Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Урочище Погост Никольский в Шатурском районе Московской области

Погост Никольский

Погост Никольский («Никола-Пустое поле») – урочище в Шатурском муниципальном районе Московской области.
«Погост Никольский или, как обыкновенно его называют, «Никола-Пустое поле» находится в 70 верстах от губернского города и в 48 от уездного». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Исторические сведения о Никольском приходе и о церкви на погосте довольно скудны. Местность, занимаемая приходом, до учреждения губернии была в стане Ловчего пути.
В переписных книгах 1705 г. встречаются две деревни Никольского прихода: Курилово за стольником Ив. Ив. Павловым, в ней тогда было 9 дворов крестьянских с населением 43 душ муж. пола, и Спиридово за помещиками Иваном Степ. Юматовым и за Андреем Трофимовым Сущевым, в ней было 14 дворов и 60 душ муж. пола. О других приходских деревнях сведений, к сожалению, не сохранилось.
Во время литовского нашествия в начале XVII в., когда были полностью уничтожены Киржачский монастырь, Покровский в Антониевой пустыни (ныне г. Покров) и Успенский на Войновой горе (последние два - ближайшие к Николо-Пустопольскому погосту), монахи, спасаясь, уходили в заклязьминские глухие леса и болота. Можно предположить, что, кроме других мест, монахи могли поселиться и на территории Николо-Пустопольского погоста, расположенного возле рек Клязьмы и Ушмы, а возможно, и создать его. В той же церковной ведомости сообщается также, что на месте древних церквей стояли две часовни. Сегодня этих часовен нет, а старожилы ближайших к погосту деревень Баженово и Курилово ничего о них не знают. Из истории церковного строительства на Руси известно, что вновь строящиеся церкви получали название по находящимся рядом часовням (если они были), так что можно предположить, что одна из часовен носила имя Николая Чудот орца.
Из патриарших окладных книг видно, что церковь в Никольском погосте существовала в начале ХVII столетия, ибо в этих книгах под 136 (1628) г. отмечено: «церковь великого чудотворца Николы в пустом поле на погосте, дани по грамоте вдвое девятнадцать алтын, наместничьих и заезда гривна». Такого рода отметки идут непрерывно в окладных книгах до 1746 г.
Из местной церковной летописи видно, что в 1773 (или 1743) году на погосте была построена новая деревянная церковь. Деревянная церковь, по архивным данным, была построена на земле князя М.М. Голицина. Из более 133 десятин, подаренных им новой церкви, 1 дес. 200 сажен находились «под самой церковью и двумя кладбищами рядом с ней». Принимал ли участие М.М. Голицин в строительстве церкви, остается неизвестным, т.к. в церковных документах ничего не сказано, на чьи средства она строилась.
В 1811 г. из богословского отделения Владимирской семинарии ко храму с. Омофорово был рукоположен во священника Никита Платонович Одоранский. В 1829 г. он был переведен к церкви погоста Пустое Поле Покровского уезда.
В 1832 г. вместо деревянной церкви на церковные средства и пожертвования прихожан, начат постройкой каменный храм с такой же колокольней. В том же году церковь поменяла свое название и стала именоваться в документах не Никольской, как раньше, а Рождества Пресвятой Богородицы.
Престолов в храме три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского. [1]
На территории одного из кладбищ возле церкви чудом сохранился памятник Ивану Наумову Кожину (1839 г.р.), жителю соседней д. Спиридово, который в архивных документах указан как церковный староста. Человек он был обеспеченный - в переписи 1897 г, указан землевладельцем, как и его отец Наум Михайлов.

Приход погоста Пустое Поле 1857 года:
Погост Пустое Поле: число дворов - 7; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 9; женского пола - 18; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 8; женского пола - 21; действительное население: мужского пола - 8; женского пола - 23; при каменной Никольской с двумя приделами церкви священник – 1, дьякон – 1, причетников – 2. В 1859 году: число дворов - 4; число жителей: мужского пола - 12; женского пола - 11.
При нем деревни:
Баженово, помещичья: число дворов - 29; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 77; женского пола - 89; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 85; женского пола - 113; действительное население: мужского пола - 87; женского пола - 117. В 1859 году: число дворов - 28; число жителей: мужского пола - 88; женского пола - 113.
Борисово, помещичья: число дворов - 40; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 161; женского пола - 172; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 158; женского пола - 173; действительное население: мужского пола - 159; женского пола - 175. В 1859 году: число дворов - 50; число жителей: мужского пола - 164; женского пола - 173.
Курилово, помещичья: число дворов - 16; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 48; женского пола - 66; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 55; женского пола - 52; действительное население: мужского пола - 56; женского пола - 54. В 1859 году: число дворов - 19; число жителей: мужского пола - 61; женского пола - 61.
Подболотное, помещичья: число дворов - 27; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 58; женского пола - 67; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 75; женского пола - 90; действительное население: мужского пола - 76; женского пола - 94. В 1859 году: число дворов - 31; число жителей: мужского пола - 95; женского пола - 119.
Спиридово, помещичья: число дворов - 12; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 65; женского пола - 64; число душ по 9 ревизии (1850 г.) (1850 г.): мужского пола - 70; женского пола - 57; действительное население: мужского пола - 71; женского пола - 56. В 1859 году: при речке Долматовке; число дворов - 59; число жителей: мужского пола - 178; женского пола - 174.

Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. На св. иконах Спасителя, Казанской Божией Матери, Рождества Пресв. Богородицы — ризы серебряные вызолоченные, на последней иконе риза сделана в 1791 г. Трои сосуды серебряные вызолоченные, из них один дискос, звездица и 2 блюдца 1784 г. Крест напрестольный серебряный вызолоченный с частицами св. мощей. Ковчег для хранения св. даров серебряный 1793 г.
В церковной библиотеке хранилась Триодь постная с надписью 1720 г.: «Владимирского уезда польския волости церкви Рождества Богородицы и Николая Чудотворца приложили все прихожане тоя церкви при попе Максиме Игнатове да при попе Игнатие Борисове... а кто сию книгу треодь из церквей Божиих отнят или заложит и он будь извержен на суде общем Господнем»...
Церкви принадлежал капитал, полученный от продажи церковного леса, — 18200 руб.; процентами с него пользовалась церковь.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисправлений до 560 р., б) от земли пахотной и сенокосной до 30 руб. и процентов с причтового капитала (15300 р.) — 612 р., а всего 1200 руб. слишком в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви, приложенной в XVIII столетии кн. Голицыным, усадебной 3 дес. 200 саж., пахотной 30 дес. 2350 саж., сенокосной по болоту с кустарником 18 дес. 1050 саж., лесу строевого и дровяного 34 дес. 2000 саж., вырубки 41 дес. 350 саж., под церковью и кладбищем 1 дес. 500 саж., под дорогами и канавами 3 дес. 1050 саж., всего 133 дес. 500 саж. [1]
В другой прикладной даче кн. Голицына — мелкорослого леса 20 дес. 350 саж., сенокоса по болоту с кустарником 26 дес. 591 саж., неудобного болота 17 дес. 1250 саж., под р. Ушмой 1 дес. 800 саж., вырубки 80 дес., — всего 145 дес. 591 саж., а всей церковной земли 278 дес. 1091 саж.
Приход состоял из деревень: Бажанова (1 верст. от церкви), Курилова (1 вер.), Борисова (7 вер.), Спиридова (2 вер.) и Подболотной (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 752 души муж. пола и 789 женского. [1]
В переписи населения 1897 г. по Николо-Пустопольскому погосту указана проживавшая там постоянно семья старообрядцев родом из Богородского уезда Московской губернии (муж с женой и 7 детей).
На территории одного из кладбищ возле церкви чудом сохранился памятник Ивану Наумову Кожину (1839 г.р.), жителю соседней д. Спиридово, который в архивных документах указан как церковный староста. Человек он был обеспеченный - в переписи 1897 г. указан землевладельцем, как и его отец Наум Михайлов.

Николо-Пустопольское училище, Селищенской волости, в погосте Николо-Пустопольском, основано обществом в 1876 г., благодаря хлопотам крестьянина Ивана Наумовича Кожина. Ближайшие училища: Мишеронское в 10 в., Илькодинское — 12 в. и Власовское — 16 в.
В 1884 г. «Помещение церковное, деревянное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10 ½, шириной 9 ½, вышиной 3 арш. Учебных пособий недостаточно — на 375 руб. 50 коп. Библиотека есть: 230 соч. — 380 том. Земли нет. Законоучитель и учитель Михаил Беляев, окончивший курс в Вифанской духовной семинарии, преподает с 25-го сентября 1882 г. Попечитель крестьянин Иван Наумович Кожин; жертвует каждогодно по 150 р., а в 1883 г. кроме того отделал училище. Учащихся к 1-му января 1883 г. 23 м. и 6 д. Выбывших до окончания курса и окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 20 м. К 1-му января 1884 года состояло 43 м. и 6 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 7, 9 — 10 л. 7, 10-11 л. 21, 11 — 12 л. 6,12 — 13 л. 2, 13 - и выше 4. Из учащихся: 3 из погоста, 10 — дер. Курилова в 1 вер., 12 — дер. Баженова — 1 вер., 18 — дер. Спиридова — 2 вер., 4 — д. Борисова — 7 вер. и 2 — дер. Подболотной — 5 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 6 уч., с платой по 2 — 4 р. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 д., мещ. 2 м., крест. 41 м. и 3 д. Средства: от земства 200 р., от частных лиц 146 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 60 р.; жалованье — законоучителю и учителю 276 руб.; на книги и учебные пособия 10 руб. Посещали классы неисправно 37 уч., по основательным причинам. Прием в октябре; поступили 1 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 2-го октября по 1-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 ¾ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 5. Получивших награды не было. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1895 г. было 70. [1]
Кроме земской школы в приходе имелись 2 школы грамоты; учащихся в них было 29. [1]

В 1914 г. - священник Петр Беляев.
В 1938 году храм закрыли.


Памятный крест в Урочище Курилово

В 1953 г. деревню Курилово расселили в связи со строительством в этих местах Костерёвского артиллерийского полигона. Жителей обречённой деревни расселили в Северную Гриву, Шатуру и по новым, отстроенным для нужд торфоразработок, посёлкам.



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Храм давно лишился фресок, а у входа в арке пустила свои мощные корни выросшая на крыше ель. У алтаря и по углам высокого помещения стоят маленькие иконы и высеченные из бревен кресты. Крыша колокольни почти осыпалась.
Серая памятная табличка повествует о том, что в 2005 году сюда приезжали потомки жителей деревень Курилово, Спиридово, Бажаново, Борисово, Подболотная и отслужили молебен.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Старый Покров(Покров в Сеньгу)
Село Сеньго-Озеро
Мишеронский стекольный завод

Категория: Петушки | Добавил: Николай (06.04.2019)
Просмотров: 1744 | Теги: Покровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru