Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
00:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Урочище Погост Багаевский в Петушинском районе

Погост Багаевский

Погост Багаевский – урочище (бывшее село) в Петушинском районе Владимирской области.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«Багаевский погост на рч. Ольховке находится в 65 верстах от губернского города и в 12 от уездного (Покровский уезд)». [1]
Севернее Погоста Багаевского находится Садоводческое Товарищество "Богаева Поляна".
Садоводческое Товарищество "Богаева Поляна". действует с 30 сентября 1998 г. Председатель Калинина Надежда Пантелеевна.

Стан Багаевский располагался по реке Клязьме, у границ старого Переяславского уезда, в пределах Покровского уезда. Характерное звучание через "а" появилось в середине XIX века и закрепилось к концу XIX в.
Соседние станы (XVII-XVIII вв.): Стан Волежский, Стан Заволежский, Стан Остров Вышелесский.

Церковь в Багаевском погосте существует с глубокой древности. До своего положения на рч. Ольховке Благовещенская церковь в Багаеве находилась на другом месте на берегу р. Клязьмы, которое называлось «Старым Благовещеньем». Когда перенесена церковь, сведений о том не сохранилось, но уже в конце XYII столетия погост был на новом месте.
В 7197 (1689) г., когда разбиралось старое дело о церковной земле между Багаевским причтом и крестьянами дер. Омутищи, «на старом Благовещенском погосте, где прежде была церковь Благовещения Пресв. Богородицы, было кладбище и старинная усадебная земля, где живали тое церкви прежние попы с причетники; на том же погосте построен двор — Троице-Сергиева монастыря для рыбной ловли, церковною пашнею и сенными покосы и лесом всякими угодьи того стараго погоста владеют вотчины Троице-Сергиева монастыря села Крутца крестьяне вместо променные пожни Березовки». На месте старого погоста установлен деревянный крест и заметны были еще следы бывшего здесь кладбища. [1]
В патриарших окладных книгах Благовещенская церковь в Багаевском погосте значится с 1628 г.; в этом году она платила дани по старому окладу 25 алтын; в 1656 г. дани положено было 1 р. 28 алтын 3 деньги, заезда гривна.
В вышеупомянутом спорном деле относительно нового Благовещенского погоста замечено, что на нем «церковь Благовещения Пресв. Богородицы, церковь и кладбище огорожено в заборы, да на погосте двор попов с причетники».
Церковная земля в то время состояла из следующих владений: 1) променная пожня Березовка 3 ¼ дес. (выменена у Троице-Сергиева монастыря на усадебную землю старого Благовещенского погоста), 2) старого Благовещенского погоста церковной земли и лесу и пашни — худые земли и сенных покосов и бору и всяких угодий — 98 . дес., 3) отхожая церковная пашня Становище — 8 дес., 4) на новом Благовещенском погосте усадьбы и пашни и сенных покосов и лесу — 18 ½ десят.
В 1699 г., как видно из хранившейся в церковном архиве грамоты патриарха Адриана, в Багаевском погосте построена новая деревянная церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Из той же грамоты видно, что на погосте существовала другая уже ветхая деревянная теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца и патриарх своей грамотой давал разрешение построить новую церковь того же имени. Когда построена была и освящена эта церковь, сведений о том не сохранилось.
По переписным книгам 1705 г., при Благовещенской церкви показаны — священник Иван Вавилов, дьячок Никита Алексеев и пономарь Василий Вавилов.
В 1821 г. вместо деревянных церквей в Багаевском погосте устроен на средства крестьянина Ег. Фед. Яслина каменный пятиглавый храм с такой же колокольней; прежний же деревянный храм сгорел от «западения молнией».
В 1821 г. священником в Багаевском Погосте был Иван Павлович Попов. Он служил только в Багаеве, умер в 1860 г.
С 1853 по 1871 г. священником церкви Погоста в Багаеве служил о. Василий Лаврович Малиновский, основатель марковского прихода, он окончил Владимирскую семинарию в 1848 г. Скончался о. Василий Млиновский 28 июля 1871 г. Его внук В.Н. Малиновский был врачом и художником.

Приход погоста Багаевский 1857 года:
Погост Багаевский: число дворов - 8; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 15; женского пола - 18; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 11; женского пола - 14; действительное население: мужского пола - 12; женского пола - 13; при каменной Казанской (?) с двумя приделами церковью священников – 2, дьякон – 1, причетников – 4. В 1859 году: число дворов - 8; число жителей: мужского пола - 26; женского пола - 29; ярмарка – 1.
При нем деревни: Богдарня, Борок, Марково, Чащ (Чаща).
Горушка, помещичья: число дворов - 15 число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 42; женского пола - 49; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 45; женского пола - 56; действительное население: мужского пола - 46; женского пола - 59. В 1859 году: число дворов - 15; число жителей: мужского пола - 45; женского пола - 56.
Костино, сельцо помещичье: число дворов - 98; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 257; женского пола - 288; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 272; женского пола - 355; действительное население: мужского пола - 276; женского пола - 354; вотчинное правление княгини Трубецкой; каменный господский дом Трубецкой; кузница – 1. В 1859 году: число дворов - 93; число жителей: мужского пола - 284; женского пола - 301.
Попиново, помещичья: число дворов - 34; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 85; женского пола - 84; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 81; женского пола - 84; действительное население: мужского пола - 83; женского пола - 83. В 1859 году: число дворов - 27; число жителей: мужского пола - 82; женского пола - 86.
Семенково, помещичья: число дворов - 50; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 130; женского пола - 166. В 1859 году: число дворов - 48; число жителей: мужского пола - 149; женского пола - 188.
Если кто-то хочет представить, как выглядела «Владимирка» до строительства шоссе Москва - Нижний Новгород, лучшего места, чем в деревне Старое Семёнково, не найти. Покрытие дороги в Старом Семёнкове выглядит так, как будто не прошло более двух столетий после того, как её мостили: удивительна сохранность мощения древней «Владимирки». А за деревней сохранился самый протяженный участок старинной дороги: основное полотно, боковые полотна, валы, рвы.
Чуприяново, помещичья: число дворов - 36; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 123; женского пола - 146; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 130; женского пола - 156; действительное население: мужского пола - 134; женского пола - 162. В 1859 году: число дворов - 40; число жителей: мужского пола - 134; женского пола - 114.

До 1868 г. Марково относилась к Багаевскому приходу. Весной, во время разлива Клязьмы, Марково бывало отрезано от храма. Священник Багаевского прихода о. Лев Миловзоров предложил верующим из-за Клязьмы построить свой храм и дал официальный ход делу. Но не смог довести его до конца, так как 24 апреля 1866 г. скончался от чахотки. Хлопоты легли на плечи нового багаевского священника о. Василия Малиновского. Ходатаями по делам построения церкви были крестьяне дер. Чаща Василий Сидоров и дер. Богдарня В.Н. Грыцкин.

С 1871 г. священником церкви Погоста Багаевского был Григорий Иоаннович Богоявленский (фамилия отца Колоколов). В 1846 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда, с 1847 г. - священник с. Снятинова Александровского уезда, в 1883 г. вышел за штат.
Наружный вид Багаевского храма оставалось без изменений, внутренние же украшения в 1884 г. капитально ремонтированы и частью заменены новыми.
С 1885 г. диаконом церкви погоста Багаевского был Иоанн Андреевич Благовещенский. К церкви погоста Багаевского он был назначен сразу после окончания Владимирской семинарии (в 1885 г.). В 1889 г. диакон Иоанн Благовещенский был рукоположен во священника ко храму погоста Старинского Владимирского уезда.
Престолов в храме три: в холодном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой во имя Архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь была довольно богата. Храмовая икона Благовещения — древняя, в серебряной вызолоченной ризе; хоругви — довольно массивные из аравийской меди; на всех почти иконах в храме венцы серебряные вызолоченные. Замечательно по своей ценности напрестольное Евангелие (длина 16 ¾ вершк. — ширина 11 верш.), верхняя дска в серебряном вызолоченном окладе с чеканными изображениями Господа Вседержителя и Евангелистов.
В церковном архиве хранились: грамота патриарха Адриана, данная в 207 (1699) г. на построение церкви во имя св. Николая Чудотворца, копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) процентов с причтового капитала (4100 р.) — 164 руб., б) от служб и требоисправлений до 500 руб., в) от земли пахотной и сенокосной до 250 руб., г) от хлебного сбора с прихожан до 20 руб. Кроме того отопление и починка строений членов причта производится из церковного леса — приблизительно на 75 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви, за исключением отчужденной в 1860 г. — 3 дес. 1300 саж. - под Моск.-Нижегородскую железную дорогу, числилось 116 дес. 1321 саж.; из них 65 дес. 1349 саж. пахотной, 37 дес. 1491 с. сенокосной, 1 д. 2100 саж. под церковью, кладбищем и усадьбами причта, 7 дес. 120 с. под лесом, 4 дес. под дорогами, озерами и реками Клязьмой и Ольховкой. [1]
Собственно церкви принадлежал капитал 1680 руб. и 500 руб., пожертвованные крестьян. Авсюниным на ремонт и страхование церковно-приходской Семенковской школы. [1]
Приход состоит из деревень: Семенкова (3 вер. от церкви), Попинова (6 вер.), Чуприянова (6 вер.), Горушки (3 вер.), Новых Омутищ (3 вер.) и сельца Костина (в 6 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 813 душ муж. пола и 997 женского; все православные. [1]
В д. Семенковой с 1887 г. существовала церковно-приходская школа. Александр Осипович Переборов, после окончания в 1889 г. Владимиpской духовной семинаpии с аттестатом 1-го разряда, стал учителем Семенковской церковно-приходской школы, с 1893 г. -учитель образцовой школы при Владимирской семинарии, с 1896 г, - секретарь при канцелярии архиепископа Владимирского Сергия. Учащихся в 1896 г. было 45. [1]
В сельце Костино с 1868 г. существовала народная школа, содержалась на средства земства, учащихся в 1895 г. было 60. [1]
Встреча иконы в пог. Багаевском. 25 декабря 1903 года надолго останется в памяти прихожан пог. Багаевского светло-радостным. В этот день прихожане были участниками встречи в свой приходский храм св. иконы новоявленного Угодника Божия, преп. Серафима, Саровского Чудотворца. Прихожан, частью и иноприходних, собралось для встречи такое множество, что храм п. Багаевского далеко не мог вместит всех. В 6 часов морозного утра праздника Рождества Христова, между утреней и литургией, все множество собравшегося на торжество народа, во главе с приходским причтом, направилось от храма к меже церковных владений по дороге среди соснового леса. Там было приготовлено все для водоосвящения и здесь же была икона преп. Серафима, только что принесенная со станции железной дороги. Чинное шествие по дороге среди леса масс народа с возженными свечами, при общем воодушевленном пении церковных песнопений, представляло и величественную, и отрадную картину, оставившую в сердцах присутствовавших надолго неизгладимое впечатление. На месте встречи среди леса совершен, при участии в пении народа, чин малого, водоосвящения и, по освящении и по окроплении иконы Угодника, крестный ход в том же порядке и той же дорогой возвратился в храм, при гулком и торжественном звоне колоколов. Здесь, по установке иконы в киот, священник произнес слово, в котором, отметив добродетели Угодника, запечатленные кистью художника на иконе — прилежание к молитвенным подвигам, нестяжательность, любовь к родителям и памятование их заветов (на иконе преп. Серафим изображен молящимся на камне среди глухого леса, в белом холщевом балахоне, с железным крестом на груди, — материнским благословением), призывал слушателей к осуществлению в жизни сих добродетелей, с упованием на предстательство Угодника перед Господом и на готовность его являть и здесь чтущим его ту же чудодейственную помощь, что и на месте его прославления. Тотчас, затем, было совершено первое усердное в храме молебное пение Угоднику, с окроплением народа, по целовании им св. иконы, водою. Молебствия перед иконою, по просьбе прихожан, возобновились и после литургии, не прекращаются и до сего времени. И нужно видеть молящихся, чтобы судить, сколь крепкое упование у них на помощь новоявленного Угодника Божия!..
Икона Угодника Серафима и художественно сработанная вызолоченная к ней киота приобретены в г. Москве на средства — 350 р., собранные приходским священником среди женщин — прихожанок. К пожертвованиям они расположены были рядом чтений о преп. Серафиме, веденных священником после всенощных бдений, совершаемых по воскресным дням в часовне приходского сельца Костина.
С. К. Р. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1904 г.).

15 сентября 1937 г. был арестован священник Багаевской церкви о. Михаил Васильевич Крутецкий (1879-1937). Он родился в крестьянской семье, окончил Духовную семинарию. Жил в Багаеве, арестован по ложному обвинению в систематической антисоветской агитации и 13 октября 1937 г. расстрелян.
Храм разрушен в начале 1950-х гг.
На месте Погоста поставлен деревянный поклонный крест.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Село Марково
Село Крутец

Категория: Петушки | Добавил: Николай (10.04.2019)
Просмотров: 2097 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru