В Суздале археологические раскопки в 2022 г. велись в центральной и заречной стороне города - в местах будущего строительства. На правобережной территории раскоп располагался в конце улицы Иванова Гора.
Улица, идущая от Ильинской церкви вглубь Ильинского луга и носящая ныне название Иванова гора, образовалась внутри архиерейской слободы, существовавшей до конца XVIII века. Первые исследования в этой части Суздаля были проведены Николаем Ворониным и Алексеем Варгановым в 1936 году. Они высказали предположение о наличии на территории города ряда отдельных поселений XI-XIII веков, расположенных на возвышенностях вокруг Кремля. Полноценные площадные археологические раскопки осуществлены только в 2020 году на улице Иванова Гора, 3.
В 2022 году на площади 76 квадратных метров зафиксированы культурные отложения мощностью до 60 сантиметров. Культурный слой слабо насыщен археологическим материалом. В раскопе обнаружено 30 материковых объектов двух хронологических периодов: XII-XIII веков и второй половины XIX – начала XX веков. Поздний строительный период связан с формированием красной линии застройки улицы Иванова Гора. Ранний период – время освоения заречной части Суздаля. Изучены 4 хозяйственные ямы от легких построек, столбовые ямы и канавка от ограды. В заполнениях объектов встречена круговая керамика XII-XIII веков. В отличие от исследований в начале улицы Иванова Гора 2020 года, где в раскопе древнерусский вещевой материал представлен ярче при почти полном отсутствии следов строительства XII-XIII веков, индивидуальные находки не обнаружены. В раскопе 2022 года выразительно представлена застройка XVI-XVIII веков, то есть времени существования архиерейской слободы.
Найдена костяная иконка с поясным изображением преподобного Сергия Радонежского.
Ильинская церковь стоит на краю Ильинского луга, на правом берегу реки Каменки, на возвышенном месте, известном под названием Ивановой горы, там, где прежде находилась архиерейская слобода. До кон. XVII в. Ильинская деревянная церковь стояла на левом, возвышенном берегу реки, на восточной стороне, близ городовой крепости, на том самом месте, где ныне Входо-Иерусалимская церковь.
Суздаль. Ильинская церковь. 1920-е гг. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Ильинская церковь/Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе
Суздальский митрополит Илларион перенес Ильинскую церковь на Иванову гору, в свою Архиерейскую бобыльскую слободку, и «построил ее на собственныя средства в 1694 году». По правую сторону от этой церкви, была построена в 1700 г. Митрополитом отдельно теплая церковь во имя св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова. Обе церкви были деревянные.
Каменная церковь с престолом св. пр. Илии была возведена в 1744 г. на месте деревянной. Теплая с престолом Иоанна Богослова была построена на средства прихожан в 1771 г. Митрополит Илларион пожертвовал в Ильинскую церковь Евангелие и Церковный устав. Эти книги были со следующими надписями: а) на Евангелии: «лета мироздания 7211, а от воплощения Бога Слова 1703 ианнуария в 4 день Великий Господин преосвященный Илларион, Митрополит Суждальский и Юрьевский, приложил сие святое Евангелие града Суждаля в церковь святаго пророка Илии, что на Иванове горе. Сия церковь Божия построена, стены от основания и в ней святыя иконы и священные сосуды, книги, ризы, стихари и колокола и всякая церковная утварь на ево Архиерейские келейные деньги, и за тот ево вклад молить Бога за него преосвященнаго Иллариона, Митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго, вечно тоя церкви священником и диаконом, и родители ево поминать за упокой Иеромонаха Антония, Меланию, да поминать преосвященнаго Павла, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, а на сем святом Евангелии дробницы серебрены, позолочены, а в средине образ распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по углам образы святых Апостолов изображены резные, 1703 года ианнуария в 4 день по указу преосвященнаго Иллариона, Митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго, подписал сие Евангелие святое певчей Матвей Федоров сын Солдатов». б) На церковном уставе: «лета 7203 (1695 г.0 июня в 11 день преосвященный Илларион, Митрополит Суждальский и Юрьевский, приложил сию книгу Устав печатную в десть в церковь святаго пророка Илии, что в Суждаль на Иванове горе в домовой слободе за рекою Каменкою, и все книги, иконы святые, и колокола и ризы и всякую церковную утварь, которая в той церкви Илии пророка ныне есть, а буде кто дерзнет из той церкви взять или продать с тех церковных вещей хотя единую книгу или ино что от той церковной утвари, и тот связан будет в сей век и в будущий, понеже та церковь и колокола, иконы святые, книги и ризы и всякая церковная утварь строена на наши архиерейские келейные деньги». Также митрополитом Илларионом было пожертвовано Евангелие в теплую Богоявленскую церковь, на котором имелась следующая надпись: «лета от сотворения мира 7211, а от воплощения Бога Слова 1703 ианнуария в 4 день Великий Господин Преосвященный Илларион, Митрополит Суждальский и Юрьевский, приложил сие святое Евангелие, оболочено червчатым бархатом, а на нем дробницы серебрены, позолочены, а на них в средине распятие Господа, а по углам святых Апостолов изображены разными образы, в теплую церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, что в Суждаль на Иванове горе, и за сей ево вклад тоя церкви священником и диаконом за него Иллариона Митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго Бога молить и родители ево поминать вечно. По указу Великаго Господина Преосвященнаго Иллариона, Митрополита Суждальскаго и Юрьевскаго подписал сие святое Евангелие ево Архиерейский певчей Матвей Федоров сын Солдатов 1703 г. ианнуария в 4 день». Причт при церкви (кон. XIX в.) - священник и псаломщик. Годовой доход причта: арендной платы за землю 91 руб., процентов с государственных бумаг 187 р. и за требоисправления до 125 р., а всего более 400 руб. Дома для причта церковные, деревянные. В приходе числилось 5 дворов, душ мужского пола 23, а женского пола 23 души. [1]
Суздаль. Иконостас Ильинской церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Бесстолпная одноглавая Ильинская церковь является примером посадского храма первой пол. XVIII в. Ее основной объем представляет собой восьмерик на четверике и увенчан луковичной главкой.
Казанский Михаил Иванович (1820 - 1910) - сын диакона Владимирской Ямской слободы. Окончил курс семинарии в 1842 г. 2 февраля 1844 г. рукоположен во священника архиепископом Парфением к Ильинской церкви. С 1 мая 1866 г. по 10 марта 1871 г. проходил должность депутата городского благочиния. В 1873, 1879 и 1884 годах состоял членом Комиссии по ревизии церковного имущества и женских монастырей г. Суздаля. С 9 марта 1871 года исполнял обязанности увещателя в съезде мировых судей Суздальского у. и временного Отделения Окружного Суда в г. Суздале. С 1 февраля 1890 г. несет те же обязанности в Сузд. уезд. съезде и отделении Окружного Суда. Кроме камилавки и наперсного креста, о. протоиерей (протоиереем с 1887 г.) имел орден св. Владимира 4 ст. (1894 г.) и палицу (1898 г.). «2 февраля 1904 г. духовенство г. Суздаля чествовало торжественным благодарным молебствием старейшего и заслуженнейшего из среды себя священнослужителя, о. протоиерея Ильинской ц. Михаила Ивановича Казанского, по случаю исполнившегося 60-летнего юбилея его священства. Настоящий юбилей его отпразднован был 10 лет назад, 2 февраля 1894 г. Тогда от духовенства была поднесена ему ценная икона в ризе с приличной чеканной надписью, а от состава Суздальского Окружного Суда, где юбиляр с 1871 г. служит в качестве увещателя, наперсный с украшениями крест. Нынешнее празднество было скромное. Оно составлено по инициативе некоторых лиц из местного духовенства, почитателей высокоуважаемого о. Михаила. Для сей цели местным благочинным, о. протоиереем собора Алексием Г. Вишняковым, исходатайствовало было у Его Высокопреосвященства, Архиепископа Сергия, разрешение и благословение. Согласно предварительному увещанию благочинного, духовенство собралось 2 февраля во время поздней литургии в Ильинскую церковь. Богослужение в ней, по случаю большого праздника и отвлечения духовенства для совершения службы в своих церквах приходских, юбиляр совершал один с диаконом при пении хора соборных певчих. По той же причине не могли участвовать в торжестве и причты собора и трех женских монастырей, тем более Преподобнинского, в коем был свой храмовой праздник. Когда кончилось богослужение, сонм священнослужителей, во главе с юбиляром, вышел на средину храма. Благочинный, ставши на солее, вблизи амвона, прочитал свой доклад Владыке о разрешении празднования юбилея и резолюцию Его Высокопреосвященства на его рапорт, с благословением на празднество. После сего взошел на амвон пишущий эти строки и произнес юбиляру пространную речь, в которой высказал благоговейное удивление к судьбам Божиим, явленным виновнику торжества в его долголетии священства и преклонном возрасте, и при этом указал на лучшие стороны его жизни. По окончании речи к юбиляру подошел представитель городской депутации, директор Суздальского городского Банка и староста Ильинской ц. Филипп В. Фомин и сказал ему несколько приветственных слов, после которых передал ему напрестольное евангелие, лежавшее до сего времени на аналое у царских врат, пред иконой Спасителя. О. протоиерей, приняв евангелие (из рук подносившего его), с благоговением приложился к нему и передал одному из о.о. диаконов. Вслед за сим юбиляром начат был благодарный молебен, на котором было выносимо для чтения евангелие, поднесенное виновнику торжества в дар от Суздальского городского общества. Молебен закончен обычными многолетиями Царствующему Дому, Архипастырю и юбиляру. Среди многолетий возглашена вечная память Архиепископу Парфению, рукоположившему о. протоиерея. Торжество церковное кончилось, и все бывшие на нем разошлись по своим домам, а некоторые отправились в помещение о. протоиерея для принесения ему личного поздравления, — те и другие унося с собой благоговейные чувства умиления и удивления к преславным судьбам Божиим, явившим и в наше время, среди хилого и недолговечного поколения, сохранившегося до глубоких лет старца. При этом мысленно вставала во всем величии своем пред взором каждого вся прошедшая жизнь о. протоиерея, насколько она подпадала их наблюдению. Юбиляр, действительно, лицо выдающееся из той среды, в которой ему пришлось служить без перемены места целый век свой. Приход Ильинский ц. один из самых малых и бедных в г. Суздале, но благодаря стараниям о. протоиерея обеспечен церковными домами и причту его выхлопотано жалованье. В восьмидесятых годах городское общество, в большинстве занимающееся огородничеством, постановило ежегодно праздновать 7 июня св. пророку Илии, и с тех пор о. Михаил Иванович приглашен в дома их с праздничными церковными визитами. Такие же отношения он имеет и к членам Суздальского уездного съезда и почти ко всему персоналу Суздальского духовного училища, избравшему его своим духовником. В обыденной жизни своей о. протоиерей всегда отличался ровностью, спокойствием невозмутимостью. Будучи всегда трезвенным, он, естественно, ни на словах, ни в делах не допускал отступлений от правил благоразумия и опрометчивости. Всю жизнь свою о. протоиерей провел замкнуто. К этому много его расположила и склонили его трезвенность и самая семейная обстановка. В супружестве он прожил не более 10 лет. Овдовевши, остался с тремя малолетними детьми, двумя дочерьми и сыном, с которыми и делил свое внеслужебное время. В настоящее время (1904 год) досточтимому о. протоиерею идет 84 год. Он единственный представитель духовенства в г. Суздале времени сороковых и пятидесятых годов XIX столетия. Несмотря на глубоко-преклонный возраст свой, он еще весьма бодр и легок, до сего времени читает и пишет без очков и при хождениях по городу в Рождество Христово, Пасху и храмовые праздники со св. Крестом никогда не ездит, а ходит пеший» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 1904 г.).
«В церковной сторожке. Дело было в Суздале. 8-го декабря 1926 года прохожие заметили, что из сторожки Ильинской церкви идут клубы дыма. Прибывшая пожарная команда затушила начинающийся пожар. Внутри сторожки лежал обгорелый труп мужчины. Голова у него была разбита чем-то тяжелым. Началось следствие. Вот что оно выявило. В этой сторожке жили супруги Гундоровы с маленьким ребенком. Трое остальных детей Гундоровых находились у матери Гундоровой – Анны Егоровой, во Владимире. Гундоров — муж был демобилизован и находился без работы. Его жена Анастасия служила в детдоме. Безработица мужа очень нервировала Анастасию. — Если бы не муж — жила бы я у своей матери во Владимире. По рукам и ногам связал он меня,— жаловалась она сослуживцам. Приезжая в Суздаль, мать Гундоровой постоянно говорила дочери: — Разведись ты о мужем, ну его... С утра ежедневно Гундорова уходила на службу в детдом и брала туда с собой ребенка. После, обыкновенно за ней приходил муж и, отведя ребенка домой, нянчился с ним до прихода жены. В день убийства Гундорова не пошла ночевать домой, а осталась в детдоме. — Завтра мне рано за работу приниматься придется. Уж я не буду беспокоить служащих, чтобы они отворяли мне утром дверь,— объяснила она. На другой день Гундоров не пришел уже за ребенком. Почему-то его жена не поинтересовалась этим обстоятельством и не зашла проведать мужа, хотя от детдома до сторожки, где они жили, было не более 30 шагов. А вскоре случился пожар и был найден труп Гундорова. В этот день в детдоме пропал колун. Гундорова позвала к себе двух воспитанников дома и попросила их: — Вы скажите, что украли этот колун, а я вам за это дам 5 рублей... Незадолго до убийства, мать Гундоровой, 62-х летняя старуха, приезжала в Суздаль несколько раз. Ездила она и в свою деревню, где находились ее вещи и постепенно перевозила их во Владимир. Гундорова не пошла на похороны мужа. Хоронил его некий Еленин, человек довольно подозрительный и имеющий за собой уже две судимости за кражу. По делу об убийстве Гундорова жена его, мать жены и этот Еленин — были арестованы. Их судил на-днях губсуд под председательством тов. Хотинского. Разобрав это дело губсуд нашел установленным, что жена Гундорова и ее мать старуха, по взаимному соглашению. убили Гундорова, чтобы избавиться от него, а для скрытия преступления подожгли квартиру. Принимая во внимание зверский способ убийства, а также и то, что подобные преступления являются в нашем быту социально опасными, — губсуд приговорил Гундорову к лишению свободы на 5 лет, а ее мать — на 4 года со строгой изоляцией. За недоказанностью обвинения, Еленин оправдан» («Призыв», 14 дек. 1927 г.).
В 1937 г. церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.
Ильинская церковь в Суздале. Фото нач. XX в. Ильинской церкви (1744 г.). Церковь имеет колокольню, абсиду; у холодной Ильинской церкви была теплая каменная церковь с престолом Иоанна Богослова
Дома Я.И. Агапова на ул. Ивангорской. Справа Ильинская церковь. Фото нач. ХХ века.
Проект восстановления храма был разработан в 1970-х гг., но реализовать его удалось только в нач. XXI в.: колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 г.
Ильинская церковь
Яблоневый сад
В честь Великой Победы над фашизмом, прихожанами церкви Илии Пророка, что на Ивановской горе, высажен 9 мая 2010 г., с благословения Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, трудами и помощью Глав Суздальского района и города Суздаля М.Н. Иванова, О.К. Гусевой. В саду высажено 65 яблонь, каждая из которых является фамильным деревом в честь Ветеранов Великой Отечественной Войны и Почетных граждан города Суздаля. Уходом за садом осуществляет приход храма Илии Пророка Владимиро-Суздальской Епархии, и он же в благотворительных целях одаривает плодами жителей и гостей города. Просьба беречь эту память, дабы этим садом пользовались Вы и Ваши дети. Яблони заботливо выращены Владимиром Дмитриевичем Рудисвым в плодовом питомнике «Травник» и высажены в трехлетнем возрасте в Святую землю Суздаля.
«Ильинский луг»/Лебяжий луг/Андреев луг
«Ильинский луг» - государственный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения. Заказник образован Постановлением Главы администрации Владимирской области от 19.04.1999 г. № 247. Площадь заказника – 40,8 га. Более 120 видов птиц, включая редких. Около 60 видов чаек, в том числе и большая серая.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Храмы и монастыри города Суздаля.