Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Головенцыно Суздальского района

Село Головенцыно

Головенцино — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Село расположено в 13 км на северо-запад от центра поселения села Новоалександрово и в 27 км на юго-запад от райцентра города Суздаль. «Село Головенцыно – от Владимира (Владимирский уезд) в 27 верстах, при пруде и колодцах».


Пруд на реке Колочке

Пруд в селе Головенцыно

В XVII и XVIII вв. Головенцыно принадлежало одновременно разным помещикам.
«172 (1664) г. сентября 16 отказано Ивану Иванову Порошину поместье тещи его вдовы Дарьи Кузминой жены Окинфова в Влад. уезде Юрьевской приписи Польского в Польском стану жеребей села Головенцына, а в селе на общей земле цер. Воскр. Христова древяна клецки, а на церк. земле место пн., место просв., место пн., пашни паханые церк. земли 4 четьи, да перелогом 2 четьи в поле, а в — ж, сена 6 копен» (Влад. отказная кн. 6 № 1).

Головенцыно, село помещичье: число дворов – 37 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 120, женского пола - 113; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 105, женского пола - 128; действительное население: мужского пола - 104, женского пола - 130; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряныхъ мельницы.
1859 год: число дворов - 40, число душ мужского пола - 118; женского пола - 140.
При нем:
Воронцова, деревня казенная: число дворовъ – 37 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 136, женского пола - 143; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 138, женского пола - 147; действительное население: мужского пола - 139, женского пола - 149; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряных мельницы.
1859 год: число дворов - 50, число душ мужского пола - 156; женского пола - 180.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Оликовской волости Владимирского уезда.
С 1929 года село входило с состав Стародворского сельсовета Владимирского района, с 1935 года — Небыловского района, с 1965 года Суздальского района.

Численность населения: в 1859 г. – 258 чел.; в 1926 г. – 338 чел.; в 2010 г. – 5 муж. и 1 жен., всего 6 чел.


Вид на церковь Воскресения Господня

Церковь Воскресения Господня

В книгах патриаршего казенного приказа Воскресенская церковь записана под 1656 г. так: «164 г. церковь Воскресения Христова в селе Головенцыне в поместье разных помещиков, на них же за оброк данью пятнадцать алтын три деньги, заезда гривна».
Под 1746 годом имелась такая запись: «церковь Воскресения Христова в селе Головенцыне 76 копеек с половиною».
Деревянная церковь за ветхостью была разобрана в 1807 году, и вместо нее была построена каменная – в честь Воскресения Христова, с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, усердием помещика Якова Михайловича Федосеева. Каменная колокольня была построена одновременно с церковью.
24 мая 1867 г. священник села Головенцына Иоанн Зефиров, за долговременную и усердную при честном поведении службу, награжден Его Высокопреосвященством набедренником.
8 июня 1915 г. учитель Димитрий Лавров определен во псаломщика в с. Головенцино. 4 сентября 1916 г. псаломщик с. Головенцина Димитрий Лавров перемещен согласно прошению на псаломщическое место к соборной церкви г. Переславля.
16 сентября 1916 г. псаломщик с. Илларионова Михаил Красовский согласно прошению перемещен в с. Головенцино.

Церковно-приходская школа в с. Головенцино открыта в 1889 г.


Церковь Воскресения Господня

В кон. XIX века земли церковной 33 десятины: плана на нее не было.
Причт по штату: священник и псаломщик. Годовой доход причта от земли и за требоисправления 600 рублей. Дома причт имел церковные.
Приход состоял из села и деревни Воронцова. Всех дворов в приходе 84; душ мужского пола 338, а женского пола 343 (1895 г.).
Псаломщик с. Антилохова, Ковровского уезда, Николай Смирнов 7 октября 1914 г. перемещен в с. Головенцино, Владимирского уезда.

3 марта 1918 г. был заключен «похабный Брестский мир». После заключения Брестского мира выходит второе послание патриарха Тихона. Обязательное чтение в церквах этого послания - вызывает столкновения между деревенским «миром», и сторонниками новой власти - деревенскими солдатскими комитетами. Одно из таких столкновений произошло во Владимирской губернии, и было детально отражено в документах.
Фрагмент из послания: «Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет православный народ? Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом... Украина отделяется от братской России... мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения... Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а отечеству - неисчислимые потери... Мы призываемся ныне совестию своей возвысить свой голос в эти ужасные дни, и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. В нем нет залогов успокоения и примирения...»
Священник села Головенцина, Николай Ключарев описывает то, что случилось в селе после оглашения послания:
«Рапорт о. благочнному 2 округа Владимирского уезда священнику о. Павлу Альбицкому, священника с. Головенцина Николая Ключарева
25-го Марта с церковного амвона оглашено было мною послание Святейшего Патриарха Тихона о Брест-Литовском мире, пропечатанное в № 39 номере газеты «Утро России». Хотя со стороны некоторых большевистских солдат и были слышны во время чтения отдельные выкрики: «провокация, — не нуждаемся в благословении церкви», — но всем большинством молящихся послание было выслушано со вниманием и богослужение кончилось в порядке. Но в тот же день к вечеру мною получена была резолюция Воронцовской (приходской деревни) организации солдат; резолюция при сем представляется. На солдатскую резолюцию я ответил открытым, тоже прилагаемым при рапорте, письмом к кружку солдат деревни Воронцовой. Это мое открытое письмо было прочитано 1-го апреля на общем собрании в деревне Воронцовой одним прихожанином. Сочувствия изложенному в своей резолюции солдатский кружок от общего деревенского собрания не получил, но, к несчастью, и сам моими доводами, изложенными в письме, не только не удовлетворился, но еще более ожесточился и вооруженный винтовками в количестве около 10 человек явился в село, чтобы возбудить против меня общее собрание сельских прихожан и, если со стороны их будет выражено согласие, то арестовать меня. В селе быстро распространился слух, что деревенские солдаты идут арестовать священника. Ударили в набат и все село мгновенно собралось около моего дома. Пред общим собранием сельских прихожан я сам прочитал солдатскую резолюцию и свое ответное письмо. Шестой и седьмой пункты моего ответного письма произвели ошеломляющее впечатление на сельских прихожан.
Женщины плакали, от мужчин послышался взрыв негодования на вооруженных солдат. Оружие силы на этот раз было побеждено оружием слова и молитвы. Однако со стороны ожесточенного, никаким убеждениям не поддающегося, и при том вооруженного солдатского кружка возможно ожидать искажения факта пред светскою властью и получение от нее разрешения на возможное насилие надо мной.
Об изложенном нарушении спокойного течения церковной жизни в приходе села Головенцина покорнейше прошу Вас, о. Благочинный, довести до сведения Высокопреосвященнейшего Сергия Митрополита Владимирского и Шуйского. 1918 года Апреля 15/2 дня.
Владимирского уезда села Головенцина, священник Николай Ключарев.
РЕЗОЛЮЦИЯ, вынесенная Воронцовекой солдатской организацией солдат от 7 Апреля 1918 года
Мы солдаты крайне возмущены поведением в храме священника Ключарева, который с амвона ведет черносотенную агитацию.
Мы солдаты деревни Воронцовой делаем на первый раз Ключареву порицание за то, что он в храме ведет контрреволюционную агитацию и категорически заявляем, чтобы за упокоение род Романовых не поминать, мы за тиранов молиться не желаем, а также не поминать смиренного и Боголюбивого Патриарха Тихона; если Вы желаете чтить, то чтите дома, а газет черносотенных в церковь не носите. А если Вы будете уклоняться от этой резолюции, то мы примем самые решительные меры. Председатель И. Платонов, тов. Председателя И. Спирянов, Секретарь М. Платонов.
Открытое письмо кружку солдат деревни Воронцовой
По поводу Вашей резолюции, с которой Вы письменно обратились ко мне, по долгу пастыря вынуждаюсь объяснить следующее.
1. Провокации и контрреволюционной агитации в послании Патриарха нет. Если он Брест-Литовский мир называет позорным для России и недолговечным, — так точно таким же признают его и самые вожди большевизма и подписатели мира, — считая этот мир лишь «временной передышкой» и организуя в виду необходимости возобновления военных действий красно-гвардейскую армию.
2. Если бы в послании Патриарха Тихона была хотя часть контрреволюционной агитации, то оно и не было бы напечатано в газете, — потому-что при нынешне объявленных «свободах» всякого сорта свобода печатного слова и даже письменного подвергаются строжайшей цензуре, так что столбцы газет преподносятся читателям с пробельными пропусками и письма доставляются адресатам с вынутыми страничками.
3. Если даже и согласиться с мнением Вашего кружка, что послание Патриарха Тихона контрреволюционное, — то во всяком случае Ваше порицание направлено не по адресу. Ведь послание-то не мое, а Патриархово, — к нему бы я советывал Вашему кружку обратиться с порицанием, — я же ведь по долгу пастырства являюсь только лицом, обязанным объявить это послание с церковного амвона, так как послание Патриарха обращено ко всем чадам Православной Церкви.
4. Относительно поминовения за упокой лиц царствовавшего дома Романовых замечу Вам, что имена императоров бывших Александра 2, Александра 3 — занесены в поминания многих прихожан, — и я не нахожу никакого основания отказаться от поминовения их. Если по Вашему человеконенавистному пониманию усопшие императоры тираны, — то по христианскому правилу: об умерших можно говорить или одно хорошее или ничего не говорить, — а молиться, — по заповеди Спасителя, — христианину прилично и за врагов своих (Мф. 5, 44). Поэтому и Церковною властью запрещено в церкви поминовение о здравии лиц бывшего дома царствовавшего, — но это запрещение не относится к умершим лицам. Да поймет кружок солдатский, что в церкви слышится моление об упокоении душ некоторых из лиц царствовавшего дома в загробном царстве небесном, а не о том, чтобы усопшие императоры восстали из могил и снова воцарились на Руси.
5. Поминовение во всех церквах православной Руси, избранного Всероссийским Церковным Собором пастырей и мирян, Патриарха Тихона производится в силу определения того же Собора, — исполнение этого соборного определения обязательно для каждого священно-церковно служителя, как подчиненного повиновением этому Высшему Церковноначалию. Посему оставить поминовение Патриарха я не могу, дабы не быть ослушником Церковной Власти в угоду странному требованию солдатского кружка. — Не от лиц-ли из этого кружка было по весне и бесмысленное требование не петь в церкви «Яко да Царя всех».
6. Итак, от исполнения всех требований, возлагаемых на меня Воронцовским солдатским кружком, я решительно отказываюсь, как от требований неосмысленных и незаконных. За неисполнение требований солдатский кружок угрожает мне принятием решительных мер. Каких — к сожалению не сказано. Но только откровенно скажу: «Не запугаете». Будь Ваши решительные меры — арест, избиение и даже убиение — опять повторю: не запугаете. Потому что по слову Апостола Петра,- одного боюсь, как бы мне не пострадать, — как убийце, или вору, или злодею, или как посягающему на чужое (1 послание Петра 4, 15). А если придется пострадать как христианину, — как пастырю за исполнение своих обязанностей, — то не стыдясь, прославлю Бога за такую участь (стих. 15).
7. Угрозой кончается резолюция солдатского кружка. Противопоставлю их угрозе в заключение своего ответного письма свое более действительное оружие-молитву: «Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради грешного». И кладу земной поклон за Воронцовский солдатский кружок.
Села Головенцина Священник Николай Ключарев» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10. Июнь 1918 г.).


Окрестности села Головенцыно


Село Обращиха
Село Клементьево.
Село Новокаменское
Село Цибеево
Урочище Илларионово
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (19.05.2017)
Просмотров: 2612 | Теги: Владимирский уезд, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru