Головенцино — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения. Село расположено в 13 км на северо-запад от центра поселения села Новоалександрово и в 27 км на юго-запад от райцентра города Суздаль. «Село Головенцыно – от Владимира (Владимирский уезд) в 27 верстах, при пруде и колодцах».
Пруд на реке Колочке
Пруд в селе Головенцыно
В XVII и XVIII вв. Головенцыно принадлежало одновременно разным помещикам.
«172 (1664) г. сентября 16 отказано Ивану Иванову Порошину поместье тещи его вдовы Дарьи Кузминой жены Окинфова в Влад. уезде Юрьевской приписи Польского в Польском стану жеребей села Головенцына, а в селе на общей земле цер. Воскр. Христова древяна клецки, а на церк. земле место пн., место просв., место пн., пашни паханые церк. земли 4 четьи, да перелогом 2 четьи в поле, а в — ж, сена 6 копен» (Влад. отказная кн. 6 № 1).
Головенцыно, село помещичье: число дворов – 37 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 120, женского пола - 113; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 105, женского пола - 128; действительное население: мужского пола - 104, женского пола - 130; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряныхъ мельницы.
1859 год: число дворов - 40, число душ мужского пола - 118; женского пола - 140.
При нем: Воронцова, деревня казенная: число дворовъ – 37 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 136, женского пола - 143; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 138, женского пола - 147; действительное население: мужского пола - 139, женского пола - 149; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; 2 ветряных мельницы.
1859 год: число дворов - 50, число душ мужского пола - 156; женского пола - 180. В конце XIX — начале XX века село входило в состав Оликовской волости Владимирского уезда.
С 1929 года село входило с состав Стародворского сельсовета Владимирского района, с 1935 года — Небыловского района, с 1965 года Суздальского района.
Численность населения: в 1859 г. – 258 чел.; в 1926 г. – 338 чел.; в 2010 г. – 5 муж. и 1 жен., всего 6 чел.
Вид на церковь Воскресения Господня
Церковь Воскресения Господня
В книгах патриаршего казенного приказа Воскресенская церковь записана под 1656 г. так: «164 г. церковь Воскресения Христова в селе Головенцыне в поместье разных помещиков, на них же за оброк данью пятнадцать алтын три деньги, заезда гривна». Под 1746 годом имелась такая запись: «церковь Воскресения Христова в селе Головенцыне 76 копеек с половиною». Деревянная церковь за ветхостью была разобрана в 1807 году, и вместо неё была построена каменная – в честь Воскресения Христова, с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, усердием помещика Якова Михайловича Федосеева. Каменная колокольня была построена одновременно с церковью.
24 мая 1867 г. священник села Головенцына Иоанн Зефиров, за долговременную и усердную при честном поведении службу, награжден Его Высокопреосвященством набедренником. 8 июня 1915 г. учитель Димитрий Лавров определен во псаломщика в с. Головенцино. 4 сентября 1916 г. псаломщик с. Головенцина Димитрий Лавров перемещен согласно прошению на псаломщическое место к соборной церкви г. Переславля. 16 сентября 1916 г. псаломщик с. Иларионова Михаил Красовский согласно прошению перемещен в с. Головенцино.
Церковно-приходская школа в с. Головенцино открыта в 1889 г.
Церковь Воскресения Господня
В кон. XIX века земли церковной 33 десятины: плана на нее не было. Причт по штату: священник и псаломщик. Годовой доход причта от земли и за требоисправления 600 рублей. Дома причт имел церковные. Приход состоял из села и деревни Воронцова. Всех дворов в приходе 84; душ мужского пола 338, а женского пола 343 (1895 г.).
Псаломщик с. Антилохова, Ковровского уезда, Николай Смирнов 7 октября 1914 г. перемещен в с. Головенцино, Владимирского уезда.
3 марта 1918 г. был заключен «похабный Брестский мир». После заключения Брестского мира выходит второе послание патриарха Тихона. Обязательное чтение в церквах этого послания - вызывает столкновения между деревенским «миром», и сторонниками новой власти - деревенскими солдатскими комитетами. Одно из таких столкновений произошло во Владимирской губернии, и было детально отражено в документах. Фрагмент из послания: «Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет православный народ? Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом... Украина отделяется от братской России... мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения... Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а отечеству - неисчислимые потери... Мы призываемся ныне совестию своей возвысить свой голос в эти ужасные дни, и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. В нем нет залогов успокоения и примирения...» Священник села Головенцина, Николай Ключарев описывает то, что случилось в селе после оглашения послания: «25-го марта с церковного амвона оглашено было мною послание... о Брестском мире. Хотя со стороны некоторых большевистских солдат и были слышны во время чтения отдельные выкрики: «провокация - не нуждаемся в благословении церкви!» - но всем большинством молящихся послание было выслушано со вниманием. В тот же день к вечеру мною была получена письменная резолюция...». Далее приводится текст Воронцовской солдатской организации солдат (так в оригинале), следующего содержания: «Мы солдаты крайне возмущены поведением в храме священника Ключарева который с амвона ведет черносотенную агитацию. Категорически заявляем, чтобы за упокоение Романовых не поминать... патриарха Тихона, если желаете чтить, то чтите дома, а газет черносотенных в церковь не носите». Далее шли угрозы. Священник отвечает открытым письмом; вот оно в сокращении: «1) Провокации и контр-революционной агитации в послании патриарха нет. Если он Брестский мир называет позорным для России и недолговечным - так точно таким же признают его и самые вожди большевизма и подписатели мира. 2) Если я даже и согласен с мнением вашего кружка, что послание... контрреволюционное - я ведь по долгу службы являюсь лицом, обязанным огласить послание с церковного амвона. 3) Относительно поминовения за упокой лиц царствующего дома Романовых, замечу Вам, что имена императоров бывших Александра II, Александра III занесены в поминание многих прихожан, и я не вижу никаких оснований отказываться от поминания их...» Далее Ключарев подводит итог полемики: «Итак, от исполнения всех требований я решительно отказываюсь, как от требований неосмысленных и не законных... и откровенно скажу - не запугаете». Затем солдаты собрали в родной деревне Воронцовой общий сход, и зачитали сначала свое письмо, потом ответ священника. Сочувствия они не получили; тогда они (десять человек) с винтовками идут в село, к дому священника, «чтобы возбудить против меня (пишет священник) общее собрание моих прихожан, и если с их стороны будет согласие, арестовать меня... В селе быстро распространяется слух... ударили в набат, и все село мгновенно собралось у моего дома. Перед общим собранием я сам зачитал солдатскую резолюцию и свое письмо. Женщины плакали, от мужчин послышался взрыв негодования на вооруженных солдат. Оружие силы на сей раз побеждено было оружием слова и молитвы...» Это письмо священник пишет благочинному своего округа, для опубликования (в опасении, что солдаты могут явиться в губернский город, и извратить там суть событий).