Главная
Регистрация
Вход
Суббота
03.12.2016
03:16
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [392]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [59]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [21]
Гусь [31]
Вязники [80]
Камешково [24]
Ковров [27]
Гороховец [14]
Александров [43]
Переславль [33]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [9]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [3]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Шатровый храм Косьмы и Дамиана

Шатровый храм Косьмы и Дамиана


Макет шатрового храма Косьмы и Дамиана из Муромского музея



Шатровый храм Косьмы и Дамиана

Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1541 - 1556 гг.). При разборке престола церкви в 1901 г. были найдены старинные антимнисы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 г. и вторично 5 декабря 1565 г.
Строительство храма было начато после взятия Казани.
С постройкой этой церкви было связано много народных преданий.
Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела.
В другой легенде говорится, что во время похода не "Одоление Казани" в 1552 г. царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре, на месте где теперь стоит церковь Козмы и Дамиана. Здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм. Во имя бессребренников Козьмы и Дамиана.

В 1555 г. в Муроме была строительная артель, вызванная из Пскова «новый город Казань делати» во главе с Посником Яковлевым. Их путь лежал через Муром.
Участие Посника Яковлева в строительстве Козьмодемьянской церкви подтверждает то, что характерной особенностью ее, а также церкви Василия Блаженного в Москве и Благовещенского собора в Казани, создателем которых был Посник, является система «расчлененной тромпы» перехода от четверика к восьмерику. Вместо парусов, обычных для купольных зданий здесь применены тромпы, расчлененные на два сводика с вертикальной стенкой между ними.
Подобно Рождественской церкви в Беседах, в основании Козьмодемьянской церкви - квадрат, наружная сторона которого равна 7 малым саженям, внутренняя сторона - 5, длина с абсидой равна диагонали квадрата четверика, или 10 малым саженям.
Как и большинство сооружений XVI в., фасады Козьмодемьянской церкви отличаются четкостью пропорций и лаконичностью форм. Высота четверика равна 5 малым саженям, что соответствует внутренней стороне четверика. Фасады четверика разбиты пилястрами на три части, центральная часть имеет несколько больший размер. Пилястры плоские, без энтазиса, в основании имеют базу классического профиля, который продолжается в простенках между крайними пилястрами. Пилястры опираются на цоколь, расчлененный постаментами. Четверик завершается карнизом, который состоит из двух полочек и выпущенного на угол ряда кирпича; карниз над пилястрами раскрепован. С трех сторон четверика в центральных простенках устроены проемы, обрамленные арками, состоящими из трех рядов кирпича и завершенными килевидными архивольтами.
Внутри церковь освещалась тремя щелевыми окнами, одно из которых, расположенное с южной стороны, растесано.
Наружная сторона восьмерика декорирована 16 переплетенными кокошниками килевидной формы. Основание кокошника соответствует расстоянию по осям между средними пилястрами. В связи с тем, что у кокошников наклон внутрь, а поля кокошников имеют переломы, образуя углы 16-гранника, форма конструкции совершенна.
Внутренний переход от четверика к восьмерику осуществлен через тромпы, характерные для работы псковских мастеров и подобные тромпам центрального столпа церквей Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском.
Примеров аналогичной обработки переплетающимися кокошниками в русской архитектуре мы не находим, хотя к этому близки приемы обработки шатров в церквах Богородицкой в Медведкове, Рождественской в Беседах, Преображенской в Острове. Рисунок архивольта кокошника между пилястрами очень близок к рисунку архивольта в церкви Вознесения в Коломенском.

Женский Косьмодемьянский монастырь

Писцовая опись, составленная Б.Д. Бартеневым в 1637 г., указывает на то, что Козьмодемьянская церковь была «мирской», «посадской», выстроенной на средства посадских людей.
В этой же описи говорится: «Да за городомъ же на посаде у Оки реки на берегу въ Подокстовье монастырь девичий Козьмодемьянский, а на монастыре церковь каменная великихъ чудотворцевъ Козьмы и Домиана, а другая теплая деревянная церковь великие Христовы мученицы Екатерины с приделом св. Московских чудотворцев: Петра, Алексия и Ионы. Св. местных икон – 11, книг печатных и письменных – 29, колоколов – 4, весу 8 пудов. По малому числу келий, коих было только – 3, и по неимению настоятельницы, монастырь был уже в упадке и лугами монастырскими владел священник Максим».

Высота храма была 24 метра. Крыша храма была сделана в форме кирпичного шатра. 6 (18) апреля 1868 г. шатер Козьмодемьянской церкви рухнул. Как сообщает «Календарь для всех» за 1869 год, «в 1868 году из гор. Мурома передают известие об обрушившемся там храме. Храм этот во имя бессребренников Козьмы и Демьяна обрушился 6-го апреля в 8 часов утра ...но в этот день, когда она обрушилась, службы, к счастью, не было. Весь иконостас с древними иконами и деревянными под ним подсвечниками обрушившимся кирпичом завален совершенно. Также разбиты вдребезги три церковные входа, глава и крест не найдены, но алтарь каким-то непонятным случаем остался невредим. Во время катастрофы был страшный шум и треск; пыль и обломки кирпича долетали даже до реки Оки. Впрочем, при всем этом никого не убило и не зашибло».
На основании сохранившихся четверика и части восьмерика и имеющихся рисунков Зворыкина (1863), Груздева (1880), а также описания ученика 3-го класса Муромского уездного училища Валентина Смирнова, составленного 17 марта 1863 г., сделаны попытки составления проектов реставрации памятника. Наиболее близким к рисунку Зворыкина является проект реставрации Н.Ф. Борщевского в 1908 г., который, однако, повторил некоторые графические ошибки рисунка.

В 1901 г. была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами.

Заслуживают внимания проектное предложение по реставрации, выполненное в 1963 г. архитектором Камаевым во Владимирской специальной проектно-реставрационной мастерской, а также исследовательские работы II.Н. Воронина (1926—1929) и другие.
Сохранившаяся часть церкви отличается конструктивной простотой, чувствуется большой опыт ее создателя. Поэтому не случайно большинство специалистов считают, что сооружали церковь Барма и Посник, о которых летопись сообщает, что в 1555 г. «дарова ему (царю) бог дву мастеров русских, по реклу Посника и Барму, а быша премудрии и удобнии таковому чюдному делу».
Нельзя не отметить изящность и скульптурность сохранившейся части церкви. Судя по имеющемуся иконографическому материалу - рисункам Груздева и Зворыкина - шатер с восьмериком и главки также отличались изяществом. Вся верхняя часть Козьмодемьянской церкви представляла из себя тонкую филигранную резьбу по камню, начиная от шлемовидных переплетающихся ребер кокошников и кончая 16-граным шатром, грани которого подобно лучам солнца ниспадали от небольшом главки на аллегорическое изображение в основании шатра воинов со стягами (ширинки второго яруса восьмерика).
В декоративной обработке стен характерные приемы XVI в.: пилястры, опирающиеся на базы и несущие карниз, восьмерик, украшенный стрельчатыми арками, 16-гранный пояс с прямоугольными нишами и стремительно возвышающийся шатер с 16 гранями, в основании которых два ряда стрельчатых парусов, подобных парусам Воскресенской церкви XVI века с. Городни.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.


Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Козьмодемьянской церкви г. Мурома.
Поступила в Муромский музей из Смоленской церкви в Муроме. Как древнейший муромский образ святителя Николая, эта икона принадлежит к числу широко распространенных на Руси поясных изображений святителя с изображением Никейского чуда. Согласно Житию, святитель Николай участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее, где выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария. Изображения Христа с Евангелием и Богоматери с омофором по сторонам Николая Чудотворца известны в византийском искусстве с XI в. и воходят к ранним вариантам Жития. С XIV-XV вв. их изображения воспринимали как Никейское чудо: Христос и Богоматерь явились Николаю Мирликийскому, лишенному сана и попавшему в темницу за выступление против Ария на Никейском соборе, и вернули ему знаки его епископского достоинства. Несмотря на традиционность композиции памятника, он имеет ряд отличий от древнейшей муромской иконы Николая Чудотворца. Это, прежде всего, тип слегка повернутого влево лика святого с высоким лбом, узкой нижней частью и мелкими чертами, силуэт расширяющейся книзу фигуры, вишнево-коричневая фелонь с цветными пробелами и рисунок омофора, конец которого образует петлю, положенную на левую руку святителя, под кодекс Евангелия. Образ Николая Чудотворца из Козьмодемьянской церкви мог быть написан среднерусским, скорее всего, муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Высокий уровень письма иконы виден в уверенном рисунке и в тонком живописном исполнении, заставляющем вспомнить о московской иконе св. Николая второй четверти – сер. XVI в., происходящей из города Дмитрова.

Шатровый храм Косьмы и Дамиана


История города Мурома

Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (22.05.2015)
Просмотров: 804 | Теги: Церковь, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика