Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви гор. Суздаля
Входо-Иерусалимская церковь/Церковь Входа Господня в Иерусалим
Местная Религиозная Организация Православный Приход Входоиерусалимского Храма Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 15 марта 2016 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Смирнов Андрей Николаевич.
Адре: город Суздаль, Кремлевская улица, дом 6а.
Суздаль. Пятницкая и Входо-Иерусалимская церковь. после 1904 г.
Пятницкая церковь (слева) и Входо-Иерусалимская церковь (справа)
Входо-Иерусалимская церковь
До кон. XVII в. на этом месте стояли церкви: Ильинская и Пятницкая. Преосв. Митрополит Суздальский Илларион Ильинскую церковь перенес на Иванову гору, в свою Архиерейскую бобыльную слободу, а Пятницкую церковь за ветхостью упразднил. На их месте в 1702—1707 гг. построил каменную Входо-Иерусалимскую церковь с колокольней. В 1772 г. была построена теплая каменная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского.
В XVIII в. Входо-Иерусалимская церковь составляла единый архитектурный ансамбль вместе с расположенной рядом теплой Пятницкой церковью и снесенной колокольней с вогнутым шатром. Весь комплекс был окружен невысокой кирпичной оградой с воротами, каменный свод которых был выполнен в виде кресчатой бочки. Здание церкви типично для суздальского зодчества. Основной объем в форме четверика окаймлен по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII в. четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х гг.
Мальцев Дмитрий Васильевич состоял в певческом хоре, с 1766 года обучался в грамматике, в 1770 г. направлен пономарем во Входоиерусалимскую церковь. Недоедов Дмитрий Яковлевич взят в Суздальскую семинарию в 1767 году, в 1776 году направлен пономарем к Входоиерусалимской церкви.
Веселовский Яков в 1780 г. направлен диаконом во Входоиерусалимскую церковь.
Кованцев Порфений взят в Суздальскую семинарию в 1786 году, в 1788 г. из инфимы направлен дьячком в суздальскую Входоиерусалимскую церковь.
Протопопов Георгий ( Егор) Яковлевич (годы жизни: 1793 – 1868 гг.) - священник Входоиерусалиской церкви.
Молчанов Иван в 1798 г. из богословского отделения направлен диаконом Цареконстантиновской церкви г.Суздаля; в 1805 г. священник Входоиерусалимской церкви.
25 ноября 1865 г. Входоиерусалимской церкви протоирею Георгию Протопопову, в ознаменование 55-летней беспорочной и усердной службы его в сане Священства, преподано от Его Преосвященства Архипастырское благословение.
Пятидесятилетний юбилей протоиерея Входоиерусалимской церкви о. Георгия Протопопова в г. Суздале
Субботу 20 ноября 1865 г. суздальское городское духовенство ознаменовало особенным празднеством. В этот день исполнилось 55 лет, как священствует о. протоиерей Георгий Яковлевич Протопопов при Входоиерусалимской церкви. Г.Я. Протопопов рукоположен во священника 20 ноября 1810 года. Предки его начиная с прадеда и отец были протоиереями в Суздальском соборе. Георгий Протопопов был правнуком Протопопа Иоанна Иоаннова. «В июле 1788 г. епископ Владимирский Виктор вместе с архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Герасием, протоиереем кафедрального Богородице-Рождественского собора Алексеем Смирновым, ключарем иереем Маковым Протопоповым и протоиереем Суздальского Ризоположенского монастыря Василием Русовым составили опись имущества Суздальского архиерейского дома - всего, что осталось от владыки Тихона)». В этот день, по предварительному приглашению о. благочинного г. Суздаля священника И.П. Грацилевского, 16 священников собрались во Входоиерусалимсккую церковь, и четверо из них при предстоянии о. протоиерея служили литургию, а по окончании ее отправлен благодарственный молебен. В котором участвовали все прибывшие в церковь городские священники и даже из окрестных селений, случайно узнавшие о торжестве. По провозглашении многолетия Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Преосвященному Феофану епископу Владимирскому и Суздальскому, один из духовных сыновей протоиерея – священник Покровского девичьего монастыря о. Михаил Тихонравов произнес следующую речь: «Достопочтеннейший отец протоиерей и многоуважаемый духовный наш пастырь! Во внимание к вашей честной многолетней жизни, и особенно к вашему ревностному 55 летнему служению в священном сане иерея, совершается настоящее торжество. Если долголетие есть дар Божий, ниспосылаемый за известную добродетель, то тем более полувековое служение перед престолом Всевышнего, приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христа Бога за живых и умерших есть особенный дар благодати Божией, в преизбытке ниспосылаемый только тем, кои во исполнение слов Апостола бывают честны, благоговейны, трезвенны, кротки, несварливы, дом свой добре правяще. И, говоря откровенно, к славе и чести всего духовенства, все сии добрые качества, Вы, совместили в себе и тем заслужили преизбыточествующую благодать священства. Обязанные заповедью почтить Вас доблестный отец? Обязанные всегда сочувствовать доброму, честному и святому,- не должны ли мы быть признательными к тому, кто являет в себе исполнение многих добрых качеств? При том же мы обязаны Вам, духовный наш пастырь и отец, вечною признательностью и благодарностью за истинно отеческие наставления и вразумения. Вы, всегда верный слову Апостола, исправляете нас духом кротости и стараетесь внушить нам тот дух любви Христовой, по которому бы мы всегда пребывали в братских снисходительных между собой отношениях. Так сердца наши преисполнены к Вам чувствами почтения, уважения и признательности; выразить их мы и собрались ныне в сей храм, чтобы в день вашего рукоположения, в день ниспослания на Вас благодати священства, за вашими священнодейственными молитвами принести свои молитвы к Господу и возблагодарить Всевышнего за то, что Он ниспослал нам в лице вашем верного и ревностного строителя таин Божиих. Благодарим, благодарим Бога, что благодать его Всесвятого Духа не оскудевает и даже преизбыточествует на верных его служителях, и подает им силы к животу и благочестию – и тем заслуживает от людей любовь и уважение к себе, а отсюда и к самой вере. Участие в настоящем торжестве не одних только духовных, но и других лиц, есть верное доказательство того, что Вы, достопочтенный отец, общим голосом признаетесь за ревностного и благоговейного священнослужителя алтаря Господня. отрадно участие других в нашем духовном торжестве. Дай Бог, чтобы настоящее торжество не прошло для нас, почтенные отцы, без урока. Выражая признательность к доблестям нашего духовного отца, постараемся подражать ему в кротости, в строгой и воздержанной жизни, в истовом и благоговейном священнослужении, чтобы через то и нам заслужить благословение Божие и всеобщую любовь, которая приобретается лишь ревностным исполнением наших обязанностей. Ознаменовав настоящий торжественный и радостный для Вас и всего духовенства день благодарственными молитвами к Господу Богу, как главному виновнику всякого добра и чести, мы желаем выражение наших чувств искренних, почтения и признательности к Вам сделать памятным навсегда. Посему предлагаем Вам усердное приношение, как видимый знак всегдашней сердечной благодарности и уважения к Вам ваших духовных чад. Примите это святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа (На Евангелии сделана надпись: «Сие свящ. евангелие приносится в дар о. протоиерею суздальской Входоиерусалимской церкви Георгию Яковлевичу Протопопову от Суздальскаго духовенства и прихожан в день юбилея, по случаю пятидесяти-пяти летней его службы в священном сане, 20 Ноября 1865 г.»), служителем коего, при благодати Духа Святого, Вы полвека пребыли честно и верно. Примите сей крест (На оборотной стороне креста вычеканено: «Отцу протоиерею Георгию Яковлевичу Протопопову, дар суздальскаго духовенства и прихожан». По сторонам: «20 ноября 1810 – 20 ноября 1865 г.». Вы так благоговейно вспоминали принесенную на нем жертву за грехи мира, и верою в Распятого умели укрепить себя в перенесении житейских невзгод и дожить до глубокой старости, свидетельствующей о вашей благочестивой жизни. Примите все это благосклонно и помолитесь Господу, чтобы Он сподобил и нас недостойных иереев служить Богу так, как Вы служили. Помолитесь, чтобы все ваши духовные дети сумели воспользоваться вашими кроткими исправлениями, и пребывали по духу любви истинными христианами. Нам же надлежит долг всегда молить Господа, да продлит Он милосердный ваше протоиерейство на многия лета». За сим возглашено было многолетие виновнику торжества о. протоиерею Г.Я. Протопопову, и о. благочинным поднесены ему крест и евангелие. Из церкви все духовенство, в предшествии о. протоиерея, отправилось к нему в дом, где уже приготовлен был обеденный стол. При входе в комнаты, хором певчих пропето было: «многая лета». О. архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Илларион и игумения Покровского монастыря Митрополия, желая почтить уважаемого старца, прислали иконы и просфоры. Из светских прибыли к о. протоиерею исправляющий должность уездного предводителя дворянства уездный судья И.А. Куроедов, уездный стряпчий, смотритель духовных училищ, доктор В.Я. Менци и еще несколько чиновников – прихожан о. протоиерея Георгия Яковлевича. Почтенный старец был глубоко тронут таким всеобщим выражением сочувствия и уважения к его служению. К. Тихонравов («Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть №23, 1865 года). Последнюю литургию Протопопов совершил 1 января 1868 года, в день своего рождения. 25 января 1868 г. в 5 часов утра скончался протоиерей Входо-Иерусалимской церкви Георгий Яковлевич Протопопов, на 76 году жизни, и на 58 году священства, при одном и том же храме.
Державин Василий Петрович окончил Вл. Дух. Сем. в 1836 г. 1837 - 1868 гг. - священник Источниковской церкви г.Суздаля; 1868 - 1873 гг. - священник Входоиерусалимской церкви.
В сентябре 1875 г. начальство Суздальского Духовного Училища подняло вопрос о храме, в котором служба отправлялась бы исключительно для учеников, и где последние были бы полными хозяевами. Храм нашелся — это храм центральный по расположению ученических квартир, храм Входоиерусалимский, лишившийся к тому времени своего настоятеля и перешедший в заведывание причта Предтеченской церкви. Было получено согласие причта и церкви испрошено разрешение Владыки и ученики начали ходить к богослужению во Входоиерусалимскую церковь. Но нашлись неудобства и здесь. Приходилось детям, собравшись около своей церкви, всей массой перекочевывать в другую, или разбившись на квартирные группы идти в близлежащие к их квартирам церкви. Причт Входоиерусалимской церкви заведывал двумя приходами, двумя церквами, и конечно должен вести очередь в отправлении богослужения. И вот когда не бывало службы во Входоиерусалимской церкви, ученики должны переходить в Предтеченскую церковь. Случался праздник во Входоиерусалимской церкви, и опять ученики, как не дающие дохода, а между тем стесняющие праздничных богомольцев, должны искать себе места для молитвы.
Невский Иван Дмитриевич окончил Вл. Дух. Сем. в 1891 г. 1894 - 1896 гг. - священник Входоиерусалимской церкви. В 1896 г. назначен в Марковский приход (Покровский уезд).
Дроздов Николай Алексеевич окончил Владимирскую духовную семинарию в 1889 г. С 1896 г. священник Входоиерусалимской церкви, с 4 сентября 1898 г. учитель чистописания в Суздальском училище.
Копии с метрических книг исповедных росписей с 1801 года хранились в целости; опись церковного имущества, составленная в 1882 г., также хранилась в церкви. Земли церковной по плану значилось 112 квадр. сажен; но в кон. XIX века имелось только несколько сажен, а прочая отмыта водою. В 1862 г. г-жа Маренкова пожертвовала в церковь огородную землю мерою 1226 квадр. сажен. Из арендной платы за эту землю причт получал половину, а другая половина шла в пользу церкви. [1] Причт: священник и псаломщик. На содержание причта получалось: от земли, процентов с государственных бумаг и за требоисправления до 500 р. в год. [1] Приход: 11 дворов, душ мужского пола 29, а женского пола 41 душа. [1]
Светозаров Михаил Иванович родился 4 ноября 1882 г. в селе Вача Нижегородской губернии. В 1899 году окончил Муромское духовное училище. 24 августа 1899 г. - псаломщик Входоиерусалимской церкви г. Суздаля. 22 июля 1913 г. - рукоположен во диакона к церкви погоста Архидиаконского Покровского уезда. 30 октября 1930 г. арестован. Приговорен к 5 годам ИТЛ. В 1934 г. – освобожден. 28 мая 1934 г. - рукоположен во священника к церкви погоста Архидиаконского. В 1948 г. - священник церкви с. Воскресенское Покровского р-на. В 1953 г. - настоятель Сретенской церкви с.Новая Никола Судогодского р-на. 4 июля 1953 г. - уволен за штат (после ампутации ноги).
Бывший воспитанник семинарии Алексей Акантин, 10 января 1904 г., определен и. д. псаломщика в гор. Суздаль к Входоиерусалимской церкви.
Святые ворота, колокольня и ограда Входоиерусалимского храма
Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви
Святые ворота, колокольня и ограда Входоиерусалимского храма
К сожалению, в Суздале не сохранилось ни одной ограды приходских церквей. А они имели не только функциональное, но и архитектурно-художественное значение. На этом фото мы видим каменную ограду со Святыми воротами Пятницкой и Входоиерусалимской церквей. Это строение завершалось «бочковым» покрытием, имевшим живописное панно «Вход в Иерусалим». Поодаль, за воротами, стояла колокольня с изящным вогнутым каменным шатром. Это творение суздальских зодчих, обрушенное в конце 30-х гг. XX в., принял обрывистый берег реки Каменки. Тогда же погибли ограда и уникальные ворота.
Входо-Иерусалимская церковь
Пятницкая церковь/Церковь Параскевы Пятницы
Пятницкая церковь/Церковь Параскевы Пятницы
В 1772 г. была построена теплая каменная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В обоих церквях было по одному престолу.
Поначалу церковь получила название Никольской, но название не прижилось и со временем церковь превратилась в Пятницкую по названию более старого деревянного храма, стоявшего на этом месте.
Храм является типичным представителем суздальских «теплых» храмов и состоит из двух небольших каменных клетей, с восточной стороны к храму примыкает широкая апсида. В отличие от других «зимних» храмов на центральном четверике поставлен восьмерик с высоким куполом и необычной фигурной главкой.
В декабре 1926 года комиссия суздальского горсовета констатировала, что Успенская и Пятницкая церкви «представляют пустующие здания без стекол и оконных переплетов», иконостасы уже разобраны в связи со сдачей для смыва позолоты. В таком состоянии находилось большинство обезлюдевших храмов.
7 июля 1929 года в Пятницкой церкви произведен «бессмысленный разгром разных предметов и похищены все кронштейны с паникадилами 18 в.».
В 1956 г. - устройство крыши и главки на теплой Пятницкой церкви.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Храмы и монастыри города Суздаля.