Обращиха — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Семига на автодороге Р74 Владимир - Юрьев-Польский - Переславль-Залесский в 14 км на северо-запад от центра поселения села Новоалександрово и в 24 км на юго-запад от райцентра города Суздаль. «Село Обращиха – от Владимира (Владимирский уезд) в 29 верстах».
Пруд на реке Семига
Старые названия села – Деревенька и Образцово.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В XVI в. село Обращиха принадлежало боярину Федору Ивановичу Хабарову, который пожертвовал его Спасо-Евфимиеву Суздальскому монастырю. В «описной книге» этого монастыря указываются следующие документы на село Обращиху: «Данная при архимандрите Иеве с братиею Федора Ивановича Хабарова 89 (1581) году на село Деревеньку Образцово, на деревню Буславово с пашнею и с луги и с лесы и со всякими угодьи»; «Опись архимандрита Иова с братьею, что дал в монастырь Федор Иванович Хабаров 84 (1576) году село, а прозвище Деревеньку Образцово, с деревнями и со всеми угодьи»; «Грамота Государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа русии 122 (1614) г. за приписью дьяка Добрыни Семенова велено села Деревеньки всякие доходы имать по новому дозору»; «Выпись Володимерских книг письма и меры Федора Андреевича Скрябина с товарищи 139 (1631) г. на село Деревеньку Образцово, с пустошми»; «Выпись Володимерских книг Юрьевские приписи Польскаго, письма и меры князь Григорья Ондреевича Шехонскаго да подьячаго Петра Васильева 156 (1648) г. на село Деревеньку».
В монастырском синодике 1655 года записано: «раб Федор Иванович Хабаров, дал деревеньку Образцову».
В монастырских приходо-расходных книгах 1697 года записано: «С села Деревеньки взято со крестьян с 16 вытей 16 рублей; платил Ивашко Гаврилов».
Юрьевский тракт 1868 г. «В конце села Обращихи труба по длине дороги 1 саж., другая 1 ½ саж., и между ними гать длиной 20 саж., шириной 8 ½ саж.; гати коротки, низки и заплыли грязью. Следует сделать вновь гати из фашинного хвороста длиной 35 саж. (73,5 м.), шириной 3 ½ саж. (7,5 м.), и по бокам прорыть канавы».
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Петроковской волости Владимирского уезда. С 1929 года село входило в состав Стародворского сельсовета Владимирского района.
«Строим обобществленные конюшни на кулацких дворах.
На вечере коллективизации в Доме Пастуха с. Обращиха, Владимирского района, 159 бедняцко-середняцких семей вступили в колхоз. Среди вступивших около 200 пастухов, работающих на стороне. Колхоз назван именем тов. Сталина. На другой день колхозники приступили к обобществлению и сортированию семян. Семена уже просортированы на 100 процентов. На кулацких дворах затяпали топоры, строящие обобществленные конюшни для лошадей колхозников. Одновременно колхоз выделил всех специалистов и организовал из них бригаду по ремонту сельско-хозяйственных машин к весне. Бригада починила больше 20 сельско-хозяйственных машин и часть плугов» («Призыв», 20 февраля, 1930 г. № 41).
«Недавно в «Призыве» сообщалось о слабой работе с беднотой в с. Обращихе. Взаимоотношения колхозников с единоличниками были нехорошими. Влияние кулака поэтому сказывалось. Стародворская партячейка и сельсовет по-большевистски признали свою ошибку, и взялись за политическую массовую работу с беднотой. Результаты уже есть. Бедняки и середняки единоличники теперь сами осаживают подкулачников и стремятся установить дружеские отношения с колхозниками. Во время покосов колхозники вели беседы с единоличниками. Последние после беседы помогли колхозу в косьбе. За 2 часа было скошено до 5 га колхозного луга. Бедняки и середняки приняли участие и в перевозке сена колхозников. Обращихинские колхозники в долгу не остались. Кончив свой покос, они помогали косить беднякам и отставшим почему либо середнякам. Общими силами покос был закончен своевременно. Дружеские отношения настолько окрепли, что колхозники и единоличники советуются друг с другом по хозяйственным вопросам. Партячейка и сельсовет сейчас выявляют нужды бедняцких и красноармейских семей для того, чтобы с помощью колхоза помочь им убрать хлеб и засеять полностью и во время озимой клин. Известный в Обращихе подкулачник Лукьянов теряет свое влияние, но под нажимом кулаков продолжает яростно нападать на колхозников. Недавно он выступил на собрании: — Бедняки,— говорил он,— лодыри. Это они выискивают кулаков. У нас кулаков совсем нет. Все трудящиеся... Но крепнет спайка колхозников с бедняком и середняком. Кулаки и подкулачники все чаще и сильнее получают большевистский отпор со стороны самих масс» («Призыв», 10 августа 1930).
«В с. Обращиха, стародворового сельсовета, наступил перелом. Только за 20 и 21 марта в колхоз им. Сталина вступило 15 хозяйств. Ожидается массовый прилив. Вступающие в колхоз заявляют: мы вполне сознательно подаем заявления, так как убедились в преимуществе коллективного труда над единоличным» («Призыв», 25 марта 1931).
«В обращихинском колхозе им. Сталина в конце декабря 33 г., по инициативе колхозной молодежи колхозники решили организовать клуб. Сказано — сделано. Нашли помещение, отремонтировали его и первого января новый клуб открылся. При клубе организованы: стенная газета, драмкружок…» («Призыв», 15 января 1934).
С 1935 года — Небыловского района, с 1965 года — Суздальского района.
Магазин в селе Обращиха
Магазин
Село Обращиха состоит из 3 улиц: Озерная, Дорожная, Садовая. Численность населения: в 1859 г. – 742 чел.; в 1897 г. – 733 чел.; в 1926 г. – 921 чел.; в 2010 г. – 40 муж. и 47 жен., всего 87 чел.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь села Обращихи в книгах патриаршего казенного приказа записана под 1628 годом: «церковь Рождества Ивана Предтечи в Образцове, в вотчине Спаса Евфимиева монастыря Суздальскаго, дани двадцать два алтына две деньги»; «1746 г. церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Образцове рубль 65 к.».
В 1779 году в консисторский журнал занесено сообщение, рисующее борьбу с бесчинствующими в сельских храмах в самом неприглядном виде. «От некоторых Владимирского уезда разных церквей священно-церковно-служителей, а особливо с. Обращихи от священника донесено, что из тамошних прихожан молодые ребята и девки в праздничные и воскресные дни во время служений церковных, будучи в церкви, производят пустотные разговоры, особливо ж стоя на папертях церковных делают безчинные смеха и срамословия. К прекращению чего хотя приходскими священниками довольно увещеваемы и страхом гнева Божия воспрещаемы были, чего однако они не мало не слушают, а положенных штрафов взыскивать с них те священно-церковно-служители никак не могут, опасаясь себе за то от всех прихожан не только притеснений и обид, но и телесных побои».
Согласно распоряжению еп. Иеронима, консистория, заслушав это сообщение, определила: «Во Владимирское наместническое правление послать сообщение и требовать, дабы оное благоволило Владимирского уезда по селам всякого чина и звания жителям чрез кого надлежит подтвердить письменно, чтобы оные во время церковных служений как в церквах, так и на папертях церковных никаковых разговоров, смеху и срамословия за состоявшимися запретительными указами не производили; а если бы кто и за таким подтверждением чинить оное отважился, оные бы при взыскании в церквах повеленной штраф платили без супротивления».
В 1793 году в селе Обращихе была построена новая деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В 1794 г. в церкви был устроен придел в честь Святителя и Чудотворца Николая. Эта церковь существовала до 1821 года, а в том году сгорела. В 1825 году была построена и освящена каменная церковь в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1845 году усердием прихожан был устроен другой придел – в честь Казанской иконы Божией Матери. Каменная колокольня была построена в 1858 году. В 1883 году церковь и колокольня были обнесены каменной оградой.
Из старинных книг в церковной библиотеке в кон. ХIX века имелись: Евангелие 7077 (1569) года, с надписью: «В лето 7077 месяца июля 11 дня дал архимандрит Савватия сие евангелие в дом Всемилостиваго Спаса и преподобнаго Евфимия по старце Феофиле поминать душу его»; Евангелие печ. 1663 года; Требник большой печ. 1658 года; служебник печ. 1668 года и Триодь цветная печ. 1704 года.
Земли церковной имелось: 33 дес. 1600 кв. саж.
Причт по штату: священник и псаломщик. На содержание причта получал годового дохода: от земли до 150 руб., за требоисправления от прихожан около 250 руб., а всего – до 400 руб. Дома причт имел собственные, на церковной земле.
Приход составляли: село Обращиха (130 дв.) и дер. Душилово (Деревня Душилово была вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря Суздальского монастыря. В приходо-расходных книгах этого монастыря за 1697 год записано: «Деревня Душилово взято с выти с трех осьмух 1 рубль 12 алтын, платил Ивашко Елизарьев») в двух верстах от села; душ мужского пола 453, а женского пола 510; в том числе раскольников-поморцев в селе 2 двора, душ мужского пола 2, а женского пола 5.
С 1884 года в селе существовала церковно-приходская школа. Обращихинская церковно-приходская школа вновь открыта в 1896 г.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
21 марта 1914 г. и.д. псаломщика с. Санина, Покровского у., Василий Востоков перемещен в с. Обращиху. 9 сентября 1914 г. священники с. Пустоши, Шуйского уезда, Михаил Полисадов и с. Обращихи, Михаил Аретинский перемещены один на место другого.
6 сентября 1916 г. псаломщик с. Обращихи Востоков согласно прошению перемещен на такую же должность в с. Пречистую Гору, Владимирского уезда. Окончивший курс Владимирской духовной семинарии Петр Радугин 24 сентября 1916 года согласно прошению назначен псаломщиком в с. Обращиху. 29 октября 1916 г. священник с. Обращихи Полисадов перемещен в с. Марьино, Ковровского у. 16 ноября 1916 г. псаломщик с. Орехова Михаил Поспелов определен во священника в с. Обращиху.
Церковь была закрыта не позже 1930-х гг., позже частично разобрана. Уцелел только основной объем здания - ротонда на четырех опорных столбах.