Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
06:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Храм «Никола-Набережный», г. Муром

Храм «Никола-Набережный»

Местная Религиозная Организация Православный Приход Николо-Набережного Храма Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 15 ноября 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Горячев Сергей Владимирович.
Адрес: город Муром, улица Плеханова, д. 27а.

Городской посад (Николо-Набережное селище) с военным убежищем, деревянной крепостью. Исследования на селище проводились в очень малом объеме. Средний горизонт культурного слоя селища был отнесен к домонгольскому городу, а слой пожарища в его верхней части - к пожару 1239 г. В нижнем, муромском горизонте, были расчищены сгоревший венец строения и остатки настила из плах, прорезанные «...досчатым ящиком неизвестного назначения». На уровне постройки были найдены желтоватая стеклянная шарообразная бусина, изготовленная в подражание хрустальным вятичским (кон. XI – нач. XIII вв. по М.Д. Полубояриновой), роговая рукоять ножа, фрагменты муромской посуды и остеологический материал. Раскопки Н.В. Тухтиной в 1970 - 1971 гг. выявили рассеянный муромский горизонт. Датировать нижний горизонт селища по имеющимся материалам достаточно сложно, однако в раскопе 1946 г. шарообразная бусина кон. XI – нач. XIII вв. сочеталась с муромской лепной керамикой с насечками и защипами по краю, аналогичная посуде, найденной на Тумовском селище X - XI вв. и в муромском горизонте Кремлевской горы (раскопки 1998) с такой же датировкой. Исходя из этих данных, можно отнести нижнюю хронологическую рамку Николо-Набережного селища ко времени не ранее X в.
От самой Оки вверх к монастырям протянулась улица Плеханова. Это одна из древнейших улиц Мурома. Эта одна из первых муромских улиц шла почти вдоль современной улицы Плеханова.
В XVII в. она называется Пушкарской.
Одна из когда-то существовавших мастерских была открыта во время производства земляных работ на территории школы-интерната №2. Историки-краеведы выяснили и доказали что еще в российское средневековье слава муромских оружейников перешагнула даже границы Европы. Один из документов второй пол. XVII в. сообщает, что в 1671 г. местные мастера Гундобин, Перекрутов, Нижегородцев и другие за отменную работу в Москве, куда они были взяты по наряду, получили похвальную грамоту.
Также был призван в столицу из Мурома знаменитый русский пушкарь Андрей Чохов, отливший в 1586 г. Царь-пушку.

«Да въ Муроме жъ за городомъ въ осыпи у Николы Чудотворца набережново на поледной горе дворъ Государевъ рыбный, а съ того двора отпущаютъ къ Москве къ Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея русии съ поледною рыбою, въ длину того двора 15 саженъ съ получетью сажени, поперегъ 7 саж. съ третью, а въ немъ живетъ сторожъ Емелька извощикъ».
«Да въ осыпи у Николы Чудотворца набережнова дворъ Стольника Князя Алексея Ивановича Воротынскаго, что былъ отца ево Боярина Князя Ивана Михайловича Воротынскаго, въ длину того двора 17 саженъ, поперегъ 7 саженъ, а въ немъ живетъ дворникъ Ивашко Григорьевъ сынъ сапожникъ.
Да у Николы жъ Чудотворца Набережново дворъ Живоначальной Троицы Сергиева монастыря, а въ немъ приезжая живутъ старицы и слуги, да около того двора на томъ же дворовомъ месте дворишки бобыльские… И всего 21 дворишковъ бобыльскихъ, а земли подъ темъ монастырскимъ дворомъ и подъ бобыльскими дворишками въ длину по оке реке по берегу 40 саженъ, поперегъ въ огородахъ отъ посадскихъ дворовъ 34 сажени безъ трети сажени, а съ другой стороны отъ Николы Набережнова поперегъ 21 сажень безъ получети сажени. А по сказке посадского земского старосты и выборныхъ людей Самойла Михайлова съ товарищи прежде сего на томъ месте что ныне дворъ Живоначальные Троицы и которые около тово двора дворишки бобыльския бывалъ дворъ блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея русии какъ онъ Государь ходилъ подъ Казань… по Государеву Цареву и Великого Князя Михаила Феодоровича всея русии крестному целованью,- что де имъ то место, где бывалъ дворъ блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея русии пожаловалъ Государь Царь и Великий Князь Михайло Федоровичь всея русии все въ домъ къ Живоначальной Троице и къ Чудотворцу къ Сергию и Никону, Архимандриту Дионисию да келарю старцу аврамию збратьею и дана де имъ была на то место Государева грамота въ 123 году въ Муромъ къ Воеводе къ Борису Собакину и по той же Государеве грамоте то имъ место Воевода Борисъ Собакинъ и отвелъ вместо загороднова двора и та де Государева грамота утерялась въ приходъ Литовскихъ людей, какъ былъ въ Муроме Лисовский».


Николо-Набережная церковь

Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.


Николо-Набережная церковь и водокачка

Храм строился с 1700 по 1717 гг. вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви.
В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в строящейся церкви уже установлен иконостас.
В 1717 году для резного позолоченного иконостаса храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа.


Сивиллы Персика и Тибуртина (1715)

До революции в церкви находилась икона XIV в. почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-Чудотворца. Теперь образ находится в Муромском музее.


Святитель Николай Чудотворец. Кон. XIII - первая пол. XIV в. Дерево, темпера.
Происходит из церкви Николы Набережного (Николы Мокрого).
На Руси почитание святителя получило особое развитие после перенесения его мощей в итальянский город Бари в 1087 г. (в честь этого события на Руси был учрежден особый праздник, неизвестный в Византии). Лик муромской иконы, почитавшейся чудотворной, притягивает суровой выразительностью и самоуглубленностью образа. Единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу истории Муромского княжества, свидетельствует о его своеобразной культуре, тесно связанной с такими центрами, как Рязань и Ростов, и принадлежит к культурному кругу Северо-Восточной Руси.

В 1717 году храм был освящён.
Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII в., Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени – «петровского» барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с «разорванными» фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола.

«Церковь Великого Чудотворца Николы на Оке реке на берегу по конецъ Пушкарские улицы древяна клетцки съ папертью въ приделе Федоръ Стратилатъ да другой приделъ Козьмы и Дамиана; въ церкве Божия милосердия: образъ местный великаго чудотворца Николы обложенъ серебромъ позолоченъ да три гривны басменные да десять копеекъ серебряныхъ, да у товожъ образа на поляхъ приписано образъ всемилостиваго Спаса да образъ пречистые Богородицы венцы и гривны серебряные, басменные да местный образъ пречистой Богородицы Одигитрия на празелени венецъ серебрянъ басменной съ жемчуги, три гривны серебряные басменные же, да образъ Николы Чудотворца съ деяньемъ, обложенъ серебромъ басменнымъ, венецъ да три гривны басменные жъ, да образъ великого Пророка Илии, да образъ святыхъ мученикъ Фрола и Лавра, да образъ Пречистой Богородицы Воплощенье все на празелени; да передъ местными образы одиннадцать свечь поставныхъ. Двери царские и сень и столбцы и деисусъ на празелени жъ. Да образъ пречистые Богородицы запрестольный на празелени венецъ две гривны серебряные басменные, да серьги жемчужные, да на престоле крестъ воздвизальной обложенъ серебромъ, да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да въ церкве жъ книгъ: Евангелие писменное въ полдесть, Евангелисты медные, два Охтая писменные, Апостолы печатный печать Московская, минея общая, да Служебникъ печатной, треодь постная да треодь цветная да Прологъ, да книга Иванъ Златоустъ все письменные; да въ приделе образъ местный Федора Стратилата да великие Христовы Мученицы Ирины на одной дске на празелени, да образъ пречистые Богородицы со святыми на золоте. Да въ другомъ приделе образъ местный же Козьмы и Дамиана на празелени, венцы и гривны серебряны басменные, да образъ пречистые Богородицы, да образъ великаго Архистратига Михаила оба на празелени у Архангела венецъ и гривна серебряны басменные. Да церковь теплая Соловецкихъ начальниковъ Изосима и Савватия древяная клетцки, а въ церкве Божия милосердия: образъ местный Изосимы и Савватия на празелени, да двери царские на золоте, да образъ пречистые Богородицы на празелени да за престоломъ образъ пречистые жъ Богородицы на празелени; да на колокольнице 6 колоколовъ а въ нихъ весу по смете съ 20 пудъ. А въ церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола все церковное строенье блаженные памяти Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея русии. А земли подъ теми церквами и что около техъ церквей кладбища въ длину 21 саж. безъ чети поперегъ 16 саж. Да на церковной же земле дворы поповские и кельи бобыльские. Да къ той же церкве Никольские попы попъ Степанъ да попъ Никифоръ владеютъ по Государеве Цареве и великого Князя Михаила Феодоровича всея русии грамоте 132 году за приписью дьяка Прокофья Пахирева въ Муромскомъ уезде половина озера Беловоща съ истокомъ по рубежъ Богородицкихъ водъ и съ запалыми озерки и съ бортнымъ ухожьемъ, да озеро Колодливое съ калиткою, да озеро Речное съ истокомъ вверхъ по Оке реке против села Казнева отдаютъ ежегодно на оброкъ».

Колокольня расположена с западной стороны трапезной по оси входа и фактически встроена в нее. Однако по наличию некоторых деталей четверика колокольни, и в частности скрытого на чердаке с южной стороны четверика окна, можно предположить, что либо колокольня выстроена в два приема, либо в связи с длительным сроком строительства восьмерик колокольни появился позднее, чем четверик. Восьмерик колокольни выполнен в виде восьмигранных столбов, соединенных циркульными арками. Над осями арок расположены круглые окна - люкарны, выполняющие роль слухов шатровых колоколен. Колокольня перекрыта плоским куполом шлемовидной формы.
Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна.

Особенно «европеизировала» образ этого храма трапезная, где устроен придел в честь Сошествия Святого Духа, пристроенная в 1803 г. В 1847 г. трапезная была вторично расширена, где был устроен новый придел в честь священномученика Власия — покровителя животных, так как в числе храмоздателей были купцы Суздальцевы-Ушаковы, занимавшиеся торговлей скотом.
Трапезная в стиле ампир симметрично примыкает к холодному храму через полуциркульные алтари. С южной стороны под трапезной имеется подклет с двумя входами. Пять вытянутых по вертикали окон объединены карнизом с арочными тягами над окнами. Карниз декорирован квадратными нишами. Резпой позолоченный иконостас поражает торжественностью и высоким мастерством резчиков-исполнителей.
Довольно грубо и безвкусно выполнен вход в церковь с западной стороны.


3 января 1870 г. Покровского уезда, села Аргунова священник Иоанн Чижев перемещен, согласно прошению, к Муромской Николо-Набережной церкви.
В этой церкви крестили Владимира Козьмича Зворыкина (род. 17/29 июля 1888) - изобретателя современного телевидения.
Псаломщики Борисоглебской упраздненной пустыни, Вязниковского уезда, Василий Красовский и Николонабережной города Мурома церкви Михаил Сокольский, 15 сентября 1907 г., перемещены один на место другого.
Псаломщик Тихвинской города Суздаля церкви Иосиф Сперанский, 9 января 1910 г., перемещен в город Муром к Николо-Набережной церкви.

Иоанн Алексеевич Васильев

Родился Иоанн Алексеевич Васильев в бедной семье причетника с. Анькова, Юрьевского уезда, в 1866 году. В 1888 году окончил курс во Владимирской духовной семинарии со степенью студента. Общественная его деятельность началась со скромной должности — первоначально сельского, потом городского церковно-приходского народного учителя. 1 сентября 1892 года он удостоен рукоположения в сан священника к Троицкой, Дощатого завода, Меленковского уезда, церкви и светил на этой свещнице до 10 сентября 1894 года, когда перемещен был к Николо-Набережной, города Мурома, церкви, при которой и был до дня смерти.
Как в Дощатом, так и в Муроме о. Иоанн, кроме священнических обязанностей, нес немалые труды по народному образованию, состоя законоучителем в начальных школах, а с 3 ноября 1905 года состоял законоучителем Муромского городского училища. Проходил немало и других должностей. Два года был наблюдателем церковно-приходских школ 2 округа Меленковского уезда, председателем Дощатинского приходского попечительства. Состоял членом-делопроизводителем Муромских Отделений — Братства Св. Бл. В. Князя Александра Невского и Епархиального Училищного Совета, членом Ревизионного Комитета при духовном училище, смотрителем Епархиального свечного склада. За такую разнообразную деятельность неоднократно удостоивался он особого внимания Епархиального Начальства и своевременно получал награды, — последняя награда — камилавка получена им в 1909 году.
Ночью с 6 на 7 сентября 1910 г., в 1 ч. 45 м., со звонницы Николо-Набережной церкви раздался звон 12 мерных ударов колокола. „Что значит этот звон?" с недоумением спрашивали слышавшие его. „Неужели?.." вопрос не договаривался, — все боялись спросить: „неужели помер о. Иоанн?" Никто не слыхал, что он тяжко болен. Если же не служил в минувший праздник, то ведь, говорили, что у него пустая болезнь — бронхит, дня два — три, ну — много — неделю побудет дома и выйдет на службу... Но оказалось, что он вовсе уже не выйдет на службу, — он, неожиданно даже для себя, окончил совсем свою земную службу. Пустой бронхит осложнился и заставил его лечь бездыханным на смертный одр. Насколько неожиданна была смерть даже для него самого, это видим из того, что он вечером 6 числа мирно и спокойно беседовал с доктором, пил чай, закусывал и высказал намерение утром идти в храм и служить. Но еще не настало утро, а уже другие облачили его в священныя одежды и в час утренней службы не он возносил свои молитвы за всех и за вся, а за него молились все. Такова жизнь человеческая: ныне жив человек, располагает свое время, разсчитывает, мечтает, как лучше устроить жизнь свою, а завтра он — труп бездыханный... Блажен тот, кто постоянно готов встретить внезапно находящий час смертный!..
Облачили умершего и первую панихиду совершили — священники: о. Л. Белоцветов, о. А. Виноградский и о. А. Авроров. В 1 час дня — совершил паннихиду Преосвященный Епископ Евгений в сослужении четырех священников. За панихидой присутствовали учителя и ученики Городского четырех-классного училища и многие из прихожан и почитателей усопшего. 9-го числа к 8 часам утра принесены к дому хоругви из приходского храма и собрались почти все градские священно-церковно-служители. В 8 час. 15 м. прибыл Преосвященный и, совершив литию над гробом усопшего, отправился в Николо-Набережную церковь. Градское же духовенство — торжественной процессией сопровождало гроб при заунывном перезвоне колоколов. Заупокойную литургию со Владыкой совершали — Благочинный о. Протоиерей А. Бобров, родственники умершаго о. А.А. Васильев и о. А.Г. Лепорский и священники — А. Алякринский, о. Вл. Братановский. Во время запричастна прот. А. Бобров произнес поучение. По окончании литургии, Владыкой при участии всего градского духовенства, совершен торжественно-трогательный чин погребения во всей полноте. Во время чина погребения произнесены три речи: Владыка глубоко-прочувствованным словом охарактеризовал умершаго, как ревностного деятеля на ниве Христовой, всегда помнившаго, что мы „не имеем здесь постоянного града, но ищем будущаго" (Евр. 13, 14); свящ. Вл. Братановский; свящ. А. А. Васильев — в сердечных речах характеризовали усопшего труженика на разных поприщах епархиальной и народно-просветительной деятельности. По окончании чина отпевания гроб усопшего на раменах священнослужителей, сопровождаемый Архипастырем (до Вознесенской церкви), сонмом духовенства и множеством народа, отнесен на станцию жел. дороги, откуда с вечерним поездом отправлен в гор. Иваново-Вознесенск. В 5 час. вечера крестный ход возвратился в осиротевшую Николо-набережную церковь. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 39-й. 1910).
Священник села Верхней-Вереи, Меленковского уезда, Владимир Вишняков, 16 сентября 1910 г., перемещен в город Муром к Николо-Набережной церкви.
Священник села Никульского, Владимирского уезда, Сергий Вознесенский, 12 октября 1910 г., перемещен в Муром к Николо-Набережной церкви. Священник Сергий Вознесенский, перемещенный в город Муром к Николо-Набережной церкви, 27 октября, оставлен на прежнем месте служения при церкви села Никульского.
Священник села Круглова Иоанн Добродеев, 3 ноября 1910 г., перемещен в г. Муром к Николо-Набережной церкви.
9-го июля 1912 г. в Николонабережском храме города Мурома состоялось приходское торжество по случаю освящения реставрированного древнего иконостаса.
Каменный Николонабережский храм — один из древнейших храмов города Мурома. В описи 1574 года значится „в посаде — церковь Николы-Мокраго", — то был деревянный храм. В 1707 году начата, в 1717 году закончена постройка каменного храма; в 1803 году он только удлинен пристройкой теплой трапезной церкви. Сохранились в нем иконостас и иконы, и стенная, живопись и все первоначальные украшения. Иконостас шести-ярусный, весь из резьбы тонкой изящной работы, от времени потерял блеск позолоты и постепенно осыпался. Прихожане видели разрушение ценного в археологическом отношении памятника древнего искусства, но поддержать его не могли за неимением средств. В последние десятилетия чуть не ежегодно возникал вопрос о ремонтировании иконостаса, но этот вопрос всегда оставался открытым. В 1908 году, 9 мая, служивший по случаю престольного праздника в храме Преосвященный Епископ Евгений обратил внимание на древность иконостаса и дал совет позаботиться о поддержании этой археологической редкости. Настоятель храма о. И.А. Васильев и церковный староста К.Н. Деев приняли к сердцу слово Архипастыря и приступили к сбору пожертвований. Но их предприятие не имело быстрого успеха, чему были причиной и результаты только что минувшего, так называемого, освободительного движения и сомнение прихожан в возможности возобновить резьбу иконостаса, стоявшего почти двести лет, и в возможности собрать потребную сумму, так как мастера назначили более 10000 р. Но о. И. Васильев и К.Н. Деев не падали духом. Они возбудили ходатайство о разрешении реставрации иконостаса пред Епархиальным начальством и пред Археологическим обществом. В 1910 году, 9 мая, совершив литургию, Преосвященный Епископ Евгений вторично обратился к прихожанам с Архипастырским словом, убеждал не пожалеть средств и не отлагать дело возобновления иконостаса. В этот раз слово Архипастыря пало на добрую почву: прихожане изъявили согласие дать посильные жертвы. И. Васильеву не судил Господь совершить начатое им дело: 7 сентября 1910 года он скончался. Ктитор храма К.Н. Деев, возложив надежду на помощь Божию и на св. покровителя храма Святителя Николая, смело принял на себя продолжение задуманного предприятия. В начале 1911 года было получено просимое разрешение и от Епархиального начальства и от Археологического общества. Приглашенные мастера крестьяне — с. Чаадаева Мур. у. А.Е. Артемьев и с. Лазарева Я.П. Лодыгин, имеющие мастерскую в гор. Муроме, осторожно приступили к разборке 196-летнего старца-иконостаса. Работы производились строго хозяйственным способом под постоянным личным наблюдением г. Деева, который, не смотря на множество своих торговых дел, охотно уделял все свободное время — и на поездки по покупке необходимых материалов, и на наблюдение за работами в мастерской. Не мало пришлось г. Дееву перенести скорби за это время, не редко даже от таких лиц, от которых всего естественнее было ожидать поддержки; он слышал оскорбительные замечания, что работы не так производятся, как должно, что материал — золото кладется недоброкачественный и т. п., но он говорил: „я делаю все по совести, сообразно имеющимся средствам" и, уповая на милость Божию и на помощь Святителя Николая, продолжал начатое дело. Не раз приглашал опытных людей и показывал им производимые в мастерской работы. Все находили, что работа производится тщательно, недостающие части резьбы сделаны вновь так искусно, что их трудно отличить от старых. К июлю месяцу 1912 года работы были окончены и иконостас поставлен на свое место.
За работы нужно было уплатить 3800 руб., а по подписному листу собрано от прихожан и от сторонних жертвователей только 2438 р., остальную сумму 1362 руб. г. Деев выдал из своих средств.
С постановкой обновленного и сияющего позолотой иконостаса внутренний вид храма совершенно преобразился. Трапезный храм пред ним казался темным. Деев за одно уже обновил и этот храм: выкрасил масляной краской стены его, промыл иконостас, возобновил по местам позолоту и во всем храме выкрасил полы, на что еще израсходовал из личных средств 745 руб. В половине июля все работы были окончены, назначен день обновления храма, и вдруг случилась новая неприятность: распространился по городу слух, что храм имеет опасную трещину и что обновление храма не состоится. Страшно обеспокоенный Деев обратился к председательнице Археологического общества графине П.С. Уваровой, которая и раньше не раз бывала в храме и внимательно его осматривала. Графиня прибыла в храм, осмотрела и сказала, что трещина эта замечена лет 30 назад, нисколько не увеличилась и опасности храму нет никакой. Осмотрела она и иконостас, осталась очень довольна и благодарила Деева за его заботы об археологической редкости. Успокоенный и обрадованный вниманием графини Деев, с согласия настоятеля, объявил по городу, что 29 июля будет совершен чин обновления храма и освящения возобновленнного иконостаса.
Торжество обновления храма началось 28 числа всенощным бдением, совершенным настоятелем храма о. И. Добродеевым; на литию и величание выходили приглашенные — местный о. благочинный протоиерей А. Бобров и соборный священник Л. Белоцветов. 29 числа пред началом литургии теми же служащими — с присоединением к ним священника Малороссийского полка о. А.Г. Лепорского (родственника о. И. Васильева) совершен чин обновления храма и освящения иконостаса. Затем совершена Божественная литургия. После заамвонной молитвы о. Лепорский произнес устное слово. Он поздравил прихожан с исполнением их заветного желания, напомнил о всех затруднениях, какие пришлось преодолеть умершему настоятелю сего храма о. И. Васильеву и старосте церковному Дееву при начале дела обновления иконостаса и, в виде благодарности усопшему, просил прихожан не забывать его в молитвах... Хор певчих исполнил: «Со духи праведных»... На «Буди имя Господне» произнес слово местный священник о. И. Добродеев. Этот проповедник говорил о пользе пожертвований на благоукрашение храма Божия, особенно если пожертвования делаются не из-за мирских наград, а исключительно — во славу Пресвятого имени Божия. — По окончании литургии совершен благодарственный молебен с возглашением установленных многолетий — Царствующему Дому, Св. Синоду, Архипастырю Владимирскому Архиепископу Николаю, Епископу Муромскому Митрофану и Епископу Юрьевскому Евгению, давшему мысль о необходимости реставрирования древнего иконостаса и убедившему прихожан оказать любовь к храму Божию посильными пожертвованиями. Затем возглашена «вечная память» умершим жертвователям и многолетие ктитору, прихожанам с их пастырем. — По совершенном окончании богослужения от имени прихожан за подписью о. Благочинного и старосты посланы приветственные телеграммы Архипастырю Владимирскому Высокопреосвященному Архиепископу Николаю и Преосвященному Епископу Евгению.
Свящ. Л. Белоцветов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 37-й. 1912).

Псаломщики Николонабережной гор. Мурома церкви Иосиф Соловьев и села Никулина, Меленковского уезда, Николай Соловьев, 7 сентября 1912 г., перемещены один на место другого.


Николо-Набережная церковь. Вид с запада. Фото сер. 1890-х гг.

«Какой-то прихожанин Николо-Набережной церкви в № 147 «Мур. Кр», между прочим, омрачает память покойного священника И. А. Васильева тем, что при нем Николо-Набережный храм, блистая с внешней стороны, будто-бы внутренно находился в полном упадке благодаря тому, что литургию служил о. Васильев не более трех раз в неделю и то проходила она «со скоростью курьерского поезда, акафистов не полагалось и церковь совсем опустела, молящихся в ней не видно было». Все это не основательно. Во-первых надо заметить, что в литургии ничего нельзя пропускать, разница лишь бывает в том, что в одной церкви священник начинает служить раньше, в другой позднее, затем после сугубой ектении пред херувимской, где поминают умерших более, а где менее или совсем не поминают. Что-же касается акафистов, то эта служба, как молебны, так сказать, частная, не установлена церковью, и о. Добродеев служит эти акафисты из своего интереса, так как во время службы акафистов псаломщик собирает деньги с молящихся в пользу причта. Молящихся в Николо-Набережной церкви за всенощной и обедней всегда бывает немного как 10, 20 и 30 лет тому назад, так и в настоящее время, потому что церковь находится на окраине города. Правда, несмотря на свое старание, о. Васильев может быть не успел еще вполне изгладить того упадка, который принес храму один из его предшественников, благодаря тому, что занимался комиссионными делами для одной фабрики, к тому-же много делал упущений и непорядков в богослужении псаломщик Веселовский, которого о. Васильев постарался за это удалить за штат. Покойный о. Васильев жил всегда мирно, как с церковным старостою, так и с прихожанами, не как о. Добродеев, побывавший, до настоящего, уже в 4-х приходах: не уживался, заводил тяжбы, дела... Любопытно знать, в чем-же именно о. Васильев должен был контролировать старосту Деева и не давать ему самостоятельно действовать? Разве мешать старанию г. Деева украшать храм, пришедший было в большой упадок, так что впоследствии грозило храму быть присоединенным к другому приходу, как пo подозрению хотел помешать старосте Дееву поставить древний реставрированный иконостас в холодном храме...
Насколько после этого искренняя ревность к богослужению о. Добродеева, если он на самом деле из личной неприязни к старосте Дееву хотел оставить храм без иконостаса, а следовательно и без богослужения. Ветхость древнего иконостаса, по свидетельству старожил, более 40 лет озабочивала церковный причт и прихожан, так как 45 лет тому назад при обметании пыли слетала резьба, но все не находило возможности приступить к реставрации, стоимость которой оценивалась более 10000 руб., тогда как на самом деле обошлась она старосте Дееву менее чем в половину. Следовательно, нужна была только решительность и энергия, что и нашлось у г. Деева, который в течение 18-летней службы, сначала помощника, потом церковного старосты сделал многое по ремонту и украшению храма Божия так, что храм из мрачного и закоптелого внутри стал светлым, чистым, и теплая церковь из холодной зимой — действительно теплой. Не поэтому ли не хватило у него мужества, как думают некоторые, явиться на выборы церковного старосты, устроенные о. Добродеевым 15 июня?
Кстати сказать, выборы произведены неправильно: во-первых, отсутствовал на них о. благочинный, а во-вторых, и много прихожан, всегда бывающих на выборах, потому что многие из них не была оповещены, узнали после из галеты «Мур. Кр.», а иные, видя неправильность их, ушли, не участвуя в выборах нового старосты, так что выборы состоялась при ничтожном числе прихожан.
Прихожанин Николо-Набережной церкви Иван Засухин» («Муромский Край», 11-го июля 1914).
«Мой предместник, покойный о. Васильев, поступал в Николо-Набережский приход на место умершего священника, о. И. Лашманова, который никакими комиссионными делами никогда не занимался.
Все службы, в том числе и молебное пение с акафистом, совершаемые православным духовенством, установлены святою церковью. Акафисты я служил во всех приходах и без всякого вознаграждения. Цель моя служения акафистов не личные средства, а единственно одно, а именно: дать возможность христианину придти в храм излить пред иконою Спасителя, или Божией Матера, или св. чуд. Николая свою радость или скорбь и горе, как в настоящее время, и — укрепить его в вере, любви и надежде во Всемогущего Господа и помощи Святых Божиих угодников!
Правда, до настоящего прихода, я служил в 4-х приходах: в 2-х в Нижегородское губ. в 2-х во Владимирской, но это не есть доказательство моей неуживчивости, раздора и тяжбы с прихожанами и церковными старостами. Поступал в приходы я по своему желанию, а не по нужде, и епархиальное начальство находило нужным его удовлетворять. Во всех приходах со всеми прихожанами у меня были самые лучшие отношения. Все приходы до настоящей минуты не прекращают своих со мной отношений. Никогда, ни в одном приходе не имел никогда тяжебного дела с прихожанами или церковными старостами, исключая одного, который церковные суммы начал было признавать за свои личные.
К церковному старосте Дееву относился и отношусь, как настоятель храма, из границ приличия и законности никогда не выходил и никой неприязни к нему не имел. Напротив, не я, а ст. Деев питал и питает ко мне неприязнь, что доказывает его на меня подача нескольких прошений, по которым было следствие и по которым Ив. Засухин был свидетелем, и его личные ко мне отношения.
Я просил бы Засухина объяснить детально: «каким образом я из неприязни к Дееву хотел лишить храм иконостаса и богослужения?!»
Г. Дееву Засухин, равно и другие, ставит в большую заслугу позолоту иконостаса, которая, согласно условию с подрядчиками, стоит 2650 pуб. Весь ремонт иконостаса произведен на средства жертвователей, которая, большею частью, поступили при мне и не без моего участия, хотя сбор пожертвований начался с 1908 года 10 мая, и пожертвования все время находились в личном распоряжении Деева, тогда как на основании §§ 28 и 32 инструкция церковных старост он должен был их поставить на приход и положить в Государственный Банк для приращения процентов. Относительно выбора старосты Засухин напрасно беспокоиться. День выбора, 15 июня, устроил не я, а он был назначен ближайшим начальством. Выборы были вполне правильны. Если на них не был о. Благочинный, то ведь он не всегда и везде на них бывает, а выборные лица, между прочим, утверждаются. О дне выборов все прихожане были уведомлены своевременно, исключая троих; а Ив. Засухина извещать приходил я сам лично, но его не было дома. Собрание прихожан 15 июня по количеству, было выдающимся, почти половина прихода, не то, что было в 1911 году — человек 6. Из собрания, как я заметил, демонстративно вышли только близкие ст. Деева — Николонабережской церкви священник Иоанн Добродеев» (Газета «Муромский край», 27-го июля 1914).
Церковь была закрыта в 1940 году. Иконостас уцелел, часть икон была перенесена в музей.
В 1950—1960-х годах в храме размещалась птицефабрика. В конце 1960-х годов Николо-Набережную церковь передали городскому музею, который предполагал создать в ней экспозицию, посвященную реке Оке и выставку деревянной скульптуры (на тот период вся коллекция хранилась в храме). В последующие годы храм пустовал.
В 1991 году церковь была передана Владимиро-Суздальской епархии Русской православной церкви для возобновления в ней богослужебной жизни. 9 июля 1993 года в храм были перенесены мощи св. праведной Иулиании Лазаревской, ставшие главной святыней храма. Сейчас мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в Михаило-Архангельском храме села Лазарево Владимирской области.


Дом при церкви

В период весеннего паводка, когда воды разлившейся Оки подступают к самому холму, на котором стоит храм, муромляне говорят: «У Николы ноги мокрые».


Крест - пограничный столб

С юго-восточной стороны храма находятся крест, пограничный столб и надпись «В память зде лежащих первых защитников града Мурома и всех погибших на защите границ России».


Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая (Никольский родник).


Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Источник у церкви Николы Набережного

Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Купальня

Никольский родник - самый почитаемый в народе. Говорят, что некоторым людям здесь несколько раз являлся сам Николай Угодник. Возник родник в том месте, где, по легенде, воткнул посох в землю один святой человек. Сначала струи родника были слабыми. Однажды воду из него почерпнул и выпил неизлечимо больной житель Мурома. На другой день он исцелился, слава о целебных свойствах воды из этого родника пошла по округе. Когда к нему потянулись люди, то струя била уже в полную силу.
Водоносный горизонт проходит под церковью и считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма.



Вид на храм Николы Набережного с Муромской набережной

Храм Никола Набережный и Муромский Воскресенский монастырь


История города Мурома

Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.
Николай Угодник (Николай Чудотворец)

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (22.05.2015)
Просмотров: 7556 | Теги: церковь, Муром | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru