Богородице-Рождественский собор - главный православный храм города Мурома, стоявший на вершине Воеводской горы над Окой.
Воеводская гора
Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор (Воеводская гора), Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём. Это подтверждается замечанием, что монастырь Благовещенский находится на «старом городище». Когда и по какому случаю произошло это перемещение городского кремля, сведений о том не сохранилось.
По предположению историков, первое здание собора в Муромском кремле появилось в сер. XII в. Первоначально собор построен был, как упомянуто в сборнике Ратшина, около 1170 года, Князем Юрием Владимировичем Муромским, праправнуком В. К. Святослава II-го. С этим аргументом соглашается известный церковный историк Голубинскмй, который в своих иcследованиях писал: «неназываемая по имени церковь в Муроме, которую создал Кн. Муромский Юрий Владимирович, умерший в 1174 году, вероятно есть та церковь Рождества Богородицы, которая является ныне Муромским собором». Выражение летописи «создал», а не поставил, или срубил, располагает более думать о каменной, чем деревянной церкви. [1] Эта точка зрения оправдывается и находками следов каменных строений XII в. во время реставрационных работ в храме в 1873 г. Были обнаружены фрагменты, т. е. обломки каменных колонн и капителей, носящие, по определению архитектора Артлебена, следы XII века. Почти через 100 лет, при археологических раскопках в 1980 г., рядом с тем местом, где находился собор, были найдены каменные фрагменты. Все это подтверждает гипотезу о каменном строительстве в Муроме в XI-XIV вв. Возможно, первый собор был разрушен татаро-монголами в 1239 г.
В 1446 г. Дмитрий Шемяка всячески пытался свергнуть с великокняжеского престола Василия Темного, по его же умыслу злодейски ослепленного, отправил Вел. Князя в Углич. Сыновья Василий, Иоанн и Юрий сначала скрыты были их пестунами (воспитателями) в монастыре Троице-Сергиевой Лавры, а потом увезены к князю ряполовскому Ивану в селение Большое Барово (располагалось близ современного села Никульского), недалеко от гор. Юрьева… «Сей верный князь с двумя братьями Семеном и Дмитрием, собрал людей, сколько мог для обережи, и повез младенцев (надежду России) - в Муром, как укрепленный более других городов, с испытанным в верности народом. Призвав в г. Москву Рязанского Епископа Иону (Архиепископ Рязанский и Муромский, впоследствии Митрополит Московский), хитрый Шемяка, как бы раскаиваясь в своем низком поступке, сказал ему: «Владыко Святый, иди в свою епархию, в г. Муром, возьми детей Великаго Князя на свою епитрахиль и привези их ко мне. Я готов на всякую милость; выпущу отца их, дам им удел богатый, да господствуют в оном в изобилии. Святитель, не предполагая хитрых замыслов князя, прибыл в Муром и всячески старался убедить бояр и князей Ряполовских выдать ему детей Великого Князя. Бояре требовали клятвы от Ионы и привели младенцев в соборный храм Богоматери, где епископ, отпев молебен, в подтверждение клятвы, взял детей на свою эпитрахиль и повез их, согласно поручения Дмитрия Шемяки, к нему в Переяславль». Шемяка лицемерно плакал и нежно ласкал своих племянников, но на третий же день отправил их в Углич, к их родителям в заточение. В последствии, после долгих упреков, как со стороны Ионы, так и народа, Шемяка вынужден был освободить несправедливо-гонимое им семейство. [1] В 1468 г. здесь молился, помня свое избавление от злобы Шемякиной, великий князь Иоанн Васильевич III, «возсылал в соборном храме молитвы к Подателю всех благ Богу, помня избавление свое от злобы Шемякиной». Сын Иоанна III Василий, уважая память родителя своего, благотворившего г. Мурому, пожаловал соборному храму участок пахотной земли из городского выгона, лежащий между дороги Макарьевской, озерка и бывшего городского соснового леса, бором называемого, в честь свв. Чудотворцем Петра и Февронии, на просфоры.
Царь Иоанн Васильевич Грозный неоднократно посещал Муромский собор в 1549—1552 гг., во время похода на Казань. Достоверно известно, что царь был в Муроме в 1552 г. во время военного похода на Казань для покорения Казанского ханства. В «Летописце начала царства» (1533-1552) сказано: «А сам Государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и прииде в Муром того же месяца 13, в среду. И приходит Государь в соборную церковь града того же Рождества Пречистые и к сродником своим великим чюдотворцом князю Петру и княгини Февронии и по всем святым местом обходит с молением». По случаю взятия Казани в 1552 г. он «благословил память св. Муромских Чудотворцев Петра и Февронии и возносил молитвы за низложение Казани», также выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и городской собор. По писцовой книге г. Мурома от 1624 года, указан строитель собора: «...строена та соборная церковь блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руссии». [1] Храм был поставлен на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея - гульбище. Из описей г. Мурома (1624 и 1637 гг.), узнаем, что собор был «о трех верхах (главах) с папертми», что можно видеть по сохранившемуся рисунку древнего вида собора, сделанному в 1636 году секретарем Голштинского посольства в Персию Адамом Оллеарием. [1]
При реставрировании собора в 1873 г. обнаружено, при рытье канав множество черепков зеленого цвета, что указывает на то, что храм покрыт был в древнее время черепицей. Под папертями, окружавшими собор с трех сторон, отрыты на небольшой глубине гробы, так как здесь существовало кладбище, что согласно с описью 1624 г. Киреевского, где говорится: «…земли под церквами и кладбищем 22 ½ саж. в длину и 16 саж. в ширину». [1]
Бархатный покров с изображением Петра и Февронии - вклад в собор царя Фёдора и царицы Ирины (1593)
Писцовая книга Бартенева 1636/37 гг. сообщает: «В городе соборная церковь Рождество Пречистые Богородицы каменная о трех верхах с папертью, паперть каменная ж, а в церкве верхние своды разселись до паперти и во многих местах сыплетца в приделе Верховных Апостол Петра и Павла, да в том же приделе лежат Муромские чудотворцы - Благоверный Великий Князь Петр да Благоверная Великая Княгиня Феврония. Строенье та соборная церковь блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа русии. А в соборной церкве Божия милосердия по росписи какова взята у протопопа у Федора збратьею за их руками: образ местной Пречистые Богородицы Одигитрия в киоте, у киота на затворех праздники богородичны да Муромских чудотворцов на золоте посталенья тот образ блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа русии обложен серебром басма чешуйчата венец чеканной серебрян с каруною а в венце и на каруне пять яхонтов да випис и бечат дватцать пять каменей да у каруны ж семь зерен бурмицких жемчужных да другой венец жемчужной ожерелейцо и зарукавье жемчужное же. Да у тово ж образа прикладу цата с каменьем с розным да десять золотых да три креста аспидные обложены серебром да семь крестов серебряных да две гривны басменные да гривна витая, двои серьги одинцы да серьги жемчужные, двои серьги лапки серебряны позолочены, да у Богородицы ж пелена зелены дороги а другая пелена бархот черный около камка червчата да на том же образе покров дороги червчаты по концом шито золотом да серебром а оклад у того образа венцы и коруна и цата и гривны и золотые и серьги и пелены и покров строенье мирское многих обротчиков а иное прежнево протопопа Ивана збратьею. Да перед тем же образом подсвечник серебрян яблока золочены поставленье тот подсвечник Боярина Дмитрея Ивановича годунова. Да местный же образ Рождество Пречистыя Богородицы обложен серебром басменным венцы сканные да образ на палое пречистые Богородицы казанские обложен серебром, венец резной. Поставленье те образы Муромца Ивана Чегодаева. Да образ местной же Всемилостиваго Спаса на празелени да образ живоначальные Троицы, да образ же Николы Чудотворца, да образ Пречистые Богородицы Одигитрея, да образ Благовещения Пречистые Богородицы, да образ Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии, да образ Муромских же чудотворцев с деяньем все писаны на празелени. Да перед теми ж местными образы восемь свечь поставленных с красками а поставленье те образы и свечи протопопа ивана збратьею и иных обротчиков. Да в олтаре образ Пречистые Богородицы запрестольной на празелени ж, да крест, двери царские и сень и столбцы на рези, да в олтаре крест воздвизальной обложен серебром, да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица серебрены, кадило серебряное ж, серебро церковное, да двои сосуды церковные ж оловянные да в тябле деисус и праздники и апостоли и пророки все написаны на празелени поставленье блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа русии. Да в приделе образ верховных апостол Петра и Павла штилистовой на празелени да образ Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии обложен серебром басменным венцы басменные же прикладу четыре золотых да тринадцеть гривен басменных, две гривны витые, три креста серебряные, да в приделе ж рака каменная, а в ней лежат Муромские чудотворцы Благоверный Князь Петр и Благоверная Княгиня Феврония покрыты сукном черным, а над ракою их образ Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии с деяньем.…».
Фактически старообрядческий раскол начался с происшедшего в сентябре 1652 г. в г. Муроме конфликта настоятеля здешнего Богородице-Рождественского собора протопопа Лонгина с женой местного воеводы, вызванного недостойным, по мнению священника, бывшего единомышленником многих из будущих важных представителей старообрядческого лагеря, поведением знатной дамы. Муромский протопоп Лонгин был осужденн на церковном Соборе в Москве в июле 1653 г.
В 1873 г. с правой Ю. В. стороны Богородицкого соб. храма, обнаружены, при рытье канав обгорелые бревна прежде существовавшей здесь деревянной церкви. Это была деревянная теплая церковь Петра и Февронии, которая стояла рядом с собором. «Да посторон тое соборные церкви теплая церковь Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии древяна брусяная на подклетке; а в церкве Божия милосердия: образ местный Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии, да местный же образ живоначальные Троицы, да образ Пречистые Богородицы Одигитрия, все писаны на празелени, да образ Пречистые ж Богородицы запрестольный. Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени ж. Строенье церковь и в ней Божия милосердия образы и всякое церковное строенье протопопа Ивана збратьею, а иное мирское. А под тою соборною каменною церковью и под теплым храмом и под кладбищем и что около церквей земли в длину двадцать две сажени с полусаженью поперег шестнадцать сажен. Да под тою (соборною) церковью две полатки а в них всякой городовой наряд пушки и ядра железныя и каменныя и свинец и зелье… А в соборной церкви у Пречистой Богородицы и в приделе у верховных Апостол и в теплом храму у Муромских чудотворцев служат протопоп Федор Тарасьев да протодьякон Андрей Васильев, да попы Степан Дмитриев, Сергей Силин, да Яков Иванов, да Михайло Иванов, да Сергей Еремеев, да дьякон Яким». Церковь также упоминаемой в описи Киреевского: «... теплая церковь Муромских Чудотворцев Бл. Князя Петра и Княгини Февронии, древяна, брусеная, на подклете».
С сев.-зап. стороны собора была еще церковь Архистратига Михаила, которая в 1801 году за ветхостью была разобрана, а иконы и утварь перенесены в Сретенскую церковь, где и был сооружен придел Св. Архистр. Михаила.
Кремль Мурома в 1769 г. 1. Собор, 2. Церковь Арх. Михаила, 3. Муромская Воеводская Канцелярия и при ней казенная кладовая палата, 4. Воеводский дом, 5. Духовное Правление, 6. Жилые строения духовенства, 7. Предлагаемое место владения Троицкого монастыря.
Богородицкий соб. храм кроме главного престола в честь Рождества Пр. Богородицы, имел с правой стороны придел во имя свв. Апостолов Петра и Павла (В нижнем помещении храма находились по описи Бартенева «две палатки, а в них всякой городовой наряд, пушки и ядра железныя и каменныя и свинец и зелье».). Этот храм по-прежнему был холодный и вскоре после 1637 года три верха были заменены пятью главами, так как судя по замечанию Бартенева «своды разселись до паперти» несомненно был произведен ремонт верхней части храма с указанным изменением. [1]
В 1724 году Император Петр I, направляясь водным путем из Коломны в Астрахань через Муром, посетил соборный храм во время Божественной литургии. Местный летописец Титов передает нам, как муромцы видели Государя в соб. храме, любуясь его прекрасными кудрями, с восторгом слушая голос, когда подпевал он хору певчих, стоявши возле клироса. Местная летопись упоминает о посещении Собора в 1767 г. Императрицей Екатериной II, возвращавшейся в г. Москву из Симбирска. В Муроме, получив известие, что Государь Наследник Павел Петрович сильно занемог от привитой оспы, царица — мать, с чувством родительской горести, отправилась в собор и изволила сказать сановникам и народу: «будем молиться за Наследника». В кон. XVIII в. деревянную церковь Петра и Февронии разобрали, чтобы освободить место для строительства трёхъярусной колокольни с церковью во имя Спаса Нерукотворенного Образа. Высокая пирамидального вида колокольня стояла с правой стороны Богородицкаго Собора. В верхнем ярусе колокольни устроена звонница, вмещающая девять колоколов, из них главный имеет надпись: „Во славу Святыя Единосущныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа, при державе Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийскаго, с благословения Преосвященнаго Парфения, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, в город Муром, к Соборной Богородицкой церкви, при Протоиерее онаго собора Михаиле Гр. Троепольском вылит сей колокол по усердию и собственным иждивением. Муромским купцом, почётным гражданином в селе Карачарове Евфимием Ивановичем Козновым 1844 года Октября дня. Сей колокол вылит в Ярославле, весу 1049 пуд. 10 фун. Содержатель завода Иван Порфирьевич Оловянишников, мануфактур Советник и почётный гражданин, Ярославский 1 гильдии купец, мастер Семен Дмитриев Чарошников—Ярославский". Этот колокол отличается чрезвычайно приятным звуком; благовест его слышен в ясную погоду на 20 верстном расстоянии. Вот как описывает в своих автобиографических записках Архиепископ Савва (С 1842 по 1846 г. арх. Савва был священником в Муромском Богор. Соборе.) о колоколе, пожертвованном Муромскому Собору в 1845 году: «...Один из богатых Муромских купцов, Ефим Ив. Кознов возымел усердие пожертвовать Муромскому Собору колокол в тысячу пудов. 25-го июля колокол был привезен из Нижняго Новгорода по Оке в Муром: 1-го Августа был освящен на берегу реки, а 2-го, при многочисленном стечении народа, перевезен к собору. Затем я командирован был во Владимир с просьбою к Преосвященному о разрешении принять этот многоценный дар (около 50 тысяч рублей ассигнациями); при этом уполномочен был поднести Архипастырю, на счет соборнаго старосты, мешок крупитчатой муки и ведро мадеры. ... Владыка разсказал мне, как он убеждал Кознова не устроять такого большого колокола для уезднаго города, а сделать колокол в 500 пудов, другую же половину суммы употребить на какое-нибудь полезное дело. Но упрямый купец и слышать об этом не хотел, приговаривая: „большой-де колокол из ада душу вызвонит". Делать было нечего. Владыка уступил настойчивому жертвователю и нам разрешил принять его жертву. 23-го сентября колокол был поднят на соборную колокольню и, в продолжение трех дней, с утра до ночи, без умолку производился звон к великому утешению граждан, а между тем, в это время, и в доме жертвователя, и в доме соборнаго старосты, купца Зворыкина, происходили шумныя, торжественныя пиршества» (Автобиографические записки Высокопр. Саввы т. I, стр. 271). Второй колокол полиелейный, весом в 300 п., пожертвован неким Самариным (отлит в 1753 году). Кроме описанных был еще древний колокол, так называемый „Дедовский". Этот колокол первоначально был пожертвован неким Кравковым в церковь села Дедова (в 17 верстах от Мурома, за р. Окой), а оттуда, по какой причине, неизвестно, передан был в Муромский Богородицкий Собор. Сверху, над звонницей, устроены башенные часы, приобретенные в Нижнем Новгороде, поставлены мастером Федором Волковым в 1843 г. Пребывание Императора Павла 1-го в городе Муроме, в 1798 году.
На духовном соборе, бывшем в Москве в 1547 году было установлено празднование свв. Угодников Петра и Февронии в 25 день июня. О времени открытия свв. мощей не сохранилось никаких данных. В XVI веке в рукописях была распространена, на память Петра и Февронии служба, в которой написано два канона Пахомием мнихом и Михаилом мнихом. По преданию, до открытия мощи свв. Чудотворцев находились в нижнем приделе свв. Петра и Февронии, в каменной гробнице. Рака со св. мощами Петра и Февронии помещалась в приделе свв. Апостолов Петра и Павла, что видно из описи Бартенева от 1637 года, где говорится: «да в приделе ж верховных Апостол Петра и Павла рака каменная, а в ней лежат Муромские Чудотворцы Князь Петр и Княгиня Феврония, покрыты сукном черным, а над ракою их Образ с деянием»... [1]
Рака Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы. 1890-е годы
Рака с мощами святых чудотворцев князя Петра и княгини Февронии
22 августа 1799 г. в 9 часов пополудни, Епископ Владимирский и Суздальский Виктор и Архимандрит Спасского Монастыря Афанасий и Протопоп Собора Василий переложили св. мощи Благоверного Князя Петра и Благоверной Княгини Февронии в новую раку. Рака кипарисная обложена медью, снаружи вызолочена, на ней сделана надпись: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя Нашего Императора Павла Петровича, Самодержца Всероссийского, и при Преосвященном Митрополите Московском Платоне и Преосвященнейшем Епископе Викторе, Суздальском и Владимирском, совершися рака сия». «Сделана рака сия в царствующем граде Москве в честь и славу св. мощам князя Петра и княгини Февронии коштом и усердием Московского именитаго гражданина и Высокоблагородного Надворного Советника и градского Головы Василия Яковлевича Жигарева. Делана мастером купцом Трифоном Семеновым Добряковым в лето 1797-е октября 16 дня. Поновлена в лето 1907-е марта 15 дня на средства и тщанием ктитора Муромского Собора Николая Ильича Нехорошева и его родителя Илии Георгиевича Нехорошева, на фабрике церковной утвари Товарищества Андрея Захряпина сыновей, в городе Переяславе Владимирской губернии». На гробнице был покров от 1789 года, с надписью: «начат и совершен сей образ при державе Благочестивыя Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны и наследниках Ея, благословением Преосв. Виктора Еп. Владимирского и Муромского 1789» (Этот покров хранился в числе древних предметов, в особом шкафе в правом предалтарии.). Над гробницей устроен балдахин, украшенный резным вызолоченным узором — в виде шатра, верх которого опирается на четыре колонны, обнесенные внизу изящной металлической решеткой. [1] Описанная рака (размеры ее: 3 арш. длины и 1 арш. 8 вер. ширины) в нач. ХХ века помещалась у северной стены, за левым клиросом. На раке лежал покров малинового бархата, с изображением свв. Князей во весь рост; лики их писаны красками, а одежды шиты золотом и жемчугом, внизу сделана, надпись: «от Иоанна и Пелагеи Куприяновых. С.-Петербург 1900 года». По правую сторону св. мощей, на одной из четырех колонн храма, находилась весьма чтимая святыня — Икона Муромской Божией Матери. Эта икона 7 ¼ Х 6 ½ верш. вставлена в другой большой образ «Всех Святых». На лицевой стороне иконы сделана надпись: «в согласность указа из Владимирской Духовной Консистории, отправясь в гор. Переяславль Рязанский, с Образа Муромския Пресвятыя Богородицы, точную копию, о чем на доставленном в Муромский Богородицкий Собор пашпорте засвидетельствовано в Рязанской Духовной Консистории 1829 года октября 14 д., списал Владимирской епархии, Ковровской Округи, села Воскресенского, иерей Матфей Яковлев». Эта икона, богато — украшенная серебряной, вызолоченной ризой, с драгоценными камнями. [1]
По данным 1799 года Муромского Духовного Правления, Богородицкий собор состоит также из двух церквей, но холодная значится о двух этажах, из коих в нижнем на правой стороне придел во имя свв. Чудотворцев Петра и Февронии, а на левой хранится казенное вино (В 1820 г, склад вина, помещавшийся здесь с платой по 200 руб. в год — упразднен.). Во втором верхнем этаже главная во имя Рождества Пр. Богородицы с приделом на правой стороне во имя свв. Апостолов Петра и Павла, в котором опочивают мощи свв. Чудотворцев. С южной, западной и северной сторон храма пристроены крытые галереи. Рядом с описанным холодным храмом находилась теплая каменная одноэтажная церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа, с колокольней, построенная по преданию Муромским купцом Бушуевым. В 1811 г. придел свв. Чудотворцев, как обветшавший от времени, вновь возобновлен и освящен 25 июня, по благословенной грамоте Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского и Суздальского, протоиереем Василием Лепорским. В то же время придел этот сделан теплым для совершения в нем зимой ранней литургии. В 1811 г. придел свв. Чудотворцев, как обветшавший от времени, вновь возобновлен и освящен 25 июня, по благословенной грамоте Преосвященного Ксенофонта, Епископа Владимирского и Суздальского, протоиереем Василием Лепорским. В то же время придел этот сделан теплым для совершения в нем зимой ранней литургии.
В 1812 году Отечественной войны, в годину тяжких бед для России, прибывший в гор. Муром, Московский Архиепископ Августин со свв. иконами Владимирской и Иверской Богоматери из Москвы, дважды совершал Богослужение в соборе. Получив 18 октября от графа Ростопчина весть об освобождении Москвы от врагов, Архиепископ в соборе Муромском принес благодарственное молебствие Всевышнему Спасителю России, и после литургии произнес молитву и трогательную речь. 20-го октября (в воскресенье) в этом же соборе Пр. Августин простился красноречивым словом с жителями г. Мурома и поспешил в древнюю столицу, где ожидали его подвиги, достойные-пастыря и учителя народа (см. К событиям 1812 г. в гор. Владимире). Муромцы провожали его за город, при колокольном звоне, с крестным ходом, в котором несли вышеупомянутые святыни. В память этого события каждогодно 10 сентября бывал крестный ход кругом города. В 1814 году к храму Спасова Образа пристроен был придел в честь иконы Божией Матери Муромской, освященный в 1817 году Епископом Ксенофонтом и протоиереем собора Михаилом Григорьевичем Троепольским.
В 1834 году Император Николай Павлович прибыв в Муром 12 октября в 10 ч. утра из Нижнего, переправился через реку Оку на лодке и, в сопровождении своей свиты, изволил шествовать пешком ногорным въездом, мимо бульвара, до собора. В соборе встречен был протоиереем Троепольским со всем градским духовенством и, после обычного краткого молитвословия (молебна) изволил прикладываться к святым иконам и мощам Чудотворцев Петра и Февронии. В 1837 году, Государь Наследник Александр Николаевич, на пути из Нижнего, вечером 14 августа, переправившись через реку Оку, поехал в коляске Воеводской горой в собор. В последнем встречен был протоиереем Троепольским со св. крестом и всем градским духовенством. По выслушании эктении и возглашения многолетия, Цесаревич приложился к святыням собора и вышел из храма.
16 августа 1865 г. умер причетник Муромского Богородицкого собора Дмитрий Аполлонов. 27 августа 1865 г. зачислено причетническое место при Муромском Богородицком соборе за семейством умершего дьячка Дмитрия Аполлонова. В 1865 г. за благоуспешное проповедание слова Божия изъявляется признательность епархиального начальства катихизаторам г. Юрьева Петропавловской церкви священнику Иоанну Альбицкому и г. Мурома Богородицкого собора священнику Алексею Дроздову. 6 октября 1865 г. священнику Муромского Богородицкого собора Александру Орфанову, за усердное и деятельное прохождение должности увещателя объявлена благодарность епархиального начальства. В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Анны 2-й степени с Императорской короной – г. Мурома Богородицкого Собора протоирей Афанасий Яковлевич Виноградов. 7 августа 1870 г. – шестидесятилетний юбилей священнического служения о. Протоиерея Муромского собора, Афанасия Яковлевича Виноградова.23 января 1868 г. при Владимирской епархии учрежден викариат. 3 мая 1868 г. в 5 часов вечера прибыл во Владимир Преосвященный Андрей, новопоставленный Епископ Муромский. 30 мая (стар. ст.) 1868 г. в 12-м часу дня жители г. Владимира заунывными, редкими ударами соборного колокола были извещены о кончине викарного Епископа Андрея. Новый епископ не успел посетить г. Муром. В связи с учреждением в Муроме викарной кафедры собор с 1868 г. стал кафедральным. Возникла потребность в реставрации собора ввиду значительных повреждений внутренней и наружной частей здания. Во многих местах была видна отвалившаяся от стен штукатурка и повсюду наблюдались значительные трещины. В декабре 1869 года была избрана городским обществом комиссия, на обязанность которой возлагалось составить подробное описание всех неотложных исправлений, что и было исполнено в 1872 году, а в следующем 1873-м приступлено к реставрированию храма. Реставрация производилась под наблюдением Владимирского Архитектора Артлебена и была направлена не только к исправлению всех повреждений здания, но и к расширению внутренней его части. Последнее было вызвано крайней теснотой внутри прежнего храма, для расширения которого предъалтарный иконостас был перемещен к крайним восточным колоннам, на восток. Внутри стен заложены были раньше деревянные связи, которые местами представляли обгорелые части бревен — их заменили железными балками. В симметрию с правым приделом свв. Апостолов — устроен с северной стороны придел в честь св. Равноапост. Марии Магдалины и Препод. Алексия Человека Божия (в память Алексия и Марии Ермаковых). Живопись внутри храма, на стенах была уничтожена и покрыта масляной краской (По рассказам местных старожил на западной стене храма, при входе в придел свв. Апостолов, было изображено: «Княжение св. Петра»; на северной: «Пострижение кн. Петра в монашество»; на южной: «Пострижение княг. Февронии».). Иконостас отделан был заново и позолочен, пол оцементован. В виду устройства теплого помещения — под сводом пола сделана духовая печь (С устройством в Богородицком Соборе отопления, прежний теплый храм Спасова Образа утратил свое прежнее значение и служба в нем стала совершаться 2 раза в году: 3 июля и 16 августа.). Крытые паперти, окружавшие собор с трех сторон уничтожены и заменены открытыми террасами. Собор, по реставрировании, как упомянуто в записках Артлебена, получил вид обычного византийского плана, с тройным алтарем и четырьмя внутри столбами; под ним подклеты, или выходы, сложенные из белого камня со сводами. Наружные фасады разделены пилястрами, каждый на три отдела, завершающиеся надстенными полукругами. В плане храм получил вид продолговатого четырехугольника... На четырех столбах, внутри храма расположены сверху коробковые своды, а над средним пролетом — светлый трибун с куполом. Такие же четыре трибуна, но меньшего размера устроены по углам здания, вне колонн. Для освещения храма сделано 19 окон в два ряда по стенам и 38 окон в пяти трибунах. Посредине собора подвешено на балансе 40 свечное паникадило, а по сторонам два — меньшего размера, по 36 свеч. Иконостас, простирающийся во всю ширину храма, имеет посредине царские врата главного алтаря, а по бокам два пролета. При входе в последние, расположены два предъалтарных помещения вышеуказанных приделов, с самостоятельными иконостасами. Северная же и южная двери главного алтаря ведут в эти придельные предъалтария. Св. Мощи Чудотворцев Петра и Февронии, по окончании реставрации в 1878 году поставлены были у северной стены, за левым клиросом (Во время реставрации, св. мощи временно были поставлены в храме Спасова Образа, при колокольне.). [1] Вот что писал о реставрации собора, свящ. А.И. Орфанов Преосвященному Еп. Савве Харьковскому в 1876 г. 2 авг. (Автобиографич. записки Высок. Саввы т. V, стр. 372). «Началась у нас, Преосвященнейший, перестройка собора, но я, признаюсь, равнодушно видеть эту перестройку не могу. Прежняя галерея и паперть совершенно сломаны, а на месте их устроена новая галерея без крыши и без окон, открытая совершенно; паперти прежние заменены открытыми широкими ступенями, идущими внутри галереи. При разборке старых папертей на глубине 2 ½ арш., в земле найдены 2 гроба, совершенно прочные и нимало не сгнившие. Любопытные осмелились приподнять крышки, и в одном оказался священник; облачение на нем цело и крепко; во втором гробе, как бы помещик, богато одетый, и его одежда цела; будто бы сохранились и сами тела, но я лично того не видел, а слышал это от очевидцев. На этом месте перекинули небольшую арку и устроили входную лестницу. Другое открытие: когда стали копать канавы для алтаря, в одном месте в ряд, нашли три глиняных сосуда, похожих на урны, — в них пепел и кости. По неосторожности урны эти разбиты, но с одной урны снят снимок. Вид собора перестройкой обезображен. Прежний алтарь отломан, а новый очень удлинен к бывшему правлению духовному. Вследствие этого иконостас уже переносится за арку, у которой он стоял, и станет на том месте, где был св. престол и даже позади его. Вид иконостаса изменится, он будет ниже, загорожен столбами и мало виден из храма. В алтаре предполагается устроить три св. престола в ряд. Прежние окна заложены, а проделаны новые, в старом стиле, но полуширокие, ни старинные, ни новые. Главный средний купол снят до его основания и вместо каменного сделан из досок, с наружной стороны обитый железом, а внутри отштукатуренный, — и к довершению этой глупости теперь кладут под собором духовые печи, желая сделать его теплым, а прежний теплый собор останется навсегда лишним и без служения. Удивляюсь, что чудят, строят. По моему если бы кто завернул в Муром из влиятельных и ревностных археологов, досталось бы всем на калачи. Работает вся сие особая комиссия из замысловатого и ученого молодого купечества…» [1] В ответ на это письмо Пр. Савва писал от 15 числа. «Описываемая Вами перестройка и переломка соборного храма истинно возмущает душу. Меня при этом более всего удивляет то, как мог решиться Преосв. Антоний, без ведома Синода, дозволить такое искажение священного исторического памятника». [1] В 1869 г. Смирнов Иоанн Матвеевич (1820 - 1902) перемещен священником в Муромский собор. В 1878 г. выслужив установленную для себя училищную пенсию, согласно прошению, перемещен настоятелем в Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери, с возведением его в сан протоиерея и с возложением на пего должности благочинного и председателя уездного цензурного комитета по рассмотрению проповедей. 1878 – 1916 г. псаломщик Богородицкого Собора - Петр Иакинфович Капацинский (1848-1916). 11-го июля 1878 г. Епископом Муромским Иаковом освящен был главный престол в честь Рождества Пр. Богородицы, 12-го июля того же года, Протоиереем Собора Иоанном Любомудровым, перед ранней литургией, освящен придел свв. Апостолов Петра и Павла, а перед поздней — Епископом Иаковом — придел св. Равноап. Марии Магдалины.
«Царь Царем» (1690) - подписная икона А.И. Казанцева из местного ряда иконостаса
Внутреннее убранство Богородице-Рождественского собора
Спас Нерукотворный. Сер. XVII в. Дерево, темпера. Происходит из собора Рождества Богородицы г. Мурома. Поступила в Муромский музей в 1934 г. Реставрирована в 1934-1935 гг. в Отделе реставрации Государственной Третьяковской галереи (г. Москва) Е.А. Домбровской. Иконография Спаса Нерукотворного сложилась на основе легенды о царе Эдессы Авгаре, исцелившимся от изображения лика Христа, чудесным образом запечатлевшегося на куске льняной материи – плате или убрусе. Уверовавший во Христа Авгарь поместил образ над городскими воротами Эдессы. Существование Нерукотворного образа Спасителя служило доказательством истинности воплощения сына Божия. На Руси легенда об авгаре была известна с XI в. Православная церковь 16/29 августа торжественно отмечает день перенесения образа из Эдессы в Константинополь в 944 г. Первое дошедшее до нас изображение Спаса Нерукотворного – «Спас на убрусе», «Спас на чрепии» (черепице) – известны во фресках Спасо-Преображенского Мирожского монастыря во Пскове 1140-е гг. На Руси иконы Нерукотворного образа получили более широкое распространение, чем в Византии, особенно благодаря приписывавшейся им защитной функции. Такие изображения помещали над городскими воротами и на боевых знаменах. Данная икона первоначально находилась над воротами Мурома, на Спасской башне деревянной крепости. Предание связывало ее с князем Константином Муромским – крестителем города (XII в.), но иконографическая схема иконы восходит к XVI в.
Богоматерь Звезда Пресветлая. Александр Казанцев. 1690 г. Дерево, темпера. Из собора Рождества Богородицы. В Муромский музей поступила в 1935 г. реставрировалась в 1946 г. в Муромском музее И.И. Тюлиным. Редкая иконография произведения создана под влиянием сборника «Звезда Пресветлая», переведенного в 1686 г. с «белорусской книги». Он состоял из пятнадцати глав с рассказами преимущественно западного происхождения о чудесах от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии». На руках Богоматери младенец Христос, держащий в руках католические четки, состоящие из пятнадцати бусин, соответствующих циклу пятнадцати молитв «Розария Богоматери». К ногам Девы Марии припадают коленопреклоненные святые благоверные князья Константин, Михал, Федор – с одной стороны; святые благоверные князь и княгиня Петр, Февронья и святая праведная Юлиания Лазаревская – с другой.
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Вклад Андрея Федоровича Палицына (под 1617-1618 гг. значится в списке воевод г. Мурома). Дерево, темпера; оклад – металл, басма. Происходит из собора Рождества Богородицы г. Мурома. Реставрирована в 1936 г. в Муромском музее И.И. Тюлиным.
Рождественская площадь
Богородице-Рождественский собор
Гравюра "Вид уездного города Мурома"
Надгробие схимницы Февронии из собора Рождества Богородицы. 1561 г. Белый камень, резьба. В Муромский музей поступило при разрушении собора в 1930-е гг. Реставрировано в 2006-2007 гг. в мастерских Суздальского художественно-реставрационного училища (СХРУ). Резная надпись: «Лета 7070// (дня) И/ 8-го/ ноября// …в ЧЕ/ 95/ преставися скимница Феврония».
В 1882 году, в нижнем помещении собора устроена с южной стороны странноприимная (В 1895 г. странноприимная при соборе — упразднена, за переводом ее в частный пожертвованный дом, на месте же ее образовался склад ветхих церковных предметов.), а с северной — церковная сторожка (Сторожка в 1903 году уничтожена и переведена во вновь отстроенный дом, в усадьбе настоятеля собора.). В 1883 году, по указанию Епархиального Архитектора Корицкого, западная часть Спасского (при колокольне) храма была разобрана и придел Муромской Б. М. уменьшен на половину. Это изменение было вызвано тем, что западная и южная части здания архитектурой своей не соответствовали колокольне. «Император Александр II, бывши наследником всероссийского престола, осчастливил город Муром посещением 14 августа 1837 года и изволил быть тогда в Богородицком соборе для поклонения почивающим в нем святым мощам Муромских Чудотворцев. В августе 1887 года исполнится 50 лет со времени того незабвенного для Муромских граждан посещения. Желая достойно ознаменовать пятидесятилетнюю годовщину этого события и увековечить память о нем, граждане города Мурома, в полном собрании думы, постановили: ходатайствовать пред священной особой ныне благополучно царствующего Государя Императора о даровании городу венка с гробницы Его Августейшего Родителя, для хранения его в Богородицком соборе в память посещения этого древнего храма покойным Государем 14 августа 1837 года. Снисходя к таковой верноподданической просьбе Муромских граждан, Государь Император в 31 день марта 1887 года Всемилостивейше удостоил город Муром испрашиваемого дара, царского венка с гробницы Императора Александра II, для положения его в Богородицком соборе» (Владимирские Епархиальные Ведомости. № 9-й. 1-го мая 1887 года). Диакон Богородицкого гор. Мурома собора Иоанн Успенский 8 мая 1907 г. уволен по прошению за штат. Псаломщик Успенской гор. Мурома церкви Никита Дмитриев 8 мая 1907 г. определен на диаконскую вакансию к Муромскому собору. С 1891 г. священник собора - Клавдий Николаевич Алякринский (1868 - 1907). Священник Муромского собора Клавдий Алякринский, 30 сентября 1907 г., умер. С 1894 по 1900 гг. Каратыгин Иван Максимович исполнял обязанности церковного старосты Богородицкого собора. «Репорт протоиерея Муромского собора Александра Орфанова на имя Преосвященнейшего Александра Епископа Муромского, Викария Владимирской епархии. 25 день сего января, праздновался юбилей пятидесятилетнего служения в священном сане Высокопреосвященнейшего Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского. Так как священное служение свое Высокопреосвященнейший Савва начал в Муромском соборе, то ко дню юбилея своего прислал в собор наш ценное парчовое облачение священническое и диаконское, служебник, очень вескую лампаду ко св. мощам серебряную, вызолоченную, билет в сто рублей в пользу собора на масло у св. мощей, билет в 500 рублей в пользу причта и 50 рублей на соборный причт для раздела. Нижайше донося о сем Вашему Преосвященству, осмеливаюсь просить Вас, не благоволите-ли приказать извещение это напечатать в Владимирских Епархиальных Ведомостях. Муромского Богородицкого собора протоиерей Александр Орфанов» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 1892). Граждане г. Мурома тотчас же после смерти бывшего соборного протоиерея А.И. Орфанова единодушно обратились с ходатайством к Высокопреосвященному Сергию о назначении на место настоятеля собора священника Григория Ивановича Карпинского. Ходатайство это было уважено, и 1 мая 1899 г. Г.И. назначен был настоятелем Муромского Богородицкого собора, с возведением в сан протоиерея и с назначением Благочинным сначала только местного собора, а затем (в 1902) и всех церквей города Мурома.
К Муромскому Богородицкому собору на трехлетие с 1909 г. Епархиальным Начальством утвержден в должности старосты единогласно избранный городской думой Муромский купец Н.И. Нехорошев. Нехорошев состоит в должности старосты собора с 1903 г., да раньше три года был помощником старосты. За все время службы при соборе он оказывал и оказывает много помощи и заботы о благоукрашении и благоустройстве собора. За весьма значительные свои пожертвования собору г. Нехорошев еще в 1906 году Высочайше удостоен награждения золотою медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.
Диакон-псаломщик Муромского собора Николай Соловьев, 7 января 1910 г., перемещен в Кафедральный собор гор. Владимира.
В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии. Добронравов, Василий Гаврилович. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды» о соборе говорится: «Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. апостол Петра и Павла и во имя препод. Алексия человека Божия и Марии Магдалины; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный престол обложен медными высеребренными досками с чеканными на них изображениями Тайной вечери, Рождества Пресвятой Богородицы, Моления о чаше и св. ап. Петра и Павла. Иконостас пятиярусный. В нижнем ярусе иконы Господа Вседержителя, Рождества Пресвятой Богородицы, св. ап. Петра и Павла, Смоленской Божией Матери. Божией Матери, именуемой «Звезда лучезарная», Распятие И. Христа с предстоящими в серебряных вызолоченных ризах, частью украшенных драгоценными камнями и жемчугом. На аналое перед солеей лежит небольшой крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих; происхождение этого креста неизвестно. В приделах иконостасы резные дубовые. Здесь обращают на себя внимание две старинных иконы Муромских чудотворцев благоверных князя Петра и княгини Февронии в житии. На южной стене храма в стеклянном футляре хранится венок с могилы императора Александра II, пожалованный городу Мурому в 1887 году императором Александром III в память посещения Мурома Александром II в 1837 году. В храме нижнего этажа во имя св. Петра и Февронии обращает на себя внимание лицевое изображение жития этих чудотворцев, написанное на 10 досках. Утварь и ризница церковная довольно богаты. Имеется 10 напрестольных Евангелий: 1) Евангелие – средник и Евангелисты серебряные – изд. 1698 года; 2) Евангелие в таком же окладе с надписью: «лета 7189 в 15 день Сентября приложил в Муромский уезд в Борисоглебский монастырь в церковь Рождества Христова стольник Стефан Димитриев Борисов»; 3) Евангелия изд. 1657 года, 1663 года, 1640 года. Напрестольных серебряных вызолоченных крестов имеется 6, сосудов также 6. На одном из серебряных кадил имеется надпись: «лета 7159 сделано сие кадило в Муром в соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Муромских чудотворцев Петра и Февронии в церковном серебре при протопопе Василие»… Причт при соборе в кон. XIХ века состоял из протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание причта получалось: жалованья от казны 1421 руб., процентов с причтового капитала (10129 руб.) – 406 руб. 27 коп. и от служб требоисправлений до 1500 руб., а всего около 3430 руб. в год. Члены причта жили в собственных домах. Земли при церкви – усадебной 1 дес. 158 саж. Прежние земельные владения соборного причта отобраны в казну в 1764 году. Прихода при соборе не было».
В 1894 — 95 г. Богородицкий храм был окрашен внутри и снаружи и кроме того деревянные паперти, перед западной входною дверью — сломаны и устроены вместо них каменные. В 1900 году устроены новые рамы в верхних трибунах храма. В 1901 году очищен иконостас и стены, последние выкрашены масляной краской. В 1902 году, вдоль западной стены устроены, на высоте окон 2-го яруса хоры и ризница, в виде терассы, занимающей по бокам пространство до двух передних колонн, с небольшим посредине уступом. В 1903 году произведен наружный ремонт храма. Стены снаружи были оцементованы и окрашены белой краской, а также кровля и купола.
Бывший воспитанник семинарии Николай Фоминский, 9 января 1904 г., определен в Муромский собор на псаломщицкой вакансии.
В 1905 году стены Богородицкого собора окрашены внутри масляной краской (под мрамор). После реставраций, собор, к сожалению, утратил прежний свой древний стиль.
«С правой стороны Богородицкого Собора, в связи с храмом Спасова Образа стоит высокая пирамидального вида колокольня. В верхнем ярусе колокольни устроена звонница, вмещающая девять колоколов, из них главный имеет надпись: «Во славу Святыя Единосущныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа, при державе Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, с благословения Преосвященного Парфения, Архиепископа Владимирского и Суздальского, в город Муром, к Соборной Богородицкой церкви, при Протоиерее оного собора Михаиле Гр. Троепольском вылит сей колокол по усердию и собственным иждивением. Муромским купцом, почётным гражданином в селе Карачарове Евфимием Ивановичем Козновым 1844 года Октября дня. Сей колокол вылит в Ярославле, весу 1049 пуд. 10 фун. Содержатель завода Иван Порфирьевич Оловянишников, мануфактур Советник и почётный гражданин, Ярославский 1 гильдии купец, мастер Семен Дмитриев Чарошников — Ярославский». Этот колокол отличается чрезвычайно приятным звуком; благовест его слышен в ясную погоду на 20 верстном расстоянии. [1] Вот как описывает в своих автобиографических записках Архиепископ Савва (С 1842 по 1846 г. Арх. Савва был священником в Муромском Богор. Соборе.) о колоколе, пожертвованном Муромскому Собору в 1845 году: «...Один из богатых Муромских купцов, Ефим Ив. Кознов возымел усердие пожертвовать Муромскому Собору колокол в тысячу пудов. 25-го июля колокол был привезен из Нижняго Новгорода по Оке в Муром: 1-го Августа был освящен на берегу реки, а 2-го, при многочисленном стечении народа, перевезен к собору. Затем я командирован был во Владимир с просьбою к Преосвященному о разрешении принять этот многоценный дар (около 50 тысяч рублей ассигнациями); при этом уполномочен был поднести Архипастырю, на счет соборного старосты, мешок крупитчатой муки и ведро мадеры. ... Владыка рассказал мне, как он убеждал Кознова не устроять такого большого колокола для уездного города, а сделать колокол в 500 пудов, другую же половину суммы употребить на какое-нибудь полезное дело. Но упрямый купец и слышать об этом не хотел, приговаривая: «большой-де колокол из ада душу вызвонит». Делать было нечего. Владыка уступил настойчивому жертвователю и нам разрешил принять его жертву. 23-го сентября колокол был поднят на соборную колокольню и, в продолжение трех дней, с утра до ночи, без умолку производился звон к великому утешению граждан, а между тем, в это время, и в доме жертвователя, и в доме соборного старосты, купца Зворыкина, происходили шумные, торжественные пиршества» (Автобиографические записки Высокопр. Саввы т. I, стр. 271). Второй колокол полиелейный, весом в 300 п., пожертвован некиим Самариным (отлит в 1753 году). Кроме описанных есть еще древний колокол, так называемый «Дедовский». Этот колокол первоначально был пожертвован некиим Кравковым в церковь села Дедова (в 17 верстах от Мурома, за р. Окой), а оттуда, по какой причине, неизвестно, передан был в Муромский Богородицкий Собор. Сверху, над звонницей, устроены башенные часы, приобретенные в Нижнем Новгороде, поставлены мастером Федором Волковым в 1843 г.
В 1909 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени Муромского Богородицкого собора протоиерей Алексий Бобров. [1] К Муромскому Богородицкому собору на трехлетие с 1909 г. Епархиальным Начальством утвержден в должности старосты единогласно избранный городской думой Муромский купец Н.И. Нехорошев. Нехорошев состоит в должности старосты собора с 1903 г., да раньше три года был помощником старосты. За все время службы при соборе он оказывал и оказывает много помощи и заботы о благоукрашении и благоустройстве собора. За весьма значительные свои пожертвования собору Нехорошев еще в 1906 году Высочайше удостоен награждения золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте. 14 июня 1912 г. Преосвященный Евгений был перемещен епископом Юрьевским, викарием Владимирской епархии. 8-го июля в 9 ч. 15 м. у. Владыка прибыл в собор и при сослужении протоиерея Боброва и свящ. Белоцветова — совершил последнюю Божественную литургию в соборе (см. Отъезд Преосвященного Епископа Евгения из города Мурома в город Владимир в 1912 году).
10 августа 1912 г. в 8 ½ час. вечера прибыл в Муром Преосвященный Епископ Митрофан. Встретить Владыку на вокзал являлись — о. благочинный протоиерей А. Бобров, казначей Спасского монастыря иеромонах Макарий, смотритель духовного училища Кс. А. Вознесенский с помощником своим Н. Травчетовым и преподавателем А.И. Сокольским, чины местной полиции с исправником во главе, городской голова И.П. Мездряков с членом городской управы и множество народа. Городской голова поднес Владыке хлеб-соль и приветствовал речью. С вокзала Владыка проследовал в Спасский монастырь, где по принятии установленной встречи и по совершении краткой молебной литии, сказал первое приветственное слово. 11-го в 11 ч. дня Владыка прибыл в собор, где ожидало его градское духовенство в полном составе причтов. О. благочинный протоиерей А. Бобров приветствовал Владыку задушевною речью. По совершении установленной при встрече Архипастырей молебной литии, Владыка произнес слово, выслушанное духовенством и всем народом с глубоким вниманием. Наставление Архипастыря о достодолжном исполнении пастырских обязанностей и о хранении мира и любви в семействах произвело на всех сильное впечатление. Из собора Владыка проследовал в Благовещенский монастырь, где молился пред гробницею свв. Угодников Божиих. 12-го Владыка совершил первую литургию в соборе — при сослужении местного причта; 14 — всенощное бдение и 15-го литургию совершил в Троицком женском монастыре; 15-го всенощное бдение 16-го литургию совершил в соборе.
«Молебствие о дожде. Вчера на Соборной площади при незначительном количестве молящихся совершено соборным духовенством при участии городского духовенства молебствие о дожде. На молебствии присутствовал гор. голова и члены управы» («Муромский край», 1-го июля 1914). «Панихида по архиепископе Николае. Сегодня, по окончании поздней литургии причт Богородицкого собора, по предложению общества хоругвеносцев, отслужит панихиду о покровителе общества преосвященном Николае, архиепископе Владимирском и Суздальском» («Муромский Край», 20-го июля 1914).
Против Собора, на площади, расположено здание бывшего Городского детского приюта для детей неизвестного происхождения им. Ермаковых (Приют переведен в 1914 г. в другое здание, приобретенное Попечительством.), в связи с которым устроена часовня, приписанная к собору. В часовне имелся золоченый иконостас, в котором вставлены различные иконы. На западной стене, в особом киоте находилась древняя икона Спаса «Нерукотворенного Образа». Размер иконы 1 арш. 7 в. Х 1 арш. 9 вер. Украшена она богато серебряной вызолоченой ризой с драгоценными камнями. Предание относит эту икону к XII столетию, когда прибыл в Муром Св. Благ. Кн. Константин с чадами. Первоначально описанный образ помещался на городских воротах, когда существовал кремль. Святыня эта благоговейно чтилась, как городскими так и жителями окрестных селений. Еженедельно, по пятницам, Образ этот приносился в Собор, где служился акафист Спасителю, по окончании которого икона уносилась обратно в часовню. [1]
Богородице-Рождественский собор
После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как и мощи Петра и Февронии.
Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы. 1923 год
Службы продолжались до 1935 года. В 1935 г. собор передали военному ведомству. Перед храмом было устроено футбольное поле, причём колокольня была приспособлена под раздевалку для спортсменов.
Собор Рождества Богородицы. Фрагмент иконостаса с царскими вратами. 1930-е годы.
Собор Рождества Богородицы в лесах. 1939–1940 гг.
Собор Рождества Богородицы в Муроме перед разрушением. Вид с запада. 1940 год.
Собор Рождества Богородицы в Муроме. Фрагмент интерьера с винтовой лестницей на хоры перед разрушением. 1940 год.
Фрагмент интерьера собора Рождества Богородицы перед разрушением.
Фрагмент левой части иконостаса собора Рождества Богородицы
Фрагмент верхнего яруса иконостаса собора Рождества Богородицы со следами разрушений.
Фрагмент интерьера собора Рождества Богородицы. Вид центральной части с царскими вратами со следами разрушений.
Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии.
Северная береговая часть города Мурома. 1940 г. Вид с колокольни собора Рождества Богородицы. Видны разрушенные купола и кокошники Богородицкого собора.
Колокольня собора Рождества Богородицы. Вид с запада. 1935 – 1940 гг.
В 1939 г. начали разбирать стены 400-летнего храма. Колокольня простояла на несколько лет дольше, так как использовалась как пожарная каланча. Разрушена в 1948 году.
Колокольня собора Рождества Богородицы во время разрушения.