Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.12.2024
00:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Село Власовское (Власово) Покровского уезда Владимирской губернии

Село Власово

Село Власово находится в Шатурском р-не Московской области.
В селе 17(29).01.1868 г. родился Власов Алексей Константинович — российский математик, доктор чистой математики; один из представителей научной геометрической школы Московского университета, созданной Василием Яковлевичем Цингером.

Власовский приход

Село Власовское на р. Поле находится в 70 верстах от губернского города и в 60 от уездного (Покровский уезд), почти на границе Покровского уезда с Егорьевским Рязанской губернии. [1]

В переписных книгах 1678 г. деревня Власовская записана за боярином князем Михаилом Андреевичем Голицыным; за ним же записаны деревни Лемешинская и Семеновская; в этих деревнях в то время было 18 дворов крестьянских и 17 бобыльских с населением в 115 душ мужского пола.
В переписных книгах 1705 г. за стольником князем Михаилом Мих. Голицыным записаны — деревни: Власовская, в ней 12 дворов с населением 38 душ муж. пола, Гармонова — 6 дворов — 19 душ, Лемешина — 10 дворов — 32 души и Семеновская — 14 дворов — 57 душ.
В тех же книгах значатся: «за Петром Ив. Крюковым и за стольником князем Григорием Сем. Волконским деревня Андреевская, в ней тогда было 13 дворов с населением 46 душ муж. пола; за помещиками Ив. Григ. Крутецким, Фед. Ковериным, Силуяном Тимирязевым и Ив. Мих. Грязевым деревня Дмитриевская, в ней было 12 дворов с населением 35 душ; за помещиками Ив. Григ. Костериным и Мих. Мих. Грязевым д. Захаровка на р. Поле, в ней было 2 двора с населением 21 душа муж. пола.

Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской; до этого же времени деревни, входящие в настоящее время в состав Власовского прихода, приписаны были к церкви села Кривандина, которое ныне находится в Егорьевском уезде Рязанской губернии.
В 1776/7 г. помещик князь Петр Мих. Голицын (сын М.М. Голицина) построил в своей вотчине в деревне Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы и все вышепоименованные деревни вошли в состав нового прихода. Только деревня Дмитриевская причислена была к приходу позднее в 1790 г., уже после образования губерний.
Этот деревянный храм в 1866 г. с иконостасом и многими иконами был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского же уезда.

Село Власовское в сер. XIX века принадлежало помещику Николаю Александровичу Поливанову.
«Купцы приобретали землю разными способами, как законными, так и незаконными. Например, купец Костерёв в 1871 г. самовольно отрезал от крестьянского надела села Власовского Покровского уезда межевой участок земли и вырубил там лес, о чем крестьяне села подали жалобу во Владимирское губернское по крестьянским делам присутствие, но жалоба не рассматривалась. В августе 1883 г. Сенат потребовал от Владимирского губернатора срочно рассмотреть вопрос о порубке леса купцом Костерёвым, но чем закончилось дело и когда, неизвестно» (ГАВО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 3572).
25 августа 1862 г. Никифор Андреевич Костерёв подал прошение епископу Владимирскому и Суздальскому об устройстве на собственные средства нового каменного Покровского храма в с. Власовское (Власово - совр. название) и внёс первый вклад в размере 8000 руб. серебром.
В 1862 г. на средства братьев Ивана и Никифора (1818-1878) Андреевичей Костерёвых в Власовском было начато строительство обширного каменного храма с такой же колокольней. Архитектор каменной Покровской церкви - художник-архитектор Императорской академии Дмитрий Гущин. До власовской церкви Д. Гущин построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Подольском селе Покрове.
В строительстве Покровской церкви активное участие принимал Мишеронский стеклянный завод Костерёвых, расположенный в нескольких км. от с. Власовского. В архивных документах сохранились отчеты о расходовании средств, в одном из которых за подписью управляющего К.И. Хопаева перечислены все поставленные заводом стройматериалы, их количество и стоимость. Климент Иванович Хопаев и некоторые члены его семьи похоронены у стены Покровской церкви.
Иван Андреевич Костерёв внес 12000 руб. на строительство, обустройство и украшение нового храма.
Деревянная Покровская церковь в 1862 г. была пожертвована в новооткрытый Марковский приход, и простояла там ок. 40 лет, до начала XX в.
Приделы теплого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая освящены были в 1866 году местным благочинным, а освящение холодного храма, как не вполне отстроенного в то время, отложено было до окончательной отделки его.
За пожертвования на строительство каменной Покровской церкви (более 88 тыс. руб. серебром) Никифор Андреевич Костерёв по ходатайству Владимирской епархии был награжден в 1868 г. орденом Святой Анны 3-й степени.
Село Власовское в то время принадлежало помещику Николаю Александровичу Поливанову.

Освящение храма в селе Власовском Покровского уезда 6 июля 1875 года

Село Власовское, получившее не более столетия назад самое начало своего существования, в продолжение этого первого столетия имело у себя небольшой деревянный храм. По скудости церковных средств и недостатку по близости строительных материалов для постройки каменного храма, оно, быть может, и долго-бы еще принуждено было довольствоваться сим скудным, холодным храмом. Но, благодаря обилию средств и щедрости одного из обитателей села Власовского, вот уже около десяти лет в этом селе красуется великолепный каменный храм. Неизвестно, как давно явилась эта благочестивая мысль, о построении здесь каменного храма, в уме благочестивого строителя; знаем только, что при помощи Божией и постоянном усердии строителя, она скоро получила свое осуществление.
Не лишне сказать здесь несколько слов о великолепии и богатстве новоустроенного храма. Со вне он поражает зрителя своею громадностью и особенностью стиля, редко встречаемыми даже и в городах. Внутри как теплый, имеющий два придела, так и холодный храм отличаются от обыкновенных сельских храмов, кроме обширности, высотою, открытостью и обилием света. Свод теплого храма и купол холодного поддерживаются четырьмя довольно тонкими столбами, а другие четыре столба закрываются иконостасами. Иконы в обоих храмах новейшего греческого письма, - писаны одним из Московских художников. Иконостасы - белые, вызолоченные, весьма мелкой резьбы. Для полного великолепия храмов остается только покрыть живописью стены их. Евангелия, кресты, сосуды, облачения и другие церковные принадлежности изготовлены в большом количестве и из богатого материала, большей частью и из золота и серебра; все эти вещи новейшей изящной работы.
Приделы теплого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая освящены были в 1866 году местным благочинным, а освящение холодного храма, как не вполне отстроенного в то время, отложено было до окончательной отделки его. В 1874 году он был окончательно отстроен, и приготовлено было тогда же все нужное к освящению его; но, по расстроенному здоровью строителя и некоторым другим обстоятельствам освящение было отложено. И только в настоящем году жители и прихожане села Власовского дождались наконец этой давно ожидаемой радости.
Предварительно обратились к Высокопреосвященному Антонию с просьбою, чтобы он сам совершил освящение храма. К назначенному Преосвященным сроку (6-му июля) прибыл из Москвы во Власовское церковный староста села Власовского, потомственный почетный гражданин Н.И. Костерёв, и отсюда, вместе с местным священником, отправился на Ундольскую станцию Нижегородской железной дороги для предварительной встречи Преосвященного.
5-го июля в 10 часов утра колокольный звон возвестил жителям села Власовского о приезде Высокопреосвященнейшего Антония. В теплом храме Преосвященный встречен был местным причтом и множеством прихожан, желавших получить от Архипастыря благословение. После обычных, при этом, «Достойно есть» и ектении, Власовским священником В. Ундольским сказана была Высокопреосвященному приветственная речь. По окончании многолетия Преосвященный осмотрел оба придела теплого храма, и затем, в сопровождении кафедрального протоиерея г. Владимира, Ф. Надеждина, местных - благочинного, и священника, перешел для осмотра в неосвященный холодный храм, вполне уже приготовленный к освящению.
Вечером того дня совершено было среди предназначенного к освящению храма всенощное бдение тремя священниками. На литию и величание выходил сам Преосвященный в соучастие протоиерея, благочинного, и шести священников, прибывших участвовать ко времени освящения во Власовское и пожелавших в этом торжестве.
Утром, в день освящения, тремя священниками совершена была ранняя литургия, после которой по зову продолжительного звона начали собираться в церковь прихожане села Власовского и жители окрестных селений из Владимирской и пограничной Рязанской губерний. В короткое время оба обширные храма наполнились народом; за недостатком места в них, сотни народа поместились вокруг храма. В 10-м часу прибыл во храм Преосвященный, и началось торжество освящения. Храм освящен во имя Св. Живоначальной Троицы. Глубокое впечатление, как пришлось нам после слышать, произвело на присутствующих архиерейское освящение храма, при той особенной торжественности, какую безыскуственно умеет сообщать всем подобным церковным празднествам Преосвященный Антоний.
При торжестве освящения и последовавшей за ним литургии, кроме строителя, потомственного почетного гражданина Н.А. Костерёва, и церковного старосты, прибывших из Москвы, присутствовали, по приглашению, некоторые любители церковных празднеств из Владимира, из Покрова и даже из других, более отдаленных, городов. За литургией, которую совершал, сам Преосвященный в сослужении о. протоиерея и троих священников, местным священником произнесено было приличное торжеству слово. После литургии Преосвященный посетил на короткое время дом священника и затем, при колокольном звоне и многочисленном стечении народа, отправился из Власовского посетить почтенного строителя храма и церковного старосту на месте их жительства.
Так совершилось давно ожидаемое жителями и прихожанами села Власовского торжественное освящение храма, которое по своей особенности, как еще небывалое здесь, надолго останется в памяти присутствовавших при нем.
Священник Василий Ундольский (Владимирские епархиальные ведомости. 1875. № 15. С. 737- 741.).

Слово, произнесенное священником с. Власовского В. Ундольским, в день освящения приходского храма, 6-го Июля 1875 года.

«От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших» (Пс. 117, 23).
У св. Псалмопевца заимствуем сии слова и прилагаем их к сему новосозданному и освященному ныне храму Божию.
Мы говорил, что храм сей дивен. Не слишком ли много сказано, — быть может, подумают слышащие такой отзыв о сем храме? В мире христианском известны храмы, которые изумляют своею величественностью, поражают великолепием, восхищают изяществом,- одним словом, есть храмы действительно дивные. Можно ли сказать это о настоящем храме? Не думая включать нашего храма в число, так сказать, чудес мира, мы однако продолжаем утверждать, что храм сей для нас, для нашей местности действительно дивен. В самом деле, вид этого храма не свидетельствует ли о высоком таланте художника, начертавшего план его? Безукоризненное исполнение плана не показывает ли искусство и тщательность в строителях храма? Наконец нельзя не приметить, что по самому богатству украшения своего, храм сей далеко не из обыкновенных.
Но не это главным образом соделывает настоящий храм дивным во очесех наших: дивно особенно то, что «от Господа бысть сей».
Так, бл. слушатели, настоящий храм есть истинно дар благодати Божией для нас. В созидании его самым явственным образом видна всеблагая воля Божия и всесильная помощь от Господа. В начале у нас не было и столько средств, чтобы положить даже одно основание столь великолепному храму. У нас было одно только желание нового храма, — желание, правда, общее и единодушное, но не имевшее твердой опоры в средствах, а потому — и полной надежды на осуществление. И однако ж дело храмоздания получило начало и движение. Каким образом? — По Божественному промышлению о нас, одному из благочестивых обитателей сих мест, Господь Бог положил на сердце то, чего, по человеческим соображениям, нельзя было и предвидеть: им принесены такие жертвы, которые далеко превзошли наши ожидания. И вот храм наш в непродолжительное время вполне устроен, благолепно украшен и благодатию Божиею освящен. И все это, конечно, совершилось не иным чем, как силою благодати Божией, располагавшей сердцем и волею благочестивого строителя и споспешников его. И так, достойно и праведно исповедать о сем храме, что он от Господа и что он дивен во очесех наших.
Да будет препрославлен Бог, давший нам благое желание сего храма, укрепивший нас в намерении о созидании его и благоустроивший самое исполнение! Да будут благословенны — создатель и благоукраситель храма и все те рабы Божии, кои споспешествовали ему в деле храмоздания своими советами, трудами и приношениями!
Но, братия христиане, исповедуя, что сей храм есть дивный дар Божий, не забудем обратить внимание на то, для чего преподан нам такой дар.
Во всяком даре Божием человеку заключается несомненное благо для него, а вместе с тем, всякий дар от Бога должен служить к славе Божией. И так сей храм дарован нам от Бога для нашего блага, во славу Божию. Нужно ли объяснять, какое благо для нас составляет храм Божий? Вожделеннейшее достоинство храма Божия состоит в том, что здесь нарочито, таинственно, благодатно обитает Бог, везде сый и вся исполняяй, — что здесь мы можем участвовать в святых и освящающих таинствах, что здесь, наконец, мы можем поучаться в слове Божием. А все это не есть ли величайшее благо для человека христианина? Правда и прежде настоящего времени мы были не без храма; но малопоместительность прежнего храма иногда не представляла ли для некоторых из вас прискорбного препятствия к посещению его? А быть может, для иных теснота храма служила лишь предлогом к опущению Богослужений и извинением, когда совесть упрекала в нерадении к Богослужению? Теперь же не стало препятствия для усердствующих ко храму, равно и у нерадивых не стало более предлога для самооправдания. Благо первым, — ибо им ныне открыта полная возможность к удовлетворению своего благочестивого чувства; благо и последним, — ибо отныне они не миновали бы встретиться с прямым изобличением своей нерадивости; благо, братия, всем нам! Пусть же все едиными усты и единым сердцем славят в сем храме пречестное и великолепное имя Господне!
Остается ли нам, братия, еще желать и ожидать чего либо? Остается желать и ожидать только того, чтобы у нас процветала святая Православная вера во всей Божественной красоте своей, — чтобы мы наполнялись, как благопотребные сосуды, как живые храмы, благодатию Духа Божия, и благоухали фимиамом чувств и дел благочестивых: «сия бо есть воля Божия, святость ваша» (Сол, 4, 3).
Будем же дорожить своею верою, как лучшим нашим достоянием, будем искренно преданы св. Православной церкви, чтобы и другие, видя наше усердие, относились к ней с достодолжным вниманием. Будем благодарить Господа Бога за Его великие к нам милости, и молиться усердно за тех, кои для нашего духовного блага не пощадили своих вещественных благ: да даст им Господь Бог вместо тленных нетленные и вместо временных вечные блага, а паче всего будем сами себя, свои души и сердца, созидать в жилище Божие, в храм духовен, и приносить духовные жертвы, благоприятные Богу (Ефес. 2, 22; Петр. 2.5). Аминь.

Престолов в этом храме три: главный в холодном во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая Чудотворца (освящены 15 декабря 1866 г.). В знак признания заслуг один из братьев Костерёвых - Александр Андреевич (09.03.1822 г. - 01.07.1866 г.) был похоронен у стены нового храма.
Этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви. На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные вызолоченные с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, — стоимость этих одеяний 925 руб. Паникадило в храме медное посеребренное — 880 руб. Ковчег для Св. Даров серебряный вызолоченный 340 руб. Сосуды для Св. Даров серебряные вызолоченные — 300 руб. Напрестольный крест серебряный вызолоченный — 300 р. Икона Божией Матери „Млекопитательницы “ в серебряной вызолоченной ризе — в 250 руб. Напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе — 950 р. Храмовые иконы — Покрова Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца в ризах серебряных вызолоченных. Остальные украшения церковные, ризница и утварь также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костерёвых и из них главным образом Никиф. Андр. Костерёву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88683 руб. [1]
Церковь владела капиталом в 17764 руб., составившимся из разных пожертвований. [1]
В церковном архиве хранились: храмозданная и храмоосвятительные грамоты, выданные в 1776/7 гг. при постройке деревянного храма еп. Владимирским Иеронимом, копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. [1]
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание его получалось: а) от земли пахотной и сенокосной до 100 руб., б) от служб и требоисправлений до 1350 руб. и в) процентов с причтового капитала (7197 р.) — 261 руб. [1]
Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 2256 саж., пахотной 30 десят. 132 саж. и сенокосной 4 дес. 12 саж.; копии с плана и межевой книги на эту землю имеются. [1]
Приход состоит из села Власовского и деревень: Семеновской (2 вер. от церкви), Лемешнева (5 вер.), Гармонихи (2 вер.), Димитриевской (5 вер.), Андреевской (6 вер.) и Захаровской (8 верст), в коих по клировым ведомостям числится 1215 душ муж. пола и 1310 женского; все православные. В местной церковной летописи приводятся довольно интересные данные о числе населения в приходе за последнее столетие: в 1777 г. при открытии прихода в с. Власовском прихожан было 435 душ муж. пола и 472 женского, в 1877 г. — 928 душ муж. пола и 1007 женского. В течении столетия родилось 4006 мальчиков, 4263 девочки, умерло 3421 мужчин и 3585 женщин; в течении столетия таким образом прибыло 1263. Кроме того в приходе находилось два стеклянных завода: Мишеронский и Личерский бр. Костерёвых. [1]

Власовское училище, Селищенской волости, в селе Власовском основано в 1873 г. потомственным почетным гражданином Николаем Ивановичем Костерёвым, благодаря старанию священника Василия Ундольского. Ближайшие училища: Мишеронское в 6 в. и Илькодинское — 15 в. В 1884 году «Помещение церковное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиною 12, шириною 7 ½ , вышиною 3 ар. 6 в. Учебных пособий достаточно — на 265 р. Библиотеки нет, кроме 50 книг. Земли нет. Законоучитель диакон Семен Ильинский, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 1883 г.; учитель Николай Встовский, имеет звание учителя, преподает с 1883 года. Попечитель потомственный почетный гражданин Николай Иванович Костерёв, содержит училище на свой счет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 61 м. и 3 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 6 м. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 22 м. и 1 д. К 1-му января 1884 года состояло 75 м. и 2 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 2, 8 — 9 л. - 12, 9 — 10 л. - 7, 10 — 11 л. - 10, 11 — 12 л. - 11, 12 — 13 л. - 14, 13 и выше - 21. Из учащихся: 40 из с. Власовского, 12 — д. Гармонихи в 2 в., 22 — д. Семеновской — 2 в. и 3 — д. Захаровской — 5 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 3 уч., с платою по 3 руб. в месяц. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 156 р., от общества 40 р., от попечителя 304 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 119 р.; жалованье — законоучителю 36 руб., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 105 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 19-го сентября по 4-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по арифметике - 5; во 2 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 5; в 3 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 5 л. Не окончившие курса учились до 3 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учащихся в 1895 г. было — 57.
С 1886 г. в селе существовала церковно-приходская женская школа, учащихся было 16 девочек.
На Мишеронском заводе с 1882 г. существовала народная школа, учащихся в 1895 г. было 93.

Покровский храм со своей златоглавой многоярусной колокольней-свечой является красивейшим в округе. Уже около 150 лет он располагается среди бескрайних лесов Мещёры, неподалёку от озёр Белое (Бордуковское) и Карповское (Власовское), реки Поли и родников (один из них освящён во имя Серафима Саровского).
До сего времени достоверно не установлен автор этого архитектурного великолепия. Высказывается предположение, что в проектировании Покровского храма принимал участие известный зодчий и реставратор академик Николай Андреевич Артлебен (1827-1882 гг.). В те годы он был Владимирским епархиальным архитектором, и служил в строительном отделении Владимирского губернского правления.

Неразрывными нитями с историей церкви во Власовском в XIX веке, сначала деревянной, а затем и каменной, связана деятельность потомственных священнослужителей Ундольских. Эта фамилия произошла от названия родового села Ундол Владимирского уезда (ныне г. Лакинск Собинского района Владимирской области)… Сын Павла Сергеевича, Василий Павлович Ундольский (р. ок. 1836 г., ум. 23.10.1884 г.) служил священником с 1859 года в селе Власовском Покровского уезда. Там же проживало и всё его семейство. По архивным материалам (ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 886) за 1877 год говорится:
«Настоятель священник Василий Павлович Ундольский, 41 лет, сын священника по окончании семинарского курса во 2-м разряде Иустином, епископом бывшим Владимирским и Суздальским 31 июля 1859 г. произведен в священники. С 19 ноября 1859 г. по 1873 г. обучает крестьянских мальчиков. С 20 октября 1862 г. Указом Владимирской духовной Консистории определен членом Комитета при построенной церкви в с. Власовском. 26 февраля 1865 г. за обеспечение обустройства приходной церкви награжден Набедренником. 26 февраля 1866 г. объявлена благодарность Епархиального начальства за обращение из раскола к православию крестьянского сына деревни Овсяниково Петра Алексеева. С 15 августа 1875 г. определен законоучителем Власовского народного училища, состоял Ведомственным Депутатом. 3 апреля 1876 г. за отличное усердное при честном поведении прохождение возложенных должностей Всемилостивейше награжден скуфьей. Грамоту имеет.
В семействе у него: Жена Александра Васильевна 35 лет. Дети: Павел Ундольский 13 лет, обучается во Владимирском духовном училище в IѴ классе на содержании отца; Параскева 5лет; Василий 3 лет.
Псаломщик Диакон Григорий Марков Сущевский 55 лет, диаконский сын по окончании 24 июня 1843 г. Парфением, бывшим Архиепископом Владимирским и Суздальским был произведен Александровской округи села Мячкова к Николаевской церкви в Диаконы. 31 августа 1854 года резолюцией Иустина Епископа бывшего Владимирского и Суздальского перевести на настоящее место. С 20 октября 1862 г. по указу Владимирской духовной консистории занимался письмоводством по Комитету при устроении каменной церкви в селе Власовском по 1875 г. Грамоту и Перехожий Указ имеет. В семействе у него - Жена Марья Степановна 52 лет. Дети: Анна 16 лет, читать и писать умеет; Павел Сущевский, обучается во Владимирском училище в IV кл. на содержании отца; Владимир Сущевский 25 лет, по окончании курса во Владимирской духовной семинарии во 2-м разряде 1874 года. С февраля месяца 1875 года занимал должность сельского народного учителя Гороховецкого уезда в Мячковской слободке. В сентябре месяце того же года переведен в того же уезда село Нижний Ландех также на должность сельского народного учителя.
Сверхштатные:
Дьячок Николай Иванов Смирнов 28 лет, пономарский сын по исключению из Высшего Отделения Муромского духовного училища 6 февраля 1868 г. Антонием Архиепископом Владимирским и Суздальским определен к оной церкви. В стихарь посвящён. Грамоту имеет. В семействе у него: Жена - Авдотья Ивановна 35 лет. Дети: Петр 8 лет; Марья 6 лет; Александр 4 лет; Елизавета ½ года.
Пономарь Матвей Николаев Соловьёв 37 лет, дьяческий сын по исключении из Среднего Отделения Муромского духовного училища 31 января 1857 г. определен был в Муромский Благовещенский монастырь в число послушников. 19 декабря 1858 г. Иустином Епископом бывшим Владимирским и Суздальским определен к оной церкви. В стихарь посвящён. Грамоту имеет. В семействе у него: Жена - Анна Васильевна 38 лет. Дети: Екатерина 18 лет, читать и писать умеет; Василий Соловьёв 15 лет, обучается во II классе Владимирской духовной семинарии на казенном содержании; Евдокия 13 лет, читать умеет; Николай Соловьёв - обучается в 1-м классе Владимирского дух. училища; Марья 5 лет; Анна 4 месяцев.
Церковный староста потомственный почётный гражданин покровский 1-й гильдии купец Николай Иванович Костерёв вступил в должность с 1-го января 1872 года. С 25 мая 1874 года состоит Попечителем Власовского народного училища, за пожертвование в означенное училище получил благодарность Губернского училищного Совета. Указом Владимирской духовной консистории от 19 марта 1873 года за № 2006 ему объявлена признательность и благословение Его Высокопреосвященства за пожертвование на устройство и украшение церкви 16893 р. 55 к. собственного капитала.
Заштатные и сиротствующие. Заштатный дьячок Иван Тимофеев Смирнов 75 лет, в 1871 году ослеп. За 1877 год жалованья получил 15 руб. В семействе у него: Жена - Ольга Васильевна 73 лет, исправляет должность просфорницы, но без Указа. Дочь их Марья 28 лет, читать и писать умеет.
После умершего Диакона Михаила Никитина, дочь Ирина Михайлова 68 лет, проживает в своем доме, состоящем на мирской земле. В 1877 году получила жалованья 10 руб.».
В с. Власовском в 1864 году в семье Ундольских родился будущий священник о. Павел. Павел Васильевич Ундольский пошёл по пути отца, деда, прадеда и прапрадеда - священников Ундольских. В 20 лет окончил курс Владимирской духовной семинарии и поступил на должность помощника законоучителя ремесленно-грамотной школы Владимирского Благотворительного общества императрицы Марии Фёдоровны. После смерти отца от скоротечной чахотки 19-летний Павел Ундольский, оставив мечту о Московском университете, был рукоположен архиепископом Владимирским Феогностом в священники церкви села Власовское. Он заменил на этом поприще своего отца и вскоре женился на Манефе Виноградовой. Отец её, Александр Иванович Виноградов (1834-1908 гг.), служил протоиереем в Успенском соборе г. Владимира, руководил реставрационными работами.
Весьма плодотворным был период службы Павла Ундольского во Власовском. Он одновременно состоял заведующим Владимирским отделением книжного склада Братства Святого Благоверного князя Александра Невского, а в 1886 году стал законоучителем и заведующим им же устроенной женской церковно-приходской Власовской школы. Семью священников Ундольских издавна хорошо знали купцы Костерёвы, в том числе и владельцы Мишеронского стеклянного завода. Они имели прочные торговые связи с «чайным королём» А.Г. Кузнецовым. Прослышав о вакансии священника во вновь строящейся Воскресенской церкви в имении Форос в Крыму, Костерёвы порекомендовали Кузнецову молодого и подающего надежды Павла Ундольского, тем более, что у него уже тогда появились признаки туберкулеза лёгких. Ундольские в Крыму были дружны с А.П. Чеховым. Всего в семье Павла и Манефы было 14 детей (четверо родились во Власовском). Судьба большинства из них после революции была трагической. Сам Павел Ундольский после закрытия храма в Форосе прожил в доме у церкви ещё три года и умер в 1927 году от болезни легких.
После смерти священника Василия Ундольского его вдова Александра Васильевна проживала с дочерью Параскевой и сыном Николаем в с. Власовское. Из фонда попечительства получала пособие в 15 руб. С открытием её сыном Павлом Ундольским в 1886 г. Власовской женской церковно-приходской школы Александра Васильевна стала работать в ней учительницей рукоделия. Параскева Ундольская в 1888 г. окончила курс Владимирского епархиального женского училища и также состояла в должности учительницы Власовской земской школы.
В этом храме на протяжении полутора веков жители окрестных деревень и мишеронцы крестили своих детей, совершали обряды венчания и отпевали умерших. Во Власовском около церкви были первые захоронения жителей Мишерони и лишь во второй половине XIX в. было устроено кладбище на окраине рабочего посёлка за речкой Мишеронкой. Упокоился во Власовском и владелец Лехцерского стеклянного завода купец С.Г. Костерёв (03.02.1807 г. - 28.07.1858 г.), который был похоронен около деревянной церкви: надгробный памятник хорошо сохранился и находится теперь в центре старого кладбища.
В «Ведомости о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Власовском Владимирской губернии Покровского уезда за 1889 год» (ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3437) сообщается также и о том, что «После умершаго пономаря Матвея Соловьёва дети:
Василий Соловьёв - священник в с. Заколпье Меленковского уезда.
Николай Соловьёв - обучается на 3 курсе Московской духовной академии.
Марья Соловьёва - окончила курс Епарх. женского Владимирского училища.
Анна Соловьёва - Обучается в I классе Владимир. епарх. женск. училища.
После умершего причетника Ивана Смирнова 40 лет, дочь девица Марья Иванова Смирнова исправляет должность просфорницы местной церкви. Получает пособие из попечительства 10 р. в год.
Псаломщик Николай Иванов Смирнов 40 лет, сын пономаря... 2 декабря 1886 г. резолюцией Его Высокопреосвященства утвержден учителем пения Власовской женской церковно-приходской школы. Жена его Евдокия Ивановна 47 лет. Дети их: Марья 18 лет, читать и писать умеет; Елизавета 12 лет, читать и писать умеет; Иван 9 лет, обучается в местной земской школе; Александра 6 лет.
Церковный староста потомственный почётный гражданин покровский 1-й гильдии купец Николай Иванов Костерёв 40 лет.
Заштатный диакон Григорий Марков Сущевский 67 лет, вдов. С 1885 г. получает пенсию. Дети его: Дмитрий Сущевский - священником в селе Якушево Гороховецкого уезда. Феодор Сущевский - священником в селе Семёновском Шуйского уезда. Владимир Сущевский - священником в селе Мыт Гороховецкого уезда. Павел Сущевский - учителем в селе Картмазово Судогодского уезда».
Архивные материалы (ГАВО. Ф. 556. Оп. 109. Д. 600) дают сведения о причте Покровской церкви за 1907 год:
«Священник Фёдор Петров Анисимов 29 лет, родился в селе Мошок Судогодского уезда 1878 года, сын псаломщика. По образованию - студент Владимирской духовной семинарии выпуска 1899 года. С 6 сентября того года, до 26 сентября 1901 года учитель и законоучитель Горковской церковноприходской школы Ковровского уезда. 26 сентября 1901 года резолюцией Архиепископа Владимирского Сергия определен священником к местной села Власовского церкви. В сан диакона рукоположен 30 сентября, священника - 1-го октября. Грамоту имеет. Проводя должность священника, состоит заведующим и законоучителем Власовской одноклассной и Дмитровской двуклассной земских школ. Казённого жалования не получает. 7 марта 1906 года преподано ему Архиерейское благословение за весьма усердную при благочестивом поведении службу с выдачею свидетельства Консистории за № 6081. В марте 1907 года за отлично усердную службу награжден Надбедренником с выдачею из Консистории свидетельства за № 8527. Его семейство: жена Александра Иванова 28 лет; дети: Лидия 6 лет; Антонина 4 лет и 10 месяцев; Сергий 3 лет и 3 месяцев.
Диакон Александр Васильев Крылов 29 лет, родился в селе Мал. Дорки Вязниковского уезда 5 августа 1878 года, сын псаломщика. По образованию - окончивший курс по второму разряду в Шуйском духовном училище. С сентября 1897 года до октября 1900 года учитель Милалевской и Воскресенской церковно-приходских школ Ковровского уезда. 19 октября 1900 года определен штатным диаконом к означенной церкви; рукоположен 29 октября Епископом Муромским Платоном. С диаконством соединяет учительство во Власовской церковно-приходской школе. Казённого жалованья не получает. Его семейство: жена Александра Федоровна; дети: Серафима 2 года 8 месяцев; Владимир 7 месяцев.
Псаломщик Евгений Григорьев Быстрицкий 43 лет, родился в селе Красном Вязниковского уезда 28 августа 1864 года. Священнический сын. По увольнению из 3 класса Шуйского духовного училища и получении в 1884 году звания учителя народной школы с 1885 года до марта 1892 года учительствовал в Волокобинской Шуйского уезда, и Боровицкой Гороховецкого уезда, церковноприходских школах. С 27 марта 1892 года исполнял должность псаломщика села Кузнецова Шуйского уезда, с 15 октября того же года псаломщик местной церкви. Указом Консистории от 20 января 1895 года за № 351 дозволено ему в праздничные дни надевать стихарь. Указ о перемещении имеет. Двоеженец. Казенного жалованья не получает. Его семейство: жена Евгения Павловна 34 лет; Дети: Варвара рожд. 1 декабря 1894; Нина рожд. 27 декабря 1895; Сергей рожд. 14 августа 1897; Александра рожд. 7 апреля 1899; Александр рожд. 10 ноября 1900; Константин рожд. 16 мая 1902; Мария рожд. 27 февраля 1904.
Исполняющая должность просфорни - умершего причетника села Власовского Иоанна Смирнова дочь - девица Мария Смирнова 57 лет должность проходит с 1885 года с жалованием от церкви 24 рубля и отопление из Епархиального попечительства 8 рублей в год.
Церковный староста, деревни Гармоники крестьянин Прокопий Антонов Жуков 68 лет, в должности с марта 1892 года.
К причту же села Власовского причисляется местного умершего священника Василия Ундольского дочь - девица Параскева Ундольская 35 лет, с образованием Епархиального училища; с 1889 года учительствует во Власовской земской школе, получает жалованья 480 рублей в год».
В период гонений на Русскую Православную Церковь Покровский храм избежал опустошения. Однако в конце 20-х - 30-х годов XX в. были арестованы и заключены в тюрьму по обвинению в агитации против советской власти о. Фёдор (Анисимов), о. Александр, дьякон Павел. После их ареста церковь два года была закрыта. В 1932 году по приказу местных властей с колокольни сбросили 5тонный колокол, который отправили на переплавку.
27 октября 1937 г. арестовали четырёх священнослужителей Власовского прихода - протоиерея Арсентия (Троицкого), священника Гавриила (Хламова), протодьякона Ивана (Шляхтина), дьякона Василия (Васильева-Собакина). По клеветническому доносу одного из местных жителей они были обвинены в «контрреволюционной поповской деятельности» и 19 ноября 1937 г. оба священнослужителя были расстреляны на Бутовском полигоне. Протодьякон Иван и дьякон Василий получили по 10 и 8 лет исправительных работ и отбывали свои сроки в ГУЛАГе, а церковь в течение 3-х лет снова была закрыта. Впоследствии все они были реабилитированы.
В 1942 г. на службу в храм был прислан о. Фёдор (Светлов), который запомнился прихожанам благоговейным служителем святого алтаря. Он прослужил до 1956 г. и после смерти был похоронен с правой стороны у стен церкви. После него короткое время служил отец Пётр - молодой священник с высшим образованием.
В 1961 г. службу в Покровской церкви вёл о. Андрей (Усков), прослуживший около 3-х лет вместе с дьяконом Николаем (Юсухно), которого через некоторое время рукоположили в сан священника. Отец Николай был хорошим художником и часто в свободное время занимался росписью церкви.
В июне 1993 г. настоятелем Власовского прихода был назначен отец Михаил (Депутатов), который служит и в настоящее время. Протоиерей Михаил за период службы в Покровском храме провёл большую работу по поддержанию внутреннего и наружного состояния этой православной святыни. Интерьер храма сохранил основные элементы (иконостас, настенные фрески) своего первоначального убранства.
Престольные праздники в храме отмечаются:
14 октября - Покрова Пресвятой Богородицы;
22 мая, 19 декабря - святителя Николая Угодника; на 50-й день после Пасхи - Святой Живоначальной Троицы.
Известно, что в годы гонений на Церковь было разрушено множество культовых сооружений, среди которых были и часовни. В Московской епархии их остались единицы, а в Шатурском благочинии сохранилась лишь одна на церковном кладбище нынешнего села Власово. Она была возведена на месте, где находилась деревянная Покровская церковь. Эта изящная, чудом уцелевшая часовня, расположена в центре старого кладбища в десятках метрах от трёхарочных кирпичных ворот с парными калитками. Завершает часовню крест, в нижней части которого помещён полумесяц (рогами вверх). Таким образом, крест уподоблялся якорю, который с древних времён служил символом спасения. Вблизи часовни расположено много старинных захоронений с сохранившимися надгробиями. Здесь обрели вечный покой С.Г. Костерёв, члены семьи дворян Кустаревских - местных помещиков, многие прихожане храма, мещане и мастера-стеклодувы Мишеронского завода Барсковы (близкие родственники и предки автора книги). Несколько поколений древнего рода Барсковых крестили, венчали и отпевали в Покровском храме села Власовское. [2]

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Дмитрий Барсков. Наша фамилия. История рода Барсковых с XVI века. Владимир. 2009.
Мишеронский стеклянный завод
Покровский уезд
Владимирская губерния
Категория: Петушки | Добавил: Николай (02.03.2017)
Просмотров: 2881 | Теги: Покровский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru