Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
04:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Муромский Свято-Вознесенский кафедральный собор

Свято-Вознесенский Кафедральный собор

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Вознесенского Кафедрального Собора Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 9 сентября 2003 г.
Настоятель председатель приходского совета - Сычев Андрей Николаевич.
Адрес: город Муром, Московская улица, д. 15а.

Первое документальное свидетельство о деревянной Вознесенской церкви относится к XVI в.; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня.
Более подробные сведения об этой церкви находятся в описи г. Мурома, составленной в 1637 г. Бартеневым: «Да в Вознесенской улице церковь Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна на клетцы с приделами Варлаама Хутынского чудотворца, другой придел Василия Блаженного московского чудотворца. А в церкви Божией милосердия образ местный Вознесения Господа Иисуса Христа на золотев киоте, венцы серебреные золочены, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии напразелени. А в приделе образ местный Варлаама Хутынского на золоте. Да в другом приделе образ местный Василия Блаженного на золоте. А пред местными образами две свечи поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы на золоте. Да в тябле деисус и девять образов все писаны на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени. Крест воздвизальный обложен серебром басменым позолоченым. Сосуды церковные оловянные. Другая теплая церковь Вход во Иерусалим древяна ж, на клетцки. А в ней Божией милосердия образ местный Вход во Иерусалим на золоте, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Сосуды церковные древяны. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да в церкви книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные басменые; Апостол; две Триоди; два Охтая; Служебник; Минея; Псалтырь все печатные; Минея да Трефолой, да Служебник письменные. Да на колокольнице два колокола. И все церковное строение мирское, приходных людей. А земли под теми церквами и что около церквей кладбища в длину 24 сажени без получети, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Нефедия, да кельи бобыльские: келья нищей старицы Аниски бродит по миру, келья Илюшки Михайлова с детьми Гришкою да с Данилкой. И всего на церковной земле две кельи бобыльские, кормятся работою своею, люди бродящие. А оброку они платят попу Нефедью на год с кельи по две гривны, итого 13 алтын, 2 денги. А земли под тем двором и под бобыльскими кельями в длину 15 сажен, поперек в узком месте от Большой улицы от Потешкиной земли Чурилова до вымла 14 сажен без трети, а в широком месте поперек 18 сажен».

В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в таким же наименованием.
Вскоре после того, как церковь была построена, с северной стороны вместо деревянного Входоиерусалимского храма к ней с южной стороны пристроили придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Придел был холодным.

В 1771 г. устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

При составлении генплана города в 1788 г. церковь Вознесения явилась одним из важнейших композиционных узлов, на который были ориентированы главные магистрали города - улицы Московская и Касимовская, имеющие в отличие от других улиц ширину 12 сажен (около 25 м) вместо 10 сажен у всех остальных улиц.
Что касается прихода при Вознесенской церкви, то об этом имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1776 г., где сказано, что при Вознесенской церкви поп Феодор, в приходе 36 дворов посадских и 1 стрелецкий.
В 1809 г. Входоиерусалимский придел был расширен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений.
В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол. Таким образом, в настоящее время в храме три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского.


Похоронная процессия у Вознесенской церкви. 1900 г.

Скончался псаломщик Вознесенской, гор. Мурома, церкви Павел Удальцов 13 декабря 1899 г. Бывший ученик духовного училища Николай Левитский 20 декабря 1899 г. определен в и. д. псаломщика в гор. Муром к Вознесенской церкви.
Псаломщик Вознесенской гор. Мурома церкви Николай Левитский 7 июня 1907 г. перемещен в село Новоселки, Муром. у. И. д. псаломщика с. Гришина, Горох. у., Александр Виселкин 12 июня перемещен к Вознесенской гор. Мурома церкви.
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 12 октября в 5 ½ час. вечера — прибыл в Вознесенский храм, где в 1908/9 году предположено производить воскресные чтения. Владыка обратился к собравшемуся народу с Архипастырским словом назидания, при чем выяснил, насколько полезно посвящать вечера праздничных дней на слушание слова Божия и уроков назидания. По окончании молебна, Владыка благословил начать чтения и присутствовал в храме до конца чтений. Чтения в Муроме производятся издавна городскими священниками и диаконами по программе, утверждаемой Епархиальным начальством, иногда (в Великом Посте) принимают участие в чтениях и учителя Духовного училища.
«В Муроме для внебогослужебных собеседований составлена утвержденная Его Преосвященством программа на второе полугодие 1913/14 года. Собеседования будут предлагаться в Вознесенском храме, как более центральном и обширном, по воскресным и праздничным дням и будут состоять из трех отделов: 1) бесед по Евангелию, прочтенному в день собеседования, 2) бесед по объяснению 10 заповедей, 3) статей религиозно-нравственного и апологетического содержания» («Владимирские Епархиальные Ведомости», Отдел неофициальный № 4, 25 января. 1913).

Протоиерей Иоанн Семенович Любимов

30-го августа 1915 года в г. Муроме опустили в землю тело усопшего на 83 году своей жизни протоиерея Иоанна Семеновича Любимова.
Происходя из бедной семьи сельского причетника в с. Холуе, Вязниковского уезда, он, учась на медные гроши, быстро прошел всю духовную школу. По окончании курса в Московской Духовной Академии в 1860 году со степенью кандидата Богословия, он был 4 года преподавателем в Минской Духовной Семинарии, а затем по собственному желанию перешел во Владимирскую Духовную Семинарию, где и преподавал словесность до 1885 года. Выслужив двадцатипятилетнюю пенсию, он перешел на должность приходского священника первоначально в г. Покров. С 1887 г. состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в гор. Покрове. Затем был перемещен в гор. Иваново-Вознесенск; последние же 18 лет жизни служил в г. Муроме при Вознесенском храме. За два года до смерти он, вследствие старческой немощи, удалился на покой и редко выходил из дому. За всю свою службу он был награжден саном протоиерея, имел наперсный крест, ордена Анны 2-й и 3-й степени и Владимира 4-й степени, а также многочисленные другие награды.
Двадцатипятилетняя деятельность в семинарии и столь же долгая служба в приходах Владим. губернии создала ему большую популярность, выдающиеся же душевные качества, а также природный ум и всесторонние знания привлекали к нему сердца всех, знавших его. Для учеников он был не только учитель, но и воспитатель. Строгий, но в решительную минуту подававший слабому ученику руку помощи, он, пользуясь своим авторитетным и искренним словом, имел большое влияние на учеников, любивших его и уважавших, как отца. Все его бывшие ученики воспоминают о нем с любовью. В приходской жизни он отличался общительностью, доступностью и крайней простотой в обращении. Всякий, к какому бы он классу ни принадлежал, всегда имел к нему свободный доступ и всем он был искренно рад помогать своими знаниями, от всего сердца содействуя всякому благому начинанию. Незлобивость и отсутствие честолюбия были также его характерными чертами. Имея у себя на родине многочисленную бедную родню, он считал своим долгом до последнего дня своей жизни оказывать ей щедрую Материальную помощь.
Погребение состоялось в г. Муроме, в присутствии всего городского духовенства во главе с Епископом Муромским Митрофаном, при громадном стечении прихожан и почитателей. Мир его праху. Его доброта и отзывчивость долго не умрут в памяти всех знавших его.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 38-й. 19-го сентября 1915 года)

Церковь была закрыта во второй пол. 1920-х гг.


Церковь Вознесения в Муроме. Вид с юго-запада. 1927 год

В марте 1929 г. снесли церковные главы.

7 ноября 1929 г. в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции.
«Комунхозом в числе других строительных работ приступлено к переоборудованию церкви «Вознесения» под школу I ступени и церкви «Предтечи» под амбулаторию…» («Муромский рабочий», 14 авг. 1930).

Освящена 31 декабря 1999 г.
В 2000-2001 гг. восстановлена колокольня.


Церковь Вознесения Господня

Изящная по своим пропорциям основного объема, церковь Вознесения во многом напоминает Николо-Набережную. Так же, как в Николо-Набережной церкви, по углам параллелепипеда поставлены пучки из трех колонок, причем расположенные на углах колонны - большего диаметра. Над резными белокаменными капителями находится широкая лента поставленного под углом к плоскости стены карниза с фризом, состоящим из кирпичных зубчиков. Сомкнутый свод декорирован аттиком с тремя полуциркульными арками с каждой стороны, углы аттика закреплены пилястрами. На четырехскатной кровле находились пять луковичных глав на чрезвычайно тонких и изящных шейках. Круглые барабаны поставлены на небольшие кокошники полуциркульной формы.
Главы Вознесенской церкви поставлены очень редко, на больших расстояниях друг от друга - в отличие от глав Николо-Набережной церкви расположенных очень плотно. Угловые главки спущены на самые края крыши. Рисунок их очень напоминает главы суздальских церквей, таких, как Никольская, Пятницкая и другие.
На втором ярусе стены главного южного фасада расположены два окна с богатыми резными наличниками по своему рисунку очень близкими к наличникам Николо-Набережной церкви: трехчетвертные колонки, опирающиеся на резные консоли, разорванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очертания.
С западной стороны основного объема примыкает трапезная очень приземистых пропорций с тремя низко расположенными окнами, обрамления которых напоминают обрамления основного объема. Фронтоны над окнами более массивны и опираются на карниз, состоящий из кирпичных зубчиков. Возможно, что трапезная Николо-Набережной церкви до перестройки была подобной же формы, но в связи с расширением приобрела характерные формы.
На втором ярусе стены главного южного фасада расположены два окна с богатыми резными наличниками, по своему рисунку очень близкими к наличникам Николо - Набережной церкви: трехчетвертные колонки, опирающиеся на резные консоли, разорванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очертания.
С западной стороны основного объема примыкает трапезная очень приземистых пропорций с тремя низко расположенными окнами обрамления которых напоминают обрамления основного объема. Фронтоны над окнами более массивны и опираются на карниз, состоящий из кирпичных зубчиков. Возможно, что трапезная Николо-Набережной церкви до перестройки была подобной же формы, но в связи с расширением приобрела характерные формы XVIII в.
К западной стороне трапезной примыкала шатровая колокольня, четверик и восьмерик которой очень близки по архитектуре к четверику и восьмерику колокольни Николо-Набережпой церкви.
Четверик, разделенный лентой карниза, являющегося продолжением карниза трапезной, на два яруса, выполняет роль вестибюля при входе в церковь с западной стороны. По углам четверика расположены пилястры, причем пилястры первого яруса значительно шире пилястр второго яруса. Восьмерик, равный по высоте четверику, состоит из восьми пилонов, соединенных между собой полуциркульными арками.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью. Площадка колокольни ограждена каменной балюстрадой. Восьмигранный шатер со слухами в виде одного ряда окон с пилястрами и фронтончиками завершен луковичной главкой.

Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Эти украшения приклад позднейшего времени. На иконах Божией Матери «Успение» и «Живоносный источник» подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей. Утварь и ризница церковная также весьма богаты. В церковном архиве сохраняются:
1) грамота на построение каменного храма, данная Рязанским епископом Гавриилом в 1728 и 1729 гг.,
2) грамота на освящение Владимирской деревянной церкви, данная Владимирским епископом Иеронимом в 1771 г.

Памятный крест

«Крест установлен в память протоирея Гавриила Васильевича Ястребова. Священствовал в сем храме Вознесения Господня 47 лет. Почил в Бозе в 1897 г. 14 февраля (ст. с.). Похоронен возле алтаря церкви.


Памятный крест

Престольные праздники: Вознесение Господне (переходящий); Св. благоверных кн. Петра и Февронии -7 июля.
Настоятель и притч церковный: Протоиерей Николай Симчук – настоятель; Иерей Александр Авдеев — священник; Иерей Петр Симчук — священник.
Приписная Часовня в честь Святителя Николая на станции Муром.
Молитвенная комната при изоляторе временного содержания в ОМВД о. Муром.
Святыни храма: Икона Божией Матери «Знамение» Курской Коренной; Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Воскресная школа действует по воскресным дням после окончания богослужения.

Муромская Епархия

Вознесенский сквер

В 2015-м году была открыта новая городская площадь со сквером. Появилась она возле Вознесенского собора, получив название в честь этого храма. Церковь Вознесения Господня, построенная в 1729 году, для муромлян место особенное. Расположенный в самом сердце Мурома, этот храм считается одним из красивейших в регионе. Украшением Вознесенской площади теперь стал и фонтан.


Фонтан на Вознесенской площади

Фонтан в Вознесенском сквере

Вознесенский собор


История города Мурома

Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.
Вознесение Господне.
Категория: Муром | Добавил: Николай (22.05.2015)
Просмотров: 5088 | Теги: церковь, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru