Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
15:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Митрополит Киприан

Митрополит Киприан

Митрополит Киевский и всея Руси – 1379, 1389–1406 гг.

Митрополит Киприан (ок. 1330 — 16 сентября 1406) — митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Почитается в Русской православной церкви в лике святителей.

Святитель Киприан родился около 1330 года в городе Тырново, столице Второго Болгарского царства. Предполагают его принадлежность боярскому болгарскому роду Цамблаков, однако единственное основание для такого утверждения содержится в «Слове надгробном митрополиту Киприану», написанном Григорием Цамблаком: «Брат бяше нашему отцю». Эту фразу считают достаточным основанием, чтобы считать Киприана принадлежащим этому знатному роду. Однако из контекста самого документа трудно сказать, что имел в виду автор, называя его «братом нашего отца». Полный текст звучит так: «…Понеже и отец ваш, иж плачю вам предлежит вина, брат бяше нашему отцю». Очевидно, имеется в виду всё же духовное родство Киприана с болгарским патриархом Евфимием Тырновским.
Год пострижения Киприана — неизвестен. Предполагают, что монашеский путь христианского служения он начал в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского. Не оставляет сомнения его близость с учеником преподобного Феодосия и будущим патриархом Болгарии килифариевским пострижеником святым Евфимием Тырновским.
По всей видимости, Киприан довольно рано оставил Болгарию и уехал сначала в Константинополь, а затем — на Афон, где подвизался в одном из афонских монастырей. Сырку делает предположение, что в Константинополь он прибыл вместе со своим учителем, преподобным Феодосием, в числе четырёх сопровождавших его учеников, среди которых был и Евфимий, то есть в 1363 году.
В Византии Киприан сблизился с другим видным представителем исихазма, Филофеем Коккином — константинопольским патриархом в 1354—1355 и 1364—1376 годах. Был его келейником и выполнял при нём обязанности апокрисиария…


Киприан Киевский

12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Согласно соборному постановлению, Киприан должен был распространить свои полномочия на всю митрополию. 3 июня из Любутска он пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому о намерении прибыть в Москву. Однако волей великого князя Дмитрия Ивановича в Москву он допущен не был и, более того, ограблен и после краткого заключения с позором выдворен за пределы княжества. Киприан поспешил под защиту Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и 23 июня написал второе послание игуменам Сергию и Феодору, в котором доказывал недопустимость поставления митрополита «по завещанию» и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме.
В феврале Киприан отправился за «своей правдой» в Константинополь. Путь его лежал через Болгарию, где он был тепло встречен болгарским патриархом Евфимием и населением Тырново. В апреле-мае 1379 года прибыл в Константинополь. Здесь он стал свидетелем происходившего в столице империи нового переворота, а также участником собора, осудившего и низложившего патриарха Макария. В июле Киприан участвовал в заседании Синода и 6 октября 1379 года как митрополит всея Руси подписал постановление патриархата.

Митрополит Михаил (Митяй). Ещё при жизни святителя Алексия в Москве искали альтернативу опальному митрополиту. И таким угодным придворным кругам кандидатом стал духовник великого князя «белый» священник, известный под именем Митяй. К досаде этого скорее светского человека его постригли с именем Михаил и тут же поставили архимандритом Спасского монастыря, что вызвало глухой протест монашествующих. Вскоре после смерти митрополита Алексия Митяй занял митрополичьи палаты и облачился в митрополичьи ризы. Однако попытка поставить его на кафедру с титулом митрополита «Великой Руси» помимо Константинопольского патриарха натолкнулось на резкий протест епископа Суздальского Дионисия. Резонное замечание Дионисия, что такой митрополит будет незаконен, вынудило Митяя отправиться в Константинополь. На поставление в Константинополь Митяй отправился через Сарай, где заручился поддержкой правившего ордой темника Мамая. Летом же 1379 года в Константинополь тайно от великого князя, с целью помешать возведению Митяя в митрополиты отправился и Дионисий Суздальский. Но пока наречённый митрополит добирался в империю, в Константинополе опять сменилась власть. Свергнутые император Иоанн V и его второй сын Мануил, сумев бежать из-под стражи, при помощи венецианцев и эмира Мурада I вернули себе Константинополь. Однако боярскому кандидату на митрополию ступить на константинопольский берег так и не удалось: 29 сентября Михаил-Митяй умер на константинопольском рейде. Несостоявшегося митрополита похоронили в Галате, районе столицы, принадлежавшем генуэзцам, у которых в это время находит убежище и свергнутый император Андроник.

Митрополит Пимен. Несмотря на смерть своего претендента, сопровождающая его свита решила, используя подписанные великим князем пустые «хартии», добиться поставления митрополита из своих рядов. Заняв у генуэзцев значительную сумму, посольство добилось от нового патриарха Нила поставления игумена переславльского монастыря Пимена митрополитом Киевским и Великой Руси. Киприан же, который в соборном акте характеризуется не иначе как «второй Роман», был осужден, но оставлен митрополитом Литвы и Малой Руси, с тем условием, что по его смерти Пимен распространит свою власть и на западные епархии. Великий князь не захотел признать Пимена митрополитом. Когда Пимен со своей свитой приблизился к Коломне, великий князь приказал его схватить и отправить в Чухлому, где Пимен пробыл в заточении целый год, затем его перевели в Тверь. Константинопольский патриарх не раз писал великому князю и убеждал его принять Пимена на Москву, а Киприана удалить.
В 1381 году Киприан устанавливает почитание святому благоверному князю Александру Невскому.
В 1382 году произошла ссора великого князя с Киприаном, князь удалил его от митрополии. Киприан был удален из Москвы, а Пимен возвращен из ссылки и занял престол митрополии всея Руси. Вместе с Киприаном в Литву отправился и игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий. Через несколько месяцев был избран новый кандидат на митрополию - суздальский архиепископ Дионисий. Пимен, однако, продолжал служить, во Владимире он посвятил Стефана Храпа в Пермь и Феогноста в Рязань.
Митрополит Дионисий, с 1383 по 1385 гг.
Архиепископ Суздальский Дионисий и племянник преподобного Сергия Феодор Симоновский повели против Пимена непримиримую борьбу. По сообщению Троицкой летописи в июне 1383 года архиепископ Дионисий вместе с игуменом Феодором направляются великим князем в Константинополь для решения вопросов «о управленьи митропольи Русския». Посылая Дионисия в Царьград, князь своими грамотами просил патриарха поставить Дионисия на русскую митрополию, а на Пимена написал многие обвинения. Патриарх исполнил просьбу великого князя, поставив Дионисия митрополитом Киевским и всея Руси, а для суда над Пименом отправил в Россию двух своих митрополитов, которые прибыли в Москву зимой 1384 года. Разобрав дело Пимена, они нашли его виновным и объявили низверженным.
Возвращаясь в Москву через Киев, Дионисий был задержан литовским князем Владимиром Ольгердовичем, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь киевский, подражая ему, задерживает Дионисия. Иоанн Мейендорф вполне обосновано предполагает, что Дионисий, оставшись пока в прежнем сане, должен был до соборного решения временно управлять митрополией. Только после этого, не нарушая на этот раз канонов, его можно было поставить митрополитом. Находясь в заключении, св. Дионисий проводил время в молитвах и сердечном сокрушении.
26 июня 1385 года митрополит Дионисий скончался и был похоронен в Киево-Печерском монастыре.

Очередная смена патриарха в Константинополе в феврале 1389 года положительно сказалась на судьбе Киприана: новым патриархом стал Антоний, давний его сторонник. Поэтому восстановление Киприана в статусе митрополита Киевского и всея Руси прошло стремительно, уже в феврале. Пимен был низложен. В соборном определении утверждалось единство митрополии «впредь во все веки», и подчёркивалась особенная заинтересованность в этом императора, «оберегателя и защитника права и пользы». Киприан должен оставаться на митрополии до конца своей жизни. А 19 мая умер великий князь Дмитрий. Пимен 13 апреля вновь отправился в Константинополь искать «своей правды», но, пережив многие неприятности в Константинополе и уклонившись от соборного суда, умер в Халкидоне. Похоронен он был, как и Митяй, в Галате, на контролируемой генуэзцами территории.

В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву Боголюбивую икону Божией Матери вместе с Владимирской иконой для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица – явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. А Владимиру была предана точная копия иконы Владимировской Божией Матери, написанная рукою митрополита Петра.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка.


«Сретение Владимирской иконы». XV век

В начале XV столетия митрополит чаще жил в подмосковном селе Голенищево, занимался там книжной деятельностью. В 1404—1405 годах был в Литве и присутствовал при встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе. В январе 1406 года вернулся в Москву. За четыре дня до смерти Киприан продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении.
Почил 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля.

«Митрополит этот, описавший жития своих предместников Петра и Алексия, был ревностным собирателем летописей нового своего отечества, которые дошли до нас под именем Степенных книг.
В Покровском уезде Владимирской губернии, верстах в 90 или во 100 от г. Владимира, находится погост Сенег или Сенеж — место самое пустынное, окруженное лесами, озерами и болотами. Здесь был любимый приют Митрополита Киприана, где он на озере Святе основал и церковь во имя Преображения Господня (Плат. Ист. ч. 1. стр. 268) и где предавался ученым занятиям.
Скончался в старости 16 Сентября 1407 года в селе Голенищеве близь Москвы. Но за четыре дня до кончины своей Киприан написал ту трогательную и поучительную грамоту, которая по завещанию его, быв прочитана при гробе его, читана была после при гробах и других Иерархов и клалась с ними в гроб. Список с нее помещается здесь.
«Во имя Святыя и Живоначальныя Троицы. Аз грешный, смиренный Киприан, Митрополит Киевский и всея России, смотрих, яко постиже мя старость, впадох бо в частыя и различныя болезни, ими же ныне содержим есмь, человеколюбием от Бога казним грехов моих ради болезням на мя умножившимся ныне, яко же иногда никогда же: что же ми возвещают ино, разве смерть, и страшный Спасов суд! Достойно разсудих, яко же в завещании некая потребная отчасти писанием сим изъявити. Первое убо исповедую Святую, Богом преданную Апостольскую веру и православие, истинное благочестие во Святую Троицу, и прочая священная Апостольская повеления Святыя Божия Церкви, предания цела и неподвижима Того благодатию соблюдати, якоже исповеданием моим написано, еже предах, внегда в начале Святительства рукополагахся по обычаю и уставу Апостольскому и Святых Отец Божественных повелений. Яко убо от Бога Апостоли поставлени сущии и Святители от Апостол поставлени Апостольскии наследницы суще и по тех Апостоли Святителей наставляху по Богопреданному Апостольскому уставу; сицеж и мене грешного Духа Святаго благодать по уставу Святых Апостол и священных правил, посвятил своим священным Архиереем Патриархом Вселенским и при благочестивом Царе Константиноградстем православнейшем. И елицы отъидут от жития сего по моем преставлении, и елицы еще живы суть, всем вкупе подаю о Святем Дусе чистое прощение. К сим же и Святейшим Вселенским Патриархом, прежде преставлышимся и еще живущим, також и Священнейшим Митрополитам преставльшимся и еще живущим даю обычную любовь и последнее конечное целование и прощение и сам тогожде прошу от них получить. Благородному и Христолюбивому во Святем Дусе возлюбленному сыну Великому Князю Василью Дмитриевичу всея России, даю мир и благословение и последнее целование, и с его материю и с его братиею и его Княгинею и с его детьми и их Княгинями и их детьми; також и всем Великим Князям Русским даю мир и благословение и последнее целование и с их Княгинями и с их детьми; також всем Князем местным с Княгинями и с детьми оставляю мир и благословение. Також и Боголюбивым Епископам, сущим под пределом нашея Церкви в Руской Митрополии, прежде преставлышимся и еще живым сущим, даю прощение и благословение и любовь; а от них прошу тогож и сам получити. Священником же, Священному чину, и елицы у престола Господня служат, всем даю прощение и благословение и любовь. Благочестивым же Князем малым и великим, и всем прочим прежде преставльшимся в летех наших також даю прощение и благословение и молюся Господу Богу да простит им вся согрешения, елика и тии, яко человецы, согрешиша. Бояром же великим и меньшим с женами и с детьми их и всему Христианскому народу оставляю мир и благословение; Иноком же всем вкупе, елицы в различных местах живут и всему причту церковному мир оставляю и благословение. Аще ли же на кого епитимию возложих невниманием, или благословною виною, а не будет поискал разрешения и в том забвении учинилась смерть, или кого учил, а ослушался, всех имею о Святем Дусе разрешенными, прощенными, и благословенными и молюсь человеколюбцу Богу, да отпустит им. Понеже сочтох лета своя, отнележе в Митрополиты поставлен бых и обретеся числом яко тридесятое лето течет к проходящему месяцу Декемврию в 2 день; и толиким летом прошедшим аще кто будет пороптал на мя, или паки возстал явно от Епископского сана, или кто от мирских совокупился будет с ними, и елицы от них познашась и пришедше ко мне исповедаша и прияша прощение и разрешение, прощени суть и благословени от того часа, и да невменит им Господь Бог во грех, но да отпустит им. А елицы или стыдясь меня, или в забытие приидоша, и в небрежение положиша, или опасаясь меня, или за скудость их ума или ожесточившися вражиим наветом, всяк иже есть от священных, или от инок, или мирстии мужеск пол и женск, да будут пpощены и благословлены, и да невменится им в грех: зане то мое есть, и в мене преткнушась, и моея области то разрешити. Елицы же возлюбиша нас и помиловаша нас Господа ради в нуждах наших и в путех и в различных землях Христоименитии людие, Вельможа, Бояре, мужи и жены да будут и тии прощены и благословены и помилованы от Бога человеколюбца, да воздаст ти Господь по сердцу их. Душу свою и дои Святыя Богородицы приказываю о Святем Дусе возлюбленному сыну, Великому Князю Василию Дмитриевичу всея России, како ея попечалует; також и бояр своих и слуг своих и молодых людей от мала до велика, как пожалует и поблюдет. И сице предаю всем прощение, и благодать и мир от Господа Бога нашего Иисуса Христа со всеми вами и мое благословение и от всех того же прошу. Пиcaнa сия грамота у трех Святителей (на Голенищеве) месяца Сентября 12 дня, Индикта 15; а не подписал есмь немощи ради своея» (Памятники древности во Владимире Кляземском.Сочинение В. Доброхотова. 1849.).
Владимирский период:
Максим, Пётр.
Московский период:
Феогност (1328-1353), Алексий (1354—1378), Михаил (Митяй), Пимен, Дионисий (1383 – 1385), Киприан (1389-1407), Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Святые | Добавил: Николай (21.09.2019)
Просмотров: 1074 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru