счет, но дело не пошло.
В 1896 году в Маркова поступил священник о. Иоанн Дм. Невский (Свящ. о. И. Невский, оконч. сем. в 1891 — 1894 г. свящ. Входо-Иерусалимской церкви г. Суздаля, с 1896 г. в с. Маркове.), переведенный сюда из г. Суздаля.
Престол в церкви один в честь Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1868 г., исповедные росписи с того же года. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисправлений около 750 руб., б) денежной руги с прихожан — 232 р. (в 1894 г.), в) от сбора сеном и хлебом до 130 руб. и г) процентов с причтового капитала (250 р.) — 10 р. Дома у членов причта общественные. Земли при церкви - в пользу причта: под церковью и кладбищем 10 десят. 2338 кв. саж., усадебной из нее только 1 дес. 2050 кв. саж., остальная же крайне неудобна: 1500 кв. саж. под прогоном, 350 кв. саж. под речкой и болотом и 8 дес. чистого песку. Вместо пахотной земли прихожане платили ежегодно на содержание причта по 37 коп. с ревизской души (коих 629), вместо сенокосной земли — по 30 фунтов с души готового сена. Приход состоял из села Маркова и деревень: Богдарни (3 вер. от церкви), Борка (3 вер.) и Чащи (3 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 889 душ муж. пола и 1041 женского. [1]
И к о. Иоанну Невскому стал приставать неугомонный В.Н. Грыцкин, в это время уже почти слепой, дряхлый старик, убеждая его приступить к постройке. — „Поедем в Москву, говорил он, ты будешь водить меня, а я тебе скажу адреса благодетелей". — Но осуществления своей заветной мечты — устройства каменного храма — ему не пришлось увидеть. Вскоре он помер, и был, к сожалению, похоронен не в Маркове, об устройстве храма в котором он так много хлопотал, а в другом приходе — Крутецком. И сам о. Иоанн Невский сознавал нужду в устройстве нового храма и с надеждой на помощь Божию и добрых людей приступил к осуществлению этого нелегкого дела. Денег не было. Из церковных сумм на сберег. книжке было не более 500 р. Обещались помочь, но потом, когда начнется дело. И вот через три года после своего поступления в Марково он решился начать постройку храма.
В 1899 году обратились к Архиепископу Сергию с просьбой разрешить начать постройку. Высокопреосв. Сергий разрешил, но выразил при этом опасение: „По силам ли будет строителям то дело, которое они взяли на себя, не имея совершенно никаких средств для его исполнения", были его слова.
16 августа 1900 г. при участии местного благочинного, в то время свящ. Багаевского пог. К. Разумовского, и протоиерея г. Александрова о. Н. Флоринского, местного уроженца, была произведена закладка храма. Произведены были первые работы — земляные, взят был необходимый материал, — пришло время уплаты. Первым откликнулся крестьянин дер. Костина, Багаевского прихода, Евс. А. Борисов, имеющий родственные связи с Марковом, пожертвовавший 600 руб., и затем местн. уроженец — кр. Иван Иовлевич Сидоров, давший сначала 2000 руб. на это дело. Были и другие более или менее значительные жертвы. От одной старушки, пожелавшей остаться неизвестной, поступило 700 р., по подписному листу собрано около 400 руб., Преосвященный Иннокентий пожертвовал 100 р. и В.Я. Крутиковым пожертвовано деньгами и материалом до 1500 р., Рыбаковым до 1000 р. и др. Но всех этих пожертвований было бы далеко недостаточно (в общем их набралось не более 5 — 6 тысяч рублей), если бы не пришел своею щедрою благотворительностью на помощь этому святому делу избранный потом церковным старостой (с 1902 г.) Иван Иовлевич Сидоров, — он взял дело устроения храма в свои руки и довел до блестящего конца постройку, стоившую в конечном результате не менее 70 — 75 тысяч рублей. Но все это случилось не вдруг. Нужно иметь в виду, что храм строился 10 лет. Нужно было найти таких щедрых благотворителей, убедить и расположить их к пожертвованиям. И в этом деле всецело заслуга принадлежит о. Иоанну. Он с беззаветной преданностью отдался этому делу. Не жалел ни здоровья, ни сил, ни личных трат для него. "Ездил на свой счет в Москву и Нижний-Новгород выпрашивать пожертвования на храм. В работах по устройству храма он не стеснялся и черной работой. Нередко вместе с прихожанами на своей лошади, невзирая на погоду, возил кирпич на храм, складывал известь из вагонов и пр. «Наш батюшка работал для храма заодно с нами, как простой мужик», говорят про него прихожане. Только такой беззаветной преданностью этому делу он мог привлечь такое живое сочувствие к нему и щедрые пожертвования.
Новоустроенный храм — на 800 человек, очень красив по внешнему виду и особенно внутренним украшениям. В нем все стильно, симметрично-художественно. Стены украшены фресками в стиле худ. Васнецова по образцу собора Князя Владимира в Киеве. Местные иконы художественной работы Сафонова. Между иконами в особенности выдается запрестольный на стекле образ Спасителя, помещенный в центральном окне. Иконостас дубовый с позолотой. Напрестольные принадлежности серебряные. Прочая церковная утварь: подсвечники, лампады и проч. бронзированная, позлащенная и замечательно изящная. Пол из метлахских плиток. На посетителя храм производит чарующее впечатление — настолько он изящен, красив; он мог бы служить украшением не только села, но и любого губернского города. Устроивши храм, Ив. И — ч позаботился и о служащих в нем. Им же были одновременно с постройкой храма устроены и прекрасные церковные дома для причта взамен прежних, пришедших в ветхость. Им же между прочим выстроена и содержится церковно-приходская школа в с. Бунакове, Александровского уезда. Иван Иовлевич Сидоров, устроивши такой прекрасный храм, пожелал достойным образом отметить и торжество освящения его. Освятить храм им был приглашен Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Владимирский и Суздальский, с хором архиерейских певчих под управлением А.Е. Ставровского. На это освящение прибыл и Преосвященный Епископ Тамбовский Иннокентий (Преосвященный епископ Иннокентий, в мире Иван Васильевич Беляев, уроженец Владимирской губ. В 1881 году окончил Влад, семин., в 1885 г. Казанскую духовную Академию. В 1895 г. принял монашество с именем Иннокентия; в 1899 г. Магистр Богословия.) в силу родственных отношений к священнику с. Маркова.
26 июля 1909 г. — новоустроенный каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери освящен был двумя Преосвященными: Владимирским Архиепископом Николаем и Тамбовским Епископом Иннокентием.
Высокопреосвященный Николай приехал накануне этого дня 25 июля в час дня и прямо со станции Покров проехал в старый храм, переполненный прихожанами с. Маркова, с утра ожидавшими его. Здесь он обратился к собравшимся с кратким приветствием: — „Приехал я к вам разделить вашу радость и помолиться с вами в вашем новом храме". Затем благодарил собравшихся за то, что они собрались встретить его. После этого благословил каждого из присутствовавших. При этом много было малых детей, которые также безбоязненно принимали благословение Владыки. На это было обращено внимание Владыкой. „Это отрадное явление свидетельствует, сказал он, что дети ваши часто бывают в храме, привыкли к нему и не боятся необычной обстановки, в какой находятся".
Вечером 25 июля в новоустроенном храме при пении архиерейского хора было совершено всенощное бдение, При этом нельзя не отметить особенно торжественный момент этого служения — на литии, на которую вышел Высокопреосвященный Николай, и величание, на котором участвовали оба владыки Николай и Иннокентий.
26 июля с 8 часов утра начали звонить к началу освящения и литургии в новоустроенном храме. Погода доселе ненастная и дождливая сменилась ведренной. Был прекрасный летний день. Из г. Покрова и окрестных селений собралась масса народа помолиться и посмотреть на редкое торжество. Храм не мог вместить всех желающих, и густая толпа их стояла около храма. По совершении освящения обычным чином пред началом литургии Высокопреосвященный Николай остался в храме, а Преосвященный Иннокентий с крестным ходом пошел вокруг храма. Ход направился к старому храму. Здесь Преосвященный взял с престола серебряный ковчежец с частицами св. мощей, возложил его на дискосе на свою главу и понес, предшествуемый крестным ходом, в новый храм и здесь поставил его на престоле. Часть мощей была зашита в новоосвященный антиминс, а другая часть заделана в деревянный крест, который был укреплен под престолом.
В сослужении с Преосвященными принимали участие: прот. гор. Покрова, о. П. Обтемперанский, прот. г. Александрова Н.И. Флоринский, благочинный городских церквей г. Владимира прот. А. В. Беляев, свящ. г. Иваново-Вознесенска Я.В. Беляев и местный священник о. И.Д. Невский. Во время литургии после причастного стиха свящ. о. И. Невский произнес соответствующее слово.
По окончании литургии был отслужен молебен Божией Матери и преподобному Серафиму Саровскому. На аналоях возложены были иконы Казанская Божией Матери в дорогой серебро-позлащенной ризе — поднесение причта и прихожан с. Маркова строителю храма — и икона Серафима Саровского художественной работы, благословение Саровской обители храму, привезенная оттуда преосвященным Иннокентием.
По окончании церковной службы Высокопреосвященный Николай приветствовал сослужителей и сомолитвенников со светлорадостным торжеством освящения храма. Отметив неотложность построения храма — в виду несомненной ветхости старого деревянного храма, Владыка с особенным одобрением высказался об удобствах внутреннего расположения новопостроенного храма, в котором всем присутствующим не только слышно поемое и читаемое, но и видно все совершаемое священнослужащими. Отметил Владыка и особливую торжественность освящения храма с указанием и тех высоких родственных побуждений, которые заставили и Архипастыря Тамбовского с его присными разделить радость присного им пастыря при светлом торжестве; упомянуто было и о побуждениях, по которым в торжестве освящения участвовал протоиерей Александровского собора Флоринский. Выразив благодарность храмоздателям и в особенности местному священнику о. Иоанну Невскому и ктитору храма Ив. Иовл. Сидорову, Владыка энергично приглашал всех присутствующих — под благодатным кровом благолепного храма созидать благолепие душевного храма, крепко держаться спасительных заветов и установлений церкви православной, передать это сокровище и тем юнейшим, которые имеют сменить нас на земле.
Преосвященный Иннокентий также обратился к присутствующим в храме с словом. Приведя то место чинопоследования освящения церквей, где говорится о храмах небоподобных, он развил мысль, что, устраивая такие великолепные храмы, в которых блещет золото и серебро и сверкают свечи, мы этим самым хотим, хотя в слабых чертах, уподобиться своду небесному, где в свете лучезарном вечно ангелы славят Бога или точнее „хотим небо низвести на землю". В заключение Преосвященный Иннокентий благословил прихожан иконою преподобного Серафима, привезенною им в дар новоосвященному храму из обители Саровской.
После этого священником о. И. Невским прочитан был следующий адрес от причта и прихожан с. Маркова строителю храма.
„Уважаемый Иван Иовлевич!
Сорок один год тому назад приход наш по крайней нужде отделился от прихода погоста Багаевского и при своем возникновении получил в дар из села Власовского старый деревянный храм, с течением времени пришедший в ветхость. Явилась у нас мысль о замене деревянного храма каменным, начались хлопоты о постройке, началась и самая постройка, но при скудости наших средств мы никак не смели надеяться на успешное выполнение нашего предприятия. В таком затруднении девять лет тому назад явились нам на помощь Вы, всецело взяли дело это на свое попечение и вот теперь мы видим у себя благолепно устроенный и уже освященный новый каменный храм. В настоящий знаменательный день торжественного освящения храма мы — причт и прихожане села Маркова — считаем своим нравственным долгом выразить Вам одушевляющие нас чувства особой признательности за ту помощь, какую Вы оказали в деле построения и благоукрашения нашего храма. Благодарные за удовлетворение нашей насущной потребности, мы просим Вас, уважаемый Иван Иовлевич принять от нас в молитвенную память икону Казанскую Божией Матери. Покровительница нашего святого храма, Матерь Божия, да будет и Вам покровительницей во всех путях жизни Вашей, да избавит Вас от всякие беды и напасти и да продлит дни жизни Вашей во славу Божию и на пользу меньших братий на многая и многая лета“.
По прочтении адреса Высокопреосвященный Николай, взявши с аналоя Казанскую икону Божией Матери, благословил ею строителя храма и вручил ее ему.
Этим и закончилось церковное торжество освящения столь давно желанного для прихожан с. Маркова храма, которое, благодаря той исключительной обстановке, при которой оно происходило, оставит, без сомнения, глубокое, неизгладимое на всю жизнь впечатление в сердцах прихожан, из которых многие ничего подобного и не видели в своей жизни.
По окончании духовного торжества лицам, особо приглашенным на него, строителем храма была любезно предложена трапеза, во время которой были произнесены обычные тосты. Первый тост за здоровье Государя Императора был провозглашен Высокопреосвященным Николаем, затем были тосты за присутствующих на обедне владык, за строителя храма и его семейство и пр.
Из застольных речей следует отметить речь прот. г. Александрова Н.И. Флоринского, местного уроженца, у котораго жизнь этого села слагалась, так сказать, на глазах. Взявши текст: „Процвела ecи пустыня яко крин“, он нарисовал картину, как «Марковская пустыня» постепенно принимала благоустроенный вид и при этом отметил роль дома Сидоровых в этом культурном процветании и указал на значение храма и школы в борьбе с вредными учениями последнего времени. Инспектор Народных Училищ Липецкого уезда, Тамб. губ., К.В. Беляев в своей здравице указал на особенный дух предприимчивости жителей Влад. губ., благодаря чему, где бы владимирцы ни появлялись (а их можно встретить всюду), везде они с собой приносят просвещение и культуру и развитие; в особенности же эти свойства они проявляют у себя на родине, превращая и «песчаные пустыни» в культурные уголки.
И. В. М. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 36-й. 1909 г.).

Слово в день освящения храма в селе Маркове, Покровского уезда, 26 июля 1909 года

„Сей день, его-же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь“.
И действительно, православные, как и не радоваться нам в настоящий день, когда исполнилось наше давнишнее пламенное желание: устройство в нашем селе новаго храма Божия. Почти десять лет прошло с того времени, как впервые начались заботы и хлопоты об осуществлении этого великого дела. И вот теперь наши мечты, наши думы превратились в действительность: милостию Божиею и помощию добрых людей воздвигнут у нас дом Божий и дивно украшен, украшен настолько великолепно, что ни о чем подобном мы не смели даже и думать и желать при начале постройки.
А помните-ли вы, други мои, как скромны были в то время наши желания?
Горькая нужда заставила выделиться родные наши селения, удаленные расстоянием от своего приходского храма погоста Багаевского и отделенные от него значительной рекой в самостоятельный приход. В памяти многих из вас еще живы примеры, когда рожденные у вас дети по целым неделям оставались некрещенными и так иногда умирали, дорогие вам умершие оставались долгое время непогребенными, и когда хождение в храм Божий для молитвы, для исполнения христианского долга исповеди и святого причащения соединено было с такими трудностями, которые не всякий мог по слабостям своим преодолеть.
И как вы были утешены, как возрадовалось сердце ваше, когда подарен был вам старый деревянный храм из села Власовского! С каким усердием принялись вы за его перевозку и постройку на месте! И как были счастливы, когда этот храм сорок один год тому назад — 14 марта 1868 года был освящен.
Но трудясь над устройством этого храма, вы вместе с тем видели, что он очень непрочен и что в недалеком будущем вам придется озаботиться устройством более прочного — каменного храма. К несчастию, средств на это не было совершенно никаких. Являлись из среды вашей ревнители о построении дома Божия, обращались к добрым людям с просьбой о помощи, пробовали даже построить завод для выделки кирпича, — но видно еще не пришел час воли Божией, и все попытки их в этом направлении не имели успеха. Уже тридцать лет вы молились в своем убогом деревянном храме и во все это время не переставали просить Подателя всех благ — Господа и Его Пречистую Матерь, покровительницу храма и весей ваших, чтобы исполнилось желание сердца вашего о построении прочного каменного храма.
И дивны пути промысла Божия! — исполнил Господь прошение ваше: в 1899 году, почти десять лет тому назад, нашлись люди, которые взяли на себя это великое дело и с помощию Божиею довели его до благополучного окончания. Испрошено было у приснопамятного Святителя Владимирского Архиепископа Сергия разрешение на постройку нового каменного храма. Владыка милостиво выслушал просьбу, благословил доброе начинание и пожелал успеха, хотя при этом и .выразил опасение, по силам-ли будет строителям то дело, которое они взяли на свою заботу, не имея совершенно никаких средств для его исполнения.
Но „аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий". Призрел Господь на усердие наше по созиданию дома Божия, ниспослал свое благословение на наши труды, и дело построения храма с самых-же первых шагов пошло настолько успешно, что и сами мы, как вы хорошо помните, были весьма удивлены этим. За неимением своих средств пришлось обратиться к добрым людям с просьбой о помощи. И Господь привлек их усердие к этому святому делу, и сердца их исполнились желания оказать нам возможную с их стороны материальную помощь.
Целых девять лет продолжалось построение и благоукрашение дома Божия; и все это время милость Божия явно пребывала с нами и направляла дело наше к успешному окончанию. Правда — много, очень много пришлось перенести нам трудов, нужды и огорчений, но утешил нас Господь в нашем горе, исправил наши нужды, увенчал успехом труды наши, и вот мы молимся теперь в новом благоукрашенном, скажу даже более — в великолепном храме.
Как памятно должно быть для нас это дело милости Божией к нашему недостоинству! Думал-ли кто из нас, что нам выпадет такое великое счастье? что упования наши осуществятся в такой полной мере? Поистине: „призрел Господь на молитвы смиренных и не уничижил моления их“.
Возблагодарим-же Господа Бога, преизобильно излившего на нас щедроты своя и приведшего нас от скудости к богатству, от убожества к красоте и благолепию. Возблагодарим и Пречистую Матерь Божию, нашу Дивную Заступницу и Покровительницу, умолившую о нас Сына своего и преклонившую милость Его к нам грешным, Возблагодарим их за то, что Они дали возможность нам своими трудами принять посильное участие в построении дома Божия и чрез то до некоторой степени быть создателями святого храма сего. А как важно это дело, как велико для нас счастие быть создателями храма, ясно видно «из того, что святая церковь ежедневно молится „о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего".
Но, имея непрестанную благодарность к Господу и Его Пречистой Матери, не забудем, братие, и тех людей, которые помогли нам, дали нам материальные средства к совершению этого святого дела; они присутствуют ныне здесь и без помощи их своими собственными средствами мы едва-ли были-бы в состоянии совершить хотя самую малую часть того, что теперь совершено. Глубоко в сердце сохраним вечную признательность к ним и на своих молитвах церковных и домашних будем просить Господа, да воздаст Он им вместо временных вечная, вместо земных — небесная. Заповедуем и потомкам своим, чтобы имена их (а вы их знаете) вписаны были в помянники наравне с близкими и дорогими нам родными.
Некоторые из благодетелей наших, к крайнему сожалению, не дожили до настоящего торжества (имена их вам также известны). Сотворим-же им вечную память и будем умолять Праведного Судию, да не воспомянет Он совершенных ими грехов и вчинит души их, „идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание и идеже вси праведнии упокояются“. И твердо верим, что они, как оказавшие милость нам, меньшим братиям своим, будут помилованы на страшном судищи Христове, ибо не ложно слово Господа: „блажени милостивии, яко тии помилованы будут".
Хочу закончить слабое слово мое к вам, братие, теми-же словами, с которыми я обратился к вам в начале: „сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь“. Будем радоваться в настоящий торжественный для нас день, но радоваться такою радостию, которая устремляет душу нашу к Виновнику радости — Господу Богу и производит в сердце умиление, сопровождаемое благодарными слезами.
Да сподобит-же всех нас Господь радоваться такою именно божественною радостию, которая может служить предвкушением той радости, которою радуются праведные в невечернем дни царствия Христова.

С началом революции начались испытания для Марковского храма, его прихожан и причта.
С 1926 по 1928 г. в Марковском храме служил священник Николай Зеленов, будущий священномученик. Николай родился в 1887 г. в с. Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова. С 1897 г. он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковно-приходской школы с. Яковцево Муромского уезда. В 1911 г. он служил диаконом в с. Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в с. Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в с. Загарино. В 1926 г. о. Николай был переведен в с. Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в с. Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа.
Жители села любили священника и сообща приобрели ему корову, что в то не сытное время было большим подспорьем. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом. Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 г, Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в с. Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп... в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», - писала газета.
Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу». Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи. 3 ноября 1929 г. о. Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом г. Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище, члены колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.
- Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, - закончил свой ответ на допросе о. Николай.
Другим обвинением против о. Николая был отказ с его стороны свершить крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил, стало настороженным: будешь членом колхоза - священник детей крестить не будет.
Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня. Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил. Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз новых членов.
Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в предпраздничные дни, приходило 6-8 певчих, не считая слушателей Отец Николай сказал: «Я понимаю, что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни народного дома и избы-читальни в деревне не было... Виновным себя в агитации против колхозов я не признаю».
Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «...на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет, приходы другие от нас очень далеко... церковь остается без службы, кроме того, бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без последствий.
6 февраля 1930 г. о. Николая перевели в арестный дом г. Покрова. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 г. приговорило священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года. Отбыв наказание, о. Николай был назначен служить в Покровскую церков с. Пустоша Шатурского района Московской области. 18 апреля 1933 г. священник Николай Зеленов подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию.
Владыка определил о. Николая священником к Богородицерождественской церкви с. Старынино Зарайского района Московской области, в этом приходе священник Николай Зеленов прослужил до своего ареста. 22 ноября 1937 г. о. Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в тот же день допрошен в Зарайском районном отделении НКВД.
Отец Николай виновным себя в контреволюционной деятельности не признал. Он содержался под стражей в Коломенской тюрьме. Следствие было недолгим, 27 ноября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила о. Николая Зеленова к расстрелу. 3 декабря он был расстрелян на Бутовском полигоне.

С начала 1920-х гг. по 1933 г. диаконом в с. Марково служил Василий Горбачёв. Из-за огромных налогов и обнищания населения у церковной общины не было денег. Чтобы содержать семью, о. Василий брался за любое дело: клал печи, чинил часы, крыл крыши, перетягивал матрасы. С 1933 по 1936 г. он служил в храме с. Ильинский Погост (теперь Орехово-Зуевского района Московской области), с 1936 по 1937 г. - в Никольском храме с. Парфентьево Коломенского района, где был рукоположен во иерея, затем, в связи с закрытием храма, переведен к церкви с. Большие Вязёмы (ныне Одинцовского района Московской области).
Там он был арестован 15 февраля 1937 г. по обвинению в агитации против советской власти, совершенной на месте прежнего служения. "Агитация" состояла в том, что при угрозе закрытия храма прихожане обратились к о. Василию за советом, как храм сохранить, он посоветовал направить прошение с подписями верующих в местную администрацию.
За этот совет о. Василий был расстрелян 26 февраля 1938 г.
В 1938 году храм с. Марково закрыли, иконостас уничтожили, разрушили завершение колокольни и храма. Священник, долгое время здесь служивший (сначала диаконом), о. Константин Охотин, арестован.
В 1996 г. образована община верующих (инициатором была учительница Е. Федосейкина), и началось возрождение разоренного храма.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Казанского Храма села Марково Петушинского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.
У настоятеля много забот: в церкви совершаются богослужения и ведутся восстановительные работы, у общины нет средств для приобретения сразу всего того, что требуется для богослужений. Настоятель, о. Андрей рассказал, как Великим постом он думал, где взять Святое Евангелие небольшого формата для того, чтобы по обычаю Православной Церкви положить на Святую Плащаницу, и вдруг одна из прихожанок принесла требуемую книгу с надписью на внутренней стороне обложки: "Сие св. Евангелие при закрытии церкви в с. Сеньго-Озеро (этого села больше нет, при устройстве полигона на марковских болотах в 1940-м г. оно полностью разрушено) было ободрано и брошено, но одним верующим взято и передано мне, и я, украсивши его, приведя в приличный вид, приготовил себе на смерть, с собой во гроб, аще изволит Бог. 9. XI. 1934 г. св. Константин Иоаннович Охотин". Так погибший за веру настоятель храма о. Константин Промыслом Божиим и в наше время не прекращает заботиться о марковском храме.
Настоятель, председатель приходского совета Беспалов Леонид Михайлович.
Юридический адрес: Владимирская область, Петушинский район, село Марково, Советская улица, дом 118.

Дер. Богдарня, стоящая на берегу озера, по документальным свидетельствам известна с 1689 г. В 1861 г. была во владении княгини А.Я. Голицыной. В середине деревни была часовня, сломанная в советское время.
В 1998 г. у озера, по проекту архитектора "Владреставрации" Александра Толмачева, построена каменная часовня во имя празднования Вознесения Господня, на средства православного англичанина И.М. Максвелла-Капински.

По дороге в Марково в д. Дубровка стоит каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа.
Дер. Дубровка стоит на реке Дубровка. Во Владимирской области река Дубровка, длиной 3 километра, а в Московской области - её продолжением (или началом реки) является «Дубровицкая канава» длиной 11 километров. Так называется канал, пересекающий бывшие торфоразработки крупного Верейского торфопредприятия Московской области и дренирующий эту территорию. С 1930-х годов здесь добывался торф для Орехово-Зуевской ТЭЦ. В настоящее время территория бывших торфоразработок - это несколько сот карт, каждая из которых представляет собой прямоугольник с канавами по периметру (более 200 километров канав). Часть карт представляет собой болота, часть - сырые луга, часть - леса и кустарники, часть - сухие пустоши. В южной, наиболее осушенной части бывших торфоразработок, карты заняты территориями многочисленных садовых товариществ орехово-зуевцев.
В деревне Дубровке более 130 домов, и новые дома продолжают строиться. Это и не удивительно: деревня расположена в экологически чистой местности в километре от Клязьмы с её пляжами и уютными местами отдыха у воды, в окружении лесов (березовые рощи, дубравы, сосновые леса) и лугов, богатых грибами, ягодами и лекарственными травами. До станции Покров - 9 километров.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Категория: Петушки | Добавил: Николай (23.01.2018)
Просмотров: 3980 | Теги: Покровский уезд, Петушинский район | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru