Макет шатрового храма Косьмы и Дамиана из Муромского музея
Шатровый храм Косьмы и Дамиана
Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1541 - 1556 гг.). При разборке престола церкви в 1901 г. были найдены старинные антимнисы, в которых указано, что впервые Косьмо-Демьянская церковь была освящена в 1541 г. и вторично 5 декабря 1565 г. Строительство храма было начато после взятия Казани. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий. Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода не "Одоление Казани" в 1552 г. царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре, на месте где теперь стоит церковь Козмы и Дамиана. Здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм. Во имя бессребренников Козьмы и Дамиана.
В 1555 г. в Муроме была строительная артель, вызванная из Пскова «новый город Казань делати» во главе с Посником Яковлевым. Их путь лежал через Муром. Участие Посника Яковлева в строительстве Козьмодемьянской церкви подтверждает то, что характерной особенностью ее, а также церкви Василия Блаженного в Москве и Благовещенского собора в Казани, создателем которых был Посник, является система «расчлененной тромпы» перехода от четверика к восьмерику. Вместо парусов, обычных для купольных зданий здесь применены тромпы, расчлененные на два сводика с вертикальной стенкой между ними. Подобно Рождественской церкви в Беседах, в основании Козьмодемьянской церкви - квадрат, наружная сторона которого равна 7 малым саженям, внутренняя сторона - 5, длина с абсидой равна диагонали квадрата четверика, или 10 малым саженям. Как и большинство сооружений XVI в., фасады Козьмодемьянской церкви отличаются четкостью пропорций и лаконичностью форм. Высота четверика равна 5 малым саженям, что соответствует внутренней стороне четверика. Фасады четверика разбиты пилястрами на три части, центральная часть имеет несколько больший размер. Пилястры плоские, без энтазиса, в основании имеют базу классического профиля, который продолжается в простенках между крайними пилястрами. Пилястры опираются на цоколь, расчлененный постаментами. Четверик завершается карнизом, который состоит из двух полочек и выпущенного на угол ряда кирпича; карниз над пилястрами раскрепован. С трех сторон четверика в центральных простенках устроены проемы, обрамленные арками, состоящими из трех рядов кирпича и завершенными килевидными архивольтами. Внутри церковь освещалась тремя щелевыми окнами, одно из которых, расположенное с южной стороны, растесано. Наружная сторона восьмерика декорирована 16 переплетенными кокошниками килевидной формы. Основание кокошника соответствует расстоянию по осям между средними пилястрами. В связи с тем, что у кокошников наклон внутрь, а поля кокошников имеют переломы, образуя углы 16-гранника, форма конструкции совершенна. Внутренний переход от четверика к восьмерику осуществлен через тромпы, характерные для работы псковских мастеров и подобные тромпам центрального столпа церквей Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском. Примеров аналогичной обработки переплетающимися кокошниками в русской архитектуре мы не находим, хотя к этому близки приемы обработки шатров в церквах Богородицкой в Медведкове, Рождественской в Беседах, Преображенской в Острове. Рисунок архивольта кокошника между пилястрами очень близок к рисунку архивольта в церкви Вознесения в Коломенском.
Женский Косьмодемьянский монастырь
Писцовая опись, составленная Б.Д. Бартеневым в 1637 г., указывает на то, что Козьмодемьянская церковь была «мирской», «посадской», выстроенной на средства посадских людей.
В этой же описи говорится: «Да за городомъ же на посаде у Оки реки на берегу въ Подокстовье монастырь девичий Козьмодемьянский, а на монастыре церковь каменная великихъ чудотворцевъ Козьмы и Домиана, а другая теплая деревянная церковь великие Христовы мученицы Екатерины с приделом св. Московских чудотворцев: Петра, Алексия и Ионы. Св. местных икон – 11, книг печатных и письменных – 29, колоколов – 4, весу 8 пудов. По малому числу келий, коих было только – 3, и по неимению настоятельницы, монастырь был уже в упадке и лугами монастырскими владел священник Максим».
Священник города Мурома Козьмодамианской церкви Юдин запьянствовался и послан был для исправления в Муромский Спасский монастырь. Оттуда выкраден был раскольниками, конечно по предварительному соглашению с самим Юдиным, и увезен в село Дунилово, где Юдин исправлял разные требы в раскольничьих часовнях по суемудрию раскольников. Из Дунилова он отвезен был в село Городец Нижегородской губернии, где тоже, проделывал, что и, в селе Дунилове. Отсюда перевезен в город Казань, а из Казани в Симбирск. Поучительно, к постоянной нетрезвости беглеца в местах его пребывания ревнители видимого благочестия имели ноль внимания. Наконец, постоянное странствование, да и самое служение по суемудрию раскольников, по словам самого Юдина, ему надоели. Симбирские раскольники это подметили, и чтобы не лишиться такого редкостного экземпляра в своей иерархии, задумали в закрытом экипаже перевезти Юдина куда либо подальше. Однако и Юдин был не промах, около такой таинственной повозки он взял да и закричал караул. Кажется, только благодаря этому общеупотребительному в подобных случаях восклицанию взят был полицией и представлен на место прежнего своего жительства, в город Муром, откуда послан был для покаяния и исправления в Флорищеву пустынь. Но и этой пустыне Юдин заявил о своих доблестях. Одетый и обутый пустыней, 9 октября 1809 года Юдин сбежал из нее и чрез 15 дней явился во Владимир, предварительно пропив все монастырское одеяние. Вот каковые священнослужители находятся в чести у ревнителей древнего благочестия!
Спасский Павел Парфеньевич рукоположен был во священника 9-го февр. 1857 года епископом Иустином к Космодамианской церкви г. Мурома, откуда 29 апреля 1874 г. перемещен к Никологалейской церкви г. Владимира.
Внешний вид Козмодемьянской церкви до 1868 года. Реконструкция по рисунку архитектора Торопова В.Б.
Высота храма была 24 метра. Крыша храма была сделана в форме кирпичного шатра. 6 (18) апреля 1868 г. шатер Козьмодемьянской церкви рухнул. Как сообщает «Календарь для всех» за 1869 год, «в 1868 году из гор. Мурома передают известие об обрушившемся там храме. Храм этот во имя бессребренников Козьмы и Демьяна обрушился 6-го апреля в 8 часов утра ...но в этот день, когда она обрушилась, службы, к счастью, не было. Весь иконостас с древними иконами и деревянными под ним подсвечниками обрушившимся кирпичом завален совершенно. Также разбиты вдребезги три церковные входа, глава и крест не найдены, но алтарь каким-то непонятным случаем остался невредим. Во время катастрофы был страшный шум и треск; пыль и обломки кирпича долетали даже до реки Оки. Впрочем, при всем этом никого не убило и не зашибло». На основании сохранившихся четверика и части восьмерика и имеющихся рисунков Зворыкина (1863), Груздева (1880), а также описания ученика 3-го класса Муромского уездного училища Валентина Смирнова, составленного 17 марта 1863 г., сделаны попытки составления проектов реставрации памятника. Наиболее близким к рисунку Зворыкина является проект реставрации Н.Ф. Борщевского в 1908 г., который, однако, повторил некоторые графические ошибки рисунка.
В 1901 г. была поставлена кровля над оставшимися полуразвалинами. Тогда же при разборке престола нашли старые антиминсы, а на них прочли две даты: 1541 и 1565 гг. — время первичного и вторичного освящения храма. Первая дата ставит эту церковь вслед за шатровой церковью Вознесения в селе Коломенском, о которой современник писал, что «такова не бывала преже того на Руси». А вторая дата совпадает с преданием об участии в замысле этой церкви Ивана Грозного и зодчих храма Василия Блаженного, увековечивших победу над Казанью.
И. д. псаломщика Космодамианской гор. Мурома церкви Николай Полисадов 18 мая 1907 г. перемещен в с. Шижегду, Ковров. у. Бывший учитель Никольской церковно-приходской школы Александр Пыжев 22 мая 1907 г. допущен к исполнению псаломщ. обяз. в Космодамианской церкви.
«На днях, как нам сообщают, графиня П.А. Уварова осматривала древний храм Косьмы и Дамиана, постройка его относится к 1552 году и решила его реставрировать в недалеком будущем» (Газета «Муромский край», 20-го июня 1914).
В Муроме 19-го июля 1915 года, с разрешения Его Высокопреосвященства, в Козьмо-Дамианской церкви происходило чествование Настоятеля этой церкви, протоиерея Иоанна Чижова, прослужившего 50 лет в священном сане. Торжественно встреченный у врат храма Благочинным церквей прот. Алексием Бобровым и некоторыми священниками города Мурома, а также приезжими родственниками и своими прихожанами, юбиляр прошел на амвон, где выслушал от имени прихожан адрес и принял от них поднесенный ему золотой наперсный крест. В ответ на слова адреса, юбиляр с чувством глубокой благодарности произнес речь о христианской любви, как самом твердом основании, на котором устанавливаются должные отношения между пастырем и пасомыми. Затем началась литургия. Сослужащими о. Протоиерею И. Чижову были вышеупомянутый о. благочинный Бобров и три других священника. По окончании литургии, перед совершением молебна Спасителю о. Благочинный от имени городского духовенства приподнес юбиляру икону Спасителя, причем произнес краткую речь, в которой отметил одну черту характера о. Протоиерея Чижова — миролюбивое ко всем отношение, что по мнению оратора, и было главной причиной долголетия и сохранения до сего времени сил телесных и душевных. По окончании торжества в храм, все служившие литургию и прибывшие к молебну священно-служители церквей города Мурома, а также и многие почетные прихожане были приглашены в квартиру Директора Реального училища. Здесь священник из области Войска Донского, племянник юбиляра, произнес прекрасную речь, в которой охарактеризовал о. Протоиерея как человека с добрым сердцем, нежно-отечески заботившегося о своих бедных родственниках, давшего им образование. При этом оратор вручил юбиляру от лица родственников икону соименного покровителя о. Протоиерея — Иоанна Предтечи. Затем предложена была трапеза, в начале которой прочитаны были поздравительные телеграммы. Первой из них прочитана была телеграмма Преосвященного Митрофана, Епископа Муромского, по прочтении которой тотчас-же провозглашено и пропето было Владыке многолетие. Трапеза кончилась в 4 часа. Свящ. А. Алякринский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 33-й. 15-го августа 1915 года).
«Неподалеку от Космодамианской церкви, по склону берега Оки, расположен дом Китаева. Здесь же простираясь к реке, идет небольшой овраг, бока которого состоят из песка ледникового происхождения, содержащего массу больших и мелких валунов. Еще прошлый год левый бок оврага отстоял отдела на 5-6 аршин. Здесь была цела еще лестница, для схода к реке. Но этой весной поток воды вымыл песок и почва вверху склона вместе с лестницей обвалилась. Обвал подошел к углу дома и, если не будут приняты меры, будущей весной. вероятно, обвалится и угол дома. На противоположной стороне весенние же потоки подмыли берег оврага и небольшой кусок почвы (вместе с растущим на ней деревом) сполз вниз. Таким образом, природа, как бы восполняя отсутствие наглядных пособий в школах, дала учителям хорошую (хотя и в миниатюре) иллюстрацию к геологическим беседам о происхождении развитии оврагов, оползнях, обвалах и ледниках. Почему же бы не воспользоваться этой иллюстрацией. Природа не забыла и дать указания, как бороться с разрушительным действием оползней и обвалов. По всему берегу Оки от дома Китаева до Космодамианской церкви можно наблюдать, как твердо держат почву от сполозания, растущие в ней деревья. Сплошь и рядом, под деревом вымыта целая яма, а оно все стоит и удерживает выше лежащую по склону почву. А вот и Космодамианская церковь — памятник церковной архитектуры XVI века... Здесь школьным экскурсиям предоставляется возможность приложить полученные знания к делу. Ежегодный размыв берега серьезно угрожает обвалом этому чуть не единственному в уезде, столь древнему памятнику. Почему же бы не спасти его по тому способу, который указывает сама природа: не засадить склон берега деревьями? Музею и Усоцвосу надо бы над этим вопросом призадуматься» («Луч», 31 мая 1923).
Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме. Вид с юга. 1961 год.
Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме. Вид с запада. 1961 год.
Южный портал церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. 1961 год.
Фрагмент интерьера церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. Алтарная часть
Фрагмент интерьера церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. Южная стена.
Фрагмент интерьера церкви Козьмы и Демьяна в Муроме. Западная стена.
Заслуживают внимания проектное предложение по реставрации, выполненное в 1963 г. архитектором Камаевым во Владимирской специальной проектно-реставрационной мастерской, а также исследовательские работы II.Н. Воронина (1926—1929) и другие. Сохранившаяся часть церкви отличается конструктивной простотой, чувствуется большой опыт ее создателя. Поэтому не случайно большинство специалистов считают, что сооружали церковь Барма и Посник, о которых летопись сообщает, что в 1555 г. «дарова ему (царю) бог дву мастеров русских, по реклу Посника и Барму, а быша премудрии и удобнии таковому чюдному делу». Нельзя не отметить изящность и скульптурность сохранившейся части церкви. Судя по имеющемуся иконографическому материалу - рисункам Груздева и Зворыкина - шатер с восьмериком и главки также отличались изяществом. Вся верхняя часть Козьмодемьянской церкви представляла из себя тонкую филигранную резьбу по камню, начиная от шлемовидных переплетающихся ребер кокошников и кончая 16-граным шатром, грани которого подобно лучам солнца ниспадали от небольшом главки на аллегорическое изображение в основании шатра воинов со стягами (ширинки второго яруса восьмерика). В декоративной обработке стен характерные приемы XVI в.: пилястры, опирающиеся на базы и несущие карниз, восьмерик, украшенный стрельчатыми арками, 16-гранный пояс с прямоугольными нишами и стремительно возвышающийся шатер с 16 гранями, в основании которых два ряда стрельчатых парусов, подобных парусам Воскресенской церкви XVI века с. Городни. /Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с./
Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Козьмодемьянской церкви г. Мурома. Поступила в Муромский музей из Смоленской церкви в Муроме. Как древнейший муромский образ святителя Николая, эта икона принадлежит к числу широко распространенных на Руси поясных изображений святителя с изображением Никейского чуда. Согласно Житию, святитель Николай участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее, где выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария. Изображения Христа с Евангелием и Богоматери с омофором по сторонам Николая Чудотворца известны в византийском искусстве с XI в. и воходят к ранним вариантам Жития. С XIV-XV вв. их изображения воспринимали как Никейское чудо: Христос и Богоматерь явились Николаю Мирликийскому, лишенному сана и попавшему в темницу за выступление против Ария на Никейском соборе, и вернули ему знаки его епископского достоинства. Несмотря на традиционность композиции памятника, он имеет ряд отличий от древнейшей муромской иконы Николая Чудотворца. Это, прежде всего, тип слегка повернутого влево лика святого с высоким лбом, узкой нижней частью и мелкими чертами, силуэт расширяющейся книзу фигуры, вишнево-коричневая фелонь с цветными пробелами и рисунок омофора, конец которого образует петлю, положенную на левую руку святителя, под кодекс Евангелия. Образ Николая Чудотворца из Козьмодемьянской церкви мог быть написан среднерусским, скорее всего, муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Высокий уровень письма иконы виден в уверенном рисунке и в тонком живописном исполнении, заставляющем вспомнить о московской иконе св. Николая второй четверти – сер. XVI в., происходящей из города Дмитрова.