Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:53
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Монастыри

Русаковский монастырь и озеро Большое Святое

Русаковский монастырь
Дедово и Озеро Большое Святое

Озера Свято находится в самой глуби муромских лесов (Нижегородская область). Озеро имеет форму человека, или скорее скорчившегося эмбриона. У него есть "голова”, и "ноги”, которые подчеркнуты тремя ручьями, впадающими в озеро.


Озеро Свято в районе "ног"

Озеро - карстового происхождения. Геологи говорят, что около 800 лет назад на территории нынешней Нижегородской области произошла какая-то катастрофа, в ходе которой тут и там образовались провалы, заполнившиеся водой. На дне Свято, как говорят предания, скрылась то ли деревня, то ли церковь, то ли монастырь.

Само Озеро было запретной зоной, местом молитв и как бы моделью мира. "Ноги” – это низкий, подземный мир, там живет Сатана. "Голова” – место, напротив, святое, дошло до того, что в 1997 г., по настоянию общественности, прямо против "головы” поставили деревянную часовню, маркируя тем самым место стихийных молитв окрестных жителей. Про "голову” говорят, что когда-то в ней появилось изображение головы Иисуса, и ведь часовня тоже посвящена Его Нерукотворенному Образу. Три сросшиеся березы на берегу "головы”, или Крутомоя – символ св. Троицы, а 12 сосен на острое символизируют 12 апостолов, и остров ведь так и называется. Хотя "голова” как бы не соединяется с основным зеркалом озера, пускали окольцованных щук в Крутомое и вылавливали их в озере Свято. В этом Крутомое как-то поймали икону, всплывшую из того самого затопленного монастыря, и теперь она хранится в церкви в Дедово.


Часовня Нерукотворенного Спаса на озере Свято, в районе "головы", 1997 г.

Есть легенда, что некий мужик поплыл на озеро удить рыбу, зацепил своей леской за что-то твердое, и вытянул веревку, потянув за которую, узрел крест и купол церкви. Мужик в ужасе отпрянул, лодка опрокинулась, и он мгновенно утонул (только непонятно, кто же донес эту историю до нас?).

В 1972 г. "все” видели, как вода в озере расступилась, и открылась дорога к Острову 12-ти апостолов. Правда, те, кто видят на острове не 12, а 13 сосен, называют его Чертов остров. Есть еще остров, на котором росла одинокая осина, символ Иуды, но ее срубили.


Озеро Свято. Остров 12-ти Апостолов.

Озеро Свято. Плавающий (Красный) остров.

Про этот Русаковский монастырь и село Русаки рассказывают еще вот что. Само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками.

Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 гг. В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда.
В 1969 г. якобы три женщины, идя на богомолье в Дедово, решили заночевать у озера, да приметили шатер, а в нем – двух по-старинному одетых мужиков. Мужики пустили их к себе, постелили спать на сундуках. В сундуках оказалось множество нательных крестов, причем один из мужиков, поразительно похожий на Николу Угодника, пояснил – "вот, теряют, а мы подбираем”. Поутру женщины обнаружили себя лежащими на голой земле, шатра, мужиков и сундуков след простыл.
Муромские археологи не уверены, что тут вообще было селение: мол, люди лепились к рекам, а не к озерам.
В 1960-е гг. водолазы ныряли в озеро, и нашли деревянный пол, на котором стоят вертикальные дубовые колонны, а к полу приделана цепь. Дно озера завалено лесом, повсюду ямы, глубина озера 21 метр, а вода редко бывает теплее, чем 7 градусов.
Анализ воды показывает повышенное содержание серебра. Рыба есть, но ее видно только в погожий день, когда резвится она на мелководье на солнце. А так – молчит вода, птиц нет, растительности мало. Остров есть на озере один, из всех выделяется тем, что движется. На нем растет несколько берез. Движут его вешние льды – что ни год, стоит остров на новом месте. Как могут мощные деревья расти на клочке суши, не связанном со дном, неведомо.

Ещё одна легенда гласит, что раньше в этих местах проходил Муромский шлях, в этих лесах шалили «лихие люди». Разбойники поджидали купцов, убивали, грабили и топили в озере. Награбленное прятали в дуплах деревьев и старых пнях. Наступило время, когда купцы перестали ездить по этой дороге – слишком опасно. Тогда местные жители решили убить разбойников коварным способом. Местные женщины отправились к ним в лес с вином, а в вино был намешан мак. Разбойники выпили вина, уснули, а местные мужики пришли, закололи их вилами, а трупы тоже выбросили в озеро. По ночам с озера доносились стоны и вздохи не похороненных по христианскому обычаю купцов и разбойников. Местные жители пригласили Арзамасского священника, чтобы тот прочитал отходную молитву над озером. Священник читал молитву и опускал в озеро серебряный крест. Крест был пудовый и вода дважды не принимала его - выталкивала на поверхность. После этого озеро назвали «Свято».


Спасская церковь в селе Дедове

В 2-х км. от озера находится село Дедово с старинной Спасской церковью.

«Село Дедово находится въ 140 верстахъ отъ губернскаго города Владимира и въ 24-хъ отъ уезднаго Мурома».
Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли "мордва и татары”.

Предание говорит, что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы.
Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку-Настю.

Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или "деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Это отчасти подтверждается обнаруженной в советское время в церкви иконы Николы. На оборотной стороне иконы св. Николая Чудотворца была надпись: «лета 7070 (1562) Декабря… а вновь новлена сия икона Святителя и Чудотворца Николая въ 164 (1656) г. при державе великаго государя царя Алексия Михайловича… Обложена сея чудотворная икона въ 187 (1679) г. рабомъ Божиимъ Матфеемъ Осиповымъ Кровковымъ въ смертну избаву и на память родителей моихъ и моей грешной души». Риза в XIX в. была сделана новая. В 1981 г. ее похитили.

Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех "дедах”.

Первое упоминание о церкви в исторических актах находим в писцовых книгах 1629-1630 гг. По этим книгам село Дедово значится за братьями Кровковыми, в селе две церкви – Св. Николая Чудотворца и Св. муч. Флора и Лавра; последняя церковь в то время была еще не освящена; обе церкви – постройка вотчинников; при церкви были священник и пономарь; «пашни церковной «добрые земли» было по 20 четвер. въ поле».

По свидетельству окладных книг 1676 г. здесь уже была другая каменная церковь во имя Спаса-Нерукотворного образа. Построена она была местным вотчинником Матвеем Осиповичем, который впоследствие поставил в неё икону Спаса-Нерукотворного образа.
«Особо чтимую святыню храма составляетъ древняя икона «Нерукотворенный образъ» Господа I. Христа; эта икона почитается чудотворною не только прихожанами, но и окрестными жителями, которые въ значительномъ количестве приходятъ поклониться этой святыне. На иконе есть надпись: «… года ноября 30 дня написана сия Спасова Нерукотвореннаго образа икона во граде Казани иконописцемъ Иоанномъ по обещанию отъ морового поветрия и отъ избавления напасти рабомъ Божиимъ за многолетная здоровья Великаго государя царя Лексея Михайловича всея великия и белыя России самодержца и за всехъ православныхъ христианъ и рода моего Матфеемъ Осиповымъ сыномъ Кровковымъ, и сия чудотворная Спасова икона принесена въ царствующий градъ Москву 7188 г. января въ 20 день при державе Феодора Алексеевича всея России самодержца и по написании сия чудотворная икона подписана Иваномъ Дементьевымъ 7200 г. октября въ 4 день за здоровье великаго государя царя Феодора Алексеевича… для вечнаго поминовения Государя Алексея Михайловича и всехъ православныхъ христианъ». Когда поступила эта икона в храм села Дедова, с точностью неизвестно. Эта икона украшена была драгоценной серебро-позолоченной ризой (1,500 руб.)…»
«Въ приходе при Спасской церкви, по окладнымъ книгамъ 1676 года, значится: дворъ помещика Матвея Кровкова да 11 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь также 11 дворов); деревня Ильинская, въ ней 11 дворовъ крестьянскихъ; дер. Малышева, въ ней 15 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 51 двор); деревня Кровкова, въ ней 24 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь 48 дворов). Земли церковной изъ боярской дачи по 3 четверти въ поле, сенныхъ покосовъ на 100 копенъ».
Спасская церковь сохранилась до настоящего времени в своем первоначальном виде, «только кровля вместо деревянной устроена железная. Алтарь полукруглый, отделенъ отъ храма стеною съ проделанными въ ней арками. Къ западной стене, чрезъ арку, примыкаетъ трапеза, съ северной же стороны трапезы пристроенъ теплый приделъ. Время построения придела неизвестно, но вероятно онъ устроенъ одновременно съ каменною церковью. Въ настоящее время (1896 г.) этотъ приделъ арками соединенъ съ трапезой холоднаго храма, отчего получилась обширная теплая церковь. къ западной стене трапезы примыкаетъ небольшая старинная колокольня съ шатровымъ верхомъ».
Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает.
Внутренние украшения за время существования церкви обновлялись не однажды. Иконостас холодного храма устроен в 1797 г., но иконы в нем старинные; в теплом приделе иконостас 1828 г. Престолов в церкви в XIX в. было два: главный в честь Спаса-Нерукотворного Образа, а в теплом приделе во имя Св. Николая Чудотворца.
Кроме двух древних икон «обращаетъ на себя внимание старинная икона т.н. «Недремлющее око», лицевое изображение словъ Псалма: «не воздремлетъ, ниже снпнетъ храняй Израиля». Сохранились также въ церкви: 1) старинное напрстольное Евангелие въ серебряномъ окладе – печати 1657 г.; 2) Крестъ напрестольный серебропозлащенный съ надпичью: «часть отъ животворящаго креста, отъ гроба Божия земля, отъ горы Голгофы песокъ, отъ дуба Мамврийскаго листъ, отъ горы Синайской древо, потъ съ главы муч. Екатерины и частицы св. мощей несколькихъ угодниковъ»; 3) небольшой серебряный вызолоченный крестъ съ 40 частицами св. мощей разныхъ угодниковъ.
На колокольне сохранился колоколъ, вылитый для церкви села Дедова въ 7199 (1691) г., другой же древний колоколъ, приложенный въ Дедовскую церковь Матвеемъ Осипов. Кровковымъ, неизвестно почему и когда переданъ въ Муромский Богородицкий соборъ.
Причта при церкви по штату положено – священникъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается: отъ службъ и требоисправлений до 500 руб., отъ земли пахатной и хлебнаго сбора до 70 руб. въ годъ. Причтъ живетъ въ церковныхъ домахъ на церковной земле.
Приходъ состоитъ изъ села Дедова и деревень: Коровкова (2 вер. отъ церкви) и Малышева (5 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 537 душъ муж. пола и 646 женскаго.
Въ с. Дедове съ 1875 г. существуетъ церковно-приходская школа; учащихся въ 1896 г. было 17. Въ д. Малышеве съ 1886 г. открыта школа грамоты; учащихся въ 1896 г. было 23».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Город Муром.

МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Монастыри | Добавил: Николай (10.05.2015)
Просмотров: 5688 | Теги: монастыри | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru