Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
26.03.2017
06:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 256

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [510]
Суздаль [192]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [153]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [36]
Юрьев [75]
Судогда [22]
Москва [41]
Покров [37]
Гусь [39]
Вязники [106]
Камешково [27]
Ковров [79]
Гороховец [20]
Александров [51]
Переславль [61]
Кольчугино [18]
История [13]
Киржач [29]
Шуя [54]
Религия [1]
Иваново [19]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Собор Рождества Богородицы в гор. Муроме

Собор Рождества Богородицы

Богородице-Рождественский собор - главный православный храм города Мурома, стоявший на вершине Воеводской горы над Окой.


Воеводская гора

Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор (Воеводская гора), Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём. Это подтверждается замечанием, что монастырь Благовещенский находится на «старом городище». Когда и по какому случаю произошло это перемещение городского кремля, сведений о том не сохранилось.

По предположению историков, первое здание собора в Муромском кремле появилось в сер. XII в. Исследователь В.Н. Добрынкин в работе «Муромский Богородицкий собор», опубликованной в 1915 г. во Владимире, написал: «Не называемая по имени церковь в Муроме, которую создал кн. муромский Юрий Владимирович (1161 - 1176 гг.), умерший в 1176 г., вероятно, есть та церковь Рождества Богородицы, которая является ныне Муромским собором».
Эта точка зрения оправдывается и находками следов каменных строений XII в. (обломки белокаменных колонн и капителей XII века) во время реставрационных работ в храме в 1873 г. Почти через 100 лет, при археологических раскопках в 1980 г., рядом с тем местом, где находился собор, были найдены каменные фрагменты. Все это подтверждает гипотезу о каменном строительстве в Муроме в XI - XIV вв. Трудно представить, как выглядел в это время Муром - столица Муромского княжества. По всей видимости, архитектура его памятников была близка постройкам в Старой Рязани, известным по реконструкциям.
Возможно, первый собор был разрушен татаро-монголами в 1239 г.

В 1440-х годах в этой соборной церкви св. Иона, архиепископ Рязанский и Муромский, бывший впоследствии митрополитом Московским, принял на свою епитрахиль с рук князя Ивана Ряполовского юных князей Иоанна и Юрия, детей великого князя Московского Василия Васильевича Темного, гонимых Димитрием Шемякой.

В 1468 г. здесь молился, помня свое избавление от злобы Шемякиной, великий князь Иоанн Васильевич III.
В 1549 и 1552 гг. в храме молился первый русский царь, Иван Васильевич Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 г. он выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и городской собор. По свидетельству описи Бартенева 1637-го года, вместо бывшей деревянной церкви Иваном Грозным был построен каменный соборный храм.
Храм был поставлен на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея - гульбище. Судя по гравюре в книге Олеария, до переделок середины XVII века он был трёхверхим.


Бархатный покров с изображением Петра и Февронии - вклад в собор царя Фёдора и царицы Ирины (1593 г.)

Писцовая книга Бартенева 1636/37 гг. сообщает: «В городе соборная церковь Рождество Пречистые Богородицы каменная о трех верхах с папертью, паперть каменная ж, а в церкве верхние своды разселись до паперти и во многих местах сыплетца в приделе Верховных Апостол Петра и Павла, да в том же приделе лежат Муромские чудотворцы - Благоверный Великий Князь Петр да Благоверная Великая Княгиня Феврония. Строенье та соборная церковь блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа русии. А в соборной церкве Божия милосердия по росписи какова взята у протопопа у Федора збратьею за их руками: образ местной Пречистые Богородицы Одигитрия в киоте, у киота на затворех праздники богородичны да Муромских чудотворцов на золоте посталенья тот образ блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа русии обложен серебром басма чешуйчата венец чеканной серебрян с каруною а в венце и на каруне пять яхонтов да випис и бечат дватцать пять каменей да у каруны ж семь зерен бурмицких жемчужных да другой венец жемчужной ожерелейцо и зарукавье жемчужное же.
Да у тово ж образа прикладу цата с каменьем с розным да десять золотых да три креста аспидные обложены серебром да семь крестов серебряных да две гривны басменные да гривна витая, двои серьги одинцы да серьги жемчужные, двои серьги лапки серебряны позолочены, да у Богородицы ж пелена зелены дороги а другая пелена бархот черный около камка червчата да на том же образе покров дороги червчаты по концом шито золотом да серебром а оклад у того образа венцы и коруна и цата и гривны и золотые и серьги и пелены и покров строенье мирское многих обротчиков а иное прежнево протопопа Ивана збратьею. Да перед тем же образом подсвечник серебрян яблока золочены поставленье тот подсвечник Боярина Дмитрея Ивановича годунова. Да местный же образ Рождество Пречистыя Богородицы обложен серебром басменным венцы сканные да образ на палое пречистые Богородицы казанские обложен серебром, венец резной. Поставленье те образы Муромца Ивана Чегодаева. Да образ местной же Всемилостиваго Спаса на празелени да образ живоначальные Троицы, да образ же Николы Чудотворца, да образ Пречистые Богородицы Одигитрея, да образ Благовещения Пречистые Богородицы, да образ Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии, да образ Муромских же чудотворцев с деяньем все писаны на празелени. Да перед теми ж местными образы восемь свечь поставленных с красками а поставленье те образы и свечи протопопа ивана збратьею и иных обротчиков. Да в олтаре образ Пречистые Богородицы запрестольной на празелени ж, да крест, двери царские и сень и столбцы на рези, да в олтаре крест воздвизальной обложен серебром, да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица серебрены, кадило серебряное ж, серебро церковное, да двои сосуды церковные ж оловянные да в тябле деисус и праздники и апостоли и пророки все написаны на празелени поставленье блаженныя памяти Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа русии. Да в приделе образ верховных апостол Петра и Павла штилистовой на празелени да образ Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии обложен серебром басменным венцы басменные же прикладу четыре золотых да тринадцеть гривен басменных, две гривны витые, три креста серебряные, да в приделе ж рака каменная, а в ней лежат Муромские чудотворцы Благоверный Князь Петр и Благоверная Княгиня Феврония покрыты сукном черным, а над ракою их образ Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии с деяньем.…»
Как следует из этого описания, в Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. Сохранились фотографии массивной кипарисовой раки, изготовленной для мощей в 1797 г.

Деревянная теплая церковь Петра и Февронии стояла рядом с собором. «Да посторон тое соборные церкви теплая церковь Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии древяна брусяная на подклетке; а в церкве Божия милосердия: образ местный Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Петра и Княгини Февронии, да местный же образ живоначальные Троицы, да образ Пречистые Богородицы Одигитрия, все писаны на празелени, да образ Пречистые ж Богородицы запрестольный. Двери царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени ж. Строенье церковь и в ней Божия милосердия образы и всякое церковное строенье протопопа Ивана збратьею, а иное мирское.
А под тою соборною каменною церковью и под теплым храмом и под кладбищем и что около церквей земли в длину двадцать две сажени с полусаженью поперег шестнадцать сажен.
Да под тою (соборною) церковью две полатки а в них всякой городовой наряд пушки и ядра железныя и каменныя и свинец и зелье…
А в соборной церкви у Пречистой Богородицы и в приделе у верховных Апостол и в теплом храму у Муромских чудотворцев служат протопоп Федор Тарасьев да протодьякон Андрей Васильев, да попы Степан Дмитриев, Сергей Силин, да Яков Иванов, да Михайло Иванов, да Сергей Еремеев, да дьякон Яким».
«Да близко Соборной церкви изба съезжая с сеньми, строенье мирское; в ней сидят для Государева дела Воеводы».
«И всего в Муроме внутри города церковь каменная да две церкви деревянных; да в городе ж для осадного времени и на приезде 4 двора Боярских, да место дворовое Боярское, 3 двора Стольничьих, 41 двор дворянских и детей Боярских, да 4 двора монастырских живущих…»


Богородице-Рождественский собор

Кремль Мурома в 1769 г.
1. Собор, 2. Церковь Арх. Михаила, 3. Муромская Воеводская Канцелярия и при ней казенная кладовая палата, 4. Воеводский дом, 5. Духовное Правление, 6. Жилые строения духовенства, 7. Предлагаемое место владения Троицкого монастыря.

В кон. XVIII в. деревянную церковь Петра и Февронии разобрали, чтобы освободить место для строительства трёхъярусной колокольни. Её гордостью стал благовест 1049 пудов весом, про который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». Один из колоколов на ней (весом в 300 пудов) отлит в 1753 году.

23 января 1868 г. при Владимирской епархии учрежден викариат. 3 мая 1868 г. в 5 часов вечера прибыл во Владимир Преосвященный Андрей, новопоставленный Епископ Муромский. В связи с учреждением в Муроме викарной кафедры собор с 1868 г. стал кафедральным. Губернский архитектор Н.А. Артлебен приступил к восстановлению «древней византийской архитектуры», в ходе которого храму вернули позакомарное покрытие, а в основании барабанов появились суховато-декоративные кокошники. Вместо крытой паперти была устроена открытая лестница, и все три апсиды были расширены на восток. Иконостасы в приделах были трехъярусными, а в основном храме стоял иконостас в 5 ярусов; некоторые из икон принадлежали кисти местного изографа Казанцева.


«Царь Царем» (1690 г.) - подписная икона А.И. Казанцева из местного ряда иконостаса

Внутреннее убранство Рождественского собора


Спас Нерукотворный. Сер. XVII в. Дерево, темпера. Происходит из собора Рождества Богородицы г. Мурома. Поступила в Муромский музей в 1934 г. Реставрирована в 1934-1935 гг. в Отделе реставрации Государственной Третьяковской галереи (г. Москва) Е.А. Домбровской.
Иконография Спаса Нерукотворного сложилась на основе легенды о царе Эдессы Авгаре, исцелившимся от изображения лика Христа, чудесным образом запечатлевшегося на куске льняной материи – плате или убрусе. Уверовавший во Христа Авгарь поместил образ над городскими воротами Эдессы. Существование Нерукотворного образа Спасителя служило доказательством истинности воплощения сына Божия. На Руси легенда об авгаре была известна с XI в. Православная церковь 16/29 августа торжественно отмечает день перенесения образа из Эдессы в Константинополь в 944 г. Первое дошедшее до нас изображение Спаса Нерукотворного – «Спас на убрусе», «Спас на чрепии» (черепице) – известны во фресках Спасо-Преображенского Мирожского монастыря во Пскове 1140-е гг. На Руси иконы Нерукотворного образа получили более широкое распространение, чем в Византии, особенно благодаря приписывавшейся им защитной функции. Такие изображения помещали над городскими воротами и на боевых знаменах. Данная икона первоначально находилась над воротами Мурома, на Спасской башне деревянной крепости. Предание связывало ее с князем Константином Муромским – крестителем города (XII в.), но иконографическая схема иконы восходит к XVI в.


Богоматерь Звезда Пресветлая. Александр Казанцев. 1690 г. Дерево, темпера. Из собора Рождества Богородицы. В Муромский музей поступила в 1935 г. реставрировалась в 1946 г. в Муромском музее И.И. Тюлиным. Редкая иконография произведения создана под влиянием сборника «Звезда Пресветлая», переведенного в 1686 г. с «белорусской книги». Он состоял из пятнадцати глав с рассказами преимущественно западного происхождения о чудесах от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии». На руках Богоматери младенец Христос, держащий в руках католические четки, состоящие из пятнадцати бусин, соответствующих циклу пятнадцати молитв «Розария Богоматери». К ногам Девы Марии припадают коленопреклоненные святые благоверные князья Константин, Михал, Федор – с одной стороны; святые благоверные князь и княгиня Петр, Февронья и святая праведная Юлиания Лазаревская – с другой.


Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Вклад Андрея Федоровича Палицына (под 1617-1618 гг. значится в списке воевод г. Мурома). Дерево, темпера; оклад – металл, басма. Происходит из собора Рождества Богородицы г. Мурома. Реставрирована в 1936 г. в Муромском музее И.И. Тюлиным.

В кон. XVIII века рядом с собором был устроен каменный храм во имя Спаса Нерукотворного образа Муромским купцом Бушуевым. До устройства отопления в Богородицком соборе этот храм был теплым соборным и в нем богослужение совершалось в зимнее время. В 1814 г. был устроен придел в честь Муромской иконы Божией Матери.
Престолов в храме было два: главный в честь Спаса Нерукотворного образа, в приделе в честь иконы Божией Матери, именуемой Муромской.


В XIX в. протоиерей Леонид Белоцветов составил описание храма: «Внутри собор очень благолепен. Четыре массивные столба поддерживают своды храма. Свет падает из 19 окон, расположенных в два ряда, из 39 окон - в пяти куполах. Под средним куполом висит на балансе массивное, из посеребренной меди, паникадило с 40 свечами, по сторонам повешены такие же два паникадила, меньшего размера, по 36 свеч. Восточная стена храма занята пятиярусным, золоченым, с 62 иконами иконостасом, украшенным колонками из мелкой художественной резьбы».


Рождественская площадь

Рождественский собор

Гравюра "Вид уездного города Мурома"


Надгробие схимницы Февронии из собора Рождества Богородицы. 1561 г. Белый камень, резьба. В Муромский музей поступило при разрушении собора в 1930-е гг. Реставрировано в 2006-2007 гг. в мастерских Суздальского художественно-реставрационного училища (СХРУ). Резная надпись: «Лета 7070// (дня) И/ 8-го/ ноября// …в ЧЕ/ 95/ преставися скимница Феврония».

27 августа 1825 г. Его преосвященство Парфений, Епископ Владимирский и Суздальский и кавалер, посещая паству свою, в сопровождении архимандрита Никодима, освятил в Муроме в церкви Рождества Христова придел во имя св. великомуч. Екатерины.
12 октября 1834 г. Муром был осчастливлен приездом Государя Императора Николая I. О! В каком радостном восторге находились тогда жители города, вечно будет передаваться потомству то, как Мудрый, Благодушный повелитель многих миллионов людей, переправясь через Оку, с благосклонностью о многих предметах изволили вопрошать купеческих детей здешнего города, поставлявших за счастье быть в качестве гребцов на этой лодке, и как великий Монарх, удостоив градское Общество, предводимое головой В.Т. Суздальцевым, принятием от него поднесенных хлеба и соли, шествовал пешком от перевоза к соборному храму (на расстоянии более полуверсты), пробираясь, так сказать сквозь толпы народа, ему преданного; отслужив молебное пение у гроба св. князя Петра и Февронии, Царь подавал истинный пример благочестия, молясь с коленопреклонением к царю царей о благоденствии России!
14 августа 1837 года в Муром прибыл Наследник Цесаревич Великий Князь Александр Николаевич. Вступив на городской берег, осчастливил общество, предводимое городским головой Е.И. Зворыкиным, принятием поднесенных им хлеба и соли; движимый примерами благочестивых предков и своего Августейшего родителя, Его Высочество, заехав в собор, с усердием молился перед св. мощами князей Муромских: Петра и его супруги Февронии.

Воспоминание об о. Протоиерее Муромского Богородицкого собора Михаиле Григорьевиче Троепольском

Михаил Григорьевич Троепольский родился 6 ноября 1787 года в селе Кутафине, Орловской губернии. Родители его были диакон того села Григорий Ильич и жена его Стефанида Ивановна, родная сестра бывшего преосвященного Владимирского Ксенофонта. При большом семействе, они имели ограниченное состояние. 15 сентября 1797 года сентября Михаил Григорьевич отдан был родителями, для первоначального образования, в Севскую семинарию. Во все время обучения в оной, он по бедности родителей, получал содержание от своего дяди, преосвященного Ксенофонта. В 1804 году, по желанию этого дяди, перемещен был во Владимирскую семинарию, и жил в Архиерейском доме с старшим отличным учеником (впоследствии преосвященным Аркадием, архиепископом Олонецким), под непосредственным наблюдением своего дяди — Архипастыря.
В дневнике покойного о. протоиерея записан разговор преосвященного Ксеиофонта с сестрою, матерью Михаила Григорьевича, когда преосвященный отъезжал из Севска на Владимирскую епархию: «Сестра! У тебя много ребятишек; отдай мне одного», — и, указав на Михаила Григорьевича, прибавил: «вот этого я возьму к себе, воспитаю его и пристрою». И действительно, преосвященный Ксенофонт так воспитал своего племянника в умственном и нравственном отношении, что все видели в нем впоследствии и благоговейного служителя алтаря Господня, и мудрого пастыря.
По окончании курса во Владимирской семинарии, Михаил Григорьевич, 14 мая 1808 году, рукоположен был по священника в г. Суздаль к Покровской женского монастыря церкви, и определен присутствующим в Суздальском духовном правлении.
В 1809 году 3 июня поставлен смотрителем благочиния над священно-церковно-служителями подгородных суздальских сел; 8 сентября награжден набедренником; в 1810 году 29 июля был определен благочинным и градских церквей.
11 февраля В 1812 года за усердное прохождение должностей, возведен был в сан протоиерея.
Прослужив в Суздале восемь лет о. Протоиерей перемещен был, 4 ноября 1816 года в Муромский Богородицкий собор; здесь постепенно возложены были на него те же должности, какие он проходил и в Суздале.
С полным беспристрастием можно сказать, что о. Протоиерей вполне заслуживал внимание и благоволение родственного начальника. Примерный образ жизни о. Протоиерея, его опытность и усердие в исполнении обязанностей высоко были ценимы и преемниками преосвященного Ксенофонта.
Воспитанный под строгим надзором своего дяди, о. Протоиерей всегда был строг к себе: жил в высшей степени воздержно, пищу употреблял простую, удалялся шумного общества, и любил проводить время в своем семействе; он пересказывал своим детям все, что приводилось ему прочитать и увидеть полезное для них. При усердном исполнении своих обязанностей, и соединенных с ними значительных правах, о. Протоиерей поставил себя, по отношению к своим подчиненным, так, что всякое слово, всякое распоряжение его, всегда разумное, имели силу и значение: сам вполне подчиняясь начальству, он умел и свою братию держать в подчинении; строгий и точный в исполнении своих обязанностей, он и от других требовал того же. Для этого о. Протоиерей не один раз в год обозревал все церкви подведомых ему сел, следил за чистотой в храмах, за правильным и своевременным ведением документов, за поведением священнослужителей, проверял познания их в деле их служения, благоразумно мирил враждующих и исправлял в среде подведомственного духовенства нравственные недостатки, — одним словом на все обращал серьезное внимание. Так рассказывают об нем современники его.
О. Протоиерей, как благоговейный служитель алтаря Господня, в особенности заботился о том, чтобы богослужение, совершаемое в соборе, было торжественно и возбуждало благоговение. Своим примером и убеждениями непрестанно действовал он на сослужащих; от чего соборное служение особенно благотворно действовало на молящихся: это общий отзыв всех граждан, бывших при богослужениях в соборе во времена о. Протоиерея. Они же передают и о том случае, как г. Синельников Николай Петрович, в то время начальник Владимирской губернии, однажды посетив собор во время богослужения, совершаемого о. Протоиереем, сказал при выходе из церкви окружавшим его: «редко можно видеть таких отцов протоиереев». И преосвященный Парфений, хорошо зная достоинства о. Протоиерея, предлагал ему место кафедрального протоиерея во Владимирском соборе; но о. Протоиерей уклонился от этого лестного предложения, скромно считая себя менее других достойным занимать такое видное место.
Служение о. Протоиерея при Муромском соборе ознаменовано посещением (этого собора) двух царственных Особ: в 1834 году 12 октября о. Протоиерей имел счастье встречать в соборе Государя императора Николая Павловича, а в 1837 году — Наследника Его, ныне царствующего Государя Императора Александра Николаевича. По словам современников, о. Протоиерей в обоих этих случаях сохранял обычное присутствие духа и был находчив в ответах; отчетливо раскрыл Государю Наследнику историю местных чудотворцев, и за тем приглашенный в квартиру Государя, вел с ним продолжительный разговор.
О. Протоиерей, как опытнейший в юридическом отношении, часто Епархиальным Начальством посылаем был для производства следствий по делам серьезным, которые требовали от следователя и строгой справедливости и благоразумной снисходительности. При этом уместно сказать, что изучение законов церковно-гражданских было преимущественным занятием о. Протоиерея в продолжение всей его жизни, и он знал их так хорошо и так верно умел приложить к делу, что во всех случаях его мнения имели силу и действие, по словам его современников.
Не можем пройти молчанием и того, что на о. Протоиерея возложены были самые разнообразные обязанности: он был сотрудником Владимирского Духовного Попечительства о бедных духовного звания; состоял цензором проповедей по собору и всему Муромскому уезду, был попечителем при Муромской духовной богадельне, несколько лет сряду членом Ревизионного Комитета по Муромскому духовному училищу, и членом в уездном Комитете Общественного здравия.
Проходя с полным усердием и редким уменьем столько должностей в продолжение своей 45-летней службы, о. Протоиерей заслуживал справедливое внимание и благодарность от начальства, которое почтило его многими, потому времени очень редкими, отличиями: он награжден камилавкою, наперсным крестом и в 1847 г. 3 февраля сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени.
При многих должностях, большей частью безмездных, о. Протоиерей имел самое ограниченное денежное состояние. Семейство его состояло из сына и четырех дочерей. Только самая благоразумная экономия доставляла ему возможность жить прилично своему положению. Притом, на первых порах перемещения в Муром, дом и имущество его совершенно сгорели; выстроивши новый дом в кредит, он принужден был долгое время оплачивать этот долг. Поэтому о. Протоиерей оставил самое малое наследство своему семейству. Одна из дочерей его осталась девицею — не устроенной и не обеспеченной в содержании, и теперь, по болезненному своему состоянию не имея возможности добывать содержание рукодельем, терпит ужасную нищету.
Нужно сказать, что о. Протоиерей вообще заботился не столько о своих личных выгодах, сколько о пользе общей. О городской земле, на которой в настоящее время стоят дома соборян, он начал дело, и дал ему такое направление, что земля поступила в собственность собора. Равным образом и благолепие собора многим обязано ему. Собор бесприходный; старосты к нему избираются из прихожан других церквей. Но о. Протоиерей умел так сильно влиять на соборных старост и на всех вообще граждан, что собор с каждым годом более и более украшался. При нем в холодном соборе почти на всех местных иконах, в нижнем ярусе иконостаса, сделаны серебряные ризы. Купец Кознов, прихожанин другой церкви, пожертвован собору в 1000 пуд колокол. Если бы незабвенный о. Протоирей пожил еще, то, при своей ревности к благоукрашению соборного храма, он конечно сделал бы много более для благолепия его. И физических сил старца по-видимому стало бы еще надолго. Но в 1853 году явилась в Муром холера. Чтобы успокоить всеобщий страх, старец каждый день служил в соборе, навещал многих знакомых, утешал и ободрял их словами св. Веры,- но заболел сам холерой и скончался 16 августа 1853 года. Все духовенство г. Мурома и множество граждан, несмотря на сильную холеру, сопровождали гроб о. Протоиерея на Пятницкое кладбище.
Свящ. А. Дроздов
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 6 (15 марта 1875 года)

16 августа 1865 г. умер причетник Муромского Богородицкого собора Дмитрий Аполлонов.
27 августа 1865 г. зачислено причетническое место при Муромском Богородицком соборе за семейством умершего дьячка Дмитрия Аполлонова.
В 1865 г. за благоуспешное проповедание слова Божия изъявляется признательность епархиального начальства катихизаторам г. Юрьева Петропавловской церкви священнику Иоанну Альбицкому и г. Мурома Богородицкого собора священнику Алексею Дроздову.
6 октября 1865 г. священнику Муромского Богородицкого собора Александру Орфанову, за усердное и деятельное прохождение должности увещателя объявлена благодарность епархиального начальства.
В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Анны 2-й степени с Императорской короной – г. Мурома Богородицкого Собора протоирей Афанасий Виноградов.
7 августа 1870 г. – шестидесятилетний юбилей священнического служения о. Протоиерея Муромского собора, Афанасия Яковлевича Виноградова.

«Вместо трех на соборе возвышается пять глав; вокруг храма идет открытая галерея с трех сторон; в нижнем этаже в прежней палатке устроен храм. И внутренняя отделка и украшения храма принадлежат уже новому времени.
Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. апостол Петра и Павла и во имя препод. Алексия человека Божия и Марии Магдалины; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев благоверного князя Петра и княгини Февронии.
Главную святыню храма составляют мощи благоверного князя Петра и княгини Февронии, которые покоятся в раке, устроенной, как видно из надписи на ней, в 1797 году на средства «Московскаго именитаго гражданина и Высокоблагороднаго надворнаго советника и градского головы Василия Яковлевича Жигарева». Рака – кипарисная обложена медью, снаружи вызолочена. Над ракой устроена сень на четырех резных колоннах. На св. мощах лежит бархатный покров, приложенный, как было отмечено выше, царем Федором Иоанновичем в 1594 году.
Главный престол обложен медными высеребренными досками с чеканными на них изображениями Тайной вечери, Рождества Пресвятой Богородицы, Моления о чаше и св. ап. Петра и Павла. Иконостас пятиярусный. В нижнем ярусе иконы Господа Вседержителя, Рождества Пресвятой Богородицы, св. ап. Петра и Павла, Смоленской Божией Матери. Божией Матери, именуемой «Звезда лучезарная», Распятие И. Христа с предстоящими в серебряных вызолоченных ризах, частью украшенных драгоценными камнями и жемчугом. На аналое перед солеей лежит небольшой крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих; происхождение этого креста неизвестно.
В приделах иконостасы резные дубовые. Здесь обращают на себя внимание две старинных иконы Муромских чудотворцев благоверных князя Петра и княгини Февронии в житии.
На южной стене храма в стеклянном футляре хранится венок с могилы императора Александра II, пожалованный городу Мурому в 1887 году императором Александром III в память посещения Мурома Александром II в 1837 году.
В храме нижнего этажа во имя св. Петра и Февронии обращает на себя внимание лицевое изображение жития этих чудотворцев, написанное на 10 досках.
Утварь и ризница церковная довольно богаты. Имеется 10 напрестольных Евангелий: 1) Евангелие – средник и Евангелисты серебряные – изд. 1698 года; 2) Евангелие в таком же окладе с надписью: «лета 7189 в 15 день Сентября приложил в Муромский уезд в Борисоглебский монастырь в церковь Рождества Христова стольник Стефан Димитриев Борисов»; 3) Евангелия изд. 1657 года, 1663 года, 1640 года. Напрестольных серебряных вызолоченных крестов имеется 6, сосудов также 6. На одном из серебряных кадил имеется надпись: «лета 7159 сделано сие кадило в Муром в соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Муромских чудотворцев Петра и Февронии в церковном серебре при протопопе Василие»…
К собору была приписана часовня, устроенная в стенах детского приюта. В часовне имелся иконостас с вставленными в него разными св. иконами. Из этих икон своею древностью и украшениями отличалась икона Спаса Нерукотворного образа.
Причт при соборе в кон. XIХ века состоял из протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание причта получалось: жалованья от казны 1421 руб., процентов с причтового капитала (10129 руб.) – 406 руб. 27 коп. и от служб требоисправлений до 1500 руб., а всего около 3430 руб. в год. Члены причта жили в собственных домах.
Земли при церкви – усадебной 1 дес. 158 саж. Прежние земельные владения соборного причта отобраны в казну в 1764 году.
Прихода при соборе не было.

После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как и мощи Петра и Февронии.
В 1924 г. собор был закрыт, а десять лет спустя его передали военному ведомству. Перед храмом было устроено футбольное поле, причём колокольня была приспособлена под раздевалку для спортсменов.
В 1939 г. начали разбирать стены 400-летнего храма. Колокольня простояла на несколько лет дольше, так как использовалась как пожарная каланча.

В настоящее время на месте соборного комплекса - городской парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина («Окский»).

Князья Муромские

Пётр и Феврония. Князь Давыд Юрьевич. 1205 - 1228 гг.
Князь Георгий (Юрий) Ярославич.
- Шатровый храм Косьмы и Дамиана. ул. Набережная
- Смоленский собор. ул. Мечникова, д. 1
- Сретенская церковь. ул. Карла Маркса, д. 55
- Кафедральный Свято-Вознесенский собор. ул. Московская, д. 15
- Храм «Никола-Набережный». 1700-1714 гг. ул. Плеханова, д. 27а
- Успенская церковь. ул. Красноармейская, д. 41а.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (16.08.2016)
Просмотров: 502 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика