Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Собор во имя иконы Смоленской Божией Матери города Мурома

Смоленский собор города Мурома


Смоленский собор/Собор во имя иконы Смоленской Божией Матери

Стоит храм Смоленской иконы Божией Матери (другие названия — Церковь во имя иконы Божией Матери «Смоленская» или Ново-Козьмодемьянская церковь) на высокой терассе р. Оки на пересечении современных улиц Мечникова и Губкина (ул. Мечникова, д 1).
При Козмодемьянской церкви, по описи Бартенева, была теплая деревянная церковь во имя св. Муч. Екатерины. В 1804 году деревянный храм святой Екатерины сгорел, и вместо него на горе выше Космодемьянской церкви муромские купцы Киселев и Елин построили каменный храм Смоленской иконы Богоматери с теплым Екатерининским пределом.
Смоленская, или Новая Козьмодемьянская церковь завершила композицию города со стороны реки. Основной объем - четверик - перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная абсида, а с севера и юга - портики ионического ордера со своеобразной его трактовкой. Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создается впечатление воздушности и легкости.

В 1832 г. возведена высокая колокольня. Церковь и колокольня носят на себе ясные следы влияния архитектуры времени императора Александра I. В 1838 году в новом храме была расширина теплая трапезная и в ней был устроен другой придел в честь иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость.
Архитектурные детали их характерны для первой пол. XVIII в.: арочные, близко поставленные, вытянутых пропорций окна трапезной, пилястры входного портика, полуколонны третьего яруса колокольни. Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, примененного в третьем ярусе колокольни, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный прием следует считать одним из местных приемов, обусловленных традициями зодчих—«муролей».
В 1840 г. прихожане храма муромские купцы Титовы, Елин, Киселев пожертвовали колокол в 200 пудов.

Святыней церкви считался древний напрестольных крест 1676 г. с частицами святых мощей.
В 1868 г. Смоленская церковь стала приемницей древнего Козмодемьянского прихода (см. шатровый храм Косьмы и Дамиана), ликвидированного после разрушения храма.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богомлужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви хранились некоторые иконы из Козмодемьянской церкви: Смоленская икона Божией Матери в дорогой (до 1500 руб.) ризе, иконы св. чуд. Косьмы и Дамиана, св. в.-муч. Екатерины и другие.
В числе сохранившихся от Козмодемьянской церкви свящ. изображений обращает на себя внимание картина «Плоды Страданий Христовых»; картина писана на липовой доске в стиле старинного письма; величина доски 12х10 вершк.
В середине картины помещено Распятие Господа нашего I. Христа на шестиконечном кресте, поставленном на Голгофе; в недрах ее заключена и глава Адамова. Внизу надпись:
«Древо израсте мирови спасенно
На кровине въ месте утвержденно
На немъ Христовъ плодъ распятъ умертвися
Съ народомъ Адамъ онымъ оживися».
Из рук Христа спускаются разодранные свитки с надпиясми – слева: «изъ ранъ льется кровь яко реки отъ греховъ омыетъ верны человеки», справа: «руки распростреваетъ въ призрочъ его народы верные въ милости спасаетъ». Поверх крестовины написано: «честная смерть Господа Iисуса всемъ человекамъ благоутробна процветоша». Над распростертыми руками Спасителя по бокам креста начертано: «не судихъ бо точiю Iисуса Хрисат дети что въ васъ и сего распята».
Древо креста изображено расцветшим: от подножной косой перекладины вверх и вниз раскинуты цветы с овально-зубчатымилистьями и букетами цветов; между ними написано: «въ силе трева сiи два крушатся». Из нижнего цветка выделяется рука, угрожающая аду – в виде огненной звериной пасти, наполненной грешниками и демонами; челюсти зверя прикованы к нижней части креста; внизу надпись: «отдреве крестнаго дiаволъ связася люта и злоба и прельсть попрася; древомъ челюсти распадутца ада». На другом цветке выше предстоит ангел Господень с круглым щитом в руках, на котором изображены 3 закрытых сосуда и 2 лестницы, как принадлежности распятия. Слева на цветке ангел держит чашу, в которую изливается кровь из прободенного ребра I. Христа, в другой руке ангела круглый щит, на нем ковчег, в коем 2 копья. Ниже цветка группа восставших из гробов праведников. От поперечной крестовины выделяются многочисленные ветви. С правого конца извивается ветвь, оканчивающаяся рукой, поражающей мечем смерть. Смерть изображена в виде скелета, верхом на белом жребяти, стремившемся с горы и павшем на колена. В руках смерти коса, на спине мешок с смертоносными стрелами. Надпись: «греховная смерть ныне упразднися, прозябшымъ древомъ въ конецъ погубися – добродетели тщитеся творити злобы, ибо вамъ грехъ не имать вредити».
Влево из цветка выступает рука, держащая венецъ надъ пятиглавою церковью. Надпись: «изъ древа крестна венецъ израстаетъ терпящимъ въ церкви оный подаваетъ и кто зде въ страсти размышляетъ крестне и прiемлетъ венецъ въ жизни непрелестней».
Внутри церкви стоят 4 Евангелиста. Внизу подписано:
«Благовествуетъ церковь веселяся
Христова бо кровь на ню излiяся,
Въ ней спасошася премноги народы
Прiяша всюду блаженны свободы».
Ветви, стремящиеся вверх, украшены 8 раскошными цветами, на цветах щиты с изображениями различных орудий страданий И. Христа; щиты поддерживаются 8 ангелами. Над ними небесные сферы, в них группа ангелов. Сферы окаймлены облаками, по четырем углам 4 ветра в виде человеческих голов, испускающих из гортаней красные струи.
Верхняя часть картины представляет рай в виде вертограда с крепостной стеной, башнями и по середине райскими деревьями. В раю ангельские силы, а над ними Господь Саваоф с благословляющей десницей Латинского перстосложения. В середине груди Его парит Дух Святой. По окраинам облаков символы Евангелистов.
От верхнего конца креста поднимается ветвь с цветком, из него исходит рука с ключом, отпирающим двери рая. Надпись: «древо – двери не даяше знать».
В верхних углах картины надписи:
«Богъ Отецъ Премилосердный
Залогъ даде людямъ твердый
Клюбви посла вмиръ намъ Сына
Христа за благости едина
На кресте Сынъ терпе страсти
Слободи мiръ сей напасти.

Сын Iисусъ истощися
Богъ человекъ намъ явися
Влюбви его всякъ спасется
Верный въ небо вознесется
Христовъ отверзъ рай Собою
Идите вонъ правотою».
Подобные картины, по мнению археологов, на Русь проникли с запада во второй пол. XVII в. и данная картина относится или к концу XVII или началу XVIII века.
Сохранился напрестольный крест с частицами св. мощей; на нем надпись: «лета 7184 (1676) далъ въ соборную церковь Пресв. Богородицы Казанскiя въ Вязниковскую слободу вкладу сей крестъ серебряный золоченъ Григорiй Романовичъ Мытовъ по обещанiю». Каким образом этот крест оказался здесь, неизвестно… Что касается до прикладов, бывших на старинных иконах, то они употреблены на современные украшения икон.

В 1890 г. причта при церкви по штату положено – священник и псаломщик. На содержание причта получаются проценты с причтового капитала (3,100 руб.) – около 120 руб. и от служб и требоисправлений до 500 руб. в год. Церковных домов для причта нет.
В приходе по клировым ведомостям числилось 150 душ мужского пола и 162 женского; все православные и жили в городе.

23 мая 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья из ризницы храма было изъято серебряной утвари общим весом один пуд, 19 фунтов и 80 золотников (около 24 кг.).
12 ноября 1929 г. городскими властями был поднят вопрос о закрытии храма. 20 января 1930 г. ВЦИК утвердил решение Нижегородского крайисполкома о закрытии в Муроме восьми церквей, в том числе и Смоленской.
С 1977 года храм был отреставрирован. В нём размещался выставочный зал местного краеведческого музея, в котором проводились выставки изобразительного и прикладного искусства местных и приглашённых художников, детской художественной школы. Благодаря отличной акустике там же проводились концерты академического хора.
21 июля 1995 года в день празднования Казанской иконы Божией Матери в шпиль колокольни храма ударила молния. Шпиль загорелся и рухнул вниз. Начавшийся пожар был потушен.
В августе 1995 года Смоленская церковь возвращена Владимирской епархии. 10 августа состоялось первое богослужение — был прочитан акафист. 14 апреля 1996 года состоялась первая пасхальная служба. Её провел настоятель Благовещенского мужского монастыря игумен Кронид (Козлов).
В августе 2000 г. восстановлен шпиль.


Колокольня Смоленской церкви

Смоленская церковь

Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) церкви был придан статус городского собора.

Священнослужители:
- 1804—1820 — Фёдор Петрович Виноградов, священник;
- 1816—1857 — Василий Николаевич Спекторский, протоиерей (по линии матери дед митрополита Дионисия (Валединского));
- 1857—1874 — Павел Парфеньевич Спасский, священник;
1874—1888 — Николай Павлович Валединский, священник (отец митрополита Дионисия (Валединского));
- 1888—1922 — Иоанн Давидович Чижов, священник;
1996 — н/вр — Николай Николаевич Абрамов, протоиерей (член Союза художников России).

Престольные праздники: Иконе Божией Матери «Смолеская» - 10 августа; Великомученицы Екатерины - 8 декабря; Преподобного Андрея Рублева — 17 июля.
Настоятель и притч церковный: Протоиерей Николай Абрамов – настоятель; Иерей Александр Серегин — клирик.
Приписная Молельная комната в детском доме №1 в честь св.прав. Артемия Веркольского.
Воскресная школа работает по воскресным дням после богослужения, в детском доме №1 по ул. Мечникова.

История города Мурома

Собор Рождества Богородицы.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (22.05.2015)
Просмотров: 3334 | Теги: церковь, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru