Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
05:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Головенцыно Суздальского района

Село Головенцыно

Головенцино — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Село расположено в 13 км на северо-запад от центра поселения села Новоалександрово и в 27 км на юго-запад от райцентра города Суздаль. «Село Головенцыно – от Владимира (Владимирский уезд) в 27 верстах, при пруде и колодцах».


Пруд на реке Колочке

Пруд в селе Головенцыно

В XVII и XVIII вв. Головенцыно принадлежало одновременно разным помещикам.
«172 (1664) г. сентября 16 отказано Ивану Иванову Порошину поместье тещи его вдовы Дарьи Кузминой жены Окинфова в Влад. уезде Юрьевской приписи Польского в Польском стану жеребей села Головенцына, а в селе на общей земле цер. Воскр. Христова древяна клецки, а на церк. земле место пн., место просв., место пн., пашни паханые церк. земли 4 четьи, да перелогом 2 четьи в поле, а в — ж, сена 6 копен» (Влад. отказная кн. 6 № 1).

Головенцыно, село помещичье: число дворов – 37 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 120, женского пола - 113; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 105, женского пола - 128; действительное население: мужского пола - 104, женского пола - 130; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряныхъ мельницы.
1859 год: число дворов - 40, число душ мужского пола - 118; женского пола - 140.
При нем:
Воронцова, деревня казенная: число дворовъ – 37 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 136, женского пола - 143; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 138, женского пола - 147; действительное население: мужского пола - 139, женского пола - 149; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряных мельницы.
1859 год: число дворов - 50, число душ мужского пола - 156; женского пола - 180.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Оликовской волости Владимирского уезда.
С 1929 года село входило с состав Стародворского сельсовета Владимирского района, с 1935 года — Небыловского района, с 1965 года Суздальского района.

Численность населения: в 1859 г. – 258 чел.; в 1926 г. – 338 чел.; в 2010 г. – 5 муж. и 1 жен., всего 6 чел.


Вид на церковь Воскресения Господня

Церковь Воскресения Господня

В книгах патриаршего казенного приказа Воскресенская церковь записана под 1656 г. так: «164 г. церковь Воскресения Христова в селе Головенцыне в поместье разных помещиков, на них же за оброк данью пятнадцать алтын три деньги, заезда гривна».
Под 1746 годом имелась такая запись: «церковь Воскресения Христова в селе Головенцыне 76 копеек с половиною».
Деревянная церковь за ветхостью была разобрана в 1807 году, и вместо неё была построена каменная – в честь Воскресения Христова, с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, усердием помещика Якова Михайловича Федосеева. Каменная колокольня была построена одновременно с церковью.
24 мая 1867 г. священник села Головенцына Иоанн Зефиров, за долговременную и усердную при честном поведении службу, награжден Его Высокопреосвященством набедренником.
8 июня 1915 г. учитель Димитрий Лавров определен во псаломщика в с. Головенцино. 4 сентября 1916 г. псаломщик с. Головенцина Димитрий Лавров перемещен согласно прошению на псаломщическое место к соборной церкви г. Переславля.
16 сентября 1916 г. псаломщик с. Иларионова Михаил Красовский согласно прошению перемещен в с. Головенцино.

Церковно-приходская школа в с. Головенцино открыта в 1889 г.


Церковь Воскресения Господня

В кон. XIX века земли церковной 33 десятины: плана на нее не было.
Причт по штату: священник и псаломщик. Годовой доход причта от земли и за требоисправления 600 рублей. Дома причт имел церковные.
Приход состоял из села и деревни Воронцова. Всех дворов в приходе 84; душ мужского пола 338, а женского пола 343 (1895 г.).
Псаломщик с. Антилохова, Ковровского уезда, Николай Смирнов 7 октября 1914 г. перемещен в с. Головенцино, Владимирского уезда.

3 марта 1918 г. был заключен «похабный Брестский мир». После заключения Брестского мира выходит второе послание патриарха Тихона. Обязательное чтение в церквах этого послания - вызывает столкновения между деревенским «миром», и сторонниками новой власти - деревенскими солдатскими комитетами. Одно из таких столкновений произошло во Владимирской губернии, и было детально отражено в документах.
Фрагмент из послания: «Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет православный народ? Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом... Украина отделяется от братской России... мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения... Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а отечеству - неисчислимые потери... Мы призываемся ныне совестию своей возвысить свой голос в эти ужасные дни, и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. В нем нет залогов успокоения и примирения...»
Священник села Головенцина, Николай Ключарев описывает то, что случилось в селе после оглашения послания:
«25-го марта с церковного амвона оглашено было мною послание... о Брестском мире. Хотя со стороны некоторых большевистских солдат и были слышны во время чтения отдельные выкрики: «провокация - не нуждаемся в благословении церкви!» - но всем большинством молящихся послание было выслушано со вниманием. В тот же день к вечеру мною была получена письменная резолюция...».
Далее приводится текст Воронцовской солдатской организации солдат (так в оригинале), следующего содержания:
«Мы солдаты крайне возмущены поведением в храме священника Ключарева который с амвона ведет черносотенную агитацию. Категорически заявляем, чтобы за упокоение Романовых не поминать... патриарха Тихона, если желаете чтить, то чтите дома, а газет черносотенных в церковь не носите». Далее шли угрозы.
Священник отвечает открытым письмом; вот оно в сокращении:
«1) Провокации и контр-революционной агитации в послании патриарха нет. Если он Брестский мир называет позорным для России и недолговечным - так точно таким же признают его и самые вожди большевизма и подписатели мира.
2) Если я даже и согласен с мнением вашего кружка, что послание... контрреволюционное - я ведь по долгу службы являюсь лицом, обязанным огласить послание с церковного амвона.
3) Относительно поминовения за упокой лиц царствующего дома Романовых, замечу Вам, что имена императоров бывших Александра II, Александра III занесены в поминание многих прихожан, и я не вижу никаких оснований отказываться от поминания их...»
Далее Ключарев подводит итог полемики: «Итак, от исполнения всех требований я решительно отказываюсь, как от требований неосмысленных и не законных... и откровенно скажу - не запугаете».
Затем солдаты собрали в родной деревне Воронцовой общий сход, и зачитали сначала свое письмо, потом ответ священника. Сочувствия они не получили; тогда они (десять человек) с винтовками идут в село, к дому священника, «чтобы возбудить против меня (пишет священник) общее собрание моих прихожан, и если с их стороны будет согласие, арестовать меня... В селе быстро распространяется слух... ударили в набат, и все село мгновенно собралось у моего дома. Перед общим собранием я сам зачитал солдатскую резолюцию и свое письмо. Женщины плакали, от мужчин послышался взрыв негодования на вооруженных солдат. Оружие силы на сей раз побеждено было оружием слова и молитвы...»
Это письмо священник пишет благочинному своего округа, для опубликования (в опасении, что солдаты могут явиться в губернский город, и извратить там суть событий).


Окрестности села Головенцыно


Село Обращиха
Село Клементьево.
Село Новокаменское
Село Цибеево
Урочище Илларионово

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (19.05.2017)
Просмотров: 2593 | Теги: Владимирский уезд, суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru