Троицкое 2-х классное церковно-приходское училище в гор. Покрове
Троицкое 2-х классное церковно-приходское училище
Торжество освящения и открытия церковно-приходской школы в гор. Покрове
20-е сентября 1887 года должно остаться памятным днем в летописях церковно-приходских школ Владимирской епархии. В сей день совершилось духовное торжество освящения и открытия церковно-приходской школы в гор. Покрове. В период, сравнительно, непродолжительный самобытного существования церковно-приходских школ на св. Руси, открыто во Владимирской епархии старанием духовенства и прихожан много таковых школ: за три последние года их открыто 230. Но не было еще случая, чтобы явилась такая школа во Владимирской епархии, которая была бы столь обеспечена для своего существования на средства частного благотворителя, как церковно-приходская школа, учрежденная в гор. Покрове, при Троицком соборе, Московским 2-й гильдии купцом Я. В. Шиловым.
Обстоятельства, передшествовавшие открытию сей школы, а равно и средства обеспечения ее с достаточною подробностью выяснены в отдельной записке, прочитанной секретарем Братства в начале акта, бывшего, по совершении молебствия, в школе.
По приглашению учредителя школы, 19 сентября в 4 часа по полудни прибыл в гор. Покров Высокопреосвященнейший Феогност. По въезде в город, Архипастырь первее всего посетил Троицкий собор, из которого, после обычной встречи и благословения собравшемуся народу, проследовал в новооткрытую школу. Внешний вид школьного здания и внутренняя обстановка его произвели приятное впечатление на Владыку. Дом — двухэтажный, прекрасной архитектуры, выкрашенный масляною краской голубоватого цвета, занимает пространство до 20 аршин по фасаду и до 15 арш. во двор; при нем много различных хозяйственных построек, амбаров, чуланов, подвалов, сараев и т. п., — даже имеется баня. Все здания — почти новые и приспособленные к потребностям школы. Двор занимает широкую площадь; на будущее лето передполагается на нем развести сад, провести дорожки и разбить клумбы цветов, а ко дню открытия школы устроена в стороне двора гимнастика со всеми приспособлениями. Верхний этаж здания имеет две классные комнаты, библиотечную и для хранения верхней одежды учащихся. В первых 2-х комнатах расставлены сорок парт со скамьями (каждая парта назначена для двоих учеников) изящно под ясень окрашенные; в каждую парту вделано по одной металлической чернильнице. На передней стене в средине помещены двенадцативершковые, в раззолоченном кивоте, иконы с изображениями: Св. Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Покрова Пр. Богородицы, св. Первоучителей словенских и Св. муч. Иакова и Александры.
На этой же стене повешены, в богато-раззолоченных рамах, портреты Государя Императора и Государыни Императрицы. Прочие стены украшены или картинами из свящ. истории, или листами молитвословий, символа веры, десяти заповедей, карт полушарий и Палестины.
Библиотека помещена в двух больших шкафах. Всех книг, составляющих собственность школы, до 2000 экземпляров. И все это приобретено единственно на средства учредителя школы Я.В. Шилова. Честь и слава ему, радетелю народного просвещения в духе св. веры и Церкви!
Одна половина нижнего этажа занята квартирой учителя, а другая передназначена для ночлежного приюта учащихся. То и другое помещение снабжены приличной мебелью.
В школу принято учащихся 67 человек. Заведующим школой и законоучителем ее Его Высокопреосвященством утвержден местный протоиерей Иоанн Семенович Любимов, первым учителем — студент д. семинарии И. П. Лебедев и вторым учителем — окончивший курс д. семинарии Д. И. Любимов. Занятия распеределены между ними особым расписанием.
В 6 часов вечера 19 числа начался звон ко всенощному бдению; в ½ часа 7-го прибыл в собор Архипастырь. Перед всенощным бдением нарочито принесена была в собор из Введенской пустыни, отстоящей от гор. Покрова в 3 верстах, чтимая в окрестностях икона Введения во храм Пр. Богородицы. За всенощным бдением пел архиерейский хор певчих в числе 20 человек — лучших голосов. На литию и величание выходил сам Высокопреосвященный. Служба отправлялась воскресная и Богородице. После полиелея почти до самого конца всенощного бдения Архипастырь сам совершал помазание народа, собравшегося в столь большом числе, что не вместил его громадный Троицкий собор. Всенощное бдение окончилось близ 10 часов.
20 сентября с раннего утра уже стал собираться народ к Троицкому собору, в надежде заранее занять место в нем. Перед литургией, между прочим, одним из местных священников совершено было присоединение к Православию и миропомазание одного из старообрядцев-безпоповцев, пожелавшего именно в этот день возвратиться в лоно Православной церкви. Литургию совершал Архипастырь в сослужении протоиереев гор. Владимира Кафедрального и Дмитриевского соборов, игумена Введенской пустыни, местных — протоиерея и священников. Перед окончанием литургии Архипастырь, по случаю недели по Воздвижении, произнес слово о том, как христианин может распинаться с Христом.
Божественная литургия была окончена близ 12 часов (в полдень), и началось духовное торжество открытия церковно-приходской школы. При звоне колоколов открылся крестный ход в школу, отстоящую от храма в нескольких саженях. Впереди несён был старинный крест больших
размеров с изображением Распятого; за ним несены были св. иконы Введении во храм Пр. Богородицы и Покрова Пр. Богородицы — храмовая икона Покровского теплого собора; за ними протоиерей Дмитриевского гор. Владимира собора (он же член Епархиального училищного Совета и секретарь Братства) нес икону Спасителя, благословляющего детей — дар и благословение Архипастыря школе; далее следовали местный протоиерей и игумен Введенской пустыни со св. Крестом и Евангелием; сопровождал ход Кафедральный протоиерей. Владыка же во время крестного хода благословлял в храме толпившийся вокруг его народ. По прибытии в школьное здание, Владыка сам, в сослужении 10 священнослужителей, отправил молебное пение перед началом учения отроком, при чем к обычным тропарям был присоединен тропарь св. Первоучителям Словенским Кириллу и Мефодию, а после Евангелия совершил чин освящения воды. Перед отпуском Владыка произнес речь. В заключение было обычное многолетствование и окропление св. водою здания и учащих с учащимися.
Церковный обряд освящения кончился, но им еще не окончилось торжество открытия школы. После препровождения св. икон в храм, в одной из классных комнат открыт был акт, начавшийся пением архиерейского хора: «Днесь благодать Св. Духа нас собра...». Секретарем Братства святого благоверного великого князя Александра Невского была прочитана записка о церковно-приходской вновь открываемой школе и побуждениях к открытию ее, о средствах содержания и обстановке ее.
По прочтении этой записки, слух всех присутствующих был приятно оглашен пением восторженного молитвенного гимна св. Кириллу и Мефодию, прекрасно исполненного архиерейским хором:
Братья, Двоицу святую
В день сей радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим!
Песнью хвальною. велегласною
Да восхвалим их!
Радуйся, Кирилле!
Радуйся, Мефодие!
Радуйтесь, Словенских стран Апостоли!»
При пении этих приветственных слов гимна: «радуйся, Кирилле! Радуйся, Мефодие! ...» так и чувствовалось невидимое присутствие св. Братьев на торжестве в честь начала обучения отроков грамоте, ими составленной. Присутствующие на акте, слушая сии молитвенные слова гимна, осеняли себя крестным знамением, прославляя и призывая на помощь св. Первоучителей. На лицах всех отображалось умиление и восторженность душевная. Заведующий школой (он же и законоучитель) произнес речь в которой выяснил значение церковно-приходской школы для народа русского. После того снова раздалось пение гимна:
Светом Божиим,
Просветители,
В тьме блуждающих Озарили нас.
Из источника Православия Души жаждущих
Напоили Вы.
И Словенскими
Письменами Вы, Богомудрые,
Умудрили нас.
В умилении Благочестно все,
Торжествуя днесь,
Ублажаем Вас!
Радуйся, Кирилле!
Радуйся, Мефодие!
Радуйтесь, Словенских стран Апостоли!.. Учитель школы сказал речь о программах, по которым будут обучаться дети в церковно-приходской школе. По окончании речи учители, обратился с словом к присутствующим простой русский человек, еще ранее прославившийся своею задушевной и умною речью, говоренной при открытии церковно-приходской школы в гор. Богородске, М.Ф. Грачев, крестьянин — уроженец Покровского уезда, Влад. губернии, и в настоящее время житель гор. Москвы. Он с сильным чувством говорил задушевные речи, в которых выразил от лица простого народа радость при виде умножающихся на св. Руси церковно-приходских школ. Обратясь к портрету Государя Императора, он выразил чувство благоговейной признательности народа русского за дарование ему столь желанной и любезной школы, благодарил Архипастыря, пекущегося об умножении и благоустройстве среди своей паствы церковно-приходских школ, — благодарил Я.В. Шилова за учреждение такой школы в гор. Покрове, и при сем поднес ему икону св. Первоучителей Словенских. Наконец раздался народный гимн. Bcе в глубоком умилении осенили себя крестным знамением, повторяя слова гимна: «Боже, Царя храни!».
Торжество открытия церковно-приходской школы окончилось.
Архипастыря окружили дети, имеющие обучаться в школе. Владыка каждого из них благословлял и одарял крестиками и книжками «начальное учение человеком, хотящим учиться чтению книг св. Писания», а М.Ф. Грачев — каждого мальчика одарил Троицким листком. «Св. князь-труженик для родной земли (№ 180)».
При торжестве открытия церковно-приходской школы присутствовали некоторые из почетнейших граждан г. Покрова и купцов Московской губерния.
Торжество закончилось обедом, который был приготовлен радушным хозяином на большое число персон. Тосты за Государя Императора, Государыню Императрицу и Государя Наследника сопровождались восторженными, единодушными «ура!» Перед тостом за здоровье Архипастыря крестьянин М.Ф. Грачев произнес ему речь, произведшую на всех присутствующих сильное впечатление. И затем все время обеда тот же М.Ф. Грачев занимал, по примеру трапез, совершаемых, как он выразился, в честных обителях, чтением своих заметок об учебниках, введенных в церковно-приходские школы и об учебниках, которые употреблялись в начальных народных училищах.
Владыка выбыл из г. Покрова перед временем отправления Нижегородского поезда железной дороги.
При сем помещаются речь, при освящении церковно-приходской школы в г. Покрове, записка об учреждении этой школы и речи, произнесенные на акте открытия ее.
Речь, произнесенная Преосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, при освящении церковно-приходской школы в г. Покрове
«Господь наш Иисус Христос есть свет (Иоан. 12, 46) истинный, просвещающий всякого человека, грядущаго в мир (Иоан. 1, 9). Аз есм свет миру (Иoaн. 8, 12), глаголет о Себе сам Господь Иисус Христос».
Он просвещает людей невидимо, сокровенно, своею благодатью, и видимо, ощутительно для нас через свое Евангелие, через божественное учение веры и благочестия. Доколе Спаситель наш жил на земле, Он сам просвещал Евангелием людей, сидевших во тьме и сени смертней. Возносясь же на небо, Он преподал свет своего Евангелии через Апостолов Церкви, Им основанной и освященной Его пречистою Кровию, и повелел Ей научать вере и благочестию всех людей. Верная воле и завету своего Главы и Основателя — Господа Иисуса Христа, св. Церковь употребляет все возможныя способы и меры к просвещению людей светом Христовым, светом учения веры и благочестия, — научает вере и благочестию через действия богослужения, через свои молитвословия и песнопения, через чтение в храме Евангелия и других книг священного Писания, через проповедание слова Божия, совершаемое пастырями и учителями Церкви, через книги, составленныя и составляемыя членами Ея и Ею благословляемыя и одобряемыя. Для детей те, еще не могущих вполне пользоваться вышеуказанными способами духовного просвещения, Церковь во все времена и по всем странам благословляла и ныне благословляет учреждать при храмах начальныя училища с тою целию, чтобы просвещать умы и сердца их начатками христианскаго учения, и чтобы через обучение их грамоте и другим учебным передметам сделать их способными в зрелом возрасте разумно, отчетливо и полно пользоваться всеми способами уразумения истин веры и благочестия. По благословению св. Церкви, открывается подобное училище и при соборном храме града сего.
Из сказанного нами понятно, чего пожелать открываемому ныне училищу и чего ожидать от него.
Главное начало училища сокрывается в заповеди Спасителя, данной Церкви, о просвещении светом Евангелия всех людей. Да будет же первою и главною целию училища первоначальное научение юных чад св. Церкви истинам веры и правилам благочестия так, чтобы начатки веры и благочестия в течение жизни их более и более развивались в них во славу Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа и в их собственное вечное спасение!
Училище открывается по благословению св. Церкви и будет состоять под Ея попечением. Да возбудится же и да крепнет в учащихся сердечная переданность св. Церкви, Ея правилам и уставам!
Училище открывается при храме. В храме живет и с особенною силою действует благодать Божия. Да будет присуща эта спасительная сила Божия и училищу, вспомоществуя учащим в их трудах и содействуя учащимся усвоять преподаваемое им учение! Под влиянием же величественного богослужения, совершаемаго в храме, и умилительных песнопений и молитвословий, слышимых в нем, учащиеся да навыкают с усердием навещать храм Божий, благоговейно молиться в нем и участвовать с клиром в чтении и пении!
В училище ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, будет преподаваться полезное учение. Да будут же учащияся дети усердны к учению, — да избегают лености и разсеянности, да оказывают самые вожделенные успехи в усвоении преподаваемых им передметов, и да развиваются через учение в самом добром направлении их умы и сердца!
Открываемое училище обеспечено и удобным помещением, и учебными принадлежностями и средствами содержания. Все это сделано усердием и иждивением добраго и верного раба Божия Иакова. Значительную услугу он оказал св. Церкви, дав учреждением училища Ей полную возможность через поставленных Ею наставников просвещать юных чад своих начальным учением веры и благочестии и сообщать им первоначальное образование. Да будет же на нем благословение Господа Бога и Его св. Церкви всегда, ныне и присно! Да вознаградит и его Господь Бог благоденствием здесь на земле, и блаженством на небе!
Записка об учреждении церковно-приходской школы в г. Покрове, читанная на акте открытия этой школы секретарем Братства о. протоиереем В.В. Косаткиным
Церковно-приходские школы Владимирской епархии, можно сказать, со дня на день привлекают к себе большее и большее число лиц, радеющих об их распространении, благоустроении и процветании. Лишь только с высоты Престола раздалось державное слово Всемилостивейшего Монарха о бытии церковно-приходских школ в любезном отечестве нашем, лишь только были обнародованы правила о сих школах, как они с изумительною быстротой начали умножаться по городам и селениям Владимирской епархии. Где не находится местных средств на учреждение и содержание церковно-приходских школ, там Братство св. Александра Невского является с своею помощью. В настоящее время существует во Владимирской епархии 230 церковно-приходских школ, из коих многие могут назваться вполне обеспеченными на долгое существование как относительно помещения их, так и относительно вознаграждения обучающим. Идя твердыми шагами по раз намеченному пути, церковно-приходская школа все более и более привлекает к себе сочувствие, как со стороны частных лиц, так и целых обществ. На страницах отчетов Братства за последние три года заявлено много примеров такового сочувствия. Но в особенности богат ими текущий год. В течение его на пожертвования благотворителей было устроено несколько прекрасных зданий для церковно-приходских школ. Жертвователями были лица, принадлежащие к разным сословиям, начиная от простонародья и кончая высокопоставленными лицами дворянства. Но из ряда всех доселе открытых во Владимирской епархии церковно-приходских школ особенно выдается по своему благоустройству школа в г. Покрове, торжественное открытие которой совершается в настоящий день. Учредитель сей школы — Московский 2-й гильдии купец Яков Васильевич Шилов, уроженец деревни Горочек, что за озером, близь г. Покрова. Замечательны те мотивы, которыми руководствовался он при учреждении своей школы. В приходе Троицкого г. Покрова собора числится 12 деревень, в коих насчитывается до 2450 душ обоего пола. Но не смотря на сию столь значительную численность крестьянского населения, входящего в состав прихода, до сего времени не было ни одной официальной школы, в которой бы могли обучаться дети его. Сами крестьяне, как люди незажиточные, на свои средства не могли учредить школу, а помощь со стороны учреждений, заведующих школами, или от частных благотворителей к ним доселе не приходила. Правда, в г. Покрове исстари существует городское училище, но в него закрыт доступ крестьянским детям. Яков Васильевич собственным опытом дознал, как тяжело отзывается на крестьянстве неименье школ, и давно лелеял в душе своей мысль помочь в этом горе своим землякам. Сам, научившись грамоте от одного благочестивого служителя св. Церкви, — научившись ей по часослову и псалтири, Я. В. некогда, будучи юношей неимущим, а потому безвестным для людей, но исполненным твердой веры в Бога и сердечной надежды на Его милосердие, унаследованных им от церковного учителя своего, вступил в жизнь, исполненную труда и огорчений. Но, по пословице «без труда нет и плода», время от времени средства Я. В. стали увеличиваться. Наконец Бог благословил его и богатством. И вот, благодарный Господу Богу за Его щедроты, Я. В., состоя гражданином столичного города Москвы, не забыл своих прежних деревенских бедных родичей, жителей деревень, лежащих близь г. Покрова. Он исполнил издавна лелеянную свою мысль и дал своим землякам эту школу, которая будет вести дело обучения на тех же православно-церковных началах, в духе которых он сам был некогда воспитан, — такую школу, которая в особенности любезна и желанна для простого народа, в которой начнется обучение грамоте с этих незабвенных для многих из нас, здесь присутствующих, слов: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Боже, в помощь мою вонми и вразуми мя во учение сие!»
В правилах сей школы, составленных в Совете Братства, между прочим изложено следующее:
1) Церковно-приходская школа в городе Покрове помещается в двух-этажном доме, пожертвованном Московским 2-й гильдии купцом Яковом Васильевичем Шиловым; верхний этаж дома деревянный, а нижний — каменный. Школе принадлежат все находящиеся при доме надворные службы и земля, мерою по улице и сзади по 11 ½ саж., а по сторонам по 25 саж.
2) Дом сей, составляя собственность Троицкого в г. Покрове Собора, должен всегда вмещать в себе церковно-приходскую школу и ни на какую другую потребность не может быть употреблен.
3) Церковно-приходская школа обеспечивается, пожертвованным тем же купцом Я. В Шиловым, капиталом 8000 рубл. в 5%-х облигациях 3-го Восточного займа, каковой капитал сохраняется вместе с суммами Братства св. Александра Невского.
4) 8000 рублей составляют неприкосновенный капитал школы: проценты же с него, за вычетом Государственного купонного налога, 380 рубл. в год, расходуются так: а) на годовое жалованье законоучителя 60 рубл.; б) учителю 204 рубл.; в) на наем служителя 60 рубл. и г) остальные 60 руб. употребляются на страхование и другие расходы по содержанию дома. 5) Школа именуется: «церковно-приходская школа Шилова в гор. Покрове». Сам жертвователь, купец Шилов, состоит пожизненным попечителем сей школы, а жена его Александра Федоровна Шилова — попечительницей. Согласно желанию жертвователя, по смерти его и жены его, один из прямых потомков их может состоять в должности попечителя сей школы.
6) Школа при наличных средствах имеет быть одноклассной, но с увеличением средств на содержание ее, может быть и двухклассная.
7) Принимаются в оную школу дети обоего пола крестьянского сословия, родители коих проживают преимущественно в дер. Горочках, что за озером, и ближайших к г. Покрову селениях.
8) Обучение сиротствующих и детей бедных родителей — бесплатное, а с родителей, сравнительно пользующихся достаточным состоянием, за обучение их детей взимается плата от 2 до 3 рубл. в год.
9) Плата, собираемая за обучение детей, препровождается заведующим школою в Совет Братства и сохраняется до передъявления надобности в оной или на ссудо-сберегательной книжке Государственного Банка, или в процентных билетах, составляя достояние школы.
10) Обучение производится согласно программам, утвержденным Святейшим Синодом для церковно-приходских школ, и по тем учебникам, которые избраны Советом Братства для таковых школ Владимирской епархии.
Учредив сию школу и обеспечив существование ее капиталом, Я. В. еще до открытия ее начал заявлять и доказательства дальнейшего попечения об ней. Чтобы школьники не нуждались ни в учебниках и учебных принадлежностях, ни в книгах для внеклассного чтения, он позаботился о приобретении их на свой счет. Для сего внесено им в Совет Братства 830 рублей. На сию сумму в иконо-книжном складе Братства заготовлено и доставлено теперь в школу учебников и учебных принадлежностей на 60 учеников. Для библиотеки же собраны сочинения известнейших авторов духовно-нравственного и исторического содержания в количестве 588 наименований, 715 книг. Учебные книги — все те, которые одобрены программами, изданными Св. Синодом. Их 27 наименований, числом 966 книг. Как учебники, так и книги для внеклассного чтения все переплетены в одинаковые довольно красивые и прочные переплеты с именным штемпелем школы. В состав библиотечных книг между прочими вошли: Библия на славянском и русском наречиях, жизнь Спасителя мира и Пресв. Богородицы разных составителей, полные Четьи-минеи и прологи на славянском языке, полное собрание житий святых, составленное Филаретом Архиепископом Черниговским и украшенное рисунками художника Солнцева, сокращенное собрание житий святых, составленное Бахметевой, до 40 наименований отдельных житий святых на слав, языке и до 170 таковых же на русском
языке, удобопонятные для простого народа творения святых отцов, слова и поучения преимущественно простонародного изложения, каковы напр. Путятина, Нардова, Белоцветова, Шумова, сочинения, объясняющие церковное Богослужение, рассказы из истории христианской и русской церкви, духовно-нравственные сборники разных составителей, назидательные и поучительные рассказы из истории христианства и бытовой жизни, русская гражданская история в полном объеме и отдельные рассказы из нее о важнейших лицах и событиях, некоторые популярные сочинения из географии, естественной истории, физики и сельского хозяйства, рассказы для детей священно-исторического, догматического и нравоучительного содержания.
О книгах учебных и библиотечных в правилах школы сказано: как учебные книги и принадлежности, так и библиотека находятся под наблюдением учителя, который выдает обучающимся книги и следит за целостью их. Согласно желанию жертвователя библиотечные книги могут быть выдаваемы для чтения, за удовлетворением обучающихся в школе детей, и посторонним лицам, преимущественно крестьянского сословия, с месячной или недельной платой, устанавляемой сообразно с местными условиями. Для записи выдаваемых учебников и учебных принадлежностей имеется в школе особая книга: другая таковая же книга существует для записи книг, выдаваемых из библиотеки как учащимся, так и посторонним лицам. Ведение записей лежит на обязанности учители. Надзор за точным исполнением школьных правил возлагается на заведующего школой.
Учредитель, он же и попечитель, школы имеет право следить за правильным ведением хозяйственных и учебных принадлежностей школы, а равно принимает меры к устранению замеченных непорядков в расходовании школьного имущества. Он может посещать школу и во время учебных занятий и слушать преподавание учителя и ответы учеников. О своих наблюдениях он сообщает заведующему школой, а в случае надобности Епархиальному Преосвященному.
В заключение всего пожелаем церковно-приходской школе, учрежденной Я. В. Шиловым и в настоящий день столь торжественно открываемой, процветания на многия лета.
Речь при открытии в г. Покрове церковно-приходской школы, произнесенная протоиереем И. Любимовым, законоучителем школы
Благодарение Господу! И в нашем скромном, богохранимом городке одна за другою возникают школы для образования юношества. Видно, уже миновало, и миновало безвозвратно, то еще не очень давнее время, когда в школу притаскивали детей чуть ли не силою, когда матери крестьянки отдавали своих детей в школу с воем и плачем, как бы в страшную неволю. Нельзя не порадоваться этому новому явлению, нельзя не сочувствовать и не помочь столь святому делу, как воспитание юношества.
И вот как правительство, так и частная благотворительность, в желании удовлетворить этой насущной потребности народа, несут посильные материальные средства на это благое дело. Перед нами живой пример частной благотворительности в этом роде: мы ныне собрались здесь по случаю открытия церковно-приходской школы на средства одного из радетелей блага народного, сочувственно отнесшегося к делу книжного обучения нашего простонародья. Выросши почти без призора, в глуши деревенской, понесший и перенесший все невзгоды грубой, умственно и нравственно неразвитой среды, он более, чем кто-нибудь понял, какое неоцененное благо заключается в грамоте и просвещении, и насколько необходима помощь в этом деле нашему простонародью. При первой же представившейся возможности он обратил внимание на школьное дело, на обучение крестьянских детей в духе церкви Православной, устроил церковно-приходскую школу в нашем городе, и не пожалел тысяч рублей, с готовностью жертвовать на это святое дело по мере сил своих и на будущее время.
Итак церковно-приходская школа в г. Покрове с сего дня и часа становится делом уже совершившимся. Пользуясь настоящим по сему случаю собранием, я не лишним нахожу сказать несколько слов о характере и значении церковно-приходской школы вообще, чтобы выяснить те благодеяния, которые несет она в массы нашего темного простонародья.
Не по местному только своему положению при церкви и в церковном доме эта школа носить название церковной, но и по своему духу и направлению. При своей глубокой приверженности к церкви Христовой, русский народ желает духовной пищи, духовного просвещения только от Церкви, в духе церковном, чтобы знание грамоты открывало ему доступ к книжным сокровищам религиозного назидания и утешения, чтобы крестьянские дети участвовали и чтением и пением в богослужении и могли дома читать неграмотным душеспасительные книги, чтобы таким образом школа, идя рука об руку с Церковью, возращала и воспитывала истинных чад Церкви и отечества.
Не новое это дело на св. Руси Православной. С самого первого времени просвещения Русского народа Христианством, по свидетельству истории, обучение детей было делом духовенства. Первые христианские священники, призванные приводить детей к крещению, обязаны были вместе с тем обучать их грамоте. С тех пор, со времени св. Владимира и Ярослава, на всем пространстве Русской земли, первыми и почти единственными учителями и просветителями народа, в продолжение целого ряда веков, были лица духовного сана. Видоизменяясь так или иначе с течением времени, церковные школы в первой половине XIX столетия достигли значительной степени своего развитии, далеко превосходя своею численностью школы светские. Начавши — было в недавнее время уступать в численности последним, они теперь снова повсюду возникают и усиливаются на св. Руси державною волей благочестивейшего Монарха нашего Александра Александровича. Таким образом, повторяю, церковно-приходские школы в настоящем их виде — явление не новое на Руси, а только возобновляемое к благу и утешению Православного народа Русского.
Неоспоримая истина, что воспитание христианского ребенка начинается с первых дней его жизни. Едва он начинает сознавать себя, а разнообразные влияния тысячью незримых путей уже успели проникнуть в его душу.
Все, что дитя видит и слышит, не проходит для него бесследно, но глубоко западает в его душу. Дитя и живет только подражанием: если видит свою мать молящеюся, оно и само начинает молиться; если мать подает милостыню, и дитя бывает счастливо, когда ему позволяют сделать тоже; если мать любит ходит в церковь, вместе с нею привыкает ходить и дитя. Правда, механически, бессознательно, слагает ребенок свои ручонки для крестного знамения, бессознательно повторяет вслед за матерью слова молитвы, — все же это — семя брошенное на добрую почву, которое в свое время может принести добрый плод. Да, блаженно, сто крат блаженно то семейство, где ребенок имеет таких родителей и такие примеры! Путь нравственного преуспеяния навсегда обеспечен за ним: на долю школы остается поддержать, укрепить то, что насаждено в душе дитяти его домашним воспитанием.
Но много ли найдется таких семейств, особенно в темной, мало развитой крестьянской среде? Всем ли доступен такой путь религиозно — нравственного развития? Говорить ли о сиротстве, которое оставляет ребенка почти без всякого призора и руководительства на жизненном пути? Не будем говорить и о той среде, где родители, по выражению Златоустаго, «более заботятся об ослах и конях, нежели о детях», — где дети не видят и около себя заботливой руки, а видят только примеры грубых отношений между старшими, — где грубость нравов переходит наследственно от поколения к поколению. Возьмем даже так называемое порядочное семейство. Многие ли дети из этих семейств видят, как отец и мать их молятся вечером и утром, вечером — поздно возвратившись из гостей, когда дети спят крепким сном, а утром — проспавши до позднего часа после бессонной ночи? Многих ли детей водят в храм Божий? К сожалению, для этого оказывается много препятствий: и храм далеко стоит, и обедня слишком рано бывает, и зимой так холодно... И религиозное чувство детей в таких семействах остается нисколько не развитым.
Трудно, конечно, и школе вернуть утраченное ребенком в домашнем воспитании; все же она для бесприютного сироты заменит место родителей, приняв его на свое попечение, — все же она, эта школа, восполнит многое из того, чего не достает ребенку в его домашнем религиозно-нравственном воспитании.
Заметим при этом, что влияние школы не ограничивается только временем пребывания детей в школе; оно простирается и на всю жизнь человека до последней минуты. Кто не знает, как необходимо всякому христианину чтение и понимание слова Божия, понимание богослужения и молитвословий церковных? Положим, что слово Божие каждодневно читается в храме Божием; но все ли и всегда, особенно люди занятые службою или деревенскими работами, имеют возможность слышать оное? Только в праздничные и воскресные дни обыкновенно посещается церковь, и то не всегда: не здоровье, старческая немощь, дальнее расстояние от храма, и разные домашние заботы не редко лишают нас и этой возможности. Да и те, которые бывают в церкви, все ли услышат то, что там читается: иной встанет очень далеко, взади церкви, и до слуха его не все слова достигают, а иной и слышит, да не понимает. Как же не оценить те благодеяния, которые дает школа своим питомцам, знакомя их с языком Церкви и таким образом открывая доступ к пониманию Ее святого учения? Мало того, что дети в школе с понятием выслушают все, что нужно знать истинному христианину, — они понесут свет христианского учения и в свои дома, в массы нашего простонародья. В свободное от занятия время, в будни ли то, или в праздник, особенно в долгие зимние вечера, грамотные люди, вместо праздных разговоров и пустой болтовни, развернут душеполезную книжку и прочитают ее. А какое, ни с чем несравнимое, благо заключается в уменье понять и растолковать написанное, — в уменье, которое и дается только школою? Чем объяснить то очень грустное явление в среде нашего темного люда, что иногда невежды полуграмотные сеют плевелы разных богохульных учений, уловляют в свои сети людей простых и доверчивых? Тем, что сами мы дремлем умственно и нам спящим враг — сатана приходит и сеет плевелы. Иное дело, если между нами будет больше людей грамотных, людей умеющих правильно попять и истолковать учение св. Церкви. Тогда никакие религиозные бредни не увлекут вас, вы сами прочитаете или ваши выученные дети прочитают вам из книжек, и вы как нельзя более ясно поймете, где лож и где истина.
Возблагодарим же Господа тако благодеющего нам, тако устрояющего все в благо св. Церкви и дорогого отечества нашего! Да благословит Он — Всеблагий тех, кои, движимые христианскою любовью и состраданием к меньшей своей братии, несут посильную жертву на святое дело воспитания юношества в духе св. Православной церкви!
Речь при открытии той же церковью приходской школы, произнесенная учителем школы И. Лебедевым
Приятное и отрадное чувство производит настоящее торжество. Желательно было бы, чтобы торжество это навсегда и глубоко запечатлелось в уме и сердце каждого. Мы все — чада Православной церкви, и нам ли не радоваться открытию такой школы, которая не только способствует развитию грамотности в народе, но должна служить ближайшею помощницею Церкви в деле религиозно-нравственного воспитания народа.
Церковно-приходская школа, как показывает самое название ее, носит на себе особый характер, отличающий ее от всех других школ. Отличие это, помимо порядка открытия и управления школой, касается главным образом цели и задачи ее, а сообразно с тем и постановки дела в ней. Цель и задача церковно-приходских школ Высочайше утвержденными правилами определяется так: «школы сии имеют целию утверждать в народе Православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальныя полезныя знания». Задача высокая и вполне богоугодная! Но как выполнить эту задачу? Ясно, что главное внимание в этих школах должно обращаться на сердце и волю учащихся. Уроки благочестия не должны оставаться достоянием памяти и ума только, а должны влиять на сердце и отражаться в нравственном направлении детей. Надо, поэтому, вкоренить в детских сердцах Истины веры и благочестия, возбудить любовь ко всему святому и божественному и направить волю к послушанию Церкви. А это возможно в том только случае, если все обучение детей будет церковным, глубоко-религиозным, — если обучение предметам веры будет занимать собой не часть только программы, но будет служить целью, средоточием ее так, чтобы религиозные впечатления всюду окружали детей. К величайшему счастью такова именно программа церковно- приходской школы: все в ней строго последовательно, приспособлено к развитию детской природы, и в тоже время все проникнуто церковным духом. Уделим несколько минут на более подробное рассмотрение этой программы.
На первом плане стоит здесь преподавание Закона Божия, при чем предварительно изучается священная история, а затем идет изучение катихизиса и богослужения Православной церкви, — и не без основания. Религиозно-нравственная жизнь детей тогда только и может быть прочна, когда она основана на живых образах; а в истории ветхого и нового заветов не мало этих образов, не мало олицетворенных добродетелей, как семейных, так и общественных, — не мало свидетельств живой веры, надежды и любви к Богу, получающих в глазах детей особенную силу в виду очевидных путей промысла Божия. Труд школы состоит не в том только, чтобы сообщить детям историю, а и в том, чтобы в сердце каждого запечатлеть эти образы, и раз навсегда поставить их перед глазами детей. А когда усвоены детьми истины веры и нравственности в живых образах, тогда уже легко приступить и к катихизическому, более отвлеченному и отчетливому изучению этих истин. Знание катихизиса тогда, можно надеяться, не будет мимолетным только достоянием ума, а будет утверждаться и упрочиваться теми событиями св. истории, которые запечатлелись в сердце детей. С этим изучением истории и катихизиса должно соединяться изучение молитв. Правда, молитва на первых порах будет несколько как бы механической, но на этот раз важно главным образом то, чтобы дети считали ее своей обязанностью, своим долгом; смысл же молитвы может быть разъяснен уже впоследствии. Тоже надо сказать и относительно богослужения. Не беда, если дети сначала будут механически относиться к богослужению, не разумея молитв, песнопений и церковных действий: разумение всего этого может явиться впоследствии, да и должно явиться — для того, чтобы учащиеся были ко всему в церкви внимательны и посещали ее не по нужде, но охотно.
На втором месте в программе поставлено обучение церковному пению. Оно имеет целью укрепить церковно-молитвенное настроение учеников, приготовить их к деятельному участию в богослужении, а главное — естественной их склонности к пению сообщить особое, религиозное направление. Наш народ очень любит пение; об этом красноречиво говорит множество народных песен, в большинстве которых отражается весь его быт, вся его история. Как приятно было бы слышать, если бы крестьяне, вместо песен нередко бессодержательных и даже соблазнительных, выбирали для пения церковные песни и стихи, которые весьма разнообразны по напеву, по содержанию и даже по языку. Замена дурного хорошим может выйти неподражаемая, а как она идет к церковно-приходской школе!
Далее в программе следует обучение гражданскому и церковно-славянскому чтению и письму. Задача этого предмета состоит в том, чтобы довести учащихся до сознательного чтения с полным разумением читаемого. Только при этом и возможно достижение цели обучения грамоте. Ограничиться одной школой в деле своего образования и воспитания — недостаточно. Крестьянин и по выходе из школы должен продолжать дело самовоспитания чтением книг религиозно-нравственного содержания, коих не мало при каждой почти приходской церкви.
Последний предмет программы — обучение счислению, насколько оно необходимо в житейском быту крестьян.
Этим и ограничивается в своем объеме программа церковно-приходской школы.
Программа, как всякий может видеть, вполне отвечая требованиям Православной церкви, отвечает и запросам простого народа. Наш народ любит просвещение, но просвещение он отожествляет с религиозным знанием. «Храм Божий — наша школа», — вот прекрасное изречение, часто встречающееся в его устах. Народ не сочувствует новым учебникам, наполненным полезными в мирском быту знаниями, а гораздо более сочувствует древним — часослову и псалтири, справедливо думая, что прежде нужно искать царствия Божия, а сия вся приложатся. Дети крестьян, воспитываясь надлежащим образом по этим книгам, удобнее всего могут возрасти Создателю во славу, родителям на утешение, Церкви и отечеству на пользу.
Я, с своей стороны, поставленный Архипастырской милостью на служение столь важному делу, как образование простого народа в духе Православной церкви, почитаю себя очень счастливым и готов приложить все свое усердие в этом деле. Но гораздо счастливее меня виновник настоящего торжества: заслуга воспитателей и наставников — впереди, а его заслуга — перед глазами. Нам остается сделать от всей души привет ему и искренно пожелать, чтобы нашлись ему подражатели. Во всяком случае жертва и труды достоуважаемого Якова Васильевича не будут бесплодны и внимание его к нуждам народа не останется без вознаграждения свыше.
Речь, произнесенная М.Ф. Грачевым
Высокопреосвященнейший Архипастырь, досточтимые отцы, и вы, достолюбезные ревнители воспитания Русских детей в духе веры Христовой!
Сердечно сорадуюсь общей вашей великой радости и из глубины души возсылаю благодарение Господу Богу, сподобившему меня быть здесь на светлом духовном торжестве освящения и открытия столь народу любезной и столь для него благопотребной и благотворной церковно-приходской школы, в которой, по исконному желанию народа и согласно благим намерениям и прозорливой попечительности Самодержавной Власти, будет совершаться обучение наших детей чтению не только по книгам гражданской печати, но — что особенно вожделенно для нас — и по книгам церковно-славянским, богослужебным и молитвенным, по которым издревле предки наши воспитывали в себе страх Божий, утверждались в благочестии, сами учились и детей своих учили творить молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суш, чтобы проводить жизнь безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 1.), — и которыми воспитались древние наши доблестные мужи, за Царя и Русскую землю живот свой положившие, ревнители веры, подвижники благочестия и все прославившие нашу страну угодники Божии, словом и делом поучавшие соблюдать заповедь Апостольскую: братство возлюбите, Бога бойтеся царя чтите (1 Петр. 2, 17.). О, как это нам любо и радостно! Возвеличим же Господа и вознесем имя Его вкупе (Псал. 33, 4) за дарование нам новаго вертограда столь нужного и спасительного учении, и от всего сердца помолимся, да укрепит Господь сие, еже соделал есть в нас (Псал. 67, 29).
Благочестивое собрание! По случаю столь радостного и знаменательного события, да будет позволено мне, простому человеку, на предстоящей после сего застольной нашей беседе, от имени простых же русских людей высказать несколько слов о том, на сколько необходимо обучение в народных школах церковно-славянскому языку. А теперь обращаем наше сердечное слово к вам, достойные подражания ревнители распространения в здешней стороне драгоценного и каждому Православному христианину необходимого учения, досточтимые Яков Васильевич и Александра Феодоровна. От полноты души приветствуем вас с благополучным окончанием устроения, освящения и открытия столь вожделенной школы. Похвально ваше усердие, так как оно ясно свидетельствует и о вашем глубоком сочувствии образованию народа в духе Православной веры и наших отеческих преданий, и о Вашем благоговейном отношении к милостивому Царскому слову, через учреждение церковно-приходских школ дарующему новую жизнь всему нашему школьному делу. Незабвенна будет перед Богом и ваша жертва. Не забудут вашего великого благодеяния и те неимущие родители, ваши дорогие землячки и родичи, которые получать возможность поместить детей своих в вашу церковную школу для обучения их грамоте под покровом Матери нашей, святой Церкви, на старых церковных началах, ведущих к земному благоденствию и вечному спасению. Неизгладимыми буквами напишут они на скрижалях благодарных сердец своих дорогие для них ваши имена. Да наградит вас Господь Бог за это истинно-русское и истинно-христианское благодеяние меньшей братии непоколебимым благоденствием и долголетием, и да сподобит вас Он, милосердый, получить царствие небесное! При этом усерднейше вас просим, родимые наши Яков Васильевич и Александра Феодоровна, принять присланную из Москвы ревнителями церковно-славянской грамоты честную икону святых равноапостолов Кирилла и Мефодия, в видимое знамение нашего пламенного благожелания, да по молитвам их процветает устроенное вами церковное училище, яко рай Божий, и да приносит оно благий плод, насаждая в детях страх Божий, который есть начало премудрости.
В заключение нашей краткой речи благоговейно и благодарно почтим священную память святых Кирилла и Мефодия, давших нам церковно-славянскую грамоту, и торжественно возглаголем сию священную церковную песнь: да радуются днесь роди словенстии, священную память учителей Богомудрых светло празднующе: ими бо начася на сроднем нам языце словенстем литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неизчерпаемый кладязь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам: от нея же пиюще не престанем величати вас, Кирилле и Мефодие: вы же во славе святых веселящеся, молитеся прилежно спастися душам нашим! (Служба препод. равноапостольным Мефодию и Кириллу). Затем повели, Владыко Святый, клиру твоему пропеть и величание сим святым угодникам Божиим! (Певчие запели, и все предстоящие стали молиться при пении: Величаем вас, снятии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словенския страны ученми своими просветившия, и ко Христу приведшия)!
Речь того же М.Ф. Грачева
Высокопреосвященнейший Владыко!
Пользуясь счастливым случаем быть здесь в присутствии твоем, долгом считаем засвидетельствовать тебе искреннейшую нашу признательность за твои заботы и труды в деле открытия церковно-приходских школ. Мы, простые русские люди, живущие в Москве, сердечно радуемся и от всей души благодарим Господа Бога, что ты, подкрепляемый Его всесильною благодатью, являешь в себе живой образ едино-нравного святым Кириллу и Мефодию церковного учителя; ибо ты, подобно им, ревностно и благоуспешно содействуешь умножению в пастве своей церковно-приходских школ, устроенных на основании, положенном сим святыми Угодниками. Каждый питомец сих школ, получив в них спасительное учение, будет вечно тебе благодарен и, вспоминая в своих молитвах достолюбезное имя твое, из глубины души будет взывать: «Архиерейство твое да помянет; Господь Бог во царствии своем!» Честь и слава учредителям сей церковно-приходской школы за их живое, деятельное сочувствие твоим заботам об умножении таких школ: тем более честь, хвала и благодарение тебе, благостнейший Архипастырь, за твою неусыпную бдительность о духовном просвещении душ православных!
Святитель Божий! Мы усердно молим Бога, Подателя жизни и света, да просвещаемое и наставляемое твоими поучениями всё истинно-православное население Владимирской епархии воспламенится, по примеру достоуважаемого Создателя сего церковного училища, благочестивою ревностью к учреждению церковно-приходских школ во славу Божию, на радость и утешение родимому нашему батюшке — Царю, на пользу, честь и величие дорогой матушке — России.
Продолжение » » » О необходимости обучения в народных школах церковно-славянскому языку.
В память 17-го октября
Известный жителям г. Покрова и окрестных селений радетель о просвещении народа, сам вышедший из народной среды и хранящий глубокую привязанность к родной деревне, Яков Васильевич Шилов много думал о том, чем лучше ознаменовать чудо милости Божией в спасении драгоценной жизни Императора с Его Августейшим Семейством. Из такого
затруднения он выведен был Архипастырем, который подал ему благую мысль открыть при Шиловской церковно-приходской школе в г. Покрове ремесленное отделение и тогда-же благословил его на это благодетельное учреждение. Приняв к сердцу совет Владыки, Яков Васильевич немедленно приступил к заготовке необходимых материалов для означенного здания. Это будет каменный двух-этажный корпус в 20 арш. длины, 12 ширины и высоты, с окнами на три стороны, примыкающий к школьному зданию и отделяющийся от него продольным коридором. Устройство нового здания обойдется Шилову не менее 3000 р. Попечительницей ремесленного отделения будет состоять супруга учредителя Александра Федоровна Шилова.
И вот 15-го июня 1889 г., в 11 часов дня, из собора изнесены были на место закладки св. иконы и поставлены на приготовленной эстраде. На молебствии присутствовали: строитель Яков Васильевич Шилов с семейством, местные члены Покровского отделения еп. уч. Совета (Председатель Совета, о. протоиерей И. Любимов, по обстоятельствам, находился в этот день в отъезде.), члены Александроневского Братства и некоторые граждане. Священник Н. Предтеченский обратился к присутствующим с речью о пользе соединения образования научного с обучением практическим.
«Мы братие, готовимся положить основание дому при здешней церковно-приходской школе для ремесленных классов.
Благодетельно просветить человека науками, преподать истины религии его уму, насадить христианскую любовь в его сердце и направить к добру его волю, уяснить ему, что такое он в ряду других творений, какое положение должен занимать он в окружающем его обществе, какими благодетельными учреждениями он пользуется как член государства, и раскрыть перед ним всю важность истекающих отсюда его прав и обязанностей. Все эти познания, как существенно необходимые для человека, составляют главный предмет школьного учения. Но многие из детей низшего класса, лишенные материального обеспечения и родственного руководства в промысловом труде, и при полученных в школе познаниях остаются совершенно неподготовленными к практической жизни, не знают, к чему и как приспособить себя для получения необходимого продовольствия, а вследствие этого нередко делаются жертвою людей своекорыстных и злонамеренных. Вот для таких-то, в особенности, детей школа является величайшим, незаменимым благодеянием, если она не только сообщает им вышеуказанные познания, но и приучает их к ремесленному труду, обеспечивающему им верные, достаточные и честные средства к жизни.
Излишне говорить о необходимости труда для человека. Когда он находился еще в раю и имел все необходимое для жизни, Господь заповедал ему труд возделывать и хранить рай; когда же он согрешил, Господь положил ему в наказание труд уже в поте лица до самой смерти. Поэтому труд есть неизбежный наш удел в этой жизни,— и только тот достоин названия человека, кто трудится. Труд-же разумеем полезный, честный, с призыванием Божия на него благословения, потому что такой только и бывает благоуспешен. Сам Господь Спаситель примером своим освятил таковой труд, когда разделил занятия праведного Иосифа по древоделию. И чем раньше мы приучаемся к труду, тем легче и приятнее он бывает для нас; для многих труд составляет насущную потребность потому именно, что к нему приучены они с детства. Но и труд труду рознь. Посмотрите, как работает наш крестьянин: целое лето трудится он около своей кормилицы - земли буквально в поте лица, до упаду,— и едва-едва добывает себе насущный хлеб. И сравните его с земледельцем иностранным, например, американцем: обладая в достаточной мере агрономическими сведениями, тот работает с помощью усовершенствованных земледельческих орудий, и потому его семя приносит ему иное сто, иное шестьдесят, иное тридцать. Тоже самое — и в промышленных заведениях. Обидно, горько становится за свою родину, когда видишь, что выгодное место в промысле занимает, самый лучший кусок поедает иностранец, а русский при нем — слугою и чернорабочим. После этого понятно, какую важность имеет, так называемое, профессиональное образование. И вот этой-то полезной цели, насаждению практических знаний, в известной мере отвечает учреждаемое при здешней церковно-приходской школе ремесленное отделение. Это — поистине доброе, полезное дело! Но и доброе и полезное предприятие, братие, только тогда может быть благоуспешно, когда на нем почиет Божие благословение. Итак, вознесем наши усердные моления пред Господом о благополучном совершении этого благопотребного начинания. Благослови, Господи, основателя сего учреждения! Благослови трудящихся в его совершении! Благослови учреждение и самое здание, «да ни ветр, ни вода, ни ино что повредити его возможет, и благоволи ему в конец привестися».
По окончании речи началось молебное пение, с акафистом Спасителю, Божией Матери и св. Николаю. По совершении водоосвящения, священник Николай Предтеченский окропил св. водою, а учредитель положил первый камень, подложив под него, по русскому обычаю, серебряный рубль; после него тоже исполнили священник, жена и дочь Иакова Васильевича и подрядчик. Вслед за тем послана была телеграмма к Его Высокопреосвященству о совершившемся освящении закладки. Так как в школе производятся капитальные перестройки, то в наскоро изготовленной беседке предложено было основателем училища радушное угощение присутствовавшим. Между тем Иаков Васильевич просил гостей не расходиться и ожидать ответа от Архипастыря, так как, объяснял хозяин, он по опыту знает, что благостнейший Владыка никогда подобных случаев не оставляет без своего привета. И действительно, вскоре принесена была телеграмма от Его Высокопреосвященства: «поздравляю с закладкой, призываю благословение Божие!» Восторгу хозяев и гостей не было конца.
Священник Николаи Предтеченский.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го августа 1889 года).
Учащихся в этой школе в 1896 г. было 80.
В 1899 г.: «Попечитель – потом. поч. гражд. Яков Васильевич Шилов. Законоучитель – свящ. Владимир Снегирев. Учителя: Петр Порфирьевич Смирнов; Петр Петрович Каллиопин».